Научная статья на тему 'Развитие интереса к чтению младших школьников'

Развитие интереса к чтению младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6742
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева И. И., Кучерова Н. С.

Статья посвящена развитию интереса младших школьников к чтению и организации детского чтения, которые должны выдвигаться в ряд первоочередных задач начальной школы. Авторы указывают на необходимость воспитания культуры чтения, поскольку умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной учебной информации во многом определяют дальнейшее развитие личности ученика и успешность его дальнейшего обучения. Приводят результаты констатирующего эксперимента, раскрывают основные факторы и причины отсутствия у большинства младших школьников интереса к чтению и учебно-познавательных мотивов чтения. Указывают на необходимость работы по развитию читательского интереса и культуры чтения в начальной школе посредством факультативного курса «Юный читатель», включающего разнообразные методы, приемы, формы и виды деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интереса к чтению младших школьников»

- определение и реализация своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности;

- осознание взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием любой национальной культуры, понимание того, что будущее человечества определяется гармоничным сочетанием личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсальным способом согласования интересов всех).

Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения, соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах - нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, которые являются центральным звеном духовно-ценностной сферы личности и важным фактором ценностного самоопределения студентов в процессе обучения. Таким образом, формирование духовно-ценностной культуры личности студента в условиях поликультурной среды, по нашему мнению, предполагает устойчивую, духовно-волевую готовность к оптимальной саморегуляции поведения, необратимые качественные и структурные преобразования, способность личности к накапливанию изменений, самосозиданию на основе высших гуманистических ценностей.

Список литературы:

1. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл. 1992. - С. 17.

2. Пряникова В.Г. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин // Духовность личности: проблемы образования и воспитания. История и современность: тез. докл. XXI сессии науч. совета по проблемам истории образования и пед. мысли (3-4 дек. 2001 г.). - М.: ИТО и П РАО, 2001. - С. 3-12.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и Мир. - СПб.: Питер: 2012. - С. 224.

4. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л.: ЛГУ, 1968. - С. 124.

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Николаева И.И.*, Кучерова Н.С.*

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

Статья посвящена развитию интереса младших школьников к чтению и организации детского чтения, которые должны выдвигаться в

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального обучения.

* Студент кафедры Педагогики и методики начального обучения.

ряд первоочередных задач начальной школы. Авторы указывают на необходимость воспитания культуры чтения, поскольку умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной учебной информации во многом определяют дальнейшее развитие личности ученика и успешность его дальнейшего обучения. Приводят результаты констатирующего эксперимента, раскрывают основные факторы и причины отсутствия у большинства младших школьников интереса к чтению и учебно-познавательных мотивов чтения. Указывают на необходимость работы по развитию читательского интереса и культуры чтения в начальной школе посредством факультативного курса «Юный читатель», включающего разнообразные методы, приемы, формы и виды деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Сегодня остро встает вопрос о развитии читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения, значит, целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной [1, с. 14]. Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать и развивать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют в дальнейшем личность человека, поэтому процесс развития их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую и методическую, но и как социальную проблему.

Данная проблема, как одна из основных целей обучения литературного чтения на ступени начального общего образования, подчеркивается в разделе - стандарт начального общего образования по предмету литературное чтение в соответствии с утвержденным приказом Минобразования России в «ФГОС НОО»: «формировать у младших школьников осознание значимости чтения для личного развития; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации» [2].

Вопросами формирования познавательного интереса к урокам литературного чтения занимались Г.А. Бугрименко, В.Н. Зайцев, О.В. Джежелей, М.Р. Львов, Г.В. Репкина, Н.Н. Светловская, Б.А. Цукерман, Г.И. Щукина и другие. Несмотря изученность данной темы исследования, актуальным остается вопрос о подборе методических приемов и практических заданий, направленных на развитие интереса младших школьников к чтению.

Целью нашей научной работы является исследование возможностей развития интереса к чтению младших школьников посредством факультативного курса «Юный читатель».

Для выявления уровня развития читательского интереса младших школьников нами была составлена программа психолого-педагогической диагностики, включающая в себя следующие методики:

1. опросник на выявление мотивации младших школьников к чтению (по методике Н.Г. Лусканова);

2. анкетирование отношения младших школьников к чтению;

3. проверка навыка чтения младших школьников (по методике Т. А. Круг-ловой).

Экспериментальной базой исследования является 2 «А» класс и 2 «В» класс, МБОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри» РС (Я).

На первом (констатирующем) этапе с 10.10. 2011г. по 18.10. 2011 г. в «Гимназии № 1 г. Нерюнгри» во 2 «А» (экспериментальный) и во 2 «В» (контрольный) классах была проведена первичная диагностика с целью определения начального уровня развития читательского интереса младших школьников.

Опросник выявления читательских интересов и мотивов чтения по методике Н.Г. Лусканова показал, что в экспериментальном классе 10 учеников и 3 ученика контрольного класса имеют низкий уровень мотивации чтения (рис. 1).

Рис. 1. Мотивация к чтению

По результатам анкетирования, направленного на выявление отношения учащихся к чтению, выяснилось, что на первое место дети ставят компьютер (48 %), лишь на второе - чтение книг (24 %), на третье - кинотеатры (20 %) и на четвёртое место - телевидение 8 учеников (рис. 2).

Проверка сознательности чтения младших школьников по методике Т.А. Кругловой показала, что учащиеся вторых классов в основном справляются с нормой техники чтения, но 28 % детей контрольного класса и 44 % детей экспериментального класса слабо владеют осознанным чтением, 44 % детей контрольного и 60 % учеников экспериментального классов не умеют выделять логические ударения, выделять главную мысль текста, что являет-

ся одним из главных факторов отсутствия у большинства школьников интереса к чтению и учебно -познавательных мотивов чтения (рис. 3).

60%

44% 'о 44%

Экспериментальный класс

Рис. 2. Отношение к чтению

80%

60% ■ экспериментальная

Ьи% л лг\/ I л лп/

группа

/|П'" 28% ■ контрольная группа

20%

0%

сознательное с ошибками

Рис. 3. Осознанность чтения

Результаты первичного эксперимента убедили нас в необходимости разработки содержания программы факультативного курса «Юный читатель» и проведения формирующего эксперимента по организации внеклассной работы, направленной на развитие читательского интереса.

На втором (формирующем) этапе с 26. 11. 2011 г. по 14. 04. 2012 г. проводилась работа согласна программе факультатива.

Цель программы - создать условия для развития интереса к чтению младших школьников посредством кружка «Юный читатель»

Для проведения факультатива «Юный читатель» нами было составлено календарно-тематическое планирование для 2 «А» класса «Гимназии № 1 г. Нерюнгри». Занятия проводятся 1 раз в неделю. Факультатив рассчитан на 17 занятий, включающих разнообразные, приемы, методы и виды деятельности.

Основными формами занятий факультатива являются диспут, литературная игра, интервью, литературный праздник, читательская конференция (турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча), эссе и т.д.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр, в основе кото-

рых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию, которые формируют у учащихся положительную мотивацию и интерес к чтению и книге.

На третьем этапе с 1.02.2012 по 8.02.2012 г. нами была проведена промежуточная психолого-педагогическая диагностика с целью определения динамики уровня развития читательского интереса младших школьников и определения эффективности проводимой нами работы в факультативе.

Опросник выявления читательских интересов и мотивов чтения по методике Н.Г. Лусканова показал, что 4 ученика, относящиеся ранее к уровню «низкая мотивация», перешли к уровню «хорошая мотивация». Также три ученика из уровня «хорошей мотивации», перешли в уровень «высокой мотивации».

Таким образом, составленная нами система занятий факультатива «Юный читатель» способствует развитию читательских интересов младших школьников, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, формированию читательской самостоятельности и творческой активности детей, содействует развитию положительной мотивации чтения. Сформировать и развивать интерес к чтению младших школьников поможет факультатив, включающий в себя не только традиционные формы, методы и приемы, но и такие нетрадиционные, как литературная игра, литературный праздник, диспут, литературная игра, мини-театр, читательская конференция. Они несут в себе большой эмоциональный заряд и помогают развивать читательские интересы.

Список литературы:

1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников. - Н.Новгород, 2006. - 124 с.

2. ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

© Николаева И.И.*, Слепцова С.Л.Ф

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

Статья посвящена проблеме толерантности младших школьников, которая в последнее время приобрело большую популярность. В ре-

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального обучения.

* Студент кафедры Педагогики и методики начального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.