Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ К ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ СРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ К ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ СРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ / УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / EDUCATIONAL INTEREST / ARTS AND CRAFTS / ARTISTIC TEXTILES / FINE ARTS LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкина Диана Юрьевна

В данной статье рассмотрены проблемы развития познавательного интереса у учащихся к декоративно прикладному искусству средством художественного текстиля на занятиях по изобразительному искусству. Автор рассматривает особенности художественного текстиля, проблему развития познавательного интереса у детей к декоративно прикладному искусству и эффективные методы работы с учащимися средством художественного текстиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкина Диана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE INTEREST IN ARTS AND CRAFTS BY MEANS OF ARTISTIC TEXTILES

This article examines the problems of developing students' cognitive interest in arts and crafts by means of artistic textiles in the classroom of fine arts. The author examines the features of artistic textiles, the problem of the development of children's cognitive interest in arts and crafts, and effective methods of working with students using artistic textiles.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ К ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ СРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ»

Развитие познавательного интереса у учащихся к декоративно прикладному искусству

средством художественного текстиля

The development of students' cognitive interest in arts and crafts by means of artistic textiles

Бабушкина Диана Юрьевна

Студент 4 курса Институт Психологии и Педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Тюменский государственный университет»

г. Тюмень, Россия e-mail: [email protected]

Babushkina Diana IUrevna

Student 4 term Institute of Psychology and Pedagogy Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Tyumen State University"

Tyumen, Russia e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассмотрены проблемы развития познавательного интереса у учащихся к декоративно прикладному искусству средством художественного текстиля на занятиях по изобразительному искусству. Автор рассматривает особенности художественного текстиля, проблему развития познавательного интереса у детей к декоративно прикладному искусству и эффективные методы работы с учащимися средством художественного текстиля.

Annotation.

This article examines the problems of developing students' cognitive interest in arts and crafts by means of artistic textiles in the classroom of fine arts. The author examines the features of artistic textiles, the problem of the development of children's cognitive interest in arts and crafts, and effective methods of working with students using artistic textiles.

Ключевые слова: познавательный интерес, декоративно прикладное искусство, художественный текстиль, уроки изобразительного искусства.

Key words: educational interest, arts and crafts, artistic textiles, fine arts lessons.

Развитием современной школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика. В младших классах к урокам ИЗО в общем присутствуют интерес и желание заниматься, по сравнению с 4-5 классами, где всего лишь 48-50 % учеников отзывается об ИЗО как о любимом предмете. Однозначно, у школьников ослабевает познавательный интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению. Интерес как мотив, как сила побуждает к приобретению новых знаний к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его жизни в целом. Интерес выступает как основа формирования ценностных ориентаций развивающейся личности. Познавательный интерес раньше других осознается ребенком. «Интересно», «неинтересно» - это основные критерии его оценки.

Познавательная деятельность развивает различные познавательные процессы такие как: логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Поэтому одной из самых важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учеников в условиях современных задач гуманизации образования является формирование познавательного интереса.

Просмотр и анализ, специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно прикладному искусству не совсем исследована, в процессе обучения декоративно прикладному искусству не уделяется должного внимания формированию познавательного интереса учащихся общеобразовательных школ. В результате этого учащиеся мало интересуются занятиями по декоративно прикладному искусству, а ведь данный вид искусства способен значительно развить художественный вкус, эстетические и творческие способности.

О роли и значении в воспитании детей с помощью народного декоративного искусства писали такие ученые, как А. В. Бакушинская, П. П. Блонский и другие)

Анализ различной литературы позволил нам выделить наиболее популярные идеи в изучении проблемы познавательного интереса:

- Использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия (Ф. И. Янкович)

- Любознательность детей и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им (В. Г. Белинский и А. И. Герцен).

- Проблема изучения творчества и творческой активности ученика( К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого и других ученых.)

Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям успешно формировать и развивать интересы обучающихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Отсюда следует, в современном образовании возникает необходимость в создании условий для проявления творческих способностей каждого ребенка и развитие его познавательного интереса.

В данном исследовании мы будем рассматривать познавательный интерес у детей находящиеся в специальных условиях, которые могут быть созданы в учреждениях дополнительного образования.

По мнению отечественного педагога Щукиной Г.И. познавательный интерес это - избирательная направленность, включающую в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально -оценочный компонент, возникающую при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность. [2]

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

эмоциональные - переживания успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворения деятельностью;

регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

творческие - воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.

Таким образом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его: думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают); удивляются (радуются успехам и достижениям новизны); внимательны (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю); фантазируют (предвосхищают, создают новые модели и образы).[2]

Из всех вышеуказанных определений созданными различными исследователями нам наиболее симпатизирует определение данное А. И. Араповым который говорил что познавательный интерес это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Это

характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым знаниям. Познавательный интерес со временем систематически укрепляется и развивается, становясь основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием постоянно возникают вопросы, ответы на которые человек сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность обучающегося совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.[1]

Следовательно, в нашем исследовании мы будем рассматривать познавательный интерес как некое главенствующее свойство ребенка, которое проявляется посредством увлеченности и познание окружающей действительности, которое дальнейшем способно к интерпретации в продуктах творчества в процессе активной художественно-творческой деятельности.

Известно, что изобразительная деятельность это деятельность позволяющая детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому.

Огромную роль в развитии творчества у детей играет обучение различным видам декоративно -прикладного искусства, каждый из них имеет свои технологические особенности, некоторые имеют множество приемов, дополнительных эффектов и элементов.

Декоративно прикладное искусство на уроках изобразительного искусства, является одной из важных тем для изучения,поскольку декоративно прикладное искусство влияет на становление творческих качеств личности, формирует у ребенка художественный вкус,развивает интеллектуальные способности.

Давайте поговорим о художественном текстиле, ведь данная направленность включает в себя произведения, созданные в различных техниках,отличающихся многообразием приёмов исполнения и имеющих множество разновидностей. Войлоковаляние, квилт, набойка, авторские платки, ручное ткачество, холодный и горячий виды батика, текстильные коллажи, живопись на шелке, текстильные инсталляции, гобелен это всё относится к художественному текстилю.

Художественный текстиль, изначально оказывала содействие развитию творческих знаний, умений и навыков в изобразительной и прикладной деятельности, и ведущая к созданию художественного образа, в конечном результате, развивает творческую активность в данной деятельности, но и активизирует общую творческую активность личности в других областях жизнедеятельности.

В декоративно прикладном искусстве текстильный коллаж это одно из трех направлений, помимо батика и гобелена, в особом виде декоративно-прикладного искусства, в художественном текстиле. Текстиль ный коллаж - это разновидность современной техники шитья из лоскутов ткани. Лоскутная техника один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история и глубокие корни.

Текстильный коллаж представляется перспективным направлением художественного творчества в работе с подростками, позволяя им органично «влиться» в новое направление художественно-творческой деятельности, где новые материалы и новые задачи могут дать импульс к творчеству, в достижении результата будет способствовать ситуация успеха, а создаваемый художественный продукт будет иметь практическую ценность. Относительная простота базовой технологической операции наклеивания в сравнении со сшиванием, доступность и экономичность исходного материала позволяет включать в художественно-творческую деятельность по созданию текстильных коллажей подростков из малообеспеченных слоев населения, что обусловливает высокую социальную значимость данного направления.

Таким образом, художественный текстиль является универсальным языком культуры, способствующим развитию познавательного интереса и способностей применять знания, умения, навыки на уроках изобразительного искусства.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, выполнение композиций из ткани с помощью различных материалов с затрагиванием интересной темы обязательно заинтересует ребенка, тем самым будет выступать одним из эффективных средств развития познавательного интереса учащихся.

Список используемой литературы:

1. Арапов, А. И. Формирование познавательной активности обучающихся: теория, история, практика [Текст]: учеб. пособие / А. И. Арапов. Новосибирск, 2013. - 75 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.