но порекомендовать произведения, которые содержат ноты соль второй октавы и желательно выше: например, ария Зибеля (Ш. Гуно «Фауст»), романс Сантуццы (П. Масканьи «Сельская честь»), ария Эболи (Дж. Верди «Дон Карлос»), ария Леоноры (Г. Доницетти «Фаворитка»).
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что для голосов расширенного диапазона особенно на начальном этапе обучения необходим строгий баланс между грудным и головным резонаторами и недопустимость превалирования одного резонатора над другим, вследствие этого оптимальной является равномерная нагрузка на все участки диапазона: нижний (от ре - ре-диез первой октавы вниз до фа малой октавы), средний (от ми - ми-бемоль первой октавы до фа - фа-диез второй октавы) и верхний (от фа-диез - соль второй октавы до до третьей октавы и выше). В связи с этим очень осторожно нужно подходить к выбору репертуара ученицы, поэтому своевременное определение типа голоса для голосов расширенного диапазона имеет огромнейшее значение для дальнейшего правильного развития.
Список литературы:
1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: «Музыка», 1968.
2. Назаренко И.К. Искусство пения. - М.: «Музыка», 1968.
3. Пружанский А.М. Отечественные певцы. 1750-1917. Словарь в двух частях. Часть первая. - М.: «Советский композитор», 1991.
4. Пружанский А.М. Отечественные певцы. 1750-1917. Словарь в двух частях. Часть вторая. - М.: «Композитор», 2000.
5. Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. - М.: «Музыка», 1988.
6. Тимохин В.В. Мастера вокального искусства XX века. Очерки о выдающихся певцах современности. Выпуск 1. - М.: «Музыка», 1974.
7. Цодоков Е. Опера. Энциклопедический словарь. - М., 1999.
8. Юдин С.П. Формирование голоса певца. - М.: «Музгиз», 1962.
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ» © Кучерова Н.С.*, Николаева И.И.Ф
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
Статья посвящена развитию интереса младших школьников к чтению и организации детского чтения, которые должны выдвигаться в
* Студент кафедры Педагогики и методики начального обучения.
* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального обучения.
ряд первоочередных задач начальной школы. Авторы указывают на необходимость воспитания культуры чтения, поскольку умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной учебной информации во многом определяют дальнейшее развитие личности ученика и успешность его дальнейшего обучения. Приводят результаты констатирующего эксперимента, раскрывают основные факторы и причины отсутствия у большинства младших школьников интереса к чтению и учебно-познавательных мотивов чтения. Указывают на необходимость работы по развитию читательского интереса и культуры чтения в начальной школе посредством факультативного курса «Юный читатель», включающего разнообразные методы, приемы, формы и виды деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Сегодня остро встает вопрос о развитии читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения, значит, целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной [1, с. 14]. Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать и развивать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют в дальнейшем личность человека, поэтому процесс развития их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую и методическую, но и как социальную проблему.
Данная проблема, как одна из основных целей обучения литературного чтения на ступени начального общего образования, подчеркивается в разделе - стандарт начального общего образования по предмету литературное чтение в соответствии с утвержденным приказом Минообразования России в «ФГОС НОО»: «формировать у младших школьников осознание значимости чтения для личного развития; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации» [2].
Вопросами формирования познавательного интереса к урокам литературного чтения занимались Г.А. Бугрименко, В.Н. Зайцев, О.В. Джежелей, М.Р. Львов, Г.В. Репкина, Н.Н. Светловская, Б.А. Цукерман, Г.И. Щукина и другие. Несмотря изученность данной темы исследования, актуальным остается вопрос о подборе методических приемов и практических заданий, направленных на развитие интереса младших школьников к чтению.
Целью нашей научной работы является исследование возможностей развития интереса к чтению младших школьников посредством факультативного курса «Юный читатель».
Для выявления уровня развития читательского интереса младших школьников нами была составлена программа психолого-педагогической диагностики, включающая в себя следующие методики:
1. опросник на выявление мотивации младших школьников к чтению (по методике Н.Г. Лусканова);
2. анкетирование отношения младших школьников к чтению;
3. проверка навыка чтения младших школьников (по методике Т. А. Кругловой).
Экспериментальной базой исследования является 2 «А» класс и 2 «В» класс, МБОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри» РС (Я).
На первом (констатирующем) этапе с 10.10.11 г. по 18.10.11 г. в «Гимназии № 1 г. Нерюнгри» во 2 «А» (экспериментальный) и во 2 «В» (контрольный) классах была проведена первичная диагностика с целью определения начального уровня развития читательского интереса младших школьников.
Опросник выявления читательских интересов и мотивов чтения по методике Н.Г. Лусканова показал, что в экспериментальном классе 10 учеников и 3 ученика контрольного класса имеют низкий уровень мотивации чтения (рис. 1).
Рис. 1. Мотивация к чтению
По результатам анкетирования, направленного на выявление отношения учащихся к чтению, выяснилось, что на первое место дети ставят компьютер (48 %), лишь на второе - чтение книг (24 %), на третье - кинотеатры (20 %) и на четвёртое место - телевидение 8 учеников (рис. 2).
Проверка сознательности чтения младших школьников по методике Т.А. Кругловой показала, что учащиеся вторых классов в основном справляются с нормой техники чтения, но 28 % детей контрольного класса и 44 % детей экспериментального класса слабо владеют осознанным чтением, 44 % детей контрольного и 60 % учеников экспериментального классов не умеют выделять логические ударения, выделять главную мысль текста, что является одним из главных факторов отсутствия у большинства школьников интереса к чтению и учебно-познавательных мотивов чтения (рис. 3).
60%
50% -------48%
40%
30%
20%
10% о%
Экспериментальный класс
Рис. 2. Отношение к чтению
■ экспериментальная группа
■ контрольная группа
Рис. 3. Осознанность чтения
Результаты первичного эксперимента убедили нас в необходимости разработки содержания программы факультативного курса «Юный читатель» и проведения формирующего эксперимента по организации внеклассной работы, направленной на развитие читательского интереса.
На втором (формирующем) этапе с 26. 11. 2011 г. по 14. 04. 2012г. проводилась работа согласна программе факультатива.
Цель программы - создать условия для развития интереса к чтению младших школьников посредством кружка «Юный читатель»
Для проведения факультатива «Юный читатель» нами было составлено календарно-тематическое планирование для 2 «А» класса «Гимназии №1 г. Не-рюнгри». Занятия проводятся 1 раз в неделю. Факультатив рассчитан на 17 занятий, включающих разнообразные, приемы, методы и виды деятельности.
Основными формами занятий факультатива являются диспут, литературная игра, интервью, литературный праздник, читательская конференция (турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча), эссе и т.д.
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен ли-
тературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию, которые формируют у учащихся положительную мотивацию и интерес к чтению и книге.
На третьем этапе с 1.02.2012 по 8.02.2012 г. нами была проведена промежуточная психолого-педагогическая диагностика с целью определения динамики уровня развития читательского интереса младших школьников и определения эффективности проводимой нами работы в факультативе.
Опросник выявления читательских интересов и мотивов чтения по методике Н.Г. Лусканова показал, что 4 ученика, относящиеся ранее к уровню «низкая мотивация», перешли к уровню «хорошая мотивация». Также три ученика из уровня «хорошей мотивации», перешли в уровень «высокой мотивации».
Таким образом, составленная нами система занятий факультатива «Юный читатель» способствует развитию читательских интересов младших школьников, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, формированию читательской самостоятельности и творческой активности детей, содействует развитию положительной мотивации чтения. Сформировать и развивать интерес к чтению младших школьников поможет факультатив, включающий в себя не только традиционные формы, методы и приемы, но и такие нетрадиционные, как литературная игра, литературный праздник, диспут, литературная игра, мини-театр, читательская конференция. Они несут в себе большой эмоциональный заряд и помогают развивать читательские интересы.
Список литературы:
1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников». - Н.Новгород, 2006. - 124 с.
2. ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ ПЕРВОКЛАССНИКА И ШКОЛЫ © Мамедова Л.В.*, Золотухина Е.Д.Ф
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 46 детский сад «Незабудка», Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор
Значение взаимодействия семьи и школы в наше время зависит, прежде всего, от взаимопонимания, взаимодополнения, сотворчества школы
* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент кафедры Педагогики и методики начального образования.