Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Актуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43
Лысаков Николай Дмитриевич - д-р психол. наук, проф., [email protected] Лысакова Елена Николаевна - канд. психол. наук, доцент, [email protected] Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия
Адрес: 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4
Аннотация. Целью данной работы является обсуждение актуальных проблем педагогики, которые должны быть представлены в учебно-тематических планах программ повышения квалификации преподавателей. Согласно материалам современных отечественных и зарубежных исследований эти проблемы сосредоточены в таких областях, как развитие образования во взаимосвязи с формированием учебной и педагогической деятельности, которые целесообразно системно обсуждать на курсах повышения квалификации, формулируя соответствующие научно-практические рекомендации.
Выделены следующие области исследований: 1) особенности современного учебного процесса, 2) студент как субъект учебной деятельности, 3) преподаватель как субъект педагогической деятельности. Студент как субъект учебной деятельности характеризуется не только по критериям его познавательного и мотивационного развития, но и в контексте рисков снижения психического здоровья при наличии опасных факторов жизнедеятельности в информационном пространстве. Важным аспектом понимания современного студента является анализ его ценностных ориентаций для оказания на него своевременного воспитательного воздействия в ходе образовательного процесса. Преподаватель как субъект педагогической деятельности изучается с точки зрения его профессиональной успешности, рассматриваются такие факторы профессионализации, как мотивация, педагогическое общение, стрессоустойчивость в различных условиях труда.
Ключевые слова.: педагогика высшей школы, повышение квалификации преподавателей, аэрокосмическое образование, аэрокосмический вуз, учебная деятельность, педагогическая деятельность, цифровые технологии
Для цитирования: Лысаков Н.Д, Лысакова Е.Н. Актуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 32-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н., 2021.
И]
Current Issues of Higher Education Pedagogy and University Teachers' Skills Development
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43
Nikolay D. Lyssakov - Dr. Sci. (Psychology), Prof., [email protected] Elena N. Lyssakova - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., [email protected] Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia Address: 4, Volokolamskoe shosse, Moscow, 125993, Russian Federation
Abstract. The article addresses the current issues of pedagogy of higher education that should be presented in skills development programs in consideration of aerospace education specifics. According to the contemporary Russian and foreign researches, current issues of pedagogy are concentrated in such areas as the development of education in connection with the formation of learning and teaching processes. It is feasible to discuss systematically these problems in teacher training and professional development courses and formulate scientific and practical recommendations.
The article dwells on the three research areas in pedagogy of higher education: 1) features of the modern educational process; 2) student as a subject of educational activities; 3) university teacher as a subject of pedagogical activities. A student as a subject of learning is characterized not only by criteria of his cognitive and motivational development, but also in the context of mental health risks in the conditions of challenges and threats of the digital world. The analysis of modern student's value orientations is an important aspect of higher education pedagogy in order to influence teaching and educational processes.
A teacher as a subject of pedagogical activity is studied from the standpoint of his professional success. Such factors of his professionalization as motivation, pedagogical communication, stress resistance in various working conditions are considered.
Keywords: higher education pedagogy, teacher skills development, aerospace education, aerospace university, learning process, digital technologies
Cite as: Lyssakov, N.D., Lyssakova, E.N. (2021). Current Issues of Higher Education Pedagogy and University Teachers' Skills Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 5, pp. 32-43, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
Дополнительное профессиональное образование нацелено на обеспечение процесса непрерывного развития человека в профессиональной и социальной сферах. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ
повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). В частности, педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (ст. 47 п. 5.2) и обязаны применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (ст. 48 п. 5).
Таким образом, педагогика обеспечивает профессиональное развитие преподавателей во взаимосвязи с теми научными областями, которые составляют предметные области конкретного учебно-воспитательного процесса. Поэтому рефлексия особенностей образовательного процесса, типологических и индивидуальных характеристик обучающихся, коррекция стиля своей педагогической деятельности, саморазвитие в условиях инновационных преобразований в системе высшего образования становятся важными задачами непрерывной профессионализации преподавателя.
В этой связи следует отметить важную методологическую роль журнала «Высшее образование в России» как современной платформы по организации профессиональных дискуссий на актуальные темы образования, всестороннему анализу полученных результатов, обмену педагогическим опытом, представленной различными рубриками журнала, такими как «Педагогика высшей школы», «Инженерная педагогика», «Синергия», «Направления модернизации высшего образования», «Социология высшего образования». Если судить по публикациям журнала за последние годы, можно сказать, что тема подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров является на его страницах едва ли не центральной, приоритетной, во всяком случае - профильной, «фокусной».
Кроме того, журнал принял активное участие в анализе условий перехода к «образовательной» модели аспирантуры и отказа от неё в новой версии Федерального закона. Эта модель исходит из того, что педагогические компетенции не передаются по наследству как некий генетически заданный «талант» и не являются простой функцией от хорошего знания предметного содержания науки и образования. Необходимо в первую очередь формировать педагогическую мотивацию, понимание социальной ответственности преподавателя, установку на
постоянное саморазвитие средствами науки и образования1.
Целью данной работы является обоснование актуальных проблем педагогики, которые могут быть представлены в учебно-тематических планах программ повышения квалификации преподавателей с учётом специфики аэрокосмического образования. По материалам отечественных и зарубежных публикаций выделены следующие области исследований: 1) особенности современного учебного процесса, 2) студент как субъект учебной деятельности, 3) преподаватель как субъект педагогической деятельности.
Результаты и их обсуждение
Особенности современного учебного процесса
Общемировым направлением развития образования является всё более активное и масштабное применение высокотехнологичных методов обучения, что актуализирует междисциплинарные исследования с привлечением данных когнитивных нейронаук, молекулярной генетики и психогенетики, когнитивной психологии, информатики, когнитивной лингвистики, нейролингвисти-
1 Бедный Б.И, Миронос А.А, Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 44-54. DOI: https://doi. о^10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54; Бедный Б.И, Миронос А.А, Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9-24. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24; Зырянов В.В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 25- 37. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37; Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 55- 70. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70
ки и других наук. Фактически речь идёт о смене парадигм в традиционной педагогике и возникновении нового комплекса наук об образовании [1].
В центре перестройки традиционного обучения - внедрение информационного пространства как равноправного источника обучения и развития подрастающего поколения. Поэтому для современного педагога становится важным постоянное совершенствование информационной культуры. Если в 1990-е гг. ХХ в. стояла задача сформировать у педагогов базовую компьютерную грамотность, то сейчас на повестке дня стоит задача подготовки преподавателей, способных не только перевести в цифровой вид учебные материалы дисциплины, но и понимать границы применения информационных технологий, объективно оценивать их влияние на динамику познавательного развития обучающихся.
В настоящее время обобщаются данные исследований, оформляется методология цифровизации в обучении. Создание обобщённой модели электронного обучения и цифровой образовательной среды рядом авторов предлагается в рамках системно-деятельностного подхода, разработанного в отечественной педагогике и психологии образования. Поскольку центральными понятиями системно-деятельностного подхода являются «деятельность» «потребности», «мотивация», «действие», «индивид», «личность», «операция», «задача», «социальная ситуация развития», «средства развития», возможно построение целостной методологии применения цифровых технологий на разных уровнях образовательного процесса и оценки их результативности в области как когнитивного, так и личностного развития обучающихся [2]. Неизменным остаётся методологический принцип единства обучения и воспитания.
Технологически образовательные организации страны готовы к проведению учебных занятий в цифровом формате, поскольку обладают персональными компьютерами,
в большинстве случаев имеющими доступ к Интернету, аудитории оснащены мультимедийными проекторами, интерактивными досками и другим вспомогательным оборудованием. При этом научно-технический прогресс в образовании должен быть использован максимально эффективно. Так, в качестве направления модернизации профессионального образования отмечается необходимость внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ [3].
Представляет интерес идея коллективного взаимообучения, впервые реализованная А.Г. Ривиным, и разработанный на этой основе метод, названный автором «талге-низмом» (от слов «талант», «гений»). Педагогическая технология состоит в «диалогическом общении» в переменных парах, позволяющем достичь высоких результатов в совместном обучении людей разного возраста и разного уровня подготовки [4]. Нельзя обойти вниманием и обсуждение ещё одной актуальной для цифрового образования педагогической технологии, называемой «перевёрнутое обучение», в соответствии с которой учащиеся осваивают новый учебный материал самостоятельно вне аудитории, как правило, с использованием видеоматериалов, компьютерных технологий, а время аудиторной работы отводится на практическое применение полученных знаний и творческую деятельность [5].
На Международном форуме «Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения», состоявшемся в Москве 28—29 ноября 2019 г. на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, обсуждались как организационные, так и педагогические вопросы осуществления образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных методов обучения. Главная ценность такого методологического анализа заключается во всесторонней оценке перспектив и ограничений электронной образовательной среды, признании ведущей роли преподавателя независимо от того, как
организуются учебные занятия - очно или дистанционно. Например, относительно курса начертательной геометрии был сделан вывод, что обращение к электронному ресурсу обеспечивает максимальную наглядность излагаемого материала, эффективное использование времени занятий, улучшение качества занятий, проводимых преподавателями с разным уровнем подготовки. Представление графического материала в форме анимации сопровождается последовательным пояснением построения изображений на чертеже и решением задач под руководством преподавателя, который также регулирует скорость смены слайдов, а бегущую строку и медленно движущиеся линии не использует [6].
Есть мнение, что каждая учебная дисциплина в аэрокосмическом образовании должна проходить психолого-педагогическую экспертизу с точки зрения целесообразности её перевода в целом или отдельных видов занятий (учебных тем) в дистантный режим преподавания [7]. Лекционные курсы, практические и лабораторные занятия формируют соответственно как фундаментальные теоретические знания, так и конкретные навыки и умения, в целом составляющие универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускника. Там, где невозможно полностью формализовать предметную область, где присутствуют зоны неочевидности, вариативности, различные артефакты и редкие феномены, роль преподавателя состоит в непосредственной включённости в учебно-воспитательную ситуацию (в аудитории) и оперативном реагировании на возникающие у студентов вопросы. В аэрокосмическом образовании это проблемы, в частности, учёта человеческого фактора в лётной и технической эксплуатации воздушного судна.
Начавшаяся в конце 2019 г. пандемия ко-ронавирусной инфекции, повлёкшая переход на дистанционное обучение, ускорила принятие решений по массовому внедрению цифровых технологий в образователь-
ную систему. Преподавательский корпус в 2019/2020 учебном году в большом объёме и зачастую без предварительной технологической и психологической подготовки получил опыт работы на определённой цифровой образовательной платформе. Студенты всех курсов и направлений подготовки также столкнулись с необходимостью адаптации к новым условиям учения. Исследования этого непростого периода развития мирового образования продолжаются, данные систематизируются и обобщаются. Так, опрос 332 пакистанских студентов и преподавателей показал, что существует взаимосвязь между такой характеристикой личности, как проактивность (способность принимать ответственность за себя и свою жизнь, продуктивное целеполагание) и состоянием социального капитала (сформированность социальных норм, социальных связей и доверия). Выяснилось, что направленность студентов на сотрудничество с преподавателями и друг с другом, ориентация на помощь и поддержку укрепила их социальный капитал за счёт качества онлайн-взаимодействия во время пандемии COVID-19. Особенно это было очевидно во время пика пандемии [8]. Преподаватели, обучающиеся на курсах повышения квалификации, также отмечали факты укрепления взаимодействия в большинстве студенческих групп, но возникали и сбои такого взаимодействия, ситуации, когда старосты не могли назвать причины длительного отсутствия кого-то на занятиях, даже дезинформирования друг друга и преподавателей по вопросам сдачи отчётности, сведений из деканатов, кафедр и др.
Итак, особенностями развития образования на современном этапе выступают:
- формирование нового комплекса наук, обеспечивающих всестороннее изучение образовательного процесса, в который входит не только педагогика, но и нейронауки, генетика, информатика, многие отрасли психологии и т.д.;
- масштабное внедрение цифровых образовательных технологий в традиционном
и дистанционном обучении с одновременным обоснованием научных подходов к их применению;
- разработка целостной методологии электронного обучения и цифровой образовательной среды;
- актуализация вопросов, связанных с анализом различных аспектов взаимодействия всех участников образовательного процесса в электронной среде, в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
Студент как субъект учебной деятельности
Для преподавателей, обучающихся по программам повышения квалификации педагогической направленности, представляет интерес опыт организации целостной образовательной среды в отечественных и зарубежных вузах. Например, в МГИМО на основе учебной, научно-исследовательской, конструкторской, проектной работы студентов создана среда личностного и профессионального развития, включающая также программу многоуровневого медико-социального и психологического сопровождения учебного процесса [9]. Современную ситуацию в педагогике можно описать как переход от «знаниевой» парадигмы с акцентом на деятельности преподавателя к «студентоцентрированной» парадигме с акцентом на ведущей роли студента [10; 11]. Однако вернее говорить всё же о диалектике взаимодействия субъектов - стейкхолдеров учебного процесса.
Так, на примере преподавания иностранного языка в техническом вузе обоснована роль преподавателя-модератора. Студент становится членом академического профессионального сообщества, включаясь в реализацию языкового проекта. Языковой проект, являясь формой смешанного обучения, позволяет студенту учиться в своём темпе, привлекать к своему обучению все доступные ресурсы - от консультации специалистов в профессиональной сфере и сфере иностранного языка до интернет-ресурсов
и обучающих платформ. При этом происходит существенная трансформация методического мышления преподавателя, суть которой - не только в овладении новыми техническими возможностями, но и в актуализации педагогических установок, навыков конструирования, стратегического видения своего курса, умения создавать обучающую среду с учётом образовательных потребностей всех участников, а также содержания дисциплины и актуального состояния науки и техники [12].
Как понятно из материалов исследования, в Мадридском политехническом университете особое внимание уделяется анализу особенностей развития учебно-профессиональной мотивации магистров, обучающихся по направлению аэрокосмической инженерии. Задача состоит в том, чтобы повысить познавательную мотивацию студентов на протяжении всего периода обучения и закрепить их направленность на дальнейшую профессионализацию. Авторы обосновывают эффективность активных, т.е. проектных методов обучения и приводят пример включённости обучающихся в разработку предварительного проекта космической миссии, исходя из определённых условий, когда, в частности, необходимо интегрировать подсистемы микроспутника с помощью демонстрационных спутников [13].
В Волгоградском государственном техническом университете много делается для формирования навыков безопасного, критического, уверенного применения студентами цифровых технологий. В этой связи определены следующие направления учебно-воспитательного процесса: развитие критического мышления, учёт «многозадачности» в организации учебного пространства, использование элементов современных цифровых технологий при организации учебных дискуссий в сетевых ресурсах, подготовке учебных заданий (например, геопрогулки по городу), проведении внеучебных мероприятий (например, регистрация на конференцию/ фестиваль/концерт) и т.д. [14].
В ходе повышения квалификации преподавателей стоит обсудить со слушателями проблему кибербуллинга, т.е. травлю в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. Согласно результатам исследования 1282 студентов университетов (594 мужчины и 688 женщин) в возрасте от 18 до 46 лет кибербуллинг имеет высокую распространённость в университетской среде и связь с эмоциональными трудностями и признаками суицидального мышления студентов. У жертв кибербуллинга увеличивается вероятность суицидального мышления и проявлений высокого уровня тревоги, депрессии и стресса. Поэтому необходимы, прежде всего, эффективные превентивные меры по решению данной проблемы [15].
Считаем важной темой для преподавателей вопросы, связанные с пониманием ценностных ориентаций современной студенческой молодёжи. Так, в статье Е.А. Коган показаны представления будущих инженеров о Дне Победы и патриотизме. Выяснилось, что память о событиях Великой Отечественной войны является достаточно значимой. День Победы - важный праздник для будущих инженеров и их семей. Чаще всего в этот день они вспоминают своих родственников, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Тем не менее лишь незначительная часть опрошенных поздравляют ветеранов, возлагают цветы к Вечному огню, участвуют в акции «Бессмертный полк». Однозначно патриотами смогли назвать себя лишь 12,6% опрошенных, но велик процент (49%) тех, кто склоняется к тому, чтобы считать себя таковыми. Данные, полученные на выборке будущих инженеров, как и данные по более объёмной выборке студентов, свидетельствуют о достаточно пессимистичном оценивании респондентами уровня патриотизма в своём окружении [16]. Отсюда следует вывод о необходимости совершенствования воспитательной работы в вузе. На наш взгляд, каждый преподаватель может выделить время для патриотическо-
го воспитания средствами своей учебной дисциплины. Аэрокосмический вуз имеет неисчерпаемый ресурс для проведения такой работы. Ведь изучая образцы военной и гражданской авиационной техники, историю создания пилотируемого космического аппарата и т.д., студенты осознают на эмоционально-личностном уровне события и обстоятельства их применения в реальных боевых или иных экстремальных условиях, узнают имена конструкторов, лётчиков, космонавтов. При проведении учебных занятий в памятные и праздничные дни обязательно проинформировать студентов об этом, например, 23 декабря, в День Дальней авиации России, кратко охарактеризовать её важную роль в обеспечении обороноспособности государства.
Итак, студент как субъект учебной деятельности характеризуется не только по критериям его познавательного и мотива-ционного развития, но и в контексте рисков снижения психического здоровья в опасных условиях цифровизации жизнедеятельности. Важным аспектом понимания современного студента является анализ его ценностных ориентаций, с тем чтобы своевременно оказывать на него воспитательное воздействие в ходе образовательного процесса.
Преподаватель как субъект педагогической деятельности
В ходе освоения программ повышения квалификации преподаватели часто задают вопросы о наиболее типичных профессиональных трудностях современного педагога. В развитие данной темы можно предложить обсуждение результатов исследования профессиональной мотивации. Авторы одного из подобных исследований утверждают, что базовыми мотивами профессиональной педагогической деятельности по-прежнему являются интерес к преподаваемой дисциплине, увлечённость процессом научного познания, желание включить в данный процесс студентов. Значительным мотивирующим фактором в работе преподавателя называ-
ется возможность сочетать педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой [17]. Действительно, эти выводы не вызывают сомнения, поскольку наряду с учебно-методической работой перечисленные виды деятельности педагога составляют их трудовые функции. Значит, преподаватели, обладающие заниженными показателями соответствующих мотивов, с высокой вероятностью испытывают трудности в профессиональном развитии.
В этой связи продуктивным направлением успешной профессионализации является область педагогического общения. В фокусе внимания - формирование коммуникативного пространства совместной познавательно-интеллектуальной деятельности преподавателей и студентов за счёт включения последних в учебно-воспитательную деятельность, организации совместного общения в работе с различными учреждениями (участие в заседаниях кафедры, конференциях, публичных лекциях, выступления в печати и др.), совместной научно-исследовательской работы, выстраивания неформальных отношений, проведения бесед, дискуссий на различные темы, участия преподавателей в организации студенческого досуга, привлечения студентов к совместной научной, творческой, благотворительной деятельности [18].
Актуальной проблемой в деятельности педагога высшей школы является эмоциональное выгорание (симптоматика, сопровождающая трудовую деятельность в условиях умственного и эмоционального напряжения), а также эмоциональное заражение в период карантинных мер 2020 г. Проявлениями эмоционального выгорания на стадии формирования являются неудовлетворённость собой, тревога, депрессия и эмоциональная отстранённость; сформированными симптомами эмоционального выгорания являются неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей и отстранённость. Как показал качественный анализ, данные
симптомы наиболее характерны для преподавателей, имеющих стаж педагогической деятельности более 20 лет [19].
В масштабном исследовании 2758 преподавателей из 25 высших учебных заведений Китая изучались корреляции между воспринимаемым ими стрессом и самоэффективностью. Согласно социально-когнитивной теории научения А. Бандуры самоэффективность - вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации. В итоге получены следующие результаты: 1) стресс от организационных и вновь возникающих проблем отрицательно связаны с самоэффективностью; 2) стресс от финансовой неудовлетворённости и переживаний по поводу качеств студентов слабо положительно связан с самоэффективностью; 3) зафиксированы значительные различия по соотношениям между воспринимаемым стрессом и самоэффективностью у преподавателей учреждений разного уровня [20].
Оперативные данные по адаптации преподавателей к ведению профессиональной деятельности онлайн показали, что домашний режим оказал существенно неблагоприятное воздействие на их психику, поскольку серьёзным образом оказалась ограничена свобода передвижения, пропала возможность смены обстановки. Авторы делают вывод, что такие изменения особо тяжело переживаются личностями экстравертного типа, с развитыми коммуникативными способностями, причём среди преподавателей таких, вероятно, может оказаться большинство. Отсутствие динамики и стагнационные моменты реализации профессиональной деятельности в электронной образовательной среде требуют дополнительного осмысления педагогикой и психологией [21]. XVI Европейский психологический конгресс, состоявшийся 2-5 июля 2019 г. в Москве, показал серьёзную заинтересованность в решении этих вопросов [22].
Итак, преподаватель как субъект педагогической деятельности изучается с точки зрения его профессиональной успешности,
рассматриваются такие факторы профессионализации, как мотивация, педагогическое общение, стрессоустойчивость в различных условиях труда.
Заключение
Отмеченные выше актуальные проблемы педагогики целесообразно системно обсуждать на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей с формулировкой соответствующих научно-ориентированных и практически значимых рекомендаций. Как справедливо отмечается в Миссии журнала «Высшее образование в России», сегодня остро стоит проблема «поддержания единого исследовательского пространства в области наук об образовании в географическом (межрегиональное^) и эпистемологическом) смысле». Именно этой связи ставится задача выработки «общезначимого языка описания и объяснения современной образовательной реальности, который не только позволяет рефлексировать и понимать происходящее, но и сплачивает, объединяет научно-педагогическое сообщество на основе ценностей профессионального этоса - солидарности, содружества. кооперации и сотворчества». Эти темы должны стать основополагающими направлениями деятельности системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов.
Литература
1. Зинченко Ю.П. Гуманитарное знание и образовательная среда XXI века: смена парадигм // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 11-22.
2. Егоров СЮ, Шилко Р.С, Ковалев А.И, Зинченко Ю.П. Перспективы развития цифрового образования: анализ с позиций си-стемно-деятельностного подхода // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 120-127.
3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М. : Изд-во ВШЭ, 2019. 344 с.
4. Бабаева М.А, Голубев Е.Б. «Талгенизм» в эпоху цифровизации: отечественная история cMOOC // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 71-84. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-71-84
5. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86-95. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95
6. Белобородова Т.Л, Боровиков И.Ф, Палий Н.В, Сенченкова Л.С, Суркова Н.Г. Электронный образовательный ресурс в курсе начертательной геометрии МГТУ им. Н.Э. Баумана // Сб. трудов Международного форума «Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения», Москва 28-29 ноября 2019 г. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 18-20.
7. Лысаков Н.Д. Психологические особенности цифровизации обучения в аэрокосмическом вузе // Психология обучения. 2020. № 6. С. 92-99.
8. Zheng F, Khan N.A, Hussain S. The COVID 19 pandemic and digital higher education: Exploring the impact of proactive personality on social capital through internet self-efficacy and online interaction quality // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. 105694. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105694
9. Белогуров А.Ю, Кулыгина М.А, Логинов И.А. Пространство личностного и профессионального развития студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 128-135.
10. Данейкин Ю.В, Калпинская О.Е, Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 104-116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
11. Кисель О.В, Дубских А.И, Бутова А.В. Трудности применения студентоцентриро-ванного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 95-103. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103
12. Дёмина О.А, Тепленёва И.А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов // Высшее образование в России.
2020. Т. 29. № 7. С. 156-167. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167
13. López-Fernández D, Ezquerro J.M, Rodríguez J., Porter J., Lapuerta V. Motivational impact of active learning methods in aerospace engineering students //Acta Astronautica. 2019. Vol. 165. P. 344-354. DOI: 10.1016/j.actaastro.2019.09.026
14. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодёжь в эпоху цифрового общества // Преподаватель XXI век. 2019. № 1-1. С. 77-85.
15. Martínez-Monteagudo M.C., Delgado В., Díaz-Herrero A., García-Fernández J.M. Relationship between suicidal thinking, anxiety, depression and stress in university students who are victims of cyberbullying // Psychiatry Research. 2020. Vol. 286. 112856. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.112856
16. Коган Е.А. Будущие инженеры о Дне Победы и патриотизме // Человеческий капитал. 2020. №9 (141). С. 64-73. DOI: 10.25629/ HC.2020.09.05
17. Толстоухова И.В., Фугелова Т.А. К вопросу о специфике профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях инновационных преобразований // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 11). С. 2483-2488.
Peferences
1. Zinchenko, Yu.P. (2019). Humanitarian Knowledge and Educational Environment of the XXI Century: Shift of Paradigm. Vestnik Rossiyskogo fonda fundamental'nykh issledo-vaniy = Russian Foundation for Basic Research Journal. No. 4 (104), pp. 11-22. (In Russ., in Eng.).
2. Egorov, S.Yu., Shilko, R.S., Kovalev, A.I., Zinchenko, Yu.P. (2019). Prospects for the Digital Education Development: Analysis from the Standpoint of System-Activity Approach. Vestnik Rossiyskogo fonda fundamental'nykh issledovaniy. = Russian Foundation for Basic Research Journal. No. 4(104), pp.120-127. (In Russ., abstract in Eng.).
3. Uvarov, A.Yu., Gaibl, E., Dvoretskaya, I.V., Zaslavsky, I.M., Karlov, I.A., Mertsalova, T.A., Ser-gomanov, P.A., Frumin, I.D. (2019). Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazo-vaniya [Hardships and Prospects for the Digital Transformation of Education]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 344 p. (In Russ.).
4. Babaeva, M.A., Golubev, E.B. (2020). «Talgenism» in the Digital Age: A Domestic History of cMOOC. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 8-9, pp. 71-84, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-71-84 (In Russ., abstract in Eng.).
5. Gnutova, I.I. (2020). From Flipped Classroom to Flipped Learning: Evolution of the Concept and Its Philosophical Foundations. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 5, pp. 86-95, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95 (In Russ., abstract in Eng.).
18. Кочергина О.А. Особенности педагогического общения в вузе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 3. С. 176-183.
19. Андреева Е.А. Особенности проявления эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // MODERN SCIENCE. 2019. № 12-2. С. 319-322.
20. Yin H, Han J., Perron B.E. Why are Chinese university teachers (not) confident in their competence to teach? The relationships between faculty-perceived stress and self-efficacy // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 100. 101529. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.101529
21. ЛаптевЛ.Г, КиселевВ.В, Борщева А.В, Неровный Л.В. Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя в условиях «самоизоляции» // Человеческий капитал. 2020. № 8(140). С. 78-86. DOI: 10.25629/HC.2020.08.07
22. Лысакова Е.Н. Современные тренды развития образования // Инновации в образовании. 2019. № 10. С. 28-33.
Статья поступила в редакцию 05.02.21 После доработки 20.03.21 Принята к публикации 10.04.21
6. Beloborodova, T.L., Borovikov, I.F., Paliy, N.V., Senchenkova, L.S., Surkova, N.G. (2020). [Electronic Educational Resource in the Course of Descriptive Geometry BMSTU]. In: Sb. tru-dov Mezhdunarodnogo foruma «Tsifrovye tekhnologii v inzhenernom obrazovanii: novye trendy i opyt vnedreniya» [International Forum «IT-technologies for Engineering Education: New Trends and Implementation Experience», Moscow 28-29 Nov. 2019]. Hoscow : Bauman MSTU Publ., pp. 18-20. (In Russ., abstract in Eng.).
7. Lyssakov, N.D. (2020). Psychological Features of Digitalization in Aerospace University Education. Psikhologiya obycheniya [Psychology of Learning]. No. 6, pp. 92-99. (In Russ., abstract in Eng.).
8. Zheng, F., Khan, N.A., Hussai, S. (2020). The COVID 19 Pandemic and Digital Higher Education: Exploring the Impact of Proactive Personality on Social Capital through Internet Self-Efficacy and Online Interaction Quality. Children and Youth Services Review. Vol. 119,105694, doi: https://doi.org/10.10167j.childyouth.2020.105694
9. Belogurov, A.Yu., Kulygina, М.А., Loginov, I.A. (2016). Space for Realizing Strategics of Students' Personal and Professional Development. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 128-135. (In Russ., abstract in Eng.).
10. Daneykin, Yu.V., Kalpinskaya, O.E., Fedotova, N.G. (2020). Project Approach to the Implementation of Individual Educational Paths in Modern University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 8-9, pp. 104-116, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9- 104-116 (In Russ., abstract in Eng.).
11. Kisel, O.V., Dubskikh, A.I., Butova, A.V. (2020). Difficulties in Applying a Student-Centered Approach in Modern Russian Higher Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 8-9, pp. 95-103, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-05-103 (In Russ., abstract in Eng.).
12. Dyomina, O.A., Tepleneva, I.A. (2020). Modification of Teaching/Learning Strategies of University Teaching Staff. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 7, pp. 156-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167 (In Russ., abstract in Eng.).
13. López-Fernández, D., Ezquerro, J.M., Rodríguez, J., Porter, J., Lapuerta, V. (2019). Motivational Impact of Active Learning Methods in Aerospace Engineering Students. Acta Astronautica. Vol. 165, pp. 344-354, doi: https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2019.09.026._
14. Petruneva, R^., Vasilyeva, V.D., Toporkova, O.V. (2019). Students in the Era of Digital Society. Prepodavatel XXI Vek [Teacher. XXI Century]. No. 1-1, pp. 77-85. (In Russ., abstract in Eng.).
15. Martínez-Monteagudo, M.C., Delgado, B., Díaz-Herrero, A., García-Fernández, J.M. (2020). Relationship between Suicidal Thinking, Anxiety, Depression and Stress in University Students Who Are Victims of Cyberbullying. Psychiatry Research. Vol. 286, 112856, doi: https://doi. org/10.1016/j.psychres.2020.112856.
16. Kogan, Е.А. (2020). Future Engineers about Victory Day and Patriotism. Chelovecheskiy Capital. [Human Capital]. No. 9 (141), pp. 64-73, doi: https://doi.org/10.25629/HC.2020.09.05 (In Russ., abstract in Eng.).
17. ^alstoukhova, I.V., Fugelova, Т.А. (2015). To the Question about the Specificity of the Professional Activity of the Teacher in Terms of Innovative Transformations. Fundamental'nye Issle-dovaniya = Basic Research. No. 2 (part 11), pp. 2483-2488. (In Russ., abstract in Eng.).
18. H^che^ina, О.А. (2015). Peculiarities of Pedagogical Communication at the University. Crede Experto: Transport, Obshchestvo, Obrazovanije, Yazyk = Crede Experto: Transport, Society, Education, Language. No. 3, pp. 176-183. (In Russ.).
19. Andreeva, E.A. (2019). Features of Emotional Burnout among University Teachers. Modern Science. No. 12-2, pp. 319-322. (In Russ.).
20. Yin, H., Han, J., Perron, B.E. (2020). Why Are Chinese University Teachers (Not) Confident in their Competence to Teach? The Relationships between Faculty-Perceived Stress and Self-Efficacy. International Journal of Educational Research. Vol. 100, 101529, doi: https://doi. org/10.1016/j.ijer.2019.101529
21. Laptev, L.G., Kiselev, V.V., Borshcheva, A.V., Nerovny, L.V. (2020). Psychological Features of Professional Activity of a University Lecturer in the Conditions of «Self-Isolation». Chelovecheskiy Capital = Human Capital. No. 8(140), pp. 78-86, doi: https://doi.org/10.25629/ HC.2020.08.07 (In Russ., abstract in Eng.).
22. Lyssakova, E.N. (2019). Modern Trends in the Development of Education. Innovatsii v Obrazo-vanii = Innovations in Education. No. 10, pp. 28-33. (In Russ., abstract in Eng.).
The paper was submitted 05.02.21 Received after reworking 20.03.21 Accepted for publication 10.04.21
с \
Сведения для авторов
К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,8 а.л. (30 000 знаков), в отдельных случаях по согласованию с редакцией - до 1 а.л. (40 000 знаков).
Название файла со статьей - фамилии и инициалы авторов. Таблицы, схемы и графики должны быть представлены в формате MS Word (с возможностью редактирования) и вставлены в текст статьи. Подписи к рисункам, графикам, диаграммам, таблицам должны быть продублированы на английском языке.
Рукопись должна включать следующую информацию на русском и английском языках:
- название статьи (не более шести-семи слов);
- сведения об авторах (ФИО полностью, ученое звание, ученая степень, должность, ORCID, Researcher ID, e-mail, название организации с указанием полного адреса и индекса);
- аннотация и ключевые слова (отразить цель работы, методы, основные результаты и выводы, объём - не менее 250-300 слов, или 20-25 строк); весь блок английском языке должен быть прочитан и одобрен специалистом-лингвистом или носителем языка;
- литература (15-25 и более источников). Ссылки даются в порядке упоминания. В целях расширения читательской аудитории и выхода в международное научно-образовательное пространство рекомендуется включать в список литературы (References) зарубежные источники. Важно: при оформлении References имена авторов должны указываться в оригинальной транскрипции (не транслитом!), а название источника - в том виде, в каком он был опубликован. Если источник имеет DOI, его следует указывать.
Если в статье имеется раздел «Благодарность» (Acknowledgement), то в англоязычной части статьи следует разместить его перевод на английский язык.
Рекомендуем перед отправкой рукописи в редакцию убедиться, что статья оформлена по нашим правилам.