Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СВОЙСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозкина Екатерина Андреевна, Шешукова Екатерина Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме развития эстетического восприятия у младших школьников на занятиях по пейзажной живописи. Для решения данной проблемы были рассмотрены понятие «эстетическое восприятие», возрастные особенности младшего школьного возраста. Одним из эффективных способов в развитии эстетического восприятия младших школьников является художественная деятельность. Она способствует формированию целостной картины мира, ценностно-смысловому восприятию искусства, а также способности выражать эстетические суждения и давать эстетическую оценку художественным процессам. Авторами предложены методы развития эстетического восприятия младших школьников средствами пейзажной живописи. Было выявлено, что главным компонентом эстетического восприятия является эмоционально-чувственное переживание анализируемых произведений искусства. Уточнено понятие «развитие эстетического восприятия средствами пейзажной живописи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LANDSCAPE PAINTING CLASSES IN THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC PERCEPTION OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the actual problem of the development of aesthetic perception among younger students in the classroom for landscape painting. To solve this problem, the concept of "aesthetic perception", age characteristics of primary school age were considered. One of the effective ways in the development of aesthetic perception of younger students is artistic activity. It contributes to the formation of a holistic picture of the world, the value-semantic perception of art, as well as the ability to express aesthetic judgments and give an aesthetic assessment of artistic processes. The authors propose methods for developing the aesthetic perception of younger students by means of landscape painting. It was revealed that the main component of aesthetic perception is the emotional and sensory experience of the analyzed works of art. The concept of "development of aesthetic perception by means of landscape painting" has been clarified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

нравственного поведения ребенка, а также усвоения норм морали. К ним относят любовь к Родине, семье, природе, формирование отзывчивости, справедливости, гуманности и заботы об окружающем мире. С точки зрения урока изобразительного искусства были предложены наиболее эффективные методы нравственного воспитания младших школьников.

Annotation. This article studies the problem of moral education of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. The analysis showed that art has great potential in the development of a child's personality. Therefore, fine arts lessons are designed to solve the problems of moral education of students. The article considers the age features of the personality. It was found that in childhood the foundations of the moral behavior of the child are formed, as well as the assimilation of moral norms. These include love for the Motherland, family, nature, the formation of responsiveness, justice, humanity and concern for the world around. From the point of view of the lesson of fine arts, the most effective methods of moral education of younger schoolchildren were proposed.

Ключевые слова: этика, мораль, нравственность, нравственное воспитание, младшие школьники, изобразительное искусство.

Key words: ethics, morality, morality, moral education, junior schoolchildren, fine arts.

Литература:

1. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979. - 287 с.

2. Козлов, В.И. Нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства / В.И. Козлов // Наука и школа. - 2017. - №5. - С. 173-179.

3. Мальцева, Л.В. Изобразительное искусство и воспитание личности / Л.В. Мальцева // Наука без границ. - 2017. -№12 (17). - С. 70-73.

4. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1987. - 253 с.

5. Оборина, Е.В. Воспитательные возможности изобразительного искусства / Е.В. Оборина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - №3 (49). - С. 124-128.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и образование, 2015. - 1375 с.

7. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100]. -URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022)

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022)

9. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Москва: Гардарики, 1999. - 520 с.

УДК 372.8

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студентка Перевозкина Екатерина Андреевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном мире, в эпоху цифровизации общества и перенасыщения его информацией, прослеживается тенденция к постоянному изменению моральных и эстетических ценностей. Интернет даёт возможность ребёнку, не прилагая особых усилий, найти и изучить интересующий вопрос. С одной стороны, это упрощает процесс развития и обучения детей, но с другой стороны способствует исчезновению навыка самоанализа, глубокого погружения в тему, самостоятельной переработки и осмысления информации.

Особенно остро это касается искусства. Многообразие творческих продуктов способствует деградации навыка видеть и различать прекрасное даже у взрослых, не говоря уже о детях. Поэтому так важно, начиная с младшего школьного возраста, давать детям хорошее художественное образование, которое является гарантом полноценного формирования и сохранения развивающейся личности. Развитие эстетического восприятия способствует зарождению внутреннего ориентира, вкуса, умения критически мыслить и вырабатывать собственную точку зрения на искусство. Эстетический опыт становится неотъемлемой частью жизни личности, придавая ей эмоциональную окраску, стимулируя творческие способности, активизируя чувства при восприятии окружающей действительности и произведений искусства. Формирование этих качеств невозможно без художественного осмысления мира, которое может быть осмыслено только через создание художественного образа.

Изложение основного материала исследования. Определяя сущность эстетического восприятия, необходимо обозначить основные положения понятия.

Эстетическое восприятие - это вид эстетической деятельности; целенаправленное и целостное восприятие произведений искусства как эстетической ценности, сопровождающееся эстетическим переживанием [6, С. 422].

Лабковская Т.С. дает следующее определение эстетического восприятия: «эстетическое восприятие» - это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, С. 304].

Стоит отметить, что способность к эстетическому восприятию не врожденный навык, а культурное приобретение человека, заключающееся в целенаправленном осмыслении и понимании красоты окружающего мира, природы, явлениях искусства. Процесс развития эстетического восприятия требует упорного труда как педагога, так и ребенка, и будет проходить легче, если понимать основные особенности данного явления.

Следовательно, в качестве свойств эстетического восприятия выделяются такие качества, как: эмоциональная напряженность, синтез эмоционального и рационального моментов, многоуровневость восприятия, целостность и дифференцированность [5].

Процесс эстетического восприятия направлен на реализацию следующих задач:

Во-первых, накопление впечатлений, которые в последующем будут складываться в базу эстетических знаний для формирования интереса к познаванию художественной действительности.

Во-вторых, формирование социально-педагогических качеств личности, которые способствуют переживанию и оценке эстетически важных процессов на эмоциональном уровне, дают возможность воспринимать и наслаждаться ими.

В-третьих, формирование творческой способности. Нельзя развить навык без практики, поэтому суть этой задачи заключается в умении не только созерцать красоту, но и создавать её.

Согласно концепции Бычихиной О.А., выделяют эмоционально-волевой, интеллектуальный, перцептивный (умение узнавать предмет по отдельным признакам) и личностный компоненты эстетического восприятия [2]. То есть по мнению автора, процесс восприятия должен сопровождаться эмоциональной реакцией на предмет искусства, анализом и синтезом полученных эстетических впечатлений, а также приобретение ценностных установок и ориентиров.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс развития эстетического восприятия направлен на эмоции, интеллект и личность вовлеченного субъекта познания.

Прежде чем определить роль занятий по пейзажной живописи в развитии эстетического восприятия младших школьников, необходимо выяснить, какие особенности восприятия и познания преобладают на данном возрастном этапе.

Мухина В.С. в своих трудах выделяет следующие особенности эстетического восприятия в младшем школьном возрасте:

- повышенная заинтересованность субъектов восприятия к окружающему миру, объектам и процессам, происходящим в нём;

- младшие школьники могут дать живую, эмоциональную ответную реакцию на взаимодействие с новым, прекрасным и удивительным;

- для детей младшего школьного возраста характерны различные внешние проявления и реакции (жесты, речь, яркие проявления мимики), которые они используют бессознательно, в попытке дать эстетическую оценку тому или иному явлению [4].

Говоря об эстетическом восприятии, следует отметить, что оно зависит от наличия у младшего школьника эстетических потребностей, тяги к прекрасному. Младший школьный возраст создает для педагогов благоприятные возможности - поскольку учителю легко организовать творческую деятельность детей в различных видах искусства, и именно во время этой самодеятельности сформировать их эстетические потребности.

Пейзажу как самостоятельному жанру изобразительного искусства отводится роль действенного средства в развитии таких качеств личности, как эмоциональность, чувственность, патриотизм, способность определять духовную атмосферу времени. Природа тесно связанна с искусством и эстетикой. Явления природы бывают часто красивы формальной красотой, но при восприятии физических качеств явлений природы у ребенка возникают субъективно-личностные ассоциации, создается связь восприятия внешних природных качеств с его внутренними переживаниями.

О важности воспитания детей средствами природы в свое время писали отечественные педагоги В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский.

Развитие эстетического восприятия основывается, прежде всего, на восприятии детьми произведений известных пейзажистов, например, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского и других. Данный метод позволяет приобретать творческие навыки, через анализ художественных средств и приемов мастеров, глубокому осмыслению взаимодействия природы и искусства, помогает оформиться художественным впечатлениям, а также формирует эстетический вкус.

Немаловажную роль в развитии эстетического восприятия на уроках по пейзажной живописи играет процесс развития базы технических знаний, умений и навыков. То есть, для развития навыка анализа художественных произведений и начала формирования творческой способности у ребёнка, ему необходимо знать, понимать и уметь различать основные средства выразительности пейзажной живописи: цвет, колорит, композиция, ритм, метр, особенности мазка и т.д. Когда ребенок знает теоретическую основу пейзажной живописи, процесс эстетического восприятия воздействует уже не только на эмоциональные черты личности, но и способствует интеллектуальному вовлечению, аналитико-синтетическому исследованию объекта познания, в нашем случае природы. Особое внимание на занятиях по пейзажной живописи стоит уделять работе с цветом, так как он напрямую влияет на эмоции ребенка, тем самым создавая условия для эмоционально-чувственного восприятия. Разновидности мазков (точка, запятая, пастозный) способствуют развитию ассоциативного мышления. А такое свойство как ассоциативность как раз является характерной чертой развития эстетического восприятия [1, С. 29]. Поэтому цвет играет также важнейшую роль, выступая инструментом показа настроений и эмоции.

Начальный этап освоения пейзажной живописи в младшем школьном возрасте должен включать изображение отдельных компонентов пейзажа (предметов, объектов), далее по нарастающей сложности - совокупность пейзажных элементов, детализация и т.д. То есть использование метода от общего к частному.

Можно применять и метод рисования по принципу работы художника [1, С. 28]. Такой подход позволяет формировать у младших школьников опыт сопереживания и сочувствия. Дети выполняют задания в технике мастера, при этом оттачивая свои живописные навыки, а также накапливая базу эстетических знаний.

Так, пробуя техники разных художников, а также усваивая общие приемы пейзажной живописи (импасто, лессировка, алла-прима и другие) реализуется метод упражнений. Главная задача состоит не только в отработке художественных навыков, но и стимулирование к дальнейшей творческой деятельности.

Также на занятиях по пейзажной живописи с детьми младшего школьного возраста для лучшего протекания процесса восприятия можно использовать метод работы нетрадиционными материалами и техниками. В живописи это может быть монотипия, кляксография (работа от пятна). Нетрадиционными материалами могут выступить листья деревьев, шишки, цветы и другие. Смешанные техники рисования способствуют развитию творческого воображения обучающихся, внимания, аккуратности, позволяют ребенку почувствовать себя творцом и показать, через усвоенный опыт эстетических переживаний, свое видение природы и окружающего мира. При этом наполняя творческие работы эмоциональностью через цвет, выбранную технику и материал.

Ещё одним действенным методом является метод интеграции с другими видами искусства, который подразумевает, например, совмещения зрительного и акустического видов восприятия. Примером реализации такого метода может являться задание, где от ребенка требуется во время изучения природного пейзажа прослушать мелодию и на основании возникших ассоциаций создать собственный пейзаж.

В работе с младшими школьниками применяют методику, предполагающую своеобразную рефлексию творческой деятельности и оценку результатов, которая способствует развитию таких личностных качеств, как наблюдательность, внимательность, усидчивость, способность длительной работы над элементами пейзажа, что ведет к качественному выполнению творческой работы.

Выводы. Таким образом, эстетическое восприятие - это целенаправленный процесс эмоционально-чувственного переживания и анализа объектов и явлений окружающего мира, главной целью которого является формирование представлений о прекрасном. Основные задачи эстетического восприятия - это накопление знаний и впечатлений об окружающей действительности, формирование социально-педагогических качеств и творческой способности личности.

Дети младшего школьного возраста предрасположены к процессу развития эстетического восприятия в силу таких возрастных особенностей, как повышенная заинтересованность и восприимчивость к новому, яркая эмоциональная ответная реакция на взаимодействие с неизведанным.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства включает в себя процесс наблюдения и изучения природы, которая своими характеристиками влияет на эмоциональный фон младших школьников, способствуя развитию заинтересованности в окружающем мире, желания познать действительность. Занятия по пейзажной живописи направленны на накопление знаний и наблюдений о природе, изучение теоретической базы, анализ произведений искусств великих мастеров пейзажной живописи и формирование способностей к собственной творческой деятельности. Все это в совокупности со стремлением младших школьников к познанию делает процесс эстетического восприятия результативным, формируя такие личные качества, как эмоциональность, наблюдательность, внимательность, и такие способности как анализ получаемых знаний, использование средств выразительности в творческой работе, способность к длительной и кропотливой работе над пейзажем. В ходе исследования мы уточнили понятие «развитие эстетического восприятия средствами пейзажной живописи» - это процесс, направленный на эмоциональное восприятие произведений известных пейзажистов как эстетической ценности, сопровождающееся эстетическим переживанием, а также способность создавать художественные образы природы и окружающего мира.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития эстетического восприятия у младших школьников на занятиях по пейзажной живописи. Для решения данной проблемы были рассмотрены понятие «эстетическое восприятие», возрастные особенности младшего школьного возраста. Одним из эффективных способов в развитии эстетического восприятия младших школьников является художественная деятельность. Она способствует формированию целостной картины мира, ценностно-смысловому восприятию искусства, а также способности выражать эстетические суждения и давать эстетическую оценку художественным процессам. Авторами предложены методы развития эстетического восприятия младших школьников средствами пейзажной живописи. Было выявлено, что главным компонентом эстетического восприятия является эмоционально-чувственное переживание анализируемых произведений искусства. Уточнено понятие «развитие эстетического восприятия средствами пейзажной живописи».

Ключевые слова: эстетическое восприятие, свойства эстетического восприятия, младший школьный возраст, художественная деятельность, пейзажная живопись.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the development of aesthetic perception among younger students in the classroom for landscape painting. To solve this problem, the concept of "aesthetic perception", age characteristics of primary school age were considered. One of the effective ways in the development of aesthetic perception of younger students is artistic activity. It contributes to the formation of a holistic picture of the world, the value-semantic perception of art, as well as the ability to express aesthetic judgments and give an aesthetic assessment of artistic processes. The authors propose methods for developing the aesthetic perception of younger students by means of landscape painting. It was revealed that the main component of aesthetic perception is the emotional and sensory experience of the analyzed works of art. The concept of "development of aesthetic perception by means of landscape painting" has been clarified.

Key words: aesthetic perception, properties of aesthetic perception, primary school age, artistic activity, landscape painting.

Литература:

1. Батчаева, З.С. Роль и значение занятий пейзажной живописи в эстетическом воспитании учащихся / З.С. Батчаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-2. - С. 27-30.

2. Бычихина, О.А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников: диссертация ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Бычихина Ольга Александровна. - Курск, 2006. - 200 с.

3. Лабковская, Т.С. Книга для учителя / сост. Т.С. Лабковская. - Москва: Просвещение, 1983. - 304 с.

4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -4-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 640 с.

5. Развитие художественного восприятия и речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным искусством: учебно-методическое пособие / Е.В. Новикова, Т.Б. Хорошева. - Глазов: ГГПИ, 2017. - 70 с.

6. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева и др. - Москва: Политиздат, 1989. - 447 с.

УДК 371

ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Для включения компонента организационно-методического сопровождения внеурочной деятельности школьников в систему управления учреждением образования обратимся к действующим в педагогической практике моделям построения данной деятельности.

Изложение основного материала исследования. Рассмотрим варианты примерных моделей осуществления внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях ФГОС.

Итак, первая модель осуществления внеурочной деятельности в учреждении образования можно охарактеризовать случайным набором секций, кружков, факультативных курсов, клубов, деятельность которых далеко не всегда соотносится и согласовывается друг с другом, ситуативны и обрывочны также связи этих форм деятельности с общественной жизнью образовательной организации [3].

Вся внеурочная деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в рамках данной модели полностью зависит от имеющихся в наличии кадровых и материальных возможностей учреждения. В этой связи стратегические линии развития организации внеурочной деятельности обучающихся во второй половине дня системно не разрабатываются и, соответственно, не корректируется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.