НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Развитие интереса школьников к изобразительному искусству в условиях e-learning среды средствами мультимедиа технологий
Аманжолова Жаксыгул Сейткалиевна,
аспирант, кафедра истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам развития интереса школьников к изобразительному искусству в условия e-learning среды средствами мультимедиа технологий. Автором обозначена актуальность и значимость проблемы развития интереса детей в условиях цифровой образовательной среды. Рассматриваются причины, проблемы и условия снижения интереса школьников к учебной деятельности, в частности к изобразительному искусству. Раскрыта проблема восприятия аудиальной и визуальной информации в цифровом формате, показано влияние этих факторов на учебно-познавательный интерес школьников. Дано определение понятия «интерес», представлена его структура и компоненты, активизация которых в условиях электронного обучения на уроках изобразительного искусства способствует развитию интереса школьников к изобразительному искусству. Обосновывается эффективность педагогического потенциала в процессе применения мультимедиа технологий в обучении школьников изобразительному искусству. Проведен анализ педагогических возможностей «Московской электронной школы» (МЭШ) как фактора информатизации системы образования. Приводится пример использования интерактивной панели на уроках изобразительного искусства в «Московской электронной школе» как условия развития познавательного интереса школьников.
Ключевые слова: интерес, изобразительное искусство, цифровая образовательная среда, мультимедиа технологии, интерактивная панель, азбука искусства.
о с
U
сэ см о см
СП
Проблема разработки эффективных информационных технологий, направленных на развитие познавательного интереса школьников к изобразительному искусству, является актуальной в современной педагогической теории и практике. Актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников к изобразительному искусству обусловлена и наметившейся в настоящее время тенденцией сокращения объема часов по предметам эстетического цикла [3]. На съезде представителей Ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры еще в августе 2016 года было отмечено, что обучение изобразительному искусству осуществляется только до 7 класса по 1 часу в неделю, а в отдельных случаях заканчивается на ступени начальной школы по причине отсутствия кадров [3]. Как показывает образовательная практика, в большинстве общеобразовательных школ учебная дисциплина по выбору «Мировая художественная культура» зачастую заменяется другими предметами и исключается из программного блока учебных дисциплин [1]. Следует отметить, что решение о разработке Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации было принято еще в 2016 году, однако, ее нормативно-правовое оформление было осуществлено только к ноябрю 2019 года [14]. Следовательно, одним из приоритетных направлений современной педагогики в области изобразительного искусства является разработка инновационных средств, методов и технологий обучения, ориентированных на развитие интереса обучающихся к изобразительному искусству. К таким технологиям, обладающим огромным развивающим потенциалом, на наш взгляд, относятся современные цифровые технологии с применением мультимедийных средств обучения.
В настоящее время у подрастающего поколения наблюдается тенденция снижения положительного отношения к учению, учебно-познавательного интереса, в частности к предметам эстетического цикла. Это привело к тому, что у современных школьников имеет место низкая сформирован-ность эмоционально-ценностного отношения к художественной культуре в целом, низкая сформи-рованность процессов восприятия и когнитивной интерпретации продуктов культуры, в частности произведений художественного искусства [15,11].
Развитие информационных технологий современного общества привело к тому, что современные школьники большую часть жизни посвящают виртуальной реальности, в которой формируется «кликовое» («клиповое») восприятие, когда образы, возникающие в уме ребенка от получения ау-диальной или визуальной информации, не формируются сами, а «вписываются» в уже готовые, предоставленные иллюстративным материалом, схемы. Как результат, формирование отделов мозга, которые отвечают за построение внутренних психических образов, замедляется [16]. Это, в свою очередь, приводит к формированию «клипового мышления», характерными чертами которого являются контрастность и лабильность мышления, упрощенность в восприятии информации, снижение способности к запоминанию и др. [10]. Очевидно, что необходимы педагогические средства, методы и приемы обучения, позволяющие компенсировать данные проблемы познавательного развития современных школьников. Целесообразно утверждать, что интерес к изобразительному искусству у современных школьников можно качественно сформировать и развить в условиях цифровой образовательной среды (е-1еагптд).
Раскроем теоретические подходы к пониманию категории «интерес». Рассуждая о сущности данного понятия, Л.И. Петров отмечает, что интерес -это «конкретная форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое осознание. В отличие от потребности, как общего свойства всего живого, интерес - непосредственный продукт общественного и личного развития. Именно как осознанная потребность интерес оказывается непосредственной причиной человеческих действий, как групповых, так и индивидуальных. Интерес возникает тогда, когда человек начинает ощущать полезность для себя как объекта заинтересованности» [13, с. 238]. На основе данных положений можно заключить, что интерес как продукт личного развития школьника, необходимо формировать в учебном процессе, создавая условия для формирования идеала, выступающего в качестве результата, к которому стремится школьник, для развития целеполагания и конечного результата обучения. Интерес, являясь системным образованием психики, включает ряд компонентов. По мнению ряда исследователей к компонентам интереса к изобразительному искусству относятся: познавательный компонент, отражающий знания о предмете интереса; мотивационный компонент, отражающий мотивы и потребности, связанные с предметом интереса; эмоциональный компонент, связанный с эмоциональными переживаниями предмета интереса; волевой компонент, отражающий активность личности в отношении предмета интереса [7, 4, 2, 5].
Активизация у школьников компонентов интереса к изобразительному искусству на уроках изобразительного искусства в условиях е-1еагптд способствует достижению результата его развития, поскольку активизируются когнитивные, ценност-
ные, эмоциональные и волевые процессы школьников. Цифровая образовательная среда характеризуется тем, что в ней большая часть вспомогательного инструментария диджитализирована (оцифрована). Следовательно, возникает вопрос о том, каким образом или посредством каких педагогических моделей и методов необходимо ре-ализовывать образовательный процесс. Ответ на данный вопрос дает успешная практика «Московской электронной школы». Фактически - это инновационный опыт синтеза digital- и традиционного формата обучения детей, в основе которого лежит представление о том, что с помощью передовых цифровых технологий возможно воспитать достойного члена общества, мыслящую и эстетически развитую личность, при этом используя во благо «оружие XXI века» (речь идет о степени негативных последствий бесконтрольного общения детей и гаджетов).
В «Московской электронной школе» активно используются различные мультимедиа технологии. Мультимедиа технологии понимаются нами как «совокупность компьютерных технологий, которые используют несколько информационных сред одновременно: текст, графику, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты и высококачественное звуковое сопровождение» [12, с. 70]. Результативность образовательного процесса в условиях применения различных мультимедиа технологий обеспечивается за счет вовлечения всех чувственных анализаторов школьников в процессы восприятия и когнитивной переработки получаемой информации. Согласно теоретическим представлениям нейролингвистического программирования анализаторы выступают основой репрезентативных систем, обеспечивающих эффективность способов получения информации извне. Следовательно, использование мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства способствует более эффективному восприятию информации школьниками о содержании и специфике произведений искусств.
Одной из наиболее применяемых в современных школах технологий, в частности в «Московской электронной школе»,является интерактивная доска, представляющая собой панель с сенсорным экраном, выполняющей роль рабочей поверхности для записей, показа обучающих фильмов (в т.ч. в 3D формате), видеотекстов, фотографий и пр. Интерактивная доска, согласно И.Н. Кротко-вой, является «синонимом методического творчества учителя» и мощным мотивационным и творческим стимулом для школьников [8]. По мнению Т.И. Иваненко, использование интерактивной доски «делает занятия интересными и развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков» [6, с. 113].
В «Московской электронной школе» в качестве методического инструментария, используемого на уроках изобразительного искусства (началь-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см о
ные классы) с применением интерактивной панели, является программно-методический комплекс для интерактивной доски «Азбука искусства». Электронное пособие построено в виде виртуального музея, каждый из трех этажей которого посвящен определенной тематике. Школьника «сопровождают» три героя: Муза, Тимей и Художник. На первом этаже музея школьники знакомятся с Основами композиции и Введением в художественный образ. На втором этаже предлагается познакомиться с Линиями, цветом и стилями картин. На третьем этаже можно проверить свои знания в Экзаменационном кабинете; ознакомиться со всеми используемыми в пособии репродукциями, портретами и пейзажами в Комнате отдыха или Запасниках; познакомиться с незнакомыми определениями и терминами в Библиотеке или изучить историю русской иконописи на Факультативе. Все учебные материалы отличаются высокой интерактивностью, наглядностью и продуманным дизайном.
Таким образом, педагог использует активные и интерактивные методы обучения, отказываясь от уже малоэффективной пассивной методологии обучения. Ведущими в активной методологии обучения, согласно Е.В. Кузнецовой, становятся «целенаправленная активизация мышления обучающихся, достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности, интерактивный характер» [9, с. 125].
Активная методология преподавания изобразительного искусства в условиях использования мультимедиа технологий в образовательном процессе способствует вовлечению в процесс познания когнитивного, эмоционально-ценностного и мотивационного компонентов интереса, обеспечивая активность обучения. Организация учебной деятельности на основе учета сложности материала и специфики репрезентативных систем школьников позволяет активизировать эмоционально-ценностный и волевой компоненты интереса, что также обеспечивает активность детей в освоении данной дисциплины.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мультимедиа технологии следует считать эффективной инструментальной основой методологического комплекса формирования и развития интереса школьников к изобразительному искусству в условиях цифровой образовательной среды.
Литература
1. Акишина Е.М. Современные аспекты модернизации преподавания предметной области «Искусство» // Педагогика искусства. 2017. № 1. С.138-144.
2. Белов Д.И. Особенности обучения подростков живописи на основе традиций отечественной художественной школы: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2016.- 221 с.
3. Васильева О.Ю.: школы не имеют права сокращать творческие предметы.- 18.04.2017 // ТАСС. - ULR: https://tass.ru/obschestvo/4190217 (дата обращения 19.03.2020).
4. Горбунова Г.А., Игнатьев С.Е. Интеграционные подходы в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах // Наука и школа. 2015. № 6. С. 110-119.
5. Гусева Е.А., Черокова А.В. Формирование интереса к изобразительному искусству у учеников общеобразовательной школы // Сб. ст. Международной науч.-практ. конф. «Нравственное воспитание в современном мире: психологических и педагогический аспект» (25 февраля 2018 г.). Самара, 2018. - С. 38-42.
6. Иваненко Т.И. Использование интерактивной доски при обучении студентов экономического факультета иностранному языку (английский язык; технический вуз) // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2012. № 21. С. 112-115.
7. Каротовская Л.В. Развитие познавательного интереса школьников к изобразительной деятельности при переходе на вторую ступень обучения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Курск, 2009.- 266 с.
8. Кроткова И.Н. Интерактивная доска на занятиях французского языка // Научный поиск.2013. № 2.С. 46-50.
9. Кузнецова Е.В. Применение активных методов обучения в учебном процессе в вузе // Актуальные вопросы подготовки современных медицинских кадров: материалы межрегиональной учебно-методической конференции 26 апреля 2018 года / Под ред. Е.Н. Касаткина, Н.С. Семенов, Н.Л. Никулиной. - Киров: ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, 2018. -С. 124-130.
10. Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 45-50.
11. Маркес П.Н. Критический анализ Л.С. Выготского: между эстетикой, публицистикой и психологией // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 25-34.
12. Петрина С. Н., Заева-Бурдонская Е.А. Образовательный аспект мультимедийного дизайна в детском информационно-развивающем центре // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1. С. 70-73.
13. Петров Л.И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // ОНВ. 2012. № 3 (109). С.238-242.
14. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2019 № 635 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства про-
свещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года» // СПС «Консультант Плюс».
15. Степанов В.Г., Борисова А.И. Зрительное восприятие и изобразительное искусство // Педагогика и психология образования. 2015. № 4. С. 100-108.
16. Ягудина О.П. «Кликовое» восприятие-особенность современных детей пользующихся гад-жетами.- 18.01.2018 // Портал «В17». - ULR: https://www.b17.ru/article/klikovoe_vospriyatie/ (дата обращения 22.03.2020).
DEVELOPMENT OF INTEREST OF SCHOOLCHILDREN IN FINE ARTS IN CONDITIONS OF E-LEARNING ENVIRONMENT BY MEANS OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES
Amanzholova Zh.S.
Moscow state pedagogical university
The article is devoted to the development of students ' interest in the visual arts in the e-learning environment by means of multimedia technologies. The author indicates the relevance and significance of the problem of developing children's interest in the digital educational environment. The article considers the reasons, problems and conditions for reducing students ' interest in educational activities, in particular in the visual arts. The problem of perception of auditory and visual information in digital format is revealed, and the influence of these factors on the educational and cognitive interest of schoolchildren is shown. The definition of the concept of "interest" is given, its structure and components are presented, the activation of which in the conditions of e-learning in fine arts classes contributes to the development of students ' interest in fine arts. The article substantiates the effectiveness of pedagogical potential in the process of using multimedia technologies in teaching students fine arts. The author analyzes the pedagogical capabilities of the Moscow electronic school (MES) as a factor of Informatization of the education system. An example of using an interactive panel in art classes at the Moscow electronic school as a condition for developing students ' cognitive interest is given.
Keywords: interest, visual arts, digital educational environment, multimedia technologies, interactive panel, ABC of art.
References
1. Akishina E. M. Modern aspects of modernization of teaching the subject area "Art" // Pedagogy of art. 2017. No.1. P. 138-144.
2. Belov D.I. Features of teaching adolescents to paint on the basis of the traditions of the national art school: diss. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.02. Moscow, 2016.- 221 p.
3. Vasilyeva O. Yu. Schools have no right to reduce creative subjects.- 04/18/2017 // TASS. - ULR: https://tass.ru/obschest-vo/4190217 (date of treatment 03/19/2020).
4. Gorbunova G.A., Ignatiev S.E. Integration approaches in the system of teaching fine arts in primary grades // Science and school. 2015. No.6. P. 110-119.
5. Guseva E.A., Cherokova A.V. Formation of interest in the fine arts among students of secondary schools // Sat. Art. International scientific-practical. conf. "Moral education in the modern world: psychological and pedagogical aspects" (February 25, 2018). Samara, 2018. - P. 38-42.
6. Ivanenko T.I. The use of an interactive whiteboard in teaching students of the Faculty of Economics a foreign language (English; technical university) // Bulletin of Kamchatka State Technical University. 2012. No. 21.S. 112-115.
7. Karotovskaya L.V. The development of the cognitive interest of schoolchildren in the visual activity during the transition to the second stage of education: diss. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.02. Kursk, 2009.- 266 p.
8. Krotkova I.N. Interactive board in the classroom of the French language // Scientific search. 2013. No.2. P. 46-50.
9. Kuznetsova E.V. The use of active teaching methods in the educational process at the university // Actual issues of training modern medical personnel: materials of the interregional educational and methodological conference on April 26, 2018 / Ed. E.N. Kasatkina, N.S. Semenov, N.L. Nikulina. - Kirov: FGBOU VO Kirov State Medical University of the Ministry of Health of Russia, 2018. - P. 124-130.
10. Lombina T.N., Yurchenko O.V. Features of teaching children with clip thinking // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2018. No. 1. P. 45-50
11. Marquez P.N. A critical analysis of L.S. Vygotsky: between aesthetics, journalism and psychology // Cultural-Historical Psychology. 2019.Vol. 15.No. 4. P. 25-34.
12. Petrina S.N., Zayeva-Burdonskaya EA Educational aspect of multimedia design in the children's information and development center // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 1. P. 70-73.
13. Petrov L.I. Need as a subject of sociocultural reflection // ONV. 2012. No. 3 (109). P. 238-242.
14. Order of the Ministry of Education of Russia dated November 25, 2019 No. 635 "On approval of the action plan for the implementation of the Concept of teaching the subject area" Art "in educational organizations of the Russian Federation implementing basic general education programs for 2020-2024, approved at a meeting of the Board of the Ministry of Education of the Russian Federation December 24, 2018 "// SPS" Consultant Plus ".
15. Stepanov V.G., Borisova A.I. Visual perception and fine arts // Pedagogy and psychology of education. 2015. No. 4. P. 100108.
16. Yagudina O.P. "Click-through" perception is a feature of modern children using gadgets.- 18.01.2018 // Portal "B17". - ULR: https://www.b17.ru/article/klikovoe_vospriyatie/ (date of access 03/22/2020).