Научная статья на тему 'ЭКОСИСТЕМА ДПО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ЭКОСИСТЕМА ДПО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экосистема / дополнительное профессиональное образование / экосистема дополнительного профессионального образования вуза / стратегические ориентиры развития / сквозные цифровые компетенции / ecosystem / supplementary professional education / university supplementary professional education ecosystem / strategic guidelines for development / end-to-end digital competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ачкасова Оксана Геннадьевна

В статье система дополнительного профессионального образования вуза рассмотрена как экосистема, выявлены основные ее структурные элементы, определено понятие «экосистема дополнительного профессионального образования вуза». Автором представлены результаты изучения опыта экосистемного подхода в образовательной системе относительно дополнительного профессионального образования, изучены и выявлены стратегические ориентиры развития экосистемы дополнительного профессионального образования вуза с целью формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGHER EDUCATION ECO-SYSTEM AS A PREREQUISITE BUILDING CROSS-CUTTING DIGITAL COMPETENCES OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

The paper considers the system of additional professional education as an ecosystem, identifies its main structural elements, defines the concept "ecosystem of additional professional education of a university". The author presents the results of ecosystem approach in the educational system concerning further professional education, studies and reveals the strategic guidelines for the development of the university further professional education ecosystem in order to develop transversal digital competences of the university students.

Текст научной работы на тему «ЭКОСИСТЕМА ДПО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

O.G. Achkasova

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

DOI 10.24412/2541-9056-2022-122-63-69 УДК 377

ЭКОСИСТЕМА ДПО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

О.Г. Ачкасова

Статья поступила в редакцию 9 января 2022 г.

В статье система дополнительного профессионального образования вуза рассмотрена как экосистема, выявлены основные ее структурные элементы, определено понятие «экосистема дополнительного профессионального образования вуза». Автором представлены результаты изучения опыта экосистемного подхода в образовательной системе относительно дополнительного профессионального образования, изучены и выявлены стратегические ориентиры развития экосистемы дополнительного профессионального образования вуза с целью формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшей школы.

Ключевые слова: экосистема, дополнительное профессиональное образование, экосистема дополнительного профессионального образования вуза, стратегические ориентиры развития, сквозные цифровые компетенции.

THE HIGHER EDUCATION ECO-SYSTEM AS A PREREQUISITE BUILDING CROSS-CUTTING DIGITAL COMPETENCES OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

O.G. Achkasova

The paper considers the system of additional professional education as an ecosystem, identifies its main structural elements, defines the concept "ecosystem of additional professional education of a university". The author presents the results of ecosystem approach in the educational system concerning further professional education, studies and reveals the strategic guidelines for the development of the university further professional education ecosystem in order to develop transversal digital competences of the university students.

Key words: ecosystem, supplementary professional education, university supplementary professional education ecosystem, strategic guidelines for development, end-to-end digital competencies.

В связи с цифровизацией всех сфер жизнедеятельности изменения в области экономики повлекли за собой дефицит кадров на рынке труда. Наиболее мобильной и гибкой в системе профессионального образования является дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) [4, 5]. Заключается это в краткосрочном и качественном получении гражданами разных возрастов без отрыва от работы востребованных компетенций и актуальных знаний, что, тем самым, создает хороший плацдарм для развития человеческого капитала региона и страны в целом, способствует выполнению значимой социальной функции по сдерживанию безработицы и развитию региональных экономических систем. Формирование кадров нового поколения для потребностей цифровой экономики, обладающих компетенциями в области использования сквозных цифровых технологий, преимущественно реализуется в системе ДПО вузов, отвечающего признакам образовательных экосистем.

С научной точки зрения, экосистем-ный подход находится в состоянии формирования. Понятие «экосистема» заимствовано из экологии и определяется как «единый природный комплекс, представленный устойчивым единством живых и неживых объектов

на одной территории; в этой системе происходит круговорот веществ и взаимообмен энергиями, при этом система самостоятельно регулирует все эти процессы» [7]. О. 1$епЬег§ одним из первых включил в модель экосистем-ного подхода академическое сообщество как неотъемлемый элемент [1]. П.О. Лукша рассматривает «образовательные экосистемы как сети взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения / воспитания / и развития в течение всей жизни; образовательные экосистемы направлены на развитие индивидуальности обучающихся и развитие личностного и профессионального потенциала» [4, 2]. И.В. Васютенкова определяет образовательную экосистему как «комплекс образовательных технологий и ресурсов, обеспечивающих индивидуализацию личностного развития субъектов системы образования на основе взаимодействия её компонентов» [3]. В.В. Тимченко изучает организацию ДПО в рамках региональной образовательной экосистемы как «активного участника, либо инициатора и интегратора создаваемой экосистемы; но отдельная образовательная организация ДПО не может быть экосистемой» [6].

В нашем исследовании мы рассматриваем структурное подразделение ДПО вуза как экосиситему. Экосистем-

О.в. ДсИкаэоуа

ный подход позволил изучить и представить экосистему ДПО в вузе как совокупность взаимодействующих элементов, включающую основные и вспомогательные процессы и ресурсы, ориентированные на реализацию программ ДПО с целью формирования у слушателей актуальных современных компетенций. Экосистема вуза функционирует в условиях взаимодействия ключевых процессов и ресурсов:

- процессы: основные (реализующие образовательные услуги ДПО вуза, научно-методическое и экспертное сопровождение) и вспомогательные (процессы менеджмента и маркетинга образовательных услуг ДПО вуза);

- человеческие ресурсы: субъекты образовательного процесса (обучающиеся, административно-управленческий персонал ДПО вуза, преподавательский состав, реализующий программы ДПО);

- ресурсы и потенциал рынка труда (работодатели, центры занятости и биржи труда, центры трудоустройства выпускников в организациях профессионального образования, сетевое взаимодействие и профессиональные коллаборации, направленные на взаимовыгодное сотрудничество между работода-

телями и профессиональным образованием в части подготовки и занятости кадров); - информационно-цифровые ресурсы - основу составляет цифровая образовательная среда ДПО вуза (платформа электронного обучения ^МБ), электронные библиотеки, прочие информационные потоки, цифровые и ИКТ-технологии, программное обеспечение и обеспечение информационной безопасности).

Таким образом, экосистема ДПО вуза - совокупность взаимодействующих элементов, включающая в себя процессы и ресурсы, ориентированная на реализацию программ ДПО с целью формирования у обучающихся актуальных современных компетенций. Все выявленные нами стратегические ориентиры развития экосистемы ДПО вуза реализуются при включении в образовательный процесс разнотипных элементов, а также комплекс взаимодействующих ресурсов и технологий, подтверждающих, что система ДПО в вузе является экосистемой.

В процессе изучения экосистемы ДПО вуза выявлены следующие стратегические ориентиры развития ДПО на современном этапе развития высшего образования в условиях цифро-

вой трансформации:

- развитие параллельного освоения программ ДПО обучающимися основных образовательных программ вуза;

- расширение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленных на формирование и развитие актуальных компетенций у обучающихся, научно-педагогических работников и административно-управленческого персонала вуза;

- развитие электронного и смешанного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе за счет использования массовых онлайн курсов (MOOC -Massive open online courses);

- индивидуализация обучения в системе ДПО за счет построения индивидуальных образовательных траекторий обучающимися;

- развитие цифровой образовательной среды ДПО;

- сетевое взаимодействие и профессиональные коллаборации с другими образовательными и научными организациями, промышленными предприятиями;

- развитие образовательного маркетинга, связанного с продвижением образовательных услуг органи-

заций ДПО инструментами цифрового маркетинга.

Компетенции по использованию сквозных цифровых технологий в условиях цифрового общества и экономики мы рассматриваем как сквозные цифровые компетенции. К сквозным цифровым компетенциям мы относим:

- базовые: способности использования и управления большими данными, применять цифровые технологии, развивать ^-инфраструктуру, управлять цифровым развитием организации/отрасли;

- личностные: способности к коммуникации и кооперации, к развитию критического мышления в цифровой среде;

- практико-ориентированные: способность к решению профессиональных задач в цифровой среде.

Базовые составляют основу сквозных цифровых компетенций, формируются у всех обучающихся в экосистеме ДПО вуза, не привязаны к уровню, профилю или направлению подготовки обучающегося высшего образования, направлены на формирование цифровых компетенций для эффективной профессиональной деятельности. Личностные сквозные цифровые компетенции также не привязаны к уровню, профилю или направлению подго-

О.в. ДсИкаэоуа

товки обучающихся высшего образования, направлены на формирование индивидуальных особенностей личности. Профессионально-ориентированные сквозные цифровые компетенции имеют жесткую привязку к профилю или направлению подготовки обучающихся высшего образования, направлены на формирование профессиональных сквозных цифровых компетенций по конкретному направлению или профилю подготовки, позволяющие эффективно осуществлять профессиональную деятельность в цифровой среде.

Базовые и личностные сквозные цифровые компетенции формируются у студентов высшего образования по любой программе ДПО в цифровой образовательной среде за счет освоения одних и тех же модулей/дисциплин по сквозному принципу; профессионально-ориентированные формируются у обучающихся за счет освоения уникальных модулей/дисциплин с выраженной профессиональной направленностью. Все сквозные цифровые компетенции - базовые, личностные и профессионально-ориентированные могут отличаться по трудоемкости освоения модулей в зависимости от уровня, направления или профиля

подготовки обучающегося; трудоемкость определяется каждой конкретной образовательной программой ДПО.

Таким образом, сквозные цифровые компетенции студента мы трактуем как базовые, личностные, профессионально-ориентированные цифровые компетенции, которые формируются у обучающихся всех направлений и профилей подготовки на любом уровне профессионального образования для осуществления эффективной профессиональной деятельности и профессионального развития специалиста в области сквозных цифровых технологий, а также его жизнедеятельности как человека в инновационной цифровой среде.

Формирование сквозных цифровых компетенций в экосистеме вуза предполагается в цифровой образовательной среде по модели смешанного электронного обучения и является своевременным, актуальным и целесообразным. Выявленные нами стратегические ориентиры развития экосистемы ДПО вуза в условиях трансформации общества и образования являются одновременно и организационно-педагогическими условиями формирования сквозных цифровых компетенций у студентов.

Формирование сквозных цифровых компетенций у студентов в экосистеме ДПО вуза предполагает получение ряда социальных и образовательных эффектов:

- развитие потенциала экосистемы ДПО вуза как субъекта регионального рынка труда, поставщика квалифицированных кадров, обладающих сквозными цифровыми компетенциями;

- повышение конкурентоспособности и расширение профессионального выбора и занятости выпускников вуза на рынке труда как носителей сквозных цифровых компетенций;

- позиционирование вуза в струк-

туре региональной и отраслевой экономики, как центра трансфера инноваций в области технологий, организации, реализующей модели опережающей подготовки специалистов по данному направлению; - развитие научно-методического обеспечения и цифровой образовательной среды экосистемы ДПО вуза за счет разработки новых образовательных продуктов - программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленных на формирование сквозных цифровых компетенций у студентов.

Список литературы

1. Isenberg D. Introducing the Entrepreneurship Ecosystem: Four Defining Characteristics // Forbes, 2011, May 25.

2. Laszlo A., Luksha P., Karabeg D. Systemic innovation, education and the social impact of the systems sciences // Systems Research and Behavioral Science. - 2017. - Т. 34. - № 5. - Pp. 601-608.

3. Васютенкова И.В. Педагог в развивающейся образовательной экосистеме школы [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. - 2014. - № 5 (24). - Режим доступа: file:///D:/Users/User/Downloads/ pedagog-v-razvivayuscheysya-obrazovatelnoy-ekosisteme-shkoly%20(1).pdf (дата обращения: 28.03.2021)

4. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] / П. Лукша, Д. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста. - Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/researches/ obra-zovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 28.03.2021)

5. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Реализация дополнительных профессиональных программ на базе организаций высшего образования в современных условиях // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 1. - С. 30-34.

6. Тимченко В.В. Роль ДПО в формировании компетенций будущего в инновационно-образовательной экосистеме // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2019. - № 1(43). -С. 29-38.

7. Фоминых Н.Ю., Койкова Э.И., Бубенчикова А.В. Образовательная среда как экосистема // Мир культуры, науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 292-295.

O.G. Achkasova

References

1. Isenberg D. Introducing the Entrepreneurship Ecosystem: Four Defining Characteristics // Forbes, 2011, May 25.

2. Laszlo A., Luksha P., Karabeg D. Systemic innovation, education and the social impact of the systems sciences // Systems Research and Behavioral Science. - 2017. - T. 34. - № 5. - Pp. 601-608.

3. Vasyutenkova I.V. Pedagog v razvivayushhejsya obrazovatel'noj e'kosisteme shkoly' [E'lektronny'j resurs] // Vestnik evrazijskoj nauki. - 2014. - № 5 (24). - Rezhim dostupa: file:///D:/Users/User/Downloads/pedagog-v-razvivayuscheysya-obrazovatelnoy-ekosisteme-shkoly%20(1).pdf (data obrashheniya: 28.03.2021)

4. ObrazovatePny'e e'kosistemy\ voznikayushhaya praktika dlya budushhego obrazovaniya [E'lektronny'j resurs] / P. Luksha, D. Spenser-Kejs, D. Kubista. - Rezhim dostupa: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (data obrashheniya: 28.03.2021)

5. Senashenko V.S., Py'xtina N.A. Realizaciya dopolnitel'ny'x professional'ny'x programm na baze organizacij vy'sshego obrazovaniya v sovremenny'x usloviyax // Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii ry'bopromy'slovogo flota: psixologo-pedagogicheskie nauki. - 2020. - № 1. - S. 30-34.

6. Timchenko V.V. Rol' DPO v formirovanii kompetencij budushhego v innovacionno-obrazovatel'noj e'kosisteme // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. - 2019. - № 1(43). - S. 29-38.

7. Fominy'x N.Yu., Kojkova EM., Bubenchikova A.V. Obrazovatel'naya sreda kak e'kosistema // Mir kul'tury', nauki i obrazovaniya. - 2021. - № 3. - S. 292-295.

Для ссылки: Ачкасова О.Г. Экосистема ДПО вуза как условие формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшей школы // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. - №1 (22). - С. 63-69.

DOI 10.24412/2541-9056-2022-122-63-69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.