Человек и образование. 2022. № 1. С. 187-197.
Научная статья УДК 378
doi:10.54884/S181570410020205-0
ФОРМИРОВАНИЕ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ЭКОСИСТЕМЕ ДПО ВУЗА
Оксана Геннадьевна Ачкасова
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1286-1305
Аннотация. Одной из актуальных задач в рамках реализации Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», входящего в национальную программу цифровой экономики, перехода к цифровой экономике является формирование профессиональных компетенций у работников различных отраслей в области сквозных цифровых технологий. Современные цифровые компетенции разрабатываются с учетом требований общества, государства и рынка труда. При подготовке кадров ставится акцент на формирование сквозных цифровых компетенций. Компоненты сквозных цифровых компетенций и условия их формирования должны соответствовать требованиям цифровой экономики, общества, государства и рынка труда и формироваться не только у обучающихся в системе высшего образования для IT-сферы, но и у обучающихся вузов непрофильных IT-направлений подготовки. В статье представлены результаты исследования по формированию сквозных цифровых компетенций у студентов непрофильных IT-направлений высшего образования при параллельном освоении дополнительных профессиональных программ в экосистеме дополнительного профессионального образования в вузе. Автором дается определение и выделяются структурные компоненты понятия «сквозные цифровые компетенции» (базовые, личностные и практикоориентированные). С целью формирования обозначенных сквозных цифровых компетенций разработана и внедрена педагогическая модель, включающая цель, задачи, педагогические принципы, факторы, этапы, организационно-педагогические условия, результаты, критериально-оценочный аппарат. В публикации представлены результаты внедрения педагогической модели формирования сквозных цифровых компетенций у студентов непрофильных IT-на-правлений в экосистеме дополнительного профессионального образования вуза и доказана ее эффективность.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; высшее образование; сквозные цифровые компетенции; педагогическая модель.
Для цитирования: Ачкасова О.Г. Формирование сквозных цифровых компетенций у студентов в экосистеме ДПО вуза//Человек и образование. 2022.№1. с.187-197. http:dx.doi.org/10.54884/ S181570410020205-0
Original article
DEVELOPING CROSS-CUTTING DIGITAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION ECOSYSTEM OF THE UNIVERSITY
Oksana G. Achkasova
Kemerovo State University, Kemerovo, Russia [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1286-1305
Abstract. One of the urgent tasks within the framework of the implementation of the Federal Project «Workforce for the Digital Economy», which is part of the national digital economy transition programme, is the development of professional competencies of workers in various sectors in the field of cross-cutting digital technologies. Today's competencies are developed taking into account the requirements of society, the state and the labour market for a person in a digital society. In training personnel for the modern labour market, the emphasis is placed on the development of cross-cutting digital competences. The components of cross-cutting digital competences and formation conditions should meet the requirements of digital economy, society, state and labour market for human competences as a person and professional not only for specialists and students of higher education for IT sphere, but also for specialists and students of higher education institutions in non-core IT areas of training and employment. The article presents the results of the research on development of cross-cutting digital competences of students of non-profile IT-specialties in higher education while mastering additional professional programmes in the ecosystem of additional professional education in a university. The author defines a new concept in professional pedagogy - «cross-cutting digital competencies», presents and characterizes its components - basic, personal and practice-oriented. In order to develop these interdisciplinary digital competences, a pedagogical model is elaborated and implemented, including a goal, objectives, pedagogical principles, factors, stages, organizational and pedagogical conditions, results, criteria and evaluation system. The publication states the results of pedagogic model implementation in the system of additional professional education and proves its effectiveness.
Keywords: additional professional education; higher education; cross-cutting digital competencies; pedagogical model.
For citation: Achkasova O. G. Developing cross-cutting digital competencies of students in the additional professional education ecosystem of the university// Man and education. 2022; (1): pp.187-197. (In Russ). http:dx.doi.org/10.54884/S181570410020205-0
Введение. Современный этап развития профессионального образования в России характеризуется процессом трансформации самой его парадигмы, пересмотром существующих подходов и моделей обучения, наращиванием процессов трансформационных изменений в высшем образовании относительно подготовки кадров для осуществления профессиональной деятельности и жизнедеятельности в условиях инновационной среды цифровой экономики. Рынок труда на этапе трансформации характеризуется, во-первых, исчезновением отдельных традиционных профессий и появлением новых, адаптивных к потребностям цифровой экономики и общества, во-вторых, дефицитом специалистов, обладающих цифровыми компетенциями. Акцент на оперативную подготовку востребованных в реалиях цифровой экономики кадров смещается на систему дополнительного профессионального образования (ДПО). В структуру ДПО вуза включены различные взаимодействующие элементы: обучающиеся, преподава-
тели, администраторы и методисты, учебно-методические комплексы, реализуемые с применением различных педагогических и образовательных технологий в цифровой образовательной среде, менеджмент подразделения ДПО и образовательный маркетинг продвижения услуг на рынке. Комплекс данных взаимодействующих элементов в структуре ДПО вуза мы рассматриваем как экосистему ДПО вуза. Потенциал экосистемы ДПО организации высшего образования позволяет на ее базе формировать сквозные цифровые компетенции у обучающихся. В нашем исследовании изучалось формирование сквозных цифровых компетенций у студентов по непрофильным П'-направлениям университета в процессе параллельного освоения дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП).
Подключение студенческого контингента к освоению ДПП ПК и ПП в вузе становится одним из перспективных направлений
развития экосистемы ДПО университета. Параллельное освоение ДПП ПП студентами основных программ высшего образования с целью формирования цифровых компетенций обозначено в государственной программе поддержки университетов «Приоритет 2030». Таким образом, приобретает высокую актуальность изучение формирования сквозных цифровых компетенций (СЦК) у обучающихся вузов непрофильных IT-на-правлений подготовки в процессе освоения ДПП ПК и ПП в экосистеме ДПО вуза.
Результаты. С научной точки зрения экосистемный подход к организации образовательного процесса находится в состоянии формирования. Повышенный интерес к экосистемному подходу в России связан с перспективами реализации государственной политики инновационного развития страны, в том числе в рамках проектов «Национальная технологическая инициатива» и «Университет 2035», методическая основа к которым формируется Агентством стратегических инициатив и Российской венчурной компанией. В 2020 году Московская школа управления Сколково и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели различные модели образовательных экосистем. На примере анализа более чем 40 образовательных экосистем со всего мира эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышле-
ния, научит по-новому жить и сотрудничать, учиться, переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов. Образовательная экосистема ДПО развивает умение учиться и переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов [1-5]. Роль ДПО в качестве параллельного образования наряду с освоением основных образовательных программ в вузе определяется как перспективное и привлекательное с точки зрения развития образовательной экосистемы ДПО вуза [6-8].
Анализ научной литературы позволил заключить, что определение цифровых компетенций как сквозных ранее не предпринималось, технологии формирования компетенций по использованию сквозных цифровых технологий не рассматривались [9]. Недостаточная разработанность проблемы формирования сквозных цифровых компетенций, актуальность и необходимость теоретического осмысления и практического решения в общем контексте развития экосистемы ДПО в организации высшего образования позволили определить понятие «сквозные цифровые компетенции» (СЦК), выявить его постоянные и переменные компоненты - базовые, личностные и профессионально ориентированные (таблица 1).
К постоянным компонентам СЦК мы относим базовые и личностные СЦК. Данные
Таблица 1.
Компоненты СЦК для формирования у студентов непрофильных ^-направлений в экосистеме ДПО вуза
СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПОСТОЯННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕРЕМЕННЫЙ КОМПОНЕНТ
БАЗОВЫЕ (БСЦК1-4) ЛИЧНОСТНЫЕ (ЛСЦК1-2) ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПСЦК1)
БСЦК1 Способность использования и управления большими данными. ЛСЦК1 Способность к коммуникации и кооперации в цифровой среде. ЛСЦК2 Способность к развитию критического мышления и формированию информационного иммунитета в цифровой среде. ПСЦК1 Способность к решению профессиональных задач в цифровой среде.
БСЦК2 Способность применять цифровые технологии.
БСЦК3 Способность к развитию ИТ-инфраструктуры.
БСЦУ4 Способность к управлению цифровым развитием.
СЦК формируются у обучающихся в результате освоения общих модулей дисциплин, не зависящих от уровня, направления и профиля основной образовательной программы профессиональной подготовки в вузе. Профессионально ориентированные СЦК мы относим к переменному компоненту в связи с тем, что их формирование у обучающихся студентов осуществляется за счет освоения уникальных дисциплин и модулей с выраженной профессиональной направленностью внутри каждого направления/профиля основной образовательной программы профессиональной подготовки. И постоянные, и переменные компоненты СЦК составляют единую структуру и являются взаимодополняющими друг друга компонентами СЦК.
Базовые СЦК составляют основу СЦК, не привязанную к уровню, профилю или направлениям подготовки обучающегося высшего образования (БСЦК 1-4); БСЦК1-4 формируются у всех обучающихся в системе ДПО по программам, направленным на формирование основных, базовых СЦК, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и жизнедеятельность в цифровой среде.
Личностные СЦК (ЛСЦК 1-2) также не привязаны к уровню, профилю или направлениям подготовки студента; ЛСЦК 1-2 формируются у всех обучающихся в системе ДПО по программам, целью которых является формирование цифровых компетенций, направленных на формирование индивидуальных особенностей личности и их развитие [10], позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность в цифровой среде.
Профессионально ориентированные СЦК (ПСЦК 1) имеют жесткую привязку к профилю или направлению подготовки обучающегося высшего образования; ПСЦК 1 формируются у всех обучающихся в системе ДПО по программам, целью которых является формирование цифровых компетенций; они ориентированы на формирование профессиональных СЦК по конкретному направлению или профилю подготовки и позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
Таким образом, сквозные цифровые
компетенции мы подразделяем на базовые, личностные, профессионально-ориентированные, которые формируются у обучающихся всех направлений и профилей подготовки на любом уровне профессионального образования для осуществления эффективной профессиональной деятельности и профессионального развития специалиста, а также его жизнедеятельности как человека в инновационной цифровой среде.
В процессе исследования была разработана педагогическая модель формирования СЦК у студентов непрофильных ^-направлений в экосистеме ДПО вуза, основанная на научных подходах к педагогическому моделированию [11-16] (рис. 1). Целью предлагаемой модели является формирование базовых, личностных и профессионально ориентированных СЦК у студентов основных профессиональных образовательных программ высшего образования непрофильных ^-направлений в системе ДПО вуза. Модель включает цель, задачи, педагогические принципы, внутренние и внешние факторы, этапы реализации и предполагаемые результаты. Формирование сквозных цифровых компетенций у студентов высшей школы в экосистеме ДПО вуза согласно данной педагогической модели предполагается при определенных организационно-педагогических условиях: научно-методическом и экспертном сопровождении в цифровой образовательной среде; при сетевом взаимодействии с образовательными, научными и промышленными предприятиями; с учетом определения индивидуальных образовательных траекторий обучения студентами. Организационно-педагогические условия реализации модели формирования СЦК у студентов в экосистеме ДПО определяются нами как совокупность мер воздействия, усилий и консолидации возможностей научно-методического и экспертного сопровождения процесса освоения ДПП ПК или ПП, цифровой образовательной среды, сетевого взаимодействия с партнерами вуза и обеспечения реализации выбранных обучающимися индивидуальных образовательных
флкюи.1 п УС ЮВИЯ функцпони
РОНЛПМН
экосистемы
дпо вуза
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Обучающиеся, алммктргшвно-утфак1а«чсскиЛ персонал ДПО вуча. праюдака-тельеюй состав, участвующий в pc.niti.uooi (фо-граимДПО
КЛЮЧ ЕВЫ К ПРОЦЕССЫ
Основные
процессы рсалша-1001 обргповатсль-1в>тх услуг ДПО
ву 1а. научно-методического и экспертного со-провождао«
Нпичмимимг
Процессы мснеджмога н
»фкелвоа
ЦЕЛЬ
формирование базовых. нрофссснональноорнснтированных, личностных компонентов СЦК у студентов основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям бакалавриата, спсциалитста и магистратуры непрофильных ГГ-направлений подготовки
в экосистеме ДПО вуза
IIЕДАГОГ11Ч ЕСЮIЕ ИРИН 1 и п 1Ы Сквозное формфовавк СЦК Овкрпв! Иклигнтуалплвм Модульность Вариативность I 1нтегр*тв>юсть Преемствавюсть Коччумкатншюсть
I
1Л.(ЛЧП
• опрел ел а« «с компонагток батовьк. ц>офесснональ-мых и лнчносгных СЦК для всех нафофшымч 1Т-нанравлаоо'! подготовки высшего обрхювами:
- рафаботка учебно-методического комплекса ДПО. напраклемюго на формирование СЦК у сп далов не-|фсф*«.тым>с 1Т-кжфавлавЛ подготовки высшего обр»-
ммц
• оценка уровня сформ)роканностл СЦК у студентов нафофшьдох П-няфввлавЛ подготовки в вуте
X
педагогические подходы
Кв&тнмстрнчсоа^ Экоснстеммй Цифровой Комнстатюепоий
Целевой
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЦК КОМПОНЕНТЫ: Солержателышй Теснлтогичеоэй Ретультатнкныл
11о.1гоюг и 1е. п.ным Диапюспка потребностей н мотивов обучова. опрсдсюшс формы обучав«. разработка «ГКтеводнгсл*» и УМК ДПП. выбор сту данами ДПП и модулей. 1в«нвн-дуалыых траекторий обучав«. продмскаогс ДПП в рлмкчх обрзповательнэЛ Мфкепв«говой деягетьно-
СП1 в ЦОС ДПО вум. «нфслслемк сроков обучав«*
Оргвиншанонный
Дшнос-пка исход-ногоуровня сформи-
ровавюст СЦК у студентов, реалша-|»я оргшвггаикчвю-методнчес»э« меро-нрнялЛ но сосфо-вожлав«ю обучав« в экосистеме ДПО вум
Дплг.п.иогтныЯ
Рсминда ДПП в соответствии с вы-бра>ва»»в1 тины «у -альньпв! обраюва-телышмн траектория-ми обучав« в экосистеме ДПО вуза
Оценочный
Дагноспм контрольного уровня СЦК у студогтов. итоговая аттегпв»« по ДПП
|'|ГСКНЙ
Аналш досто-ю к тв и недостатков моден«, предложав« по совсршактво-
В«(Ю
результат
сфорьврокавые базовые. Гфофссаюналиюорнатфоваввле. личноспоае СЦК у студогтов нафофшыаах ГГ-геафавлавЛ подготовки нафофизыых в экосистеме ДПО вуча
факторы и условия функционп
рования экосистемы дпо вуза
РЕСУРСЫ II ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА ТРУДА
Работодатели Цопрм и»«гости наседав« Бц>жн труда Центры трудоустройства в орга»вС1а1»пх ПО Сетевое ктансю-действие и «фофее-сионал ыоае колла-бораав! - комплекс меротфш-лА 1свфав.тавмх на
вгамовы годное сотру дтчесгво между работодателям« и ■ фофсссионалывам обраюваякм в части подготовки и занятости кадров
ИНФОРМАЦИОННО
иифгом.»: гасур
сы цос 0в«форм.-я»ю1ошс потоки и ресу рсы, цифровые н ИК-технолопвс
обеслечавк Гфофяювюе и
шфровой безопасности)
К-1
чо
К-1
Рис. 1. Педагогическая модель формирования СЦК у студентов в экосистеме ДПО
траекторий. Рассмотрим более подробно организационно-педагогические условия реализации данной педагогической модели.
Научно-методическое сопровождение включает «Путеводитель по программам ДПО с целью формирования сквозных цифровых компетенций у студентов непрофильных IT-направлений в Кемеровском государственном университете» (далее «Путеводитель») для выбора индивидуальных образовательных траекторий обучения в образовательной экосистеме; разработанные УМК ДПП ПК и ПП по направлениям и профилям подготовки; маркетинговое продвижение данных программ ДПО.
Экспертное сопровождение заключается в оценке уровня сформированных СЦК у студентов до начала обучения и по завершении с целью не только определения уровня сформированности СЦК, но и с целью итоговой аттестации, дающей основание выдать документ установленного образца об окончании программы ДПО - удостоверение о ПК или диплом о ПП. Итоговую аттестацию осуществляет экспертный совет Центра развития компетенций КемГУ - проект Научно-образовательного центра «Кузбасс». В состав экспертного совета входят представители из организаций-партнеров НОЦ «Кузбасс» из других вузов, научных организаций и промышленных предприятий Кемеровской области.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) ДПО КемГУ включает в себя официальный сайт - http://addedu.kemsu.ru; каналы коммуникации (электронная почта, чаты в мес-сенджерах); аккаунты Управления развития дополнительного образования КемГУ в социальной сети вКонтакте https://vk.com/ urdo_kemsu, канал в Telegram https://t.me/ dpo_kemsu; систему электронного документооборота 1С ДПО; платформы электронного обучения LMS Moodle ДПО КемГУ и LMS Odin (реализуются в рамках национального проекта «Демография» через федерального оператора НИУ «Томский государственный университет»). Также в ЦОС ДПО входит официальный сайт Центра развития компетенции КемГУ (ЦРК) - проект НОЦ «Кузбасс» - http://crk.kemsu.ru. Деятельность
ЦРК КемГУ направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий организаций-партнеров НОЦ НОЦ «Кузбасс» в экосистеме ДПО. Реализация ДПП ПК и ПП осуществляется преимущественно по смешанной модели электронного обучения посредством LMS Moodle ДПО КемГУ
Реализация сетевого взаимодействия обеспечивается за счет коллаборации вуза с образовательными, научными организациями, промышленными предприятиями с целью повышения качества образовательного контента ДПП. Основными партнерами в рамках сетевого взаимодействия являются Центр опережающей профессиональной подготовки Кузбасса (создан в рамках нац-проекта «Образование»), ГБУ «Кузбасская школа управления», НИУ «Томский государственный университет», ФГБОУ ВО «РАН-ХиГС», учебный центр АО «СУЭК-Кузбасс», Центр охраны здоровья семьи и репродукции «Красная горка», ООО «Центр внедрения средств индивидуальной защиты» и пр.
Индивидуальные траектории обучения в процессе ДПО реализуются студентами при выборе ДПП и его модулей при помощи методической разработки «Путеводителя», который включает основные модули учебных планов образовательных программ ПП, разрабатываемых в вузе с целью последующей реализации, включая ссылки на МООС на открытых образовательных платформах. Студентам предоставлена возможность выбора модулей в ДПП, и таким образом они сами осуществляют выбор своей индивидуальной траектории обучения.
В ходе исследования осуществлена опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической модели формирования СЦК у студентов непрофильных 1Т-направлений в экосистеме ДПО. Реализация ДПП осуществлялась посредством электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий по смешанной модели (от 30% до 80% отводится на электронное обучение), модульно, с учетом индивидуальных образовательных траекторий обучения. В результате выбора
студентами модулей из вариативной части Путеводителя ДПП ПП наибольшее количество заявок поступило на ДПП ПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде» - 49 человек. Таким образом, сформировалось 3 индивидуальных маршрута освоения ДПП ПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде», по которым происходит обучение студентов в LMS Moodle:
- образовательный маршрут № 1 (21 человек) - ДПП ПП 252 часа;
- образовательный маршрут № 2 (19 человек) - ДПП ПП 288 часов;
- образовательный маршрут № 3 (9 человек) - ДПП ПП 324 часа.
Представим структуру ДПП ПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде» в соответствии с каждым образовательным маршрутом в таблице 2.
Таким образом, по всем образовательным маршрутам слушатели ДПП ПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде» освоили 6 сквозных модулей из инвариантной части программы. По образовательным маршрутам № 2 и № 3 дополнительно слушатели выбрали к освоению дополнительные сквозные модули из вариативной части ДПП ПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде».
Сравнительный анализ уровней сформи-рованности СЦК у студентов непрофильных
1Т-направлений в процессе ДПО до начала обучения и по его завершении показал, что результаты сформированности СЦК у студентов с учетом индивидуальных образовательных траекторий выше (рисунки 2-4).
Таким образом, на основании данного исследования сделан вывод о том, что освоение студентами непрофильных 1Т-направ-лений высшего образования параллельно ДПП позволяет сформировать базовые, профессионально ориентированные и личностные СЦК для осуществления эффективной профессиональной деятельности и профессионального развития специалиста, его жизнедеятельности как человека в инновационной цифровой среде.
Заключение. Выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась относительно того, что процесс формирования СЦК у студентов непрофильных 1Т-направ-
лений в процессе ДПО будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- формирование СЦК у студентов в экосистеме ДПО обеспечено научно-методическим и экспертным сопровождением;
- осуществляется в ЦОС ДПО вуза;
- реализуется в сетевом взаимодействии с образовательными и научными организациями, промышленными предприятиями;
- процесс обучения реализуется с учетом индивидуальных образовательных траекторий обучения.
Таблица 2.
Структура ДПП ПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде» в соответствии с каждым образовательным маршрутом
Образовательный маршрут Количество часов ДПП ПП Сквозные модули из инвариантной части ДПП ПП Сквозные модули из вариативной части ДПП ПП
№ 1 252 1. Развитие цифровой образовательной среды. 2. Формирование и развитие цифровых компетенций педагога. 3. Стратегические ориентиры цифровой трансформации образования. 4. Цифровые инструменты и сервисы для учителя. 5. Основы работы в цифровой среде. 6. Критическое мышление
№ 2 288 1.Образовательный маркетинг на этапе цифровизации экономики и образования
№ 3 324 1.Технология создания электронных обучающих курсов в LMS Moodle 2.Образовательный маркетинг на этапе цифровизации экономики и образования
Рис. 2. Сравнительный анализ исходных и итоговых уровней сформированности СЦК у студентов ДПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде»
(образовательный маршрут № 1).
Также в ходе исследования: тенций у студентов непрофильных 1Т-на-
- изучены теоретические обоснования правлений в процессе ДПО; формирования сквозных цифровых компе- - осуществлена опытно-эксперимен-
Рис. 3. Сравнительный анализ исходных и итоговых уровней сформированности СЦК у студентов ДПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде»
(образовательный маршрут № 2).
5 1
Исходный уровень Итоговый уровень
» оч
¿Я ор
Я?
& ¿0х <о*
у ^
Рис. 4. Сравнительный анализ исходных и итоговых уровней сформированности СЦК у студентов ДПП «Педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде»
(образовательный маршрут № 3).
тальная работа по формированию сквозных цифровых компетенций у студентов непрофильных 1Т-направлений в экосистеме ДПО;
- результаты данного исследования легли в основу п. 2.1.1 «Обеспечение условий для формирования цифровых компе-
тенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся» в «Программе развития ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» на 2021-2030 годы» («Стратегия 2030»).
Список источников
1. Роль дополнительного профессионального образования университета в развитии образовательной экосистемы / В. П. Панасюк [и др.] // Стратегирование развития региональных экосистем «Образование-Наука-Промышленность»: Международная научно-практическая конференция (Великий Новгород, 7-8 декабря 2021). Великий Новгород, 2022.
2. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250.
3. Educational Research and Innovation Schools at the Crossroads of Innovation in Cities and Regions [Электронный ресурс] // OECD Publishing. Paris. 2017. URL: https://doi. org/10.1787/9789264282766-3-en (дата обращения: 11.12.2021).
4. Isenberg D. Introducing the Entrepreneurship Ecosystem: Four Defining Characteristics [Электронный ресурс] // Forbes. 2011. May 25.
5. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Знание, 1964. 48 с.
6. Винокурова С. Г. Образование в течение всей жизни // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2020. № 4 (34). С. 38-42.
7. Равочкин Н. Н. Перспективы дополнительного профессионального образования в российских вузах // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 4. Т. 7. С. 1410-1417.
8. Савич Л. Е. Непрерывное профессиональное образование как условие социально-экономического развития: сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры. Казань, 2019. С. 426-432.
9. Панасюк В. П., Ачкасова О. Г. Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 114-122.
10. Марон А. Е., Резинкина Л. В., Королева Е. Г. Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 22-26.
11. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие / Ю. К. Бабанский [и др.]. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
12. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: моногр. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. 230 с.
13. Лебедева И. П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании. СПб.: Акад. Акмеол. наук; Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2003.122 с.
14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научных исследований М.: Либроком, 2010. 280 с. С. 195-196.
15. Шибанов А. А. Моделирование в обучении // Советская педагогика. 1967. № 6.
16. Штофф В. А. Моделирование и философия. М; Л.: Наука, 1966. С. 27-32.
References
1. Panasyuk, V. P., Achkasova, O. G. and Alexandrova, N. V. (2022) The role ofadditional professional education of the university in the development of the educational ecosystem. International Scientific-Practical Conference: Strategizing the Development of Regional Ecosystems «Education-Science-Industry» (Velikiy Novgorod, 7-8 December 2021). (In Russ.)
2. Fedorov, I. M. (2019) Transition from educational environment to educational ecosystem. YoungScientis, no. 28 (266), pp. 246-250. (In Russ.)
3. Educational Research and Innovation Schools at the Crossroads of Innovation in Cities and Regions (2017) Paris: OECD Publishing. Available at: https://doi.org/10.1787/9789264282766-3-en (Accessed 11.12.2021).
4. Isenberg, D. (2011) Introducing the Entrepreneurship Ecosystem: Four Defining Characteristics, Forbes, May 25.
5. Shchedrovitsky, G. P. (1964) Problems of Systems Research Methodology. Moscow: Znanie. (In Russ.)
6. Vinokurova, S. G. (2020) Lifelong Learning. Bulletin of Lugansk National University named after Vladimir Dahl, no. 4 (34), pp. 38-42. (In Russ.)
7. Ravochkin, N. N. (2017) Prospects for Additional Professional Education in Russian Universities. Vocational Education in the Modern World, no. 4, V. 7, pp. 1410-1417. (In Russ.)
8. Savich, L. E. (2019) Continuous professional education as a condition for socio-economic development. Proceedings of the International Summit on Culture and Education, dedicated to the 50th anniversary of the Kazan State Institute of Culture. Kazan: Kazan State Institute of Culture, pp. 426-432. (In Russ.)
9. Panasyuk, V. P., Achkasova, O. G. (2021) Cross-cutting digital competences of the student as a new concept of professional pedagogy. Siberian Pedagogical Journal, no. 5, pp. 114-122. (In Russ.)
10. Maron A. E., Rezinkina L. V. and Koroleva E. G. (2020) Teacher in the Space of Distance Learning: New Opportunities. Man and Education, no 3 (64), pp. 22-26. (In Russ.)
11. Babansky, Y. K., Zhuravlev, V. I. and Rozov, V. K. (1988) Introduction to Scientific Research in Pedagogy: A Manual. Moscow: Prosveshcheniye. (In Russ.)
12. Dakhin A. N. (2005) Pedagogical modeling: monograph. Novosibirsk: Publishing house of NIPKiPRO. (In Russ.)
13. Lebedeva, I. P. (2003) Mathematical modeling in pedagogical research. Sankt-Peterbourg -Perm: Acad. Acmeol. nauk, Perm state pedagogical university. (In Russ.)
14. Novikov, A. M., Novikov, D. A. (2010) Research Methodology. Moscow: Librocom. (In Russ.)
15. Shibanov, A. A. (1967) Modelling in teaching. Soviet Pedagogy, no. 6. (In Russ.)
16. Shtoff, V. A. (1966) Modelling and Philosophy. Moscow-Leningrad: Nauka. Pp. 27-32. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 18.12.2021; одобрена после рецензирования 12.03. 2022; принята к печати 26.03.2022.
The article was submitted on 18.12.2021; approved after reviewing on 12.03.2022; accepted for publication on 26.03.2022.
Информация об авторе:
Ачкасова Оксана Геннадьевна
Заместитель начальника по цифровизации образования управления развития дополнительного образования, Кемеровский государственный университет.
Information about the author:
Achkasova Oksana Gennadyevna
Assistant Head for Digitalization of Education of the Department of Development of Additional Education, Kemerovo State University