Научная статья на тему 'Факультатив «Вокруг света» как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста'

Факультатив «Вокруг света» как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Начальная школа / познавательный интерес / обучение / факультатив / Primary school / cognitive interest / teaching / elective

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Елена Алексеевна, Мамедова Лариса Викторовна

В данной статье нами отражены основные способы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на факультативных занятиях. Выбранная тема исследования является актуальной проблемой образования, поскольку развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте является залогом успешного усвоения знаний ребенком на всех этапах обучения в школе. Анализ педагогической литературы помог нам определить основные особенности развития познавательного интереса у детей, а также подобрать методику выявления уровня развития данного качества у учащихся начальной школы. На первом этапе исследования нами были подобраны диагностические методики, позволяющие определить уровень развития познавательного интереса: методика «Конверты» (Г. И. Щукина), методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская), а также методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г. В. Репкина, Е. В. Заика). В среднем по результатам трех методик учащиеся с низким уровнем развития познавательного интереса составляли 8%, со средним уровнем – 38%, с высоким уровнем – 54%. По результатам диагностики уровня развития познавательного интереса у группы младших школьников была составлена программа факультативного курса «Вокруг света», направленная на развитие познавательного интереса. реализация программы проходила при помощи методов: проблемный вопрос, исследовательский метод, демонстрация наглядных пособий, метод проектов, дидактические игры, и приемов: загадывание и отгадывание загадок, решение кроссвордов, задавание вопросов. Результаты повторного диагностического обследования детей показали, что познавательный интерес проявил склонность к уверенному развитию. В среднем по итоговым результатам трех методик дети с низким уровнем развития познавательного интереса составляют всего 3%, дети со средним уровнем – 29%, с высоким уровнем – 68%. Это позволяет сделать следующий вывод: дети начали более активно работать на уроке, лучше усваивать новые знания, а также продемонстрировали желание более детального изучения тем занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Елена Алексеевна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACULTATIVE “AROUND THE WORLD” AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE

In this article, we reflect the main ways of developing cognitive interest in children of primary school age in extracurricular activities. The chosen research topic is an urgent problem of education, since the development of cognitive interest in primary school age is the key to the successful assimilation of knowledge by a child at all stages of schooling. Analysis of pedagogical literature helped us to determine the main features of the development of cognitive interest in children, as well as to choose a methodology for identifying the level of development of this quality in primary school students. At the first stage of the study, we selected diagnostic methods that allow us to determine the level of development of cognitive interest: the method “Envelopes” (G. I. Shchukina), the method “Cognitive activity of a younger student” (A. A. Gorchinskaya), as well as the method for assessing the level of formation components of educational activity (G. V. Repkina, E. V. Zaika). On average, according to the results of the three methods, students with a low level of development of cognitive interest accounted for 8%, with an average level – 38%, with a high level – 54%. Based on the results of diagnostics of the level of development of cognitive interest in a group of younger schoolchildren, a program of an optional course “Around the World” was drawn up, aimed at developing cognitive interest. the implementation of the program was carried out using methods: problematic question, research method, demonstration of visual aids, project method, didactic games, and techniques: guessing and guessing riddles, solving crosswords, asking questions. The results of repeated diagnostic examination of children showed that cognitive interest showed a tendency towards confident development. On average, according to the final results of the three methods, children with a low level of development of cognitive interest make up only 3%, children with an average level – 29%, with a high level – 68%. This allows us to draw the following conclusion: the children began to work more actively in the lesson, better assimilate new knowledge, and also demonstrated a desire for a more detailed study of the topics of the lesson.

Текст научной работы на тему «Факультатив «Вокруг света» как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Факультатив «Вокруг света» как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

Богомолова Елена Алексеевна,

студент кафедры педагогики и методики начального образования ТИ(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: helen_fletcher@mail.ru

Мамедова Лариса Викторовна,

к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ТИ(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: larisamamedova@yandex.ru

В данной статье нами отражены основные способы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на факультативных занятиях.

Выбранная тема исследования является актуальной проблемой образования, поскольку развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте является залогом успешного усвоения знаний ребенком на всех этапах обучения в школе. Анализ педагогической литературы помог нам определить основные особенности развития познавательного интереса у детей, а также подобрать методику выявления уровня развития данного качества у учащихся начальной школы. На первом этапе исследования нами были подобраны диагностические методики, позволяющие определить уровень развития познавательного интереса: методика «Конверты» (Г.И. Щукина), методика «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская), а также методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика). В среднем по результатам трех методик учащиеся с низким уровнем развития познавательного интереса составляли 8%, со средним уровнем - 38%, с высоким уровнем - 54%.

По результатам диагностики уровня развития познавательного интереса у группы младших школьников была составлена программа факультативного курса «Вокруг света», направленная на развитие познавательного интереса. реализация программы проходила при помощи методов: проблемный вопрос, исследовательский метод, демонстрация наглядных пособий, метод проектов, дидактические игры, и приемов: загадывание и отгадывание загадок, решение кроссвордов, задавание вопросов.

Результаты повторного диагностического обследования детей показали, что познавательный интерес проявил склонность к уверенному развитию. В среднем по итоговым результатам трех методик дети с низким уровнем развития познавательного интереса составляют всего 3%, дети со средним уровнем -29%, с высоким уровнем - 68%. Это позволяет сделать следующий вывод: дети начали более активно работать на уроке, лучше усваивать новые знания, а также продемонстрировали желание более детального изучения тем занятий.

Ключевые слова: Начальная школа, познавательный интерес, обучение, факультатив.

о с

CJ

Современное образование ставит перед собой цель: развитие в ребенке желания изучать новое, развиваться, делать успехи в учебе. Так же в приоритете современной школы - воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности, обладающей всеми необходимыми для современного человека качествами. Для достижения этой цели необходимым является развитие у ребенка познавательного интереса, поскольку данное качество является неотъемлемой частью умения учиться.

Активная работа образовательного учреждения по повышению качества образования во многом сосредоточена именно на решении проблемы развития у учащихся познавательного интереса с помощью различных методов работы. Считается, что именно благодаря этому качеству усвоение материала и закрепление знаний детьми осуществляется наиболее быстро и активно. Но поскольку в процессе деятельности на уроках учитель не может уделить максимально необходимое время развитию именно этого качества, оптимальным вариантом для решения данной проблемы является организация внеурочной деятельности - факультативных занятий, кружков, элективных курсов и т.п.

Цель работы - исследование возможности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Методы исследования:

I. Теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

II. Эмпирические:

1) анализ психолого-педагогической литературы;

2) анализ и обобщение педагогического опыта учителей по проблеме исследования;

3) методика «Конверты», адаптированная для предмета «Окружающий мир» (Г.И. Щукина);

4) методика «Познавательная активность младшего школьника», адаптированная для предмета «Окружающий мир» (А.А. Горчинская);

5) методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Современное образование делает акцент на развитии самостоятельной творчески мыслящей личности, формировании у ребенка собственной целостной картины мира, мироощущения и собственной системы ценностей. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48. п. 1. п.п. 4 повышение уровня развития познавательного ин-

тереса у детей обозначено как «одна из основных обязанностей педагогического работника образовательного учреждения» [6].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие познавательного интереса и его сущность исследована большим количеством ученых. Проблема развития познавательного интереса изучалась в первую очередь такими педагогами как Г.И. Щукина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.

Понятие познавательного интереса достаточно широко изучено и имеет множество смыслов. Мы можем выделить следующие распространенные определения:

1) С. Л. Рубинштейн: «проявление эмоциональной и умственной активности человека» [4, с. 138];

2) А. Г. Ковалев: «особенное отношение к объекту, которое основано на понимании его значения, а также на эмоциональной окраске» [2, с. 64].

3) Г. И. Щукина: «Специальное выборочное, наполненное сильными впечатлениями и устремлениями, отношение личности к окружающему миру, его объектам, действиям процессам» [8, с. 51].

4) И. Ф. Харламов: «Чувственно окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации, придающая деятельности человека увлекательный характер» [7, с. 18].

Согласно трактовке А.Н. Леонтьева, познавательный интерес есть «избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности» [3, с. 56]. Данную направленность можно охарактеризовать как непрерывное стремление к познанию, получению новых, более полных и глубоких знаний о мире, который окружает ребенка. Поскольку познавательный интерес имеет непосредственное отношение к процессу обучения, он должен непрерывно укрепляться и развиваться. Это способствует воспитанию в ребенке дисциплинированности к обучению, серьезного отношения к знаниям и навыкам, которые он может получить. Под воздействием этого качества у ребенка стабильно возникают вопросы, ответы на которые он может найти как самостоятельно, так и при помощи учителей и родителей. Однако процесс поиска таких ответов самостоятельно дает большее удовлетворение при их нахождении, чем процесс поиска ответов с посторонней помощью. Это обуславливается тем, что ребенок проявляет увлеченность в достижении поставленной цели, он ощущает себя настоящим исследователем, который совершает открытия. Помимо развития познавательного интереса такой процесс активизирует мыслительную деятельность ребенка, способствует развитию словесно-логического мышления. Именно поэтому самостоятельный поиск ответов на вопросы и новых знаний является для ребенка младшего школьного возраста приоритетным.

Л.И. Божович отмечает, что «развитие познавательного интереса у детей происходит неоди-

наково. У одних он выражен очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей он больше связан с практической активностью, что говорит о различном уровне познавательного отношения ребенка к действительности» [1, с. 30]. Это также объясняет избирательность детей к методам получения знаний как на уроках, так и вне школы. По утверждению автора «у первых наблюдаются обилие вопросов «Почему?» и «Что такое?», страсть упражняться в сравнении, обобщенна. Вторые не привыкли думать, проявляют отрицательное отношение к умственной работе» [1, с. 30]. Очень важно помнить об этом при выдаче индивидуальных заданий: если задание соответствует направлению познавательного интереса ребенка, его выполнение будет наиболее правильным и точным.

Согласно Г.И. Щукиной, «познавательный интерес имеет четыре стадии развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, устойчивый познавательный интерес» [8, с. 52]. Каждый из этих уровней развития определяет отношение ребенка к самому процессу познания, к новым знаниям в целом и к дальнейшему развитию такого качества, как познавательный интерес.

Любопытство обусловлено неожиданными, необычными внешними факторами и обстоятельствами, которые привлекают ребенка в данный момент времени. Данная стадия развития познавательного интереса может послужить мотивацией к более глубокому изучению предмета, к которому ребенок проявляет любопытство, но если предмет, действие или процесс, привлекший внимание ребенка, не сможет удержать внимание на достаточное количество времени, интерес к нему быстро угаснет и не получит дальнейшего развития.

Любознательность уже можно считать целым состоянием личности, которое особенно тем, что у ребенка появляется стойкое желание проникнуть глубоко за пределы объекта, действия или явления, заинтересовавшего его. Любознательность позволяет ребенку погружаться в получение знаний, а продолжать его изучение. Можно сказать, что эта стадия развития познавательного интереса у каждого ребенка проявляется по-разному, поскольку у детей по-разному проявляется это качество.

Непосредственно познавательный интерес определяется проникновением личности ребенка в существенные связи между изучаемыми явлениями, действиями или объектами. На данном этапе каждый ребенок использует методы, наиболее подходящие для него. Одни дети развивают свой познавательный интерес посредством игры, поскольку в игровой форме информация воспринимается ими быстрее и лучше усваивается. Другие учащиеся используют на проблемный метод, предпочитая сначала выделить для себя некую «проблему» изучаемого ими объекта, действия или явления. Однако такой метод зачастую требует от ребенка обширных теоретических знаний или проведения каких-либо исследований, в чем может потребоваться помощь учителя.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

Устойчивый познавательный интерес определяется у ребенка тогда, когда были пройдены все предыдущие «ступени» развития познавательного интереса. Однако не все дети способны развить в себе устойчивый интерес к какому-то конкретному учебному предмету или же другому объекту, действию или явлению, к которому они ранее проявляли любопытство. Это связано с тем, что в процессе развития познавательного интереса к этому предмету, объекту и т.п. ребенок узнает все интересующие его аспекты, и дальнейшее изучение темы перестает быть целесообразным. Наиболее серьезной проблемой это становится тогда, когда познавательный интерес формируется к определенному учебному предмету - далеко не каждая тема способна обратить на себя внимание ребенка и вызвать у него интерес. Поэтому развитие устойчивого познавательного интереса является в некоторой степени проблемой для учителя, но особенно не воспринимается ребенком.

Феденкова Е.В. сформулировала такие этапы развития интереса: «занимательность изложения, которая активизирует любопытство, любознательность и пробуждающийся интерес к предмету, который рождает потребность в знании» [5]. Первый этап предполагает изложение учителем новой информации таким образом, чтобы она звучала интересно, ново и необычно. Второй этап обусловливает зарождение в ребенке желания подробнее изучить вопрос, который в своем рассказе поднимает учитель, поскольку его слова кажутся ребенку интересными. Третий этап определяется появлением у ребенка стойкого интереса к предмету рассказа учителя и продолжением изучения этого предмета уже самостоятельно.

Проведенный анализ педагогических исследований по теме «Познавательный интерес» позволяет сделать следующий вывод: данное качество получает активное развитие непосредственно в процессе активной познавательной деятельности ребенка на уроках и во внеурочное время.

Для достижения цели исследования нами была проведена первичная диагностика, целью которой являлось определение уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Экспериментальной базой исследования стала МОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримо-вой». В качестве экспериментальной группы нами были выбраны учащиеся 3 «А» класса без разделения детей по гендерному признаку.

Для проведения диагностического исследования по выявлению уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста нами были отобраны следующие методики:

1) методика «Конверты», адаптированная для предмета «Окружающий мир» (Г.И. Щукина);

2) методика «Познавательная активность младшего школьника», адаптированная для предмета «Окружающий мир» (А.А. Горчинская);

3) методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В. Реп-кина, Е.В. Заика).

Результаты исследования представлены ниже. 1. Диагностическая методика «Конверты», адаптированная для предмета «Окружающий мир» (Г.И. Щукина).

Цель: выявить уровень развития познавательного интереса младшего школьника через учебную деятельность. Методика включает в себя пять блоков по три вопроса. На ответ ученику дается 10 минут. В ходе диагностики детям было предложено пять разноцветных конвертов, в каждом из которых содержалось по три вопроса разного уровня сложности. Ответ на первый вопрос предполагал наличие у ребенка весьма глубоких знаний по теме, что расценивалось как высокий уровень развития познавательного интереса. Ответ на второй вопрос предполагал развернутый ответ на вопрос, не требующий особых дополнительных знаний, и определялся как средний уровень развития познавательного интереса. ответ на третий вопрос предполагал наличие у учащихся базовых знаний школьной программы, что расценивалось как низкий уровень развития познавательного интереса.

Результаты диагностики по методике «Конверты» в целом по 3 «А» классу приведены на рисунке 1.

7%

52%

41%

I Низкий Средний Высокий

Рис. 1. Результаты первичной диагностики в 3 «А» классе по методике «Конверты» (Г.И. Щукина) (7.12.20 г.)

Из представленных данных можно сделать вывод: в группе преобладают дети с высоким уровнем развития познавательного интереса (52%), однако детей, у которых данное качество недостаточно развито, также большое количество (41% детей со средним уровнем развития познавательного интереса, 7% с низким уровнем). 2. Методика «Познавательная активность младшего школьника», адаптированная для предмета «Окружающий мир» (А.А. Горчинская). Цель: выявление степени заинтересованности в изучении предмета «Окружающий мир», поскольку именно на уроках этого предмета познавательный интерес развивается активнее всего. Методика включает в себя анкетирование, которое ученикам предлагается пройти в течение пяти минут. Поскольку анкетирование не содержало сложных вопросов и было направлено на опре-

деление отношения учеников к самому предмету «Окружающий мир», исследование было просты в прохождении для детей. Результаты его в целом по 3 «А» классу представлены на рисунке 2.

11%

48%

41%

I Низкий Средний Высокий

Рис. 2. Результаты первичной диагностики в 3 «А» классе по методике «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская) (7.12.20 г.)

По результатам исследования можно увидеть, что высокий уровень развития познавательного интереса по-прежнему остается преобладающим у детей (48%), однако в среднем по группе сниженный уровень развития данного качества увеличился (41% детей со средним уровнем развития познавательного интереса, 11% детей с низким уровнем).

3. Методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (в частности - познавательного интереса) (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

Цель: оценка уровня сформированности познавательного интереса у ребенка младшего школьного возраста. Данная методика проводится непосредственно с классным руководителем и может занимать от 20 до 45 минут. Поскольку данная методика проводится с помощью классного руководителя, она может являться несколько субъективной. Результаты диагностики в среднем по 3 «А» классу приведены на рисунке 3.

4%

33%

I Низкий Средний

63%

■ Высокий

Рис. 3. Результаты диагностики в 3 «А» классе по методике оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (в частности -познавательного интереса) (Г. В, Репкина, Е.В. Заика) (7.12.20 г.)

Согласно результатам третьей методики, высокий уровень развития познавательного интереса у детей остается преобладающим (63%). Однако,

снизилось количество учащихся с низким уровнем развития данного качества (4%) и средним уровнем его развития (33%). Вполне возможно, это связано с изучением новой темы на уроке, после которого проводилось исследование.

Проведенные нами методики позволяют сделать вывод об уровне развития познавательного интереса не только у каждого ученика класса по отдельности, но и в среднем по 3 «А» классу. После проведения исследования нами были изучены методические пособия по окружающему миру, программы факультативных занятий, что позволило подобрать наиболее эффективные для развития познавательного интереса методы и приемы работы.

При составлении программы факультатива «Вокруг света» мы основывались на материалах работ: «Авторская программа мастерской «ГНОМ» (Кравцова Т.И.), «Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» для 1-4 классов» (Черненькая И.В.).

Программа курса включает в себя 24 коллективных занятия, разделенных на два основных блока. Каждое занятие организовано по типу «урок-путешествие», что дает детям возможность более детально изучить тему урока.

Основная программа представляет собой два раздела, однако не предполагает собой четкое соблюдение порядка проведения занятий по этим разделам:

I. Раздел «Восточное полушарие» (14 занятий) -предполагает ознакомление учащихся со странами восточного полушария планеты Земля, их достопримечательностями, географией и культурой.

II. Раздел «Западное полушарие» (10 занятий) -предполагает ознакомление учащихся со странами западного полушария планеты Земля, их достопримечательностями, географией и культурой. Также включает в себя итоговое занятие, направленное на проверку знаний, усвоенных по ходу проведения курса.

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия - 35-45 минут (в зависимости от сложности и объема темы). Заключительное занятие представляет собой учебную игру, время его проведения может быть увеличено до 60-80 минут.

Структура занятия: каждый урок состоит из трех частей - вводной (организационный момент, сообщение темы урока), основной (рассмотрение нового материала, закрепление знаний) и заключительной (рефлексия). Поскольку все занятия построены по типу «урок-путешествие», основную часть также можно разделить на несколько этапов: география страны, основные достопримечательности (природные и сотворенные человеком), культура страны. Такая градация способствует более полному усвоению нового материала.

Во время проведения занятий нами были использованы такие методы работы как: проблемный вопрос, исследовательский метод, демонстрация наглядных пособий, дидактические игры,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

метод проектов; а также приемы: загадывание и отгадывание загадок, решение кроссвордов, задавание вопросов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемный вопрос - вопрос, требующий от ребенка использования логики, поиска ответа в знаниях, ранее им полученных. Проблемные вопросы помогают активизировать логическое мышление детей, обратить повышенное внимание на тему занятия. Метод проблемного вопроса был применен на занятии № 5 «Путешествие в Италию», № 8 «Путешествие в Грецию», № 12 «Путешествие в ОАЭ» и т.д. В начале занятия детям задавались проблемные вопросы, например: «Какая страна имеет форму сапога?» с демонстрацией иллюстрации Аппенинского полуострова. Поскольку с географией знакомство начинается только в средней школе, многие дети могут не знать, что ответом на вопрос будет «Италия». Поэтому происходит поиск ответа на проблемный вопрос с помощью подсказок учителя (например: «В этой стране все любят макароны и говорят «Мамма миа!»).

Исследовательский метод предполагает следующее: формулировка учителем основной проблемы или темы исследования и непосредственное проведение небольшого исследования по теме или проблеме самими учащимися. Такой метод позволяет ученикам более детально изучить тему занятия и посмотреть на нее с разных углов в процессе исследования. Исследовательский метод применялся на занятии № 22 «Чудеса света», № 23 «Са-мые-самые» и т.д. Суть данного метода на занятии № 22, например, заключалась в следующем: используя свои знания, полученные на предыдущих занятиях и вне факультатива, а также дополнительные материалы, учащиеся должны были самостоятельно исследовать самые известные древние чудеса света. Для этого ученики были разбиты на три группы, которые готовили доклады по трем самым популярным чудесам света - Великим пирамидам, висячим садам Семирамиды и Колоссе Родосском. На подготовку докладов было отведено небольшое время, после чего группы представили результаты своих исследований перед классом.

Демонстрация наглядных пособий - использование изображений, аудио- и видеофайлов, схем, плакатов и т.п. во время занятия с целью более подробного ознакомления с темой. Данный метод позволяет учителю не только рассказывать, но и показывать учащимся, как выглядит предмет обсуждения. Метод демонстрации наглядных пособий применялся на занятии № 2 «Путешествие в Японию», № 24 «Итоговое занятие», № 20 «Путешествие в Аргентину» и т.д. Поскольку занятия проходят в форме «урок-путешествие», средства наглядности позволяют продемонстрировать детям такие недостижимые дистанционно особенно-5 сти географии и культуры, как аргентинское танго, § танец сиртаки, парк снежных обезьян Джигокуда-^ ни, Тадж-Махал и др.

еЗ Дидактические игры - уроки, построенные ав по типу интеллектуальных игр и предполагающие

наличие определенных правил. Получение знаний детьми на таких уроках происходит в легкой форме, что способствует быстрому усвоению нового материала или закреплению ранее изученного. Самыми популярными считаются игры-путешествия, спектакли, викторины и игры по типу КВН. Метод дидактических игр был применен на занятии № 24 «Итоговое». Подводя итоги, детям необходимо было вспомнить все, что они изучили за программу курса, поэтому для такой масштабной рефлексии была создана игра-викторина, состоящая из четырех разделов, соответствующих основным составляющим каждого занятия - «Культура», «Природа», «Архитектура» и «Чудеса света». Вопросы каждой категории имели три уровня сложности.

Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита. Метод проектов не только способствует развитию познавательного интереса, но и развивает логическое мышление, умение изучать материал, обобщать его и систематизировать. Метод проектов был применен на занятиях № 22 «Чудеса Света», № 23 «Самые-самые» и т.д. На занятии № 23 учащиеся представляли свои небольшие проектные работы, разработка которых была поручена нескольким ученикам из группы на предыдущем занятии. Суть проектных работ заключалась в определении экологических проблем трех «самых-самых» мест мира - озера Байкал, Большого Барьерного рифа и пустыни Сахара - и подготовке плана возможного решения этих проблем.

Загадывание и отгадывание загадок - прием, основанный на загадывании учителем загадки, которую учащиеся должны отгадать. Загадки способствуют развитию логического мышления, а также являются эффективным приемом актуализации знаний. Прием был реализован на занятии № 13, «Путешествие в Египет», № 6 «Путешествие в Англию», № 2 «Путешествие в Австралию» и т.д. В начале занятия учащимся было необходимо отгадать загадки, чтобы узнать, в какую страну они отправятся сегодня. Некоторые загадки были представлены в стихотворной форме, некоторые -в прозаической, например: «В этой стране до сих пор есть очень уважаемая королева. Там любят пить чай и кататься на велосипедах. Столица этой страны очень дождливая и туманная, а еще там есть озеро, в котором по легенде живет древний динозавр».

Решение кроссвордов - прием, основанный на составлении учителем тематического кроссворда и решении его учениками. Такой прием эффективен в качестве рефлексии - решение кроссвордов поможет ученикам вспомнить, о чем они говорили на занятии, а также в начале занятия -с помощью кроссворда учитель может сообщить детям тему. Прием решения кроссвордов был реализован на занятиях № 2 «Путешествие в Австралию», № 16 «Путешествие в Соединенные Штаты Америки» и т.д. В качестве рефлексии детям было предложено отгадать кроссворды по теме занятия. Кроссворды состояли из вопросов, которые стро-

го придерживались темы занятия, например: «Лев из мультфильма, главная звезда зоопарка Центрального парка». Решением кроссворда являлось появление в выделенном столбце названия страны, которое должно быть составлено из букв отгаданных слов.

Задавание вопросов - прием, предполагающий, собственно, задавание вопросов по теме занятия детьми учителю и наоборот. Этот прием помогает ученикам уточнить некоторые аспекты темы занятия, а учителю - проверить знания детей. Прием задавания вопросов был применен на занятиях № 18 «Путешествие в Перу», № 9 «Путешествие в Норвегию», № 17 «Путешествие в Мексику» и т.д. Поскольку некоторые страны не очень хорошо знакомы ученикам, изучение их культуры, природы и географии вызвало у детей большое количество дополнительных вопросов. Среди них были как вопросы, касающиеся непосредственно материала занятия (например: «Откуда в Нью-Йорке взялась Статуя Свободы?»), так и необычные вопросы, вызванные обсуждением темы (например: «Что будет, если краска для фестиваля холи попадет в глаза?»).

После проведения цикла занятий по программе курса факультативных занятий «Вокруг света», составленной с целью развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством проведения уроков в нетрадиционном формате, была проведена повторная диагностика испытуемых по аналогичным методикам. Рассмотрим результаты подробнее: 1. Диагностическая методика «Конверты» авторства Щукиной Г.И. (в адаптации).

По результатам исследования можно сделать следующий вывод: количество детей с низким и средним уровнем развития познавательного интереса существенно снизилось (с 7% до 0 и с 41% до 37% соответственно), а также возросло количество детей с высоким уровнем развития познавательного интереса (с 52 до 63%). Сравнительные результаты методики «Конверты» в целом по 3 «А» классу приведены на рисунке 4

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

- ■ Первичная диагностика Итоговая диагностика

Низкий уровень Средний уровнь Высокий уровень

Рис. 4. Сравнительные результаты в 3 «А» классе по методике «Конверты» (Г.И. Щукина) (22.03.21 г.)

2. Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинской) (в адаптации).

В целом по группе осталось всего 3% учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса. Также можно отметить, что количество учащихся с высоким уровнем развития данного ка-

чества возросло на 19% (с 48% до 67%) и за счет этого на 11% снизилось количество учащихся со средним уровнем развития познавательного интереса (с 41% до 30%). Сравнительные результаты методики в 3 «А» классе приведены на рисунке 5.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

48%

41%

11%

3%

67%

■ Первичная диагностика Итоговая диагностика

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рис. 5. Сравнительные результаты в 3 «А» классе по методике «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская) (22.03.21 г.)

3. Методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (в частности - познавательного интереса) (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

По результатам методики мы можем наблюдать сохранение стойкой положительной динамики. Можно отметить рост числа учащихся с высоким уровнем развития познавательного интереса на 11% (с 63% до 74%), а также снижение за счет этого числа учащихся со средним уровнем развития познавательного интереса на 7% (с 33% до 26%). Число детей с низким уровнем развития данного качества сократилось до нуля.

Сравнительные результаты методики в 3 «А» классе представлены на рисунке 6.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

74%

33% 26%

4% 0%

63%

■ Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рис. 6. Сравнительные результаты в 3 «А» классе

по методике оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (в частности -познавательного интереса) (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) (22.03.21 г.)

На основании данных исследования мы можем сделать вывод: составленная и апробированная нами программа факультатива «Вокруг света» оказала положительное влияние на развитие уровня познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, что было подтверждено при помощи диагностических методик.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельд-штейна. - 3-е изд. - М.: МПСИ, 2013. - 349 с.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

2. Ковалев А.Г. Психология личности: Учебное пособие. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. - 144 с.

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2019. -423 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Курс лекций. - М.: Изд-во АСТ, 2020. - 960 с.

5. Феденкова, Е.В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. - 2018. [Электронный ресурс] URL: https://mol-uch.ru/ archive/202/49498/ (Дата обращения: 03.04.21).

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации». - 2019. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 03.04.21).

7. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Гардари-ки, 2015. - 520 с.

8. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у школьников. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.

FACULTATIVE "AROUND THE WORLD" AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE

Bogomolova E.A., Mamedova L.V.

TI (f) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

In this article, we reflect the main ways of developing cognitive interest in children of primary school age in extracurricular activities. The chosen research topic is an urgent problem of education, since the development of cognitive interest in primary school age is the key to the successful assimilation of knowledge by a child at all stages of schooling.

Analysis of pedagogical literature helped us to determine the main features of the development of cognitive interest in children, as well as to choose a methodology for identifying the level of development of this quality in primary school students.

At the first stage of the study, we selected diagnostic methods that allow us to determine the level of development of cognitive inter-

est: the method "Envelopes" (G.I. Shchukina), the method "Cognitive activity of a younger student" (A.A. Gorchinskaya), as well as the method for assessing the level of formation components of educational activity (G.V. Repkina, E.V. Zaika). On average, according to the results of the three methods, students with a low level of development of cognitive interest accounted for 8%, with an average level - 38%, with a high level - 54%.

Based on the results of diagnostics of the level of development of cognitive interest in a group of younger schoolchildren, a program of an optional course "Around the World" was drawn up, aimed at developing cognitive interest. the implementation of the program was carried out using methods: problematic question, research method, demonstration of visual aids, project method, didactic games, and techniques: guessing and guessing riddles, solving crosswords, asking questions.

The results of repeated diagnostic examination of children showed that cognitive interest showed a tendency towards confident development. On average, according to the final results of the three methods, children with a low level of development of cognitive interest make up only 3%, children with an average level - 29%, with a high level - 68%. This allows us to draw the following conclusion: the children began to work more actively in the lesson, better assimilate new knowledge, and also demonstrated a desire for a more detailed study of the topics of the lesson.

Keywords: Primary school, cognitive interest, teaching, elective. References

1. Bozhovich LI Problems of personality formation: Izbr. psychol. tr. / Ed. D.I. Feldshtein. - 3rd ed. - M.: MPSI, 2013. - 349 p.

2. Kovalev A.G. Psychology of personality: textbook. - M.: Publishing house of St. Petersburg University, 2013. - 144 p.

3. Leontiev AN Psychological foundations of child development and learning. - M.: Smysl, 2019. - 423 p.

4. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. Lecture course. - M.: Publishing house AST, 2020. - 960 p.

5. Fedenkova, EV Psychological and pedagogical essence of cognitive interest. - 2018. [Electronic resource] URL: https://mol-uch.ru/archive/202/49498/ (Date of access: 03.04.21).

6. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 26, 2019) "On Education in the Russian Federation". -2019. [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_140174/ (Date of access: 03.04.21).

7. Kharlamov I.F. Pedagogy. - Minsk: Gardariki, 2015. - 520 p.

8. Shchukina GI Formation of cognitive interests among schoolchildren. - M.: Education, 2013. - 176 p.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.