Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЛЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЛЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрушевская Светлана Николаевна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческой самостоятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «творческая самостоятельность» младших школьников относительно развития данного качества на уроках изобразительного искусства; выявили и обосновали методы развития творческой самостоятельности младших школьников (метод творческого задания по выбору, метод проектной деятельности, метод оформления выставок, метод участия в конкурсах). Данные методы стимулируют творческую заинтересованность школьников, рождают желание самостоятельно заниматься изобразительным творчеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрушевская Светлана Николаевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE INDEPENDENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CLASSROOM OF FINE ARTS

The article is devoted to the actual problem of the development of creative independence of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "creative independence" of younger schoolchildren regarding the development of this quality in the lessons of fine arts; identified and justified the methods of developing creative independence of younger schoolchildren (the method of creative assignment by choice, the method of project activity, the method of design exhibitions, method of participation in competitions). These methods stimulate the creative interest of schoolchildren, give rise to the desire to engage in visual creativity independently.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЛЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Ключевые слова: родители, семья ребенка с задержкой психического развития, обучающиеся с задержкой психического развития, правовая компетентность, правовое просвещение родителей, образовательная организация.

Annotation. In the theoretical part of the article, the actual problems of forming the legal competence of a family raising children with mental retardation are considered. The material presents the results of a study of parental legal competence in the education of children from primary school age with disabilities, as well as parents of students with developmental disabilities. The data obtained in the course of the study allow us to get an idea of the level and structure of legal competence of parents in matters of education. Conclusions are drawn about the need to expand cooperation between the educational organization and the family in the implementation of work on legal education of parents.

Key words: parents, family of a child with mental retardation, students with mental retardation, legal competence, legal education of parents, educational organization.

Литература:

1. Адеева, Т.Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию / Т.Н. Адеева // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 112-119.

2. Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. / Е.В. Аграновская. - Москва: Наука, 2012.-120 с.

3. Дрогина, И.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как одно из эффективных условий успешной социализации детей с ОВЗ / И.С. Дрогина // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ. - Москва: Юкорд, 2018. - С. 90-94.

4. Кислов, А.Г. О роли образования в процессе реализации права на достойное человеческое существование / А.Г. Кислов, Е.М. Кропанева // Образование и наука. - 2012. -N 5. - С. 3-24.

5. Лизунова, Г.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации / Г.Ю. Лизунова, И.А. Таскина // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2017. - С. 312-317.

6. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: Прометей, 2015. - 124 с.

7. Синюкова, Т.В. Правовая культура. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - Саратов, 2015.-332 с.

8. Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - Москва: УМК «Психология», 2004. - 192 с.

9. Югова, О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Югова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - №2(77). - С. 195-203.

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЛЕЛЬИОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА

ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

студентка Петрушевская Светлана Николаевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном образовательном пространстве особую актуальность приобретает развитие творческой самостоятельности у школьников. Особенности ярко проблема проявляется у детей начальной школы. Поскольку в данном возрасте дети еще мало приучены к самостоятельной работе, то готовить их к этому необходимо как можно раньше. Творчески самостоятельны ученик способен создавать качественно новые продукты творческой и учебной деятельности, брать на себя ответственность за принимаемые им решение, проявлять инициативу и реализовываться в творческой деятельности [6].

Многие педагоги рассматривали вопросы развития творческой самостоятельности в сфере образования: В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, A.M. Матюшкин, К.К. Платонов, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др. В.И. Андреев трактует данное понятие, как отражение степени инициативы личности в границах от «вынужденного творчества до самостоятельного» при решении творческой задачи [1]. К.К. Платонов определяет его как «способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков» [7].

По мнению А.Г. Асмолова, A.B. Петровского, творческая самостоятельность - особое качество личности, приобретаемое человеком в социальной среде в процессе совместной деятельности [2; 5]. Несмотря на имеющиеся трактовки данного термина, существует необходимость уточнения понятия «творческая самостоятельность» относительно развития данного качества младших школьников на уроках изобразительного искусства. Недостаточно разработаны методы развития данного качества младших школьников на занятиях изобразительного искусства.

Для решения данной проблемы обратимся к рассмотрению понятий «самостоятельность» и «творческая самостоятельность», а также проанализируем возрастные психологические особенности школьников младшего возраста.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы не нашли однозначной трактовки понятия «творческая самостоятельность». По мнению А.П. Тряпицыной, данное понятие представляет собой способ существования человека как самостоятельного субъекта деятельности, способного к творчеству [8].

Л.М. Александрова рассматривает творческую самостоятельность как «интегративный комплекс качеств, характеризующих личность и деятельность, отражающих направленность на получение новых знаний об окружающей действительности» [3].

Главной целью развития обозначенного качества является выявление собственных уникальных способностей, умение применить их в различных сферах жизни, реализовав свой творческий потенциал.

Также мы рассматриваем возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие творческой самостоятельности. Стремление к самостоятельной деятельности определяют у младшего школьника такие качества, как эмоциональность, чувствительность, впечатлительность, подвижность, а также подражательность и внушаемость. Стоит учитывать, что чем младше ученик, тем менее он самостоятелен, он больше подражает другим, поскольку не способен управлять собой. В ряде случаев недостаток самостоятельности приводит к повышенной внушаемости. В связи с этим,

важно, чтобы детям подавался хороший пример для подражания в лице их родителей и учителей [6]. Период начальной школы наиболее благоприятен для развития творческой самостоятельности, так как в этом возрасте дети более любопытны, они еще познают все вокруг и стоит поддерживать их в том, что им интересно и стараться давать им делать что-то самим, а не выполнять все за них. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет учиться самостоятельности, так как он привык, что все делается за него.

Обобщив вышеупомянутые высказывания, уточним, что творческая самостоятельность младших школьников - это качество, отражающее способность проявлять инициативу в создании творческого продукта без помощи учителя, индивидуально и в групповой деятельности.

Изложение основного материала исследования. Творческая самостоятельность ученика начальной школы проявляется в групповой и индивидуальной деятельности; ее содержанием является умение находить общий язык со взрослыми и ровесниками. Выяснено, что самостоятельный школьник, сталкиваясь с трудностями, пытается самостоятельно решить эту проблему, не прибегая к помощи педагога. Самооценка и самоконтроль отражают степень развития рефлексивных действий. Умение самостоятельно поставить цель в учебном процессе, найти способы по ее достижению, способствует реализации творческого потенциала младшего школьника.

Урок изобразительного искусства имеет определенные возможности в решении указанной проблемы: содержание урока позволяет учащимся самовыражаться, самостоятельно принимать участие в конкурсах по изобразительному искусству, пробовать свои силы в новой для них деятельности, укреплять коммуникативную связь со сверстниками, получать удовольствие от творчества.

Обратимся к определению методов развития творческой самостоятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. В разработке методов развития обозначенного качества младших школьников мы опирались на уточненное выше понятие.

По нашему мнению, творческую самостоятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства можно развивать с помощью следующих методов:

- метод творческого задания по выбору;

- метод проектной деятельности;

- метод оформления выставок;

- метод участия в конкурсах.

Данные методы стимулируют самовыражение, рождают желание самостоятельно заниматься изобразительным творчеством не только в школе, но и дома.

Обратимся к их описанию. Метод творческого задания по выбору. Ученикам предлагается несколько творческих заданий по выбору, например, дается одна тема «осень» и нужно выбрать, нарисовать осенний натюрморт или пейзаж, каждый ученик выбирает для себя наиболее понравившийся вариант. Такой метод хорош тем, что прежде чем выбрать задание, ученик самостоятельно определяет уровень своих возможностей, сможет ли он выполнить то или иное задание и затем приступает к его выполнению.

Метод проектной деятельности предполагает выполнение учениками проекта по созданию творческого продукта. Метод дает простор для творческой инициативы у учеников. Проекты ученики могут выполнять в группе или самостоятельно. По времени проекты могут быть от одного урока до нескольких, в зависимости от поставленной задачи. Не стоит давать слишком длительные проекты, так как ученики могут потерять к ним интерес. Работая как в группе, так и индивидуально, данный метод позволяет проявить свою самостоятельность и раскрыть творческие способности.

Например, проект «панно в технике коллажа из детских работ на тему «городской пейзаж». Перед учениками стоит задача создать большую работу из маленьких. Каждый должен будет нарисовать по домику, который потом прикрепится на большое полотно и получится городской пейзаж, так же кто-то нарисует основу, на которую будут крепиться работы. Детям необходимо самостоятельно распределить обязанности и решить, кто за что отвечает. На данный проект будет достаточно двух-трех уроков, первый урок - объяснение сути проекта и распределение обязанностей, а последующие уроки направлены на реализацию проекта. Данный проект нацелен на развитие творческой самостоятельности, самореализации и умения детей общаться друг с другом.

Метод оформления выставок - это способ активного вовлечения учеников в творческую деятельность, где они могут проявить инициативу и внести самостоятельный вклад в украшение школы. Поручив детям такое задание, они чувствуют себя особенными и ответственными, что им доверили самостоятельно выполнить такое творческое задание. Данная работа развивает у ребенка эстетические навыки, он учится создавать визуально красивую картину. После окончания оформления, ребенок будет чувствовать гордость за внесенный вклад в творческое задание. Заходя в школу, ему будет приятно видеть плоды своего творчества. Все это способно вызвать в ребенке большую заинтересованность в творчестве и искусстве, что повлияет на формирование его творческой самостоятельности и инициативности.

Например, оформление стенда с рисунками ко Дню матери. В этом методе главное добровольное согласие учеников, если только ребенок сам желает принять участие в оформлении, то стоит его поддержать и дать такую возможность. Многие ученики сами принимают участие в выставках и им приятно оформлять свои же работы.

Метод участия в конкурсах - данный метод позволяет вовлекать детей в творческую деятельность, в которой они могут проявить свою самостоятельность и самовыражение. Этот метод хорош тем, что за участие в конкурсах обычно полагается награждение, получение подарка или просто грамоты повышает у детей мотивацию участвовать в конкурсах. А чем у детей больше мотивация заниматься творчеством, тем лучше они развивают навыки творческой самостоятельности. Конкурсы бывают школьные, региональные, но также можно сделать конкурс внутри класса. Например, конкурс рисунков «Мои питомцы». Желающим детям предлагается дома нарисовать своих любимых домашних питомцев и принести рисунки к какому-то дню, затем рисунки поместят на стенд и после небольшого времени осуществляется награждение победителей. Так же важным считается награждение всех участников сертификатами, чтобы никто не остался без грамоты и не чувствовал себя проигравшим, иначе это может отбить желание у ребенка заниматься творчеством, ведь его не оценили. Лучше всего создать иллюзию того, что каждый из участников стал победителем и выдать грамоты по номинациям: «самая красивая работа», «самая красочная работа», «самая интересная работа» и так далее.

Обозначенные выше методы позволяют развивать заинтересованное отношение учащихся к восприятию изобразительного искусства, желание овладевать знаниями в этой сфере, они нацелены на групповое решение творческих задач, мотивируют на создание самостоятельного творческого продукта, то есть развивают творческую самостоятельность.

Выводы. Проанализировав литературу, мы уточнили рабочее определение «творческая самостоятельность». Выявленные и описанные нами методы развития творческой самостоятельности младших школьников способствуют развитию всех обозначенных в уточненном определении понятия элементов: активного проявления творческой инициативы в создании творческого продукта, желание самостоятельно принимать участие в творческой деятельности.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития творческой самостоятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «творческая самостоятельность» младших школьников относительно развития данного качества на уроках изобразительного искусства; выявили и обосновали методы развития творческой самостоятельности младших школьников (метод творческого задания по выбору, метод проектной деятельности, метод оформления выставок, метод участия в конкурсах). Данные методы стимулируют творческую заинтересованность школьников, рождают желание самостоятельно заниматься изобразительным творчеством.

Ключевые слова: самостоятельность, творческая самостоятельность, изобразительное искусство, младший школьник, творчество, творческое задание.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the development of creative independence of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "creative independence" of younger schoolchildren regarding the development of this quality in the lessons of fine arts; identified and justified the methods of developing creative independence of younger schoolchildren (the method of creative assignment by choice, the method of project activity, the method of design exhibitions, method of participation in competitions). These methods stimulate the creative interest of schoolchildren, give rise to the desire to engage in visual creativity independently.

Keywords: independence, creative independence, fine art,junior student, creativity, creative task.

Литература:

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан, университета, 1988. -238 с.

2. Александрова, Л.М. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.М. Александрова. -М., 2007. - 19 с.

3. Асломов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.- Воронеж,1996. - 768 с.

4. Петровский, А.В. Способности и труд. - М.: Знание,1966. - 80 с.

5. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста Акишева А.К., Кульмагамбетова Ж.А. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). - Наука и реальность. - №1(5) 2021. - 1 с.

6. Платонов, К.К. О системе психологии. -М.: Мысль, 1972. - 154 с.

7. Тряпицына, А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А.П. Тряпицына. -Л.:ЛГПИ,1989.-84 с.

УДК 372.874

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИА ЗАНЯТИИ ПО КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ШКОЛЕ

студентка Самкова Наталья Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В художественном творчестве, как начинающего, так и опытного художника, важным является выразительность произведения искусства. С помощью выразительности художник демонстрирует миру свои чувства, эмоции, переживания, личный опыт и т.д. Об этом писали такие значимые деятели искусств, как Арнхейм Р., Выготский Л.С., Кандинский В.В. и др. Именно благодаря личностному отношению выстраивается целостный и понятный зрителю художественный образ. Используя определенные композиционные приемы, законы композиции художник добивается выразительности своего творческого произведения. Для того чтобы творчество было выразительным, необходимо развивать способность выражения эмоций у подростков на занятиях по композиции в детской художественной школе.

Особенно важным является научить подростков доносить чувства, эмоции, смыслы в своих работах. Эмоции у подростков становятся все более осознанными и сложными. На смену конкретной направленности эмоций, типичной для детства приходят высшие эмоции, подкрепленные абстрактным мышлением, например, любовь к человечеству, свободе или презрение к несправедливости, ханжеству [Авдулова Т.П.]. Наряду с преобразованием эмоциональной сферы подросток не всегда может выразить свои эмоции. Поскольку именно в этом возрасте увеличивается социальная восприимчивость, возрастает количество новых социальных ролей, подростковая психика не всегда успевает перестроиться под новые условия социальной жизни. Часто наблюдаются недостатки эмоционального развития или неприемлемость эмоционального поведения. Если в первом случае у подростков происходит нечувствительность к событиям, явлениям или людям, то во втором случает, наоборот, неадекватные эмоциональные проявления [Авдулова Т.П.] [Казанская В.Г.] [Тарабакина Л.В.].

Основной проблемой исследования является развитие способности выражать эмоции у подростков на занятиях по композиции. Данная способность поможет подросткам понять собственные эмоции, а также овладеть способами их контроля и регуляции, поможет стабилизировать эмоциональную сферу подростка. О подобных проблемах эмоциональной сферы подростка писали такие психологи как Авдулова Т.П., Выготский Л.С., эту же сферу затрагивали Теплов Б.М., Казанская В.Г, и др. [Авдулова Т.П.] [Выготский Л.С.] [Теплов Б.М.] [Казанская В.Г.].

Для более полного изучения проблемы рассмотрим термины «композиция», «способность», «эмоции», «способность выражать эмоции».

Композиция всегда являлась одним их важных элементов языка изобразительного искусства, основная задача которой -составление целостного художественного образа. Существует множество точек зрения на композицию как таковую. Композиция - это искусство сочинения, составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее. В художественной деятельности композиция выступает как метод художественно-образного формообразования [Власов В.Г.]. Это определение достаточно стандартизировано, оно не отражает всей сущности композиции.

Многие художники, историки искусств смотрят на композицию по-разному.

Руднев И. Ю. рассматривает композицию со стороны формы и содержания. Со стороны формы, говорит Руднев И.Ю., композиция является построением формы (образа), а со стороны содержания композиция наделяет все изображение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.