Научная статья на тему 'Формирование творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ на внеклассных занятиях в художественной студии'

Формирование творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ на внеклассных занятиях в художественной студии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / INDEPENDENCE / SELF-DEVELOPMENT / SELF-TRAINING / CONSCIOUSNESS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурнова С. Н.

Данная статья посвящена проблемам формирования творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ. В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий, как «самостоятельность», «саморазвитие и самообучение», «самосознание», «активность». Также в данном исследовании выделяются объективные условия формирования творческой самостоятельности учащихся на внеклассных занятиях в художественной студии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF PUPILS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS ON OUT-OF-CLASS EMPLOYMENT IN ART STUDIO

Given article is devoted problems of formation of creative independence of pupils of comprehensive schools. In article the interrelation of such concepts as «independence», «self-development and self-training», «consciousness», «creative activity* is considered. As in the given research objective conditions of formation of creative independence of pupils on out-of-class employment in art studio are allocated.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ на внеклассных занятиях в художественной студии»

С.Н. СУРНОВА, аспирант, учебный мастер кафедры декоративноприкладного искусства и технической графики Орловского государственного университета Тел. 8 9208191115;swetlana.surnova@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ

Данная статья посвящена проблемам формирования творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ. В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий, как «самостоятельность», «саморазвитие и самообучение», «самосознание», «активность». Также в данном исследовании выделяются объективные условия формирования творческой самостоятельности учащихся на внеклассных занятиях в художественной студии.

Ключевые слова: самостоятельность, саморазвитие, самообучение, самосознание, творческая активность.

В настоящее время развитие российской системы образования связывают прежде всего с формированием личности как носителя культуры, духовности и творческого потенциала. Современному обществу нужны специалисты, обладающие творческим мышлением, творческой рефлексией, способные к дальнейшей творческой самореализации. Особую ценность имеют люди, которые умеют творчески и нестандартно подходить к любой задаче.

Самостоятельность трактуется в педагогике как одно из свойств личности. Это свойство характеризуется двумя факторами. Первый фактор включает в себя совокупность средств - знаний, умений, навыков, которыми обладает личность. Второй фактор -отношение личности к процессу деятельности, ее результат и условия осуществления, а также складывающиеся в процессе деятельности связи с другими людьми [11, с. 98].

Одной из значимых проблем в педагогике является проблема формирования самостоятельности. Формировать - значит образовывать, составлять, организовывать, порождать [14, с. 43]. Формирование - это процесс, в ходе которого происходит создание чего-то нового на основе имеющихся качеств личности как врожденного характера, так и приобретенного.

Творческая самостоятельность личности - это творческий процесс осознанного личностного становления, основанный на взаимодействии активно воспринятых внутренних и внешних факторов. Творческое развитие личности в учебном процессе обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию в профессиональной деятельности.

Условием перехода личности к саморазвитию и самообучению является достижение определенной степени самостоятельности.

В основе самостоятельности мышления и действия лежит самосознание личности. Е.И. Еремина считает, что специфика юношеского самосознания делает возможным формирование самостоятельности личности в такой степени, которая обеспечивает осознание своей способности к саморазвитию, порождает новое отношение личности к себе, своей деятельности, побуждает ее к саморазвитию и самообучению [14, с. 45].

Самостоятельность как устойчивое качество личности обеспечивает высокий уро-_________ вень успешности и практической реализации замыслов в любой деятельности. Жела-

© С.Н. Сурнова

ние быть самостоятельным, работать индивидуально диктуется стремлением каждого обучающегося к самореализации: сделать своими силами, сделать так, как ему нравится. Самостоятельный человек действует не по внушению со стороны, не случайно, а исходя из собственных взвешенных представлений.

Самостоятельность тесно связана с активностью человека. Активность рассматривается как психологическое проявление личности, которое характеризует степень участия обучаемого в той или иной деятельности, в то время как самостоятельность показывает характер этого участия [14, с. 47], отражает стремление и способность опираться на собственные обоснованные решения.

Р.А. Низамов выделяет активность исполнительскую и творческую. В первом случае деятельность учащегося направлена на воспоминание, воспроизведение готовых решений. Творческая активность — стремление школьника проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, применить новые приемы, преодолеть затруднения, способность вносить элементы новизны в способы выполнения заданий. Творческий уровень активности характеризует более высокую степень развития личности [9, с. 221].

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку возможность выбора своего индивидуального творческого пути. Получение школьником такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, которые часто остаются не востребованными основным образованием. Решение проблемы формирования творческой самостоятельности на внеклассных занятиях в школе - в осуществлении следующих педагогических условий и методов:

1) Условия, активизирующие мышление школьников, стимулирующие формирование творческих качеств, таких как вариативность, гибкость, целеустремленность, независимость.

Учебно-творческая деятельность школьников осуществляется с применением методов сравнения, систематизации, упрощения, мысленного преобразования образа, активного поиска новых вариантов композиционного решения изображения.

2) Условия, активизирующие положительный эмоциональный настрой школьников в процессе работы над учебно-творческим заданием.

Создание положительного эмоционального настроя осуществляется организацией разнообразных видов и форм творческой деятельности школьников, созданием в классе атмосферы творческого сотрудничества, заинтересованности. Положительный эмоциональный настрой снимает у школьника неуверенность в собственных силах, ограничивающую творческую активность и фантазию, и открывает путь к самовыражению.

3) Условия, стимулирующие творческую самореализацию школьника в учебно-творческом процессе.

Свобода выбора путей решения задач и ответственность за свой выбор, постепенное усложнение творческой деятельности школьника, вариативность - все эти условия могут быть отражены в дополнительной, внеурочной деятельности школьника, которая направлена на поиск путей развития творческой индивидуальности, самостоятельности. Самостоятельная работа, активизирующая творческий потенциал школьника, является также основным условием формирования творческого процесса и способствует развитию индивидуальных творческих способностей школьников.

Перечисленные педагогические условия стимулируют деятельность школьников, активизируют творческое мышление, повышают эмоциональное воздействие окружающего мира на школьника.

При создании условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологичес-кую, спортивную и другую деятельность необходимо опираться на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса [4, с. 87].

Такая разнообразная деятельность - хорошая возможность для организации межличностных отношений школьников, педагогов, создания сплоченного ученического коллектива. В процессе этой многоплановой работы происходит развитие общекультурных интересов школьников, которое способствует решению задач нравственного воспитания.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями [4, с. 254]. Такая творческая активность предусматривает самостоятельную художественную деятельность школьников, определяющую своеобразные и доступные формы. Это школьные общества, объединения различной направленности, курсы, факультативы, кружки, студии.

Особой формой дополнительного образования в школе является художественная студия юного оформителя. Повышая активность и заинтересованность учащихся, она содействует улучшению художественно-творческой работы и способствует формированию соответствующих навыков. Широко используются творческие возможности участников студии в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, оформлении кабинетов, праздников. Кроме конечного результата -создания хорошо оформленной выставки — педагогу не менее важно добиться того, чтобы в процессе обучения у школьников развивались мышление, способность анализировать, обобщать и сопоставлять, формировалась творческая самостоятельность. В школе всегда найдется множество тем, событий, достойных яркого и образного воплощения в стенгазете, на стенде или выставке [13, с. 115]. В каждой школе есть кабинеты изобразительного искусства, технологии, русского языка и литературы, истории, актовый зал, школьный музей, и творческая работа участников оформительского кружка может начаться с обновления находящихся там тематических выставок. Оформление школы необходимо начать с холла, основу его оформления должны составлять стенды, рассказывающие об истории страны, школы. Здесь могут быть представлены различные документы и фотографии, флаги, гербы, приведены цитаты политических деятелей. Вариантов различных оформительских решений представляется бесконечное множество. Обширная тематика дает возможность юным оформителям активно проявлять свою творческую фантазию и одновременно получать нравственное удовлетворение от сознания своего вклада в общешкольное дело. В школе всегда уместны выставки, рассказывающие о том, чье имя носят школа или близлежащие улицы. Как правило, они имеют высокий патриотический характер. Несомненно, привлекла бы внимание де-

тей выставка, составленная из фотографий, отражающих события тех лет.

Школьникам для равнения на успевающих учеников, которые активно участвуют в общественной жизни школы, необходимо знать о них как можно больше. В практике выставочного искусства существует форма наглядной агитации. Это доски почета, стенды медалистов с рассказом о достигнутых ими результатах и т.п. В последние годы в разных уголках страны появляются все новые и новые стенды, галереи боевой славы, посвященные бойцам Великой Отечественной войны. Доски почета, стенды, галереи славы — это своего рода способ выражения глубокой благодарности народа героям за боевые подвиги. Значительна их роль как средств воспитательного воздействия, особенно на молодое поколение. Продумывая содержание выставок, следует руководствоваться общими принципами организации учебно-воспитательной работы в школе. Ведущим принципом является учет возрастных особенностей детей. Необходимо помнить, что степень развития оформительских навыков находится, как правило, в прямой зависимости от возраста детей. Конечно, дети 7—9 лет не в состоянии еще достаточно умело сами что-либо оформить. Но потребность в создании пусть даже самых маленьких экспозиций появляется уже у ребят первого класса [13, с. 97]. Они с удовольствием участвуют в оформлении выставок, различных праздниках, выполняя посильную помощь при нарезании гирлянд, снежинок по образцам, листочков, звездочек, другого материала по трафаретам под руководством наставников.

Помощь младшим школьникам может быть оказана старшими участниками студии. Такое шефство принесет им моральное удовлетворение от осознания возможности применения своих знаний, умений, навыков, что немаловажно для сплочения участников оформительской студии. Кроме того, для них можно организовать выставки, посвященные таким событиям, как праздник Букваря, День учителя, мамин день, день здоровья, день спорта и т.д. Содержание тематической выставки натолкнет на выбор соответствующей композиции, всего наглядно-изобразительного решения. Тогда, безусловно, тематическая выставка будет способствовать формированию мировоззрения учащихся, основы которого закладываются на уроках истории, обществоведения, литературы, биологии и др. Также необходимо обратить внимание на книжные выставки. Устраивать их нужно не только во время подготовки к «книжной неделе» [13, с. 99]. Школьник все десять лет обращает-

ся к книге, в приобретении знаний она оказывает неоценимую помощь. Помочь школьнику осознать роль книги-учебника, художественного произведения, справочника и так далее может интересно задуманная и выразительно оформленная выставка. Библиотечным работникам, обычно организующим такие постоянные выставки, часто не хватает умения достаточно образно продемонстрировать книжную продукцию. Они не могут порой грамотно скомпоновать на стенде или в витрине экспозиционный материал, написать объявление, заголовки.

Принимая участие в художественном оформлении книжных тематических выставок, учащиеся тем самым становятся помощниками педагогического коллектива, способствуют приобщению учащихся к самостоятельной работе с учебником и любой другой книгой. На практике под руководством учителя учащиеся должны научиться для каждой новой экспозиции находить оригинальное оформительское решение, выделять в экспозиции наиболее важные и выразительные ее элементы.

Хорошо организованная выставочная работа в школе предоставляет дополнительные возможности для осуществления задач умственного, трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Этому помогут и экспозиции по различным учебным предметам, расширяющие круг знаний получаемых на уроках. Активизируют умственную деятельность учащихся выставки, построенные по аналитическому принципу, в которых не просто содержатся сведения информационного характера, но учащимся предоставляется возможность самим получить дополнительные знания. Здесь могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и так далее.

Тема физической культуры и спорта дает широкие возможности для создания разнообразных вариантов образно-изобразительного решения. Многие дети любят спорт, оформление спортивных выставок доставляет им удовольствие, и зрителей среди школьников найдется предостаточно. В каждой школе есть грамоты, дипломы, призы, завоеванные на спортивных соревнованиях [2, с. 112]. Долг участников оформительской студии — создать для этих материальных свидетельств побед максимально выразительные экспозиционные условия.

В эстетическом воспитании большое значение имеет оформление тематических выставок. Работа по созданию экспозиции развивает эстетический и художественный вкус школьников, раскрывая личностный творческий потенциал, актив-

ность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Работа в студии помогает учителю направить энергию, активность, творческий потенциал подростков на общественно полезную деятельность, инициативное участие в жизни школы. Дети с удовольствием работают над экспозицией выставки, посвященной школьной тематике. В процессе выполнения совместных работ объединяется школьный коллектив, воспитывается товарищеская взаимопомощь, самостоятельность. По примеру организации конкурсов лучших стенных газет в конце года можно организовать смотр лучших тематических выставок. Такие конкурсы служат стимулом для развития творчества детей, средством развития эстетического вкуса. Выставки и конкурсы повышают интерес к изобразительному искусству в целом.

Особую тему составляют экспозиции, подготавливаемые к различным праздникам. Праздник, отмечаемый в школе, - явление большого общественного, воспитательного и познавательного значения. Включение тематических выставок в праздничное оформление открывает широкие возможности для воспитания учащихся. Участникам оформительского кружка всегда полезно поработать и в жанре выставок праздничной тематики. Все школьные выставки должны составлять единый комплекс и распределяться по школе с учетом их наибольшей уместности.

В настоящее время сложился четкий план размещения выставок и отдельных стендов в соответствии с их тематикой. Тематические стенды, помещаемые в вестибюле школы, рассказывают об общешкольных делах. Центральное место обычно рассчитано на постоянное информирование школьников среднего и старшего возраста о важнейших новостях учебной и общественной жизни. В холле рекомендуется также организовать Доски почета «Гордость школы». Содержание стенда «Гордость школы» может быть сфокусировано в эмблеме - золотая медаль «За отличные успехи и примерное поведение». В постоянной экспозиции находятся фотографии окончивших школу с медалью. Сменная экспозиция рассказывает о лучших учениках сегодня. Сюда совместным решением педагогического совета заносятся имена и помещаются фотографии отличников учебы, ребят, отличившихся в общественной жизни школы или совершивших яркий, благородный поступок. В вестибюле отводится место также информационным стендам (расписание занятий, объявления для учащихся, для родителей и т. п.).

Вестибюль — подходящее место и для праздничных панно, декоративно-тематических устано-

вок. При виде их каждый входящий в школу будет испытывать эмоциональный подъем, ощущать исходящее от них настроение праздника. В большинстве школ второй этаж, как правило, предназначается для начальных классов. В рекреации организуются выставки по тематике, учитывающей общую направленность и основные педагогические цели работы с учениками младших классов. Любимые с раннего детства сюжеты сказок в выставочных композициях могут образно, эмоционально рассказать об учебных предметах, правилах поведения, дорожного движения и т.п. Можно также подготовить стенд-выставку с рисунками ребят по сказочным сюжетам.

Принципы и приемы, лежащие в основе оформления тематических выставок, имеют прямое отношение и к созданию школьных музейных экспозиций. Объем знаний, умений и навыков, приобретенный учащимися при организации и оформлении выставок, позволяет им профессионально подходить и к созданию школьных музеев.

Учащиеся, занимающиеся оформлением выставок, в некоторой степени уже владеют навыками создания зрительного образа, сформированными в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. Эти навыки являются опорными для овладения знаниями из области оформления выставок. Создание художественного образа выставки - специфическая задача, но в основе ее лежат те же процессы, что и при работе, например, над тематическим рисунком. Для воспитания у учащихся способности создавать зрительный образ особое значение имеет постоянное углубление их синтезирующего мышления, анализа. В качестве зрительной основы, под воздействием которой происходит формирование образного мышления, обогащение зрительной памяти, осмысленный отбор главного и т. п., выступает ряд факторов. Среди них особое место принадлежит знанию композиционных правил, наиболее типичных закономерностей образно-пластического отражения любых жизненных явлений.

Поиск образа - это прежде всего задача композиционная; сведения по теории необходимы для реализации всякой интересной идеи по оформлению выставки. А.А. Дейнека писал, что композиционные правила образуют метод изобразительного построения. В книге «Учитесь рисовать» он сформулировал девять постоянных правил, на основе которых строятся двухмерные и трехмерные изображения: 1) правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорции, частей и цело-

го организма; 2) правила равновесия - сочетания противоположных сторон изображения, равновеликих по массам; 3) правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции; 4) правила ритма - закономерного чередования больших и малых форм; движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени; 5) правила перспективы применительно к различным композиционным решениям - по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной), воздушной; 6) «золотое сечение» и ордер как закономерные членения в архитектуре; 7) масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине; 8) стилевое единство в ансамбле - в сочетании нескольких видов искусства; 9) вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям [1, с. 154]. При возможности учащихся можно познакомить и с некоторыми другими законами композиции, беря за основу удачные произведения, основываясь на высказываниях выдающихся художников, специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства. Со всеми перечисленными выше композиционными правилами учащиеся в большей или меньшей степени знакомятся с I по VI класс, изучая предмет «Изобразительное, искусство». Рисуя с натуры, выполняя упражнения по тематическому и декоративному рисованию, рассматривая произведения выдающихся художников, они начинают понимать, как влияет применение указанных правил на выразительность, художественность, образность решения поставленной задачи.

Тематические выставки - явление очень распространенное. Их устраивают везде, к ним проявляется большой интерес. Велико их образовательное, художественно-воспитательное, ознакомительное, информационное значение. Но по сравнению с другими организациями в школах тематические выставки, к сожалению, представлены слабее. Одна из причин этого - трудности с оформлением; недостает специалистов, владеющих соответствующими знаниями, навыками. Поэтому больше надо привлекать к оформительской работе школьников, обучая их этому на внеклассных занятиях по изобразительному искусству. В комплексе мер по развитию художественных способностей учащихся в школе работа по оформлению выставок, при необходимой их организации, предоставляет богатые и разнообразные возможности.

Развитие художественно-оформительских способностей школьников должно базироваться на тех знаниях, навыках и умениях, которые они полу-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

чают на уроках изобразительного искусства. Такая преемственность позволит быстрее сформировать качества, необходимые для организатора и оформителя выставки. Чем лучше школьник умеет рисовать с натуры, сочинять тематические композиции и орнаментальные мотивы, тем интереснее, оригинальнее будут и его оформительские находки. В то же время обширный круг сведений, навыков, которые учащиеся получают в художественной студии, позволяет им успешнее овладевать программным материалом школьного курса изобразительного искусства.

В процессе подготовки выставки школьники имеют возможность одновременно с развитием своих художественных способностей пройти хорошую школу выполнения многих производственно-технических операций. Они узнают много интересного о свойствах материалов, знакомятся с технологией обработки бумаги, ткани, древесины, металла, пластмасс, с правилами работы разнообразными техническими инструментами [13, с. 106]. Задача педагога - направлять учебно-твор-

ческую деятельность школьников так, чтобы у каждого из них складывалось впечатление, что он сам организует свою работу и создает интересные творческие решения. Очень важно создавать благоприятный, удобный режим для участников студии, создавать условия для их занятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.

Варьируя характер учебно-творческих заданий, педагог управляет процессом развития мышления школьников, активизируя их умственную и практическую активность. На этой основе формируются вполне конкретные способности и потребность школьников в творческой работе.

При создании экспозиции, оформлении интерьеров школы осуществляется воспитание и развитие самостоятельного мышления, самопознание и поиск индивидуального стиля работы, самооценка собственных возможностей. Все это является основными факторами формирования творческой самостоятельности школьников.

Библиографический список

1. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Изд. Академии художеств СССР, 1961. - 170 с.

2. Демчев П.Г. Художественное оформление в школе: Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2004. - 207 с.

3. Ермолаева-Томина А.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 304 с.

4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002. -352 с.

5. Интерьер школы / Под ред. В.Н. Шихеева и Т.Е. Астровой. - М.: Просвещение, 1972. - 200 с.

6. Ковалев А.Ф. Основы художественного оформления школы. - Минск, 1974. - 145 с.

7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.

8. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера: практическое руководство. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 127 с.

9. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань. Изд-во Казан. ун-та, 1975. - 303 с.

10. Педагогическая энциклопедия.- М.: Сов. энциклопедия, 1966. - Т. 3.- 141 с.

11. Титов Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 127 с.

12. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика. - № 2. - 2003. - С. 42-50.

S.N. SURNOVA

FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF PUPILS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS ON OUT-OF-CLASS EMPLOYMENT IN ART STUDIO

Given article is devoted problems of formation of creative independence of pupils of comprehensive schools. In article the interrelation of such concepts as «independence», «self-development and self-training», «consciousness», «creative activity» is considered. As in the given research objective conditions of formation of creative independence of pupils on out-of-class employment in art studio are allocated.

Key words: independence, self-development, self-training, consciousness, creative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.