УДК 75.05
Сухарев Андрей Иванович
кандидат педагогических наук, доцент
Сухарев Павел Андреевич
Омский государственный педагогический университет
УЧЕБНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КРАТКОСРОЧНОГО РИСУНКА
В статье рассматриваются вопросы, возникающие при обучении рисунку студентов педагогических вузов. Дана характеристика некоторых видов краткосрочных рисунков отличных между собой по задачам, длительности выполнения. Приведены мнения художников о значении набросков, этюдов, эскизов в профессиональном творчестве. Ключевые слова: учебный рисунок, изобразительные материалы, набросок, учебные задачи.
Учебный рисунок - основная профессиональная дисциплина в системе художественно-педагогического образования. Профессиональная подготовка студента в этой области сводится к тому, чтобы обучить его свободному практическому владению изобразительными и выразительными средствами рисунка. Полученные в процессе обучения компетенции дадут учителю изобразительного искусства возможность наряду с педагогической деятельностью вести творческую работу.
Основу обучения академическому рисунку составляет выполнение длительных многочасовых рисунков с натуры в учебной аудитории под руководством педагога. Однако важным разделом обучения является самостоятельная работа студента (до 50% трудоемкости по предмету), которая должна включать и работу над краткосрочными рисунками - набросками с натуры, по памяти и по представлению.
Являясь вспомогательным материалом в решении учебных задач, наброски в то же время занимают особое место в овладении техникой рисунка. Рисунок, выполненный в короткий срок, требует большой лаконичности в передаче натуры, обобщенной трактовки формы, так как показывает самое существенное и характерное в изображаемом объекте. Работа над наброском развивает наблюдательность, воспитывает способность к целостному восприятию натуры, помогает овладению техническими навыками и вырабатывает индивидуальный графический язык, способствует развитию творческого отношения к рисованию с натуры.
Различают несколько видов краткосрочных рисунков отличных между собой по задачам, длительности выполнения: набросок, эскиз, этюд, кроки, грифонаж, брульон.
Набросок (англ. sketch, фр. ebauche, нем. Entwurf) - рисунок небольших размеров. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых проводятся зарисовки. Главное назначение наброска - фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника.
Эскиз - в изобразительном искусстве - предварительный набросок, фиксирующий замысел худо-
жественного произведения или его отдельной части, отличающийся свободной, беглой манерой исполнения. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы и основные цветовые соотношения будущего произведения. Различают графические, живописные и скульптурные эскизы.
Этюд - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для тщательного ее изучения. В этюдах художник разрабатывает детали задуманной композиции. Технические средства этюда очень многообразны, так как зависят от его назначения и от индивидуальности художника.
Кроки - быстро сделанный (карандашный) рисунок, схватывающий наиболее характерные черты натуры, либо бегло фиксирующий общий композиционный замысел произведения.
Грифонаж - в художественной графике - ряд беглых набросков, импровизационного характера.
Брульон - набросок, черновое письмо, записка.
Все виды краткосрочных рисунков имеют различное назначение. Но есть одно общее название, которое объединяет наброски, эскизы и этюды в едином смысловом контексте - это скиц (скицировать, то есть делать набросок, этюд, эскиз), в наше время его принято считать устаревшим. Однако, мы посчитали возможным воспользоваться им в своей работе для обозначения всех понятий краткосрочных рисунков.
Регулярное выполнение набросков занимает большое место в процессе овладения рисунком. Делая скиц, художник использует весь запас знаний о натуре, об особенностях конструктивного строения ее формы, анатомических особенностях. Чаще всего они являются подсобными упражнениями для продолжительного рисунка, предшествуют длительной учебной работе, а также могут быть ее дополнением, если служат для закрепления и проверки усвоенного материала. Однако и в процессе обучения, и в практике мастеров набросок имеет также самостоятельное значение как творческая работа. Н.Н. Ростовцев пишет: «Набросок -это быстрая зарисовка натуры; он воспитывает умение быстро мыслить, искать наиболее выразительные и лаконичные средства выражения, развивает
© Сухарев А.И., Сухарев П.А., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
29
наблюдательность. Набросок заставляет рисовальщика сосредоточивать все внимание на самом основном, отбрасывая все несущественное. В наброске выявляется степень подготовленности ученика к самостоятельной работе» [1, с. 100].
Процесс создания скицев динамичен и активен, он способствует мобилизации творческих сил и устремлений рисующих, вызывает необходимость интенсивно осуществлять поиски изобразительных средств, методов решения изображения с целью достижения наибольшей выразительности и образности трактовки изображаемого. Образное решение скица несет в себе ярко выраженное творческое начало. Даже очень скупой в средствах, исполненный лишь несколькими линиями скиц может служить незаменимым подсобным материалом в работе над композицией. Ни одна фотография не заменит его, так как не отразит самого существенного, наиболее характерного в натуре. После того как художник выразит в скице свое впечатление от увиденного, оно прочно зафиксируется в его зрительной памяти. Достижение высоко уровня мастерства в быстром рисовании основано на большом постоянном труде. Кажущаяся легкость и быстрая сноровка в выполнении скицев не приобретается в течение краткого времени. Без систематической, целенаправленной работы, мастерство не будет носить легкий и виртуозный характер.
Работа над скицем практически является одной из наиболее доступных форм овладения графической грамотой будущим художником-педагогом. При его выполнении, студенту необходимо направлять свое внимание на композиционно-пространственное восприятие натуры и конструкцию объектов изображения.
В ходе работы над многочасовыми учебными постановками студенты детально изучают такие понятия, как «композиция», «конструкция», «объем», «пропорции», «тон», «светотень», а также овладевают методом поэтапного выполнения рисунка. Все эти знания необходимо использовать и в работе над краткосрочным рисунком, но здесь не будет такого четкого разграничения перечисленных выше факторов, последовательно решаемых в длительных учебных постановках. В скице все это выступает как бы в концентрированном виде и требует максимального сосредоточения внимания рисующего, что, естественно, осложняет работу студентов [3].
По характеру исполнения скицы могут быть как линейными, без передачи тональных отношений, условий освещения, так и решающими тональную задачу. Характер тонального или линейного решения скица зависит от поставленной творческой задачи. Студенты в процессе обучения овладевает той пространственной, «живой» линией, которая лаконично и выразительно передает изображаемую модель. Различный характер линии делает ее од-
ним из основных средств выразительной передачи объемных форм в скице, что позволяет с предельной лаконичностью решать композиционные, пластические и пространственные задачи. Специфика скица требует уверенности и выразительности линии. Вялая линия делает набросок сухим, безжизненным изображением. Студентам необходимо понять, что линии в рисунке представляют собой итог сложной работы по изучению формы. Линия в ски-це является средством передачи объема, а не самоцелью и целиком зависит от задачи изображения. Выразительная линия, зависящая от силы нажима используемого материала на поверхность бумаги, должна идти по форме, выявляя ее пластико-кон-структивный характер.
Светотеневые отношения в скице можно передавать очень скупо, лишь на самых основных участках формы. В том случае, если в нем требуется передать тональные отношения и силуэт изображаемой натуры, находящейся в условиях определенного освещения, выполняется при помощи штриховки или тушевки некоторых участков изображения. Решая тональную задачу, не следует стремиться к передаче абсолютной силы тона изображения. Важно верно выразить отношения освещенных и теневых поверхностей. Масштаб тональных градаций в скице может быть сокращен до предела, свет - тень, без передачи переходных полутонов. К такому решению часто прибегают в набросках, выполняемых тушью, кистью или фломастером.
Материалами и инструментами для выполнения скицев могут служить различные карандаши, уголь, сангина, пастель, соус, чернила, тушь, акварель, кисти, палочки, перья, автоматические и простые ручки, специальные карандаши с фетровым или пластиковым стержнем, гуашевые и масляные краски, рисовальные мелки, гелиевые стержни.
Наиболее частое применение в работе над набросками находят простые графитные карандаши. С их помощью можно создавать линеарные и тональные наброски, разные по интенсивности звучания линий и пятен. Иногда выполнив набросок или зарисовку графитным карандашом, некоторые части изображения слегка подцвечивают двумя -тремя цветными карандашами. Подобный прием оживляет, обогащает рисунок, и в каких-то случаях его применение бывает уместно.
Очень удобны для выполнения набросков «мягкие материалы» - уголь, сангина, пастель. С их помощью можно рисовать, используя и линию, и пятно, быстро закрывая большие поверхности бумаги. Эти материалы позволяют работать широко, разнообразно, дают возможность достигать эффективного, выразительного решения с богатством тональных отношений.
Большими техническими возможности обладает фломастер. Изобразительные возможности фломастера в значительной мере зависят от толщины
30
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
и плотности стержня, степени насыщенности стержня, силы нажима на него. Наличие толстого стержня дает возможность работать над набросками довольно большого размера; фломастеры с тонким стержнем обычно используют для линеарного рисования.
Часто скицы выполняют с помощью мягкой кисти и акварельной краски. Применяя технику заливки, можно убедительно передавать большую форму предмета, его силуэт. Иногда технический прием заливки сочетается с прорисовкой контуров рисунка пером или фломастером. Применяют также размывку предварительно сделанного контура изображения кистью, смоченной водой.
Интересны скицы, которые делают тушью, используя кисти. Возможно работа, как неразбавленной тушью, так и с добавлением воды до требуемой консистенции. Чередование светлых и темных участков изображения позволяют создавать яркие контрастные наброски, в которых тонкая прорисовка деталей кончиком кисти может сочетаться с нанесением широких тональных пятен методом заливки.
Выполняя скицы, чаще всего используют листы бумаги различных сортов и размеров. Применение бумаги, различной по размеру, цвету, тону, является одним из средств достижения выразительности набросков. Желая добиться разнообразия, художники используют бумагу с разной фактурой.
Работа студентов в области краткосрочного рисунка открывает большие возможности для развития творческих способностей, проявления оригинальности в решении творческих задач, выборе графических приемов и средств образного выражения.
Для того чтобы выяснить, каково значение набросков, этюдов, эскизов для современных художников, мы опросили нескольких омских художников, выясняя их отношение к так называемым вспомогательным рисункам - скицам. Мы задали следующие вопросы: Какое значение имеют наброски и этюды для сложившихся художников и именно для вас?; Надо ли специально учить делать наброски и этюды и изменилось ли ваше отношение к наброскам и этюдам с того времени, как вы сами учились?
Вопрос 1. Какое значение имеют наброски и этюды для сложившихся художников и именно для вас?
Маслов Виктор Иванович, живописец, профессор кафедры монументально-декоративного искусства ОмГПУ, член СХ с 1977 г. «Набросок - это первостепенно, это изучение жизни, наблюдение жизни. Когда ты делаешь набросок, ты невольно учишься видеть главное и развиваешь зрительную память, воображение, рука работает. Набросок очень многое значит для художника, также как для музыканта все время пальцы тренировать важно, так и набросок для художника - тренировка. Я все время делаю наброски и этюды - это моя привычка, причем очень хорошая привычка. Она дает свежий взгляд на знакомую тему или помогает поиску новой».
Баймуханов Геймран Султанович, живописец, профессор кафедры академической живописи и рисунка ОмГПУ, член СХ с 1997 г. «Наброски и этюды - это момент поиска сюжета карандашом, кистью. Чувствуешь, что в какой-то момент, не складывается картина, чтобы найти решение опять возвращаешься к наброскам и этюдам. Непросто ходишь и делаешь этюды, а наблюдаешь в поисках сюжета. Иногда просто необходимо коснуться темы живьём, увидеть ее с карандашом в руках, такое живое впечатление, очень важно. Я делаю зарисовки всегда, как только появляется такая возможность. Хожу, наблюдаю, выбираю место. По старым местам хожу. Бывают сюжеты красивые зимой, а потом подумаешь: «Какие они будут весной, летом, осенью?» - и снова возвращаешься в те же места».
Дорохов Евгений Дмитриевич, профессор кафедры монументально-декоративного искусства ОмГПУ, член СХ с 1991 г. «Наброски, зарисовки я делаю, как правило, малоформатные блокнотного вида без этюдника, потом опираясь на них, делаю большие работы, линейные наброски тоже идут как рабочий материал».
Можно, сказать, что все опрошенные нами художники едины во мнении - выполнять скицы надо постоянно, как только появляется такая возможность, так как работа художника основывается на постоянном наблюдении и изучении натуры, природы.
Вопрос 2. Надо ли специально учить делать наброски и изменилось ли ваше отношение к наброскам и этюдам с того времени, как вы сами учились?
Маслов В.И. «Специально наброскам не научишь, но требовать, объяснять как их выполнить, какими могут быть сюжеты, как воспользоваться материалом безусловно надо. Нет, однако, сначала преподаватели меня убеждали теоретически в необходимости их выполнения, а теперь я сам убедился в том, что надо их делать постоянно».
Баймуханов Г.С. «Нет наверно, хотя мы всегда учимся у старшего поколения. У той истории, которая уже была. Наброски и этюды, сделанные старыми мастерами поражают мастерством исполнения. Прежде всего, учиться надо у того, что вокруг нас - наблюдайте. Нет, не изменилось ничего, как ходил, так и хожу, и буду ходить. Главное чтобы не перегореть, чтобы не надоело. Наброски и этюды -это стержень всего. Я и студентом много работал и сейчас. Просто сейчас другое понимание того, что хочу сделать, быстрее выхватываю то, что интересно, нахожу сюжет. Раньше мог пройти мимо сюжета, который был хорош по каким-то пластическим моментам, чего-то не замечал, сейчас стал более опытным, наверное».
Дорохов Е.Д. «Да, в учебном процессе надо. Нас учили делать наброски, ставя разные задачи, различными материалами. Мы делали наброски карандашом, шариковой ручкой или кистью, обобщая все. Я считаю это нормально, это нужно и во-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
31
обще чем больше делаешь набросков, тем лучше. Особенно для художника на начальном этапе развития, потому что ставишь глаз и руку и это, прежде всего, за счет набросков и их количества. Когда я учился, я делал очень много набросков. Во время учебы с нас требовали по 50 набросков в неделю. Мы постоянно ездили на вокзал, ходили на базар. Все это требовали преподаватели, теперь я сам понимаю их значимость».
Со временем у художника появляется опыт в выполнении зарисовок и этюдов, и поэтому меняется взгляд на то, какую роль они играют в творчестве художника. Во время обучения это процесс спонтанный, которым чаще всего руководят преподаватели. В процессе собственного творчества появляется понимание того, что дают скицы и потребность в их постоянном выполнении. Формируется профессиональный взгляд на вспомогательные рисунки.
Выполнение скицев помогает шлифовать мастерство владения изобразительными средствами, отра-
батывать практические навыки рисования. Процесс создания набросков и этюдов вызывает у художника состояние приподнятости, заинтересованности делать работу творческой созидательной. Важно и то обстоятельство, что рисующие тут же видят результаты своего труда, могут быстро выполнить несколько набросков одного и того же объекта. Поиски художественного решения можно осуществлять незамедлительно и многократно. У художника имеется возможность экспериментировать, искать, осуществлять интересную и продуктивную творческую работу.
Библиографический список
1. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. -М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
2. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. -М.: Просвещение, 1986. - 159 с.
3. Унковский А.А. Рисунки - наброски. - М.: Просвещение, 1982. - 40 с.
УДК 373.5.016:811.111 ; 37. 091.3
Трофимова Александра Юрьевна Манджиева Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Калмыцкий государственный университет, г. Элиста sasha.trofimova. [email protected], [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В данной статье показаны результаты психолого-педагогического эксперимента одной из немаловажных проблем — формирование навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка. Предложена краткая характеристика целей, задач и принципов эксперимента, раскрыты основные структурные компоненты модели, а также подходы, которые мы взяли за основу при ее создании. Также на одном из этапов опытно-экспериментальной работы мы использовали национально-региональный компонент, что способствовало развитию культурной и духовно богатой личности, укреплению уважения к национальной культуре и культуре другого народа. В процессе изучения возникло уважение к национальным традициям своего народа, к народу той республики, в которой они проживают. Полученные результаты подтверждают, что на уроках английского языка необходимо использовать наглядный раздаточный материал, карточки, просмотр мультфильмов на английском языке, прослушивание аутентичного текста, подвижные игры. Использование таких приемов привело к продвижению учеников на более высокий уровень овладения навыками языковой компетентности.
Ключевые слова: Английский язык, языковая компетентность, младший школьник, модель, психолого-педагогический эксперимент, национально-региональный компонент, говорение, аудирование, чтение, письмо.
С развитием культурных и экономических отношений между странами и народами повышается роль изучения иностранных языков. С каждым годом возрастает спрос на людей, которые владеют иностранными языками. От современного специалиста требуется не только владение иностранным языком, но и то, насколько эффективно он сумеет использовать его в сфере повседневной и профессиональной коммуникации. Но это невыполнимо без знания общественных норм, духовных ценностей и традиций других народов.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования главным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование навыков
языковой компетентности [6, с. 8]. Термин «языковая компетентность» означает совокупность языковых знаний, навыков и умений, освоение которыми позволяет реализовывать иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в различных сферах деятельности, а также способствует развитию языковых способностей обучаемых [2, с. 362]. Учащиеся начинают изучать иностранный язык со 2 класса, потому что именно в этом возрасте они наиболее восприимчивы к усвоению языка, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. В свою очередь, изучение иностранного язы-
32
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Трофимова А.Ю., Манджиева Е.В., 2014