Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И СЕРВИСОВ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И СЕРВИСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТЫ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОМЕТРИКА / СПЕЦИФИКАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТИПЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боцоева Анна Владимировна, Подпорин Игорь Васильевич

В статье рассматривается проблема актуализации оценивания знаний обучающихся с учетом инноваций, обусловленных ответом на вызовы цифровой трансформации образовательной среды. В этой связи высшие учебные заведения могут использовать внутренние ресурсы и внешние сервисы. Типы проверочных заданий могут иметь широкий спектр вариативных решений. Главной задачей при этом является такое наполнение этих заданий и педагогических технологий, которые позволят реально изменить качество знаний современных студентов. Эти перемены невозможны без использования сквозных цифровых технологий и сервисов. Одной из приоритетных задач в своем развитии высшая школа видит формирование портфолио цифровых технологий, ориентированного на опережение потребностей рынка труда. Вузы призваны не только содействовать цифровой трансформации инновационно-ориентированных предприятий и организаций, но также способствовать совершенствованию профессиональных компетенций граждан с использованием цифровых технологий, их эффективной интеграции в цифровое пространство. Только таким образом у обучающихся могут быть сформированы надпрофессиональные компетенции цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS AND PROMISING APPROACHES TO ASSESSING THE KNOWLEDGE OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION USING DIGITAL TOOLS AND SERVICES

The article deals with the problem of updating the assessment of students' knowledge, taking into account innovations caused by the response to the challenges of digital transformation of the educational environment. In this regard, higher education institutions can use internal resources and external services. The types of test tasks can have a wide range of variable solutions. The main task at the same time is to fill these tasks and pedagogical technologies that will really change the quality of knowledge of modern students. These changes are impossible without the use of end-to-end digital technologies and services. One of the priorities in its development, the higher school sees the formation of a portfolio of digital technologies focused on anticipating the needs of the labor market. Universities are designed not only to promote the digital transformation of innovation-oriented enterprises and organizations, but also to contribute to the improvement of professional competencies of citizens using digital technologies, their effective integration into the digital space. It is only in this way that students can form supra-professional competencies of the digital economy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И СЕРВИСОВ»

12. «Народное образование»: издательство журнала «Социальная педагогика»: сайт. - Москва, 2015. - URL: https://narodnoe.org/journals/socialnaya-pedagogika/info (дата обращения: 10.12.2021).

13. Никитина, Л.Е. Развитие социальной педагогики в России: диссертация... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Никитина Любовь Евгеньевна. - Москва, 2001. - 392 с.

14. Ромм, Т.А. Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании: диссертация ... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Ромм Татьяна Алекандровна. - Новосибирск, 2007. - 370 с.

15. Электронная библиотека: библиотека диссертаций: сайт / Российская государственная библиотека. - Москва: РГБ, 2003. - URL: http://diss.rsl.ru/?lang=ru (дата обращения: 18.11.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. читателей РГБ.

16. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / под ред. д-ра. пед. наук И.А. Липского, д-ра. пед. наук Л.Е. Сикорской. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 278 с. - ISBN 978-5394-03250-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093174 (дата обращения: 20.04.2022). -Режим доступа: по подписке.

17. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования РАО». Научные школы. - Системный подход к воспитанию детей и молодежи: научная школа Л.И. Новиковой: сайт. - Москва, 2016. - URL: https://instrao.ru/index.php/content-page/94-nauchnye-shkoly/2116 (дата обращения: 10.12.2021).

18. Ферцер, В.Ю. Проблема социализации личности в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX веков: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ферцер Виктория Юрьевна. - Москва, 2005. - 193 с.

19. Чебаковская, А.В. Решение проблемы детской беспризорности в Карелии в 1918 - первой половине 1930-х гг.: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Чебаковская Александра Вячеславовна. - Петрозаводск, 2021. - 348 с.

20. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 01.12.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Педагогика

УДК:378.147

кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук Подпорин Игорь Васильевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И СЕРВИСОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема актуализации оценивания знаний обучающихся с учетом инноваций, обусловленных ответом на вызовы цифровой трансформации образовательной среды. В этой связи высшие учебные заведения могут использовать внутренние ресурсы и внешние сервисы. Типы проверочных заданий могут иметь широкий спектр вариативных решений. Главной задачей при этом является такое наполнение этих заданий и педагогических технологий, которые позволят реально изменить качество знаний современных студентов.

Эти перемены невозможны без использования сквозных цифровых технологий и сервисов. Одной из приоритетных задач в своем развитии высшая школа видит формирование портфолио цифровых технологий, ориентированного на опережение потребностей рынка труда. Вузы призваны не только содействовать цифровой трансформации инновационно-ориентированных предприятий и организаций, но также способствовать совершенствованию профессиональных компетенций граждан с использованием цифровых технологий, их эффективной интеграции в цифровое пространство. Только таким образом у обучающихся могут быть сформированы надпрофессиональные компетенции цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровизация образования, сквозные цифровые технологии, тесты, оценка качества знаний, педагогические технологии, психометрика, спецификация, цифровые инструменты, типы проверочных заданий.

Annotation. The article deals with the problem of updating the assessment of students' knowledge, taking into account innovations caused by the response to the challenges of digital transformation of the educational environment. In this regard, higher education institutions can use internal resources and external services. The types of test tasks can have a wide range of variable solutions. The main task at the same time is to fill these tasks and pedagogical technologies that will really change the quality of knowledge of modern students.

These changes are impossible without the use of end-to-end digital technologies and services. One of the priorities in its development, the higher school sees the formation of a portfolio of digital technologies focused on anticipating the needs of the labor market.

Universities are designed not only to promote the digital transformation of innovation-oriented enterprises and organizations, but also to contribute to the improvement of professional competencies of citizens using digital technologies, their effective integration into the digital space. It is only in this way that students can form supra-professional competencies of the digital economy.

Key words: digitalization of education, end-to-end digital technologies, tests, knowledge quality assessment, pedagogical technologies, psychometrics, specification, digital tools, types of test tasks.

Введение. Стремительные темпы цифровизации не могли не затронуть процессы обучения. Такие педагогические технологии, как прокторинг, не всегда дают объективную картину о сформированных у обучающихся компетенциях и уровне их подготовленности к зачету или экзамену. На сегодняшний день проблема актуализации оценивания знаний обучающихся с учетом вызовов цифровой трансформации образовательной среды высшей школы стоит весьма остро. В любом современном вузе, имеющем в своем арсенале какую-либо платформу LMS, открываются большие возможности для контроля качества знаний обучающихся. Впоследствии, безусловно, можно привлекать все новые, и новые сервисы. Таким образом, можно постепенно нарастить целую экосистему проверочных заданий. Вместо того, чтобы подбирать порядка десяти или двадцати сервисных центров для оценки знаний, необходимо сначала исследовать все имеющиеся возможности и ресурсы той платформы, которая есть в вузе. Для этой цели можно использовать и внешние сервисы. Первое, что вызывает ассоциации при разговоре о цифровых инструментах-это, безусловно, тесты [1].

Изложение основного материала статьи. Задания на автоматическое оценивание, как правило, представлены в форме тестов, состоящих из нескольких видов заданий. Их наполнение и ранжирование по степени сложности давно известны большинству преподавателей. Это могут быть задания на выбор одного правильного ответа в тесте или же на выбор нескольких вариантов ответа в тесте, это также могут быть такие задания, в которых необходимо сделать выбор правильного ответа из выпадающего списка или ввести правильный ответа (числовой или текстовый), также многие преподаватели часто используют и такие тестовые задания, в которых обучающимся нужно установить соответствие (это так называемые задачи на перетаскивание) [2].

Можно выделить несколько типов проверочных заданий (Таблица 1).

Таблица 1

Типы проверочных заданий

Типы проверочных заданий Технологии использования в процессе обучения

1. Оцениваются автоматически Тестовые задания, для проверки которых не требуется привлечение автора или ассистента.

2. Оцениваются студентами Задания с перекрестной проверкой: слушатели оценивают работы друг друга по определенным критериям.

3. Оцениваются автором/ассистентом Задания, по которым автор/ассистент выставляют оценку самостоятельно по определенным критериям.

4. Неоцениваемые задания Прилагаются к каждому уроку и помогают понять усвояемость материала. Не влияют на оценку, обучают различным формам тестов.

Задания можно сделать оцениваемыми. Сегодня используются самые разнообразные технологии и сервисы, при использовании которых задания можно сделать очень интересными для обучающихся, например, на платформе Open edX.

Среди разновидностей таких заданий для технических специальностей встречаются такие, как: ввод пометки на изображении; пользовательские задачи на ввод JavaScript или Phyton - это задачи на программирование, когда студенты могут написать свой код и этот код автоматически проверяется; ввод математического выражения или химической формулы; конструктор электросхем; молекулярная структура и многие другие [3].

Можно использовать на платформе Open edX SGA - это оценивание автором или ассистентом. Слушатели могут загрузить текстовые файлы, изображения, которые вручную проверяет автор или ассистент. При оценивании работы нужно выставить оценку и дать развернутый комментарий к работе. Очень важно, чтобы автор или ассистент всегда был готов своевременно оценить ответы студентов и дать развернутый комментарий к ним.

Сервис ORA на платформе Open edX - это задание на взаимное оценивание. Студент дает развернутый ответ на вопрос, руководствуясь четкими критериями, которые предлагает автор. Каждый студент оценивает не меньше четырех работ и получает не меньше трех оценок, из которых выводится средняя. Задания типа ORA могут быть мощным инструментом преподавания, но они эффективны не во всех ситуациях. В целом ORA больше подходят для заданий, которые занимают значительное время, или личных проектов, где подразумеваются ответы в виде эссе и/или обсуждения. Возможна и иная настройка компонента: когда автор или ассистент самостоятельно проверяют такой тип заданий. Все ответы пользователей при этом будут анонимными.

Анонимность - это один из ключевых параметров в данном типе заданий, при этом пользователи не видят, чью работу проверяют. Такие педагогические технологии хорошо работают в гуманитарных дисциплинах, где слушателям рекомендуется сделать субъективную оценку текстов, изображений и т.п., но при этом они не идеальны для точных наук, где заранее известны правильные ответы на вопросы.

ORA на платформе Open edX предполагает, что все элементы должны быть оцениваемыми. Лучше предоставить примеры задания и его оценки, чтобы студенту были понятны правила. Важно задать понятные критерии оценивания, чтобы студенты могли более продуктивно и осмысленно выполнять задание. Если критерии не будут предельно понятны, возможны искажения при оценивании работ. Задания типа ORA не должны составлять основу оценивания всего курса, лучше сделать их долю в оценке минимальной, или сделать вообще не оцениваемыми. Следует опасаться использовать слишком много заданий типа ORA в курсе. Оценивание сокурсников - весьма непростая задача для слушателей, и многократная необходимость такого оценивания может привести к уменьшению количества слушателей, успешно завершающих курс. После публикации задания в него нельзя внести правки. В нем выделяют 2 дедлайна: срок загрузки своей работы и срок проверки работ сокурсников [4].

Одним из самых популярных сервисов по тестированию является QUIZIZZ. У данного сервиса есть и возможности, и ограничения. На этом сервисе можно пройти регистрацию и попросить зарегистрироваться обучающихся. В настоящее время этот сервис используют порядка пятисот миллионов человек. QUIZIZZ-это сервис для создания разных тестов с разными типами проверки заданий.

Можно создавать викторины, использовать этот сервис во время занятий для сбора быстрой обратной связи, например, для проверки качества знаний и усвоения какой-то микро-темы. Данная технология позволяет использовать переключение на другой вид деятельности, что является продуктивным педагогическим приемом активизации самообразовательной деятельности. Также этот инструмент можно использовать для самостоятельного домашнего тестирования. В QUIZIZZ много вариантов персонализации: можно группировать студентов, создавать папки, настраивая их, оформлять вопросы и ответы, опираясь на креативность и индивидуальный педагогический дизайн.

Также в QUIZIZZ можно выстраивать дедлайны для выполнения тестовых заданий. Для любого преподавателя, заинтересованного в повышении уровня профессиональной компетентности своих студентов, важно иметь банк собранных ответов на тестовые задания к определенному сроку. С помощью данного цифрового инструмента можно увидеть индивидуальные результаты обучающихся, а не только общую картину по группе. Помимо QUIZIZZ сегодня широко применяются и другие цифровые инструменты (таблица 2).

Таблица 2

Цифровые инструменты для проверки знаний студентов

Сервис Ссылка Краткое описание

MADTEST https://madtest.ru Простой и гибкий редактор для создания тестов и квизов, быстрое размещение, настройка СТА и встроенная статистика.

QUIZIZZ https://quizizz.com/?fromBrowserLoad=true Сервис для создания игр и викторин.

QUIZLET https://quizlet.com/ru Сервис на основе карточек. Подходит для изучения языков.

ONLINE EEST PAD https://onlinetestpad.com Сервис для создания тестов, кроссвордов, опросов, уроков и диалогов.

Спецификация (расчет сложности заданий) позволяет оценить равномерность учебной нагрузки слушателей. С ее помощью удобнее равномерно распределить задания по темам. Удобна при перезапуске, обновлении курса: в таблице можно выделить часто встречающиеся типы заданий. Общее время выполнения заданий не должно превышать 1,5 часа. В противном случае у студентов снижается концентрация, что негативно сказывается на результатах [5; 6].

Назначение спецификации заключается в расчете сложности заданий. Знание может быть направлено на припоминание дат, терминов или фактов. Понимание - это уже совсем другой феномен, это преобразование информации из одной формы в другую. Применение - это уже перенос и использование информации в новом контексте: решение сложной задачи, разработка проекта, разбор кейса [7].

Психометрика онлайн-обучения - это научное направление, которое фокусируется на высокоточных измерениях, анализе данных и математическом моделировании педагогических и психологических процессов онлайн-обучения. Сегодня онлайн-платформы собирают и хранят огромное количество информации о пользователях. Дмитрий Аббакумов, руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ в статье «Психометрика позволяет создавать тесты под наших студентов» считает, что «...Ни для кого не секрет, что каждый шаг студента на платформе записывается в базу данных. Задача психометрики онлайн-обучения - сделать так, чтобы эти данные работали и на студентов, и на онлайн-курсы. Психометрика обучения рассматривает знания как динамический конструкт, который постоянно изменяется: прирастает с каждым просмотренным видеороликом, с каждым решенным заданием - и в то же время угасает в связи с забыванием.».

Выводы. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что если в педагогической работе будет необходимо сформировать у обучающихся качественный анализ уровня восприятия, внимания, запоминания информации, сформированности мыслительных операций; осознанности владения профессиональной терминологией, структурирования и систематизации информации в ходе интерактивной лекции, можно использовать такие цифровые технологии, как Big Data, платформы - MS Teams, для визуализации результатов и их наглядного представления -Prezi.com [8].

Для приемов визуализации мыслительной (учебно-исследовательской, научно-исследовательской, научно-методической) деятельности, для формирования у студентов умений генерализировать и структурировать информацию, использовать знаково-символические средства, модели и схемы в процессе построения ментальных карт, можно применять виртуальные доски, например, такие, как: Canva и интеллект-карты (https://www.canva.com/).

Если есть потребность в создании дидактических игр, направленных на развитие когнитивной сферы: памяти, внимания, мышления, целесообразно работать с такими цифровыми инструментами, как: квизы, (викторины) (https:// quizizz.com/)

С помощью белых досок - прекрасных сервисов для совместной работы, которые сегодня являются главными цифровыми помощниками современных специалистов цифровой экономики различного уровня, а также специалистов, которые самостоятельно организуют свою работу, можно ставить задачи, устанавливать сроки их выполнения, контролировать процесс и вести внутреннюю переписку - и все это без утомительных планерок и совещаний, назначать роли [9].

С помощью белых досок, например, таких как: Яндекс-трекер, при этом, одновременно смогут строить совместную работу большое количество участников, что открывает целый спектр новых возможностей: выгрузка иллюстрации, рисование, письмо, комментирование, создание единой цифровой среды занятия для целого курса.

Литература:

1. Алексеева, Д.А. Преподаватель в контексте цифровизации образования / Д.А. Алексеева, И.Ю. Алексеева // Ведомости прикладной этики. - 2021. - №57. - С. 83-91

2. Боцоева, А.В. О проблемах и перспективах перехода на формат онлайн-обучения в высшей школе: контекст рисков и возможностей / А.В. Боцоева, В.Н. Галкин, М.Ф. Титоренко // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 67-4. - С. 47-51.

3. Боцоева, А.В. Проблема применения интерактивных педагогических технологий в междисциплинарном образовательном пространстве социально-гуманитарного блока дисциплин / А.В. Боцоева, Л.А. Лазаренко, М.Ф. Титоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 65-69.

4. Kuz'mina, E.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business Informaticians / E.V. Kuz'mina, N.G. P'yankova, N.V. Tret'yakova, A.V. Botsoeva // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. -№ 1. - С. 54-66.

5. Макарова, Т.А. Содержание образования для поколения «z»: каким ему быть? / Т.А. Макарова // Ценности и смыслы. - 2015. - №3 (37). - С. 116-120.

6. Положенцева, И.В. Перспективы развития российского дистанционного образования в контексте содержания современной образовательной парадигмы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - №1. - С. 9-10.

7. Пирогланов, Ш.Ш. К вопросу о неготовности научно-педагогического и студенческого сообщества к дистанционному формату обучения / Ш.Ш. Пирогланов, Д.А. Сабадин, Д.А. Грициенко // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. Краснодар. - 2020. - С. 50-54.

8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

9. Шагинян, И.А. Особенности использования интернет-ресурсов и дистанционных образовательных технологий на процесс вторичной социализации личности студента в период пандемии / И.А. Шагинян, Н.П. Медведева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - №3. - С. 106-109.

Педагогика

УДК 371.322

старший преподаватель Букатова Виктория Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); старший преподаватель Казаченко Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье рассматривается развитие критического мышления у студентов направления «Дополнительное образование в предметной области Технология» Педагогического института Тихоокеанского государственного университета. Во время развития информационного общества перед образованием помимо основных задач также стоит проблема обучить студентов работать с источниками информации, уметь ее самостоятельно добывать и анализировать, применять в своей творческо-педагогической деятельности. Для этого создается учебная среда, развивающая личность, способную на самопознание и самореализацию в будущей профессии. Применение технологии критического мышления в ходе обучения студентов, обучающихся на педагогическом направлении «Дополнительное образование в предметной области Технология» делает эффективным усвоение учебного материала всеми обучающимися. Появление данного педагогического направления обосновано актуальной потребностью в современном обществе адаптации школьников к самостоятельной жизни и изучению основ различных направлений профессиональных деятельностей. В технологию развития критического мышления входит система приемов, которые заинтересовывают студента, предоставляют ему оптимальные условия для усвоения материала, помогают обобщать полученные знания. В процессе развиваются умение работать с информацией и способами организации обучения. Цели технологии развития критического мышления соответствуют целям современной системы образования. Применение представленной технологии позволяет формировать у студентов ключевые компетенции, необходимые в будущей педагогической и творческой деятельности. В частности, развиваются коммуникативная и рефлексивная компетенции. Студенты легче осваивают интеллектуальные технологии. В результате можно наблюдать общее повышение качества результатов обучения. Технология развития критического мышления представлена широким спектром приемов на выбор педагога. Эти способы результативны и помогают обучающемуся проектировать индивидуальный трек обучения. Использование даже нескольких приемов ощутимо сказывается на раскрытии творческого потенциала студентов.

Ключевые слова: Технология, критическое мышление, развитие, процесс обучения, образовательный процесс, художественное образование, дополнительное образование, педагогическая деятельность, творческая деятельность.

Annоtation. The article discusses the development of critical thinking among students of the direction "Additional education in the subject area Technology" of the Pedagogical Institute of the Pacific State University. During the development of the information society, in addition to the main tasks, education also faces the problem of teaching students to work with sources of information, to be able to independently extract and analyze it, and apply it in their creative and pedagogical activities. For this, a learning environment is created that develops a person capable of self-knowledge and self-realization in a future profession. The use of critical thinking technology in the course of teaching students studying in the pedagogical direction "Additional education in the subject area Technology" makes the assimilation of educational material effective by all students. The emergence of this pedagogical direction is justified by the urgent need in modern society for the adaptation of schoolchildren to independent living and the study of the foundations of various areas of professional activities. The technology for the development of critical thinking includes a system of techniques that interest the student, provide him with optimal conditions for mastering the material, and help to generalize the knowledge gained. In the process, the ability to work with information and ways of organizing training is developed. The goals of technology for the development of critical thinking correspond to the goals of the modern education system. The application of the presented technology allows students to develop key competencies necessary for future pedagogical and creative activities. In particular, communicative and reflective competences are developed. Students master intellectual technologies more easily. As a result, an overall improvement in the quality of learning outcomes can be observed. The technology for the development of critical thinking is represented by a wide range of techniques for the choice of a teacher. These methods are effective and help the student to design an individual learning track. The use of even a few techniques significantly affects the disclosure of the creative potential of students.

Key words: Technology, critical thinking, development, learning process, educational process, art education, additional education, pedagogical activity, creative activity.

Введение. Развитие научных представлений в процессе обучения формирует у студентов образ единой картины мира, что позволяет организовать самостоятельную системно-познавательную деятельность на основе деятельного подхода в рамках реализации образовательных стандартов нового поколения. В традиционной системе образования наблюдался приоритет методов обучения, направленных на развитие преимущественно левого полушария. Однако обучение простым предметным действиям и увеличение содержимого памяти недостаточно развивает абстрактное мышление и обобщение понятий, необходимых в решении профессиональных задач. Данное положение вещей ведет к тому, что способность самостоятельно выстраивать ключевые понятия и развивать логические структуры формируется произвольно, а в некоторых случаях остается не сформированной. Такие студенты воспринимают процесс обучения как механическое запоминание определений, законов и правил. Современный подход к образованию ориентирован на формирование личности обучающегося и универсальной учебной деятельности, необходимых на всех этапах образования. Исходя из этого многие педагоги, работающие в рамках стандарта третьего поколения, определяют обучающегося как субъекта собственной деятельности, нацеленного на личностный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.