Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства'

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое воспитание / эстетический вкус / дети / учащиеся / начальные классы / изобразительно искусство / учитель / aesthetic education / aesthetic taste / children / students / primary classes / fine arts / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобазова Юлия Владимировна, Погребняк Валерия Витальевна

Статья посвящена эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства. Акцент делается на значении данного процесса для развития творческих способностей, эстетического вкуса, критического мышления и восприятия у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены основные методы, основанные на активном взаимодействии детей с изобразительным искусством, такие как экспериментирование с цветом, формой и фактурой, развитие наблюдательности и воображения посредством работы с разными материалами и приемами, направленные на развитие художественного мышления и восприятия произведений искусства. Особое внимание уделено влиянию образов и произведений искусства на эмоциональное состояние и восприятие детей. В статье представлены результаты педагогического исследования, направленного на выявление уровня художественно-эстетического развития у младших школьников, изобразительных навыков, умения выделять эстетические категории и анализировать произведения искусства. Автор подчеркивает важность основ детского изобразительного творчества и его роль в развитии личности ребенка. Создание комфортной обстановки на уроках изобразительного искусства, поощрение самовыражения и самостоятельности, стимулирование творческой активности – все это является неотъемлемой частью процесса эстетического воспитания учащихся. В конце статьи подведены итоги и сформулированы рекомендации для учителей, занимающихся преподаванием изобразительного искусства в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN FINE ARTS LESSONS

The article is devoted to the aesthetic education of junior schoolchildren in fine arts lessons. The emphasis is on the significance of this process for the development of creative abilities, aesthetic taste, critical thinking and perception in children of this age. The main methods based on the active interaction of children with the visual arts are considered, such as experimenting with color, shape and texture, developing observation and imagination through working with different materials and techniques, aimed at developing artistic thinking and perception of works of art. Particular attention is paid to the influence of images and works of art on the emotional state and perception of children. The article presents the results of pedagogical research aimed at identifying the level of artistic and aesthetic development in primary schoolchildren, fine arts skills, the ability to distinguish aesthetic categories and analyze works of art. The author emphasizes the importance of the fundamentals of children’s visual creativity and its role in the development of the child’s personality. Creating a comfortable environment in fine arts lessons, encouraging self-expression and independence, stimulating creative activity – all this is an integral part of the process of aesthetic education of students. At the end of the article, the results are summed up and recommendations are formulated for teachers involved in teaching fine arts in elementary grades.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства

Кобазова Юлия Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры ПиМНО, заместитель директора по ВУР, ФГАОУ Технический институт (филиал) «Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова» г. Нерюнгри E-mail: [email protected]

Погребняк Валерия Витальевна,

студент кафедры ПиМНО, ФГАОУ Технический институт (филиал) «Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова» И(ф) «СВФУ им. М.К. Аммосова» г. Нерюнгри

E-mail: [email protected]

Статья посвящена эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства. Акцент делается на значении данного процесса для развития творческих способностей, эстетического вкуса, критического мышления и восприятия у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены основные методы, основанные на активном взаимодействии детей с изобразительным искусством, такие как экспериментирование с цветом, формой и фактурой, развитие наблюдательности и воображения посредством работы с разными материалами и приемами, направленные на развитие художественного мышления и восприятия произведений искусства. Особое внимание уделено влиянию образов и произведений искусства на эмоциональное состояние и восприятие детей. В статье представлены результаты педагогического исследования, направленного на выявление уровня художественно-эстетического развития у младших школьников, изобразительных навыков, умения выделять эстетические категории и анализировать произведения искусства. Автор подчеркивает важность основ детского изобразительного творчества и его роль в развитии личности ребенка. Создание комфортной обстановки на уроках изобразительного искусства, поощрение самовыражения и самостоятельности, стимулирование творческой активности - все это является неотъемлемой частью процесса эстетического воспитания учащихся. В конце статьи подведены итоги и сформулированы рекомендации для учителей, занимающихся преподаванием изобразительного искусства в начальных классах.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетический вкус, дети, учащиеся, начальные классы, изобразительно искусство, учитель.

о

U

со

см

см

Z

66

Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании полноценной личности ребенка. Оно направлено на развитие эстетической культуры, умения воспринимать и создавать произведения искусства, формирование эстетического вкуса и критического мышления. В начальной школе особенно важно заложить основы эстетической грамотности, поскольку именно в это время формируются первичные представления о красоте и художественной культуре.

В словаре эстетическое воспитание понимается как: «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [1].

Б.Т. Лихачев характеризовал эстетическое воспитание, опираясь на определение К. Маркса, как: «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [2].

Одной из задач эстетического воспитания в начальной школе является развитие художественного восприятия и воображения у детей. Этапы работы над развитием художественного восприятия включают знакомство с различными видами искусства (живописью, скульптурой, музыкой, театром и т.д.), изучение и анализ произведений искусства, участие в художественных мероприятиях и самостоятельное творчество. В результате такой работы дети научатся видеть красоту в окружающем мире, смогут развить свои эстетические предпочтения и выразить их с помощью собственных произведений искусства.

Второй задачей является формирование эстетического вкуса у детей. В процессе обучения дети знакомятся с произведениями разных стилей и направлений искусства, учатся оценивать их по различным критериям, развивают свою способность давать субъективные оценки, аргументировать их и принимать критику. В результате такой работы ученики научатся отличать качественные произведения искусства от посредственных, сформируют собственное понимание и суждение о красоте.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием критического мышления у детей. Они учатся различать и анализировать различные художественные образы, выявлять особенности авторского стиля и идейного содержания, а также интерпретировать их в соответствии со своими собственными взглядами и чув-

ствами. Работа по развитию критического мышления способствует формированию у детей аналитических и рефлексивных навыков, умения видеть и понимать различные точки зрения, а также развивает умение аргументированно отстаивать собственное мнение

Б.М. Неменский указывал, что: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника [3].

В.Н. Шацкая утверждала, что: «Эстетическое воспитание стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [4].

В связи с этим проводятся различные мероприятия, направленные на расширение кругозора детей и развитие их художественных и творческих способностей. Важной составляющей этого процесса является знакомство младших школьников с различными видами искусства: живописью, музыкой, литературой, театром, архитектурой и т.д.

Говоря об эстетическом воспитании, нельзя не сказать о формировании способности к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического. Все это признаки подлинной, эстетической воспитанности», - отмечал Б.Т. Лихачев [2].

Особое внимание уделяется развитию художественного восприятия и воображения детей. Ученики знакомятся с произведениями искусства разных эпох и стилей, изучают их особенности. Они учатся анализировать произведения и выражать свои впечатления, развивая при этом свою эмоциональную и ценностную сферу.

В то же время эстетическое воспитание направлено на активную деятельность учащихся. Дети погружаются в мир творчества посредством самостоятельного творческого исполнения музыки, рисования, театральных постановок, написания стихов и прозы. Они развивают свои таланты и выражают свои идеи, что способствует обогащению их духовного мира. Организация выставок, концертов, музеев и экскурсий также включена в программу эстетического воспитания. Это позволяет детям видеть и чувствовать искусство в реальной жизни, наслаждаться красотой и гармонией произведений. С помощью рисования, лепки и других техник они могут передавать свои мысли, чувства и впечатления, осваивать различные способы выражения своей индивидуальности. Кроме того, уроки по изобразительному искусству стимулиру-

ют развитие мелкой моторики, координации движений рук и глаз.

Изобразительное искусство является важной частью образовательной программы для учащихся начальной школы, поскольку оно позволяет им расширять и развивать свое эстетическое восприятие, творческие способности и воображение. Уроки рисования создают благоприятную атмосферу, в которой дети имеют возможность свободно самовыражаться и развивать свои творческие способности. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы» [5].

Одной из главных целей эстетического воспитания на уроках ИЗО является развитие эстетического вкуса детей и способности получать удовольствие от искусства. Во время занятий ученики знакомятся с различными произведениями искусства и стилями, изучают их исторический контекст и значение, а также анализируют различные визуальные эффекты и техники. Это помогает детям развивать критическое мышление и способность анализировать и интерпретировать произведения искусства. Изучение и анализ произведений искусства помогает развивать способность ценить и понимать красоту, эстетику и гармонию. Люди учатся видеть различные стили и направления в изобразительном искусстве, понимать особенности композиции, использования цвета и светотени в произведениях. В результате эстетическое восприятие становится более развитым и глубоким.

Эстетический вкус является одной из важнейших составляющих эстетического воспитания. А.И. Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [6].

Ученики учатся воспринимать и анализировать произведения искусства, расширяют свой кругозор и развивают способность наслаждаться и запечатлевать окружающую их красоту. Они могут сравнивать и оценивать произведения искусства, а также вырабатывать собственное мнение и стиль. Это помогает им развить свою индивидуальность и открывает горизонты для реализации их творческого потенциала. Кроме того, уроки рисования позволяют детям развивать наблюдательность и воображение. Они учатся обращать внимание на детали и проникать в глубину искусства.

С помощью произведений изобразительного искусства мы можем испытывать различные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Мы можем видеть красоту природы и восхищаться ее величием или испытывать грусть, вызванную картиной, отражающей трагедию или потерю. Эти эмоциональные переживания помогают нам расширить наш внутренний мир и развить способность к состраданию и сопереживанию. К тому же, оно может оказывать и когнитивное воздействие на эстетическое восприятие.

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о т

О от

З

и о со

о с

и

со

Б.Т. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [7].

В процессе изучения произведений искусства, мы расширяем наши знания о разных эпохах и исторических событиях, а также о разных культурах, узнаем больше о художниках и их творчестве, о процессе создания произведений и о средствах художественного самовыражения.

Методы формирования эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства играют важную роль в развитии творческого мышления и художественного восприятия учащихся. Это активный процесс, направленный на развитие эстетического вкуса, творческую самореализацию и культурное воспитание студентов.

Одним из основных методов, используемых на уроках ИЗО, является метод наблюдения. Ученики изучают произведения искусства (картины, скульптуры, архитектурные сооружения и т.д.), анализируют их композицию, цветовую гамму, фактуру и другие важные аспекты. Этот метод позволяет развить внимательность, наблюдательность, а также умение анализировать и интерпретировать произведения искусства.

Еще одним эффективным методом является метод творческого созидания. Учащимся предлагается самостоятельно создавать произведения изобразительного искусства, будь то рисунки, композиции из природных материалов или лепка. В процессе творчества учащиеся проявляют свою индивидуальность, креативность, а также развивают воображение, художественный вкус и мастерство.

Игровой метод позволяет учащимся легко и непринужденно осваивать основные принципы изобразительного искусства. Игра помогает развивать творческие способности, воображение, формирует навык сотрудничества и общения.

Метод сравнения и аналогии используется для развития эстетического чувства и понимания свойств искусства. Студентам предлагается сравнить различные произведения искусства по цветовым сочетаниям, стилю, эмоциональным характеристикам и т.д. Этот метод помогает расширить кругозор, сформировать критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.

Л.В. Ясинских выделяет следующие «критерии определения уровня эстетического воспитания:

- эмоциональная отзывчивость при восприятии

эстетического объекта;

- чувствительность к гармонии;

- эстетические суждения» [8].

Конечно, данные методы могут дополняться и сочетаться друг с другом в зависимости от целей и задач образовательного процесса. Главное - создать комфортную и интересную обстановку на занятиях, которая будет стимулировать развитие эстетического воспитания учащихся и поможет им погрузиться в мир искусства.

Цель исследования

Авторами было проведено исследование, целью которого было выявление уровня сформированности художественно-эстетического развития у младших школьников.

Материал и методы исследования

Авторы провели исследование среди учащихся 4 класса мОу «Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С. Ка-римовой», используя художественно-экспрессивный тест Л.В. Школяра для «определения уровня развития эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности». Ученикам необходимо было рассмотреть репродукции известных картин русских художников и рассказать о детях, изображенных на них, их настроении, характере. Также была применена методика Н.А. Лепской «Пять рисунков» для «выяснения особенностей проявления художественно-творческих способностей обучающихся».

Результаты исследования и их обсуждение

Обработав результаты, авторы пришли к выводу, что у учеников 4 класса преобладает средний уровень художественно-эстетического развития. В исследовании участвовали 28 учеников, были выявлены следующие результаты по художественно-экспрессивному тесту: у 6 учеников (21, 43%) - высокий уровень развития эмоциональных представлений, они смогли точно описать настроение героев на картинах, высказать мысли об их чувствах и предположить дальнейший ход развития событий; у 18 учеников (64, 28%) - средний уровень развития эмоциональных представлений, они смогли уловить настроение детей, изображенных на картинах, постарались определить их эмоции, однако ответы были неуверенными и неполными; у 4 учеников (14,29%) - низкий уровень развития эмоциональных представлений, эти дети не смогли определить эмоции героев, путались в определении их настроения. По методике «Пять рисунков» получили следующие результаты: 5 учеников (17, 86%) -имеют уровень художественной выразительности, у них хорошо развито воображение, умение проявлять эмоциональную выразительность, интересны сюжет, передавать свое отношение к изображаемому; 20 учеников (71,43%) - имеют уровень фрагментарной выразительности, они проявляют свою фантазию, свободное мышление, однако в рисунках нет определенного замысла и попыток передать сюжет; 3 ученика (10,71%) - имеют дохудоже-ственный уровень, эти дети не проявляют наблюдательность и воображение, в рисунках отсутствуют пропорции, замысел стереотипный.

Чтобы повысить уровень эстетического воспитания детей на уроках рисования, важно создать стимулирующую атмосферу в учебной среде. Интересные и яркие плакаты, произведения искусства или репродукции старых мастеров можно использовать для создания вдохновляющей обстановки. Показ известных работ и обсуждение их

с детьми поможет развить их эстетический вкус и научиться ценить искусство.

Также необходимо предоставить детям возможность для самостоятельного творчества и экспериментов, организовать пространство, где они смогут работать с различными материалами и техниками, что будет способствовать их развитию и самовыражению. Желательно организовывать выставки и конкурсы, где учащиеся смогут показать свои работы и увидеть результаты своего труда. Это поможет им почувствовать уверенность в своих силах и восхищаться работами других детей.

Заключение

Эстетическое воспитание детей является одной из важнейших задач в системе образования. Уроки изобразительного искусства играют ключевую роль в формировании эстетического восприятия детей, и на их основе можно сделать точные выводы об эффективности данного процесса.

Изобразительное искусство, будучи языком культуры, позволяет нам выражать наши мысли и эмоции, даже если нам недостаточно слов. Используя цвет, форму и пространство, художники передают свои идеи и чувства, заставляя нас рассматривать мир с их точки зрения. Это помогает нам развивать способность творчески мыслить и общаться на языке искусства.

Эстетическое воспитание помогает младшим школьникам лучше понимать и воспринимать окружающий мир. Посредством рисования и живописи они учатся наблюдать и анализировать объекты, отображать их особенности и передавать их через цвета, линии и формы. Таким образом, у учащихся развиваются навыки зрительного восприятия и художественного видения, которые являются важным компонентом их образования.

На уроках ИЗО они могут свободно выражать свои мысли и чувства посредством рисования или живописи. Это стимулирует воображение детей, помогает им находить нестандартные подходы к решению задач и закладывает основу для развития творческого потенциала. Рисование и живопись позволяют выразить свои чувства, эмоции и настроение. Младшие школьники учатся передавать свои впечатления от произведений искусства, а также создавать собственные произведения, отражающие их внутренний мир.

Успешное эстетическое воспитание младших школьников является важным аспектом формирования личности. Это способствует развитию внутреннего эстетического вкуса и навыков культурного восприятия мира. Ребенок, который познакомился с прекрасным и научился ценить искусство и создавать его, становится более гармоничной, творческой и культурной личностью.

Искусство оказывает большое влияние на восприятие и развитие человека. Наш мир насыщен красотой, и эстетическое воспитание на уроках ИЗО играет ключевую роль в раскрытии этой красоты учащимся.

Таким образом, изобразительное искусство играет существенную роль в развитии эстетического восприятия. Эстетическое воспитание в начальной школе направлено на формирование эстетической грамотности, развитие художественного восприятия и воображения, формирование эстетического вкуса и критического мышления у детей. Это позволяет детям расширить свое представление об окружающем мире, развить свои художественные способности и увидеть красоту во всем, что их окружает.

Литература

1. Акименко, А.Е. Эстетическое воспитание как процесс формирования личности ребенка / А.Е. Акименко // Социальная безопасность в евразийском пространстве: Материалы II Международной научной конференции, Москва-Тюмень, 16 декабря 2022 года / Под. редакцией И.А. Грошевой. - Москва-Тюмень: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт деловой карьеры», 2023. - С. 234-238.

2. Беленькая, Е.В. Инновационные методы изобразительной деятельности в дошкольном образовании / Е.В. Беленькая // Инновационные технологии в образовательном процессе как составляющая качества образования. I Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции, Мелитополь, 20-22 июня 2023 года / Мелитопольский государственный университет. - Мелитополь: Б. и., 2023. - С. 133-139.

3. Беляев А. А., Новиков Л.И., Толстых В.И. Эстетика. Словарь. - М.: Политиздат, 1989. - 448 с.

4. Жук, А.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на предметах эстетического цикла / А.С. Жук, Л.А. Безбородова // Роль науки и образования в развитии современной системы знаний: сборник научных трудов. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью «САНТРЕМ», 2023. - С. 14-19.

5. Ковтунец, А. А. эстетическое воспитание младших школьников на уроках математики / А.А. Ковтунец // Аллея науки. - 2020. - Т. 2, № 6(45). - С. 944-947.

6. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. - М.: Фирма «Ин-кварто», 1995. - 54 с.

7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1972. - 175 с.

8. Савченко Н.В. Диагностика творческого развития и художественных способностей учащихся в процессе обучения в детской художественной школе // Грани познания. - 2016. - № 4. -С. 94-97.

9. Симонова, Е. С. К вопросу о целеполагании в эстетическом воспитании в современном педагогическом пространстве / Е.С. Симонова //

сз о со "О

1=1 А -1 О

сз т; о

т О

от

З

и о со

Художественное образование в мире: вчера, сегодня, завтра: материалы XVI Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 21 апреля 2023 года. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. - С. 239-244.

10. Эстетика: Учебник / В.В. Прозерский, Т. А. Акиндинова, С. Б. Никонова [и др.]. - 1-е изд.. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. -394 с. - (Высшее образование).

11. Ясинских Л.В. Педагогические условия развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в художественно- творческой деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. Режим доступа: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=20597 (дата обращения: 14.11.2023).

AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN FINE ARTS LESSONS

Kobazova Yu.V., Pogrebnyak V.V.

FSAOU Technical Institute (branch) of "North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov" And (f) "NEFU named after M.K. Ammosov" Neryungri

The article is devoted to the aesthetic education of junior schoolchildren in fine arts lessons. The emphasis is on the significance of this process for the development of creative abilities, aesthetic taste, critical thinking and perception in children of this age. The main methods based on the active interaction of children with the visual arts are considered, such as experimenting with color, shape and texture, developing observation and imagination through working with different materials and techniques, aimed at developing artistic thinking and perception of works of art. Particular attention is paid to the influence of images and works of art on the emotional state and perception of children. The article presents the results of pedagogical research aimed at identifying the level of artistic and aesthetic development in primary schoolchildren, fine arts skills, the ability to distinguish aesthetic categories and analyze works of art. The author emphasizes the importance of the fundamentals of children's visual creativity and its role in the development of the child's personality. Creating a comfortable environment in fine arts lessons, encouraging self-expression and independence, stimulating creative activity - all this is an integral part of the process of aesthetic education of students. At the end of the article, the results are summed up and recommendations are formulated for teachers involved in teaching fine arts in elementary grades.

Keywords: aesthetic education, aesthetic taste, children, students,

primary classes, fine arts, teacher.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Akimenko, A.E. Aesthetic education as a process of forming a child's personality / A.E. Akimenko // Social security in the Eurasian space: Materials of the II International Scientific Conference, Moscow-Tyumen, December 16, 2022 / Edited by I.A. Grosheva. - Moscow-Tyumen: Autonomous non-profit organization of Higher Education "Institute of Business Career", 2023. - pp. 234-238.

2. Belenkaya, E.V. Innovative methods of visual activity in preschool education / E.V. Belenkaya // Innovative technologies in the educational process as a component of the quality of education. I All-Russian Scientific and Practical Conference: collection of scientific articles of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, Melitopol, June 20-22, 2023 / Melitopol State University. - Melitopol: B. I., 2023. - pp. 133-139.

3. Belyaev A. A., Novikov L. I ., Tolstykh V. I . Aesthetics. Dictionary. - M.: Politizdat, 1989. - 448 p.

4. Zhuk, A.S. Formation of cognitive universal educational actions in younger schoolchildren on the subjects of the aesthetic cycle / A.S. Zhuk, L.A. Bezborodova // The role of science and education in the development of the modern system of knowledge: a collection of scientific papers. - Kazan: Limited Liability Company "SANTREM", 2023. - pp. 14-19.

5. Kovtunets, A. A. aesthetic education of younger schoolchildren in mathematics lessons / A.A. Kovtunets // Alley of Science. -2020. - Vol. 2, No. 6(45). - pp. 944-947.

6. Lepskaya N.A. Diagnostics of the artistic development of younger schoolchildren. - M.: Firm "In-quarto", 1995. - 54 p.

7. Likhachev B.T. Theory of aesthetic education of schoolchildren. - M.: Pedagogy, 1972. - 175 p.

8. Savchenko N.V. Diagnostics of creative development and artistic abilities of students in the process of learning at a children's art school // Facets of cognition. - 2016. - No. 4. - pp. 94-97.

9. Simonova, E.S. On the issue of goal-setting in aesthetic education in the modern pedagogical space / E.S. Simonova // Art education in the world: yesterday, today, tomorrow: materials of the XVI International Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, April 21, 2023. - Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2023. - pp. 239-244.

10. Aesthetics: Textbook / V.V. Prozersky, T.A. Akindinova, S.B. Nikonova [et al.]. - 1st ed.. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 394 p. - (Higher education).

11. Yasinskikh L.V. Pedagogical conditions for the development of aesthetic perception of older preschool children in artistic and creative activity // Modern problems of science and education. -2015. - No. 4. Access mode: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=20597 (date of application: 14.11.2023).

о с

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.