Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЯДРО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЯДРО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТРЕТЬЯ МИССИЯ" УНИВЕРСИТЕТА / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОСИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

Статья посвящена описанию потенциала дополнительного профессионального образования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Показана необходимость выстраивания экосистемы финансового просвещения в регионе, названы ее составляющие. Ядром такой системы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре может стать Региональный ресурсный центр повышения финансовой грамотности, сформированный в Сургутском государственном университете. Обоснованием необходимости формирования экосистемы стали результаты анкетирования педагогов образовательных организаций, прошедших курсы повышения квалификации в Региональном ресурсном центре повышения финансовой грамотности, открытом на базе Сургутского государственного университета, данные отчетов о деятельности этого центра, а также данные мониторингов Банка России и Национального агентства финансовых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL RESOURCE CENTER FOR IMPROVING FINANCIAL LITERACY OF THE POPULATION AS THE CORE FOR DEVELOPING FINANCIAL EDUCATION ECOSYSTEM

The article is devoted to the description of the potential of supplementary vocational education in the field of improving financial literacy of the population. The need to develop a financial education ecosystem in the region is presented, its components are identified. The Regional Resource Center for Improving Financial Literacy established at the Surgut State University can be the core for such system in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra. The need to develop the ecosystem is substantiated by the results of the survey of teachers in the educational institutions, who took upgrading courses in the Regional Resource Center for Improving Financial Literacy founded in the Surgut State University, as well as by the data of the center activity reports and the data of the monitoring of the Bank of Russia and the National Agency for Financial Studies.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЯДРО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

УДК 372.833(571.122)

DOI 10.34822/2312-3419-2021-3-26-38

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЯДРО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

С. М. Косенок

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия E-mail: [email protected]

Статья посвящена описанию потенциала дополнительного профессионального образования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Показана необходимость выстраивания экосистемы финансового просвещения в регионе, названы ее составляющие. Ядром такой системы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре может стать Региональный ресурсный центр повышения финансовой грамотности, сформированный в Сургутском государственном университете.

Обоснованием необходимости формирования экосистемы стали результаты анкетирования педагогов образовательных организаций, прошедших курсы повышения квалификации в Региональном ресурсном центре повышения финансовой грамотности, открытом на базе Сургутского государственного университета, данные отчетов о деятельности этого центра, а также данные мониторингов Банка России и Национального агентства финансовых исследований.

Ключевые слова: «третья миссия» университета, финансовая грамотность, непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, экосистема финансового просвещения, экономическое образование.

Для цитирования: Косенок С. М. Региональный ресурсный центр повышения финансовой грамотности населения как ядро формирования экосистемы финансового просвещения // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 3. С. 26-38. DOI 10.34822/2312-3419-2021-3-26-38.

REGIONAL RESOURCE CENTER FOR IMPROVING FINANCIAL LITERACY OF THE POPULATION AS THE CORE FOR DEVELOPING FINANCIAL

EDUCATION ECOSYSTEM

S. M. Kosenok

Surgut State University, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

The article is devoted to the description of the potential of supplementary vocational education in the field of improving financial literacy of the population. The need to develop a financial education ecosystem in the region is presented, its components are identified. The Regional Resource Center for Improving Financial Literacy established at the Surgut State University can be the core for such system in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra.

The need to develop the ecosystem is substantiated by the results of the survey of teachers in the educational institutions, who took upgrading courses in the Regional Resource Center for Improving Financial Literacy founded in the Surgut State University, as well as by the data of the center activity reports and the data of the monitoring of the Bank of Russia and the National Agency for Financial Studies.

Keywords: "third mission" of the university, financial literacy, continuous education, supplementary vocational education, ecosystem of financial education, financial education.

For citation: Kosenok S. M. Regional Resource Center for Improving Financial Literacy of the Population as the Core for Developing Financial Education Ecosystem // Surgut State University Journal. 2021. No. 3. P. 26-38. DOI 10.34822/2312-3419-2021-3-26-38.

ВВЕДЕНИЕ

Определение вклада университетов в региональное развитие остается в центре внимания исследователей [1]. В спектр вопросов входит установление уровня общественной полезности и социальной востребованности, определяющего эффективность современных университетов, которые должны результативно отвечать на запросы общества. Направления взаимодействия с обществом составляют так называемую «третью миссию» университета [2]. Исследуется значимость этой миссии для регионального развития [3]. Сургутский государственный университет (далее - СурГУ) нацелен на участие в социально-экономическом развитии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и имеет в этом аспекте деятельности значительный опыт [4].

Резюмируя различные точки зрения на определение данного понятия, Т. А. Балма-сова отмечает: «Как правило, "третья миссия,, включает три аспекта деятельности университета: трансфер технологий и инноваций, продолженное обучение и социальное участие» [5, с. 50].

Таким образом, в спектр взаимодействия с обществом входит создание оптимальных условий для реализации стратегии обучения в течение всей жизни, которая определила один из основных векторов развития систем образования во всем мире.

Как указано в паспорте федерального проекта «Новые возможности», именно университеты должны стать центрами непрерывного образования, обеспечивающими постоянное обновление работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретение ими новых профессиональных умений, в том числе в области цифровой экономики. С помощью университетов граждане должны получить «возможность повысить уровень капитализации своего образования, уровень конкурентоспособности на рынке труда, продвинуться в профессии, в карьере за счет доступности актуальных профессиональных знаний» [6]. Основная цель этого проекта - «создание условий для непрерывного обновления гражданами профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, повышение

доступности и вариативности программ обучения путем создания интеграционной платформы непрерывного образования с 15 млн пользователей к 2024 г., а также увеличение охвата граждан, осваивающих программы непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, до 3 млн человек к 2024 г.» [6].

Высокие темпы развития дополнительного профессионального образования (далее -ДПО) определяет и программа стратегического академического лидерства «Приоритет -2030». В соответствии с ее целевыми показателями вузы, успешно прошедшие конкурсный отбор, к 2030 г. должны обучить по программам ДПО не менее 16 тыс. человек.

При этом важно говорить не только о количественном росте слушателей, но и о трансформации подходов к организации этого вида образования. Потенциал ДПО необходимо рассматривать в качестве ресурса социального развития общества. В этом аспекте справедливо рассуждение Л. И. Ермаковой: «Чем быстрее общество распростится со взглядами на дополнительное профессиональное образование как корректированную, адаптивную, постоянную поддержку базового образования, тем раньше возможен переход ДПО к развивающей модели, применению развивающих образовательных технологий и модифицированного подхода к процессу образования» [7, с. 93]. Также Л. И. Ермакова пишет: «Дополнительное образование можно назвать системой, заинтересованной в том, чтобы индивиды могли ориентироваться в социальной жизни, а уровень профессиональных знаний выражался в выстраивании жизни на перспективу» [7, с. 93]. Такое видение ДПО раскрывает его огромный потенциал в аспекте формирования общества, основанного на знаниях. Личность, включаясь в систему непрерывного образования, испытывает потребность в постоянном самосовершенствовании, дальнейшем наращивании компетенций и ориентируется в сфере образовательных услуг.

Сформировался запрос государства и общества на повышение финансовой грамотности населения в России в качестве одного из средств обеспечения финансовой безопасности в правовом государстве и одного из факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка [8-9].

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 20172023 гг. повышение уровня финансовой грамотности рассматривается как важнейший фактор экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения. Финансово грамотное поведение населения - это необходимое условие финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста [10].

Низкий уровень финансовой грамотности населения рассматривается как одна из угроз финансовой безопасности государства [11].

В Ханты-Мансийском автономном округе -Югре вопросы повышения финансовой грамотности населения находятся в центре внимания его правительства. С 1 января 2019 г. на базе Сургутского государственного университета по решению правительства округа создан Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Региональный ресурсный центр, Центр).

Цель исследования - определить условия, обеспечивающие эффективность ДПО в сфере финансового просвещения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В статье представлен анализ данных мо-ниторингов и отчетов, не только раскрывающий результаты работы Регионального ресурсного центра, сформированного в СурГУ, но и позволяющий установить перспективы его развития, а также описать условия для повышения эффективности финансового просвещения в регионе.

Внешняя экспертиза деятельности Центра представлена в ряде мониторингов. Один из них проведен под эгидой руководителя Московского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования на базе ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

по программе «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности». Мониторинг включал итоги второй фазы реализации Контракта № FEFLP/QCBS-2.5 [12]. Проанализированы содержательная и методическая составляющие программы повышения квалификации с позиций слушателей, а также преподавателей СурГУ, ее реализующих. Другой мониторинг проведен Центральным банком Российской Федерации [13]. В следующем мониторинге, проведенном Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (далее - НАФИ) [14], представлены данные об уровне финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Это часть проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.

Результаты деятельности Центра ежегодно предоставляются в отчетах Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [15-16]. Все названные материалы нуждаются в систематизации с целью корректировки стратегии дальнейшего развития Регионального ресурсного центра СурГУ.

В предложенном исследовании среди теоретических методов использован причинно-следственный анализ изучаемых явлений, а также моделирование и прогнозирование. Эмпирические методы: анализ документов и продуктов деятельности, систематизация данных мониторингов (внешняя экспертиза) и отчетов (внутреннее самообследование) Регионального ресурсного центра повышения финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основной целью Регионального ресурсного центра является создание системы повышения квалификации педагогических работ-

ников округа в области формирования финансовой грамотности обучающихся, методического обеспечения деятельности, развития компетенций в сфере финансовой грамотности среди различных (не только целевых, но и возрастных) групп населения автономного округа. На его официальном сайте отражены основные задачи деятельности: «разработка дополнительных профессиональных программ и учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности различных целевых и возрастных групп населения округа; реализация программ дополнительного профессионального образования в сфере финансовой грамотности на территории Югры; выявление и распространение лучших практик реализации программ по повышению финансовой грамотности различных целевых и возрастных групп населения; оказание консультационной и методической поддержки педагогам и тьюторам по программам финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп населения; консультирование населения региона по

вопросам финансовой грамотности; организация и проведение информационных кампаний по повышению уровня финансовой грамотности населения» [17].

Как видно, прежде всего деятельность Центра ориентирована на выполнение «третьей миссии» СурГУ. При этом разработке и реализации программ ДПО уделяется первостепенное внимание. В этом направлении выполняются такие функции, как образовательная, методическая (подготовка, распространение учебно-методических материалов, концентрация и масштабирование технологий), организационная, мониторинговая, информационная, социальная (укрепление благоприятной социальной среды в регионе), укрепляющая интеллектуальный кадровый потенциал и обеспечивающая совершенствование личностных качеств слушателей.

Спрос на прохождение курсов повышения квалификации (далее - КПК) по финансовой грамотности в регионе имеет тенденцию к росту (табл. 1).

Таблица 1

Количество слушателей, прошедших КПК по повышению финансовой грамотности

Год План Факт

2019 425 425

2020 400 510

2021 550 930 (по прогнозу)

Примечание: составлено автором на основании отчетов о деятельности Регионального ресурсного центра.

Одной из приоритетных задач Центра является постоянное повышение качества предоставляемых услуг. Анализируя разные подходы к пониманию качества образования, Н. Г. Лабутин пишет: «Первая позиция - это понимание качества образования как качества знаний, необходимый уровень которых определяется содержанием образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин, Т. И. Шамова и др.). Вторая позиция -определение качества высшего образования как единства составляющих: качество образованности выпускника, качество образовательной системы, качество образовательной среды (А. Г. Бермус, Б. С. Гершунский, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, А. И. Субет-то и др.). Третья позиция связана с современ-

ными представлениями о качестве на основе разработок западных управленцев, менеджеров, рассматривающих проблему качества с точки зрения удовлетворения запросов потребителей того или иного товара или услуги (Ю. П. Адлер, В. А. Качалов, В. В. Левшина, В. П. Панасюк, С. В. Шелапутина и др.)» [18, с. 89].

Считаем, что при определении качества образования необходимо учитывать все три названные составляющие. С учетом этих критериев выстраивается работа в Региональном ресурсном центре, на них обращено внимание и при мониторинге результатов работы Центра, проведенном в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию

финансового образования в Российской Федерации» по программе «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности». Мониторинг проводился в 2019 г. Его куратор - руководитель Московского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования на базе ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» О. В. Грошева. Сфера образования в 2019 г. была представлена следующими категориями слушателей: тьюторы дошкольных образовательных организаций - 125 человек; педагоги, тьюторы на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования - 225 человек; тьюторы образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования -25 человек.

Образовательный процесс выстраивается на основе взаимодополняющих условий: активизации познавательной активности слушателей, их стопроцентного методического обеспечения необходимыми методическими материалами, использования электронного обучения и дистанционных технологий. Большую роль в мотивации к обучению сыграл психологический климат, создаваемый преподавательским составом в аудитории и мотивирующий на продуктивную работу.

Обучение слушателей по названной программе проведено в два этапа на основе образовательной концепции blended learning. На первом этапе с помощью дистанционных технологий обучающиеся освоили теоретический материал (видеолекции), на втором этапе преподаватели Центра провели работу в очном режиме (лекции, интерактивные занятия, консультации). Особое внимание было уделено проработке тем групповых проектов, которые были защищены по окончании курса.

В итоговом анкетировании слушателей программы «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности раз-

личным категориям обучающихся» приняли участие 200 человек.

Содержание теоретической и практической части курсов, по данным опроса, соответствовало заявленной тематике, при этом учитывался уровень знаний обучающихся. Подготовленность преподавателей Регионального ресурсного центра была оценена на 4,9 балла. Рекомендовано представлять материал, учитывая категорию обучающихся, а также более активно использовать интерактивные формы преподавания.

Качеству содержания образовательной программы 78,4 % педагогов дали оценку «отлично»; 21,6 % - «хорошо». Как положительную сторону респонденты отметили консультационное и методическое сопровождение слушателей, 90 % слушателей выделили актуальность полученных знаний, хорошо организованную образовательную среду, выразили готовность пройти повторные курсы.

Педагоги отметили высокий уровень методического обеспечения и качество раздаточного материала, грамотный подход к использованию игровых интерактивных технологий. Для слушателей КПК в Центре разработаны рабочие тетради в соответствии с уровнями образования. Это действенный способ повысить эффективность усвоения учебного материала, 67 % педагогов оценили обеспеченность учебно-методическими материалами на «отлично», 33 % - на «хорошо».

Верхние позиции рейтинга модулей базовой части учебной программы заняли следующие темы: «Банковские продукты и инвестиционные инструменты», «Управление личным бюджетом, финансовыми рисками», «Защита от финансового мошенничества».

Ответы на вопрос «Какие формы занятий, на Ваш взгляд, предпочтительны для реализации программы повышения квалификации?» распределились следующим образом: практические занятия - 82 %; лекции -68,4 %; обмен опытом - 63,1 %, проблемные дискуссии - 60,5 % респондентов.

Анализ результатов анкетирования показал, что педагоги прогнозируют трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения школьников. Среди них недостаточность времени и отсутствие специально отведен-

ных часов для дисциплины «Финансовая грамотность», а также несформированность собственных компетенций в финансовой сфере и низкий уровень знаний по отдельным темам.

Педагоги выразили готовность начать обучение финансовой грамотности школьников в своей образовательной организации. На период прохождения опроса основы финансовой грамотности преподавали около 24 % слушателей. Оценивая свою подготовленность к такому педагогическому процессу, они отметили существенное повышение ее уровня благодаря освоенной программе, однако подчеркнули необходимость получения консультаций и после прохождения КПК. Как положительный момент следует отметить желание сотрудничать при проведении круглых столов, конференций и семинаров, участвовать во встречах с представителями финансовых организаций и бизнеса.

Для усовершенствования программы КПК было предложено: создать банк сценариев

Таким образом, большинство педагогов считают, что программы по финансовой грамотности востребованы. Среди трудностей при обучении финансовой грамотности, на которые они указали, отметим невысокую степень грамотности педагогов по ряду вопросов из сферы финансовой грамотности; нехватку практического опыта в преподава-

уроков; увеличить долю интерактивных занятий, количество методических материалов, рассчитанных на различные категории обучающихся; усилить практическую направленность применения информации; разделить программу для педагогов в зависимости от профиля преподаваемых дисциплин (история, технология, обществознание, математика, ОБЖ и т. д.); разработать вторую, более сложную, насыщенную часть программы как продолжение базового курса.

Респонденты считают, что темы по финансовой грамотности рационально включать в качестве отдельного предмета, модуля, учебного блока в учебные планы общего образования либо во внеурочную деятельность, либо в качестве программ дополнительного образования детей.

Ответы педагогов на вопрос о востребованности программы по повышению финансовой грамотности в образовательных организациях автономного округа представлены в табл. 2.

нии предмета; слабую мотивацию и отсутствие учебно-методических пособий; недостаточную подготовленность детей к осознанию предмета.

Результаты опроса педагогов о характере реализации программ по финансовой грамотности в их образовательных организациях представлены в табл. 3.

Таблица 3

Характер реализации программы по повышению финансовой грамотности

Ответ % ответивших

В образовательных организациях программы по финансовой грамотности реализуются как отдельный (самостоятельный) учебный предмет 17,7

В школах проводятся отдельные занятия в рамках основного преподаваемого предмета 48,3

Таблица 2

Востребованность программ по повышению финансовой грамотности

Ответ % ответивших

Программы полностью востребованы при проведении учебных и внеучеб-ных занятий на постоянной основе 42,0

Программы частично востребованы в виде отдельных мероприятий с высокой степенью вероятности их повторения 28,0

Программы частично востребованы в рамках отдельных мероприятий 30,0

Программы не востребованы 0,0

Примечание: составлено специалистами, проводившими мониторинг деятельности Регионального ресурсного центра.

Окончание табл. 3

Ответ % ответивших

Программы по финансовой грамотности частично востребованы в рамках внеурочной деятельности 33,5

Программы не будут востребованы по причине недостаточной информированности или недостаточной потребности 0,5

Примечание: составлено специалистами, проводившими мониторинг деятельности Регионального ресурсного центра.

В качестве трудностей, возникающих у образовательной организации при проведении обучения по финансовой грамотности, отдельные педагоги указали перегрузку обучающихся учебным материалом; отсутствие обученных педагогов; незаинтересованность обучающихся; отсутствие времени у педагогов для актуализации учебно-методического материала.

Результаты анкетирования педагогов, раскрывающие степень значимости формирования финансовой грамотности в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования для детей и юношества, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Степень значимости формирования финансовой грамотности в образовательных организациях

Ответ % ответивших

Программы повышения финансовой грамотности необходимо включать как образовательный компонент в образовательный процесс общего/среднего образования 23,3

Программы повышения финансовой грамотности необходимо включать как предмет, модуль, учебный блок в учебные планы и/или рабочие программы по предметам общего/среднего образования 36,5

Программы повышения финансовой грамотности можно рекомендовать включать во внеурочную деятельность или как программы дополнительного образования 40,2

Примечание: составлено специалистами, проводившими мониторинг деятельности Регионального ресурсного центра.

На вопрос о желании получать консультационную поддержку от Регионального ресурсного центра повышения уровня финансовой грамотности населения 59,6 % педагогов ответили утвердительно и обозначили потребность в методической литературе; актуализации содержательной информации о последних нововведениях; рекомендациях для обучающихся; видеоматериалах; сценариях уроков; консультациях по вопросам финансирования образовательных организаций и оплате труда; печатных раздаточных материалах.

КПК мотивировали на развитие профессиональных компетенций, разработку новых проектов; расширили профессиональные связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватели Центра, которые приняли участие в анкетировании, оценили качество программы обучения на 4,75 балла и отмети-

ли, что содержательная часть выстроена с учетом вызовов современной экономики. Была высказана рекомендация включить в программу темы «Образовательные web-технологии как инструменты развития финансовой грамотности», «Вызовы современности к системе финансового образования детей»; отдельный вариативный модуль по методическим особенностям работы с различными категориями обучающихся (дошкольники, младшие школьники, школьники среднего звена, старшеклассники); семинар по подготовке образовательных проектов, направленный на повышение финансовой грамотности, для руководителей образовательных организаций.

Предпочтительными формами занятий названы тренинги, педагогические мастерские, мастер-классы, интерактивные практи-

ческие занятия (в формате case-study, круглых столов, деловых игр, дискуссий, проектов, спарринг-партнерства, web-квестов и др.), а также обучение с помощью тренаже-ров-симуляторов, компьютерные практикумы. Таким образом, наиболее эффективным признан деятельностный подход к организации обучения. Интерес вызвал и обмен опытом работы среди педагогов.

Если на входном тестировании подготовленность педагогов оценивалась на 3,2 балла, то результат итогового тестирования - 5 баллов. Заинтересованность педагогов в проведении занятий по обучению школьников финансовой грамотности оценена на 4,5 балла.

Преподаватели Центра при реализации программы обучения педагогов отметили такую трудность, как различный уровень знаний слушателей в области финансовой грамотности.

Для совершенствования работы Центра предложено проводить активную информационную и разъяснительную работу по внедрению финансовой грамотности в учебный процесс образовательных организаций; осуществлять мониторинг внедрения программ по финансовой грамотности в образовательных организациях региона.

Все предложения были учтены при планировании работы Центра. В целом анализ его деятельности позволяет сделать вывод о значимости вклада в организацию непрерывного образования, совершенствование системы ДПО в регионе.

Отметим, что повышение финансовой грамотности должно прежде всего активно развиваться в сфере образования. Поэтому важно, чтобы возможность повысить квалификацию получили педагоги всех 22 муниципальных образований автономного округа. Если в 2019 г. для них были разработаны три программы («Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности», «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», «Финансовая грамотность для студентов»), то в 2021 г. подготовлено и реализовано 7 программ. Одновременно с увеличением количества программ и количества слушателей Центр проводит мониторинги уровня финансовой грамотности обучающихся общеобразо-

вательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

При организации повышения квалификации преподавателей необходима, как было отмечено слушателями КПК, реализация программ для педагогов конкретной предметной области с учетом специфики учебной дисциплины. И такие программы уже начали разрабатываться. Например, программа «Финансовая грамотность в обществознании» (с ноября 2021 г.), «Финансовая грамотность в математике» (реализация с 2022 г.). Данный процесс активизируется в связи с тем, что Министерство юстиции РФ 5 июля 2021 г. зарегистрировало обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. Повышение финансовой грамотности теперь - одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для 1-9-х классов школы.

В начальной школе элементы финансовых знаний будут интегрированы в такие предметы, как математика и окружающий мир, а в 5-9-х классах будут рассматриваться при изучении математики, обществознания и географии. Поэтому методики проведения отдельных мероприятий, а также технология интеграции финансовых тем в преподаваемые дисциплины, во внеурочную деятельность в начальной и основной школе, безусловно, будут востребованы.

Новые ФГОС содержат требования к результатам обучения личному финансовому планированию, защите прав потребителей финансовых услуг, безопасной работе с информацией в интернете, противодействию финансовому мошенничеству, экономической географии и многому другому. Предусматривается решение практических математических задач в области финансов.

Таким образом, перед Региональным ресурсным центром поставлены новые задачи - разработка программ ДПО в соответствии с обновленными образовательными стандартами.

Еще один актуальный вопрос - расширение категорий слушателей. Со времени основания Регионального ресурсного центра в образовательный процесс вовлечены не только педагогические работники. Система ДПО вы-

страивается для достаточно широких слоев населения, включая детей.

При разработке программ учитывается специфика аудитории. Например, в 2019 г. разработана дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации представителей сферы социального обслуживания населения «Формирование личных и профессиональных компетенций тьюторов, реализующих программы по финансовой грамотности». Обученные тьюторы работают с гражданами пенсионного и предпенсионного возраста с низким и средним уровнем доходов, людьми с ограниченными возможностями здоровья, лицами, находящимися в местах принудительного содержания (в 2019 г. - 25 человек; в 2020 г. -50 человек, в 2021 г. - 100 человек).

С 2020 г. в регионе Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для населения внедрены сертификаты на оплату услуг по повышению финансовой грамотности. Для оказания таких услуг привлекаются социально ориентированные некоммерческие организации, специалисты которых прошли подготовку в Центре по программе КПК «Социально-педагогическое консультирование населения по вопросам финансовой грамотности представителями социально-ориентированных некоммерческих организаций». Ежегодно по данной программе в Ресурсном центре повышают свою квалификацию 25 человек.

Осуществляется набор на программу «Финансовая грамотность в медиапростран-стве». Она подготовлена для представителей пресс-служб исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, принимающих участие в обеспечении доступа граждан к информации, направленной на повышение финансовой грамотности на страницах официальных сайтов органов власти, в социальных сетях (в 2020 г. - 25 человек, в 2021 г. - 100 человек).

При освоении образовательных программ слушатели развивают современные компетенции, такие как организация проектной деятельности, использование современных информационных технологий. Примеры таких программ: «Содержание и методика

обучения детей финансовой грамотности в организациях дополнительного образования детей, в пришкольных и загородных оздоровительных лагерях средствами проектной деятельности, интерактивных форм обучения и игровых технологий», «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (продвинутый уровень)».

Значимым в процессе просвещения становится формирование цифровых компетенций у слушателей. Преподаватели Центра не только сами используют разнообразные виды современных технологий обучения (исследовательские, проектные, игровые, информационно-коммуникационные и т. д.), но и демонстрируют их возможности для обучения, воспитания и развития обучающихся образовательных организаций в процессе изучения модулей/тем по финансовой грамотности, включенных в конкретную дисциплину в рамках урочной или внеурочной деятельности.

Учебный процесс выстроен с использованием современных образовательных технологий, включая электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Все программы переведены в цифровое образовательное пространство с учетом возможностей виртуальной обучающей среды Moodle.

Слушатели, прошедшие обучение, продолжают самостоятельно развивать свою траекторию совершенствования профессиональных компетенций. Например, принимают участие в педагогических мастерских, проводимых в рамках Региональной конференции педагогов и тьюторов образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие финансовой грамотности в регионе», а также Регионального форума «Финансовая грамотность для всех». В качестве экспертов на этих мероприятиях выступают представители финансовых организаций и других заинтересованных сторон.

Отметим системный подход Центра к организации финансового просвещения жителей. Специалистами налажено непрерывное финансовое консультирование и просвещение. Образовательные программы и консультационные услуги позволяют населению

приобрести необходимые знания и навыки в нужный момент. Так, в настоящее время требуется больше внимания уделить развитию навыков противодействия мошенничеству и социальной инженерии и подключить значительно больше элементов цифровой, инвестиционной и предпринимательской грамотности.

В настоящее время тысячи дошкольников, школьников, обучающихся образовательных организаций профессионального образования и высшего образования обучаются основам грамотного финансового поведения педагогами и специалистами, подготовленными в Центре.

Считаем, что успешность ДПО в сфере финансового просвещения зависит от наличия эффективной экосистемы, обеспечивающей повышение финансовой грамотности в регионе. И такая система выстраивается в автономном округе достаточно быстрыми темпами.

В нее в настоящее время включены, во-первых, структуры правительства региона: кураторами реализации региональных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения, являются Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В качестве механизма управления для координации работы правительством округа создан Координационный совет по повышению финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Функцию председателя совета исполняет директор департамента финансов - заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. С 2020 г. в качестве сопредседателя в его состав вошел управляющий отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации. В совет входят представители исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных округов автономного округа и других организаций и

объединений, заинтересованных в данном направлении деятельности.

В 2021 г. правительством утверждена Региональная программа «Повышение финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021-2030 годы» [19], которая стала основополагающим документом, регулирующим деятельность образовательных организаций, в том числе Ресурсного центра повышения финансовой грамотности населения.

Во-вторых, стейкхолдеры, определяющие развитие разных сторон финансовой жизнедеятельности в стране и регионе: Центральный банк Российской Федерации, Ассоциация развития финансовой грамотности (г. Москва), ПАО «Ростелеком», Банк ВТБ, Фонд поддержки предпринимательства Югры, Пенсионный фонд России, УМВД по г. Сургуту и Сургутскому району, МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута», ООО «Инвестиционная кампания ФИНАМ», Некоммерческая организация «Фонд инноваторов в управлении «Центр социально-экономического развития» и другие организации. В результате взаимодействия всех названных структур достигается синергетический эффект, обеспечивающий качество ДПО.

В-третьих, в систему должны быть включены образовательные организации всех уровней: дошкольного, общего (начального, основного и полного образования), профессионального и высшего образования. В настоящее время в экосистему включены 75 % образовательных организаций из 22 муниципальных образований (9 районов и 13 городских округов) автономного округа. Приоритетная цель - включить в формируемую экосистему финансового просвещения 100 % образовательных организаций.

В качестве ядра такой экосистемы может рассматриваться Региональный ресурсный центр повышения финансовой грамотности населения, сформированный в СурГУ. Обоснованием для такого позиционирования Центра служат в том числе данные внешних мониторингов.

По данным мониторинга Банка России за 2020 г., Югра по количеству проведенных

мероприятий по финансовой грамотности в стране входит: среди дошкольных образовательных учреждений - в ТОП-5, общеобразовательных учреждений - в ТОП-10, учреждений высшего и среднего профессионального образования - в ТОП-3.

Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры индекс финансовой грамотности, по данным НАФИ, в 2018 г. составлял 12,13; в 2019 г. - 12,06; в 2020 г. - 12,28 баллов (шкала индекса от 1 до 21 балла).

Если принимать за граничные значения индекс финансовой грамотности в 2018 и 2020 г., то его повышение за три года составило 1,2 %, несмотря на то что в 2019 г. было зафиксировано снижение этого показателя на 0,6 % относительно предыдущего года.

Положительная динамика за три года особенно значима на фоне наметившейся тенденции 2020 г. В то время как общероссийский индекс снизился на 0,16 %, его значение на территории автономного округа показало рост на 1,82 %.

Специалисты НАФИ в 2020 г. сделали вывод: «Усилия, предпринимаемые для повышения финансовой грамотности населения, дают свои результаты: регионы, системно реализующие программы повышения финансовой грамотности населения, демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской» [20]. Данный вывод подтверждает эффективность программы правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направленной на повышение финансовой грамотности населения, и деятельности Регионального ресурсного центра. Его специалисты не только обучают слушателей, но организуют процесс их дальнейшего сопровождения в вопросах финансового просвещения, в том числе при появлении законов, образовательных программ, новых сервисов и продуктов.

Приоритетными задачами для Центра остаются: охват как можно более широкого круга участников, вовлеченных в процесс финансового просвещения; постоянное повышение качества предоставляемых услуг; развитие партнерских отношений со всеми заинтересованными в повышении качества жизни населения сторонами с целью совершенствования региональной экосистемы

финансового просвещения. В центре внимания - модернизация архитектуры и инфраструктуры создаваемой экосистемы на основе современных цифровых подходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ДПО как часть системы непрерывного образования взрослых - одна из ключевых составляющих «третьей миссии» университета и важнейший компонент, обеспечивающий социально-экономическое развитие Российской Федерации и устойчивое укрепление человеческого капитала.

Проведенный анализ данных мониторин-гов Московского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования на базе ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» по программе «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности», Банка России и НАФИ позволил сделать вывод, что успешность ДПО в сфере финансового просвещения зависит от наличия эффективной экосистемы, обеспечивающей повышение финансовой грамотности в регионе.

Системный анализ результатов деятельности Регионального ресурсного центра повышения финансовой грамотности, Аналитического центра НАФИ, реализации мероприятий региональной программы «Повышение финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021-2030 годы» позволил выделить основные составляющие экосистемы финансового просвещения в регионе и выработать предложения по ее развитию. Полученные результаты исследования дополняют существующий научный контент в части системного описания процесса повышения финансовой грамотности населения и создают условия для дальнейшего исследования и выделения лучших практик в регионах России.

Создание региональных систем непрерывного образования справедливо рассматривается в качестве главных ресурсов обновления экономики нашей страны.

В сфере ДПО заложен потенциал для обеспечения гражданам социальной уверенности за счет роста профессиональных компетенций, освоения новых технологий, умения выбирать оптимальные пути развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кранзеева Е. А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 5. С. 64-73.

2. Видревич М. Б. Третья миссия университетов: какой мы ее видим? // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века : сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2018. С. 88-95.

3. Gunasekara C. Reframing the Role of Universities in the Development of Regional Innovation Systems // J Technol Transfer. 2006. Vol. 31. P. 101-113.

4. Косенок С. М. Реализация политики регионализации образования в деятельности университета // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 12-19.

5. Балмасова Т. А. «Третья миссия» университета -новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 48-55.

6. Паспорт федерального проекта «Новые возможности для каждого». URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/98120250-novye-vozmozhnosti-dlya-kazhdogo-pasport-f.pdf (дата обращения: 29.09.2021).

7. Ермакова Л. И. Инновационные стратегии в дополнительном профессиональном образовании // Инновации и современные технологии в системе образования : материалы III междунар. науч.-практич. конф. 20-21 февраля 2013 года. Прага : Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». 2013. С. 90-94.

8. Магомедов Ш. М., Иваницкая Л. В., Каратаев М. В., Чистякова М. В. Финансовая безопасность России. М., 2016. 60 с.

9. Елезова А. С., Гладкова С. Б. Финансовая грамотность населения России как элемент системы укрепления экономической безопасности государства // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения : материалы ежегодной всерос. науч. -практич. конф. СПб. : С. -Петербург. ун-т МВД РФ, 2018. С. 366-371.

10. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. : распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

В настоящее время в автономном округе накоплен значительный опыт по совершенствованию системы ДПО, информационно-просветительской работы, которым Югра готова делиться с аналогичными ресурсными центрами, созданными в других субъектах Российской Федерации.

REFERENCES

1. Kranzeeva E. A. New Models of Universities: Contribution to Regional Development // Journal University Management: Practice and Analysis. 2017. Vol. 21, No. 5. P. 64-73. (In Russian).

2. Vidrevich M. B. Third Mission of the University: How we see it? // Vysshee obrazovanie v rossiiskikh regionakh: vyzovy XXI veka : Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (September 17, 2018, UrFU, Yekaterinburg). Yekaterinburg : Kabinetnyi uchenyi, 2018. P. 88-95. (In Russian).

3. Gunasekara C. Reframing the Role of Universities in the Development of Regional Innovation Systems // J Technol Transfer. 2006. Vol. 31. P. 101-113.

4. Kosenok S. M. Implementation of the Policy of Regionalization of Education in the Activities of the University // Higher Education in Russia. 2017. No. 11 (217). P. 12-19. (In Russian).

5. Balmasova T. A. Universities "Third Mission" -A New Vector of Development? // Higher Education in Russia. 2016. No. 8-9. P. 48-55. (In Russian).

6. Pasport federalnogo proekta "Novye vozmozhnosti dlia kazhdogo". URL: https://minobr.gov-murman.ru/ files/98120250-novye-vozmozhnosti-dlya-kazhdogo-pasport-f.pdf (accessed: 29.09.2021). (In Russian).

7. Ermakova L. I. Innovatsionnye strategii v dopolnitelnom professionalnom obrazovanii // Inno-vatsii i sovremennye tekhnologii v sisteme obra-zovaniia : Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference February 20-21, 2013. Praga : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». 2013. P. 90-94. (In Russian).

8. Magomedov Sh. M., Ivanitskaya L. V., Karataev M. V., Chistyakova M. V. Finansovaia bezopasnost Rossii. Moscow, 2016. 60 p. (In Russian).

9. Elezova A. S., Gladkova S. B. Finansovaia gramotnost naseleniia Rossii kak element sistemy ukrepleniia ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva // Ekonomicheskaia bezopasnost lichnosti, obshchestva, gosudarstva: problemy i puti obespecheniia : Proceedings of the Annual All-Russian Scientific and Practical Conference. St. Petersburg : S.-Peterburg. un-t MVD RF, 2018. P. 366-371. (In Russian).

10. On Adoption of the Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023 : Order of the Government of the Russian Federation No. 2039-r of 25.09.2017. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

11. Долматова Н. Г. Финансовая грамотность населения как средство обеспечения финансовой безопасности в правовом государстве // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43). С. 159-164.

12. Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности : отчет о мониторинге результатов работы Регионального ресурсного центра повышения финансовой грамотности населения ХМАО-Югры по итогам реализации второй фазы реализации Контракта № FEFLP/QCBS-2.5. М., 2019. 15 с.

13. О результатах проведенных исследований : письмо Центрального банка Российской Федерации от 21.04.2021 № Т571-4-3/4230.

14. Результаты исследования уровня финансовой грамотности в рамках совместного проекта Минфина России и МБРР. Исследование (третья волна) «Уровень финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа». М., 2020. 52 с.

15. Отчет о работе Регионального ресурсного центра повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Сургут, 2019. 18 с.

16. Отчет о работе Регионального ресурсного центра повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Сургут, 2020. 30 с.

17. Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : офиц. сайт. URL: http://fingramugra.ru/contacts (дата обращения: 29.09.2021).

18. Лабутин Н. Г. Инновации в управлении качеством образования в системе дополнительного профессионального образования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С. 88-90.

19. Повышение финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021-2030 годы : регионал. программа. URL: https://docs.cntd.ru/document/574845634 (дата обращения: 29.09.2021).

20. Результаты второй волны измерения уровня финансовой грамотности россиян. URL: https://nafi.ru/ projects/finansy/rezultaty-vtoroy-volny-issledovaniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-ros siyan/ (дата обращения: 29.09.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Косенок Сергей Михайлович - доктор педагогических наук, ректор, Сургутский государственный

университет, Сургут, Россия. E-mail: [email protected]

11. Dolmatova N. G. Financial Literacy of People as a Means of Providing Financial Security in the Rule of Law State // The Rule-of-Law State: Theory and Practice. 2016. No. 1 (43). P. 159-164. (In Russian).

12. Assistance in Developing the Personnel Potential of Teachers, Methodists, Administration of the Educational Institutions in the Field of Financial Literacy as well as Effective Infrastructure for Supporting their Activities to Promote Financial Literacy : Report on the Monitoring of the Results of Work of the Regional Resource Center for Improving Financial Education of the Population of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra According to the Implementation Results of the Second Phase of the Contract No. FEFLP/QCBS-2.5. Moscow, 2019. 15 p. (In Russian).

13. On Results of the Research : Letter of the Central Bank of the Russian Federation No. T571-4-3/4230 of 21.04.2021. (In Russian).

14. Results of the Financial Literacy Level Research in the Framework of the Joint Project of the Ministry of Finance of Russia and the IBRD. The Study (Third Wave) "Financial Literacy Level of the Population of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug". Moscow, 2020. 52 p. (In Russian).

15. Report on Work of the Regional Resource Center for Improving Financial Literacy Level of the Population of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Ugra. Surgut, 2019. 18 p. (In Russian).

16. Report on Work of the Regional Resource Center for Improving Financial Literacy Level of the Population of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Ugra. Surgut, 2020. 30 p. (In Russian).

17. Regionalnyi resursnyi tsentr povysheniia urovnia finansovoi gramotnosti naseleniia Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - Iugry : Official website. URL: http://fingramugra.ru/contacts (accessed: 29.09.2021). (In Russian).

18. Labutin N. G. Innovatsii v upravlenii kachestvom obrazovaniia v sisteme dopolnitelnogo professional-nogo obrazovaniia // Sovremennye tendetsii razvitia nauki i tekhnologii. 2016. No. 6-7. P. 88-90. (In Russian).

19. Improving Financial Literacy of the Population of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra for 2021-2030 : Regional Program. URL: https://docs. cntd.ru/document/574845634 (accessed: 29.09.2021). (In Russian).

20. Rezultaty vtoroi volny izmereniia urovnia finansovoi gramotsnosti rossiian. URL: https://nafi.ru/projects/ finansy/rezultaty-vtoroy-volny-issledovaniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-rossiyan/ (accessed: 29.09.2021). (In Russian).

ABOUT THE AUTHOR

Sergey M. Kosenok - Doctor of Sciences (Education),

Rector, Surgut State University, Surgut, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.