УДК 372.8
ПЕЙЗАЖ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
студентка Хоммик Ирина Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В сфере художественного образования на данный момент особую актуальность приобретает поиск эффективных методов и форм обучения обучающихся с целью развития у них художественного восприятия. Проблемой развития художественного восприятия занимались многие исследователи, такие как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, Н.Н. Волков и другие. Но наш взгляд, недостаточно освещен вопрос методик развития художественного восприятия в общеобразовательных школах.
По мнению психологов и педагогов самым благоприятным периодом для развития личности ребенка является младший школьный возраст. Отчасти это связано с тем, что взаимодействие ребенка и искусства начинается задолго до школы. Художественная деятельность позволяет ребенку не только реализовывать на бумаге свои идеи и фантазию, но также благоприятно влияет на развитие образного мышления, художественного восприятия, эстетического и эмоционального отношения к произведениям искусства. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, такие как любознательность, «живое» воображение, познавательная активность способствуют в целом художественно-творческому развитию.
Благодаря этому у детей формируются знания об основных выразительных средствах искусства, такие как цвет, линия, светотень, контраст, сюжет, композиция. Такие педагоги, как Б.М. Неменский, В.С. Кузин отмечают, что дети младшего школьного возраста затрудняются в определении композиции, но их работы отличает эмоциональность, яркость [41, [61. Поэтому развитие художественного восприятия обучающихся, как процесс, который включает в себя логические и эмоциональные компоненты, так важен, поскольку продуктом является умения детей передавать содержание, настроение своего произведения.
Таким образом, существует необходимость уточнения понятия «художественное восприятие», поиск наиболее эффективных методов его развития у детей младшего школьного возраста.
Изложение основного материала исследования. Ветлугина Н.А. считает, что «художественное восприятие - это сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором» [3, С. 45]. Из этого понятия, можно сделать вывод о том, что результатом восприятия является создание нового художественного образа на основе полученного опыта. Также, у художественного восприятия есть специфическая функция, которая заключается в том, что через познание искусства происходит раскрытие собственных чувств и эмоций, которые соотносятся с нашими ценностными установками.
Советский педагог Б.Т. Лихачев, также, как и многие другие педагоги писал: «Только целенаправленное педагогическое художественно-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способно развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности» [8].
Проанализирован литературу по теме исследования мы предприняли попытку уточнить понятие «развитие художественного восприятия», на которое опирались в выявлении эффективных методов развития художественного восприятия средствами пейзажа у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Развитие художественного восприятия мы понимаем, как процесс, направленный на развитие способности целостно воспринимать искусство, и, на основе усвоенного эстетического опыта и переживаний, развитие способности создавать новый художественный образ в собственной творческой деятельности. В качества средства развития художественного восприятия мы предлагаем рассмотреть жанр изобразительного искусства - пейзаж.
Основным предметом изображения в пейзаже является природа. В зависимости от характера этой природы, пейзаж может быть морским, сельским, городским, архитектурным, природным индустриальным, лирическим. На наш взгляд, младшим школьникам более понятна тема природного пейзажа, так как ребенок созерцает ее, когда идет в школу, просто гуляет с друзьями, едет в машине, то есть она его окружает каждый день в повседневной жизни.
Развитие художественного восприятия средствами пейзажа не должно ограничиваться только однообразными методами и способами изображения и восприятия природы. Педагогические методы и приемы должны позволять обучающимся получать удовольствие от творческого процесса, возможность самовыражаться, передавать свое настроение на холсте.
На основе анализа трудов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, мы пришли к выводу, что процесс развития художественного восприятия подразумевает несколько этапов [4], [7], [9]:
- первичное восприятие произведений искусства;
- эмоциональное ощущение;
- анализ сюжета и средств выразительности;
- соотношение увиденного с собственным опытом;
- создание собственного понимания увиденного произведения.
Для развития художественного восприятия младших школьников средствами пейзажа нами были отобраны наиболее эффективные методы, подходящие этому возрасту, а также сопоставимые с выделенными этапами. В педагогике выделяют несколько групп методов: словесные, наглядные, практические.
Словесными методами могут быть, беседа, рассказ, лекция, вопрос-ответ. На наш взгляд обобщенно можно выделить метод беседы. Например, при знакомстве с новой темой по пейзажу, педагог обязательно свою лекцию подкрепляет иллюстративным материалом. Качественное содержание вопросов позволяет обучающимся более глубоко понять в единстве произведение и выразительные средства. Уместны следующие вопросы: «К какому вида пейзажа относится данное произведение?», «Нравится ли Вам эта картина?», «Как Вы думаете, какое настроение было у автора?», «Какой цвет преобладает?», «С помощью каких выразительных средств автор показывает состояние природы?» и другие. Обсуждение может сопровождаться лекцией о самом авторе, интересных фактов, связанных с произведением. Вопросы побуждают
ребенка более тщательно рассматривать картину, ее детали, при этом, не теряя ощущения целостного восприятия художественного произведения. У обучающихся развивается пространственное и образное мышление, творческое воображение, развиваются умения по различению выразительных средств живописи.
Наглядные методы включают в себя метод иллюстрации, демонстрации, наблюдения, сравнения. На наш взгляд эти методы пользуются большой популярностью у педагогов, но для разнообразия деятельности учащихся мы отдельно выделили экскурсии, если в рамках занятий по изобразительному искусству возможно вывести учеников в местный музей на выставку пейзажной живописи. Но, с развитием современных технологии, сейчас можно, не выходя из класса, посетить любой музей мира. В Интернете есть общедоступный просветительский сайт, посвященный культуре России «Культура. РФ». Там можно найти информацию о наиболее значимых событиях и людях в истории разных видов искусства. В разделе «Музеи» доступны виртуальные туры в Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и другие. После посещения выставок детям предлагается провести рефлексию по вопросам. Помимо этого, у обучающихся развивается умение высказываться по поводу увиденного, приводя аргументы и суждения, используя образные слова и выражения. На наш взгляд, школьникам будет интересно погрузиться в такую творческую атмосферу, посмотреть ролики о знаменитых художниках-пейзажистах и понаблюдать за их творчеством.
Практические методы основываются на непосредственной творческой деятельности обучающихся, при которой формируются отдельные навыки и умения. Это могут быть упражнения, дидактические игры, повтор за учителем, выполнение творческой композиции. Данные методы направлены на проявление самостоятельности, инициативы ученика, потому что при самостоятельной работе ученик сможет акцентироваться на деталях, «входить» в картину, пережить адекватные эмоции «сопереживание», «оживление». Так в ходе выполнения творческого задания или самостоятельной композиции на тему «Природный пейзаж», детям можно предложить нарисовать зимний пейзаж по мотивам летнего пейзажа, изображенного художником. Задания могут быть разнообразными, поскольку можно ставить задачу не только на передачу состояния времен года, но и на передачу состояния вечера, утра, дня, состояние погоды - солнечный день, дождливое утро и другие. Активно можно использовать прием «Дорисуем картину». Детям предлагается дорисовать какой-то элемент картины, например, небо, где нужно учесть общее состояние произведения - вечер, день, солнце или тучи.
Также немаловажную роль в развитии художественного восприятия у младших школьников играет на наш взгляд личность педагога и то, какие условия на уроке изобразительного искусства он создает. Учителю необходимо прилагать много усилий для развития у обучающихся потребности в постоянном общении с искусством, который формирует устойчивый интерес к изобразительному искусству, а также для воспитания эмоционального отклика и эстетических переживаний на произведения. Для этого педагогу необходимо организовать следующие условия: уроки основываются на педагогике сотрудничества и доверия; учитываются индивидуальные особенности и потребности каждого ученика; следование принципу поэтапности, от более простого к более сложному; создание оптимальной развивающей среды; чередование видов деятельности, методов и приемов; создание творческой, благоприятной и дружелюбной атмосферы.
Выводы. Проанализировав литературу, рассмотрев определение «художественное восприятие» и возрастные особенности младшего школьного возраста, нами было уточнено понятие «развитие художественного восприятия». Выявленные и описанные нами методы развития художественного восприятия средствами пейзажа обучающихся эффективны, поскольку способствуют развитию психических процессов, таких как образное художественно-мышление, творческое воображение, необходимое для успешного освоения разнообразных видов деятельности и получения творческого результата.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития художественного восприятия обучающихся на уроках по изобразительному искусству. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «развитие художественного восприятия». Описаны методы развития художественного восприятия у младших школьников: словесные, наглядные, практические. В качестве словесного метода приведен метод беседы. Из наглядных методов был описан метод экскурсии. Выполнение творческого задания был выбран основным из практических методов педагогического воздействия. Данные методы способствуют развитию и совершенствованию способности воспринимать искусство и придавать ему ценностную значимость, на основе полученного опыта способности создавать новые художественные образы в собственной творческой деятельности. Также отметили важность применения педагогических условий на уроках изобразительного искусства и личность педагога.
Ключевые слова: восприятие, развитие художественного восприятия, метод беседы, экскурсия, выполнение творческого задания.
AnMtation. The article is devoted to the actual problem of the development of artistic perception of students in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "development of artistic perception". The methods of developing artistic perception in younger schoolchildren are described: verbal, visual, practical. The method of conversation is given as a verbal method. Of the visual methods, the excursion method was described. Performing a creative task was chosen as the main practical method of pedagogical influence. These methods contribute to the development and improvement of the ability to perceive art and attach value to it, based on the experience gained, the ability to create new artistic images in their own creative activity. They also noted the importance of applying pedagogical conditions in the lessons of fine arts and the personality of the teacher.
Key words: perception, development of artistic perception, method of conversation, excursion, performance of a creative task.
Литература:
1. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев. - Москва: Просвещение, 1968. - 332 с.
2. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 508 с.
3. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1985. - 207 с.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. - 480 с.
5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. Б.М. Неменского. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2015. - 128 c.
6. Кузин, В.С. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс / В.С. Кузин. - Москва: Дрофа, 2008. - 38 с.
7. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А. Леонтьев. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 110 с.
8. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - Москва: Просвещение, 1985. - 175 с.
9. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. - Москва: Искусство, 1964. - 86 с.
УДК 37
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
студентка Шимек Татьяна Михайловна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Макаренко Юлия Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. На сегодняшний день главной задачей современной высшей школы является создание благоприятных условий для развития личности обучающегося. Педагог должен выявить положительные качества, научить студентов взаимодействовать друг с другом и обществом, осуществлять эффективную учебную деятельность, апробировать разнообразные технологии обучения. Все это побуждает к проектировочной деятельности, ведь от этого зависит успешная профессиональная деятельность педагога.
Педагогическое проектирование - это разработка различных проектов (планы и конспекты уроков, планы воспитательных и внеурочных мероприятий) и реализация плановой, будущей деятельности обучающихся и педагога. Педагогическое проектирование необходимо, для того, чтобы проектировщик мог предположить различные варианты программ предстоящей деятельности с обучающимися и спрогнозировать результаты данной деятельности. Поэтому, на современном этапе развития, необходимо понимать, что такое проектирование и как оно реализуется, т.к. от готовности педагога к деятельности в данном контексте напрямую зависит и успеваемость обучающихся, и темпы освоения учебных материалов, и использование потенциальных возможностей. А это все необходимо для интеллектуального, физического и эмоционального развития обучающихся.
Изложение основного материала исследования. На сегодняшний день выделяют следующие подходы к проектированию: системный, праксеологический, деятельностный, морфологический подходы.
Различные подходы к проектированию отображены в таблице 1.
Таблица 1
«Подходы к проектированию»
Название Содержание
1. Системный подход Деятельность проектировщика рассматривается как некоторая система с подобным описанием цели и содержания.
2. Праксеологический подход Предполагает обращение к процессуальной стороне деятельности с целью ее оптимизации, выявление целесообразности и рациональности педагогических действий и операций (ценностная ориентация проекта; эффективность деятельности).
3. Деятельностный подход Это организация учебного процесса, где на первый план выходит самостоятельная познавательная деятельность обучающегося.
4. Морфологический подход Выбранный объект проектирования делится на определённые части и эти части (компоненты) рассматриваются отдельно друг от друга (различные цели, методы, содержание).
Для того, чтобы спроектировать педагогический процесс, необходимо знать содержание этапов этого процесса. Так, можно выделить три этапа проектирования педагогического процесса:
1. Моделирование (определение задач, структуры, принципы и цели проекта). 2. Проектирование (описание каждой части (компонента) проекта, а также условия, которые необходимы для реализации данного проекта).
3. Конструирование (детализация разрабатываемого проекта, описание конкретных условий для его реализации, описание эффективности проекта, описание реальной действительности конкретного педагогического процесса).
Объект проектирования - это то, что мы разрабатываем. Выделяют три группы объекта проектирования: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация [3]. Объекты проектирования отображены в таблице 2.