Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ РЕИНЖИНИРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ РЕИНЖИНИРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоленникова Людмила Витальевна, Стрельникова Наталья Михайловна

Введение. Решение задач устойчивого развития региона в период трансформации всей экономической системы требует качественной подготовки специалистов и обновления образовательных программ высшего образования с учетом требований региональной экономики. Цель исследования - разработка методических подходов к формированию образовательных программ в условиях реинжиниринга образовательного процесса. Материалы и методы. Методологическую базу исследования составляют положения системного подхода. Системный подход позволяет комплексно оценивать возможности подготовки специалистов на уровне конкретных характеристик, выявлять характер проблем входа, процесса и выхода, учитывая как внутреннюю, так и внешнюю среду образовательного учреждения. При проведении исследования используются формально-логические и общенаучные методы, в том числе абстрактно-логический, индукция, дедукция, синтез, моделирование. Исследование строится на принципах объективности рассмотрения процесса подготовки квалифицированных специалистов, когерентности, синергии, холизма. Результаты исследования, обсуждения. Решение задачи системного развития регионов и инновационных секторов экономики в значительной степени зависит от человеческого капитала, подготовки квалифицированных кадров. В статье анализируются требования ФГОС 3++ по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Обосновывается важность разработки основных профессиональных образовательных программ с учетом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность, профессиональных стандартов, а также работодателей. Показана необходимость сопряжения образовательной программы с целями и задачами национальных проектов, потребностями кадрового обеспечения региональной экономики. Заключение. Предложенный в работе алгоритм разработки образовательной программы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов и процессного подхода определяет методические особенности создания и реализация образовательных программ с учетом мнения работодателей, требований регионального рынка труда, обеспечивает возможность сформировать модель практикоориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоленникова Людмила Витальевна, Стрельникова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL PROCESS REENGINEERING

Introduction. Training of specialists and updating educational programs of higher education, based on regional economy’s needs, are required for solving problems of region’s sustainable development during the transformation of economic system. Purpose. The purpose of the research is developing methodological approaches to the formation of educational programs in educational process reengineering context. Materials and methods. The methodological basis of the research is systems approach provisions. The systematic approach makes it possible to comprehensively assess training specialists possibilities at specific characteristics level, to identify problems of entry, process and exit, taking into account both internal and external environment of university. During the research, formal-logical and general scientific methods are used, including philosophically-logical, induction, deduction, synthesis, modeling. The research is based on the principles of objectivity in considering the process of training qualified specialists, coherence, synergy, and holism. Research results, discussion. The solution of the problem of systemic development of regions and innovative sectors of economy depends on human capital, qualified personnel training. This article considers the requirements of the Federal State Educational Standard 3++ in the direction of training 03.03.01 Economics. The importance of development of basic professional educational programs is substantiated, taking into account the requirements of educational regulatory documents, professional standards, employers. The necessity of combining the educational program with goals and objectives of national projects, the needs of regional economy staffing is shown. Conclusion. The proposed algorithm for developing an educational program in accordance with regulatory documents requirements and a process approach determines the methodological features of the creation and implementation of educational programs, taking into account the opinion of employers, requirements of the regional labor market, provides an opportunity to form practice-oriented education model.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ РЕИНЖИНИРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 378.1

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-2-149-156

Методические подходы к формированию образовательных программ

в условиях реинжиниринга образовательного процесса

Л. В. Смоленникова, Н. М. Стрельникова

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Решение задач устойчивого развития региона в период трансформации всей экономической системы требует качественной подготовки специалистов и обновления образовательных программ высшего образования с учетом требований региональной экономики. Цель исследования - разработка методических подходов к формированию образовательных программ в условиях реинжиниринга образовательного процесса. Материалы и методы. Методологическую базу исследования составляют положения системного подхода. Системный подход позволяет комплексно оценивать возможности подготовки специалистов на уровне конкретных характеристик, выявлять характер проблем входа, процесса и выхода, учитывая как внутреннюю, так и внешнюю среду образовательного учреждения. При проведении исследования используются формально-логические и общенаучные методы, в том числе абстрактно-логический, индукция, дедукция, синтез, моделирование. Исследование строится на принципах объективности рассмотрения процесса подготовки квалифицированных специалистов, когерентности, синергии, холизма. Результаты исследования, обсуждения. Решение задачи системного развития регионов и инновационных секторов экономики в значительной степени зависит от человеческого капитала, подготовки квалифицированных кадров. В статье анализируются требования ФГОС 3++ по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Обосновывается важность разработки основных профессиональных образовательных программ с учетом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность, профессиональных стандартов, а также работодателей. Показана необходимость сопряжения образовательной программы с целями и задачами национальных проектов, потребностями кадрового обеспечения региональной экономики. Заключение. Предложенный в работе алгоритм разработки образовательной программы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов и процессного подхода определяет методические особенности создания и реализация образовательных программ с учетом мнения работодателей, требований регионального рынка труда, обеспечивает возможность сформировать модель практикоориентированного образования.

Ключевые слова: экономика, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, национальные проекты

Благодарности. Авторы статьи выражают признательность Азарской Майе Анатольевне, доктору экономических наук, профессору кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» за совместную работу по формированию обобщенной модели подготовки специалиста и компетентностной модели выпускника.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Смоленникова Л.В., Стрельникова Н.М. Методические подходы к формированию образовательных программ в условиях реинжиниринга образовательного процесса // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 149-156. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-149-156

Methodological approaches to the formation of educational programs

in the context of educational process reengineering

L. V. Smolennikova, N. M. Strelnikova

Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. Training of specialists and updating educational programs of higher education, based on regional economy's needs, are required for solving problems of region's sustainable development during the transformation of economic system. Purpose. The purpose of the research is developing methodological approaches to

the formation of educational programs in educational process reengineering context. Materials and methods. The methodological basis of the research is systems approach provisions. The systematic approach makes it possible to comprehensively assess training specialists possibilities at specific characteristics level, to identify problems of entry, process and exit, taking into account both internal and external environment of university. During the research, formal-logical and general scientific methods are used, including abstract-logical, induction, deduction, synthesis, modeling. The research is based on the principles of objectivity in considering the process of training qualified specialists, coherence, synergy, and holism. Research results, discussion. The solution of the problem of systemic development of regions and innovative sectors of economy depends on human capital, qualified personnel training. This article considers the requirements of the Federal State Educational Standard 3++ in the direction of training 03.03.01 Economics. The importance of development of basic professional educational programs is substantiated, taking into account the requirements of educational regulatory documents, professional standards, employers. The necessity of combining the educational program with goals and objectives of national projects, the needs of regional economy staffing is shown. Conclusion. The proposed algorithm for developing an educational program in accordance with regulatory documents requirements and a process approach determines the methodological features of the creation and implementation of educational programs, taking into account the opinion of employers, requirements of the regional labor market, provides an opportunity to form practice-oriented education model.

Keywords: economic, professional standard, federal state educational standard, national projects

Acknowledgements. The authors of the article express their gratitude to Azarskaya Maya Anatolyevna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting, Taxation and Economic Security of the Volga State Technological University for joint work on the formation of a generalized model of specialist training and a graduate competence model.

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Smolennikova L.V., Strelnikova N.M. Methodological approaches to the formation of educational programs in the context of educational process reengineering. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 2, pp. 149-156. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-149-156

Введение

Решение ключевых задач устойчивого развития и безопасности экономики региона в период трансформации и коренного обновления всей экономической системы требует качественной подготовки специалистов, знающих основы нормативного регулирования бизнеса, комплексно владеющих вопросами бухгалтерского учета, налогообложения, финансового планирования, способных проводить оценку экономической эффективности и финансовой результативности принимаемых управленческих решений. Это определяет актуальность разработки основных профессиональных образовательных программ, учитывающих требования не только регламентирующих образовательную деятельность нормативно-правовых документов, но и стейкхолдеров, представляющих интересы региональной экономической системы.

Цель исследования - разработка методических подходов к формированию основных профессиональных образовательных программ в

условиях внедрения ФГОС 3++ и реинжиниринга образовательного процесса в учреждениях высшего образования.

Материалы и методы

Методологическую базу исследования составляют положения системного подхода, в основе которого лежит исследование объекта как сложной целостной системы, и процессный подход. На рисунке 1 представлена обобщенная модель, позволяющая представить процесс подготовки специалистов во взаимосвязи квалификационных требований потенциальных работодателей (выход процесса), требований образовательных стандартов, обеспечивающих приобретение необходимых компетенций (вход процесса), технологию и содержание образовательного процесс и ресурсы, необходимые для его организации.

При этом подходе исследования состояния, динамики и перспектив развития региональной экономики, прогнозирования регионального рынка труда позволяют обосновать квалификационные характеристики специалиста (выход процесса),

востребованного и конкурентоспособного на рынке труда. Требования образовательных стандартов через обратную связь с профессиональными стандартами определяют область и сферу профессиональной деятельности, задачи и объекты профессиональной деятельности (вход процесса), определяют содержание процесса подготовки (разработку образовательных программ и в их со-

Цели

Вход

Важным элементом представленной модели подготовки специалистов являются риски, которые должны быть выделены как объект управления. Можно выделить три группы характерных рисков: риск подготовки специалиста, не отвечающего потребностям рынка труда; риск несоответствия достигнутого уровня освоения компетенций и требований работодателя; риск недостижения личностных целей обучающихся. Вопросы управления рисками являются предметом самостоятельного исследования и выходят за рамки статьи.

Таким образом, системный подход позволяет комплексно оценивать возможности подготовки специалистов на уровне конкретных характеристик, выявлять характер проблем входа, процесса и выхода, учитывая как внутреннюю, так и внешнюю среду образовательного учреждения.

При проведении исследования используются формально-логические и общенаучные методы, позволяющие обеспечить единство общеметодологического подхода исследования проблемы, в том числе абстрактно-логический, индукция, дедукция, синтез, моделирование.

Результаты исследования, обсуждения

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г.

ставе учебных планов), а также потребность в ресурсах (материальных, финансовых, человеческих и информационных) для подготовки специалиста. Разработка образовательных программ позволяет учесть организационно-технический уровень и возможности образовательного учреждения, а также условия внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и других).

№ 683, к числу основных стратегических угроз относятся низкая конкурентоспособность экономики, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, неравномерное развитие регионов. Решение задачи системного развития регионов и инновационных секторов экономики в значительной степени зависит от человеческого капитала, подготовки квалифицированных кадров. Одной из задач современного университета, определяющих его миссию, является обеспечение возможности получения качественного образования. Знания в современном обществе рассматриваются не только как ресурс, но и как капитал, обеспечивающий конкурентоспособность на рынке труда, а следовательно, возможности продвигаться в профессии и в карьере благодаря доступности актуальных профессиональных знаний [1].

Ключевым условием повышения качества высшего образования является усиление его интеграции с наукой и промышленным сектором, реинжиниринг содержания образовательных программ, организации и управления образовательным процессом [3].

В российском образовательном пространстве, по мнению ряда авторов [2; 4-6], продолжается поиск путей повышения эффективности образования и профессиональной компетентности

Риски (угрозы)

I

Процесс подготовки специалистов Ресурсы процесса

Обратная связь

Выход

Система

Рис. 1. Модель подготовки специалистов / Fig. 1. Training specialists model

выпускников. Процессы реформирования и модернизации российской системы образования, получившие закрепление в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», разработка профессиональных стандартов [7] обусловили разработку федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++), позволяющих учитывать требования и запросы представителей работодателей при формировании образовательных программ. Несмотря на целый ряд проблем, связанных с профстандартами [8], началась работа по созданию основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), в том числе формирование компетентностных моделей выпускников и выстраивание образовательной деятельности в условиях существующего нормативного поля [6].

Новый федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 38.03.01 Экономика принят в 2020 году. Его основные отличительные особенности от предыдущей редакции стандарта заключаются в следующем:

— введено приложения к ФГОС с перечнем рекомендуемых для использования при разработке ОПОП профессиональных стандартов;

— сформированы области профессиональной деятельности на основе реестра профессиональных стандартов;

— отсутствует описание объектов профессиональной деятельности (объекты профессиональной деятельности и область знаний устанавливаются самостоятельно разработчиком ОПОП);

— профессиональные компетенции перенесены из ФГОС в примерные основные образовательные программы или на уровень образовательных организаций - разработчиков основной профессиональной образовательной программы (ОПОП);

— введены универсальные компетенции;

— введены индикаторы достижения компетенций — обобщенные характеристики, уточняющие и раскрывающие формулировку компетенции.

Профессиональные компетенции по каждой образовательной программе устанавливаются исходя из направленности (профиля) программы на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на

рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников. Таким образом, разработчикам образовательных программ дается свобода в формировании состава профессиональных компетенций и их содержания.

Обобщение существующей нормативной и методической базы, практического опыта разработки образовательных программ позволяет предложить алгоритм формирования компетент-ностной модели выпускника в части профессиональных компетенций, который включает в себя следующие этапы:

1. Выбор области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность.

2. Выбор типа (типов) задач профессиональной деятельности, к решению которых готовятся выпускники.

3. Выбор соответствующих профессиональной деятельности выпускников профессиональных стандартов из перечня, установленного в приложении к ФГОС и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru).

4. Формулировка задач профессиональной деятельности в соответствии с выбранным типом (типами) задач. Задачи (а далее и компетенции) могут быть установлены с учетом рекомендаций ОПОП и на основе анализа трудовых функций выбранных профессиональных стандартов, либо на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда.

5. Формулирование профессиональных компетенций на основе обобщенных трудовых функций и трудовых функций из выбранных профессиональных стандартов, с учетом уровня квалификации (например, бакалавриат - 6 уровень, магистратура - 7 уровень) и содержания раздела профессионального стандарта «Требования к образованию и обучению».

6. Формулирование индикаторов достижения компетенций на основе трудовых действий из выбранного профессионального стандарта.

7. Формирование состава дисциплин учебного плана, направленных на освоение установленных компетенций.

8. Формулирование результатов обучения (знает, умеет, владеет) по каждой дисциплине, практике в соответствии с установленными компетенциями и индикаторами достижения компетенций.

Следует признать перспективность и актуальность реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов с учетом соответствующих профессиональных стандартов, значимость примерной основной образовательной программы. Однако важно при формировании основной профессиональной образовательной программы:

1) обеспечить ее сопряжение с наличием потребности подготовки специалистов в области экономики на микро-, мезо- и макроуровне;

2) сформировать состав дисциплин учебного плана с учетом стратегических целей и задач, определенных национальными проектами, и потребностями кадрового обеспечения региональной экономики.

Одним из примеров подобного подхода при разработке образовательных программ по направлению подготовки «Экономика» является ориентация на цели и задачи национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости». Анализ регионального рынка труда выявил потребность в специалистах для малого и среднего бизнеса, что определило разработку образовательной программы «Экономика, финансы и учет в малом и среднем бизнесе» по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Выбранный профессиональный стандарт из перечня, установленного в приложении к ФГОС — Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер), утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2015 № 236н.

Опрос работодателей, проведенный до начала работы по формированию компетенций и дисциплин учебного плана, позволяет сделать вывод, что актуально не просто умение профессионально решать поставленные задачи, а умение думать стратегически, создавать решения тех проблем, с

которыми бизнес и отрасль столкнутся в перспективе. Современному работодателю особенно интересны такие компетенции выпускников, как: базовая фундаментальная подготовка; способность осуществлять аналитическую деятельность; умение оперативно адаптировать новые знания к практической деятельности; умение работать эффективно в команде и готовность руководить коллективом. В этой связи основной целью образовательной программы является формирование ли-дера-инноватора, обладающего глубокими знаниями в области экономики, финансов, бухгалтерского учета, налогового планирования, управления бизнесом с помощью современных аналитических и информационных технологий. Варианты формулирования профессиональных задач, профессиональных компетенций и их индикаторов на основе выбранного профессионального стандарта представлены в таблице 1.

Принципиальным, по нашему мнению, является то, что требования образовательных стандартов нового поколения и примерные образовательные программы не только определяют основные методические подходы к ее разработке, но и позволяют конкретизировать содержание образовательной программы на объекты профессиональной деятельности или области знания. Это реализуется через формулировку индикаторов профессиональных компетенций, а также выбор дисциплин учебного плана. Именно это определило включение в учебный план дисциплин, в которых изучаются: экономические модели малого и среднего бизнеса, основы цифровой экономики, экономической безопасность малого и среднего бизнеса и другие, отражающие процессы, характерные для экономики в целом.

Интеграция научных исследований в процессы подготовки специалистов позволяет ведущим преподавателям включать в учебный план дисциплины, соответствующие научной школе, развивать исследования в рамках научно-исследовательской работы и при подготовке выпускных работ. Наличие организаций-партнеров, возможность организовать обучение в филиалах и на базовых кафедрах, проходить практику в организациях-партнерах определяют качество обучения и востребованность образовательной программы.

Заключение

Таким образом, предложенный в работе алгоритм разработки образовательной программы

в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов и процессного подхода определяет методические особенности создания и реализация образовательных программ с уче-

том мнения работодателей, требований регионального рынка труда, обеспечивает возможность сформировать модель практикоориентированного образования.

Таблица 1 / Table 1

Профессиональные компетенции и индикаторы их достижения / Professional competencies and indicators of their achievement

Тип задач / Task type Задачи профессиональной деятельности / Professional tasks Профессиональные компетенции (ПК) / Professional competencies (PC) Индикаторы достижения компетенции / Competence achievement indicators

Аналитический тип задач профессиональной деятельности - ведение мониторинга производственных процессов, анализ его результатов для принятия управленческих решений; - осуществление перспективного и оперативного планирования и организация деятельности экономического субъекта на основе результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности ПК-1: способен осуществлять организацию и планирование деятельности экономического субъекта 1. Осуществляет мониторинг производственных процессов и использует полученные сведения для принятия управленческих решений 2. Осуществляет перспективное и оперативное планирование и организацию деятельности экономического субъекта с целью ее адаптации к изменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям 3. Организовывает и осуществляет налоговый учет и налоговое планирование в экономическом субъекте

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне; - оценка экономического положения и финансового состояния экономического субъекта; - подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов ПК-2: способен анализировать и интерпретировать финансово-экономическую, статистическую, бухгалтерскую и иную информацию, использовать полученные сведения для принятия управленческих решений 1. Проводит анализ информации из различных источников для выявления соблюдения экономическим субъектом требований правовой и нормативной базы, внутренних регламентов, принятия управленческих решений 2. Формирует и анализирует социально-экономические показатели, выявляет тенденции их изменения и влияние на деятельность экономического субъекта 3. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта и выявляет возможности повышения ее эффективности

- документирование хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета имущества и источников его формирования; - составление и использование бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений ПК-3: способен использовать информационную базу бухгалтерского учета для принятия управленческих решений 1. Выбирает обоснованные способы ведения учета в соответствии с выполняемыми функциями для решения профессиональных задач 2. Организует внутренний контроль деятельности экономического субъекта

Дальнейшие исследования могут быть экономики под влиянием глобальных факторов направлены на изучения тенденций развития и изменения региональной структуры экономики.

Список литературы

1. Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В., Елизаров Д.В., Мифтахутдинова Л.Т. Система ДПО университета как платформа для реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 119-133. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-119-133 (дата обращения: 11.05.2021).

2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С.43-52. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/355/305 (дата обращения: 10.05.2021).

3. Казаков Ю.М., Башкирцева Н.Ю., Журавлева М.В., Ежкова Г.О., Сироткин А.С., Эбель А.О. Инженерное образование на основе интеграции с наукой и промышленностью // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 105-118. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-105-118 (дата обращения: 10.05.2021).

4. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: сопряжение с напряжением // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 5-12. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1219/1038 (дата обращения: 10.05.2021).

5. Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.И. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 95-103. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103 (дата обращения: 10.05.2021).

6. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 66-75. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/artide/viewFile/1345/1110 (дата обращения: 10.05.2021).

7. Салахов И.И., Журавлева М.В., Башкирцева Н.Ю., Черкасова Е.И., Котова Н.В. Предпосылки разработки профессионального стандарта «Специалист производства нефтепродуктов на основе наноструктурированных катализаторов» // XIII Международная научно-практическая конференция «Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся» (28 мая 2019). Казань : Школа, 2019. С. 221-225.

8. Севостьянов Д.А. Образовательные стандарты и кризис образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 57-65. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1344/1109 (дата обращения: 11.05.2021).

9. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Поиск резервов в тисках «вмененного»: к парадоксам нашей стратегии образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 95-103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-95-103 (дата обращения: 10.05.2021).

10. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 135-149. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1- 135-149 (дата обращения: 10.05.2021).

Статья поступила в редакцию 28.04.2021 г.; одобрена после рецензирования 26.05.2021 г.; принята к публикации 12.06.2021 г. Об авторах

Смоленникова Людмила Витальевна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов, экономики и организации производства, Поволжский государственный технологический университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 3), SmolennikovaLV@volgatech.net

Стрельникова Наталья Михайловна

кандидат экономических наук, декан экономического факультета, Поволжский государственный технологический университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 3),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

StrelnikovaNM@volgatech. net

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

1. Galikhanov M.F., Kondratyev V.V., Elizarov D.V., Miftakhutdinova L.T. Sistema DPO universiteta kak platforma dlya real-izasii federal'nogo proekta "Novye vozmozhnosti dlya kazhdogo" [The system of additional professional education of the university as a platform for implementation of the federal project "New opportunities for everyone"]. Vysshee obrazovanie v Rossii =Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 12, pp. 119-133. Available at: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-119-133 (accessed 11.05.2021). (In Russ.).

2. Ibragimov G.I., Ibragimova E.M. Otsenivanie kompetensii: problemy I resheniya [Competence assessment: challenges and solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2016, no. 1, pp. 43-52. Available at: https://vovr.elpub.ru/ jour/article/view/355/305 (accessed 10.05.2021). (In Russ.).

3. Kazakov Yu.M., Bashkirtseva N.Yu., Zhuravleva M.V., Ezhkova G.O., Sirotkin A.S., Ebel A.O. Inzhenernoe obrazovanie na osnove integratsii s naukoi I promyshlennost'yu [Engineering education based on integration with science and industry]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 12, pp. 105-118. Available at: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-105-118 (accessed 10.05.2021). (In Russ.).

4. Karavaeva E.V. Kvalifikatsii visshego obrazovaniya i professional'nye kvalifikatsii: sopryazhenie s napryazheniem [Qualifications of higher education and professional qualifications: harmonization with efforts]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2017, no. 12, pp. 5-12. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1219/1038 (accessed 10.05.2021). (In Russ.).

5. Kisel O.V., Dubskikh A.I., Butova A.I. Trudnosti primeneniya studentotsentrirovannogo podkhoda v rossiiskom visshem obrazovanii [Difficulties in applying a student-centered approach in modern Russian higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 8-9, pp. 95-103. Available at: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103 (accessed 10.05.2021). (In Russ.).

6. Mishin I.N. Kriticheskaya otsenka formirovania perechnya kompetentsii v FGOS VO 3++ [Problems of the formation of universal and professional competencies in the FSES HE 3 ++ and the ways of their solution]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 66-75. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/viewFile/1345/1110 (ac cessed 10.05.2021). (In Russ.).

7. Salakhov I.I., Zhuravleva M.V., Bashkirtseva N.Yu., Cherkasova E.I., Kotova N.V. Predposylki razrabotki professional'nogo standarta "Spetsialist proizvodstva nefteproduktov na osnove nanostrukturirovannykh katalizatorov" [Prerequisites for the development of a professional standard "Specialist in the production of petroleum products based on nanostructured catalysts"]. Materialy XIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Vysshee i srednee professio-nal'noe obrazovanie kak osnova profession-al'noi sotsializatsii obuchayushchikhsya" (Kazan, 28 maya 2019) = Proceedings of the 13th International scientific and practical conference "Higher and Secondary Vocational Education as the Basis for Professional Socialization of Students" (Kazan, May 28, 2019). Kazan, Shkola Publ., pp. 221-225. (In Russ.).

8. Sevostyanov D.A. Obrazovatel'nye standarty i krizis obrazovaniya [Educational Standards and the crisis of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 57-65. Available at: https://vovr.elpub.ru/ jour/article/view/1344/1109 (accessed 11.05.2021). (In Russ.).

9. Tkhagapsoev Kh.G., Yakhutlov M.M. Poisk rezervov v tiskakh "vmenennogo": k paradoksam nashei strategii obrazovania [Search for reserves in the grip of the "imputed": paradoxes of our education strategy]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 12, pp. 95-103. Available at: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-95-103 (accessed 10.05.2021). (In Russ.).

10. Khamidulin V.S. Modernizatsiya modeli proektno-orientirovannogo obuchenia v vuze [Development of a model of project-based learning]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 1, pp. 135-149. Available at: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149 (accessed 10.05.2021). (In Russ.).

The article was submitted 28.04.2021; approved after reviewing 26.05.2021; accepted for publication 12.06.2021.

About the authors Lyudmila V. Smolennikova

Ph. D. (Economics), Head of the Department of Finance, Economics and Organization of Production, Volga State University of Technology (3 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), Smo-lennikovaLV@volgatech.net

Natalia M. Strelnikova

Ph. D. (Economics), Dean of the Faculty of Economics, Volga State University of Technology (3 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), trelnikovaNM@volgatech.net

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.