Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / БЕСЕДА / МЕТОД СРАВНЕНИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессонова Екатерина Олеговна, Овсянникова Оксана Александровна

В статье рассматривается проблема развития художественного восприятия младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Уточнено понятие «художественное восприятие», а также выявлены возрастные особенности развития младших школьников, способствующие развитию у них художественного восприятия (эмоционально насыщенное восприятие, высокая степень свободы в построении ассоциативных связей и др.) Рассмотрены методы развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства (беседа, метод сравнения, упражнение, метод музыкального сопровождения). На каждый метод разработаны задания для младших школьников на занятиях изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессонова Екатерина Олеговна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTION IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE LESSONS OF FINE ARTS

The article deals with the problem of developing the artistic perception of younger students in the process of teaching fine arts. The concept of “artistic perception” is clarified, and age-related features of the development of younger schoolchildren are identified that contribute to the development of their artistic perception (emotionally rich perception, a high degree of freedom in building associative links, etc.) The methods for developing artistic perception in fine arts lessons (conversation, comparison method, exercise, musical accompaniment method). For each method, tasks have been developed for younger students in the classroom of fine arts.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Ключевые слова: проектная деятельность, учебный проект, системно-деятельностный подход, резильентность обучающихся, школьная неуспешность, качество образования.

AnMtation. The article deals with the problem of organizing students' project activities at lessons in general education organization as a way to overcome school failure. It was found out that educational projects are open research and tasks of problem nature, which encourage students to think critically and build a logical chain, identifying patterns of events, phenomena and processes. In the process of project activities each pupil forms an individual trajectory of his or her educational route. This makes it possible to differentiate and individualize the educational process in accordance with the capabilities and needs of the students. The organisation of students' project activities contributes not only to the acquisition of knowledge and skills in the subject area, but also to the development of social communication skills in the process of planning and carrying out heterogeneous tasks. This supports and enhances the work of the teacher in improving learners' resilience in general. This process certainly affects the quality of students' educational and personal outcomes.

Key words: project activities, learning project, systems-activity approach, learner resilience, school failure, quality of education.

Литература:

1. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - М.: Московская академия развития образования, 1996. - 545 с.

2. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. - 1991. - №3. - С. 9-15.

3. Карачев, А.А. О новых подходах к проектной деятельности школьников в условиях модернизации общего образования / А.А. Карачев // Вестник НГПУ. - 2013. - №6 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-novyh-podhodah-k-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-usloviyah-modernizatsii-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 12.05.2022).

4. Лазарев, В.С. Новое понимание метода проектов в образовании / В.С. Лазарев // Проблемы современного образования. - URL:http://www.pmedu.ru/res/2011_6_5.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

5. Ляхов, И.И. Проектная деятельность: Социал.-филос. аспект : диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11. / И.И. Ляхов - Москва, 1996. - 305 с.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Рубцова, О.В. Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования) / О.В. Рубцова, Л.Б. Кривошеева // Психологическая наука и образование (Psychological Science & Education). - 2015. - Т. 20. - № 3. - C. 133-146.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1946. - 794 с.

9. Pejic Papak, Petra; Vujicic, Lidija; Ivkovic, Zeljka: Project activities and encouraging critical thinking: exploring teachers' attitudes. - In: CEPS Journal 7 (2017) 3, S. 27-46. - URN: urn:nbn:de:0111-pedocs-149057 - DOI: 10.25656/01:14905.

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

студентка 2 курса Бессонова Екатерина Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном образовательном процессе предметной области «Искусство» особую актуальность приобретает проблема поиска методов развития у обучающихся художественного восприятия, так как оно является неотъемлемой частью психических познавательных процессов личности. «Художественное полноценное восприятие - это умение, которому необходимо учить и этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному» (Теплов Б.М.) [6].

Многие ученые из разных сфер, таких как философия, эстетика, психология обращались к проблеме развития художественного восприятия. Так, Леонтьев А.Н. рассматривает художественное восприятие как духовно-ценностное отношение человека к отдельным явлениям и миру в целом (Леонтьев А.Н.) [4, С. 288]. Развивая эти идеи, Ананьев Б.Г. отмечает, что художественное восприятие представляет собой единство духовности с воспринимаемой формой [1, С. 39].

Панкевич Г.И. определяла данное понятие как «сложный процесс, который заключается в движении от произведения к изначально заложенной автором идее». Процесс художественного восприятия можно назвать «сотворчеством с автором художественного произведения, в результате которого появляется уже новый образ, не совпадающий с изначальной задумкой и идеей художника» [5, С. 49].

Как отмечает Волкова Е.В., «художественное восприятие заключается в проживании зрителем замысла художника, а затем в постижении эмоционально-образного содержания произведения» [2, С. 156].

Художественное восприятие основано на анализе и понимании художественно-выразительных средств искусства, на умении различать его жанры и виды, чувствовать содержание художественного образа, определять для себя личностный смысл произведения искусства.

Вместе с тем вопросы развития художественного восприятия школьников на уроках изобразительного искусства остаются недостаточно исследованными. Необходимо определить методы развития художественного восприятия у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству, а также уточнить само определение понятия «художественное восприятие» с учетом специфики занятий по искусству.

Изложение основного материала исследования. При проектировании методов развития художественного восприятия учителю на уроках изобразительного искусства необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Нами были выявлены возрастные особенности детей младшего школьного возраста, влияющие на процесс развития художественного восприятия: не развитое абстрактное мышление, эмоциональная насыщенность восприятия, высокая степень свободы в построении ассоциативных связей, повышенная эмоциональная отзывчивость [3].

Все это выступает благоприятной почвой для развития у младших школьников художественного восприятия.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «художественное восприятие», которое представляет собой процесс целостного восприятия художественного образа путем освоения и оценки его содержания, выраженного художественной формой. За счет мало развитого абстрактного мышления и высокой эмоциональной отзывчивости младшими школьникам легче воспринимать эмоционально-образное содержание произведений искусства на уроках изобразительного искусства, с другой стороны, логический компонент при анализе художественного образа поддается освоению детьми достаточно сложно.

Для развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства обратимся к рассмотрению и обоснованию определенных методов.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель с помощью продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию материала. Так же беседа может применяться при проверке качества усвоенного материала. В процессе беседы ученики изучают жанры, средства выразительности, виды изобразительного искусства и другое. Учитель может задавать такие вопросы как: «Где главное действующее лицо в картине?», «Какие эмоции вызывает герой?», «К какому жанру изобразительного искусства можно отнести произведение?», «Какой цвет преобладает в картине?». Благодаря поставленным вопросам дети сами приходят к сознательным выводам, понимая значение изобразительных средств в передаче художественного образа. Учащиеся понимают, как разные художественные средства выразительности помогают художнику в раскрытии заложенного им замысла. Важным аспектом является то, что беседа должна протекать от эмоционального восприятия картины к анализу используемых художником средств выразительности.

Например, темой беседы может стать картина Виктора Васнецова «Аленушка» 1881 года. С помощью ряда вопросов учитель проводит вместе с детьми анализ произведения. «Кто главная героиня картины?», «Где она находится и что ее туда привело?» -Аленушка сидит на берегу лесного озера, на камне около омута, «Какое у нее настроение?», «Какие эмоции вызывает картина?» - Сочувствие, сострадание...

«В какой позе автор изобразил Аленушку?» - Она сжалась в комочек- поза одиночества, беззащитности, Аленушка грустная, подавленная, унылая. «Какое время года изображено и почему его выбрал художник?» - На картине изображена осень, опадающие листья, пасмурное небо. Осень - это период грусти. Природа грустит вместе с героиней, и помогает понять состояние души Аленушки. «Какие цвета преобладают в картине?», «Почему художник использовал именно эти цвета?» и так далее.

Метод сравнения. Сравнение иллюстраций, фрагментов, картин по настроению, средствам выразительности, цвету, сюжету и так далее. Вдумчивое, глубокое и качественное сравнение способствует развитию восприятия, а также развитию внимания к деталям. Благодаря данному методу происходит обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, а также развитие наблюдательности. Сравнение помогает глубже понять и почувствовать индивидуальность каждого произведения. Первоначально можно сравнить две картины разных художников на одну тему, но с разным контрастным настроением; можно сравнивать картины одного художника, но разного колористического решения, постепенно элементы для сравнения добавляются: стиль, почерк художника, композиционное решение, способы раскрытия идейного содержания и другое.

Приведем пример сравнения картин на уроке изобразительного искусства для младших школьников. Возьмем картины на один сюжет, но разных эпох и авторов. «Провалился» кисти Дмитрия Жукова 1885 года и «Опять двойка» Фёдора Решетникова 1952 года. Можно предложить детям ответить на следующие вопросы: «Что изображено на картинах?» - На обоих полотнах изображены мальчики, потерпевшие неудачу в учебе, а именно сцена, когда они пришли с этой новостью домой, «Кто является главными героями на картинах?» - На первой картине мальчик, проваливший экзамены, погружен в себя, расстроен, держится за пуговицу, на второй картине герой гораздо моложе. Он снова принес двойку, расстроен. Его характер как сорванца, живого парня, который ещё не вырос, подчеркнут растрепанными волосами. «Какие эмоции испытывают окружающие на картинах?», «Отличается ли обстановка?» и так далее. Разобрав эмоциональную и сюжетною сторону картин, можно перейти к сравнению того, какие средства выразительности использовали художники, чтобы передать эти эмоции и обстановку, и чем они отличаются.

Здесь можно задать следующие вопросы: «Как отличается цветовая гамма?», «Почему Жуков с своей картине использует более тусклые и темные цвета?», «Какими еще средствами отображены эмоции героев в картинах?» и так далее. Так же, как и при беседе, учитель задает ряд вопросов, только теперь направленных на сравнение двух картин для выявления различий в используемых средствах выразительности, несмотря на схожий сюжет в картинах.

Упражнение - это метод обучения, который заключается в повторном выполнении действий для получения или усовершенствования каких-либо навыков. Например, можно провести упражнение на штриховку для передачи фактуры предмета. Способности к художественному восприятию искусства формируются именно в процессе освоения средств художественной выразительности, то есть оперирования цветом, линией, пятном, формой, объемом и т.д.

Приведем пример упражнения на создание образа. Здесь наиболее эффективным и интересным для детей младшего школьного возраста будет использование нетрадиционных техник рисования. Например, техника «набрызга». Предложим детям изобразить осень с помощью красок и зубной щетки. Прикладывая к бумаге силуэты деревьев или листья и, набрызгивая сверху зубной щеткой краску, получается интересный осенний лес. Так же можно использовать и другие техники, такие как «выдувание», «монотипия» или «печатание листьями». Использование подобных упражнений на уроках изобразительного искусства младшими школьниками способствует у них развитию эмоциональной отзывчивости и художественного восприятия, так как такие техники позволяют учителю вывести детей за рамки привычного для них рисования, что помогает им в создании собственного художественного образа, а не просто учебного рисунка.

Метод музыкального сопровождения - это прослушивание музыкальных произведений во время урока изобразительного искусства, может служить как просто фоновым сопровождением творческой деятельности для создания благоприятной обстановки и положительного эмоционального фона, так и интеграцией урока музыки и изобразительного искусства. Использование нескольких видов искусства благоприятно влияет на развитие художественного восприятия, так как это способствует развитию воображения, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Задачами этого метода является выявление связи между изобразительным искусством и музыкой и то, как эта связь усиливает переживания, а также анализ того, какими средствами и формами в обоих видах искусства выражается главная идея и характер произведения.

Приведем пример использования метода музыкального сопровождения на уроке изобразительного искусства. Детям предлагается прослушать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года», картина 3 «Март. Песнь жаворонка». После прослушивания дети анализируют произведение, какое настроение оно передает, какие образы и ассоциации возникают при прослушивании, какие эмоции вызывает, какими средствами автор добился этого настроения. Далее дети переходят непосредственно к творческой деятельности. Для начала им необходимо подобрать цвета, которые, на их взгляд, наиболее точно передают настроение музыкального произведения, и после этого попытаться изобразить свое

представление этой музыки, это может быть как абстрактная композиция, так и весенний пейзаж или сам жаворонок, главное в этом задании - это отразить в рисунке характер музыкального произведения.

Выводы. На основе проведения теоретического исследования, мы пришли к следующим выводам:

- некоторые возрастные особенности детей младшего школьного возраста являются преимуществом в развитии художественного восприятия;

- художественное восприятие можно развивать с помощью описанных нами методов - это беседа, метод сравнения и упражнение. На наш взгляд, данные методы будут эффективны при развитии у младших школьников художественного восприятия, так как они способствуют развитию воображения, в целом эмоционально-образной сферы, навыков владения художественными средствами, умению самостоятельно оценивать произведения искусства - все то, что необходимо для восприятия и создания художественного образа в творческой работе.

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития художественного восприятия младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Уточнено понятие «художественное восприятие», а также выявлены возрастные особенности развития младших школьников, способствующие развитию у них художественного восприятия (эмоционально насыщенное восприятие, высокая степень свободы в построении ассоциативных связей и др.) Рассмотрены методы развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства (беседа, метод сравнения, упражнение, метод музыкального сопровождения). На каждый метод разработаны задания для младших школьников на занятиях изобразительного искусства.

Ключевые слова: художественное восприятие, возрастные особенности, беседа, метод сравнения, упражнения, изобразительное искусство, младший школьный возраст.

AnMtation. The article deals with the problem of developing the artistic perception of younger students in the process of teaching fine arts. The concept of "artistic perception" is clarified, and age-related features of the development of younger schoolchildren are identified that contribute to the development of their artistic perception (emotionally rich perception, a high degree of freedom in building associative links, etc.) The methods for developing artistic perception in fine arts lessons (conversation, comparison method, exercise, musical accompaniment method). For each method, tasks have been developed for younger students in the classroom of fine arts.

Key words: artistic perception, age characteristics, conversation, comparison method, exercises, fine arts, primary school age.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 165 с.

2. Волкова, Е.В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова; под ред. проф. М.Ф. Овсянникова. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 286 с.

3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Выготский Л.С., Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 480 с.

4. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.

5. Панкевич, Г.И. Искусство музыки / Г.И. Панкевич. - М.: Знание, 1987. - 49 с.

6. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

УДК 371

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

студент Венцель Владислав Антонович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. С возникновением системы образования в мировой практике преподавания соответственно возникли и проблемы, связанные не только с определением основных функций, выявлением эффективных педагогических методик, но и со спецификой повышения качества образовательных услуг. Данный аспект в настоящее время требует поиска рациональных и реализуемых способов и технологий решения.

Изложение основного материала исследования. Рассмотрению теоретических основ и изучению генезиса проблемы повышения качества образовательных услуг, а также качеству образования в целом посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых, таких как С.Д. Ильенкова, Р.И. Коханов, В.С. Мхитарян, Н.Г. Никокошева, Е.И. Павлюченко, Ю.Б. Рубин и др.

В контексте настоящей работы необходимо рассмотреть понятие «качество образовательных услуг» с точки зрения как отечественных специалистов, так и зарубежных, поскольку это составит основу для сравнительного анализа проблемы исследования.

Зарубежные исследователи С. Ривз и Д. Беднар считают, что «качество образовательных услуг в первую очередь определяется степенью удовлетворения потребностей и ожиданий студентов учреждения» [5], тем самым отмечая, что главным показателем качества образования является соответствие образовательной системы и методов преподавания желаниям и потребностям обучающихся.

Качество образования, как отмечает С.Д. Ильенкова, это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни [1]. С.Д. Ильенкова делает акцент на востребованности знаний в дальнейшем, то есть востребованности не столько специалистов, сколько предоставляемых ими услуг на рынке труда.

Настоящие определения демонстрируют не только разный подход к определению качества образовательных услуг, но и к системе образования и процессу обучения в целом.

Рассматривая проблему повышения качества образовательных услуг, необходимо обратить внимание на развитие и генезис этого явления. Известно, что каждая эпоха развития человечества характеризуется внедрением технологий, появлением новых социальных институтов и необходимости в обучении в связи с появлением новых явлений. Так, например, с появлением земледелия людям представилось необходимым обучать младшее поколение всем аспектам этой отрасли для наиболее эффективного и целесообразного функционирования в общественной структуре. Это же касается любой другой сферы жизни, поскольку каждая из них представляет необходимость в наборе навыков и знаний, без которых невозможно добиться прогресса. Именно это обусловливает необходимость внедрения образовательных услуг как в наиболее ранние периоды развития человечества, так и что касается современности. Образование - это прежде всего путь к эволюции и прогрессу, личностному росту и самореализации человека в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.