УДК 743/75:371.214.14
ЛОМОВ С.П.
ПРЕФЕРЕНЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ключевые слова: изобразительное искусство, общеобразовательная школа, методы обучения, рисование, познавательный интерес, психическое развитие школьников.
В статье рассматривается фундаментальная проблема просветительского значения искусства. Автор анализирует образовательно-развивающую характеристику изобразительного искусства, изменение образовательной компоненты зрительного осмысления реального и ирреального мира, используя который, человек может познавать все явления природы и особенности общественного развития. Показано, что, организуя обучение изобразительному искусству, нужно обращать внимание на психологические особенности обучения, определяемые содержанием учебной дисциплины. Осмысление сущности и структуры изображаемого требует от школьников способности выполнять мыслительные операции (моделирования, абстрагирования и т.п.), что и определяет их творческое и художественно-эстетическое мышление.
LOMOV, S.P.
PREFERENCES OF FINE ARTS IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL
Keywords: fine arts, general education school, teaching methods, drawing, cognitive interest, mental development of schoolchildren.
In the article viewed the fundamental problem of the enlightening significance of art. The authors analyze the educational-developmental characteristic of the fine arts, the change in the educational component of visual comprehension of the real and surreal world, using which a person can cognize all the phenomena of nature and the features of social development. It is shown that, by organizing the teaching of the fine arts, one must pay attention to the psychological features of learning, determined by the content of the educational discipline. Understanding of the essence and structure of the image requires students to perform mental operations (modeling, abstraction, etc.), which determines their creative and artistic and aesthetic thinking.
Знания в области визуальных информационно-коммуникативных систем сегодня необходимы всем, особенно тем, кто интересуется искусством и кто к нему не безразличен. Сегодня иное время, время «клиповых» категорий, а значит, наше зрительное мышление тоже должно быть более совершенным. Значение современных исследований в области визуального (зрительного) знания, как инструмента познания реального мира через изобразительное искусство, усиливается пропорционально развитию нового жизненного сценария человечества, определяемого информационными технологиями и каналами цифровой трансляции. Это обстоятельство обуславливает изменение образовательного компонента зрительного осмысления реального и ирреального мира, используя который, человек может познавать все явления природы и особенности общественного развития. Поэтому просветительская составляющая искусства весьма актуальна в современном образовательном пространстве. Она проливает свет на взаимосвязь изобразительного искусства с философией, теорией культуры, эстетикой, иными сферами знаний, делая ненужным вопрос о том, для чего изучают изобразительную грамоту.
Если подходить к обучению изобразительному искусству потребительски, то можно определить достаточное число профессий, владение которыми не требует знаний в области рисования, либо касается незначительного набора примитивных представлений о пропорциях, перспективе, колористике, теории теней и пр., которые могут быть изложены в процессе получения профессии.
Основанием, оправдывающим присутствие изобразительного искусства в школе, является его образовательно-развивающая характеристика, позволяющая видеть в нем не просто развитие навыков восприятия профессионального искусства, пассивного созерцания и пояснения рассматриваемых сюжетов. Смещение педагогического процесса в сторону творчества объясняет утрату актуальности репродуцирования и создания наивных образов,
успешно создаваемых в младших классах. Сегодня школьники взрослеют очень рано, их интеллектуальный и эмоционально-творческий потенциал становится более зрелым уже на раннем этапе обучения. Дети прекрасно понимают серьезность обучения и сущность какого-либо образовательного предмета. Таким образом, образовательные цели обучения изобразительному искусству можно сформулировать, как:
- дальнейшее ознакомление с основами изобразительной грамоты (основными понятиями, законами и теориями); все эти категории достаточно подробно представлены в нашей отечественной школе и не потеряли актуальности со времен И.Е. Репина;
- формирование в процессе рисования с натуры естественно-научной картины окружающего мира в сознании обучающихся (следует отметить важность рисования с натуры, как важного фактора формирования научного и гуманистического мировоззрения). В то время, когда человечество может существовать в иллюзорном, проектируемом мире при помощи компьютера, возвращаться в реальные условия становится все трудней, и постепенно компьютерные технологии становятся хозяевами положения, незаметно сращиваясь с человеком, определяя его киберсущность;
- овладение основными методами проектной изобразительной деятельности, позволяющими развить творческий потенциал личности;
- гуманитарное образование, художественно-эстетическое воспитание и формирование практических умений и навыков, подготовка школьников к творчеству и общественно-полезному труду в любой сфере человеческой деятельности.
Цели освоения учебного материала могут определять содержательный фактор, позволяющий оценить значимость того или иного учебного материала. Цели образования существенно влияют и на структуру образовательной области «Искусство», на соотношение его структурных элементов и, тем самым, определяют стиль мышления обучаемых.
Изобразительное искусство, как гуманитарное знание, представляется творческим предметом. Следовательно, курс обучения должен строиться на практической, деятельностной основе. В обучении изобразительному искусству, точно так же как и в науке, эксперимент и практика являются и источником знания (т.е. и исходным пунктом учебного познания), и критерием истины (завершающим этапом учебного познания). Наконец, рисование имеет важное политехническое значение, вследствие чего специальное изучение основ изобразительной грамоты необходимо с точки зрения целей обучения.
Обучение изобразительному искусству представляет педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством учителя овладевают систематизированными знаниями в области изобразительных основ, умениями и навыками по применению этих знаний на практике, обращению с различными художественными техниками и материалами, широко используемыми в современной повседневной жизни.
Обучение является двусторонним процессом, составленным из деятельности учителя (преподавания) и деятельных учащихся (учения), результатами которого становятся получение общего художественно-эстетического образования, формирование научного мировоззрения учащихся и подготовка их к жизни.
Для правильной научной организации учебного процесса учителю необходимы хорошие знания не только теоретических основ в области изобразительного искусства и методики его преподавания, но и закономерностей процесса обучения, обусловленных психологически, особенностей становления знаний, формирования умений, навыков, специфики развития мышления. Успешное решение воспитательных задач в период обучения определяется знаниями психологических закономерностей процесса формирования личности, возрастных особенностей и индивидуальных различий психического развития детей; направленности личности учащегося (интересы, склонности, отношение к учению, труду, коллективу и самому себе), волевых и эмоциональных качеств (самостоятельность суждений и действий, инициативность, настойчивость, целеустремленность, уровень эмоциональности, глубину переживаний и проч.), особенностей познавательной
деятельности и умственного развития (внимание, память, мышление и речь, воображение, способности).
Организующему процесс обучения важно знать современные концепции психического развития личности. Актуальные отечественные исследования в области психологии предполагают, что психологические свойства личности являются следствием влияния окружающего мира, обучения, воспитания и внедряются в сознание извне. Что же касается задатков и способностей, типологических свойств нервной системы (темперамент, особенности памяти, некоторые особенности характера), то в их формировании признается совокупное влияние наследственности и среды воспитания. Они представляют собой «слепки» наследуемого генетического материала и результаты влияния среды, условий реализация полученной информации. Отечественные психологи исходят из признания психических особенностей человека как формирующихся в большей степени прижизненно за счет социального опыта человека, условий его существования.
Особо значимы для психического развития воспитание и обучение, поскольку их взаимосвязь представляет собой целенаправленный процесс воздействия одного поколения на другое с целью становления определенных личностных качеств, интересующих общество. При этом человек рассматривается как деятельное существо, а не объект влияния окружения. Психику человека определяют не внешние воздействия, а процесс его взаимодействия со средой, осуществляемый путем его деятельности. Поэтому говорить допустимо не столько о воздействии среды, сколько о процессе взаимодействия человека и окружающей среды.
Исследования в области психологии позволяют признать человека, который не изолирован окружающей средой, а взаимодействует с ней, способным сознательно изменять свою личность в процессе самовоспитания. Сегодня, находясь в достаточно агрессивной среде информационных технологий, молодому человеку весьма трудно объективно смоделировать свои потребности и интересы. В этой связи, все предметные образовательные области направлены на мотивирование обучающихся к научному познанию мира, в том числе и путем изобразительной деятельности.
Развитие способностей человека является важным условием его психического развития. Также условием развития являются врожденные особенности физиологии мозга и нервной системы, хотя они и не гарантируют развития способностей. Формирование и дальнейшее развитие способностей человека определяются условиями существования человека, его обучения и воспитания. Тем не менее, одинаковые условия жизни и деятельности людей не означают становления одинаковых интеллектуальных способностей. Значение имеет решение проблемы соотношения воспитания и обучения, с одной стороны, и развития - с другой. Исследователями установлено, что умственное развитие зависит от биологического созревания ребенка, и этот факт необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе. Поэтому в российской системе образования изучение изобразительного искусства начинается с раннего возраста. Этим же объясняется и ступенчатое построение всего курса обучения изобразительному искусству, представленного в нашей серии, которая была разработана еще в начале прошлого века.
Обучение не может игнорировать внутренние законы развития. Следует помнить, что возможности обучения широки, но не беспредельны. Обеспечением психического развития обучающегося является преодоление противоречий между желаемым и действительным, личным и общественным. Процесс психической деятельности преодолевает такие противоречия, и воспитанники постепенно поднимаются на более высокие уровни интеллектуального развития. Отдельные периоды развития ребенка оцениваются как максимально благоприятные для развития психики.
Считается, что для становления определенных видов психического развития есть оптимальные сроки. Например, в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева такие периоды называются сентизитивными: период развития речи захватывает промежуток от 1 до 5 лет, модельное мышление формируется в 11-13 лет, абстрактно-логическое мышление устанавливается от 15 до 20 лет. В нашем случае учащийся 8 класса уже подготовлен к
рациональному абстрактно-логическому освоению реальных процессов. По мере развития человека его психика становится все более устойчивой и обретает качества единства, что определяет образование каких-либо личностных черт и определяет склонность к творчеству.
Большой вклад в область изучения возрастной иерархии в психологии искусства внес известный ученый академик В.С. Кузин, который считал одной из важных задач обучения ИЗО изучение психологического воздействия на формирование личности, на формирование ее мировоззрения, убеждений, идеалов. Психика, будучи пластичной, обеспечивает целенаправленные изменения в условиях обучения и воспитания. При недостаточном развитии какой-либо из ее функций усиленно развиваются другие функции, будучи компенсирующими. Например, дефекты зрения компенсируются обостренным развитием слухового анализатора, а ошибки памяти можно компенсировать за счет жесткой организации работы. Все это необходимо учитывать в процессе обучения.
Характерные виды изобразительной деятельности учащегося следует учитывать в определенном возрасте, как обеспечивающие психологические особенности, что позволяет педагогу применять методы, соответствующие возможностям школьника в учебно-воспитательной работе и обеспечивающие максимальный педагогический эффект. Естественно, что в таком случае следует принимать во внимание индивидуальные различия и уровни развития учащихся, особенности их психической организации.
Решая проблемы развития способностей ребенка, учителю необходимо обращать внимание на взаимосвязь умственного развития и формируемого знания, как платформы мышления, становления приемов умственной деятельности, обеспечивающих формирование знаний. Критериями умственного развития можно признать:
- скорость процесса усвоения пройденного материала, обучаемости;
- скорость мышления, которую можно определить количеством и характером рассуждений, приводящих к формулировке закономерностей;
- анализ и синтез в мыслительной деятельности;
- перенос приемов умственной деятельности с одного объекта на другой;
- умение самостоятельно обобщать полученные знания, классифицировать изучаемое.
Высокий уровень умственного развития характеризуется межпредметным
обобщением умственных приемов, создающим условия для широкого их переноса с одного учебного предмета на другой. К примеру, отметим перенос обобщенного приема изучения цветовых и рефлексивных явлений в изобразительном искусстве на изучение химических и физических явлений взаимодействия света и цвета. Любой предмет необходимо преподавать так, чтобы процесс обучения способствовал активизации мыслительных способностей школьников. Знание критериев умственного развития определяет возможности педагога в выборе методов и приемов обучения, содействующих развитию перечисленных критериев мышления и позволяющих корректно оценивать и контролировать результаты учебной деятельности, развивающей умственные способности учащихся.
Благодаря исследованиям психологов и педагогов можно сделать вывод о том, что в процессе обучения необходимо вооружать учащихся не только системой знаний, но и системой познавательных умений, т.е. системой приемов умственной деятельности. Организуя обучение изобразительному искусству нужно обращать внимание на психологические особенности обучения, определяемые содержанием учебной дисциплины. Осмысление сущности и структуры изображаемого требует от школьников способности выполнять мыслительные операции моделирования, абстрагирования и т.п., что и определяет творческое и художественно-эстетическое мышление. Операции которого способны формироваться в процессе обучения и развиваться с возрастом.
Психологические особенности процесса обучения заключаются и в творческой деятельности школьника, потому, что в изобразительном искусстве гораздо более ярко, чем в других предметных случаях, используются модели и знаковые конструкции (поскольку изображается не то, что реально наблюдаемо, а то, что человек знает о предметах и явлениях). В таких случаях от школьников требуется совершение перехода от фантазии и
знаковых изображений к реальности, а затем - к построению воображаемых предметов и явлений. Кроме того, значимой спецификой, определяющей процесс обучения изобразительному искусству, можно считать его эмоциональность, связанную с показами приемов творческой работы и самостоятельного выполнения работ школьниками.
Все эти особенности следует принимать во внимание, организуя восприятие обучающимися предлагаемого материала. Каждый этап обучения предполагает создание фонда мыслительных операций, которыми постепенно овладевают учащиеся. Это позволяет проектировать новые мыслительные операции, владеть которыми школьники смогут после изучения нового материала. Например, в 8 классе развивающее обучение формируется в соответствии с возрастными психическими особенностями и определяется чувственно-конкретным восприятием. Но следует не забывать о том, что уровень абстрактного мышления только начинает определяться (в большинстве случаев у девочек, т.к. мальчики, в этом возрасте способны мыслить абстрактно-логическими категориями). Преобладает наглядно-образное мышление, что требует опоры на чувственно-конкретное восприятие при изучении перспективы, объемно-конструктивных характеристик предметов и работы с наглядностью. Тем не менее, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу, формирующую у школьников умение сравнивать и анализировать с целью установления существенных признаков возможной классификации явлений и предметов. Необходимые для этого интеллектуальные умения в области изобразительной деятельности могут достичь высокого уровня, раскрывая познавательные способности учащихся, обеспечивая творческое развитие. У школьников, подготовленных к усвоению и обработке возрастающего объема визуальной информации, должны вырабатываться навыки выполнения сложных операций переноса знаний и умений в области изобразительного искусства в сферу приобретения знаний по другим предметным курсам. В этом смысле важны моменты выработки умений систематизации, обобщения, умения работать самостоятельно с источниками информации и создавать суждения.
Одним из важных стимулов познания нового является интерес, используя который можно развивать интеллектуальную активность, память, воображение, внимание и сосредоточенность. Интерес учащихся к какой-либо предметной области успешно используется в становлении морально-волевых качеств и развитии личности в целом.
Проблема воспитания познавательного интереса в настоящее время приобретает особенно важное значение в связи с осуществлением полного перехода на новые образовательные стандарты. Характерная особенность познавательного интереса к изобразительной деятельности состоит в том, что он носит интеллектуально-эмоциональный характер: направлен на выявление в интересующем субъекта предмете новых сторон, объяснение смысла явлений, выявление связи причин и следствий.
Позитивное отношение школьника к процессу учения определяется познавательным интересом, направленным как на область конкретных знаний по предмету, так и на процесс обучения в целом. В случае, если педагогу удается пробудить интерес к учебной дисциплине, формируются предпосылки для самостоятельного творчества учеников, стремящихся преодолеть сложности на пути познания. Если же интерес не активирован, то любая информация не вызывает положительных эмоций и проходит, не оставляя следов, -вне участия обучающихся. Возникновение интереса к изобразительному искусству у младших школьников обеспечивается использованием на уроках наглядных материалов, выполнением творческих заданий, личностными качествами педагога. Для старшеклассников ни организованные учителем показы, ни самостоятельные работы уже не обладают решающим значением. В этом возрасте более значимо осмысление знаний, опосредованных повседневной жизнью. Многие старшие школьники проявляют интерес к изобразительному искусству, связывая эту предметную область с выбором будущей профессии, и желают специализироваться в области изучения проблем изобразительного искусства.
Исследования отсутствия интереса школьников к изобразительному искусству обнаружили, что для значительного количества учащихся данный предмет крайне труден в
силу отсутствия способностей к изображению, хотя есть потребности и мотивация. Кроме того, отношение части взрослых к изобразительному искусству, как к терапии или развлечению, как к чему-то несерьезному, снижает желание учиться.
В числе причин, обусловливающих отрицательное отношение к предмету, учащиеся старших классов называют нехватку знаний, которые должны были сформироваться ранее. Отсутствие или неполнота таковых представляют собой препятствие в освоении текущего материала, в силу непонимания которого может сформироваться негативное отношение к учебной дисциплине, как таковой. Кроме того, ложная второстепенность изобразительного искусства в системе школьных дисциплин зачастую приводит к низким результатам.
С целью выявления путей развития познавательного интереса к предмету, учащимся предлагался вопрос: «Что нужно сделать, чтобы уроки изобразительного искусства стали более интересными?» Становление стабильного, глубокого интереса к учебной дисциплине определяется применением системы методов, способных активизировать внимание учеников и мышление школьников. Также плодотворным оказывается применение приемов, формирующих позитивные эмоции, поднимающих самооценку учащихся и, тем самым, позволяющих раскрыть значимость определенных знаний предметной области как актуальных в настоящее время. Творческие, эффективно работающие учителя в целях развития познавательных интересов применяют разнообразные методы обучения, в том числе работу на планшетах, интерактивных досках и пр. Поэтому важно учитывать особенности возраста обучающихся, уровень развития мышления, определяющий индивидуальность и уровень художественно-эстетической подготовки школьников.
Старшеклассники, как показывают наблюдения, в большинстве своем стремятся к конкретной деятельности, к практике, воспринимаемой ими как подготовка к самостоятельной жизни. В результате, максимально интересными в этой среде становятся успешные демонстрации и презентации, творческие работы, пошаговые показы процесса выполнения каких-либо домашних заданий (эскизы, этюды) и выполнение творческих заданий, свидетельствующих об усвоении получаемых в процессе обучения знаний. Тем не менее, им важны вопросы и задачи, стимулирующие получение новых знаний, так называемые «ежедневные открытия», позволяющие вырабатывать умения самостоятельного формулирования задачи и объяснения наблюдаемых явлений. Например, изучая тему «Теории теней», шестиклассники способны работать над задачами, раскрывающими:
- особенности формирования теней, создаваемых разными источниками света;
- изменения воспринимаемого цвета предмета в зависимости от цвета и освещения предметного окружения;
- специфику распределения тени в соответствии с объемом предмета;
- эстетическую сущность композиционных построений в произведениях различных авторов.
В связи с утратой школой учебной дисциплины «Черчение», учащиеся седьмого и восьмого классов с интересом относятся к освоению достаточно большого раздела, связанного с дизайном (графическим, архитектурным, средовым, коммуникативным и пр.) Возникновение интереса в школьном возрасте зависит от эмоционального тонуса познавательной деятельности. К сожалению, иногда приходится наблюдать, как интересные по содержанию задания (например, на свободную тему) подаются учителем бесстрастно, безразлично и поэтому не вызывают у учащихся соответствующего отклика. Это происходит и тогда, когда учитель оказывается неспособным показать проблему задания, методические «ключи» и практическое значение его решения. Полезно предложить учащимся самим произвести анализ выполненных творческих работ. Подобные занятия представляют для развития познавательных интересов и становления творческой деятельности гораздо более перспективную работу по сравнению с решением абстрактных задач.
Возникновению и развитию познавательного интереса учащихся способствует организация их самостоятельной работы с дополнительной литературой, альбомами по
искусству, научно-популярными брошюрами, журналами, учебными пособиями, электронными приложениями.
Опыт творчески работающих учителей и проведенные исследования показывают, что в каждом классе целесообразна организация систематических экскурсий в музеи и выставочные залы, экскурсий на природу, а также широкомасштабной выставочной деятельности самих школьников. Результаты выставочной деятельности анализируются в классе. Лучшие работы могут быть представлены на школьную выставку или олимпиаду. Во всех случаях учащимся необходимо осознавать заинтересованность педагога в результативности их самостоятельной работы. Для того чтобы познавательные интересы учащихся развивались, необходимо создать поддерживающую обстановку, способную стимулировать творческую работу учеников, способствующую их продвижению не только в получении новых знаний, но и в развитии познавательных умений, в овладении наблюдением, способностью экспериментировать, в расширении восприятия и формулировании образных задач. Именно в таком контексте формирование обобщенных познавательных умений у школьников приобретает серьезное значение.
Еще раз подчеркнем, что при этом особенно важным фактором, определяющим отношение учеников к предмету, является личность учителя. Отношение многих учеников к предмету зависит от того, насколько интересно он преподается. Если в школе работает учитель, любящий свой предмет, этот предмет привлекает внимание многих школьников. Деятельность учителя на уроке, в которой наиболее ярко проявляются его личностные качества и организованная им познавательная учебная активность учащихся, является основным источником возникновения у школьников интереса к предмету, их мотивации к обучению изобразительному искусству.
Литература и источники
1. Государственный образовательный стандарт (ФГОС). М., 2012.
2. Примерные образовательные программы. М., 2016.
3. Кузин В.С. Психология живописи. М., 2006.
4. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М., 2010.
5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 2012.
6. Свешников А.В. Искусство как потребность. М., 2011.
ЛОМОВ СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, академик РАХ, профессор Московского педагогического государственного университета ([email protected]). LOMOV, STANISLAV P. - Doctor of Pedagogy, Professor, the Academician of the Russian Academy of Education, the Academician of the Russian Academy of Arts, Professor of the Moscow Pedagogical State University.
УДК 377.5(73): 370(47+57)Р
ИГНАТЬЕВ С.Е.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ США КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Ключевые слова: художественное образование, общеобразовательная школа, методы преподавания рисования, рисование в школах США.
В статье рассмотрена проблема взаимного влияния методов преподавания рисования в конце XIX - начале XX веков в Соединенных Штатах Северной Америки (США) и Российской империи. Показано, что американские методики привлекли внимание российских педагогов тем, что они, в значительной мере, отличались от сложившихся методов преподавания этого предмета в общеобразовательных школах Европы и, в том числе, России. Отмечается, что перспективные и логически верные идеи, заложенные американцами в системе художественного образования, в силу объективных причин, были в значительной мере искажены.
IGNATEV, S.E. ART EDUCATION IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOLS OF THE USA END OF END OF THE XIX-BEGINNING OF THE XX CENTURIES
Keywords: art education, general education school, methods of teaching drawing, drawing in US schools.