Александрова Н. С., Данилова А. А. Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/202017.htm.
ART 202017 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12017 УДК 159.9.072.43
Александрова Наталья Сергеевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]
Данилова Александра Андреевна,
студентка факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]
Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира
Аннотация. Статья посвящена исследованию возможности развития у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира. Проблемой исследования стало изучение педагогических условий развития у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира. Цель нашего исследования - выявить педагогические условия развития у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира. Пейзажная живопись позволяет расширить и углубить знания детей, а также научить воспринимать и оценивать красоту окружающих объектов природы. В статье описан процесс работы по развитию эстетического восприятия у второклассников пейзажной живописи на уроках окружающего мира, а также проведено экспериментальное исследование по данной теме. Ключевые слова: развитие, эстетическое восприятие, младший школьный возраст, пейзажная живопись. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.
Введение
Младший школьный возраст, по мнению педагогов и психологов (В. В. Давыдов, М. А. Кузьмищева, Д. Б. Эльконин), считается самым благоприятным для развития познавательной, активной и творческой личности [1-3]. В этом возрасте дети очень любознательны, эмоциональны, и у них есть всегда огромное желание познавать мир. Ребёнок, познавая мир, наблюдает, исследует его и делает массу открытий для себя, а также проявляет интерес к разным областям окружающей действительности.
Именно в начальной школе начинается целенаправленное обучение и воспитание и основным видом деятельности у детей становится учебная деятельность, которая формирует, развивает и воспитывает их психические свойства и качества. Задача состоит не только в том, как писать, считать, читать, конструировать, но и научить видеть, воспринимать и эстетически оценивать неповторимую красоту и необычайность окружающего мира. Но для того, чтобы научиться видеть и воспринимать красоту природы, по мнению А. И. Фахретдиновой, у детей должно быть развито эстетическое восприятие [4].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что развитие эстетического восприятия у детей происходит через личностные универсальные учебные действия. Они обеспечивают целостный, социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Александрова Н. С., Данилова А А Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/202017.htm.
единстве и разнообразии природы и культуры, а также формируют эстетические потребности, чувства, ценности, понимание и сопереживание чувствам других, эмоционально-нравственную отзывчивость [5].
Основной особенностью эстетического восприятия личности является качественная, но чувственно окрашенная форма объектов, а это их цвет, форма, размер, композиция (смысл), симметрия, ритм, звук. Поэтому развитие эстетического восприятия требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается второклассником как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности цвета, звуков, линий, а содержание объекта - в композиции, то есть формируется идея и смысл. Однако стоит отметить, что дети воспринимают предмет тогда, как показали исследования М. А. Кузьмищевой, когда он эмоционально окрашен и связан с определённой идеей, только тогда он становится эстетическим. Поэтому педагогу важно знать истинные мотивы отношения детей к искусству и помочь им сосредоточить внимание на выразительном образе, представленном в произведении. С целью формирования у него эстетического отношения, считает А. Р. Нурутдинова, педагог не только формирует у младшего школьника представления о природе, о человеке, об обществе, об отношениях между людьми, но и содействует развитию эстетического представления, анализу, суждению и оцениванию предмета [6].
Вопрос о проблеме развития эстетического восприятия рассматривался в работах Б. Т. Лихачева, В. Н. Шацкой и других выдающихся отечественных культурологов (Н. И. Киященко, Т. С. Комарова, А. Р. Нурутдинова, В. Н. Самохин). Несмотря на растущее количество научных трудов, учебных и методических пособий, программ по формированию универсальных учебных действий, многие выпускники начальной школы не умеют воспринимать, правильно понимать и оценивать красоту окружающего мира, а это значительно отражается на дальнейшей успеваемости детей [7, 8].
Б. Т. Лихачёв предлагает рассматривать эстетическое восприятие как целенаправленный процесс, в котором младший школьник развивается как творческая активная личность, то есть он способен воспринимать и оценивать прекрасное и безобразное в природе, в жизни и искусстве. Большинство учёных (М. А. Кузьмищева, В. Н. Самохин и др.) сходны во мнении о том, что эстетическое восприятие - сложный познавательный процесс, при котором ребёнок с помощью чувств и переживаний воспринимает и оценивает прекрасное в природе [9, 10]. В частности, Ю. Б. Борев отметил, что «эстетическое восприятие» является одной из форм познания. В процессе обучения эстетическое восприятие выступает важным процессом познавательной деятельности детей [11 ].
На основе вышеперечисленных определений под эстетическим восприятием понимаем вид эстетической деятельности, посредством которой ребенок выражает свои переживания, чувства и даёт оценку произведению искусства.
Методология и результаты исследования
В развитии эстетического восприятия важную роль играют произведения искусства, а именно картины русских художников-пейзажистов. Они помогают в освоении детьми социокультурного опыта, формировании эстетического интереса, эстетических чувств и эстетической оценки художественных образов. Младшие школьники эмоционально воспринимают картины русских художников, так как при виде произведения искусства у них возникают чувства и переживания, которые оставляют неизгладимый след в душе. Таким образом, они постепенно понимают художественный «язык» живописи.
Однако стоит отметить, что в литературе вопрос о возможности применения пейзажной живописи для развития у второклассников эстетического восприятия на уроках
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Александрова Н. С., Данилова А А Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202017.htm.
окружающего мира исследован недостаточно. Многие исследователи (Т. С. Комарова, Р. А. Мирошкина и др.) рассматривали пейзажную живопись как один из основных видов изобразительного искусства, который доступен для восприятия и соответствует возрастным особенностям познания младших школьников [12, 13].
Для лучшего осмысления и восприятия произведения искусства педагог использует разнообразные методы и приемы работы с картинами пейзажной живописи:
— словесный метод (вопросы на выделение содержания, настроения и выразительных средств картины; беседы, рассказы, в которых ребёнок выражает свою мысль, отношение к увиденной картине);
— наглядный метод (наблюдение за природой, экскурсии, рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов, сравнение и анализ фотографий, иллюстраций, рисунков, картин);
— практический метод (дидактические игры, творческие задания, задания на дом).
Также к словесному и наглядному методам относится приём композиционных и
колористических вариантов, где педагог рассказывает и показывает, как меняется в картине содержание, чувства и настроение, выраженные в зависимости от изменения чёткого порядка в соотношении с элементами (композиции) самого произведения или цветового сочетания (колорита) [14].
Используя пейзажную живопись, дети младшего школьного возраста воспринимают и познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются с помощью своих чувств и мыслей на события и явления окружающего мира, выражают своё отношение к картинам природы, ищут в них ценностный смысл [15].
Развивающий потенциал пейзажной живописи может быть заложен как в содержании (идея и замысел художника-пейзажиста), так и в работе с детьми на уроке окружающего мира. Это предположение потребовало экспериментальной проверки.
В начале исследования были разработаны критерии сформированности эстетического восприятия (оценивание красочности и выразительности пейзажной живописи, проявление эмоции, наличие познавательного интереса к искусству и природе) у учащихся второго класса. Затем для диагностики и выявления уровня развития эстетического восприятия у второклассников методами исследования были выбраны: тестирование, анкетирование, а также были использованы следующие методики: Е. Торшиловой, Т. Морозовой тест «Ван Гог», опросник «Моё эстетическое отношение», анализ работ «Времена года».
В результате проведения диагностических методик в двух группах констатирующего эксперимента мы выяснили, что у большинства детей преобладают средний и низкий уровни развития эстетических отношений к искусству и природе. Анализ всех полученных результатов выявил примерно одинаковый уровень развития эстетических отношений, это говорит о том, что для детей созданы одинаковые условия для получения знаний. Однако у большинства из них эстетическое восприятие находится не на должном уровне развития, поэтому требует специальной работы по повышению уровня эстетического восприятия у второклассников.
Дети учились анализировать произведения русских художников в процессе их эстетического восприятия, а именно: учащиеся учились оценивать красоту, выразительность и целостность окружающих объектов в природе. Нами были разработаны на уроках окружающего мира задания по пейзажной живописи.
На уроках окружающего мира были рассмотрены картины русских художников-пейзажистов: И. К. Айвазовского, В. В. Васнецова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, В. Д. Поленова, А. А. Рылова, Н. Н. Рериха, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина.
В качестве примера приведем несколько заданий.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Александрова Н. С., Данилова А А Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202017.htm.
Задание «Рассказ по картине». На тему «Явления природы» детям в качестве закрепления изученного материала даётся задание: написать рассказ по картине. Предварительно на доску вывешиваются две картины. Задача учеников - рассмотреть представленные картины, выбрать, проанализировать и написать рассказ.
Задание «Определи по мелодии». На слайдах в презентации представлено несколько репродукций картин и подбор мелодии. Учитель поочерёдно включает мелодии. Задача детей - определить, какая мелодия относится к той или иной картине. Данный вид задания можно использовать при актуализации знаний, а также при закреплении изученного материала.
Творческое задание. Тема «Будь природе другом». На закрепление изученного материала или в качестве домашнего задания детям предлагается нарисовать пейзаж, используя правила поведения из учебника А. А. Плешакова «Окружающий мир».
Задание «Рассмотри и исправь». Тема «Про воду». На уроке педагог детям показывает картину известного художника (например, картину И. И. Левитана «Озеро»). На картине заранее вставлены лишние объекты и предметы, которые загрязняют воду. Детям необходимо рассмотреть картину, определить, что здесь изображено неправильно (или какие лишние объекты присутствуют на данной картине), а также исправить её. После выполненной работы педагог беседует с детьми о передаче настроения картины и о цветовой гамме.
Задание «Вхождение в картину». На доску вывешивается картина, например А. Саврасов «Грачи прилетели». Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картину, далее дети закрывают глаза. Педагог включает мелодию, которая подходит к данной картине, и использует такой известный приём, как «Вхождение в картину». С помощью данного приёма детям по картине предлагается услышать звуки (птиц, зверей или журчание ручья), понюхать воздух, попробовать что-то потрогать руками.
После проведённых занятий у экспериментальной группы был снова проанализирован уровень развития эстетического восприятия. Результаты экспериментальной группы на контрольном этапе, в отличие от констатирующего этапа, изменились в положительную сторону.
По методике «Тест "Ван Гог"» в экспериментальной группе ребят с высоким уровнем оказалось 30%, со средним - 48%, с низким - 22%. В контрольной группе, где не использовались разработанные задания с пейзажной живописью, тоже появились некоторые изменения, но не такие значительные. С высоким уровнем эстетического восприятия 13% ребят, со средним уровнем - 48%, с низким уровнем - 39% (рис. 1).
Рис. 1. Уровень эстетического восприятия у второклассников на контрольном этапе по методике «Тест "Ван Гог"»
ниегп
issn 2304-120X Александрова Н. С., Данилова А А Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202017.htm.
научно-методический электронный журнал
По методике «Моё эстетическое отношение» (рис. 2) в экспериментальной группе ребят с высоким уровнем - 30%, со средним - 44 %, с низким - 26%. При использовании заданий с пейзажной живописью в экспериментальной группе данные повысились примерно на 8%. В контрольной группе с высоким уровнем 17% детей, со средним уровнем - 48%, остальные дети с низким уровнем - 35 %. Данные в контрольной группе изменились примерно на 9%, а это значит, что нужно применять разработанные задания с использованием пейзажной живописи.
Рис. 2. Уровень эстетического восприятия у второклассников на контрольном этапе по методике «Моё эстетическое отношение»
По методике «Времена года» (см. рис. 3) в экспериментальной группе ребят с высоким уровнем 39%, со средним - 48%, с низким - 13%. При использовании заданий с пейзажной живописью в экспериментальной группе данные повысились примерно на 8%. В контрольной группе, где не использовались задания с пейзажной живописью, получились следующие данные: с высоким уровнем - 22%, со средним уровнем - 56%, остальные дети с низким уровнем - 22%. Данные в контрольной группе почти не изменились, а это значит, что нужно использовать разработанные задания с пейзажной живописью.
Рис. 3. Уровень эстетического восприятия у второклассников на контрольном этапе по методике «Времена года»
Александрова Н. С., Данилова А. А. Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202017.htm.
Заключение
Таким образом, используя разработанные задания с пейзажной живописью на уроках окружающего мира, у детей второго класса мы развиваем эстетическое восприятие. Диагностики, проведенные на базе контрольного эксперимента, это подтвердили. Результаты экспериментального класса значительно повысились после проведения занятий с пейзажной живописью. Это говорит о том, что с помощью пейзажной живописи ребята научились понимать и оценивать красоту, выразительность окружающих объектов в природе.
Ссылки на источники
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 2009. - 544 с.
2. Кузьмищева М. А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
3. Эльконин Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988. - 136 с.
4. Фахретдинова А. И. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Научн. журн. - 2018. - № 28(49). - и^: https://nauchforum.ru/journal/stud/49/44310.
5. Грибанова М. В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. - 56 с.
6. Нурутдинова А. Р. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности // Искусство в школе. - 2007. - № 1. - С. 64-66.
7. Киященко Н. И. Эстетика жизни: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 564 с.
8. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В. Н. Шацкой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1995. - 183 с.
9. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
10. Самохин В. Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. - М.: Мысль, 1985. - 208 с.
11. Борев Ю. Б. Эстетика: учеб. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.
12. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. -418 с.
13. Мирошкина Р. А. Формирование выразительности образа в детских рисунках // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 2. - С. 30-32.
14. Канащенкова В. В. Подходы к исследованию феномена «художественное мышление» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. -№ 3. - С. 143-146.
15. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб.-метод. пособие. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 25 с.
Natalya Aleksandrova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education Chair, Vyatka State University, Kirov [email protected] Aleksandra Danilova,
Student, Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov [email protected]
Development of landscape painting aesthetic perception at the lessons of the surrounding world for second graders
Abstract. The article is devoted to the study of the possibility to develop second-graders' aesthetic perception of landscape painting at the lessons of the surrounding world. The research task was to study pedagogical conditions for the development of second-graders' aesthetic perception of landscape painting at the lessons of the surrounding world. The purpose of our study is to identify the pedagogical conditions for the development of second-graders' aesthetic perception of landscape painting at the lessons of the surrounding world. Landscape painting allows us to expand and deepen the knowledge of children, as well as to teach them perceive and appreciate the beauty of the surrounding objects of nature. The article describes the process of developing aesthetic perception of landscape painting in second-graders at the lessons of the surrounding world, as well as an experimental study concerning this topic.
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Александрова Н. С., Данилова А. А. Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202017.htm.
Key words: development, aesthetic perception, primary school age, landscape painting. References
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
Davydov, V. V. (2009). Teoriya razvivayushchego obucheniya, Moscow, 544 p. (in Russian). Kuz'mishcheva, M. A. (2002). Dinamika predstavlenij ob emociyah detej starshego doshkol'nogo i mlad-shego shkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. kand. psihol. nauk, Moscow, 21 p. (in Russian). El'konin, D. B. (1988). Osobennosti psihicheskogo razvitiya detej 6-7-letnego vozrasta, Moscow, 136 p. (in Russian).
Fahretdinova, A. I. (2018). "Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v usloviyah realizacii feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya", Nauchn. zhurn, № 28(49). Available at: https://nauchforum.ru/journal/stud/49/44310 (in Russian). Gribanova, M. V. (2003). Psihologo-pedagogicheskie usloviya obogashcheniya hudozhestvenno-estet-icheskoj kompetencii detej doshkol'nogo vozrasta: ucheb.-metod. posobie, Perm. gos. ped. un-t, Perm', 56 p. (in Russian).
Nurutdinova, A. R. (2007). "Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvami iskusstva na urokah hudozhestvennogo cikla i vo vneuchebnoj deyatel'nosti", Iskusstvo vshkole, № 1, pp. 64-66 (in Russian). Kiyashchenko, N. I. (1999). Estetika zhizni: ucheb. posobie, INFRA-M, Moscow, 564 p. (in Russian). Shackaya, V. N. (1995). Obshchie voprosy esteticheskogo vospitaniya v shkole, Izd-vo APN RSFSR, Moscow, 183 p. (in Russian).
Lihachev, B. T. (1985). Teoriya esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov, Prosveshchenie, Moscow, 175 p. (in Russian).
Samohin, V. N. (1985). Esteticheskoe vospriyatie: voprosy metodologii i kritiki, Mysl', Moscow, 208 p. (in Russian).
Borev, Yu. B. (2002). Estetika: ucheb., Vysshaya shkola, Moscow, 511 p. (in Russian).
Komarova, T. S. (2006). Shkola esteticheskogo vospitaniya, Izdatel'skij Dom "Zimorodok", Moscow,
418 p. (in Russian).
Miroshkina, R. A. (1973). "Formirovanie vyrazitel'nosti obraza v detskih risunkah", Doshkol'noe vospitanie, № 2, pp. 30-32 (in Russian).
Kanashchenkova, V. V. (2011). "Podhody k issledovaniyu fenomena "hudozhestvennoe myshlenie", Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya, № 3, pp. 143-146 (in Russian).
Berezina, V. F. (2007). Razvitie dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v sisteme rossijskogo obrazovaniya: ucheb.-metod. posobie, ANO "Dialog kul'tur", Moscow, 25 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «<Концепт»
Поступила в редакцию Received 13.03.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.03.20
Принята к публикации Accepted for publication 30.03.20 Опубликована Published 29.05.20
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Александрова Н. С., Данилова А. А., 2020
9772304120203