Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ'

ДИАГНОСТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое восприятие / пейзажная живопись / подростки / диагностический инструментарий / метод творческих заданий / метод тестирования / aesthetic perception / landscape painting / teenagers / diagnostic tools / method of creative works / test method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялова Наталья Анатольевна, Овсянникова Оксана Александровна

Проблема эстетического восприятия является актуальной проблемой, так как в каждый исторический этап общество развивается, формирует новые эстетические идеалы. Эстетическое восприятие позволяет человеку ощутить себя в гармонии и единстве с окружающим миром, правильно воспринимать и оценивать действительность. Важно научить ребёнка с детства эстетически воспринимать мир, прививать любовь к природе, научить видеть прекрасное и анализировать произведения искусства. Пейзажная живопись может служить средством формирования эстетического восприятия обучающихся. Проблема эстетического восприятия нуждается в исследовании и дополнении не только в теории, но и практике художественного образования. В связи с этим статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня сформированное™ эстетического восприятия у обучающихся средствами пейзажной живописи, а также проведению начальной диагностики изучаемого качества школьников и ее анализу. Для изучения уровня сформированное™ эстетического восприятия были использованы диагностические методы: тестирования и метод творческой работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялова Наталья Анатольевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of aesthetic perception is an urgent problem, since at each historical stage society develops, forms new aesthetic ideals. Aesthetic perception allows a person to feel in harmony and unity with the surrounding world, correctly perceive and evaluate reality. It is important to teach a child from childhood to perceive the world aesthetically, to instill a love for nature, to teach them to see the beautiful and analyze works of art. Landscape painting can serve as a means of forming the aesthetic perception of students. The problem of aesthetic perception needs to be investigated and supplemented not only in theory, but also in the practice of art education. In this regard, the article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of formation of aesthetic perception in students by means of landscape painting, as well as the initial diagnosis of the studied quality of schoolchildren and its analysis. To study the level of formation of aesthetic perception, diagnostic methods were used: testing and the method of creative work.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»

УДК 378.874

ДИАГНОСТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ

ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

студентка Завьялова Наталья Анатольевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном образовательном пространстве учащиеся подросткового возраста нуждаются в творческих проявлениях, так как именно в этом возрастном периоде человек стремится познавать мир. Эстетическое восприятие является необходимым компонентом для воспитания личности, невозможно смотреть на окружающий мир без чувства прекрасного и радости бытия, при этом быть неспособным анализировать и воспринимать произведения искусства. Одним из способов формирования эстетического восприятия в изобразительной деятельности является создание творческой работы средствами пейзажной живописи, а также умение воспринимать, оценивать произведения искусства. Немало исследователей в различных сферах работали над изучением проблемы эстетического восприятия (H.H. Волков, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский и др.) [5], [6], [7]. Однако, никто из вышеперечисленных учёных не рассматривал проблему формирования эстетического восприятия у обучающихся средствами пейзажной живописи. Кроме того, исследователи не разрабатывали диагностический инструментарий по исследованию уровня сформированности эстетического восприятия у обучающихся средствами пейзажной живописи.

Умение эстетически воспринимать и оценивать произведения искусства особенно важно для обучающихся художественной школы, так как от этого зависит качество и художественный уровень собственных работ детей. Существуют различные средства решения данной проблемы, однако одним из эффективных средств является пейзажная живопись, так как у школьников появляется возможность выразить собственные впечатления от воспринятого в творческой работе (живописном пейзаже). Формирование эстетического восприятия средствами пейзажной живописи происходит также на основе изучения теории пейзажа, как жанра изобразительного искусства, и развития умения анализировать, воспринимать и оценивать красоту природы.

Острая необходимость в формировании данного качества проявляется у детей подросткового возраста, так как именно в этот период у человека возникает острая необходимость в самовыражении. Данная проблема, к сожалению, является актуальной даже у сельских жителей. Люди, даже проживающие ближе к природе, не всегда обращают внимание на ее красоту.

Изложение основного материала исследования. Пейзажная живопись является одним из наиболее эффективных средств решения указанной проблемы. Пейзаж, по определению А.Д. Алехина, - это самостоятельный жанр изобразительного искусства, «в котором объектом художественного изображения является природа в её естественном или преображённом человеческими усилиями виде» [1]. Таким образом, человек воспринимает природу как мир, непосредственно окружающий человека, который обладает многообразием форм, явлений, процессов и состояний, так как природа не создана человеком и существует сама по себе. Специфика пейзажной живописи заключается в трактовке этого жанра художниками. Пейзаж выражает идеалы художника, его отношение к миру и творческие принципы. Пейзажная живопись играет важную роль как в качестве фона или среды для раскрытия характера персонажа, так и может являться самостоятельным жанром [3].

Начинать работу по формированию эстетического восприятия средствами пейзажной живописи необходимо с уточнения данного понятия, а также с разработки диагностического инструментария по исследованию уровня указанного качества подростков. Обратимся к последовательному рассмотрению понятия «Эстетическое восприятие».

Б.Т. Лихачёв в своей книге про эстетическое восприятие пишет следующее: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [6].

В кратком словаре по эстетике «эстетическое восприятие» понимается как «протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства

(художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность» [2].

В своей книге художник и теоретик искусства Волков H.H. говорит об эстетическом восприятии, что «даже неточные сравнения содержательно обогащают цвета, линии, формы, научают видеть больше того, что цвет, линия, форма значат сами по себе» [5].

Таким образом, для полного освоения эстетического явления, его формы и содержания, требуется формирование способности анализировать и оценивать это явление сточки зрения линии, цвета и самой формы.

Опираясь на сущность данного понятия в трудах учёных, мы определяем эстетическое восприятие как свойство природы, общества, человека, а также относим к продуктам его деятельности, в том числе и искусству эстетические чувства. Можно трактовать эстетическое восприятие как инструмент познания мира и действительности. Через эстетическое восприятие произведений искусства человек стремится к познанию мира, к ощущению гармонии и единства в окружающей его среде. В отличие от эстетического восприятия, художественное восприятие существует только в мире искусства, в процессах его творчества [4].

Необходимо уточнить, что представляет собой эстетическое восприятие средствами пейзажной живописи.

Эстетическое восприятие средствами пейзажной живописи - это способность воспринимать и оценивать произведения пейзажной живописи, а также создавать творческие работы по пейзажной живописи с учётом её специфики.

В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика исследования уровня сформированности эстетического восприятия у обучающихся средствами пейзажной живописи. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №70 города Тюмени с учащимися 6 класса, в нем приняли участие 24 ученика.

На основе уточненного нами понятия были выделены следующие показатели: «способность воспринимать и оценивать произведения пейзажной живописи»; «способность создавать творческие работы по пейзажной живописи с учётом её специфики».

Для каждого из показателей были определены диагностические методы: тестирование и творческое задание. Обратимся к описанию диагностических заданий.

Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность воспринимать и оценивать произведения пейзажной живописи». Учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов (открытого и закрытого типа). Например, подросткам предлагались следующие вопросы:

1. Рассмотрите картины художников и выберите ту картину, которая вам наиболее понравилась. Напишите, почему она вам понравилась? («Рожь» Камиль Писсаро, «Радуга» Алексей Саврасов, «Мост Ватерлоо» Клод Моне).

2. Какие средства выразительность повлияли на гармоничность созданного художественного образа:

A). Свет.

Б). Штрих.

B). Линия.

Г). Пятно.

Д). Точка.

Е). Контур.

Для определения качества показателя, были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Низкий уровень (1 балл) - учащийся не способен воспринимать и оценивать произведения пейзажной живописи, затрудняется высказать эстетическое суждение и впечатление при выборе понравившегося живописного произведения.

Средний уровень (2 балла) - учащийся способен воспринимать и оценивать произведения пейзажной живописи, способен выразить свое отношение к живописной картине, но эстетическое суждение при выборе понравившегося живописного произведения стандартное.

Высокий уровень (3 балла) - учащийся способен воспринимать и оценивать произведения пейзажной живописи, выражать свое отношение к живописной картине, у него присутствует понимание жанра «пейзаж», способен формулировать эстетическое суждение при выборе понравившегося произведения.

Первое задание для школьников 6 класса оказалось затруднительным: подростки поверхностно читали вопросы тестирования, в большей степени глубокий анализ произведений искусства не смог совершить ни один из подростков. Следует отметить, что при выполнении заданий с развёрнутым ответом за учащимися было замечено непонимание, многие испытывали удивление и оставляли пункты незаполненными. При проверке работ наблюдалась шаблонность в ответах, перечисление характеристик предметов, а не собственное отношение к произведению искусства. Но также было отмечено то, что небольшой процент учеников смог вникнуть в суть некоторых вопросов и даже сделать вывод из них, что позволило ребятам ответить на некоторые вопросы развёрнуто, а не обобщенно, описывая ассоциации, которые вызвала определенная картина.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность создавать творческие работы по пейзажной живописи с учётом её специфики». В данном задании учащимся предлагается нарисовать пейзаж на тему осени. В процессе творческой работы учащиеся изображают осенний пейзаж, в котором они должны не просто отображать предметы и деревья, а выразить состояние природы.

Низкий уровень - (1 балл) - учащийся знает несколько живописных средств выразительности, но не умеет пользоваться ими на практике, также не умеет отображать в творческой работе специфику пейзажной живописи.

Средний уровень - (2 балла) - учащийся знает живописные средства выразительности, но затрудняется применять их на практике. Или учащийся знает лишь некоторые живописные средства выразительности, имеет сложности с применением их на практике, но работа выполнена с учётом специфики пейзажной живописи.

Высокий уровень - 3 балла) - учащийся знает живописные средства выразительности и умет их применять на практике. При выполнении работы соблюдаются правила линейной и воздушной перспективы; работа выполнена с учётом специфики пейзажной живописи.

Второе задание школьникам далось не так затруднительно, но оно было воспринято поверхностно. Отмечалась шаблонность при восприятии и изображении образа. При проверке работ наблюдалось только перечисление предметов и деревьев.

Анализ начальной диагностики показал следующие результаты.

По первому показателю «способность воспринимать и оценивать произведения пейзажной живописи» низкий уровень проявился у 58,3% респондентов (14 человек), средний - у 25% (6 человек) и высокий уровень показателя - у 16,6% (4 человека).

По второму показателю «способность создавать творческие работы по пейзажной живописи с учётом её специфики» был выявлен низкий уровень у 50% школьников (12 человек), средний - у 37,5% подростков (9 человек), высокий - у 12,5% (3 человека).

Выводы. Можно сделать вывод, что оба показателя сформированности эстетического восприятия у подростков средствами пейзажной живописи на начальном этапе диагностики представлены в большей степени низким и средним уровнями. В связи с этим необходимо организовать работу по формированию данного качества подростков. Для этого важно подобрать эффективные формы и методы работы с подростками, продолжить работу над освоением технологии создания пейзажа, а также над созданием оригинального художественного образа в живописном пейзаже.

Аннотация. Проблема эстетического восприятия является актуальной проблемой, так как в каждый исторический этап общество развивается, формирует новые эстетические идеалы. Эстетическое восприятие позволяет человеку ощутить себя в гармонии и единстве с окружающим миром, правильно воспринимать и оценивать действительность. Важно научить ребёнка с детства эстетически воспринимать мир, прививать любовь к природе, научить видеть прекрасное и анализировать произведения искусства. Пейзажная живопись может служить средством формирования эстетического восприятия обучающихся. Проблема эстетического восприятия нуждается в исследовании и дополнении не только в теории, но и практике художественного образования. В связи с этим статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня сформированности эстетического восприятия у обучающихся средствами пейзажной живописи, а также проведению начальной диагностики изучаемого качества школьников и ее анализу. Для изучения уровня сформированности эстетического восприятия были использованы диагностические методы: тестирования и метод творческой работы.

Ключевые слова: эстетическое восприятие, пейзажная живопись, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Annotation. The problem of aesthetic perception is an urgent problem, since at each historical stage society develops, forms new aesthetic ideals. Aesthetic perception allows a person to feel in harmony and

unity with the surrounding world, correctly perceive and evaluate reality. It is important to teach a child from childhood to perceive the world aesthetically, to instill a love for nature, to teach them to see the beautiful and analyze works of art. Landscape painting can serve as a means of forming the aesthetic perception of students. The problem of aesthetic perception needs to be investigated and supplemented not only in theory, but also in the practice of art education. In this regard, the article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of formation of aesthetic perception in students by means of landscape painting, as well as the initial diagnosis of the studied quality of schoolchildren and its analysis. To study the level of formation of aesthetic perception, diagnostic methods were used: testing and the method of creative work.

Key word: aesthetic perception, landscape painting, teenagers, diagnostic tools, method of creative works, test method.

Литература:

1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство / А.Д. Алехин. - М., 1996. - 160 с.

2. Бачинин, В.А.Эстетика: Энциклопедическийсловарь/ В.А. Бачинин. - Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 285 с.

3. Беда, Г.В. Живопись / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1986. - 89 с.

4. Беляев, А.А. Эстетика: Словарь / А.А. Беляев. - М.: Политиздательство, 1989. - 447 с.

5. Волков, Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. - М.: Просвещение, 1969. - 56 с.

6. Лихачев, Б.Т. Эстетическое воспитание школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: «Педагогика», 1974. - 304 с.

7. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с. УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ

кандидат педагогических наук, доцент Круподероеа Елена Петровна Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород);

студент Сныров Иван Владимирович Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Сегодня проблема формирования цифровой грамотности населения поднимается на государственном уровне. Повышение цифровой грамотности населения обозначено в программе «Цифровая экономика в Российской Федерации» как один из основных результатов, имеющих непосредственное отношение к улучшению доступности и качества государственных услуг. В числе основных задач: рост осведомленности населения в сфере информационной безопасности, медиапотребления и использования Интернет-сервисов.

Проблема формирования цифровой грамотности обучающихся рассматривается в ряде публикаций [2, 8]. Авторы считают цифровую грамотность важнейшим навыком, который сегодня необходим ничуть не меньше, чем умение критически мыслить, решать проблемы, сотрудничать и общаться друг с другом.

Важная роль в формировании цифровой грамотности принадлежит школьному предмету «Информатика». При этом большое значение имеет наполнение образовательной среды обучения информатике. Проблема формирования предметных цифровых образовательных сред (ЦОС), подбора цифровых инструментов для разработки заданий на формирование цифровой грамотности рассматривается в пособиях [9, 10, 13], статьях [6, 7]. Авторы называют в качестве компонентов ЦОС цифровые образовательные ресурсы; электронные учебники; инструменты для создания учебного контента; инструменты для коммуникации и совместной деятельности; инструменты для оценивания и рефлексии.

В 2021 г. утвержден обновленный ФГОС основного общего образования. Основное содержание учебного предмета «Информатика» в 7-9 классах в примерной программе [11] представлено в виде четырех тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.