Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Университет как среда инновационных взаимодействий
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-115-124
Кирьякова Аида Васильевна - д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики, [email protected]
Каргапольцева Наталья Александровна - д-р пед. наук, проф., [email protected] Белоновская Изабелла Давидовна - д-р пед. наук, проф., [email protected]
Дужников Сергей Александрович - проректор по социально-воспитательной работе, [email protected] Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Аннотация. Оренбургский государственный университет - это среда многоуровневого многоаспектного взаимодействия различных субъектов. Выявлена динамика ценностного взаимодействия студентов и преподавателей. В условиях современных социальных и цифровых трансформаций характер совместной деятельности видоизменяется от формально-репродуктивного к ценностно-креативному. Указано на смещение доминант инструментальных ценностей студентов в связи с информационно-технологическими особенностями дистанционных образовательных технологий. Взаимодействия молодёжных сообществ и социально-культурные практики интегрированы в комплексной программе развития ОГУ на основе разнообразной проектной деятельности. Реализация программы характеризуется получением грантовой поддержки студенческих инициатив. Международные аспекты университетского взаимодействия представлены развивающимися формами научно-образовательного экспорта в вузы республики Казахстан.
Ключевые слова: Оренбургский государственный университет, инновационные взаимодействия молодёжных сообществ, социально-культурные практики, ценностное взаимодействие, научно-образовательный экспорт
Для цитирования: Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А, Белоновская И.Д, Дужников С.А. Университет как среда инновационных взаимодействий // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 115-124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-115-124
University as an Environment of Innovative Interactions
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-115-124
Aida V. Kiryakova - Dr. Sci. (Education), Prof., Head of the Department of General and Professional Pedagogy, [email protected]
Natalya A. Kargapoltseva - Dr. Sci. (Education), Prof., [email protected] Isabella D. Belonovskaya - Dr. Sci. (Education), Prof., [email protected] Sergei A. Duzhnikov - Vice-Rector for social and educational work, [email protected] Orenburg State University, Orenburg, Russia
Address: 13, prospekt Pobedy, Orenburg 460018, Russian Federation
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А., 2021.
И]
Abstract. Orenburg State University is presented as an environment of multilevel multidimensional interaction of various subjects. The dynamics of value interaction between students and teachers is revealed. In the conditions of modern social and digital transformations, the nature of joint activity is changing from formal-reproductive to value-creative. It is pointed out that the dominant instrumental values of students are shifting due to the information and technological features of distance educational technologies. Youth interactions and socio-cultural practices are integrated into the comprehensive program for the development of the OSU socio-cultural environment on the basis of various project activities. The implementation of the program is characterized by receiving grant support for student initiatives. International aspects of university interaction are represented by the development of forms of scientific and educational export to universities ofthe Republic ofKazakhstan.
Keywords: Orenburg State University, innovative interaction of youth, socio-cultural practices, value interaction, scientific and educational export
Cite as: Kiryakova, A.V., Kargapoltseva, N.A., Belonovskaya, ID., Duzhnikov, S.A. (2021). University as an Environment of Innovative Interactions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 8-9, pp. 115-124, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-115-124 (In Russ., abstract in Eng.).
Университет представляет особой особую ценностно-коммуникативную реальность, в которой происходит приток, расширение и преобразование знаний. Само понятие «университет» характеризует устойчивую институциональную организационную форму многопрофильного учебно-научного учреждения, где реализуются разнообразные варианты взаимодействия стейкхолдеров образования. При этом формы взаимодействия преподавателей и студентов - традиционных субъектов университетской среды - в современных условиях значительно шире и многообразнее, чем неизменные функции передачи и приобретения знаний. В данной статье отметим лишь некоторые из них. Представленный выбор определяется спецификой ОГУ как регионального многопрофильного университета поликультурной территории трансграничного региона Южного Урала, где реализуется синтез различных научно-образовательных направлений, учебной и внеучебной деятельности для более чем 20 тысяч будущих бакалавров, магистров, исследователей и учёных.
Динамика ценностного взаимодействия в трансформации современного университета
Пространство взаимодействия университета в социуме чрезвычайно широко, многогранно и сложно в силу множества его вну-
трисистемных и внешних связей. В свою очередь, взаимодействие является важным условием получения действительного и созидательного знания: «современное знание имеет общественную природу: оно создаётся, существует и аккумулируется в коллективе в процессе коммуникации» [1], представляя собой «коннективное знание - "присоединительное", "сетевое", отличающееся автономностью, открытостью и интерактивностью, а также внутренним разнообразием» [2]. Более того, сетевое знание в образовательном процессе обеспечивает и создаёт сетевую личность (термин А.А. Ахаяна) [3].
Добавим, что теория когнитивного менеджмента позволяет предположить, что такое пространство имеет оси координат -«познание, развитие и совершенствование»
[4] - субъектов взаимодействия. В данных плоскостях происходят приращения и интенсификация ценностно-коммуникативного потока знаний как внутри вуза, так и во взаимодействии с внешней средой. Таким образом, взаимодействие в университетской среде не статично, оно характеризуется качественной динамикой. Современные исследования и практика убедительно доказывают, что кардинальные изменения и качество образовательного процесса возможны только тогда, когда в нём живут, изменяются и развиваются и студенты, и преподаватели
[5]. Характер самого процесса взаимодей-
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
ствия меняется от формально-репродуктивного к ценностно-креативному.
Динамика взаимодействия субъектов образовательного процесса университета рассматривается нами как характеристика совместной деятельности студентов и преподавателей, направленной на формирование их компетентностей (приобретение новых знаний, освоение новых способов деятельности и обретение новых смыслов). Такое развитие обеспечивает взаимоизменение и взаимообогащение интеллектуальной, информационной, эмоционально-ценностной и операциональной сфер субъектов на основе организации совместных действий. Содержанием взаимодействия является обмен информационной и проектной деятельностью, ценностями, расширение ценностного круга познания, актуализация личностной свободы субъектов образовательной деятельности.
В университете выстраиваются контуры и уровни динамичного взаимодействия: внутренний (личностный, межличностный, вну-тривузовский уровни) и внешний «университет - партнёры» (межвузовский, региональный, межрегиональный, международный уровни). Для ОГУ характерно, что наиболее интенсивна динамика внешнего взаимодействия, направленного по векторам «университет - колледж», «университет - производство», «университет - бизнес», что обеспечивает успешность внутренних уровней.
Применение информационных технологий является одной из объективных остро востребованных тенденций, существенно меняющих характер образовательного взаимодействия. Вынужденный массовый переход на дистанционные технологии (2019/2020 учеб. г.) проявил новые реалии современного мира как в общем контексте жизнедеятельности, так и в системе образования в частности. Одним из специфических проявлений инноваций «дистанта» стало изменение взаимодействия преподавателя и студента в опосредованном виде, через Интернет, на основе таких платформ, как Teams и Zoom, на базе цифровых технологии Moodle.
Трансформации взаимодействия в интернет-среде стали настолько значимы, что правомерен вопрос: «Являются ли цифровые средства обучения новым субъектом взаимодействия или только меняют его динамику?». Атрибутивные качества переводят цифровые средства из разряда инструментария на более высокую ступень их функционального воздействия - на уровень организации учебной деятельности в вузе. Если цифровой субъект образовательного процесса получает наше признание, то это существенно меняет характер взаимодействия, превращая его из диалогового в полилог, усложняя, развивая и обогащая субъект-субъектные взаимосвязи. Цифра, по существу, стала третьим (обязательным) субъектом образовательного процесса, радикально изменяя его характер. Опыт дистанционного и гибридного обучения показал, что студенты достаточно быстро преодолели технические и технологические барьеры цифрового сетевого взаимодействия. В результате создания информационно-образовательной среды вуза, персональных образовательных сред преподавателя и студента отмечается прирост компетенций, обновление профессиональных и образовательных позиций, трансформация основных учебных задач. Эти явные и новые штрихи развивающегося и развивающего ценностного креативного взаимодействия, которое радикально меняет стратегические векторы образования.
В таком динамичном взаимодействии роль студента, владеющего цифровыми технологиями, существенно обогатилась. В частности, отмечается изменение доминант терминальных и инструментальных ценностей студенчества. Если терминальные (смысло-жизненные) ценности остались относительно стабильными [6], то инструментальные оказались подвержены цифровому влиянию и быстрым изменениям. В исследованиях ОГУ установлено [7], что у большинства студентов существенно возросла потребность коммуницировать, обострилось чувство ответственности за командные действия, но
UNIVERSIIY AND REGION
Таблица 1
Самооценка уровня владения информационно-коммуникационными умениями преподавателей в период дистанционного обучения 2020 г. (по пятибалльной шкале)
Table 1
Self-assessment of the level ofinformation and communication skills by teachers during distance learning
in 2020 (according to a five-point scale)
Информационно-коммуникативные умения преподавателей Балл
1. Перенос учебных материалов в электронную среду
- офисное программное обеспечение (MS Word, MS Excel и др.) для представления учебных материалов и педагогической работы 4,6
- интернет-ресурсы для образовательных целей 4,8
- различные web-технологии в образовательном процессе, в процессе самообразования и повышения квалификации 3,7
2. Проектирование интерактивной электронной образовательной среды взаимодействия преподавателя и обучающихся
- средства синхронной и асинхронной интернет-коммуникации 3,7
- использование различных источников информации совместно с обучающимися 4,7
- современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся, выставление рейтингов и модулей ) 4,9
3. Разработка инновационных учебных ресурсов
- электронные учебные ресурсы (электронные учебники с элементами интерактивных технологий, видеолекции, электронные задачники) 3,5
- интернет-сервисы для оценки и контроля усвоения учебного материала обучающимися 4,3
- онлайн-тесты для оценки и контроля усвоения учебного материала обучающимися 4,3
4. Организация инновационных форм обучения за счёт использования ресурсов ЭОС
- осуществление образовательного процесса онлайн и (или) в смешанном режиме, владение навыками эффективной коммуникации 4,6
- участие в деятельности сетевых сообществ (в том числе педагогических) 4,4
- работа в формате видеоконференций 4,6
- применение различных средств дистанционного обучения 4,6
5. Использование в образовательной деятельности ресурсов искусственного интеллекта
- учебные программы, основанные на искусственном интеллекте 3,4
- технологии искусственного интеллекта в образовательных целях 3,4
- интеллектуальные обучающие системы, способные проверять задания студентов, их уровень знаний, анализировать их ответы 3,8
снизилась стрессоустойчивость. Тому есть определённые причины.
Учитывая критичную самооценку информационно-коммуникационных умений преподавателей, выявленную в ходе входного анкетирования слушателей курсов повышения квалификации (Табл. 1) [8], можно утверждать, что преподаватели испытывали серьёзные затруднения в новом цифровом взаимодействии. Общая организация дистанционных конференций была освоена относительно быстро. В то же время преподаватели отмечали недостаточную сфор-мированность своих умений, связанных с разработкой электронных учебных ресурсов (электронных учебников с элементами интерактивных технологий, видеолекций, электронных задачников), созданием и ис-
пользованием наглядных видеоматериалов (видеоконтента), в том числе видеолекций. Инновационным и малоосвоенным инструментарием образовательной деятельности были ресурсы интеллектуальных кампусов («Смарт Кампусов»).
В процессе образовательных взаимодействий студент вольно или невольно становится активным ассистентом преподавателя, так как налаживание технологического контакта с группой оказалось напрямую зависимым от владения техническими, информационно-методическими, информационно-презентационными умениями обеими сторонами. Среди востребованных совместных умений взаимодействия оказались и такие унитарные, как «включить связь, звук, видео», «показать презентацию и задание», «загрузить текст
лекции», и такие новые интегративно-слож-ные, как «создать новый контент», «интегрировать видеоконтент», «организовать сетевую работу студенческой группы над проектом». Инновации не только породили новые возможности партнёрского взаимодействия в образовательном процессе, но и определили новые требования, помехи, риски, выявили притязания студентов, их ожидания коммуникативного характера. Как правило, студенты в дистанционном взаимодействии отмечали быструю утомляемость, потерю связей с миром профессии, снижение внимания и интереса к содержанию учебных кейсов и презентаций, утрату представления о динамике изучаемых процессов. В целом снижается и влияние личности преподавателя как воспитателя, коуча, тьютора, как примера профессионала и «значимого старшего коллеги». В этой связи актуален поиск ценностно ориентированных педагогических технологий, нивелирующих барьеры дистанционного взаимодействия.
Проекты интеграции молодёжных взаимодействий и социально-культурных практик
Оренбургский государственный университет уже более 50 лет в различных институциональных статусах (филиал вуза, институт, технический университет, классический университет) реализует важнейшую миссию интеграции обучения и воспитания, культуры и образования, науки и производства в Оренбургской области и граничных с ней регионах. Роль университета как студенческого центра духовно-нравственного и социального развития [9] в настоящее время обогащается новыми формами и видами взаимодействия, ориентированными на разнообразие потребностей современной молодёжи. С 2020 г. начал действовать Департамент молодёжной политики и взаимодействия с сообществами. В круг задач социально-воспитательной работы Департамента включены такие, как вовлечение обучающихся университета в социальные отношения (студенческие общества,
отряды, общественные объединения и пр.), содействие развитию студенческого самоуправления, помощь в работе студенческих общественных объединений, развитие добровольческого (волонтёрского) движения. Деятельность Департамента определена Программой развития социально-культурной инфраструктуры ОГУ, осуществляется по двум основным направлениям: создание условий для вовлечения обучающихся в социально значимые практики и реализацию социально ориентированных проектов, направленных на развитие региона.
Представим некоторые из проектов Программы развития в контексте интеграции взаимодействий молодёжных сообществ и социально-культурных практик.
Проект «Я помню - я горжусь!» решает задачи совершенствования системы гражданско-правового и патриотического воспитания в университете, а также популяризации идей ВФСК ГТО и привлечения обучающихся и сотрудников к сдаче нормативов. К участию в проекте предполагается привлечь не менее 45% обучающихся от общей численности молодых людей, ожидается увеличение численности обучающихся, выполнивших нормативы, до 60%.
Проект «Лидер ОГУ» обеспечит совершенствование системы студенческого самоуправления и поддержки студенческих инициатив посредством создания молодёжного проектного офиса, поддержки системы университетских грантов в сфере общественной деятельности, организации и обучения корпуса тьюторского движения, привлечения студентов старших курсов к работе с первокурсниками в рамках программы по адаптации студентов первого курса.
Проект Студенческого клуба «СРЕДА» ориентирован на поддержку талантливой молодёжи и клубного движения с привлечением грантов Фонда Президентских грантов, АНО «Россия - страна возможностей», Рос-молодёжи и бизнеса в рамках социального партнёрства. Планируется организация конкурса на лучший проект молодёжного куль-турно-досугового центра ОГУ (коворкинг).
Проект студенческого медиацентра «На высоте» имеет целью создание студенческой медиа-лаборатории с современной инфраструктурой, подготовку и представление мультимедийного контента, отражающего деятельность студенческого и преподавательского сообщества; привлечение талантливой молодёжи к обучению в медиа-школе; позиционирование и продвижение бренда университета для целевых аудиторий в СМИ и социальных сетях.
Проект «Свободное пространство студенческих инициатив "Фабрика"» обеспечит поддержку молодёжного культурно-до-сугового центра университета, мониторинг интересов студентов в целях создания интерактивных площадок «по интересам» в пространстве коворкинга, организацию партнёрских отношений с молодёжными НКО.
В проектной мастерской «ОБиществляй» более 50 студентов готовят проекты на гран-товый конкурс Росмолодёжи при сопровождении кураторов департамента. Впервые проведён проектный интенсив с приглашёнными экспертами из Москвы. Проект организации студенческого пространства юридического факультета, подготовленный М. Мальцевой, получил финансовую поддержку в размере 180 тыс. руб. от университета. Большой победой для ОГУ стал грант Росмолодёжи на сумму 9,2 млн. руб., полученный в конкурсной борьбе тремя проектными командами. Материальную поддержку от университета получили Школа студенческого актива, командировки студентов для участия в форумах «Иволга», «Территория смыслов», «Таврида» и др. Улучшены условия для спортивных занятий и состязаний, создаётся Центр спортивно-массовой и оздоровительной работы, который будет организовывать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, развивать секции и профессиональный спорт. Новый импульс развития получил студенческий спортивный клуб «Буревестник».
Становится всё более реальной цель программы развития - сформировать бренд
университета, узнаваемый в российском и мировом научно-образовательном и социокультурном пространстве, активно взаимодействовать с широкими слоями общественности, бизнеса, профессионального сообщества и другими субъектами, заинтересованными в развитии региона.
Взаимодействие ОГУ с вузами Казахстана -научно-образовательный экспорт
Экспорт российского образования играет важную роль во внешней политике государства, а также способствует росту внешних финансовых поступлений в экономику, удовлетворяет кадровый дефицит на рынке труда и формирует положительный имидж России у стран-импортёров образования [10]. Россия занимает четвёртое место на рынке международного образования по показателю «количество иностранных студентов». Среди всех стран, которые импортируют российское образование, в общероссийской статистике лидирует Республика Казахстан [11].
Международное сотрудничество Оренбургского государственного университета основано на договорах с 58 университетами, иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки, среди которых Республика Казахстан представлена 19 вузами. В настоящее время ОГУ обучает по основным образовательным программам более 900 студентов стран ближнего и дальнего зарубежья. Истори-ко-географическая традиция сохранения и развития международных отношений обусловлена и протяжённостью границы Республики Казахстан с Оренбургской областью.
Реализация Национального проекта «Образование» (2018-2024 гг.) актуализировала международное взаимодействие психолого-педагогических кафедр ОГУ с университетами и колледжами Казахстана, такими как Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, Актюбинский государственный университет имени К Жубанова, Кызылординский педагогический высший
колледж им. М. Маметовой, Международный казахско-турецкий университет им. А. Ясави, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (г. Алматы) и другими.
Одним из направлений международного образовательного взаимодействия является подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре, соискательство учёной степени кандидата наук по специальностям 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 Теория и методика профессионального образования, а также очная и заочная форма обучения в магистратуре по направлению подготовки (специальности) 44.04.01 Педагогическое образование (программы «Высшее образование», «Менеджмент в образовательных системах»), которые имеют высокую привлекательность как для российских, так и для иностранных обучающихся.
Высококвалифицированные научно-педагогические кадры, современная инфраструктура ОГУ, образовательные онлайн-платформы с электронным контентом для самостоятельной и удалённой работы, научная библиотека, включающая российские и зарубежные сетевые ресурсы, а также зал электронных ресурсов с доступом к Электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки обеспечивают научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение подготовки научно-квалификационных работ (диссертаций) аспирантов и магистрантов, в том числе из вузов и колледжей Казахстана.
Устойчивое развитие международного образовательного взаимодействия осуществляется нашим университетом в таких направлениях, как академическая мобильность преподавателей и обучающихся, зарубежное научное консультирование докторантов PhD по психолого-педагогическим направлениям, участие в составе диссертационных советов по защите диссертаций на соискание степени PhD.
С 2013 по 2019 гг. профессора А.В. Ки-рьякова, Н.А. Каргапольцева, С.М. Карга-польцев по приглашению Кызылординского
государственного университета им. Коркыт Ата в рамках Программы Министерства образования и науки Республики Казахстан «Приглашение зарубежных учёных» читали лекции, проводили проблемные семинары, практические занятия по курсам «Теоретико-методологические и технологические основы профессионального образования», «Аксиология компетентностно-ориентиро-ванного образования», «Технологические аспекты реализации уровневого высшего образования», «Тенденции и парадигмы развития профессионального образования в современном мире», «Теоретико-методологические основы музыкальной педагогики», «Диагностика оценки учебных достижений студентов на основе компетентностного подхода» как в очном, так и онлайн-форма-тах для магистрантов, докторантов, молодых преподавателей психолого-педагогических и других кафедр университета.
Профессиональный интерес у казахстанских коллег вызвала презентация опыта Оренбургского госуниверситета по таким проблемам, как «Университет как образовательный кластер», «Университетский учебный округ: история и современность», «Академическая мобильность в условиях реализации программ подготовки специалистов по двум дипломам с зарубежными партнёрами». Научно-образовательное взаимодействие продолжилось в ходе подготовки научных публикаций, коллективных монографий, учебных пособий, индивидуального консультирования магистрантов, аспирантов, докторантов PhD. Благодаря научному консультированию профессоров ОГУ Н.А. Карга-польцевой, С.М. Каргапольцева, Л.В. Зубовой зарубежными докторантами успешно защищены три диссертации на соискание учёной степени PhD по специальности 6D010300 -Педагогика и психология, а ещё два соискателя завершают свои исследования.
Востребованным направлением взаимодействия Оренбургского госуниверситета с вузами Кызылорды, Актюбинска, Алматы, Туркестана, Казахстана является подготовка
молодыми преподавателями через соискательство или учёбу в аспирантуре диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Большим подспорьем в этом является уникальная возможность работать в зале электронных ресурсов университета и иметь быстрый доступ к Электронной библиотеке диссертаций РГБ обеспечивает оптимальную возможность теоретического анализа проблемы исследования и условий её опытно-экспериментальной проверки. Уже вручены дипломы «Исследователь. Преподаватель-исследователь» шести аспирантам ОГУ из Республики Казахстан. Кафедрой общей и профессиональной педагогики ОГУ рекомендованы к защите завершённые научные работы соискателей из Международного казахско-турецкого университета им. А. Яса-ви, г. Туркестан, Республика Казахстан.
Многолетний опыт профессионального взаимодействия наших вузов позволяет выявлять современные тенденции развития образования в России и Казахстане в ходе обсуждений на ежегодной Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры», организуемой ОГУ, а также на различных научных конференциях вузов-партнёров в Казахстане, таких, например, как Международные научно-практические интернет-конференции «Цифровое общество -цифровое образование: проблемы, опыт и перспективы», «Совершенствование системы высшего профессионального образования в условиях дистанционного обучения: проблемы, опыт и перспективы» (Кызылординский университет им. Коркыт Ата).
Реалии современного мира, в частности пандемия, определили возможности цифрового формата научно-образовательного взаимодействия наших университетов. Так, уже в этом году проведён международный научно-методический онлайн-семинар «Современный педагогический прогресс: тренды цифрового образования», международный семинар для докторантов PhD по
структуре методологии педагогического исследования (Кызылординский университет им. Коркыт Ата), международный круглый стол «Имидж педагога XXI века в условиях модернизации образования» (Актюбинский государственный университет им. К. Жуба-нова), на которых в качестве спикеров выступили преподаватели кафедры общей и профессиональной педагогики.
Наши университеты активно взаимодействуют с организациями довузовского образования. Так, в ежегодной конференции по итогам конкурса исследовательских работ учащейся молодёжи и студентов Оренбуржья, организуемой Ассоциацией «Оренбургский университетский (учебный) округ», участвуют и побеждают в том числе старшеклассники из общеобразовательных учреждений Казахстана. Естественным продолжением научно-образовательного взаимодействия стало включение преподавателей ОГУ в международный грант «Научно-педагогические основы создания мобильного приложения для родителей по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного и школьного возраста», полученный Кызылор-динским университетом имени Коркыт Ата (Республика Казахстан), а также подготовка совместных научных публикаций.
Повышению привлекательности российских образовательных программ для иностранных студентов способствует создание в нашем университете условий для организации качественного образовательного процесса - как очного, так и в онлайн-формате, реализация программ академической мобильности, внедрение международных образовательных стандартов, развитие атмосферы международного сотрудничества. Среди направлений дальнейшей реализации проекта «Экспорт образования» университет выделяет научно-образовательное взаимодействие в области международной проектной деятельности, проектирование и внедрение целевой модели деятельности университета по экспорту образования, развитие новых форм совместных с зарубежными партнёра-
ми образовательных программ, в т.ч. на английском языке, разработку и реализацию программам дополнительного образования для зарубежных школьников.
Заключение
Инновации в образовательной среде Оренбургского государственного университета имеют многоаспектный характер. Взаимодействия организуются для различных акторов, оказывая влияние на региональную среду и тем самым реализуя актуальные - вторую и третью - миссии университета. Выделяются внешний и внутренний контуры взаимодействия. Во внутреннем контуре наибольшие трансформации носят межличностный характер на уровне «преподаватель - студент». Динамика ценностного взаимодействия студентов и преподавателей в условиях современных социальных и цифровых трансформаций отражает изменение характера совместной деятельности в целях компетентностного развития обучающихся - от формально-репродуктивного к ценностно-креативному. Выявляются новые доминаты инструментальных ценностей студентов в связи с информационно-технологическими особенностями дистанционных образовательных технологий. С одной стороны, заметно повышение учебно-личностной ответственности и роли результативной образовательной коммуникации, с другой - отмечается снижение значимости фигуры преподавателя.
Во внешнем контуре взаимодействий ОГУ активно развиваются новые формы проектной деятельности для интеграции молодёжных инициатив и социально-культурных практик. Международные аспекты внешнего контура университетского взаимодействия успешно демонстрирует научно-образовательный экспорт в вузы республики Казахстан. Развитие взаимодействия актуализирует внедрение программ академической мобильности, международных образовательных стандартов, культивацию атмосферы международной коммуникации на основе освоения языка и культуры партнёра.
Литература
1. Беляев Д.А, Волкова О.А, Шеболкина Е.П. Потенциал когнитивного менеджмента и ценностно-коммуникативная природа университетского образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 105-116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-105-116
2. Downes S. Connectivism and Connective Knowledge Essays on Meaning and Learning Networks. National Research Council, Canada, 2012. 616 p.
3. Ахаян А.А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2017. № 8. URL: http://www.emissia.org/offline/2017/2560.htm (дата обращения: 23.07.2021).
4. Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А, Бело-новская И.Д. Научно-педагогические проекции трансформации университетского образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 155-167. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-155-167
5. Лукашенко М.А, Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 46-56. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56
6. Пузанова Ж..В, Ларина Т.И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориен-таций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 99-111. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111
7. Ольховая Т.А, Пояркова Е.В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 142-154. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-142-154
8. Кирьякова А.В, Гараева Е.А. Ресурсы сети Интернет в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. №5 (223). С. 32-39. DOI: https://doi.org/10.25198/1814-6457-223-32
9. Романова Г.М, Петрова С.В, Мазниченко М.А, Бревнова С.В, Григоращенко-Алиева Н.М. Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития: вклад в улучшение городской и региональной среды // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 97-107. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-97-107
10. Аверьянов А.О., Гуртов В.А, Семенов Д.Н, Круглов В.И. Развитие экспорта российского образования: ориентация на потребность национальных рынков труда // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 9-21. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-9-21
11. Леденева В.Ю, Ломакина О.В, Джунусов А.М, Бегасилов Б.Т. Образовательная по-
литика Казахстана в условиях миграции молодёжи // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №6. С. 156-168. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168
Статья поступила в редакцию 15.06.21 Принята к публикации 23.07.21
References
1. Belyaev, D.A., Volkova, O.A., Shebolkina, E.P. (2019). Potential of Cognitive Management and Value-Communicative Nature of University Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. Vol. 28, no. 2, pp. 105-116, doi: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-2-105-116 (In Russ., abstract in Eng.).
2. Downes, S. (2012). Connectivism and Connective Knowledge Essays on Meaning and Learning Networks. National Research Council Canada. 616 p.
3. Akhayan, A. (2017). The Network Personality as a Pedagogical Concept: An Invitation to Meditation. The Emissia. Offline Letters. No. 8. Available at: http://www.emissia.org/offline/2017/2560.htm (accessed 23.07.2021).
4. Kiryakova, A.V., Kargapoltseva, N.A., Belonovskaya, I.D. (2020). Scientific and Pedagogical Projections of the Transformation of University Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 8-9, pp. 155-167, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-155-167 (In Russ., abstract in Eng.).
5. Lukashenko, M.A., Ozhgikhina, A.A. (2019). Image of a University Professor: Students' Views and Priorities. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 1, pp. 46-56, doi: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56 (In Russ., abstract in Eng.).
6. Puzanova, Zh.V., Larina, T.I. (2021). Influence of University Education on Changes in Students' Value Orientations. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 4, pp. 99-111, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111 (In Russ., abstract in Eng.).
7. Olkhovaya, T.A., Poyarkova, E.V. (2020). New Practices of Engineering Education in Conditions of Distance Learning. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 8-9, pp. 142-154, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-142-154 (In Russ., abstract in Eng.).
8. Kiryakova, A.V., Garayeva, E.A. (2019). Internet Resources in the University Teacher Professional and Pedagogical Activities. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University. No. 5 (223), pp. 32-39, doi: https://doi.org/10.25198/1814-6457-223-32 (In Russ., abstract in Eng.).
9. Romanova, G.M., Petrova, S.V., Maznichenko, M.A., Brevnova, S.V., Grigorashchenko-Aliyeva, N.M. (2018). Youth Center for Spiritual, Ethical and Social Development: Contribution to the Improvement of the Urban and Regional Environment. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 11, pp. 97-107, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-97-107 (In Russ., abstract in Eng.).
10. Aver'yanov, A.O., Gurtov, V.A., Semenov, D.N., Kruglov, V.I. (2021). Development of the Export of Russian Education: Focusing on the Needs of National Labor Markets. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 4, pp. 9-21, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-9-21 (In Russ., abstract in Eng.).
11. Ledeneva, V.Yu., Lomakina, O.V., Dzhunusov, A.M., Begasilov, B.T. (2021). Educational Policy of Kazakhstan in the Context of Youth Migration. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 6, pp. 156-168, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168 (In Russ., abstract in Eng.).
The paper was submitted 15.06.21 Accepted for publication 23.07.21