Высшее образование в России
Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online)
http://vovr.elpub.ru
Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143
Нотова Светлана Викторовна - д-р мед. наук, проф., первый проректор, [email protected] Подосенова Ирина Александровна - канд. геогр. наук, доцент, директор Института непрерывного профессионального образования, [email protected] Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Аннотация. В статье рассматривается реализация принципа непрерывности образования через систему дополнительного профессионального образования в Оренбургском государственном университете. Авторами проанализированы современные тенденции развития системы ДПО и выделена в ней роль высшей школы. Даётся анализ возможностей и трудностей реализации дополнительных профессиональных программ в вузе. Представлен анализ динамики и структуры дополнительных профессиональных программ ОГУ. Предложены механизмы реализации дополнительных профессиональных программ на основе практико-ориентирован-ного комплексного подхода, направленного на интеграцию образовательной деятельности вуза и стратегического партнёрства с предприятиями и организациями региона. Подведены итоги исследования возможностей и перспектив использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ. Выделены обязательные условия построения эффективной системы дополнительного профессионального образования в вузе, основанные на тесном взаимодействии с заказчиками программы, на развитии профессиональных компетенций педагогических работников, занятых в реализации дополнительных программ.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, дополнительные профессиональные программы, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, профессиональные компетенции
Для цитирования: Нотова С.В, Подосенова И.А. Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9.
С. 134-143. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143
System of Additional Professional Education as a Basis
of Lifelong Professional Education
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Нотова С.В., Подосенова И.А., 2021.
H
Svetlana V. Notova - Dr. Sci. (Medicine), Prof., First Vice-Rector, [email protected]
Irina A. Podosenova - Cand. Sci. (Geography), Assoc. Prof., Director of the Institute of Lifelong
Professional Education, [email protected]
Orenburg State University, Orenburg, Russia
Address: 13 Pobedy Ave., Orenburg, 460018, Russian Federation
Abstract. The article considers the implementation of the principle of continuing education through the system of additional professional education at Orenburg State University. Additional professional education is the main element of the system of lifelong education. The authors analyze the current trends in the development of additional professional education in the Russian Federation and the role of higher education in it, as well as the opportunities and problems of implementing additional professional programs at the University. The analysis of the dynamics and structure of additional professional programs of the Orenburg State University is carried out. The mechanisms of implementing additional professional programs, using a practice-oriented integrated approach aimed at strengthening the practical orientation of programs based on the integration of University's educational activities and strategic partnership with enterprises and organizations of the region, are proposed. The authors analyze the possibilities and prospects of using e-learning and technologies of distance education in the implementation of additional professional programs. The article highlights the mandatory conditions for building an effective system of additional professional education at the University, based on close interaction with the program's customers, the development of professional competencies of teaching staff engaged in the implementation of additional programs, and the active use of modern educational technologies.
Keywords: additional professional education, lifelong education, additional professional programs, further training, professional retraining, distance education technologies, e-learning, professional competencies
Cite as: Notova, S.V., Podosenova, I.A. (2021). System of Additional Professional Education as a Basis of Lifelong Professional Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 8-9, pp. 134-143, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
Систему непрерывного образования сегодня составляют различные типы образовательных учреждений, однако её центральным звеном является высшая школа [1]. Вузы концентрируют в себе наибольший перечень оказываемых образовательных услуг, начиная от довузовской подготовки школьников и заканчивая послевузовской подготовкой и переподготовкой.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27-ФЗ «Дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и
профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды». К дополнительным профессиональным программам (ДПП) относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Охват населения программами непрерывного образования, в частности удельный вес занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группе - целевой индикатор Государ-
ственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
В данной статье рассматривается реализация принципа непрерывности образования через систему дополнительного профессионального образования Оренбургского государственного университета.
Современные тенденции развития системы ДПО в РФ
В современной экономике быстрое устаревание существующих компетенций работников диктует необходимость создания системы непрерывного профессионального образования. Обучение специалистов и руководителей по ДПП представляет собой адаптивный организационный механизм быстрого реагирования на социально-экономические новации [2].
Отмена государственной аккредитации ДПП упростила возможности их реализации разными типами организаций и существенно обострила конкуренцию на рынке соответствующих услуг. Наибольший удельный вес среди таких организаций занимают автономные некоммерческие организации дополнительного профессионального образования. Это различного рода учебные центры [3], бизнес-школы, центры непрерывного образования и т.д., на которые приходится 35% от общего числа организаций, реализующих ДПП. На втором месте (около 34%) стоят профессиональные образовательные организации, в которых ДПП реализуются параллельно с программами среднего профессионального образования. В результате реформирования системы ДПО лица, получающие среднее профессиональное или высшее образование, получили возможность обучения по ДПП. Также существенно возросло число иных организаций, реализующих ДПП, выполняя функции корпоративных учебных центров крупных предприятий и организаций. В числе организаций, реализующих ДПП в Российской Федерации, около 20% - это образовательные организации высшего образования, которые имеют в сво-
ей структуре специализированные подразделения, реализующие такие программы1.
Реализация ДПП обеспечивает вузу получение дополнительного дохода, повышает конкурентоспособность его выпускников (при освоении ДПП студентами), способствует росту репутации, даёт возможность продвижения его основных образовательных программ наряду с дополнительными и, соответственно, ведёт к улучшению мониторинговых показателей. Активная работа вуза по реализации ДПП обеспечивает усиление взаимодействия с работодателями и обеспечивает возможности для повышения квалификации собственных преподавателей
[2; 4].
Вузы имеют большие потенциальные возможности для реализации ДПП. Среди них можно выделить:
• большой спектр направлений ДПП. Вузы традиционно реализовывали дополнительные программы по профилям основных образовательных программ, отмена государственной аккредитации ДПП позволила им выйти за рамки традиционных для них направлений;
• наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава;
• высокий уровень материально-технической оснащённости;
• использование своих материально-технических ресурсов для организации обучения как по основным, так и по дополнительным образовательным программам.
Среди основных проблем, возникающих при реализации вузом ДПП, можно отметить:
- высокую конкуренцию на рынке ДПО (только на территории Оренбургской области ДПП реализуют более 100 организаций);
1 Форма № 1-ПК "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам", сведения за 2014-2019 годы // Сайт Министерства науки и высшего образования. URL: https://minobmauki.gov.ru/ action/stat/added/ (дата обращения 25.07.2021).
- отсутствие законодательного требования обязательного периодического повышения квалификации работников в ряде отраслей экономики (особенно на предприятиях частного сектора);
- низкую заинтересованность руководителей частных компаний мелкого и среднего бизнеса в повышении квалификации персонала, а также отсутствие у них финансовых возможностей для организации обучения сотрудников;
- снижение объёмов финансирования повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государственных организаций. Здесь же необходимо отметить изменение законодательства в сфере государственного и муниципального управления, в частности, отмену периодичности повышения квалификации государственных служаащих (не реже одного раза в три года);
- отсутствие заинтересованности профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов в разработке и реализации ДПП. Непрерывно меняющиеся ФГОС делают необходимой постоянную переработку учебно-методических материалов по основным образовательным программам высшего образования, а возрастающие требования к научной деятельности ППС ограничивают возможности их активного участия в реализации ДПП;
- недостаток практического опыта ППС для реализации практико-ориентированно-го обучения по ДПП.
ФГОС ВО направлены на обеспечение тесной связи высшей школы и работодателей, что должно максимально отражаться в программах бакалавриата. Всё это создаёт хорошую базу для реализации ДПП в высшей школе при активном участии потребителей услуг ДПО.
Мы видим следующие пути решения возникающих проблем и перспективы реализации ДПП в вузах:
- усиление взаимодействия с работодателями по вопросам разработки и реализации ДПП, в том числе с привлечением их к проведению занятий;
- разработка ДПП на основе профессиональных стандартов (для базовых отраслей региона);
- разработка и реализация ДПП по смежным направлениям подготовки для студентов, что позволит им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, а вузам расширить спектр реализуемых ДПП;
- широкое использование дистанционных технологий и электронного обучения при реализации ДПП.
Дополнительное профессиональное образование положено в основу реализации многих национальных проектов, таких как «Образование», федеральный проект «Новые возможности для каждого»; «Демография» (в его состав входят федеральные проекты «Старшее поколение», «Содействие занятости»); «Цифровая экономика Российской Федерации», федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» и другие. Для вузов участие в реализации данных проектов - это дополнительная возможность развития системы ДПО [5; 6].
Система ДПО Оренбургского государственного университета
Основу системы ДПО Оренбургского государственного университета (ОГУ) составляют несколько структурных подразделений, реализующих дополнительные профессиональные программы:
- Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
- Институт развития образования;
- Учебно-методический центр по подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов;
- Центр профессиональной подготовки оценщиков;
- Учебный центр «Сетевая академия Cisco» ОГУ;
- Научно-исследовательский центр «Новые транспортные технологии» и другие подразделения.
В университете ежегодно реализуется 80-100 ДПП (повышения квалификации и
профессиональной переподготовки), и по ним проходят обучение от 2000 до 5000 человек. Динамика количества слушателей ДПП в ОГУ характеризуется постоянным ростом, за исключением 2020 г., на показатели которого оказали существенное влияние ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Большая часть слушателей обучается по программам повышения квалификации объёмом от 16 акад. часов, на них приходится 84% всех обученных. Такие краткосрочные, но более частые программы достаточно эффективны и менее затратны для заказчиков, особенно если это касается внепланового повышения квалификации в случаях изменения законодательства, внедрения новых технологий, реализации нового проекта, выпуска новой продукции или реорганизации производства. Уменьшение объёма программ должно сопровождаться усилением их практической направленности, т.е. они должны разрабатываться под конкретные задачи.
Доля обучающихся по программам профессиональной переподготовки составляет в среднем 17%. Необходимо отметить, что этот показатель растёт и в 2020 г. составил 23% от всех проходивших обучение. Тенденция увеличения контингента обучающихся по программам профессиональной переподготовки характерна для всей системы ДПО в России. Востребованность программ профессиональной переподготовки обусловлена, главным образом, внедрением профессиональных стандартов и предъявлением новых требований к квалификации специалистов. Программы профессиональной переподготовки позволяют в относительно короткий срок сформировать у слушателей компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Увеличению контингента слушателей по этому типу ДПП также способствует уменьшение минимального объёма реализующихся программ профессиональной переподготовки (от 250 часов). Это существенно сократило сроки освоения и стоимость программ про-
фессиональной переподготовки и сделало их более привлекательными для заказчиков. Программы профессиональной переподготовки могут являться хорошей альтернативой второму высшему образованию, к тому же по результатам освоения таких программ возможно присвоение новой квалификации.
Основной контингент обучающихся по ДПП составляют как представители ОГУ, так и работники других образовательных организаций Оренбургской области. В сфере образования традиционно развита система непрерывного профессионального роста педагогических работников, основанная как на саморазвитии, так и на периодическом (не реже одного раза в три года) повышении квалификации [7; 8].
Другие категории слушателей ДПП - это специалисты и руководители предприятий и организаций народного хозяйства, государственные, гражданские и муниципальные служащие, студенты и лица, уволенные с военной службы, жители города и области. Среди заказчиков ДПП -органы исполнительной власти, муниципальные образования, предприятия и организации Оренбурга и Оренбургской области.
В распределении категорий слушателей по отдельным типам ДПП имеются существенные различия. Так, на работников образовательных организаций приходится более 80% всех слушателей ДПП; краткосрочные программы от 16 акад. часов являются самым распространённым типом ДПП для этой категории.
В распределении обучающихся по программам профессиональной переподготовки можно выделить другие тенденции. Примерно равные доли приходятся на работников образовательных организаций, работников предприятий и организаций и студентов. Увеличение доли обучающихся по программам профессиональной переподготовки среди руководителей и специалистов организаций народного хозяйства определяется требованиями профессиональных стандартов для отдельных видов профессиональной де-
ятельности. Большую группу обучающихся по программам профессиональной переподготовки составляют студенты, которые получают дополнительные профессиональные компетенции и конкурентные преимущества на рынке труда, что, соответственно, повышает их шансы на успешное трудоустройство после окончания обучения по основным образовательным программам высшего или среднего профессионального образования. Численность студентов, обучающихся по ДПП, ежегодно возрастает [9].
Отдельная категория обучающихся по программам профессиональной переподготовки - лица, уволенные с военной службы. Они имеют возможность переобучиться за счёт бюджетных средств. Это федеральная программа направлена на лучшую адаптацию военнослужащих после увольнения, обеспечивая возможность их дальнейшего успешного трудоустройства.
Обеспечение практико-ориентированного характера ДПП
Основная идея реформирования системы профессионального образования в России -его ориентация на потребности рынка труда. Конечным результатом обучения по ДПП должно стать не столько совершенствование или формирование профессиональных компетенций слушателей, сколько повышение производительности труда в организации-заказчике ДПП. Все ДПП должны реали-зовываться в соответствии с целевыми запросами заказчика. Однако далеко не всегда заказчик готов чётко сформулировать жеелаемый результат обучения. Требования к новым знаниям и умениям специалиста в организации, успешно функционирующей на рынке, должны постоянно возрастать. Сотрудник в процессе обучения получает существенные конкурентные преимущества: расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации; более высокую удовлетворённость своей работой; повышение самооценки; повышение квалификации и профессиональной компетент-
ности. Непрерывное образование специалистов в современных условиях должно являться неотъемлемой составляющей процесса управления организацией. Успешное предприятие или организация должны иметь разработанную систему профессионального роста своих сотрудников, основанную на концепции партисипативного управления. В рамках такой системы управления специалисты заинтересованно участвуют во внутрифирменной деятельности, в управлении, что увеличивает их мотивацию к более производительному труду и саморазвитию.
Среди проблем развития ДПО можно отметить нехватку квалифицированного преподавательского состава, имеющего практический опыт работы в преподаваемой сфере. Повысить эффективность реализации программ повышения квалификации можно за счёт привлечения к проведению занятий специалистов-практиков, занятых в конкретных областях, и развития системы повышения квалификации преподавателей. Для преподавателей, работающих в системе ДПО, необходима организация стажировок, постоянно действующих мастер-классов для актуализации знаний и овладения современными образовательными технологиями.
С этой целью университет осуществляет взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями Оренбургской области и других регионов. Действует более 500 договоров и соглашений о сотрудничестве. Все ДПП разрабатываются в соответствии с запросами организаций-заказчиков и реализуются с привлечением руководителей и специалистов данных организаций к учебному процессу (от 20% до 80% от числа преподавателей, занятых в реализации программы). В числе основных мероприятий в рамках развития сотрудничества университета с предприятиями и организациями народного хозяйства- профильные «Дни карьеры», презентации, практико-ориентированные занятия, вебинары, проводимые с организациями - заказчиками основных и дополнительных образовательных программ.
Рис. 6. Схема процесса разработки и реализации ДПП Fig. 6. The scheme of additional professional programs development and implementation
Оренбургский государственный университет имеет большой опыт взаимодействия с органами исполнительной власти Оренбургской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Так, представители органов исполнительной власти присутствуют на итоговой аттестации слушателей и участвуют в оценке результатов обучения по программам.
В основу реализации ДПП в ОГУ положен комплексный подход, направленный на усиление практической направленности программ на основе интеграции образовательной деятельности вуза и стратегического партнёрства с предприятиями и организациями региона. Разработка и реализация ДПП на всех стадиях осуществляется в тесном взаимодействии с организацией-заказчиком программы (Рис. 1). С целью принятия эффективных управленческих решений для совершенствования системы ДПО сформирована единая система диагностики и контроля её состояния.
Система оценки качества в ОГУ строится на сочетании различных оценочных механизмов:
- внутренних процедур оценивания образовательного процесса и его результатов;
- процедур получения обратной связи от различных участников образовательных отношений о качестве образовательных услуг;
- внешней оценки качества ДПП.
В основу системы оценки качества реализации ДПП положены опрос и анкетирование стейкхолдеров об их удовлетворённости содержанием образования и формой организации учебного процесса. Университет на добровольной основе применяет процедуры независимой внешней оценки качества дополнительного профессионального образования - профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ.
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов особое место в системе ДПО занимает электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
В настоящее время наибольшей востребованностью на рынке характеризуются программы, которые реализуются с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Это даёт возможность обучающимся осваивать новые знания, умения и навыки, а также получать обратную связь от преподавателя непосредственно по месту жительства или временного пребывания. Слушатели программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут учиться в удобном для себя месте по индивидуальному графику [10-14].
Успешный опыт использования дистанционных образовательных технологий получен в рамках Государственной системы стимулирующих выплат в виде персональных цифровых сертификатов от государства на формирование у трудоспособного населения компетенций цифровой экономики в 2020 г. (мероприятие федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). Главная задача проекта - формирование у населения компетенций цифровой экономики, в частности развитие коммуникации и кооперации в цифровой среде и способности к саморазвитию с использованием цифровых систем. В рамках проекта в ноябре 2020 г. в ОГУ, воспользовавшись персональными цифровыми сертификатами, прошли обучение по программам повышения квалификации более 200 человек из 48 регионов Российской Федерации [12].
Несмотря на все достоинства дистанционного формата обучения, обеспечить его высокое качество при реализации дополнительных профессиональных программ можно только на основе смешанных форм обучения. При использовании исключительно дистанционных образовательных технологий необходим больший срок освоения программ по сравнению с традиционным форматом, так как в большинстве случаев обучение происходит без отрыва
от производства. Необходимо также отметить, что существуют законодательные ограничения на использование исключительно дистанционных образовательных технологий по ДПП в сфере информационной безопасности и защиты государственной тайны.
Заключение
Система непрерывного профессионального образования вуза должна включать в себя довузовскую подготовку и профессиональную ориентацию школьников, обучение по программам среднего профессионального и высшего образования, послевузовское повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов по приоритетным направлениям развития экономики региона. Ключевым элементом такой системы является дополнительное профессиональное образование, направленное на социально-экономическое развитие региона и технологическое развитие отраслей экономики.
Построение эффективной системы ДПО в вузе невозможно без:
- постоянного мониторинга рынка труда и востребованных профессий для своевременной организации подготовки и переподготовки специалистов;
- актуализации дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями региона в квалифицированных кадрах и национальными целями развития Российской Федерации;
- повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, участвующих в реализации программ;
- привлечения к реализации программ ДПО высококвалифицированных специалистов сторонних организаций (НИИ, предприятий и организаций реального сектора экономики, органов власти);
- активного использования современных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения.
Литература
1. Каргапольцева Н.А, Масликова Э.Ф. Взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 74-77.
2. Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А, Карга-польцев С.М. Повышение квалификации -инструмент совершенствования менеджмента в региональном образовании // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 160-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-
28-7-160-167
3. Нотова С.В., Рысаев А.Ф. Учебный центр // Вестник мясного скотоводства. 2017. № 4 (100). С. 272-273.
4. Тимченко В.В. Роль ДПО в формировании компетенций будущего в инновационно-образовательной среде // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2019. № 1 (43). С. 29-38.
5. Галиханов М.Ф, Кондратьев В.В, Елизаров Д.В, Мифтахутдинова Л.Т. Система ДПО университета как платформа для реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 119-133. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-119-133
6. Шеховцов В.В, Плотников А.С, Фетисова О.В. Дополнительное профессиональное образование слушателей в ходе реализации федеральных проектов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 119-126. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-
29-4-119-126.
7. Institutional mechanisms of university teacher professional development / L.A. Shibankova, A.V. Ignatieva, I.A. Belokon, S.M. Kargapoltsev, E.A. Ganaeva, E.A. Beroeva, S.N. Trubenkova, E.B. Kozlova // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. Issue 4. P. 1061-1068. DOI: 10.18510/hssr.2019.74145
8. Лысаков Н.Д, Лысакова Е.Н. Актуальные проблемы педагогики и повышение квалифи-
кации преподавателей // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 32-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43
9. Подосенова И.А. Развитие системы дополнительного профессионального образования в Оренбургской области. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области. Оренбург : Фронтир, 2019. С. 255-259.
10. Ольховая Т.А., Пояркова Е.В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 142-154. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-142-154
11. Подосенова И.А, Святоха Н.Ю. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : ОГУ, 2021. С. 4270-4275.
12. Шестак Н.В, Подзолкова Н.М. Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 131-140.
13. БрызгалинаЕ.В., АлексееваД.А., Дряева Э.Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 161-167. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-161-167
14. Михайлов О.В, Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65-76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
Статья поступила в редакцию 15.06.21 После доработки 15.07.21 Принята к публикации 25.07.21
Peferences
1. Kargapoltseva, N.A., Maslikova, E.F. (2017). Interaction of the General, Additional and Professional Education in the Space of the University District. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University. No. 10 (210), pp. 74-77. (In Russ., abstract in Eng.).
2. Kiryakova, A.V., Kargapoltseva, N.A., Kargapoltsev, S.M. (2019). Advanced Training as a Tool for Innovation Management in Regional Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 7, pp. 160-167, doi: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-7-160-167 (In Russ., abstract in Eng.).
3. Notova, S.V., Rysaev, A.F. (2017). [The Educational Center]. Vestnik myasnogo skotovodstva = Herald of Beef Cattle Breeding. No. 4, pp. 272-273. (In Russ.).
4. Timchenko, V.V. (2019). [Role of Additional Vocational Education in the Development of Competences of Future in Innovation-Educational Area]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire = Advanced Vocational Education in the Country and in the World. No. 1, pp. 29-38. (In Russ.).
5. Galikhanov, M.F., Kondratyev, V.V., Elizarov, D.V., Miftakhutdinova, L.T. (2020). The System of Additional Professional Education of the University as a Platform for Implementation of the Federal Project «New Opportunities for Everyone». Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 12, pp. 119-133, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-119-133 (In Russ., abstract in Eng.).
6. Shekhovtsov, V.V., Plotnikov, A.S., Fetisova, O.V. (2020). Additional Vocational Education During Realization of Federal Projects. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 4, pp. 119-126, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-119-126 (In Russ., abstract in Eng.).
7. Shibankova, L.A., Ignatieva, A.V., Belokon, I.A., Kargapoltsev, S.M., Ganaeva, E.A., Beroeva, E.A., Trubenkova, S.N., Kozlova, E.B. (2019). Institutional Mechanisms ofUniversity Teacher Professional Development. Humanities & Social Sciences Reviews. Vol. 7, no. 4, pp. 1061-1068, doi: 10.18510/hssr.2019.74145
8. Lyssakov, N.D., Lyssakova, E.N. (2021). Current Issues of Higher Education Pedagogy and University Teachers' Skills Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 5, pp. 32-43, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43 (In Russ., abstract in Eng.).
9. Podosenova, I.A. (2019). [Development of the System of Additional Professional Education in the Orenburg Region]. In: Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 275-letiyu Orenburgskoi gubernii i 85-letiyu Orenburgskoi oblasti [Collection of Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference Dedicated to the 275th Anniversary of the Orenburg Province and the 85th Anniversary ofthe Orenburg Region]. Orenburg: Frontier Publ., pp. 255-259. (In Russ.).
10. Olkhovaya, T.A., Poyarkova, E.V. (2020). New Practices of Engineering Education in Conditions of Distance Learning. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 8-9, pp. 142-154, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-142-154 (In Russ., abstract in Eng.)
11. Podosenova, I.A., Sviatokha, N.Yu. (2021). [The Use of E-Learning and Technologies ofDistance Learning in the Implementation of Additional Professional Programs]. In: Universitetskij kompleks kak regional-nyi centr obrazovaniya, nauki i kultury : Vseros. narnh.-metod. konf. [University Complex as a Regional Center of Education, Science and Culture: All-Russian Sci. and Methodol. Conf., 2021, January 25-27]. Orenburg : Orenburg State Univ. Publ., pp. 4270-4275. (In Russ.).
12. Shestak, N.V., Podzolkova, N.M. (2015). Implementation of Educational Programs Using Distance Learning Technologies. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 131-140. (In Russ., abstract in Eng.).
13. Bryzgalina, E.V., Alekseeva, D.A., Dryaeva, E.D. (2021). Digital Pedagogy: Experience of Advanced Training. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 5, pp. 161-167, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-161-167 (In Russ., abstract in Eng.).
14. Mikhailov, O.V., Denisova, Ya.V. (2020). Distance Learning at Russian Universities: "Step Forward, Two Steps Back"? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 10, pp. 65-76, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76 (In Russ., abstract in Eng.).
The paper was submitted 15.06.21 Received after reworking 15.07.21 Accepted for publication 25.07.21