Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как важнейший компонент Российской образовательной системы (на примере РАНХиГС)'

Дополнительное профессиональное образование как важнейший компонент Российской образовательной системы (на примере РАНХиГС) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS / ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / PROGRAMS OF RETRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Людмила Геннадьевна, Жуликова Ольга Валентиновна

В современной системе высшего образования дополнительное образование занимает особое институциональное место. Оно отвечает вызовам общества со стороны социокультурной системы и социально-экономическим трендам развивающегося рынка. Дополнительное профессиональное образование выступает важным фактором развития человеческого капитала, поэтому его качество и направленность выступают актуальным объектом исследования. Социологический анализ действующей модели непрерывного профессионального образования ведущего российского университета позволил обосновать потенциал дополнительного профессионального образования в реализации государственной политики, выявить принципы построения образовательной системы вуза, обеспечивающей высокое качество оказания образовательных услуг, их соответствие потребностям рынка, целям инновационного развития национальной экономики, запросам потенциальных заказчиков (работодателей и работников). Реализация в практической деятельности принципов непрерывности, индивидуализации образования, интернационализации образовательных программ, использование новых образовательных технологий в русле компетентностного подхода, выделение центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, создание на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования управленческих кадров обеспечивает вузу лидерство в отрасли и системе образования. В результате были определены основные разновидности дополнительных профессиональных программ: «традиционные» программы профессиональной подготовки, программы профессиональной подготовки (тип «А» advanced (продвинутые), «В» basic (базовые)), «мастерские программы» бизнес-образования: MBA, MPA и аналогичные им, «сетевые программы». Механизм оценки качества программ дополнительного профессионального образования, их содержание, процедуры промежуточной и итоговой аттестации постоянно совершенствуются с опорой на международный опыт и результаты научных исследований, проводимых вузом. Анализ существующей модели дополнительного профессионального образования, сложившейся в вузе, показал, что образовательные учреждения высшего образования реализуют дополнительные профессиональные программы в рамках дополнительной деятельности в логике либеральной модели, обеспечивающей вузам автономию и благоприятные условия для создания адаптивной системы непрерывного профессионального образования средствами дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Людмила Геннадьевна, Жуликова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE RANEPA)

In the modern system of the higher education additional education takes the special institutional place. It answers challenges of society from sociocultural system and to social and economic trends of the emerging market. Additional professional education acts as an important factor of development of the human capital therefore its quality and orientation act as a relevant object of research. The sociological analysis of the working model of continuous professional education of the leading Russian university allowed to prove the potential of additional professional education in realization of public policy, to reveal the principles of creation of the educational system of higher education institution providing high quality of rendering educational services, their compliance to requirements of the market, to the purposes of innovative development of national economy, inquiries of potential customers (employers and workers). Realization in practical activities of the principles of continuity, individualization of education, internationalization of educational programs, use of new educational technologies in line with competence-based approach, allocation of the centers of superiority providing competitive educational services creation on their base of a methodical and organizational kernel of modern system of continuous formation of administrative staff provides to higher education institution leadership in branch and an education system. Authors defined the main kinds of additional professional programs as a result: «traditional» programs of vocational training, the program of vocational training (type «A» advanced (advanced), «В» basic (basic)), «masterful programs» of business education: MBA, MPA and similar to them, «network programs». The mechanism of assessment of quality of programs of additional professional education, their maintenance, procedures of an intermediate and final assessment are constantly improving with a support on the international experience and results of the scientific research conducted by higher education institution. The analysis of the existing model of additional professional education which developed in higher education institution showed that educational institutions of the higher education realize additional professional programs within additional activity in logic of the liberal model providing to higher education institutions autonomy and favorable conditions for creation of adaptive system of continuous professional education with means of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как важнейший компонент Российской образовательной системы (на примере РАНХиГС)»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ

SOCIO-CULTURAL PROCESSES OF THE PRESENT

УДК 316.4 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-1-50-58

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РАНХИГС)

АНДРЕЕВА ЛЮДМИЛА ГЕННАДЬЕВНА Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЖУЛИКОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В современной системе высшего образования дополнительное образование занимает особое институциональное место. Оно отвечает вызовам общества со стороны социокультурной системы и социально-экономическим трендам развивающегося рынка. Дополнительное профессиональное образование выступает важным фактором развития человеческого капитала, поэтому его качество и направленность выступают актуальным объектом исследования. Социологический анализ действующей модели непрерывного профессионального образования ведущего российского университета позволил обосновать потенциал дополнительного профессионального образования в реализации государственной политики, выявить принципы построения образовательной системы вуза, обеспечивающей высокое качество оказания образовательных услуг, их соответствие потребностям рынка, целям инновационного развития национальной экономики, запросам потенциальных заказчиков (работодателей и работников). Реализация в практической деятельности принципов непрерывности, индивидуализации образования, интернационализации образовательных программ, использование новых образовательных технологий в русле компетентностного подхода, выделение центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, создание на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования управленческих кадров обеспечивает вузу лидерство в отрасли и системе образования. В результате были определены основные разновидности дополнительных профессиональных программ: «традиционные» программы профессиональной подготовки, программы профессиональной подготовки (тип «А» - advanced (продвинутые), «В» - basic (базовые)), «мастерские программы» бизнес-образования: MBA, MPA и аналогичные им, «сетевые программы». Механизм оценки качества программ дополнительного профессионального образования, их содержание, процедуры промежуточной и итоговой аттестации постоянно совершенствуются с опорой на международный опыт и результаты научных исследований, проводимых вузом. Анализ существующей модели дополнительного профессионального образования, сложившейся в вузе, показал, что образовательные учреждения высшего образования реализуют дополнительные профессиональные программы в рамках дополнительной деятельности в логике либеральной модели, обеспечивающей вузам автономию и благоприятные условия для создания адаптивной системы непрерывного профессионального образования средствами дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, человеческий капитал, дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, программы переподготовки, образовательные услуги, компетентностный подход

Трансформации современного общества отражаются в деятельности всех его социальных институтов, в том числе институте образования, где образовательная политика обусловлена социально-экономическим развитием страны. Рыночная эко-

номика ставит перед системой высшего образования задачи повышения качества и эффективности подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Это требует не только обновления содержательного, структурного, организационно-

управленческого, педагогико-технологического, методико-методологического и иных компонентов образования, но реформирования, преобразования, наполнения инновационным контекстом форм реализации образовательных услуг [1].

В связи с этим одним из ведущих трендов, отвечающих вызовам рыночной экономики, становится утверждение дополнительного профессионального образования (ДПО) в качестве полноценного и необходимого компонента российской системы образования, определенного системой реальных социальных потребностей [2; 3]. ДПО, выступая ответом на вызовы общества, как со стороны государства, так и со стороны экономики, выполняя две важнейшие социальные функции - функцию адаптации, где программа переподготовки или повышения квалификации выступает социальным лифтом, способствующим не только росту профессиональной компетенции, но и построению карьеры; инновационную экономическую функцию, обеспечивающую подготовку востребованного на рынке труда специалиста, владеющего не только определенными умениями и навыками, но и обладающего знаниевым обоснованием данных профессиональных компетенций, а также развившего свой потенциал по самообразованию и самоменеджменту профессионального роста.

ДПО как форма непрерывного образования определяет ориентиры формирования человеческого капитала столь актуального для современного глобализирующегося общества в условиях инновационной экономики. ДПО как форма образования играет важную роль в процессах трансформации современного российского общества, т. к. оно позволяет работнику менее травматично, с социальной и экономической точек зрения, освоить новые формы экономических отношений, соответствовать квалификационным требованиям и требованиям профессиональных стандартов, интегрироваться не только в экономическую, но и в социальную среду, повысить социальный статус, чувствовать увереннее в различных жизненных ситуациях, зачастую даже за пределами профессиональной сферы. Формирование новых компетенций, расширение и обновление знаний, освоение традиционных и инновационных умений и формирование профессиональных навыков в достаточно короткие сроки по сравнению с общими подходами в системе высшего образования позволяет не только каждому участнику программ ДПО констатировать свой экономический, социальный, духовный прогресс, но и, будучи ресурсом государства и общества, повысить уровень экономического и социального развития страны.

Для нас представляется важными работы сторонников теории человеческого капитала: Т. Шульца и Г. Беккера, X. Зиберта, В. A. May, где образование выступает доминирующим фактором развития [4-8].

В целом, в российской социологии среди исследователей проблем образования можно отметить Д. Л. Константиновского, Е. Д. Вознесенскую, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкину, Ф. Э. Ше-реги, В. И. Савинкова, Г. А. Ключарева, М. С. Попова, П. М. Козырева и др. [9-12].

Исследования феномена ДПО представлены в работах О. В. Купцовой, В. В. Абрауховой, Н. Ш. Валеевой, В. Г. Воронцовой, Г. А. Трубина, Я. А. Ильинской и др. [13-18]

В этой связи очевидна потребность в социологическом анализе ДПО как социального компонента вуза в контексте реализации социально-экономических функций образования как института. В качестве объекта исследования было выбрано образовательное учреждение, реализующее в рамках своей дополнительной деятельности дополнительные профессиональные программы, ориентированные на повышение квалификации и профессиональную переподготовку «управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов с целью решения задачи инновационного развития общества» [19], - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, Президентская академия)».

Деятельность Президентской академии строится на основе принципов непрерывности, индивидуализации образования, интернационализации образовательных программ, использования новых образовательных технологий в русле компетентно-стного подхода, выделения центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, и создания на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования управленческих кадров [20].

Система дополнительного профессионального образования является частью системы непрерывного профессионального образования, реализуемого в Президентской академии. Предоставление образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам осуществляется в рамках дополнительной образовательной деятельности в 22 институтах (факультетах), находящихся как на территории московского кампуса, так и входящих в региональную сеть, и 47 филиалах региональной сети [19].

Общую управленческую функцию в реализации программ дополнительного профессионального образования выполняет руководитель структурного подразделения (директор, декан, заведующий кафедрой), который инициирует своим распоряжением создание рабочей группы для разработки дополнительной профессионально программы (ДПП). В группу включаются научно-педаго-гические работники структурных подразделений Президентской академии, специалисты предприятий (организаций). Разработанная программа проходит рецензирование, которое осуществляется лицами из числа авторитетных научно-педагогических работников, профессионально занимающихся вопросами соответствующей сферы и (или) авторитетных работников соответствующей практической области. Затем ДПП рассматривается на заседании Ученого совета института (филиала) и согласовывается с учебно-методическим управлением Президентской академии. Решение об утверждении ДПП принимается Ученым советом РАНХиГС Утвержденные ДПП включаются в общеакадемический реестр дополнительных программ.

Стратегической целью Президентской академии является создание образовательной, научной и организационно-методической среды, обеспечивающей качественную подготовку и переподготовку руководящих кадров для государственной службы и муниципального управления, общественного сектора экономики, создание системы непрерывного образования, гарантирующей конкурентоспособный уровень компетентности государственных и муниципальных служащих. На протяжении нескольких десятилетий деятельность институтов и филиалов, которые сейчас входят в региональную сеть РАНХиГС, была направлена на удовлетворение потребностей регионов Российской Федерации в профессиональном обучении, профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов в области государственного управления. Для координации и методического обеспечения этого вида деятельности в 2013 г. в Президентской академии был создан институт «Высшая школа государственного управления» (ВШГУ).

В рамках исследования были проанализированы открытые данные, представленные на 12 сайтах институтов (факультетов), входящих в московский кампус, и на 56 сайтах институтов и филиалов, входящих в региональную сеть РАНХиГС.

Согласно полученной информации в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации реализуются следующие разновидности дополнительных профессиональных программ:

1. «Традиционные» программы профессиональной подготовки, разработанные и реализуемые непосредственно в структурных подразделениях. Это ДПП, ориентированные на широкий спектр получателей образовательных услуг (в том числе государственных и муниципальных служащих, впервые приступающих к должности), имеющих высшее образование и нацеленных на получение новой квалификации. Заказчиками образовательных услуг являются домохозяйства, работодатели, в числе которых органы государственной власти и муниципального управления. Данный вид программ реализуется во всех институтах и филиалах РАНХиГС. Содержание программ определяется требованиями профессиональных стандартов (квалификационных требований) и ФГОС ВО.

2. Программы профессиональной подготовки (тип «А», «В»), реализуются образовательными учреждениями высшего образования согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2017/18 учебных годах». Этот вид ДПП ПП нацелен на повышение уровня человеческого капитала в российских регионах и является инструментом экономического развития страны путем планомерного (ежегодно в программах принимает участие не менее 5 000 чел. по стране в целом) обеспечения организаций народного хозяйства молодыми, перспективными руководителями высшего и среднего звена в области управления и организации производства.

Содержание ДПП ПП типа «В» - basic (базовые) и «А» - advanced (продвинутые) предусматривает профессиональную переподготовку специалистов по одному из направлений в укрупненной группе специальностей и направлений «Экономика и управление»: менеджмент, маркетинг, финансы с ориентацией на развитие компетенций менеджера, при этом обучение по программам типа «А» предполагает создание проекта в интересах направившей специалиста на обучение организации, реализуемого на всем протяжении образовательной программы. Продолжительность программ типа «А» и «В» - 500 и 550 учебных часов соответственно. Содержание программ соответствует требованиям международных стандартов по данной укрупненной группе.

Заказчиком ДПП ПП типа «А», «В» является Министерство экономического развития Россий-

ской Федерации. Институты РАНХиГС самостоятельно участвуют в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации и в случае успешного его прохождения обучают слушателей, отобранных региональными комиссиями в рамках выделенных квот. Программы реализуются в контексте регионального подхода. Оплата за обучение складывается из 3 источников - 33 % оплачивается из федерального бюджета, 33 % - из регионального и 34 % платит предприятие, которое рекомендует специалиста, или сам специалист. Отбор претендентов на обучение проводят региональные конкурсные комиссии. Обязательными условиями для участия в программе являются:

- наличие законченного высшего образования;

- наличие общего трудового (не менее 5 лет) и управленческого (не менее 3 лет) стажа;

- владение иностранным языком;

- наличие концепции проекта (проектной идеи на базе индивидуального проектного задания) развития организации, поддержанной работодателем;

- рекомендуемый возраст участника конкурсного отбора - до 40 лет.

Основными задачами ДПП 1111 (тип «А», «В») являются:

- повышение качества управления организациями народного хозяйства Российской Федерации и эффективности использования подготовленных управленческих кадров для поддержки наиболее значимых секторов экономики;

- повышение конкурентоспособности организаций народного хозяйства Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики;

- укрепление существующих и установление новых взаимовыгодных экономических связей между российскими и зарубежными организациями;

- ускорение внедрения проектов развития в организациях народного хозяйства Российской Федерации;

- введение единой системы оценки профессиональной компетенции специалистов;

- совершенствование деятельности российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров.

По завершении подготовки в образовательных учреждениях участникам программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных российских или зарубежных предприятиях.

Таким образом, качество предоставления услуг обеспечивается конкурсным отбором образо-

вательных услуг высшего образования, системой мероприятий, итоговой аттестацией слушателей, в проведении которой принимают участие заказчик образовательных услуг, работодатель, представители экспертного сообщества.

В 2016-2017 учебном году 7 институтов региональной сети и московского кампуса проводили обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки «Инновационное развитие компании» (Тип А), «Менеджмент в сфере здравоохранения» (Тип А), «Менеджмент в крупной корпорации» (Тип В), «Менеджмент в сфере здравоохранения» (Тип В), «Топ-менеджмент» (Тип В), «Управление инновационными проектами» (Тип В), «Экономика и управление предприятием» (Тип В).

3. «Мастерские программы» бизнес-образования: MBA, MPA и аналогичные им. Программы разрабатывают и реализуют институты московского кампуса. Содержание ДПП ПП данного вида отражает европейские руководящие принципы для аналогичных программ, принятые Российской ассоциацией бизнес-образования. В их числе: наличие высшего образования, опыта профессиональной деятельности (не менее 2-3 лет), знание иностранного языка. Минимальная длительность данного вида программ составляет 1 академический год для дневной формы обучения или эквивалентную длительность для очно-заочной формы обучения. Общее количество аудиторных часов для данных программам составляет 535. Минимальное общее количество часов по программе составляет 1 600 академических часов индивидуальной работы. Зачислению на программу предшествует конкурсный отбор.

В системе РАНХиГС реализуются следующие разновидности дополнительных профессиональных программ повышения квалификации:

1. «Традиционные» программы повышения квалификации, разработанные и реализуемые непосредственно в структурных подразделениях. ДПП ПК ориентированы на широкий спектр получателей образовательных услуг, имеющих высшее образование и нацеленных на обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков в связи с постоянно повышающимися требованиями к квалификации. Заказчиками образовательных услуг являются домохозяйства, работодатели, в числе которых органы государственной власти и муниципального управления. Данный вид программ реализуется во всех институтах и филиалах РАНХиГС.

2. Программы повышения квалификации (класса Q) реализуются в вузах страны согласно

Указу Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2017/18 учебных годах». Заказчиком данного вида программ является Министерство экономического развития Российской Федерации. Институты РАНХиГС самостоятельно участвуют в конкурсе и в случае успешного его прохождения обучают слушателей, отобранных региональными комиссиями в рамках выделенных квот. Содержание программ отвечает общеевропейским требованиям к качеству образования и компетенциям, формируемым в рамках программ данного типа. ДПП нацелены, в первую очередь, на формирование общепрофессиональных компетенций, а конкурсный отбор позволяет определить профессионально-личностный потенциал слушателя и оценить уровень сформированности ключевых компетенций. Для реализации программ создается электронная образовательная среда, ориентированная на использование СДО и электронных образовательных ресурсов, созданы условия для группового взаимодействия участников образования.

В 2016-2017 учебном году в институты и филиалы региональной сети (Северо-Западный институт управления, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина, Южно-Российский институт управления, Нижегородский институт управления, Брянский, Ивановский, Ижевский, Кировский, Красногорский, Липецкий, Оренбургский, Пермский, Чебоксарский, Челябинский филиалы) участвовали в конкурсном отборе Министерства экономического развития РФ и получили квоты на реализацию ДПП ПК «Сити-менеджер» (продолжительность программы - 120 часов), нацеленной на повышение квалификации муниципальных служащих.

3. «Сетевые программы» РАНХиГС, разработчиками которых выступают проектные группы институтов московского кампуса, а реализаторами - структурные подразделения московского кампуса и региональной сети. К числу таких программ относится ДПП ПК «Управление в сфере здравоохранения» и «Управление в сфере образования» (реализуются с 2011 г.), «Управление в сфере культуры» (реализуется с 2015 г.). Заказчиком этих программ является Министерство экономического развития РФ. В 2016 г. была запущена ДПП ПК «Управление государственными и муниципальными закупками».

Содержание «сетевых» программ ориентировано на международные стандарты качества. Содержание ДПП нацелено на формирование общепрофессиональных компетенций в процессе прак-тико-ориентированной деятельности: слушатели изучают теорию, чтобы использовать полученные знания для написания и реализации социально значимого проекта. В обучении применяются электронные технологии и симуляторы, формирующие управленческие и социальные навыки в процессе командной работы. Системномыследеятельност-ный (СМД) подход, используемый в обучении, развивает навыки групповой рефлексии и способствует формированию готовности слушателей к процессному управлению.

Особенностью «сетевых» программ является то, что они запускаются одновременно во всех структурных подразделениях РАНХиГС и проходят в режиме контактной работы, электронного и дистанционного обучения. В качестве экспертов выступают представители министерств и ведомств федерального и регионального уровней (часть лекций читается в режиме онлайн), широко используются симуляторы. Итоговая аттестация включает онлайн-тестирование, что позволяет проводить мониторинг качества и сопоставлять результаты учебной деятельности.

Таким образом, структурные подразделения (институты и филиалы) РАНХиГС реализуют несколько разновидностей ДПП повышения квалификации и профессиональной переподготовки, объединенные нами в группы по виду и типу ДПП. Профессиональная переподготовка осуществляется в рамках «традиционных» программ, «президентских» программ типа А и В, «мастерских» программ; повышение квалификации проходит в рамках «традиционных» программ, «президентских» программ типа Q и «сетевых» программ Президентской академии, при этом качество «президентских» программ типа А, В и Q, «мастерских» программ, «сетевых» программ отвечает международным требованиям. Содержание «традиционных» программ отвечает требованиям профессиональных стандартов и подтверждается в ходе независимой общественной экспертизы.

Качество ДПП вуза подтверждено в ходе независимой общественной и профессионально-общественной оценки, проводимой общественными советами, работодателями и их объединениями, и сообществами, в том числе международными. Механизм оценки качества образования, его содержание, процедуры промежуточной и итоговой аттестации постоянно совершенствуются с опорой на международный опыт и результаты научных

исследований, проводимых вузом. Локальные акты обеспечивают возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ с целью более полного удовлетворения потребностей граждан в личностном и профессиональном развитии, однако ранее полученное неформальное образование учитывается только при зачислении на программы магистратуры в случае, если оно было получено в результате успешного освоения программ бизнес-образования (MBA и аналогов). Нормативно-методические механизмы, обеспечивающие идентификацию и валидацию неформального и спонтанного образования для построения индивидуальной траектории развития, в вузе пока не созданы.

Стратегически значимыми преимуществами РАНХиГС являются географическое положение и качество программ. ДПП разрабатываются в структурных подразделениях, проходят длительную экспертизу качества и обязательную процедуру утверждения решением Ученого совета. Ускорению процедуры будет способствовать введение унифицированных форм и размещение утвержденных программ в сети интранет, создание площадки для общения профессионального сообщества с целью обсуждения лучших практик.

Таким образом, проведенный нами анализ стратегий формирования пакета образовательных продуктов позволил получить информацию о видах и типах, количестве, средней стоимости дополнительных профессиональных программ, реализуемых в институтах (факультетах) московского кампуса и вузах региональной сети Президентской академии, выявить целевую аудиторию и основные факторы, привлекающие заказчиков/потребителей образовательных услуг. Результаты исследования в целом опровергли гипотезу о том, что сектор ДПО в вузе должен быть равномерно представлен программами разной длительности. Было установлено, что ДПП коррелируют со структурой спроса, поэтому для учета потребностей различных целевых групп и с целью удовлетворения запросов основных заказчиков образовательных услуг разработан целый спектр ДПП повышения квалификации и профессиональной переподготовки, объединенных нами в группы по виду и типу ДПП.

Анализ спроса на программы ДПО показал, что определяющим фактором выступает содержание профессиональных программ. Наибольшей популярностью пользуются практико-ориенти-рованные программы, направленные на подготовку слушателей к успешному прохождению сертификации профессиональных компетенций, отвечающие международным требованиям. Мотивами

слушателей к обучению на престижной программе выступают возможности карьерного роста, авторитет вуза, экспертное сопровождение, профессиональные связи и общение.

Возможными направлениями использования передового отечественного и зарубежного опыта непрерывного профессионального образования взрослых в организации обучения по дополнительным профессиональным программам вуза могут стать следующие:

- совершенствование механизма оценки качества дополнительного профессионального образования, его содержания, процедур оценки результатов образования;

- создание локальных актов, обеспечивающих идентификацию и валидацию неформального и спонтанного образования с целью построения индивидуальной траектории развития слушателей;

- создание информационных ресурсов в сети интернет/интранет, демонстрирующих лучшие практики реализации дополнительных образовательных программ;

- создание информационных ресурсов для потребителей/заказчиков образовательных услуг, обеспечивающих профессиональное общение, оценку уровня сформированности компетенций, реестр программ ДПО, реализуемых вузом, наставничество с целью рекомендаций по подбору программ, ссылки на сайты центров независимой оценки компетенций.

Проведенный нами критический анализ существующей модели дополнительного профессионального образования, сложившейся в вузе, показал, что образовательные учреждения высшего образования реализуют дополнительные профессиональные программы в рамках дополнительной деятельности в логике либеральной модели, обеспечивающей вузам автономию и благоприятные условия для создания адаптивной системы непрерывного профессионального образования средствами ДПО. Либеральная модель обеспечивает вузам большую свободу действий, возможность чутко реагировать на потребности рынка труда, учитывать потребности работодателей и их объединений, выявленные в ходе исследований. Вместе с тем, логика либерального подхода предполагает формирование у университета несколько иного набора компетенций.

Реализация политики непрерывного профессионального образования является приоритетным направлением развития РАНХиГС и призвана обеспечить подготовку новой генерации управленческих кадров в государственном, общественном и частном секторах посредством разработки иннова-

ционных высококачественных образовательных программ в логике непрерывного образования и компетентностного подхода с учетом международных трендов, ориентированных на активное включение личности в процесс непрерывного профессионального образования. Для достижения поставленной цели вуз, в том числе в рамках государственного задания, проводит фундаментальные и прикладные исследования, направленные на выявление долгосрочных факторов и перспектив формирования инновационной экономики, к числу которых относят: выявление основных тенденций и характеристик международного рынка образовательных услуг; разработка мер, рекомендаций, направленных на решение задач и достижение индикаторов государственной политики в области образования и науки; исследование, моделирование и управление процессами распространения инноваций в социально-экономических системах; анализ причин и факторов неравенства заработных плат с целью реформирования системы оплаты труда и управления человеческими ресурсами; создание системы мониторинга непрерывного профессионального образования для выявления лучших практик и особенностей реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики России.

Литература

1. Клячко Т. Л., Мау В. А. Будущее университетов М., 2015.

2. Авраамова Е. М., Каравай А. В., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России М., 2016.

3. Беляков С. А., Каравай А. В., Полушкина Е. А. Дополнительное профессиональное образование: результаты мониторинга 2016 М., 2017.

4. Becker, Gary S. Human Capital. N.Y., 1964.

5. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.

6. Shultz T. Investment in Human Capital. N. Y., London, 1971. P. 26-28.

7. Зиберт X. Эффект кобры. Как можно избежать заблуждений в экономической политике. Перевод с немецкого под редакцией П. И. Гребенникова. СПб., 2003.

8. Мау В. А. Человеческий капитал: вызовы для России М., 2013.

9. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. М., 2011.

10. Шереги Ф. Э., Савинков В. И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России М., 2011.

11. Ключарев Г. А., Попов М. С., Савинков В. И. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия М., 2017.

12. Козырева П. М. Образование и трудоустройство: возможности и реальность // Россия реформирующаяся. Вып. 13. М., 2015. С. 304-323.

13. Купцов О. В. Непрерывное образование и его структура // Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО, Европ. центр по высш. обр. Т. XVI. 1991. № 1. С. 65-81.

14. Абраухова В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Ростов н/Д, 1997.

15. Валеева Н. Ш. Становление и развитие дополнительного профессионального образования студентов в техническом вузе. Казань, 2008.

16. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков, 1997.

17. Трубин Г. А. Современное дополнительное профессиональное образование взрослых (социологический анализ): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2013.

18. Ильинская Я. А. Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности): автореф. дис. ... д-ра педагог. наук. Петропавловск-Камчатский, 2016.

19. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: http://www.ranepa.ru/ob-akademii

20. Беляков С. А., Клячко Т. Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов М., 2015.

References

1. Klyachko T. L., Mau V. А. Budushcheye universitetov [Future of the universities]. M., 2015.

2. Аvraamova E. M., Karavaj А. V., Klyachko T. L., Loginov D. M. Monitoring dopolnitel'nogo profes-sional'nogo obrazovaniya v Rossii [Monitoring of additional professional education in Russia]. M., 2016.

3. Belyakov S. А., Karavaj А. V., Polushkina E. А. Dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye: rezul'taty monitoringa 2016 [Additional professional education: results of monitoring of 2016]. M., 2017.

4. Becker, Gary S. Human Capital. N. Y., 1964.

5. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.

6. Shultz T. Investment in Human Capital. N. Y., London, 1971. P. 26-28.

7. Zibert X. Effekt kobry. Kak mozhno izbezhat' zabluzhdenij v ekonomicheskoj politike [Effect of cobra. As it is possible to avoid delusions in economic policy]. Perevod s nemetskogo pod redaktsiej P. I. Grebennikova. SPb., 2003.

8. Mau V. А. Chelovecheskij kapital: vyzovy dlya Rossii [Human capital: challenges for Russia]. M., 2013.

9. Konstantinovskij D. L., Voznesenskaya E. D., Cherednichenko G. A., Khokhlushkina F. A. Obrazovaniye i zhiznennye trayektorii molodezhi: 1998-2008 gody [Education and vital trajectories of youth: 1998-2008]. M., 2011.

10. Sheregi F. E., Savinkov V. I. Obrazovaniye kak faktor formirovaniya intellektual'nogo potentsiala Rossii [Education as factor of formation of intellectual potential of Russia]. M., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Klyucharev G. A., Popov M. S., Savinkov V. I. Obrazovaniye, nauka i biznes: novye grani vzaimodejstviya [Education, science and business: new sides of interaction]. M., 2017.

12. Kozyreva P. M. Obrazovaniye i trudoustrojstvo: vozmozhnosti i real'nost' [Education and employment: opportunities and reality] // Rossiya reformiruyushchayasya. Vyp. 13. M., 2015. S. 304-323.

13. Kuptsov O. V. Nepreryvnoye obrazovaniye i ego struktura [Continuous education and its structure] // Vyssheye obrazovaniye v Evrope. YuNESKO, Evrop. tsentr po vyssh. obr. T. XVI. 1991. № 1. S. 65-81.

14. Abraukhova V. V. Innovatsionnye podkhody v deyatel'nosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya kak sredstvo ego razvitiya [Innovative approaches in activity of establishment of additional education as means of its development]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: Rostov n/D, 1997.

15. Valeeva N. Sh. Stanovleniye i razvitiye dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya studentov v tekhnicheskom vuze [Formation and development of

additional professional education of students in technical college]. Kazan', 2008.

16. Vorontsova V. G. Gumanitarno-aksiologicheskiye osnovy postdiplomnogo obrazovaniya pedagoga [Humanitarian and axiological bases of post-degree education of the teacher]. Pskov, 1997.

17. Trubin G. A. Sovremennoye dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye vzroslykh (sotsiologicheskij analiz) [Modern additional professional education of adults (sociological analysis)]: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Tyumen', 2013.

18. Il'inskaya Ya. A. Regional'naya sistema dopolnitel'nogo nepreryvnogo obrazovaniya kak resurs professional'nogo razvitiya lichnosti [Regional system of additional continuous education as resource of professional development of the personality]: avtoref. dis. ... d-ra pedagog. nauk. Petropavlovsk-Kamchatskij, 2016.

19. Rossijskaya akademiya narodnogo khozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federatsii [The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration]. URL: http://www.ranepa.ru/ob-akademii

20. Belyakov S. A., Klyachko T. L. Metodologiya otsenki vklada obrazovaniya v sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Rossijskoj Federatsii i ee sub"yektov [Education contribution assessment methodology to social and economic development of the Russian Federation and its subjects]. M., 2015.

* * *

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE RANEPA)

ANDREEVA LYUDMILA GENNADYEVNA The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

ZHULIKOVA OLGA VALENTINOVNA

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In the modern system of the higher education additional education takes the special institutional place. It answers challenges of society from sociocultural system and to social and economic trends of the emerging market. Additional professional education acts as an important factor of development of the human capital therefore its quality and orientation act as a relevant object of research. The sociological analysis of the working model of continuous professional education of the leading Russian university allowed to prove the potential of additional professional education in realization of public policy, to reveal the principles of creation of the educational system of higher education institution providing high quality of rendering educational services, their compliance to requirements of the market, to the purposes of innovative development of national economy, inquiries of potential customers (employers and workers). Realization in practical activities of the principles of continuity, individualization of education, internationalization of educational programs, use of new educational technologies in line with competence-based approach, allocation of the centers of superiority providing competitive educational services creation on their base of a methodical and organizational kernel of modern system of continuous formation of administrative staff provides to higher education institution leadership in branch and an education system. Authors defined the main kinds of additional professional programs as a result: «traditional» programs of vocational training, the program of vocational training (type «A» -

advanced (advanced), «B» - basic (basic)), «masterful programs» of business education: MBA, MPA and similar to them, «network programs». The mechanism of assessment of quality of programs of additional professional education, their maintenance, procedures of an intermediate and final assessment are constantly improving with a support on the international experience and results of the scientific research conducted by higher education institution. The analysis of the existing model of additional professional education which developed in higher education institution showed that educational institutions of the higher education realize additional professional programs within additional activity in logic of the liberal model providing to higher education institutions autonomy and favorable conditions for creation of adaptive system of continuous professional education with means of additional professional education.

Key words: continuous professional education, human capital, additional professional education, additional professional programs, programs of retraining, educational services, competence-based approach

Об авторах:

Андреева Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Жуликова Ольга Валентиновна, кандидат социологических наук, доцент, директор программ факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

About the authors:

Andreeva Lyudmila Gennadyevna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Foreign Regional Studies and International Cooperation Department, Institute of Public Service and Management, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

Zhulikova Olga Valentinovna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Director of Programs of International Regional Studies and Regional Government Faculty, Institute of Public Service and Management, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.