Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУССТВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУССТВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / УРОКИ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Валеева Светлана Анатольевна, Бородина Елена Николаевна

Развитие художественного интереса к произведениям, связанным с образами и сюжетами проявления патриотизма и гражданственности, - одно из актуальных направлений воспитательной работы в школе. Разработка диагностического инструментария необходима для мониторинга данного процесса, а также важна в качестве ориентира для современного учителя в оценивании творческих работ и исследовательских проектов на уроках искусства и внеурочной деятельности. Цель статьи - теоретически обосновать критерии, показатели, типы творческих заданий для диагностики развития у обучающихся художественного интереса к произведениям искусства гражданско - патриотической направленности. Теоретической основой исследования являются положения об интересе как форме проявления познавательной потребности, отличающейся высокой степенью осознанности, предметной направленности; исследования о художественном интересе как определенной стадии развития художественного восприятия, методические разработки диагностики развития у обучающихся художественного интереса как ценностно - смыслового избирательного отношения к художественным явлениям. Научная новизна состоит в уточнении структуры художественного интереса к произведениям искусства гражданско - патриотической направленности и определения на этой основе критериев и показателей развития данного процесса. Практическая значимость исследования состоит в разработке и описании разных типов диагностических заданий в соответствии с выделенными критериями. Авторами описаны следующие типы диагностических заданий: по эмоционально - мотивационному критерию - задания, выявляющие способность школьников эмоционально воспринимать произведения искусства и вербально выражать свои впечатления; по образно - содержательному критерию - задания на выявление у обучающихся фактологических знаний об исторических событиях и выдающихся деятелях, воплощенных в образах искусства, а также владение специальной терминологией в области разных видов искусства, представлений о средствах художественной выразительности; по деятельностно - рефлексивному критерию - задания со - творческого типа, связанные с интерпретацией содержания художественного произведения, выражением своей позиции относительно его идеи, трактовкой образов его героев, рассуждениями по поводу принятия или отвержения авторской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Валеева Светлана Анатольевна, Бородина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC OF THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC INTEREST IN PUPILS TO WORKS OF CIVIL-PATRIOTIC ART

The development of artistic interest in works related to images and plots of manifestation of patriotism and civic consciousness is one of the topical areas of educational work at school. The development of diagnostic tools is necessary to monitor this process, and is also important as a guide for the modern teacher in assessing creative work and research projects in art lessons and extracurricular activities. The purpose of the article is to theoretically substantiate the criteria, indicators, types of creative tasks for diagnosing the development of students’ artistic interest in works of art of a civil - patriotic orientation. The theoretical basis of the research is the provisions on interest as a form of manifestation of cognitive need, characterized by a high degree of awareness, subject orientation; research on artistic interest as a certain stage in the development of artistic perception, methodological developments in diagnosing the development of students’ artistic interest as a value - semantic selective attitude to artistic phenomena. Scientific novelty consists in clarifying the structure of artistic interest in works of art of a civil - patriotic orientation and determining on this basis the criteria and indicators of the development of this process. The practical significance of the study lies in the development and description of different types of diagnostic tasks in accordance with the selected criteria. The authors describes the following types of diagnostic tasks: according to the emotional - motivational criterion - tasks that reveal the ability of schoolchildren to emotionally perceive works of art and verbally express their impressions; according to the figurative - meaningful criterion - tasks to identify in students factual knowledge about historical events and outstanding figures embodied in the images of art, as well as possession of special terminology in the field of various types of art, ideas about the means of artistic expression; according to the activity - reflexive criterion - tasks of a co - creative type associated with the interpretation of the content of a work of art, expressing one’s position regarding its idea, interpreting the images of its heroes, reasoning about accepting or rejecting the authors’ position.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУССТВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

DO110.26170/2079-8717_2021 _02_06 ГРНТИ 14.33.07

УДК 372.87:37.035.6 ББК Ч426.85-00

Код ВАК 13.00.02

Куприна Надежда Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: nkbv@mail.ru

Валеева Светлана Анатольевна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; начальник, Управление образованием Асбестов-ского городского округа; 624260, Россия, г. Асбест, пр-т Ленина, 36/1, e-mail: bsa-asb74@mail.ru

Бородина Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: borodi-na_elena75@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественный интерес; произведения искусства; гражданственность; патриотизм; гражданско-патриотическое воспитание; школьники; воспитательная работа; внеурочная деятельность; педагогическая диагностика; диагностический инструментарий; развитие художественного интереса; творческие задания; уроки искусства.

АННОТАЦИЯ. Развитие художественного интереса к произведениям, связанным с образами и сюжетами проявления патриотизма и гражданственности, - одно из актуальных направлений воспитательной работы в школе. Разработка диагностического инструментария необходима для мониторинга данного процесса, а также важна в качестве ориентира для современного учителя в оценивании творческих работ и исследовательских проектов на уроках искусства и внеурочной деятельности. Цель статьи - теоретически обосновать критерии, показатели, типы творческих заданий для диагностики развития у обучающихся художественного интереса к произведениям искусства граж-данско-патриотической направленности. Теоретической основой исследования являются положения об интересе как форме проявления познавательной потребности, отличающейся высокой степенью осознанности, предметной направленности; исследования о художественном интересе как определенной стадии развития художественного восприятия, методические разработки диагностики развития у обучающихся художественного интереса как ценностно-смыслового избирательного отношения к художественным явлениям. Научная новизна состоит в уточнении структуры художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности и определения на этой основе критериев и показателей развития данного процесса. Практическая значимость исследования состоит в разработке и описании разных типов диагностических заданий в соответствии с выделенными критериями. Авторами описаны следующие типы диагностических заданий: по эмоционально-мотивационному критерию - задания, выявляющие способность школьников эмоционально воспринимать произведения искусства и вербально выражать свои впечатления; по образно-содержательному критерию - задания на выявление у обучающихся фактологических знаний об исторических событиях и выдающихся деятелях, воплощенных в образах искусства, а также владение специальной терминологией в области разных видов искусства, представлений о средствах художественной выразительности; по деятельностно-рефлексивному критерию - задания со-творческого типа, связанные с интерпретацией содержания художественного произведения, выражением своей позиции относительно его идеи, трактовкой образов его героев, рассуждениями по поводу принятия или отвержения авторской позиции.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Куприна, Н. Г. Диагностика развития художественного интереса у школьников к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности / Н. Г. Куприна, С. А. Валеева, Е. Н. Бородина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 51-59. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_02_0б.

Kuprina Nadezhda Grigorievna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Theory and Methods of Educating a Culture of Creativity, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Valeeva Svetlana Anatolyevna,

Postgraduate Student, Ural State Pedagogical University; Head, Education Department of the Asbest City District, Asbest, Russia Borodina Elena Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methods of Educating a Culture of Creativity, Ural

State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУССТВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

DIAGNOSTIC OF THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC INTEREST IN PUPILS TO WORKS OF CIVIL-PATRIOTIC ART

KEYWORDS: artistic interest; works of art; citizenship; patriotism; civil and patriotic education; pupils; educational work; extracurricular activities; pedagogical diagnostics; diagnostic tools; development of artistic interest; creative tasks; art lessons.

ABSTRACT. The development of artistic interest in works related to images and plots of manifestation of patriotism and civic consciousness is one of the topical areas of educational work at school. The development of diagnostic tools is necessary to monitor this process, and is also important as a guide for the modern teacher in assessing creative work and research projects in art lessons and extracurricular activities. The purpose of the article is to theoretically substantiate the criteria, indicators, types of creative tasks for diagnosing the development of students' artistic interest in works of art of a civil-patriotic orientation. The theoretical basis of the research is the provisions on interest as a form of manifestation of cognitive need, characterized by a high degree of awareness, subject orientation; research on artistic interest as a certain stage in the development of artistic perception, methodological developments in diagnosing the development of students' artistic interest as a value-semantic selective attitude to artistic phenomena. Scientific novelty consists in clarifying the structure of artistic interest in works of art of a civil-patriotic orientation and determining on this basis the criteria and indicators of the development of this process. The practical significance of the study lies in the development and description of different types of diagnostic tasks in accordance with the selected criteria. The authors describes the following types of diagnostic tasks: according to the emotional-motivational criterion - tasks that reveal the ability of schoolchildren to emotionally perceive works of art and verbally express their impressions; according to the figurative-meaningful criterion - tasks to identify in students factual knowledge about historical events and outstanding figures embodied in the images of art, as well as possession of special terminology in the field of various types of art, ideas about the means of artistic expression; according to the activity-reflexive criterion - tasks of a co-creative type associated with the interpretation of the content of a work of art, expressing one's position regarding its idea, interpreting the images of its heroes, reasoning about accepting or rejecting the authors' position.

FOR CITATION: Kuprina, N. G., Valeeva, S. A., Borodina, E. N. (2021). Diagnostic of the Development of Artistic Interest in Pupils to Works of Civil-Patriotic Art. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 51-59. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_02_06.

Введение. Одной из актуальных проблем теории и практики современного образования является привлечение художественно-образных средств к воспитанию подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. В современной «Концепции преподавания предметной области „Искусство" в Российской Федерации» подчеркивается, что искусство с древнейших времен является универсальным средством социализации, действенным инструментом «развития гражданской идентичности, воспитания патриотического сознания детей и молодежи» [10, с. 15]. Обращение на уроках искусства и во внеурочной деятельности к художественным произведениям, связанным с образами и сюжетами проявления патриотизма и гражданственности, является «действенной возможностью приобщения обучающихся к сфере духовной жизни общества, оказывая влияние на весь социокультурный, граж-данско-патриотический облик человека, на его образ жизни» [9, с. 15].

Вместе с тем анализ опыта проведения в школах уроков искусства и внеурочных мероприятий гражданско-патриотической направленности показывает, что художественные образы в большинстве случаев используются в качестве наглядного, иллюстративного материала. Часто этические беседы происходят с использованием одних и тех же произведений, уже известных школьникам по предыдущим занятиям и мероприятиям с аналогичной тематикой. «В результате процесс реализации воспитательной и

социальной функций искусства происходит формально или излишне прямолинейно, не затрагивая глубинных механизмов художественного восприятия, минуя интересы детей и подростков в сфере современной художественной практики» [11, с. 102].

В этой ситуации важен перенос акцента в воспитательной работе с сюжетно-иллюстративного подхода на развитие у обучающихся художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности, что связано с эмоционально-образным восприятием и личностной вовлеченностью современных школьников в сопереживание художественным образам - выразителям идей гражданственности и патриотизма.

Проблема развития художественного интереса к произведениям искусства граж-данско-патриотической направленности актуализируется и в связи с доминированием в жизни современных школьников стихийной художественно-эстетической среды, которая складывается на основе массовой культуры, интернет-пространства, средств массовой информации. В условиях развернувшейся сегодня в СМИ информационной войны нередким становится агрессивное навязывание молодым людям «модных» субкультурных направлений и художественных «шедевров», которые очерняют историю нашей страны, подвергают сомнению культурные достижения нашего Отечества, искажают культурные смыслы и символы нашего народа. Противостоять этой тенденции возможно при вовлечении обу-

© Куприна Н. Г., Валеева С. А., Бородина Е. Н., 2021

чающихся в художественно-творческую, исследовательскую деятельность, направленную на развитие у них таких составляющих художественного интереса, как стремление осмыслить поступки героев, понять авторскую идею в подтекстах, образных обобщениях и метафорах, раскрыть смысловую наполненность художественной формы.

Важнейшей задачей является разработка подходов к диагностированию развития у обучающихся художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности.

Описание критериев и показателей развития данного процесса может стать для современного учителя ориентиром в оценивании творческих заданий и исследовательских проектов гражданско-патриотической направленности на уроке искусства и внеурочной деятельности. Известно, что объективная и справедливая оценка активизирует учащихся, стимулирует в достижении успешных учебных результатов, воспитывает у них критическое отношение к своей работе, приучает к самоконтролю. При этом критерии оценки творческих заданий по восприятию, анализу-интерпретации произведения искусства, выражению граждан-ско-патриотической позиции в продуктах творчества оказываются на сегодняшний день наименее разработанными и освоенными.

В последние годы в связи с усилением внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения распространилась практика организации конкурсов школьных исследовательских проектов художественного направления на гражданско-патриотическую тематику. При этом учителя - руководители школьных проектов - часто опираются на случайные, несистематизированные рекомендации и, руководствуясь субъективным видением, зачастую выставляют высокие оценки не столько за полученный результат, сколько за большой объем материала, собранный обучающимися, или за проявленное старание в процессе подготовки проекта. В этом случае большим разочарованием для ученика становится низкая оценка его исследовательского проекта на конкурсных испытаниях вне класса или вне школы. Как показывает практика, при открытой защите и обсуждении конкурсных проектов высказывания членов жюри нередко вызывают непонимание, а иногда и неадекватную, болезненную реакцию у школьников. Такое разночтение в оценках проекта может быть воспринято обучающимся как несправедливые придирки к продукту его творчества и снизить его мотивацию к дальнейшим попыткам деятельности в этом направлении, а также снизить интерес к произведениям искусства

гражданско-патриотической направленности.

Выявленные противоречия и актуальность проблемы обусловили цель исследования - теоретически обосновать критерии, показатели, типы творческих заданий для диагностики развития у обучающихся художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности.

Обзор литературы. Содержание понятия «интерес» рассматривается в психолого-педагогической литературе во взаимосвязи с понятиями «потребность» и «мотивация». При этом потребности представляются более широким понятием относительно возникающих на их базе интересов, мотивов, волевых побуждений, выступая «источником активности человека» [16, с. 209]. По утверждению А. Г. Здравомыслова, потребности являются общим стимулом жизнедеятельности, характерным как для биологической, так и для социальной форм движения материи [7, с. 24]. В то же время ученым подчеркивается ценность для личности не только результата, но и самого по себе познавательного процесса, что позволяет отнести познавательную потребность к группе интеллектуальных и духовных потребностей.

Для нашего исследования значимо положение о фактической ненасыщаемости человеческих потребностей («будучи удовлетворенными, они возникают вновь, развиваются и при этом побуждают человека создавать все новые предметы материальной и духовной культуры» [16, с. 209]) и возможности воспитательного воздействия на растущего человека при формировании у него таких потребностей и обусловленных ими интересов, которые ведут к самореализации и плодотворному самоутверждению в социуме.

Интерес трактуется исследователями как форма проявления познавательной потребности, отличающаяся высокой степенью осознанности, предметной направленности. По мнению Г. И. Щукиной, это не просто совокупность отдельных процессов (интеллектуальных, эмоционально-волевых), а особое качество, «обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно-значимое и ценностное» [19, с. 29].

В работе Г. И. Щукиной описаны и обоснованы стадии развития познавательного интереса (любопытство, любознательность, познавательная активность, теоретический интерес). В исследованиях авторов, придерживающихся этой точки зрения, подчеркивается, что высокие уровни познавательного интереса достижимы при «мотивационном состоянии», которое обеспечивает «направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствуют ориен-

тировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» [14, с. 54-55]-

В контексте нашего исследования важны выводы ученых о том, что интерес как общий, так и специальный, акцентирует определенный аспект восприятия, мировоззрения, органично связан с мотивационной сферой, определяет активную познавательную направленность человека и является побудительной причиной к продуктивной деятельности.

Художественный интерес рассматривается в ряде исследований (В. Н. Банников [1], М. Б. Дмитриева [6], И. Л. Левин [13] и др.) как разновидность познавательного интереса и связывается с увлеченностью искусством, мотивацией к активной, эмоционально окрашенной художественно-творческой деятельности. Соответственно в диагностировании художественных интересов у обучающихся основной акцент делается на исследовании деятельностного компонента - «творческой активности, стремления к овладению новыми знаниями, умением и опытом деятельности в области искусства» [6, с. 14]-

Другая позиция связана с рассмотрением художественного интереса как определенной стадии развития художественного восприятия и, шире - художественного сознания. В характеристиках художественного интереса с этой позиции акцентируется эмоционально-ценностная природа искусства, его возможности в трансляции личности нравственных идей и смыслов через художественно-образное воздействие. Изучение этих аспектов художественного интереса связано с более детальной разработкой эмоционально-ценностного и образно-содержательного компонентов. Художественный интерес предстает как ценностно-смысловое избирательное отношение к художественным явлениям, основу которого составляют процессы эмоционального, сочувственного «проживания» духовного опыта, воплощенного в произведениях искусства, актуализации личностных смыслов в процессе «приобщающей идентификации» [8, с. 174-176], открытий новых граней своего «Я» во внутреннем диалоге при «встрече» сознаний автора и воспринимающего (М. М. Бахтин [3, с. 172]). При этом развитие художественного интереса возникает в результате сплава «интеллекта и аффекта» (по выражению Л. С. Выготского [5]), поскольку освоение и понимание ценностного содержания произведения искусства невозможно без способности к анализу, интерпретации художественного текста, понимания его условно-метафорического, образного языка.

Вопросы разработки мониторинга педагогического процесса развития художе-

ственного интереса у обучающихся как ценностно-смыслового избирательного отношения к художественным явлениям поднимаются в ряде педагогических исследований. В частности, диагностика развития у обучающихся художественного интереса как «конкретного состояния потребности, обусловленного осознанным выделением художественных аспектов действительности» [2, с. 32] разработана Т. А. Барышевой и представлена в анкетах по изучению рейтинга актуальных интересов современных детей («Карта интересов»). Диагностика художественного интереса как способности эмоционально-оценочного отношения к сюжетам и героям произведений представлена в методике А. А. Мелик-Пашаева «Беседа о картине» [15, с. 62]. В работе Е. М. Торшиловой предложены диагностические задания и анкеты, определяющие художественные интересы обучающихся с позиции их ценностных ориентиров в сфере искусства [18]. В работе Н. Г. Тагильцевой творческие задания, диагностирующие художественные интересы детей, представлены в рамках мониторинга развития их самосознания [17]-

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие «художественный интерес» отличается вариативностью трактовки у разных исследователей, а имеющиеся диагностики развития художественного интереса, как правило, затрагивают лишь некоторые характеристики этого процесса. По замечанию Т. А. Барыше-вой, «в сфере художественного образования „готовых" диагностических инструментов (методик) практически не существует. Это вполне объяснимо: объект изучения настолько сложен, что полная стандартизация практически невозможна» [2, с. 12].

Результаты исследования. На основе анализа литературы мы выделили доминирующую у разных исследователей характеристику интереса: избирательная направленность внимания человека, отличающаяся высокой степенью осознанности. Это позволило внести уточняющее дополнение в предмет нашего исследования: диагностика процесса развития у обучающихся художественного интереса к произведениям искусства граж-данско-патриотической направленности.

В связи с конкретизацией исследуемой направленности художественного интереса мы определили следующие критерии его развития у обучающихся.

Критерий эмоционально-мотива-

ционный выражен в следующих показателях: 1) эмоциональная отзывчивость на художественные образы - выразители нравственно-патриотических идей; 2) мотивация к освоению ценностного содержания произведений

искусства, понимание социальной значимости произведений гражданско-патрио-тической тематики.

Критерий образно-содержательный раскрывается через показатели: 1) наличие эмоционально-образного тезауруса - опыта восприятия произведений искусства, в которых воплощены исторические события и выдающиеся деятели отечества; 2) запас актуальных знаний и представлений о символическом характере художественно-образных средств выражения, связи формы и содержания в художественном произведении.

Критерий деятельностно-рефлексивный определяется показателями: 1) проявление собственной позиции в эстетических суждениях о произведениях искусства гражданско-патриотической тематики; 2) проявление художественно-творческой инициативы и активности при участии в мероприятиях граж-данско-патриотической направленности и создании продуктов собственного художественного творчества.

На основе выделенных критериев и показателей мы определили уровни развития художественного интереса к произведениям гражданско-патриотической направленности применительно к старшему школьному возрасту.

Высокий уровень - обучающийся демонстрирует эмоциональную вовлеченность в восприятие художественных образов на гражданско-патриотическую тематику, обладает значительным багажом художественных впечатлений, связанных с воплощением в произведениях искусства исторических событий и образов выдающихся деятелей отечества, отличается систематизированными знаниями о связи формы и содержания в художественном произведении, способен к обоснованному и развернутому художественному суждению при его анализе, выражению гражданско-патриотической позиции в оригинальных продуктах собственной творческой деятельности.

Средний уровень - обучающемуся свойственен эпизодический, неустойчивый интерес и избирательный эмоциональный отклик на произведения искусства с граждан-ско-патриотической проблематикой, незначительный багаж художественных впечатлений, связанных с воплощением в произведениях искусства исторических событий и образов выдающихся деятелей отечества, недостаточное понимание связи средств художественной выразительности с содержанием произведения, недостаточная убедительность в суждениях при анализе художественного образа, отсутствие творческой инициативы, стандартность, повторяемость, шаблонность при создании продуктов собственной творческой деятельности, неуме-

ние или нежелание отразить в них свою гражданско-патриотическую позицию.

Низкий уровень - обучающийся не проявляет интереса в процессе восприятия художественного произведения с граждан-ско-патриотической проблематикой, демонстрирует мозаичность, поверхностность художественных впечатлений в этой сфере, низкий диапазон эмпатического восприятия, проявляет пассивность или вовсе отказывается от рассуждений по поводу ценностного содержания произведений искусства, отказывается от выполнения творческих заданий по данной проблематике или выполняет их формально, не отражая своей гражданско-патриотической позиции в продуктах художественной деятельности.

На основе анализа имеющихся методик диагностики художественного интереса мы определили типы диагностических заданий в соответствии с выделенными критериями.

Диагностика по эмоционально-мотивационному критерию предполагает задания, выявляющие способность школьников эмоционально воспринимать произведения искусства и вербально выражать свои впечатления. Акцентирование эмоциональной стороны художественного восприятия обусловливает применение комплекса искусств в таких заданиях: обращение к иллюстрациям, выдержкам из литературных и поэтических произведений, ссылка на музыкальные произведения (или их прослушивание).

Мы обратились к диагностическим заданиям «Звучащие пейзажи» (Н. Г. Куприна, Э. В. Оганесян [12, с. 56]), суть которых заключается в сопоставлении живописных и музыкальных образов по сходному эмоциональному тону. В соответствии с нашей задачей (восприимчивость национального колорита произведения, его принадлежности к родной культуре), а также применительно к возрасту обучающихся в старших классах данные диагностические задания были скорректированы: в подборку художественных произведений внесен элемент, указывающий на своеобразие русской культурной традиции; школьникам предложено прописать ответы в форме краткого эссе. Например, в качестве музыкального ряда была предложена пьеса «На тройке (ноябрь)» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского (в исполнении Дениса Мацуева). Зрительный ряд составили как репродукции картин русских художников, передающих красоту русской природы в зимнее время и простор русских пейзажей, так и картины западноевропейских живописцев, где зима предстает временем ограничений и испытаний, действия происходят на фоне узкого пространства европейских улочек

или скалистых пейзажей (например, картины Ф. Фоски, П. Брейгеля).

Эталон выполнения задания (высокий уровень): правильно подбираются репродукции к звучащей музыке в максимальном из предложенных вариантов количестве. Дается обоснование выбора: соответствие музыкальных и живописных произведений как по эмоциональному тону, так и по принадлежности к национальной традиции. Поясняется, что в музыкальном произведении передан образ русской зимы (дается развернутое пояснение возникшим ассоциациям с картинами именно русской природы в зимнее время, поясняется выбор репродукций русских художников). Дается сравнительная характеристика средствам выразительности живописных произведений, изображающих картины зимы в русской и европейской культурных традициях.

Дополнительно по данному критерию были разработаны задания, выявляющие у обучающихся стремление к пониманию социальной значимости произведений граж-данско-патриотической тематики.

Приведем пример такого задания. Даны фотографии трех скульптур В. И. Мухиной («Рабочий и колхозница», «Пламя революции», «Революция») и текст, акцентирующий идею поиска автором новых форм для выражения гражданско-патриотических идей.

Сформулированы вопросы к обучающимся: 1. Назовите автора данных скульптур. 2. Напишите названия известных Вам скульптур в представленных примерах.

3- Все три скульптуры посвящены образу страны, ее истории. Какое отношение к своей стране и ее истории выражает автор в своих работах? Напишите свое мнение.

4- Напишите, какими средствами выразительности пользуется автор работ для создания образа своей страны (3 выразительных приема, использованных во всех скульптурах). 5. Дайте собственное название тем скульптурам из представленных примеров, которые Вам оказались неизвестны.

Эталон выполнения задания (высокий уровень): полностью называется имя автора (Вера Игнатьевна Мухина), даются правильные названия или собственные варианты названий скульптур, близких по смыслу тем, которые дал сам автор («Рабочий и колхозница», «Пламя революции», «Революция»). В ответе указывается, что автор воспел мощь революционных преобразований, гордость за исторические свершения своей страны в советский период, устремленность страны в будущее, мужество, стойкость и творческое вдохновение советского народа. Верно определены 3 выразительных приема, использованные во всех скульптурах (возможные варианты от-

ветов: диагональное расположение фигур, подчеркивающее их устремленность вперед и вверх, развевающиеся летящие одежды, создающие ощущение стремительного темпа движения, высокие постаменты для скульптур как символ высоты достижений, мощь, монументальность фигур, подчеркивающие образ мужественности, несгибаемой воли к победам и героическим свершениям и пр.).

Диагностические задания по образно-содержательному критерию относятся к типу заданий на выявление у обучающихся фактологических знаний об исторических событиях и выдающихся деятелях, воплощенных в образах искусства, а также владения специальной терминологией в области разных видов искусства, представлений о средствах художественной выразительности.

Продуктивной в этом случае является идея диагностического задания Е. Н. Бородиной в форме настольной игры «Лото» [4]. Суть диагностического задания заключается в том, чтобы заполнить игровое поле карточками, на которых в уменьшенном размере изображены репродукции картин, кадры из кинофильмов, иллюстрации к литературным произведениям. По условию игры, тот, кому изображение подошло по тематике игрового поля, должен определить и проговорить вслух название художественного произведения, имя автора (или исполнителя, если изображен кадр из фильма) [4, с. 58-65]-

Данная идея была адаптирована к тематике нашего исследования, а также к возрасту обучающихся в старших классах, от которых в ответах требовалось не только узнать героя и автора произведения, но и продемонстрировать понимание символического характера художественно-образных средств выразительности. При подборе произведений для тематического ряда нами учитывались разные авторские трактовки в воплощении образа героя - исторического деятеля.

Например, тематический ряд, связанный с образом Ивана Грозного, включал произведения: репродукции картин: И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», В. М. Васнецов «Иван Грозный», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный», кадр из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» (актер Д. Кадочников), кадр из балета Ю. Григоровича «Иван Грозный».

Тематический ряд, связанный с образом Г. К. Жукова, включал произведения: П. Д. Корин «Портрет маршала Г.К. Жукова», А. Пименов «Бюст Маршала СССР Г.К. Жукова», скульптура В. Клыкова «Памятник маршалу Жукову», кадр из фильма Б. Ермолаева и Б. Сумху «Слушайте, на той стороне» (актер М. Ульянов), кадр из филь-

ма С. Урсуляка «Ликвидация» (актер В. Меньшов).

Эталон выполнения заданий (высокий уровень): правильное определение и формулировка темы своего игрового поля по репродукции; правильный выбор репродукций для заполнения всех пустующих секторов; точные названия произведений искусства и имен их авторов (актеров - исполнителей ролей); краткая характеристика художественных средств, выражающих отношение автора к образу героя; активная помощь товарищам, не сумевшим дать правильные ответы.

Диагностика по деятельностно-рефлексивному критерию предполагает задания со-творческого типа, связанные с интерпретацией содержания художественного произведения, выражения своей позиции относительно его идеи, трактовки образов его героев, рассуждения по поводу принятия или отвержения авторской позиции.

При разработке задания по показателю «проявление собственной позиции в эстетических суждениях о произведениях искусства гражданско-патриотической тематики» мы использовали идею диагностического задания Е. М. Торшиловой «Переименование картин» [18].

Суть теста заключается в том, что обучающимся предлагают дать названия (выбрать из нескольких вариантов) картинам, которые не входят в школьную программу и неизвестны им. Варианты названий подобраны по принципу: одно описательно-сюжетное название, второе - эмоциональное, но противоположное художественному образу полотна и третье - соответствие образному строю. Выбор своих вариантов названий испытуемым нужно объяснить, обосновать, что именно в сюжетах картин и средствах их художественной выразительности доказывает этот выбор [18, с. 82-97].

В соответствии с задачами нашего исследования были выбраны произведения искусства, связанные с гражданско-патрио-тической тематикой (А. А. Дейнека «Вечер. Патриаршие пруды», Е. Е. Моисеенко «Победа», П. А. Кривоногов «Капитуляция»).

Эталон ответа (высокий уровень): для названий всех репродукций выбран вариант «соответствие образному строю». Рассуждения обучающегося, доказывающие его выбор, отличаются полнотой, доказательностью, опираются на понимание средств художественной выразительности.

Примерный ответ по картине А. А. Дей-неки (авторское название - «Вечер. Патриаршие пруды»). Композиция картины построена на образных контрастах: мрачное, суровое небо - и ослепительно белый снег; военный патруль, в небе дирижабль, охра-

няющий город, - и дети, беззаботно играющие в хоккей. В названии картины должна отразиться горечь от того, что обычная мирная картина жизни оказалась «вписана» в суровую и тревожную «рамку» военного времени. В соответствии с образным строем картины возможны названия: «Жизнь продолжается», «Дети войны», «Мирный вечер в осажденном городе» и пр.

Представим еще один вариант творческого задания, направленного на проявление школьниками гражданско-патриотической позиции: «Представьте, что Вы - директор недавно созданного туристического агентства. Приоритетное направление агентства - образовательный туризм. Составьте листовку рекламного характера для групп школьников, включающую информацию об истории своего города, памятниках культуры (необходимо представить эту информацию увлекательно, так, чтобы школьникам захотелось посетить эти места)».

Эталон ответа (высокий уровень): листовка рекламного характера включает в себя описание 5 основных памятников культуры родного города. Дается полная характеристика истории создания данных памятников культуры, называются их авторы. Дается эмоциональное описание памятника, его социально-культурной значимости.

Заключение. Теоретически обоснованный и разработанный нами диагностический инструментарий, позволяющий осуществлять мониторинг развития художественного интереса к произведениям граж-данско-патриотической направленности, был апробирован в воспитательной работе с обучающимися 9-х и 10-х классов общеобразовательных организаций Свердловской области Асбестовского городского округа (МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького г. Асбеста, МБОУ СОШ № 18 п. Белокаменный).

Результаты начальной диагностики показали преимущественно средний и низкий уровни развития у старшеклассников художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности: увлеченность, в основном, продукцией массовой культуры, стихийность художественных выборов, ограниченность художественного кругозора.

В то же время, творческий характер предложенных диагностических заданий, связанных с актуализацией личностного опыта обучающихся, уже на этапе начальной диагностики привлек их внимание к произведениям искусства на темы гражданственности и патриотизма, мотивировал к самостоятельному приобретению знаний в этой сфере, побудил к участию в конкурсах исследовательских проектов и мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Описание подходов к оцениванию творческих заданий, связанных с выявлением художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности, может быть использовано педагогами в качестве ориентиров для формирования фонда оценочных средств в практике работы не только со старшеклассниками, но и с обучающимися среднего и младшего звена.

Объективная оценка творческой и исследовательской деятельности обучающихся будет способствовать развитию художественного интереса к произведениям искусства граж-данско-патриотической направленности и сделает более эффективной работу по их гражданско-патриотическому воспитанию на уроках искусства и во внеурочной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банников, В. Н. Педагогические условия развития художественного интереса, художественно-творческой активности учащихся на занятиях изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства : теоретико-ориентированная монография / В. Н. Банников. - М. : Изд-во НОО МО РФ, 2004. - 160 с.

2. Барышева, Т. А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде : учеб.-метод. пособие / Т. А. Барышева ; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : [б. и.], 2011. - 111 с.

3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1975. - 502 с.

4. Бородина, Е. Н. Наследие : метод. рекомендации по нравствен.-патриотич. воспитанию детей в худож.-игровой деятельности / Е. Н. Бородина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2016. - 140 с.

5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - СПб. : Азбука-классика, 2016. - 448 с.

6. Дмитриева, М. Б. Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы (на материале деятельности учреждений дополнительного образования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дмитриева М. Б. - Екатеринбург, 2013. - 23 с.

7. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. — М., 1986. — 223 с.

8. Иванов, В. П. Человеческая деятельность - познание - искусство / В. П. Иванов. - Киев : Наукова думка, 1977. - 324 с.

9. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе : монография / Е. М. Акишина, И. Э. Кашекова, И. М. Красильникова [и др.] ; под науч. ред. Е. М. Акишиной. - М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 232 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации : проект. -М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 10 с.

11. Куприна, Н. Г. Методы педагогики искусства в формировании гражданской позиции у подростков / Н. Г. Куприна, С. А. Валеева. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2020. - № 2. - С. 101110. - URL: http://www.art-education.ru/pedagogika-iskusstva-47.

12. Куприна, Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства в условиях дополнительного художественного образования : монография / Н. Г. Куприна, Э. Д. Оганесян ; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Текст : электронный.

13. Левин, И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов школьников в классах с углубленным изучением изобразительного искусства : дис. ... канд. пед. наук / Левин И. Л. - Нижний Новгород, 2003. - 287 с.

14. Максимов, Л. К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника / Л. К. Максимов. - Волгоград, 1976. - 154 с.

15. Мелик-Пашаев, А. А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей : методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ /

A. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская. - Дубна : Феникс+, 2009. - 272 с. : ил.

16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких,

B. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. - М. : Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

17. Тагильцева, Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей: теоретические подходы и диагностика / Н. Г. Тагильцева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2001. - 158 с.

18. Торшилова, Е. М. Маршруты эстетического развития современных детей и подростков: теория и диагностика : учеб.-метод. пособие / Е. М. Торшилова. - М. : Музыка, 2011. - 208 с.

19. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.

REFERENCES

1. Bannikov, V. N. (2004). Pedagogicheskie usloviya razvitiya khudozhestvennogo interesa, khudozhestvenno-tvorcheskoi aktivnosti uchashchikhsya na zanyatiyakh izobrazitel'nogo, narodnogo, dekora-tivno-prikladnogo iskusstva [Pedagogical Conditions for the Development of Artistic Interest, Artistic and Creative Activity of Students in the Classroom of Fine, Folk, Decorative and Applied Arts]. Moscow, Izdatel'stvo NOO MO RF. 160 p.

2. Barysheva, T. A. (2011). Ot khudozhestvennogo interesa k khudozhestvennomu intellektu. Diagnostika tvorcheskogo razvitiya rebenka v muzeinoi srede [From Artistic Interest to Artistic Intelligence. Diagnostics of the Creative Development of a Child in a Museum Environment]. Saint Petersburg. 111 p.

3. Bakhtin, M. M. (1975). Voprosy literatury i estetiki: issledovaniya raznykh let [Questions of Literature and Aesthetics: Researches Different Years]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. 502 p.

4. Borodina, E. N. (2016). Nasledie: metodicheskie rekomendatsii po nravstvenno-patrioticheskomu vospitaniyu detei v khudozhestvenno-igrovoi deyatel'nosti [Heritage: Methodical Recommendations for Moral and Patriotic Upbringing of Children in Artistic and Game Activity]. Ekaterinburg. 140 p.

5. Vygotsky, L. S. (2016). Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. - Saint Petersburg, Azbuka-classic. 448 p.

6. Dmitrieva, M. B. (2013). Razvitie khudozhestvennogo interesa podrostkov v usloviyakh vneshkol'noi raboty (na materiale deyatel'nosti uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya) [Development of the Artistic Interest of Adolescents in the Context of Out-of-School Work (Based on the Activities of Institutions of Additional Education)]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. 23 p.

7. Zdravomyslov, A. G. (1986). Potrebnosti, interesy, tsennosti [Needs, Interests, Values]. Moscow. 223 p.

8. Ivanov, V. P. (1977). Chelovecheskaya deyatel'nost' — poznanie — iskusstvo [Human Activity -Knowledge - Art]. Kiev, Naukova Dumka. 324 p.

9. Akishina, E. M., Kashekova, I. E., Krasilnikova, I. M., et al. (2016). Kontseptual'nye osnovy moderni-zatsii predmetnoi oblasti «Iskusstvo» v sovremennom informatsionnom obshchestve [Conceptual Foundations of Modernization of the Subject Area "Art" in the Modern Information Society] / ed. by E. M. Akishina. Moscow, FGBNU «IKhOiK RAO». 232 p.

10. Kontseptsiya prepodavaniya predmetnoi oblasti «<Iskusstvo» v Rossiiskoi Federatsii: proekt [Concept of Teaching the Subject Area "Art" in the Russian Federation: Project]. (2016). Moscow, FGBNU «IKhOiK RAO». 10 p.

11. Kuprina, N. G., Valeeva, S. A. (2020). Metody pedagogiki iskusstva v formirovanii grazhdanskoi pozitsii u podrostkov [Methods of Art Pedagogy in the Formation of Civic Position in Adolescents]. In Pedagogika iskusstva. No. 2, pp. 101-110. URL: http://www.art-education.ru/pedagogika-iskusstva-47.

12. Kuprina, N. G., Oganesyan, E. D. (2019). Realizatsiya vospitatel'nogo potentsiala iskusstva v usloviyakh dopolnitel'nogo khudozhestvennogo obrazovaniya [Realization of the Educational Potential of Art in the Conditions of Additional Art Education]. Ekaterinburg.

13. Levin, I. L. (2003). Formirovanie tvorcheskoi lichnosti shkol'nika na osnove razvitiya khudozhestven-nykh interesov shkol'nikov v klassakh s uglublennym izucheniem izobrazitel'nogo iskusstva [Formation of the Creative Personality of a Schoolchild on the Basis of the Development of Artistic Interests of Schoolchildren in Classes with In-depth study of the Fine Arts]. Dis. ... kand. ped. naukvin. Nizhny Novgorod. 287 p.

14. Maksimov, L. K. (1976). O nekotorykh voprosakh issledovaniya motivatsii ucheniya mladshego shkol'nika [About Some Questions of the Study of the Motivation of the Teaching of a Younger Student]. Volgograd. 154 p.

15. Melik-Pashaev, A. A., Adaskina, A. A., Kudina, G. N., Novlyanskaya, Z. N. (2009). Metodiki issledovaniya i problemy diagnostiki khudozhestvenno-tvorcheskogo razvitiya detei [Research Methods and Problems of Diagnostics of Artistic and Creative Development of Children]. Dubna, Feniks+. 272 p.

16. Bim-Bad, B. M., et al. (Eds.). (2003). Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya. 528 p.

17. Tagiltseva, N. G. (2001). Iskusstvo v razvitii samosoznaniya detei: teoreticheskie podkhody i diagnosti-ka [Art in the Development of Self-awareness of Children: Theoretical Approaches and Diagnostics]. Ekaterinburg. 158 p.

18. Torshilova, E. M. (2011). Marshruty esteticheskogo razvitiya sovremennykh detei ipodrostkov: teoriya i diagnostika [Routes of Aesthetic Development of Modern Children and Adolescents: Theory and Diagnostics]. Moscow, Muzyka. 208 p.

19. Shchukina, G. I. (1988). Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nykh interesov uchash-chikhsya [Pedagogical Problems of the Formation of Students' Cognitive Interests]. Moscow, Pedagogika. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.