Научная статья на тему 'СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ОТВЕТОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА'

СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ОТВЕТОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ / НЕЙРОСЕТИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ДОСКИ / КОНСТРУКТОРЫ КРОССВОРДОВ И ВИКТОРИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Анна Владимировна, Евтушенко Юрий Леонидович, Милованов Николай Васильевич

В настоящее время разработан новый проект профессионального стандарта «Педагог высшего образования», и с мая 2022 года он вынесен на профессиональное экспертное обсуждение. В модели профессиональных компетенций работников высшего образования выделены двенадцать трудовых функций. Соответственно, и цифровые компетенции в рамках проекта профессионального стандарта, расширяются и усложняются с ростом уровня квалификации: от должности к должности в образовательной среде вуза. Они пронизывают практически все трудовые действия: и преподавание, и научную деятельность, и участие во внешних коммуникациях. В данном проекте предлагается закрепить умения применять современные технические средства обучения и образовательные технологии за всеми педагогическими работниками. Сегодня это стремительно развивающиеся сквозные цифровые технологии и инструменты. В настоящее время необходимо готовить специалистов в области цифровизации, ног нужно четкое понимание, каким должен быть уровень подготовки, какие компетенции должны быть сформированы, и какие навыки для работы с целевой аудиторией в области использования тех или иных цифровых технологий и инструментов должны быть у преподавателя современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Анна Владимировна, Евтушенко Юрий Леонидович, Милованов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

END-TO-END DIGITAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF RESPONSES TO THE CHALLENGES OF MODERN SOCIETY

Currently, a new draft of the professional standard "Teacher of Higher Education" has been developed, and since May 2022 it has been submitted for professional expert discussion. Twelve labor functions are identified in the model of professional competencies of higher education workers. Accordingly, digital competencies within the framework of the professional standard project expand and become more complex with the growth of the qualification level: from position to position in the educational environment of the university. They permeate almost all work activities: teaching, scientific activity, and participation in external communications. In this project, it is proposed to consolidate the ability to apply modern technical training tools and educational technologies for all teaching staff. Today, these are rapidly developing end-to-end digital technologies and tools. Currently, it is necessary to train specialists in the field of digitalization, who need a clear understanding of what the level of training should be, what competencies should be formed, and what skills a teacher of a modern university should have to work with the target audience in the field of using certain digital technologies and tools.

Текст научной работы на тему «СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ОТВЕТОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА»

Педагогика

УДК 371.321.1

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, подполковник полиции Антонова Анна Владимировна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар);

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры тактики

и общевоенных дисциплин Евтушенко Юрий Леонидович

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени

Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);

кандидат экономических наук, доцент кафедры

машиностроения Милованов Николай Васильевич

Армавирский механико-технологический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Кубанский государственный технологический университет» (г. Армавир)

СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ОТВЕТОВ НА ВЫЗОВЫ

СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

Аннотация. В настоящее время разработан новый проект профессионального стандарта «Педагог высшего образования», и с мая 2022 года он вынесен на профессиональное экспертное обсуждение. В модели профессиональных компетенций работников высшего образования выделены двенадцать трудовых функций. Соответственно, и цифровые компетенции в рамках проекта профессионального стандарта, расширяются и усложняются с ростом уровня квалификации: от должности к должности в образовательной среде вуза. Они пронизывают практически все трудовые действия: и преподавание, и научную деятельность, и участие во внешних коммуникациях.

В данном проекте предлагается закрепить умения применять современные технические средства обучения и образовательные технологии за всеми педагогическими работниками. Сегодня это стремительно развивающиеся сквозные цифровые технологии и инструменты. В настоящее время необходимо готовить специалистов в области цифровизации, ног нужно четкое понимание, каким должен быть уровень подготовки, какие компетенции должны быть сформированы, и какие навыки для работы с целевой аудиторией в области использования тех или иных цифровых технологий и инструментов должны быть у преподавателя современного вуза.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, цифровые технологии, цифровые сервисы, цифровая зрелость, нейросети, виртуальные доски, конструкторы кроссвордов и викторин.

Annotation. Currently, a new draft of the professional standard "Teacher of Higher Education" has been developed, and since May 2022 it has been submitted for professional expert discussion. Twelve labor functions are identified in the model of professional competencies of higher education workers. Accordingly, digital competencies within the framework of the professional standard project expand and become more complex with the growth of the qualification level: from position to position in the educational environment of the university. They permeate almost all work activities: teaching, scientific activity, and participation in external communications.

In this project, it is proposed to consolidate the ability to apply modern technical training tools and educational technologies for all teaching staff. Today, these are rapidly developing end-to-end digital technologies and tools. Currently, it is necessary to train specialists in the field of digitalization, who need a clear understanding of what the level of training should be, what competencies should be formed, and what skills a teacher of a modern university should have to work with the target audience in the field of using certain digital technologies and tools.

Key words: professional competencies, digital technologies, digital services, digital maturity, neural networks, virtual whiteboards, crossword and quiz designers.

Введение. За последние два года в системе образования прочно закрепилось понятие «цифровая зрелость». Это один из показателей цифровой трансформации. Важнейшим индикатором цифровой зрелости в высшем образовании и науке является доля университетских работников, обладающих цифровыми компетенциями. Согласно методике, утвержденной Министерством цифрового развития, к 2030 году такие сотрудники должны составлять 80% от общего числа. Не менее амбициозную планку задает Министерство высшего образования и науки: 100% сотрудников и студентов подведомственных Минобрнауки вузов, должны к этому периоду обладать цифровыми компетенциями [1; 2].

Цифровая компонента, которая сегодня неуклонно увеличивается в образовательном процессе в формуле «знания-навыки-умения», является очень востребованной и необходимой для отраслей. Но самое главное, что с учетом исторических событий, такая квалификация и такие знания создают рынок для развития отечественных цифровых технологий. Более того, в процессе перевода аналоговых процессов в цифру, происходит переосмысление всего бизнес-процесса, что, безусловно, способствует повышению производительности труда.

По паритету покупательной способности наша страна занимает достойное место, несмотря на флуктуации с долларом. Повышение производительности и эффективности труда сегодня нуждается именно в цифровой трансформации. Подготовка кадров - это сейчас одно из самых главных направлений, чем быстрее специалисты, владеющие цифровыми технологиями, выйдут на рынок труда, тем быстрее будут развиваться отрасли, и тем быстрее будут получены эффекты от этого. Но при этом нужно учитывать, что образовательные организации высшей школы должны находиться в тесном взаимодействии с отраслевыми компаниями, которые могут формировать отраслевой заказ на образовательные услуги [3; 4].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время проходят масштабные проекты по повышению квалификации преподавателей вузов и образовательных организаций среднего профессионального образования, которые при завершении обучения представляют проекты актуализации рабочих программ дисциплин, в которых сделана попытка перестройки ряда структурных элементов, обусловленных ответом на вызовы цифровой экономики. Это в современном социуме является одной из приоритетных задач, потому что в процессе преподавания достаточно большого кластера дисциплин, остро стоит задача формирования знаний, предшествующих изучению модулей профильных дисциплин. Именно для решения такой задачи нужно разобраться с сущностной характеристикой универсальных компетенций, формируемых той или иной дисциплиной, и продумать спектр тех цифровых технологий и инструментов, которые будут релевантны глобальной цели цифровой трансформации образования.

Если говорить о наборах универсальных компетенций, то важно понимать, что в процессе изучения гуманитарных дисциплин, таких, например, как: психология, происходит слияние объекта и субъекта познания - происходит реализация собственных небольших исследовательских проектов, направленных, например, на исследование особенностей личности обучающихся в ходе занятий, чтобы они могли впоследствии работать с сильными сторонами своей личности, (векторы-отношения, мышление, реализация, влияние), могли выстраивать свою индивидуальную профессиональную траекторию, обучаться навыкам работы с такой технологией, как SWOT-анализ. Благодаря цифре данный процесс можно оптимизировать и сделать очень интересным [4].

Результаты выполнения заданий, направленных на формирование таких навыков, транслируют владение такими сквозными цифровыми технологиями, как: система Яндекс, и такими сквозными цифровыми инструментами, как: Canva, AhoSlides, sBoard, что позволит более быстро и интересно формировать универсальные компетенции, направленные на самообразование и саморазвитие личности.

Если речь идет о компетенциях, связанных с психологическими основами индивидуальной и командной работы, а также навыках социального взаимодействия, соблюдения этических норм в межличностном профессиональном общении, в том числе при работе с цифровыми инструментами, с применением современных цифровых технологий, то можно использовать в педагогической работе Нейросети и искусственный интеллект (MultiNeuron) (https://psyfactor.org/koncept.htm; https://psyfactor.org/tests/). Или, например, с применением цифровых сервисов, через создание продуктов в формате сторителлинга, можно развивать умения создания оригинальных текстов с применением выбранных речевых средств (https://www.storyjumper.com/); а особенности построения межличностных отношений в команде можно осваивать с помощью таких цифровых инструментов, как Trello. Необходимо обязательно включать в процесс формирования компетенций, связанных командной работой, навыки работы в экосистеме Яндекс - документах, что позволит обеспечить психологические основы индивидуальной и командной работы, а также сформировать навыки социального взаимодействия, соблюдения этических норм в межличностном профессиональном общении, в том числе при работе с цифровыми инструментами, посредством работы с доской Trello, с платформой для создания онлайн-квизов и викторин (https://myquiz.ru/); игровых практик для геймификации (Castle quiz - https://clevver.me/#/ ). Спектр цифровых инструментов весьма широк и разнообразен, и в свете парадигмы импортозамещения и перехода на отечественное ПО, постоянно видоизменяется, но при этом есть ряд инструментов, которые сегодня широко используются в учебном процессе (таблица 1) [5; 6].

Геймифицировать можно практически любое обучение. VR-технологии помогают познавать различные процессы через их объемное и реалистичное восприятие. Разработкой и концепцией таких игр занимаются геймдизайнеры. На самом деле геймификация - это важный инструмент репрезентации успеха, если хочется привести человека из одного состояния к другому, научить его применению знаний и росту над собой. Этот прогресс определяется теми инструментами, которые можно добавить к обучению. В большинстве образовательных курсов это уже присутствует: обучающимся выставляются отметки, их переводят с курса на курс. Во многих вузах реализуется гибкая траектория обучения, когда человек может, исходя из той роли, которую он хочет в итоге получить, или той работы, на которую хочет устроиться, он выбирает набор курсов, каждый из курсов добавляет ему какое-то количество баллов, которые в сумме позволяют ему закончить учебное заведение. Но какие бы игровые механики ни добавлялись в педагогический процесс, важно понимать, что ключевой вопрос всегда лежит в целеполагании: надо понимать, что хочет каждый студент для того, чтобы процесс игрофикации прошел более успешно.

Технология Big Data, например, тоже может широко применяться в сфере образования, для реализации таких приоритетных направлений работы, как: персонификация обучения, эффективность образования, что, безусловно, будет способствовать проявлению инициативы и побуждать к изменениям, а также содействовать глубокому и всестороннему анализу при определении триггеров.

Таблица 1

Цифровые инструменты для трансформации педагогического процесса

№ п/п Цифровой инструмент/технология Предназначение

1. mentimeter.com проведение онлайн-опросов, квизов

2. teachbase.ru LMS для организации дистанционного обучения (выбор Center-Game

3. zoom.us проведение вебинаров, совещаний, онлайн-тренингов

4. tolstoycomments.com создание чатов, обсуждений и режимов комментирования

5. clevver.me создание квизов

6. www.branchtrack.com создание диалоговых тренажеров

7. tilda.cc/ru создание лендингов, лонгридов

8. www.playfactile.com викторины по принципу «Своя игра»

9. learningapps.org сервис для создания обучающих игр и упражнений

10. onlinetestpad.com конструктор кроссвордов, опросов, диалоговых тренажеров

11. https://jackbox.fun развлекательные игры онлайн

12. preinc.ru/online проведение онлайн марафонов по предпринимательству

Виды и формы учебной работы, выполняемые с применением цифровых инструментов и сервисов можно систематизировать по критерию ожидаемого результата. Так, например, для проведения лекционных занятий можно использовать в работе сервисы для обеспечения их интерактивности (нейросети, виртуальная и дополненная реальность), для практических занятий это могут быть такие цифровые инструменты, как: Tilda, Sboard, Canva, Padlet. Для контроля самостоятельной работы обучающихся можно применять работу с платформой СДО Moodle, а также с Canva, Padlet, системой Яндекс, а при необходимости проведения видео конференций, можно подготовить их трансляцию с помощью Webinar.ru, Яндекс-Телемост и др.

Такой инструмент, как доска Padlett дает участникам образовательного процесса не только возможность выбора дизайна виртуальной доски, но и также возможность организации коллективной деятельности в режиме реального времени и работы с визуальным контентом и размещения материалов как с любого носителя, так и из сети Интернет (фото-, видео-, аудиофайлы) [7].

Выводы. Таким образом, транслируется определенная логика и объема, и содержания решаемых задач в области цифровой трансформации высшего образования. В качестве цифровых компетенций педагога высшего образования

намечается в профессиональном стандарте выделение в новую трудовую функцию умение применять современные технические средства обучения и образовательные технологии.

При необходимости в этот спектр включается и осуществление электронного обучения, использование дистанционных технологий, ИКТ, контрольно-образовательных информационных ресурсов. Нужно понимание структуры запроса в процессе подготовки ИТ-специалистов, потому что это влияет на изменение всей образовательной среды в целом в стране. Дело в том, что при определении сущностной характеристики трудовых функций должно быть учтено, что к ассистентам и преподавателям предъявляются такие требования, как к людям с педагогическими навыками. Квалификационные требования-это наличие образования бакалавра, специалиста по профилю подготовки. Но имеется разрыв, связанный с тем, что бакалавр, не педагог, приходит преподавать, не имея педагогических навыков, и этот разрыв нужно компенсировать и изменить уровень входных требований при трудоустройстве, это должен быть уровень не ниже, чем профессиональная переподготовка по педагогике. В это наполнение обязательно целесообразно включить владение сквозными цифровыми технологиями и инструментами. Сегодня нужно догонять студентов с точки зрения их потребности в области современных ИТ-технологий.

Литература:

1. Боцоева, А.В. Этапы и технологии разработки авторского онлайн-курса в контексте методологической проблематики современного высшего образования / А.В. Боцоева, Т.А. Иваненко, А.А. Чупрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. - С. 40-43.

2. Боцоева, А.В. К вопросу об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 343-346.

3. Kuzmina, E.V. Using Big Data Techniques to Foster Professional Competencies in Engineering Students / E.V. Kuzmina, N.G. Pyankova, A.V. Botsoeva // Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastSon 2020", Vladivostok, 06-09 октября 2020 года. - Singapore: Springer, 2021. - P. 773-781. - DOI 10.1007/978-981-16-0953-4_76. - EDN KWWCKI.

4. Волохова, Г.В. Проблемные аспекты преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе / Г.В. Волохова, К.Р. Барсегян // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-3.

5. Гачковская, А.П. Проблемные аспекты преподавания естественно-научных дисциплин в юридическом вузе / А.П. Гачковская, В.В. Ковалева, С.В. Лунева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-4. -С. 40-43.

6. Молчанова, Е.В. Сквозные цифровые технологии как предиктор нового формата работы преподавателя в условиях цифровой трансформации образования / Е.В. Молчанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№74-2. - С. 164-167.

7. Попова, А.В. Цифровая педагогика: к вопросу об изменении роли акторов педагогического процесса / А.В. Попова // Проблемы современного образования. - 2021. - №3. - С. 82-92.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Юлия Анатольевна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат биологических наук, доцент Гравицкая Елена Геннадьевна ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); старший преподаватель Миронова Ангелина Валерьевна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ «МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В статье раскрыты возможности «Московской электронной школы» (МЭШ) как инструмента, обеспечивающего равный доступ к образованию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Обсуждаются вопросы персонализации обучению с помощью индивидуальных планшетов.

Цель статьи заключается в описании потенциала использования ресурсов «Московской электронной школы» (МЭШ) для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Рассмотреть возможности сервисов создать сенсорно обогащенную учебную среду для особых учеников.

Полученные данные свидетельствуют, что имеются неоспоримые плюсы использования ресурсов МЭШ с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обязательный учет особых образовательных потребностей позволяет индивидуализировать подход к обучению. В статье описаны методические приемы использования планшета в современном образовательном процессе школы. Учитываются особые потребности обучающихся разных нозологий. Рассмотрены условия работы для детей с нарушением зрения, слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Подчеркивается развитие обратной связи при ментальных операциях на занятиях на платформе МЭШ. Однако, рассматриваются и основные минусы работы с гаджетом. Это позволяет учесть все стороны учебного процесса. Как результат - настроить процесс обучения под каждого обучающегося с учетом его особенностей здоровья.

Ресурсы «Московской электронной школы (МЭШ)» позволяют создать индивидуальную цифровую образовательную среду для каждого. Сервисы «Московской электронной школы» обеспечивают равную доступность к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: Московская электронная школа (МЭШ), особые образовательные потребности, цифровой контент, электронный учебник, планшет.

Annotation. The article explains the opportunities of the Moscow Electronic School (MES) as a tool that provides equal access to education for students with different disabilities. The issues of the personalization of studying process with the individual tablets are discussed.

The purpose of the article is to describe the potentiality of using the resources of the Moscow Electronic School (MES) for students with special educational needs. To consider the possibilities of services to create a sensory-enriched learning environment for special students.

The obtained data shows that there are undeniable advantages of using MES resources for students with different disabilities. The consideration of special educational needs allows you to create the individual approach in studying process.The article describes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.