Научная статья на тему 'ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИИ ПО КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ'

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИИ ПО КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / СПОСОБНОСТЬ / ЭМОЦИИ / СПОСОБНОСТЬ ВЫРАЖАТЬ ЭМОЦИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АРТ-ПРАКТИКИ / БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ / ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самкова Наталья Ивановна, Овсянникова Оксана Александровна

Данная статья посвящена проблеме способности выражать эмоции у подростков на занятии по композиции в детской художественной школе. Для решения поставленной проблемы авторы уточнили понятие «способность выражать эмоции» у подростков на занятиях по композиции; выявили и обосновали способы развития способности выражения эмоций у подростков на композиции, исходя из их возрастных особенностей, (индивидуальных подход к каждому подростку в процессе обучения, беседы об искусстве, постижение основных приемов и законов композиции). Данные способы способствуют развитию способности выражения эмоций на занятии по композиции у подростков в детской художественной школе, так как они помогают сделать процесс обучения в композиции в детской художественной школе дают творческую свободу самовыражения, свободу выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самкова Наталья Ивановна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESSION OF EMOTIONS OF TEENAGERS IN A COMPOSITION CLASS AT A CHILDREN'S ART SCHOOL

This article is devoted to the problem of the ability to express emotions in adolescents in a composition class at a children's art school. To solve this problem, the authors clarified the concept of "the ability to express emotions" in adolescents in composition classes; identified and justified ways to develop the ability to express emotions in adolescents in composition, based on their age characteristics (individual approach to each teenager in the learning process, conversations about art, comprehension of basic techniques and laws of composition). These methods contribute to the development of the ability to express emotions in a composition class for teenagers in a children's art school, as they help to make the process of learning composition in a children's art school give creative freedom of expression, freedom of choice.

Текст научной работы на тему «ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИИ ПО КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития творческой самостоятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «творческая самостоятельность» младших школьников относительно развития данного качества на уроках изобразительного искусства; выявили и обосновали методы развития творческой самостоятельности младших школьников (метод творческого задания по выбору, метод проектной деятельности, метод оформления выставок, метод участия в конкурсах). Данные методы стимулируют творческую заинтересованность школьников, рождают желание самостоятельно заниматься изобразительным творчеством.

Ключевые слова: самостоятельность, творческая самостоятельность, изобразительное искусство, младший школьник, творчество, творческое задание.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the development of creative independence of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "creative independence" of younger schoolchildren regarding the development of this quality in the lessons of fine arts; identified and justified the methods of developing creative independence of younger schoolchildren (the method of creative assignment by choice, the method of project activity, the method of design exhibitions, method of participation in competitions). These methods stimulate the creative interest of schoolchildren, give rise to the desire to engage in visual creativity independently.

Key words: independence, creative independence, fine art, junior student, creativity, creative task.

Литература:

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. университета, 1988. - 238 с.

2. Александрова, Л.М. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.М. Александрова. - М., 2007. - 19 с.

3. Асломов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М. - Воронеж,1996. - 768 с.

4. Петровский, А.В. Способности и труд. - М.: Знание,1966. - 80 с.

5. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста Акишева А.К., Кульмагамбетова Ж.А. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). - Наука и реальность. - №1(5) 2021. - 1 с.

6. Платонов, К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972. - 154 с.

7. Тряпицына, А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А.П. Тряпицына. -Л.: ЛГПИ, 1989. - 84 с.

УДК 372.874

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИИ ПО КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ШКОЛЕ

студентка Самкова Наталья Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В художественном творчестве, как начинающего, так и опытного художника, важным является выразительность произведения искусства. С помощью выразительности художник демонстрирует миру свои чувства, эмоции, переживания, личный опыт и т.д. Об этом писали такие значимые деятели искусств, как Арнхейм Р., Выготский Л.С., Кандинский В.В. и др. Именно благодаря личностному отношению выстраивается целостный и понятный зрителю художественный образ. Используя определенные композиционные приемы, законы композиции художник добивается выразительности своего творческого произведения. Для того чтобы творчество было выразительным, необходимо развивать способность выражения эмоций у подростков на занятиях по композиции в детской художественной школе.

Особенно важным является научить подростков доносить чувства, эмоции, смыслы в своих работах. Эмоции у подростков становятся все более осознанными и сложными. На смену конкретной направленности эмоций, типичной для детства приходят высшие эмоции, подкрепленные абстрактным мышлением, например, любовь к человечеству, свободе или презрение к несправедливости, ханжеству [Авдулова Т.П.]. Наряду с преобразованием эмоциональной сферы подросток не всегда может выразить свои эмоции. Поскольку именно в этом возрасте увеличивается социальная восприимчивость, возрастает количество новых социальных ролей, подростковая психика не всегда успевает перестроиться под новые условия социальной жизни. Часто наблюдаются недостатки эмоционального развития или неприемлемость эмоционального поведения. Если в первом случае у подростков происходит нечувствительность к событиям, явлениям или людям, то во втором случает, наоборот, неадекватные эмоциональные проявления [Авдулова Т.П.] [Казанская В.Г.] [Тарабакина Л.В.].

Основной проблемой исследования является развитие способности выражать эмоции у подростков на занятиях по композиции. Данная способность поможет подросткам понять собственные эмоции, а также овладеть способами их контроля и регуляции, поможет стабилизировать эмоциональную сферу подростка. О подобных проблемах эмоциональной сферы подростка писали такие психологи как Авдулова Т.П., Выготский Л.С., эту же сферу затрагивали Теплов Б.М., Казанская В.Г, и др. [Авдулова Т.П.] [Выготский Л.С.] [Теплов Б.М.] [Казанская В.Г.].

Для более полного изучения проблемы рассмотрим термины «композиция», «способность», «эмоции», «способность выражать эмоции».

Композиция всегда являлась одним их важных элементов языка изобразительного искусства, основная задача которой -составление целостного художественного образа. Существует множество точек зрения на композицию как таковую. Композиция - это искусство сочинения, составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее. В художественной деятельности композиция выступает как метод художественно-образного формообразования [Власов В.Г.]. Это определение достаточно стандартизировано, оно не отражает всей сущности композиции.

Многие художники, историки искусств смотрят на композицию по-разному.

Руднев И. Ю. рассматривает композицию со стороны формы и содержания. Со стороны формы, говорит Руднев И.Ю., композиция является построением формы (образа), а со стороны содержания композиция наделяет все изображение

духовным смыслом [Руднев И.Ю.]. Он говорит о двойственности искусства, которую доказывал Выготский Л.С. Противопоставляя материал и форму, Выготский Л.С. не делает различий между содержанием и формой, определяет их как единое целое, говоря о том, что содержание - это и есть форма [Выготский Л.С.]. Волков Н.Н. так же высказывал схожее мнение: «Целью и формообразующим принципом композиции картины является, однако, не построение само по себе, а смысл. Конструкция (построение) выполняет функцию подачи смысла» [Волков Н.Н.]. Все авторы имеют свою точку зрения на композицию как таковую. Однако их мнение сходится в том, что композиция выражает эмоционально-личностную сторону жизни художника. Каждый автор подчеркивает необходимость выразительности художественно-творческой деятельности. Поэтому важно развивать у подростков способность выражать эмоции в композиции.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. [Теплов Б.М.]. Это определение считается более узким и точным на сегодняшний день. Теплов Б. М. также подчеркивает особенность способностей: они развиваются в деятельности [Теплов Б.М.].

Эмоции - это субъективные психологические состояния - переживания, отношения человека к миру и людям, ощущения - которые включены во все психические процессы человека [Немов. С.Р.]. Рассмотрим особенности подростков в эмоциональной сфере.

Эмоциональные состояния подростков характеризуются рядом особенностей: легкость возникновения эмоциональной напряженности и психологического стресса, они сильнее поддаются воздействию страстей, подросток цепляется за свои эмоции, что приводит к запиранию себя в бесконечный круг переживаний [Казанская В.Г.]. Эмоциональная сфера подростков достаточно неустойчива. Подросткам нужна помощь в принятии своих чувств и овладении способами их контроля и регуляции [Авдулова Т.П.].

Также необходимо, чтобы подростки имели возможность выражать свои эмоции в художественно-творческой деятельности, чтобы они могли через композицию передавать миру свои переживания, состояния. Немов С.Р. подчеркивает, что эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и, особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника [Немов С.Р.]. Выражение эмоций в искусстве называют выразительностью.

Исходя из этого, можно дать следующее определение понятию «Способность выражать эмоции на занятиях по композиции». Данное качество является способностью выражать собственные переживания в творческой работе через средства художественной выразительности - точку, линию, пятно, цвет, - отображая свое отношение к людям и миру, опираясь на основные законы композиции.

Изложение основного материала исследования. Для развития способности выражать эмоции на занятиях по композиции необходимо индивидуализировать процесс обучения. Подростки подвержены стрессу, эмоциональному напряжению, поэтому процесс изучения композиции не стоит превращать в заучивание схем и правил, в действия по шаблону. Наоборот, в работе с подростками будет важно внести творчество, дать определенную свободу в выражении себя. Необходимо учитывать индивидуальные особенности эмоциональной сферы каждого учащегося (у кого-то проблемы с выражением эмоций, а у кого-то, наоборот, неадекватные эмоциональные проявления). Однако и тем, и другим необходимо научиться выражать эмоции на занятиях по композиции, что поможет подростку и в обычной жизни.

Нам близка позиция Иттена И., он строил свой процесс обучения композиции студентов постепенным образом, начиная с учета индивидуальных особенностей студента, его личных предпочтений, далее переходил к научному пониманию и размышлению о композиции. Его индивидуализация заключалась в определённой свободе творчества: кто-то строил свою композицию на контрастах, кто-то опирался на цвет, кто-то на фактуру и т.д., Таким образом, он достигал выявления особенностей характера в творчестве. Иттен И. старался пробудить в каждом студенте эмоции, помогал им перенести личные переживания в творчество [Иттен И.].

Для развития способности выражать эмоции на занятиях по композиции у подростков необходимо выстроить такую индивидуальную модель обучения, в процессе которой особенности каждого подростка будут учтены. Необходимо опираться также и на жизненный опыт, склад характера и темперамент каждого учащегося. Такая индивидуализация процесса обучения композиции дает учащимся свободу выражения эмоций, развивает способность выражать эмоции на каждом этапе: и на этапе пробуждения эмоций и далее, на теоретическом уровне. Подобная система обучения композиции подошла бы подросткам, поскольку у них была бы свобода творчества, они смогли бы выплеснуть накопившиеся переживания в своих творческих работах. Однако, чтобы реализовать такой подход к обучению, необходимо на всех учебных дисциплинах в детской художественной школе, начинать процесс обучения именно с творчества и экспериментов в нем, со свободы. И только затем переходить к теоретическим особенностям композиции, как на живописи, так и на рисунке. Изначально начинать именно с творчества, не разделяя процесс обучения в детских художественных школах на разные дисциплины.

Каждый человек отличается своим складом характера и темперамента. Например, спокойные меланхолики скорее бы выбрали заниматься декоративной композицией с проработкой мелких деталей. Холерики же напротив, выбрали бы живописную композицию, построенную на больших контрастных отношениях.

В работе с подростками необходимо также говорить об искусстве, изучать работы мастеров, показывать родную культуру, как всей страны, так и своего региона. Это необходимо для эмоционального восприятия и проживания искусства. Неменский Б.М. в своей программе для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и труд» выделял главный принцип - проживание искусства [Неменский Б.М.]. В этом он сходится во мнении с Выготским Л.С., что необходимо с детства развивать в ребенке не столько композиционные навыки, сколько целостное и художественно-образное видение мира. В процессе обучения школьники постигают основы изобразительной грамоты, приемы и способы создания произведения искусства. Немаловажным считается передача ими своих эмоциональных переживаний и размышлений в композиции. [Выготский Л.С.] [Неменский Б.М.] Так, в детских художественных школах есть дисциплина «История искусств», в процессе обучения которой также необходимо развивать способность выражать эмоции. Необходимо говорить и показывать работы различных художников, изучать при помощи каких средств тот или иной художник добился выразительности своего творческого произведения.

На примере таких тюменских художников как Новика А.С., Рыбьякова Ю.А., Станкова И.И. Шохова К.О., Юдина Ю.Д., можно рассматривать декоративные живописные работы, графические полотна, печатную графику, тонкие акварели и др. Так, на примере линогравюр Станкова И.И. рассказать о графических композиционных приемах, которые передают не только само изображение людей или пейзажей, но и общее настроение работы.

Стоит отметить, что на данный момент существует множество разработок по обучению изобразительному искусству, например, таких авторов как, Комаровой Т.С., Кубышкиной Э.И., Кузина В.С., Ростовцева Н.Н., Сокольниковой Н.М., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.Я. Многие из них основаны на рисовании с натуры, на знакомстве с художниками прошлых

лет, на освоении родной культуры, что, по нашему мнению, позволяет правильно организовать процесс освоения композиции. Особенность многих программ по изобразительному искусству в общеобразовательных школах состоит в их вариативности, как тем, так и материалов. В детских художественных школах в отличие от общеобразовательных не хватает вариативности тем, а также материалов. Возвращаясь к индивидуализации образования, стоит отметить, что именно вариативность помогает начинающим художникам в развитии, как творческого потенциала, так и способности выражать эмоции. Вариативность дает свободу творчества и возможность определиться с любимыми техниками и приемами использования различных материалов.

По работам подростков, которые учатся в детских художественных школах видно, что в основном для живописной композиции используют такие материалы как гуашь или акварель, реже встречаются акрил и пастель. Для графики чаще всего выбирают карандаш, чернила, тушь. Однако, по нашему мнению, начинающим художникам необходимо пробовать работать и с незнакомыми им материалами. Для живописи это могут быть темпера, маркеры, а также смешанные техники, для графической композиции также стоит использовать смешанные техники, сангину, соус, уголь, пробовать печатную графику. Помимо простого выбора материала, подросткам необходимо экспериментировать с ним, получая для них новые творческие приемы и техники.

На теоретическом уровне постижения композиции стоит постепенно вводить основные законы и приемы композиции, говорить о композиционном центре, контрастах, ритме, цвете, форме и т.д. Необходимо также показывать, как художники пользовались данными приемами и чего они добивались, какой эмоциональной окраски. Стоит давать упражнения на составление ассоциативной композиции, на передачу состояния. Важно показывать аналоги творческих работ художников на разные состояния, стили и композиционные приемы. Это поможет развить у подростка не только способность выражать эмоции, но и умение считывать эмоции в различных произведениях искусства.

Для понимания основных законов композиции упражнения, по нашему мнению, должны быть ассоциативными, поскольку не всегда подростки понимают, что такое композиционный центр, столкновение, проникновение на простых натюрмортах. Также особенностью ассоциативного наброска будущей композиции является выразительность. Цветовыми и тональными пятнами бывает проще передать настроение и состояние композиции.

Таким образом, данные способы развития способности выражать эмоции на занятиях по композиции будут создавать творческую атмосферу, давать свободу в выражении эмоций, что позволит продукту деятельности быть выразительным, а также позволит уравновесить эмоциональную сферу подростка, помочь в имеющихся трудностях с выражением или напротив контролем и регуляцией эмоций.

Выводы. Проанализировав литературу по композиции, способностям и эмоциям, мы уточнили понятие «способность выражать эмоции». Пересмотрели систему обучения композиции таким образом, чтобы она способствовала развитию способности выражения эмоций у подростков.

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме способности выражать эмоции у подростков на занятии по композиции в детской художественной школе. Для решения поставленной проблемы авторы уточнили понятие «способность выражать эмоции» у подростков на занятиях по композиции; выявили и обосновали способы развития способности выражения эмоций у подростков на композиции, исходя из их возрастных особенностей, (индивидуальных подход к каждому подростку в процессе обучения, беседы об искусстве, постижение основных приемов и законов композиции). Данные способы способствуют развитию способности выражения эмоций на занятии по композиции у подростков в детской художественной школе, так как они помогают сделать процесс обучения в композиции в детской художественной школе дают творческую свободу самовыражения, свободу выбора.

Ключевые слова: композиция, способность, эмоции, способность выражать эмоции, подростковый возраст, индивидуальный подход, арт-практики, беседы об искусстве, основные приемы композиции.

AnMtation. This article is devoted to the problem of the ability to express emotions in adolescents in a composition class at a children's art school. To solve this problem, the authors clarified the concept of "the ability to express emotions" in adolescents in composition classes; identified and justified ways to develop the ability to express emotions in adolescents in composition, based on their age characteristics (individual approach to each teenager in the learning process, conversations about art, comprehension of basic techniques and laws of composition). These methods contribute to the development of the ability to express emotions in a composition class for teenagers in a children's art school, as they help to make the process of learning composition in a children's art school give creative freedom of expression, freedom of choice.

Key words: composition, ability, emotions, ability to express emotions, adolescence, individual approach, art practices, conversations about art, basic techniques of composition.

Литература:

1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста. - Академия. - Москва. - 2014. - URL: https://www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Avdulova_Psihologiya-podrostkovogo-vozrasta_RuLit_Me_616480.pdf (дата обращения 02.05.2022)

2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. - Прогресс. - Москва. - 1974. - URL: http://soul-foto.ru/photo_books/Рудольф%o20Арнхейм.%o20Искусство0/o20и0/o20визуальное0/o20восприятиеЛ974.pdf (дата обращения 02.05.2022)

3. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. - Санкт-Петербург. - 1993.

4. Волков, Н.Н. Композиция в живописи. - Искусство. - Москва. - 1977. -URL:https://vk.com/doc48072219_404981685?hash=ZzLnWr4Kvw88toCZrZa5naafbQoRiVi0b80rYhdskXs&dl=GVWTmtzL59tE xPgbq3jFyxVL5cdZz8UyImZsnSveN5w (дата обращения 14.04.2022)

5. Выготский, Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону. - Феникс. - 1998. - URL: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/art/psichologia-iskusstva.pdf (дата обращения 13.03.2022)

6. Иттен, И. Искусство формы. Второе издание. - 1975. Перевод с немецкого Монаховой Л., издатель Аронов Д., 2001. URL: https://monoskop.org/images/5/52/Itten_Iokhannes_Iskusstvo_formy.pdf (дата обращения 25.03.2022)

7. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления. - Питер. Санкт-Петербург, 2008. - URL: https://centerpomoschy.bur.socinfo.ru/media/2020/02/12/1250878540/Valentina_Kazanskaya._Podrostok._Trudnosti_vzrosleniya.pd f (дата обращения 02.05.2022)

8. Кандинский, В.В. О духовном искусстве. - Ленинград, 1989. - URL: https://monoskop.org/images/c/ca/Kandinskiy_Vasiliy_O_dukhovnom_v_iskusstve_zhivopis_1989.pdf (дата обращения 14.03.2022)

9. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - Москва. Просвещение, 2015. - URL: https://prosv.ru/_data/assistance/25/0efe3a7b-51c1-11df-b021-0019b9f502d2_1.pdf (дата обращения 31.03.2022)

10. Немов, С.Р. Общие основы психологии. - Москва, 2003. - URL: http://www.nicevt.ru/wp-content/uploads/2019/10/nemov_r_s_psihologiya_kniga_1.pdf (дата обращения 25.04.2022)

11. Руднев, И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве. Монография. - Москва, 2019. - URL: https://izd-mn.com/PDF/09MNNPM19.pdf (дата обращения 24.03.2022)

12. Тарабакина, Л.В. Эмоции подростка и их воспитание // Наука и школа. - Санкт-Петербург, 2012. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/emotsii-podrostka-i-ih-vospitanie (дата обращения 02.05.2022)

13. Теплов, Б.М. Способности и одаренность // Вестник Московского Университета, 2014. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sposobnosti-i-odarennost/viewer (дата обращения 20.03.2022)

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ КАК ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

ОБУЧАЮЩИХСЯ

студент Тоирова Ление Серановна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Убеждение и внушение являются ведущими методами педагогического воздействия. В основе каждого из данных методов лежит намерение повлиять на сознание обучающегося с целью произведения определенных изменений в его эмоционально-волевой сфере, в его сознании, в способе мышления, системе поведения, знаний, ценностных ориентаций [1]. Рассмотрим, в чем разница данных методов и какова их эффективность.

Ведущим средством воздействия на психику обучающихся должно быть убеждение, позволяющее осознанно и самостоятельно ставить новые цели, быть активными, способными творчески выполнять задания. Эффективным считается использование педагогического внушения и воздействие для организации поведения, с целью мобилизации внутреннего потенциала личности, утверждения веры в собственные силы, для познания и своих физических возможностей. Если педагогическое внушение, принуждение происходит в отношениях неравенства, то педагогическое убеждение может быть действенным только тогда, когда создаются отношения равенства между педагогом и обучающимся как между соучастниками, единомышленниками, равноправными субъектами процесса обучения и воспитания [2].

В отличие от метода убеждения, где один человек влияет других преимущественно силой логики и разными аргументами, при педагогическом внушении осуществляется целенаправленное воздействие, выраженное словесно или действенно, которое вызывает лояльное восприятие и усвоение любой информации. В течение многих лет отечественная педагогика не принимала метод педагогического внушения как продуктивный, однако более детально изучив его приемы, в частности косвенного воздействия, его эффективность была признана. В современной педагогике широко используются приемы педагогического внушения.

Вместе с тем способы педагогического воздействия могут взаимно или односторонне ослаблять или усиливать друг друга. Важна последовательность и интенсивность каждого действия. Так, с целью убеждения необходимым условием выступает суггестия, которая помогает установить контакты, привлечь внимание, вызвать интерес, создать отношение доверия [1].

Убеждение тесно связано с педагогическим внушением. Оно, в первую очередь, адресовано к сознанию личности и предполагает глубокое понимание (усвоение и принятие) определенных правил, норм жизнедеятельности. Педагогическое убеждение - это один из ведущих методов влияния, который используется учителем в процессе осуществления учебно-воспитательной работы. Педагогическое убеждение как метод требует определенной аргументации, доказательств, соблюдения логики изложения.

Данный метод особенно эффективен, когда есть какая-либо альтернатива, когда при доказательстве педагог может опираться на критику, противостояние мнений или взглядов. Убеждение должно быть связано с чувствами и верой. В воспитательной работе оно применяется в форме групповых и индивидуальных бесед, дискуссий с целью формирования сознания учащихся [2].

Суггестия - это универсальный метод воздействия. Проникая в психику обучаемого, она реализуется через поступки, мотивы, установки, стремления. Школьники достаточно легко поддаются внушению, поэтому его роль имеет особое значение [4].

Педагогическое внушение - это целенаправленное воздействие педагога на подсознательную сферу психики обучающегося с целью формирования у него потребности активно совершенствоваться. В процессе внушения педагог больше всего пользуется словом, различными средствами эмоционального воздействия на обучающихся.

Изложение основного материала исследования. К основным средствам самосовершенствования личности относят и самовнушение. Самовнушение считается эффективным методом работы над собой. Самовнушение (аутосуггестия) - это процесс внушения определенной информации (положений, норм поведения, идей), адресованный самому себе. Педагогическая суггестия также является одним из способов самоуправления личности. Этот метод широко применяется в педагогике, психотерапии, лингвистике (особенно он актуален при изучении иностранных языков), в процессе самовоспитания личности.

У педагога, как у любого человека, бывают активные уверенные мыслительные состояния, а бывают пассивные, неуверенные, вялые мысли. Активные мысли обладают сознанием, целеустремленностью, уверенностью и оказывают сильное влияние на человека. В этой связи самовнушение является более эффективным тогда, когда личность осознанно верит в то, что это не какая-то необъяснимая, сверхъестественная сила, а сила его собственной мысли (кроме того, стоит отметить, что этот факт на данный момент уже бесспорно доказан наукой). Это позволяет понять, что самовнушение является максимально эффективным, когда активные мысли в виде целевых формул появляются на фоне расслабления мышц, сосудов, дыхания. Ведь состояние физического покоя способствует расслаблению и процессов контроля сознания и вводу целевых установок в подсознание [5].

Сущность метода самовнушения заключается в открытой возможности изменить себя, не изменяя себе. Несмотря на то, что эта задача непростая, человек в состоянии справится с ней, если сумеет построить достаточно мощную систему мотивирующих импульсов. Таким образом, можно заключить, что сила и эффективность самовнушения зависят от уровня желания личности достичь той или иной цели, изменять себя, делая себя лучше, увереннее, успешнее. Эффективность данного метода также зависит от уровня концентрации внимания на установках, которые внушаются, и от степени их повторяемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.