ную конкурентоспособность, спортивная деятельность может стать моделью, поскольку одна из характерных черт спорта - борьба за первенство, за исключительное право считаться лучшим, быть лидером. Спорт становится одним из действенных средств социализации личности. Такие качества и черты личности, как высокая личная активность, способность к систематической упорядоченной деятельности, способность к мобилизации, инициативность, при необходимости аскеза и другие, необходимые в спортивной деятельности, в современном обществе способствуют формированию современного типа личности» [6].
Спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. Сюда можно отнести: подготовленность к длительному тренировочному процессу, социальнопсихологическую подготовленность, волевую подготовку, соревновательный опыт, способность к самовоспитанию.
Хотя невозможно отрицать, что спорт может быть источником насилия, однако примеров его позитивного влияния, как свидетельствует опыт международного спортивного содружества, намного больше [7]. Действительно, нередки случаи, когда побудительной силой занятий спортом выступают асоциальные мотивы (повышение авторитета среди подростков за счет превосходящей физической силы) либо внешняя атрибутика (красивая фигура, яркая спортивная форма, «модность» вида спорта и т.п.). Однако спортивная деятельность предоставляет огромные
возможности для формирования нравственных принципов, и первоначально достаточно низкие мотивы занятий спортом в дальнейшем способны трансформироваться в более содержательные и социально значимые.
Задача специалистов заключается не только в том, чтобы помочь выработать спортивномоторные навыки, но и в том, чтобы обеспечить усвоение навыков социальных, позволяющих преобразовать первоначально социально низкую мотивацию в более значимую, в осознанное, осмысленное стремление к гармоническому совершенству, выраженному в единстве тела, воли и разума, то есть специалист должен стремиться к воспитанию человека как активного участника общественного прогресса.
Литература
1. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. -М.: ФиС, 1983. - 176 с.
2. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте / пер. с англ. Ю.Л. Ханина. - М.: ФиС, 1978. - 224 с.
3. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-13.
4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Наука, 1984.
5. Пружинин К.Н. Педагогические условия социализации специалистов в области физической культуры и спорта: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2003. - 143 с.
6. Утишева Е.В. Физкультурное образование: Социально-педагогические и социологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1999. - 48 с.
7. Чернецкий Ю.М. Философские концептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 1.
Пружинин Константин Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и методики Восточно-Сибирской академии образования, 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова 267/2, 24, тел.8(3952)42-49-74, 89148990003, 959kpn@mail.ru
Pruzhinin ^^stanM Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and methodology, East Siberian Academy of Education, 664033, Irkutsk, Lermontov str., 267/2-24, ph. 8(3952)42-49-74, 89148990003, 959kpn@mail.ru
УДК 378:796 © В.А. Садовский, Г.Я. Галимов, Р.Д. Санжаева
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ
Проективная деятельность студента формируется в процессе физического воспитания при условиях знания специфики будущей двигательной активности производственной деятельности; сформированности профессионально важных физических способностей; умения проектировать и моделировать физкультурнооздоровительную работу.
Ключевые слова: проективная деятельность, профессионально ориентированная система физического воспитания, индивидуальные способности будущих руководителей.
V.A. Sadovskiy, G.Ya. Galimov, R.D. Sanzhaeva
PROJECT ACTIVITY IN THE SYSTEM OF STUDENTS’ PROFILED PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION OF RAILWAY BRANCH
Project activity of a student is formed in the process of physical education under the conditions of knowledge of peculiarities of future motor productive activity; professionally significant physical abilities having been formed; an ability to project and modelphysically-active work.
Keywords: project activity, professionally oriented system of physical education, individual abilities of future leaders.
Проектирование на современном этапе становления профессиональной школы является одним из важнейших элементов подготовки будущих специалистов [3]. Классическая структура процесса проектирования складывается из шести этапов: формулировка целей; анализ современного положения в решении выдвигаемой задачи; формулировка альтернативных сценариев будущего проекта; оценка по критериям, соответствующим прогнозируемым результатам (педагогическая рефлексия); выработка стратегии воплощения альтернативных проектов в жизнь; экспертная оценка или эффект результата.
Для того чтобы студент мог выполнить установку на проективную деятельность в учебной дисциплине «Физическая культура», следует перестроить ныне действующий процесс физического воспитания в профильном направлении подготовки. Уже в стенах университета будущий специалист должен познакомиться с множеством проектов по модернизации процессов производственной деятельности, апробировать десяток технологий - классических и современных, изучить систему профессиональной деятельности, рассмотреть инновационные технологии процессов трудовых операций с позиции двигательной активности, проявления профессионально важных психофизических качеств, умений и навыков выполнения конкретных технологических заданий. Целесообразно такое знакомство осуществлять с первого курса, например, в учебноознакомительной практике при профориентации. Такая предварительная работа и знакомство с одним из важнейших компонентов будущей профессиональной деятельности позволит преодолеть тот информационный, методологический и аксиологический барьер, который наблюдается у студентов в отношении к занятиям физической культурой. Опыт показывает, что раннее знакомство с различными методиками, технологиями физического воспитания, их анализ в соответствии с поставленными задачами и ожидаемыми результатами способствуют учебной и профессиональной адаптации студентов и во-
влечению их в индивидуальную, самостоятельную работу по формированию двигательной готовности к будущей трудовой деятельности.
Мы рассматриваем процесс профилированной физической подготовки студентов к проективной деятельности как один из самых важных в процессе профессионального становления специалиста железнодорожного транспорта.
Этот процесс является многолетним, так как связан со многими компонентами всей профессионально ориентированной системы физического воспитания, учитывающей индивидуальные способности студентов, их профпригодность и установку на будущую трудовую деятельность. Эти внешние и внутренние факторы дают возможность выстроить процесс физического воспитания во времени и связать со всеми блоками (технической подготовкой) деятельности технических предметов.
Индивидуальные особенности инженернотехнического работника железнодорожной отрасли раскрываются, прежде всего, через его индивидуальные симпатии и установки, они проявляются при выборе и внедрении инновационных технологий применения средств физической культуры, способствующих формированию профессионального здоровья, заставляют постоянно работать над собой, совершенствуя профессиональные физические качества.
Прежде всего, задача вузовской профессиональной педагогики должна заключаться в оказании помощи студентам в выборе таких интеллектуальных и двигательных установок, которые помогут составить интеллектуально-двигательный стиль настоящей и будущей деятельности специалиста. Эта помощь должна заключаться в определенном представлении возможностей для раскрытия склонностей, интересов и способностей студентов, начиная с первого курса. Необходима система заданий в игровой деятельности, способствующая развитию интереса к поиску индивидуального выполнения двигательного действия, физического упражнения.
Интеллектуально и двигательно развитым может считаться специалист, который, проявляя свою профессиональную компетентность и являясь личностью, имеет свою индивидуальность, творческую направленность и рациональность мышления.
Организуя профессионально ориентированную систему физического воспитания студентов в Университете путей сообщения, мы считали целесообразным сквозной идеей сделать именно интеллектуально-двигательную установку, наиболее четко и направленно ведущую к индивидуально-двигательному обучению и развитию.
Этап адаптационно-ориентационного развития в период 1-го курса обучения предусматривает знакомство с опытом работы кафедры физического воспитания по изучению используемых технологий организации физкультурнооздоровительных мероприятий, направленных на формирование двигательной готовности к выполнению производственных заданий и проектированию собственного двигательного режима. На данном этапе целесообразно проведение учебно-тренировочных занятий с применением имитационных игр, эстафет и «полос препятствий» с элементами физических упражнений по структуре, нервно-мышечного напряжения, соответствующих двигательной структуре производственных операций (заданий).
Этап овладения знаниями в области профессиональной физической культуры в период 2-го курса обучения характеризуется профессиональной адаптацией, и уровнем развития двигательных качеств студентов, способностями к накоплению «педагогической продукции» и методического материала по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы на самостоятельных контрольно-итоговых занятиях. Здесь на практике осознается социальный, производственный и вероятностный характер разработанной нами системы физического воспитания, направленный на формирование двигательного потенциала специалиста и возможность его реализации в трудовой деятельности. Студенты осознают, что базовые занятия профилированной физической подготовкой дают им возможность раскрыть свои интеллектуальные и двигательные задатки в виде формирования профессионально важных физических качеств, производственно значимых двигательных умений и навыков, степени функциональной готовности и их
реализации в проектной работе по организации физкультурно-спортивной деятельности.
На третьем этапе обучения (3-й курс) возможна организация внеурочной самостоятельной индивидуальной работы, в ходе которой студенты осуществляют наблюдение, выступают в качестве помощника организатора физкультурно-оздоровительных мероприятий, общекультурных и спортивных состязаний. Участвуют и проявляют свои физические кондиции в профессионально направленных формах двигательной активности, составляют планы, организуют команды, участвуют в роли судей, как на занятиях, так и в общественной жизни. Здесь уместен такой методический прием, как микроэтап обучения и участие в нем. Данный методический прием создает упрощенную, но наиболее качественную ситуацию, дающую студенту проектировать свой опыт в эксперименте. Завершением профилированной физической подготовки является спецкурс «Проектирование педагогических технологий профилированного физического воспитания», где студенты получают знания проективной работы с учетом на установку формирования двигательной и интеллектуальной будущей деятельности, связанной производством на железнодорожном транспорте.
Таким образом, процесс профилированной физической подготовки студентов учебных заведений железнодорожного транспорта и формирование двигательной готовности к выполнению профессиональной деятельности гармонически сочетаются с проективной составляющей, где знания теоретической подготовки, профессионально важные физические качества, производственно значимые навыки и функциональный уровень развития на личном примере реализуются в эффекте проективной деятельности.
Важным элементом проективной деятельности студентов является умение организовать оценку эффективности своих проектов [Беспалько В.П., 1995], а это уже в какой-то степени педагогические навыки. Проективная работа студента высшего профессионального образования и его будущая руководящая деятельность носит индивидуальный характер. Инструкторские навыки организации физкультурно-массовой работы на производстве требуют педагогического мастерства. Как отмечал Е.П. Белозерцев, «... овладеть педагогическим мастерством можно лишь на индивидуально-личностном уровне, ибо весь арсенал знаний осваивается субъектом в личностном контексте» (2).
В традиционно действующей системе физического воспитания специалиста железнодорожной отрасли продолжает доминировать массоворепродуктивный характер учебно-тренировочной деятельности, который не может дать установку молодому человеку на творческое решение задач, вызывающую интерес, мотив и потребность к занятиям физической культурой. Предлагаемая нами система профессионально ориентированной подготовки и формирование двигательной готовности к самореализации, способствует выполнению как профессиональнодвигательных функций на производстве, так и управленческой и организационной деятельностью своих подчиненных.
Исходя из всего вышеизложенного, мы попытались создать теоретическую модель учебновоспитательного процесса физического воспитания студентов, решающую две параллельных задачи (преследующих одну цель), первая - направленного формирования двигательной готовности личности будущего специалиста к конкретной производственной деятельности и вторая - овладение проективной деятельностью. Следуя логике построения модели, ее можно представить в виде взаимно пересекающихся компонентов: цели, концепции, содержание,
формы и методы организации физкультурномассовой работы и всего проекта системы профилированного физического воспитания студентов.
Концептуальная основа модели обеспечивает разработку основных положений, на которые опирается процесс формирования проективных умений студентов. Целевой компонент отражает результат учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование проективных умений студентов составить план будущих физкультурно-оздоровительных мероприятий для работников железнодорожного транспорта. Содержание обучения объединяет в себе как узкопрофильные знания двигательной активности специалиста, так и знание основ теории и методики профессиональной физической культуры для разработки проектирования и моделирования мероприятий физкультурно-оздоровительных мероприятий. В формах и методах организации физкультурно-спортивных мероприятий превалирует проект и индивидуальная самостоятельная работа студента. Для разработанной модели характерна внутренняя целостность, которая обеспечивается взаимодействием вышеперечисленных компонентов.
К факторам, обеспечивающим функционирование самой системы, ее структурных компонентов и направленность, следует отнести необходимость формирования у студентов тех умений, которые бы способствовали их максимальной самореализации в процессе учебной и профессиональной деятельности, отвечая требованиям отрасли и личности молодого специалиста. Именно изменившиеся требования железнодорожной отрасли к специалисту являются внутренней структурой модели профилированного физического воспитания, которая определяет ее общую направленность.
Главными факторами, побуждающими внутреннее противоречие модели, мы считаем противоречие между имеющимися узкопрофильными знаниями и несвязанность их с системой физического воспитания, отсутствие знаний по проектированию здорового образа жизни в период профессиональной деятельности. Поэтому первоочередной задачей стало обучение студентов знаниям в области профессиональной физической культуры, формирование важных физических качеств и умений, организаторских способностей по реализации их в проектной деятельности.
Процесс формирования проектных умений предполагает овладение как внешней (организаторской), так и внутренней (психофизической готовностью) сторонами проективной деятельности. Внешняя организаторская проективная деятельность студентов должна предваряться внутренней, т.е. осуществляется осмысление цели действий, собственных действий, условий их выполнения и ожидаемый результат.
Проективные умения предусматривают применение теоретических знаний основ проектирования в сочетании с личностными физическими способностями. Каждое проективное умение может рассматриваться как определенная совокупность интеллектуальных и практических действий, целенаправленных и взаимосвязанных, выполняемых в определенной последовательности. И хотя содержание каждого проективного умения является относительно устойчивым, выполнение каждого действия в практической проективной деятельности студента зависит от конкретных условий. Сознательная проективная деятельность - это совокупность алгоритмич-ных, прогнозируемых действий, основанных на осмыслении цели проекта, способов его реализации при участии, выбора принципов организации и умений управленческой деятельности. Именно глубокая теоретическая и практическая
основа придает проективным умениям целенаправленный, рефлексивный характер.
Разрабатывая ресурсную модель профилированного физического воспитания и учебновоспитательный процесс в ней, мы ставили перед собой цель главным образом сформировать потребность в движениях и умениях проектировать эту потребность. Этим и объясняется выбор методов обучения, совокупность которых позволяет сформировать двигательную готовность к производственной деятельности и не менее важные умения проектировать эту двигательную готовность по закономерностям методов проектирования и компьютерного моделирования. Именно последние методы взаимодополняют друг друга и будут способствовать более эффективному формированию проективных умений студентов. Сочетание в учебно-воспитательном процессе методов физического воспитания и методов компьютерного моделирования удовлетворяет внутреннюю структуру и согласованность модели профессионально ориентированной системы и обеспечит ее динамическое развитие при коррекционных действиях обратной связи.
Эффективная работа студента над проектом невозможна без создания методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, подобное методическое обеспечение должно содержать в себе, прежде всего, теоретические сведения об основах проектирования и служить ориентиром при работе студентов над учебным и производственным проектами.
Роль преподавателя в осуществлении студентами проективной деятельности меняется: преподаватель из «носителя» готовых знаний, умений, управленца учебно-воспитательного процесса становится консультантом, помощником. Задача преподавателя сводится не к выдаче готовых решений проблем в двигательной деятельности, а к направлению студентов на самостоятельное «добывание», решение двигательной задачи в искусственно созданной учебной среде, формирование у них более широкой и гибкой двигательной компетенции в будущей профессиональной деятельности. Эффективная
проективная деятельность может быть осуществлена студентами только в том случае, когда его личные установки на двигательную деятельность совпадают с целями, желаниями и умениями выполнять физическую активность во время обучения и производства.
Диагностическая компонента предложенной нами модели профилированного физического воспитания студентов включает в себя: первичное анкетирование, тестирование (целью которых является состояние двигательной готовности к выполнению будущего проекта, его разработка, показ и демонстрация); реализацию проекта в условиях учебной и производственной деятельности; вторичное исследование, анализ и коррекция реализуемого проекта (наблюдение, анализ, коррекция).
Структурную компоненту модели мы представили в виде пирамиды, на вершине которой находится сформированные проективные умения студентов. Среднюю часть пирамиды представляют два типа знаний студента: узкопрофильные знания специфики производственной двигательной активности специалиста и знания основ проектирования. В основе же пирамиды четыре составляющие двигательной готовности и способности студента: профессионально важные физические качества; производственно значимые умения и навыки; степень сформирован-ности функциональной готовности и личностные характеристики как руководителя проекта и будущего руководителя коллектива.
Только успешное преодоление каждой последующей ступени пирамиды приведет педагогический процесс к логическому завершению, а именно к сформированности двигательной готовности и умениям проективной деятельности.
Литература
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 170 с.
2. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя. -Л., 1990. - 208 с.
3. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997. - 656 с.
Садовский Василий Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Дальневосточного государственного университета путей сообщения, тел. (4212) 40-72-16, факс: (4212) 40-73-21. E-mail: root@festu.khv.ru. site: www.festu.khv.ru. E-mail: sad-sakura@mail.ru
Галимов Геннадий Яковлевич, чл.-кор. Российской академии естествознания, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Sadovskiy Vasily Alexeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and sport, Far Eastern State University of Transport Routes, Khabarovsk, ph. (4212) 40-72-16, факс: (4212) 40-7321. E-mail: root@festu.khv.ru www.festu.khv.ru. E-mail: sad-sakura@mail.ru.
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, correspondent member of the Russian Academy of Natural Sciences, department of the theory of physical education, Buryat State University, Ulan-Ude.
Sanzhaeva Rimma Dugarovna, doctor of psychological sciences, professor, department of aged and pedagogical psychology, Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 796:378. 172
© В.А. Садовский, А.В. Гаськов
ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ТЯГИ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Двигательная готовность является одним из компонентов профессиональной пригодности специалиста к выполнению производственной деятельности, которая условно делится на составляющие ее факторы. Каждый из них имеет свою наполняемость как профессионально важный элемент двигательных способностей специалиста.
Ключевые слова: Готовность к производственной деятельности, составляющие факторы двигательных способностей, технология профилированного физического воспитания студентов.
V.A. Sadovskiy, A.V. Gaskov
DYNAMICS OF MOTOR READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF INSTITUTE OF TRACTION AND RAILWAYS ROLLING-STOCK
Motor readiness is one of the components of expert’s professional ability for performing a professional activity, which is conditionally divided into factors composing it. Every factor has its own meaning as a professionally significant component of expert’s motor abilities.
Keywords: readiness to productive activity, constituent factors of motor abilities, technology of students ’ profiled physical training.
При определении понятия «готовности» или «пригодности» к профессиональной деятельности учеными выделяются следующие ее виды: политический, теоретический, технологический, умственный, волевой, физический, психический, двигательный, функциональный и другие виды готовности [3].
Двигательная готовность человека к профессиональной деятельности занимает определенное место и обладает порой более высокой степенью значимости. Так, например, невозможно представить бригадира или мастера путейца без должного уровня сформированности у него качеств общей и силовой выносливости, устойчивости организма к постоянным виброударным физическим нагрузкам, а машиниста локомотива с пониженным уровнем чувствительности слухового нерва, пороговыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Инженера хозяйства сигнализации централизации блокировки и связи (СЦБ) сложно представить с неуравновешенной центрально-нервной системой, низким уровнем развития статической выносливости, недостаточно развитой двигательной координацией и
концентрацией внимания, наличие которых определяет профессиональную непригодность.
Формирование двигательной готовности молодого специалиста будет зависеть от педагогической технологии профессиональной физической культуры как одной из форм процесса физического воспитания. Главной ее задачей является подготовка студентов различных институтов к будущей трудовой деятельности [1, 4, 7]. Поэтому возникает необходимость взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры с представителями профильных кафедр всех институтов университета и производственниками, с тем чтобы учесть все факторы, определяющие направленность в этом случае уже профилированной физической подготовки.
Преподавание физической культуры студента в технических вузах призвано осуществляться на основе: во-первых, профессиональных, во-вторых, оздоровительных, в-третьих, педагогических и информационных технологий, которые базируются на адекватных методических приемах целенаправленного развития, воспитания и обучения. Профильная направленность образо-