Научная статья на тему 'Развитие учебно-познавательного интереса у детей первого класса к урокам литературного чтения'

Развитие учебно-познавательного интереса у детей первого класса к урокам литературного чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Учащиеся первого класса / интерес / учебно-познавательный интерес / литературное чтение / читательский интерес / First grade students / interest / educational and cognitive interest / literary reading / reading interest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарова Нармин Абид Кызы, Мамедова Лариса Викторовна

В данной статье нами отражены основные особенности развития учебно-познавательного интереса у детей первого класса к урокам литературного чтения. Выбранная тема исследования является одной из актуальных проблем современной школы, так как развитие учебно-познавательного интереса у детей младшего школьного возраста к урокам литературного чтения очень важно в современном мире. На первом этапе были подобраны диагностики, включающие такие методики как: «Познавательная самостоятельность» (А. А. Горчинская), по данной диагностике из 23 учащихся, 13 показали низкий уровень познавательной самостоятельности, «Конверты» (Г. И. Щукина), по результатам проведения большинство учеников выбирали задания связанные с предметов литературное чтение, но помимо этого, также им было интересно выполнить задания по русскому языку и математике, после проведения анкетирования «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» (Н. Г. Лусканова) из 23 обучающихся, 12 учеников показали низкий уровень мотивации познавательного интереса. Исходя из полученных результатов, на втором этапе были проведены занятия, направленные на развитие познавательного интереса у учащихся первого класса к урокам литературного чтения. Реализация выше представленных занятий проходила с помощью проведения игр, бесед, изотерапии, обсуждения иллюстраций, творческого чтения. В ходе проведения повторной диагностики, нами была отмечена положительная динамика в развитии учебно-познавательного интереса у учеников первого класса к урокам литературного чтения, так как по трем методикам повысились показатели. Также нами было выявлено, что развитие учебно-познавательного интереса у первоклассников происходит более успешно, когда в школах вводятся дифференцированные задания и игровые приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафарова Нармин Абид Кызы, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE INTEREST IN FIRST CLASS CHILDREN TO LITERARY READING LESSONS

In this article, we reflect the main features of the development of educational and cognitive interest in first grade children to literary reading lessons. The chosen research topic is one of the urgent problems of the modern school, since the development of educational and cognitive interest in primary school children in literary reading lessons is very important in the modern world. At the first stage, diagnostics were selected, including such methods as: “Cognitive independence” (A. A. Gorchinskaya), according to this diagnosis out of 23 students, 13 showed a low level of cognitive independence, “Envelopes” (G. I. Shchukina), according to According to the results, most of the students chose tasks related to the subjects of literary reading, but in addition, they were also interested in completing tasks in the Russian language and mathematics, after completing the questionnaire “Identifying the level of motivation of cognitive interest” (N. G. Luskanova) of 23 students, 12 pupils showed a low level of motivation for cognitive interest. Based on the results obtained, at the second stage, classes were conducted aimed at developing the cognitive interest of first grade students in literary reading lessons. The implementation of the above lessons was carried out with the help of games, conversations, isotherapy, discussion of illustrations, creative reading. In the course of re-diagnostics, we noted a positive trend in the development of educational and cognitive interest among first-grade pupils in literary reading lessons, since indicators increased according to three methods. We also found that the development of educational and cognitive interest in first graders is more successful when differentiated tasks and game techniques are introduced in schools.

Текст научной работы на тему «Развитие учебно-познавательного интереса у детей первого класса к урокам литературного чтения»

Развитие учебно-познавательного интереса у детей первого класса к урокам литературного чтения

Сафарова Нармин Абид кызы,

студент кафедры педагогики и методики начального образования, ТИ(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: narminag_99@mail.ru

Мамедова Лариса Викторовна,

к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, ТИ(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: larisamamedova@yandex.ru

В данной статье нами отражены основные особенности развития учебно-познавательного интереса у детей первого класса к урокам литературного чтения.

Выбранная тема исследования является одной из актуальных проблем современной школы, так как развитие учебно-познавательного интереса у детей младшего школьного возраста к урокам литературного чтения очень важно в современном мире.

На первом этапе были подобраны диагностики, включающие такие методики как: «Познавательная самостоятельность» (А.А. Горчинская), по данной диагностике из 23 учащихся, 13 показали низкий уровень познавательной самостоятельности, «Конверты» (Г.И. Щукина), по результатам проведения большинство учеников выбирали задания связанные с предметов литературное чтение, но помимо этого, также им было интересно выполнить задания по русскому языку и математике, после проведения анкетирования «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» (Н.Г. Лусканова) из 23 обучающихся, 12 учеников показали низкий уровень мотивации познавательного интереса.

Исходя из полученных результатов, на втором этапе были проведены занятия, направленные на развитие познавательного интереса у учащихся первого класса к урокам литературного чтения. Реализация выше представленных занятий проходила с помощью проведения игр, бесед, изотерапии, обсуждения иллюстраций, творческого чтения.

В ходе проведения повторной диагностики, нами была отмечена положительная динамика в развитии учебно-познавательного интереса у учеников первого класса к урокам литературного чтения, так как по трем методикам повысились показатели. Также нами было выявлено, что развитие учебно-познавательного интереса у первоклассников происходит более успешно, когда в школах вводятся дифференцированные задания и игровые приемы.

Ключевые слова: Учащиеся первого класса, интерес, учебно-познавательный интерес, литературное чтение, читательский интерес.

Введение. Последние несколько десятилетий в нашей стране характеризовались практически непрерывным реформированием системы образования. Текущие реформы коснулись всех школьных предметов и их системы преподавания. Не стал исключением и такой обязательный предмет, как литературное чтение. Постоянные изменения в системе обучения этому предмету привели к результату, который особенно ярко проявляется на примере создания благоприятных условий для пробуждения интереса к чтению у младших школьников.

Цель исследования - исследовать особенности развития учебно-познавательного интереса у учащихся первого класса на уроках литературного чтения.

Рассмотрим более подробно понятие «интерес» в контексте педагогических исследований.

Так, С.Л. Рубинштейн раскрывает это понятие как «проявление умственной и эмоциональной активности» [1, с. 178].

По мнению А.Г. Ковалева «интерес - нестандартное отношение личности к объекту, вызванное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [2, с. 46].

Следующее понятие, которые было нами изучено «познавательный интерес».

Согласно мнению Г.И. Щукиной, «познавательный интерес - это избирательное отношение личности к окружающему миру, к его объектам и явлениям» [3, с. 193].

Л.С. Выготский считал, что познавательный интерес является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка сходится с его ограниченными способностями» [4, с. 562].

Н.Г. Морозова понимает под познавательным интересом «эмоционально-познавательное отношение к предмету или действительности, переходящее в направленность личности» [5, с. 109].

Младший школьный возраст является временем, когда ребенок приобретает новые знания, и начинает более осознанно формировать свое отношение к миру. Развитие познавательного интереса происходит особенно в младшем школьном возрасте, что необходимо использовать в целях развития личности ребенка. Переход от познавательного интереса к образовательному заключается в том, что ученик самостоятельно ищет информацию по выявленной им проблеме, а затем стремится к поиску знаний в определенной науке. Кроме того, у школьников этого возраста интерес к обучению носит ярко выраженный эмоциональный характер.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Изучив опыт прошлого, значительные достижения современности, можно выделить педагогические условия, которые составляют ключевую роль как в формировании познавательного интереса в целом, так и в формировании читательского интереса, в частности:

1) сущность первого условия заключается в создании ситуаций, которые способны и должны активизировать мыслительную деятельность учеников. Для разрешения существующей проблемы ребенок строит догадки, предположения, продумывает возможные варианты достижения учебной цели, прикладывает собственные усилия и работает над ошибками. Подобные условия развивают мышление и логику учащихся, что обеспечивает их интеллектуальное развитие;

2) второе условие - это формирование и развитие собственно познавательного интереса, а также личности ученика. Оно необходимо для непосредственной оптимизации и организации учебно-воспитательного процесса, благодаря результатам которого из образовательного учреждения в конце обучения выйдет человек со сформированной личностной позицией и определенным набором знаний, умений и навыков. Во время школьного обучения ребенок постоянно находится в ситуации поиска ответов, способов и методов решения познавательных задач и проблем, старается установить закономерности и связи между различными явлениями и процессами, понять окружающую его действительность. Именно данная ситуация, ситуация поиска верных решений способствует наиболее быстрому и эффективному развитию ученика. Благодаря этому условию познавательный интерес одновременно и удовлетворяется, и возрастает, что стимулирует деятельность мышления и познания;

3) третьим условием является создание психологически комфортной, эмоциональной, позитивной среды в классе. Она, воздействуя на ребенка через спектр его эмоций, выступает в роли достаточно сильного стимула к его саморазвитию. Благоприятная эмоциональная атмосфера позволяет ученику чувствовать себя уверенно, раскрывать собственные возможности, преодолевать трудности, она развивает в нем желание учиться и развиваться;

4) четвертым условием является общение в процессе обучения. Оно представляет собой определенную группу условий отношений, а именно:

1) «ученик - учитель»;

2) «ученик - родители»;

3) «ученик - коллектив».

Учебно-познавательный интерес формируется

в процессе учебной, внеурочной и внеклассной деятельности. К ним можно отнести беседы, класс-5 ные часы, походы, экскурсии, соревнования и мно-§ гие другие виды мероприятий. Несмотря на то, ^ что в младшем школьном возрасте ведущей де-еЗ ятельностью становится учебная, игра имеет не-ав маловажное значение в жизни ребенка. Поэтому

известные мастера педагогики, изучив опыт прошлых лет, собственную практику, пришли к мнению о том, что ученик будет больше вовлечен в познавательную деятельность, если помимо теории и практики в ней будут присутствовать различные игровые ситуации, активизирующие работу мышления и формирующие интерес к предмету.

Таким образом, проведенный анализ перечисленных выше психолого- педагогических условий и факторов позволяет сделать вывод о том, что учебно-познавательные интересы (и читательские интересы, в частности) формируются, в первую очередь, в процессе деятельности, а точнее -в учении.

Для достижения цели исследования была проведена диагностика, целью которой было выявить степень развития учебно-познавательного интереса у первоклассников на уроках литературного чтения.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15, г. Нерюнгри, в исследовании приняли участие учащиеся первого класса в количестве 23 человек.

Для проведения диагностической работы по выявлению уровня развития учебно-познавательного интереса у учеников первого класса был подобран диагностический инструментарий, в который вошли следующие методики:

1) методика «Познавательная самостоятельность» (А.А. Горчинская);

2) методика «Конверты» (Г.И. Щукина);

3) адаптированная анкета «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» (Н.Г. Лу-скановой).

Методика «Познавательная самостоятельность» (А.А. Горчинская)

В результате прохождения данной методики были выявлены следующие результаты: высокий уровень познавательной самостоятельности, был выявлен у 3 учащихся, что составило (13%), средний уровень познавательной самостоятельности показали 6 учеников, что в процентном соотношении составило (26%), низкий уровень познавательной самостоятельности у 14 учащихся (60%).

Результаты по данной методике представлены на рисунке 1.

80% 60% 40°%

20% 13%

0% ®

Высокий уровень

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Познавательная самостоятельность» А.А. Горчинской (сентябрь, 2020 г.)

26%

60%

Средний Низкий уровень уровень

Методика «Конверты» (Г.И. Щукина)

По данной методике нами были получены следующие результаты: 13 учеников (56%), выбирали конверт с заданиями по литературному чтению, 3 ученика (13%) выбрали конверт с заданиями по математике, и 7 учащихся (30%), выбрали конверт с заданиями по предмету русский язык. Результаты представлены на рисунке 2.

60% 50% 40% 30°% 20°% 10°% 0%%

56%

13%

30%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень ■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Конверты» Г.И. Щукиной (сентябрь, 2020 г.)

Анкета «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» (Н.Г. Лускановой)

После оценки ответов, учащихся были выявлены следующие результаты: высокая мотивация преобладает у 3 учащихся (13%), средний уровень мотивации у 8 учащихся (34%). У 12 уче-

ников (52%) низкая мотивация познавательного интереса.

Результаты по данной методике представлены на рисунке 3.

60% 50% 40°% 30% 20% 10% 0%

13%

Высокий уровень

34%

52%

Средний Низкий уровень уровень

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 3. Результаты диагностики по анкете «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» Н.Г. Лускановой (сентябрь, 2020 г.)

Проведенные нами диагностики предоставили сведения, на каком уровне развития учебно-познавательного интереса находятся учащиеся, после проведения диагностики нами были проанализированы темы, методические пособия по литературному чтению, и подобраны на наш взгляд успешные методы и приемы, которые можно применять на уроках литературного чтения с целью развития познавательного интереса.

В таблице 1 представлен фрагмент календарно-тематического планирования занятий с детьми по развитию учебно-познавательного интереса на уроках литературного чтения.

Таблица 1. Календарно-тематическое планирование занятий с детьми по развитию учебно-познавательного интереса на уроках литературного чтения

Тема занятий

Цель

Методы и приемы

Дата

«Котенок» Толстой Л.Н.

1. Обогащать словарный запас учащихся.

2. Учить видеть скрытый смысл произведения.

3. Развивать речь обучающихся.

4. Воспитывать любовь

к животным, сострадание.

Отгадывание загадок посвященные тематике произведения, которое планируется прочитать. Чтение произведения «Котенок» по цепочке, по абзацам. Словарная работа «Знакомство с новыми словами амбар, подле, сарай».

Беседа по содержанию произведения «Котенок» Толстого Л.Н., после прочтения. Пересказ по вопросу «Как Вася спас котенка?». Речевая разминка «чистоговорки», детям необходимо за учителем повторить продолженные чистоговорки.

14.09.20

«Барбос и жулька» А.И. Куприн

1. Развивать умение сопереживать, помогать и поддерживать, дружить.

Рассмотрение выставки книг «Слон», «Белый пудель», «Чудесный доктор», ответ на вопрос «Что объединяет представленные книги».

Знакомство с автором Куприн А.И. Чтения произведения по цепочке «Барбос и жулька». Составление рассказа по одной из тем «Герои-победители-какие они?», «Сильный всегда одержит победу?».

21.09.20

сз о со "О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Произведения Чуковского К.И. для детей

1. Познакомить с творчеством писателя.

2. Добиваться выразительного чтения.

3. Воспитание положительных качеств на примерах героев.

Краткое знакомство с биографией Чуковского К.И. Чтение произведения «Мойдодыр», читает педагог, дети пытаются угадать слова, которые пропустил педагог. Беседа по произведению, «какое чувство вызывает произведение?», «какое настроение у вас появилось?», «какие строчки были самые веселые?».

Дидактическая игра «Подскажи словечко», педагог читает знакомые стихотворения, дети отгадывают, чем оно закончилось.

28.09.20

о с

и

Рассмотрим более подробно использованные методы и приемы на занятиях.

Речевая разминка применялась практически на каждом уроке литературного чтения. Она заключилась в том, что учащимся было предложено прочитать скороговорки и чистоговорки, а также прочитать загадки и отгадать их.

Диалогический метод обучения - беседа, был использован на уроке Л.Н. Толстой рассказ «Котенок», после прочтения данного рассказа, мы с детьми обсудили тему «привязанности» к домашним животным, и почему брат и сестра, испытали сильный испуг, когда их котенок сбежал. Следующая беседа была проведена на уроке по теме К.Д. Ушинский «Ворона и сорока», о плохих и хороших качествах. Также данный метод был использован нами, когда мы знакомили учащихся первого класса с новыми авторами различных произведений, после краткого изучения их биографии.

Также нами был использован метод обсуждения иллюстрации художника на уроке Рубцов Н.М. «Сентябрь», мы рассмотрели картинку Поленова В. «Золотая осень», Крупин В. «Первый букварь», рассматривали иллюстрацию «Старинный шрифт». Просмотр иллюстрации дает возможность учащимся лучше представить замысел произведения, организовать диалог, живой и свободный между преподавателем и учащимися.

Нами был использован метод творческого чтения, где нами были задействованы следующие приемы:

1) обучение выразительному чтению. Данный прием был использован на занятии Сапгир «Про медведя», Бородицкая М. «Разговор с пчелой», учеником было дано задания, прочитать выразительно данные произведения;

2) творческие задания по жизненным наблюдениям учащихся и по тексту произведения. На занятии творчество Чуковского К.И., Бианки В.В. «Первая охота», ученикам нужно было нарисовать словесную картину, после прочтения произведения, работа проводилась в парах.

Также на уроках «Золотая осень» Пастернак Б.Л., «Сентябрь» Рубцов Н.М., русская народная сказка «Рукавичка», «Петух и собака» Пушкин А.С. был применен метод изотерапии, детям было необходимо нарисовать рисунок после прочтения стихотворения или сказок, помимо этого детям было предложено нарисовать любимое время года, также на уроке по теме «Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский о детях», учащимся было предложено нарисовать рисунок по теме «Мои друзья».

На уроках «Сказки, загадки, небылицы», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», творчество А.С. Пушкина - сказки, В.П. Астафьев «Стри-жонок спрятался» были проведены следующие игры: «Буква спряталась», «Угадай автора и произведение», «Узнай букву», «Узнай по описанию» и др. данные игры были включены для того, чтобы совместно с детьми повторять изученные с ними

буквы, а также авторов и произведения. Использование игр на уроках литературного чтения позволяет сделать урок интересным и увлекательным, и к тому же игры позволяют применять полученные знания в новой ситуации.

Таким образом наблюдения в ходе занятий показали интерес младших школьников к новым знаниям, который выражался в постоянном желании участвовать в предлагаемых играх и выполнять задания. Поскольку все вышеперечисленные задания были представлены в игровой форме, младшим школьникам было интереснее запоминать информацию, передаваемую в классе.

После проведенных занятий, мы повторили продиагностировали учащихся первого класса с использованием идентичных методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Рассмотрим полученные результаты контрольного этапа исследования:

1. Методика «Познавательная самостоятельность» (А.А. Горчинская). Анализ результатов применения методики А.А. Горчинской «Познавательная независимость» показал, что после реализованного комплекса уроков по литературному чтению в первом классе характеристики изменились. Были собраны следующие данные: высокий уровень познавательной самостоятельности был выявлен у 7 (30%) детей, что на 17% больше чем при первичной диагностики, средний уровень познавательной самостоятельности у 14 (60%) учащихся, что на 34% выше (8 детей) и низкий уровень познавательной самостоятельности был выявлен у 2 (10%) детей.

Динамика результатов по методике «Познавательная самостоятельность» (А.А. Горчинской) представлена на рисунке 4.

60%

60%

60% 50% 40%% 30% 20%% 10%% 0%

.,„. 30%

26/(^И □ Первичная

II □ Итоговая

10%

■ И ■

Низкий

Средний Высокий

Рис. 4. Результаты итоговой диагностики «Познавательная самостоятельность» А.А. Горчинской (апрель, 2021 г.)

2. Методика «Конверты» (Г.И. Щукина).

По результатам итоговой диагностики методом «Конверты» (Г.И. Щукин) получены следующие результаты: 15 детей (65%) имеют высокий интерес к литературному чтению, что на 9% (2 ребенка) выше, чем начальный уровень, средний уровень был выявлен у 5 детей (22%), что также на 9% выше (2 ребенка) и 3 ребенка имеют низкий уровень (13%). Динамика результатов по методике «Конверты» (Г.И. Щукина) представлена на рисунке 5.

■ Первичная □ Итоговая

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 5. Результаты итоговой диагностики «Конверты» Г.И. Щукиной (апрель, 2021 г.)

3. Анкета «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» (Н.Г. Лускановой).

По результатам итоговой диагностики по анкете «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» (Н.Г. Лусканова) собраны следующие данные: у 5 (22%) детей выявлен высокий уровень, что составляет 17%. (2 ребенка) выше, среднее значение у 14 (61%), на 27% выше (6 детей) и меньшее значение у 4 (17%) детей.

Динамика результатов по анкете «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» (Н.Г. Лускановой) представлена на рисунке 6.

61%

■ Первичная

■ Итоговая

0%

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 6. Результаты итоговой диагностики по анкете «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» Н.Г. Лускановой (апрель, 2021 г.)

Таким образом, составленный и апробированный в рамках исследования комплекс уроков по предмету литературное чтение позволил повысить уровень развития учебно-познавательного интереса у первоклассников, что было подтверждено экспериментальным исследованием.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2014. - 448 с.

2. Ковалев А. Г., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. -М.: Просвещение, 2014. - 120 с.

3. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. - М.: Просвещение, 2006. -382 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человек. - М.: Смысл, 2005. - 1136 с.

5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 2016. - 246 с.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE INTEREST IN FIRST CLASS CHILDREN TO LITERARY READING LESSONS

Safarova N.A., Mamedova L.V.

Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova"

In this article, we reflect the main features of the development of educational and cognitive interest in first grade children to literary reading lessons.

The chosen research topic is one of the urgent problems of the modern school, since the development of educational and cognitive interest in primary school children in literary reading lessons is very important in the modern world.

At the first stage, diagnostics were selected, including such methods as: "Cognitive independence" (A.A. Gorchinskaya), according to this diagnosis out of 23 students, 13 showed a low level of cognitive independence, "Envelopes" (G.I. Shchukina), according to According to the results, most of the students chose tasks related to the subjects of literary reading, but in addition, they were also interested in completing tasks in the Russian language and mathematics, after completing the questionnaire "Identifying the level of motivation of cognitive interest" (N.G. Luskanova) of 23 students, 12 pupils showed a low level of motivation for cognitive interest. Based on the results obtained, at the second stage, classes were conducted aimed at developing the cognitive interest of first grade students in literary reading lessons. The implementation of the above lessons was carried out with the help of games, conversations, isotherapy, discussion of illustrations, creative reading. In the course of re-diagnostics, we noted a positive trend in the development of educational and cognitive interest among first-grade pupils in literary reading lessons, since indicators increased according to three methods. We also found that the development of educational and cognitive interest in first graders is more successful when differentiated tasks and game techniques are introduced in schools.

Keywords: First grade students, interest, educational and cognitive interest, literary reading, reading interest.

References

1. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. - SPb.: Peter, 2014. - 448 p.

2. Kovalev AG, Loginova OB Planned results of primary general education. - M.: Education, 2014. - 120 p.

3. Shchukina GI The problem of cognitive interest in psychology. -M.: Education, 2006. - 382 p.

4. Vygotsky LS Psychology of human development. - M.: Smysl, 2005. - 1136 p.

5. Morozova N.G. To the teacher about cognitive interest. - M.: Knowledge, 2016. - 246 p.

о о го "ö

13 А

-I

о

о

о m О сл

З

со о го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.