Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ "МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ "МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА (МЭШ) / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ПЛАНШЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Юлия Анатольевна, Гравицкая Елена Геннадьевна, Миронова Ангелина Валерьевна

В статье раскрыты возможности «Московской электронной школы» (МЭШ) как инструмента, обеспечивающего равный доступ к образованию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Обсуждаются вопросы персонализации обучению с помощью индивидуальных планшетов. Цель статьи заключается в описании потенциала использования ресурсов «Московской электронной школы» (МЭШ) для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Рассмотреть возможности сервисов создать сенсорно обогащенную учебную среду для особых учеников. Полученные данные свидетельствуют, что имеются неоспоримые плюсы использования ресурсов МЭШ с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обязательный учет особых образовательных потребностей позволяет индивидуализировать подход к обучению. В статье описаны методические приемы использования планшета в современном образовательном процессе школы. Учитываются особые потребности обучающихся разных нозологий. Рассмотрены условия работы для детей с нарушением зрения, слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Подчеркивается развитие обратной связи при ментальных операциях на занятиях на платформе МЭШ. Однако, рассматриваются и основные минусы работы с гаджетом. Это позволяет учесть все стороны учебного процесса. Как результат - настроить процесс обучения под каждого обучающегося с учетом его особенностей здоровья. Ресурсы «Московской электронной школы (МЭШ)» позволяют создать индивидуальную цифровую образовательную среду для каждого. Сервисы «Московской электронной школы» обеспечивают равную доступность к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Юлия Анатольевна, Гравицкая Елена Геннадьевна, Миронова Ангелина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES AND SERVICES OF THE MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article explains the opportunities of the Moscow Electronic School (MES) as a tool that provides equal access to education for students with different disabilities. The issues of the personalization of studying process with the individual tablets are discussed. The purpose of the article is to describe the potentiality of using the resources of the Moscow Electronic School (MES) for students with special educational needs. To consider the possibilities of services to create a sensory-enriched learning environment for special students. The obtained data shows that there are undeniable advantages of using MES resources for students with different disabilities. The consideration of special educational needs allows you to create the individual approach in studying process.The article describes the methodological approach of using the tablet in the modern educational process of the school. The special needs of students of different diagnostic are taken into the consideration. The working conditions for children with vision impairment, deafness, and disorders of the musculoskeletal system are also considered. Marked out the feedback during mental operations in the classroom on the MES platform. However, the main disadvantages of working with the gadget are also considered. This allows you to take into consideration all aspects of the educational process. As a result, to adjust the learning process for each student, taking into the consideration his own health characteristics. The resources of the Moscow E-School (MES) make it possible to create an individual digital educational environment for everyone. The services of the Moscow E-School provide equal access to education for students with disabilities.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ "МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

намечается в профессиональном стандарте выделение в новую трудовую функцию умение применять современные технические средства обучения и образовательные технологии.

При необходимости в этот спектр включается и осуществление электронного обучения, использование дистанционных технологий, ИКТ, контрольно-образовательных информационных ресурсов. Нужно понимание структуры запроса в процессе подготовки ИТ-специалистов, потому что это влияет на изменение всей образовательной среды в целом в стране. Дело в том, что при определении сущностной характеристики трудовых функций должно быть учтено, что к ассистентам и преподавателям предъявляются такие требования, как к людям с педагогическими навыками. Квалификационные требования-это наличие образования бакалавра, специалиста по профилю подготовки. Но имеется разрыв, связанный с тем, что бакалавр, не педагог, приходит преподавать, не имея педагогических навыков, и этот разрыв нужно компенсировать и изменить уровень входных требований при трудоустройстве, это должен быть уровень не ниже, чем профессиональная переподготовка по педагогике. В это наполнение обязательно целесообразно включить владение сквозными цифровыми технологиями и инструментами. Сегодня нужно догонять студентов с точки зрения их потребности в области современных ИТ-технологий.

Литература:

1. Боцоева, А.В. Этапы и технологии разработки авторского онлайн-курса в контексте методологической проблематики современного высшего образования / А.В. Боцоева, Т.А. Иваненко, А.А. Чупрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. - С. 40-43.

2. Боцоева, А.В. К вопросу об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 343-346.

3. Kuzmina, E.V. Using Big Data Techniques to Foster Professional Competencies in Engineering Students / E.V. Kuzmina, N.G. Pyankova, A.V. Botsoeva // Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastSon 2020", Vladivostok, 06-09 октября 2020 года. - Singapore: Springer, 2021. - P. 773-781. - DOI 10.1007/978-981-16-0953-4_76. - EDN KWWCKI.

4. Волохова, Г.В. Проблемные аспекты преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе / Г.В. Волохова, К.Р. Барсегян // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-3.

5. Гачковская, А.П. Проблемные аспекты преподавания естественно-научных дисциплин в юридическом вузе / А.П. Гачковская, В.В. Ковалева, С.В. Лунева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-4. -С. 40-43.

6. Молчанова, Е.В. Сквозные цифровые технологии как предиктор нового формата работы преподавателя в условиях цифровой трансформации образования / Е.В. Молчанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№74-2. - С. 164-167.

7. Попова, А.В. Цифровая педагогика: к вопросу об изменении роли акторов педагогического процесса / А.В. Попова // Проблемы современного образования. - 2021. - №3. - С. 82-92.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Юлия Анатольевна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат биологических наук, доцент Гравицкая Елена Геннадьевна ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); старший преподаватель Миронова Ангелина Валерьевна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ «МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В статье раскрыты возможности «Московской электронной школы» (МЭШ) как инструмента, обеспечивающего равный доступ к образованию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Обсуждаются вопросы персонализации обучению с помощью индивидуальных планшетов.

Цель статьи заключается в описании потенциала использования ресурсов «Московской электронной школы» (МЭШ) для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Рассмотреть возможности сервисов создать сенсорно обогащенную учебную среду для особых учеников.

Полученные данные свидетельствуют, что имеются неоспоримые плюсы использования ресурсов МЭШ с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обязательный учет особых образовательных потребностей позволяет индивидуализировать подход к обучению. В статье описаны методические приемы использования планшета в современном образовательном процессе школы. Учитываются особые потребности обучающихся разных нозологий. Рассмотрены условия работы для детей с нарушением зрения, слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Подчеркивается развитие обратной связи при ментальных операциях на занятиях на платформе МЭШ. Однако, рассматриваются и основные минусы работы с гаджетом. Это позволяет учесть все стороны учебного процесса. Как результат - настроить процесс обучения под каждого обучающегося с учетом его особенностей здоровья.

Ресурсы «Московской электронной школы (МЭШ)» позволяют создать индивидуальную цифровую образовательную среду для каждого. Сервисы «Московской электронной школы» обеспечивают равную доступность к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: Московская электронная школа (МЭШ), особые образовательные потребности, цифровой контент, электронный учебник, планшет.

Annotation. The article explains the opportunities of the Moscow Electronic School (MES) as a tool that provides equal access to education for students with different disabilities. The issues of the personalization of studying process with the individual tablets are discussed.

The purpose of the article is to describe the potentiality of using the resources of the Moscow Electronic School (MES) for students with special educational needs. To consider the possibilities of services to create a sensory-enriched learning environment for special students.

The obtained data shows that there are undeniable advantages of using MES resources for students with different disabilities. The consideration of special educational needs allows you to create the individual approach in studying process.The article describes

the methodological approach of using the tablet in the modern educational process of the school. The special needs of students of different diagnostic are taken into the consideration. The working conditions for children with vision impairment, deafness, and disorders of the musculoskeletal system are also considered. Marked out the feedback during mental operations in the classroom on the MES platform. However, the main disadvantages of working with the gadget are also considered. This allows you to take into consideration all aspects of the educational process. As a result, to adjust the learning process for each student, taking into the consideration his own health characteristics.

The resources of the Moscow E-School (MES) make it possible to create an individual digital educational environment for everyone. The services of the Moscow E-School provide equal access to education for students with disabilities.

Key words: Moscow Electronic School (MES), special educational needs, digital content, electronic textbook, electronic tablet.

Введение. В настоящее время цифровизация образовательной среды позволяет соединить в себе и традиционной оф-лайн образование и современные цифровые он-лайн приёмы. Московская электронная школа (МЭШ) это продукт, дающий учителю и технические возможности цифровых технологий, и преимущества живого общения и контакта с учеников.

МЭШ - это новая информационная среда. Сервисы МЭШ - это библиотека электронных учебников, пособий, дополнительной литературы, это библиотека электронных сценариев уроков, это электронный журнал, электронный дневник для каждого ученика. [1, 5].

Изложение основного материала статьи. Индивидуализация процесса обучения с помощью ресурсов МЭШ позволяет подобрать для каждой категории детей, имеющих особые образовательные потребности, специальные, узконаправленные на компенсацию проблем здоровья ребенка приемы, методы, учебники и образовательный контент. Такой подход, несомненно, отвечает требованиям времени, но наряду с преимуществами имеет и свои недостатки.

Следует отметить, что персональное устройство (гаджет) подбирается для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально в зависимости от его индивидуальных особенностей в развитии.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бесспорным преимуществом ресурсов МЭШ станет возможность работать на уроке в индивидуальном темпе, а также изменять объем изображения или текста в процессе изучения материала. Данный функционал будет особенно актуален для ученика в случае наличии у него насильственных движений (ребенок не может попасть пальцами в точное место экрана, напечатать ответ, произвести необходимые действия и пр. без специальных возможностей планшета) [1, 5]. Современные производители предлагают вариативные устройства для ввода информации, специально разработанные для людей с двигательной патологией: педали, заменяющие клавиши Alt, Shift и Ctrl, световые перья, мыши в форме ручки и альтернативные клавиатуры. В частности, компания IntelliTools выпускает плоскую клавиатуру IntelliKeys: для ввода информации пользователь дотрагивается до нарисованных на ней пиктограмм, буквенных и цифровых клавиш [5].

Для учащихся с нарушениями зрительного анализатора принципиально важным является доступность изменения визуальной информации под свои индивидуальные особенности восприятия: увеличение текста, изменение контрастности, цвета текста и пр. В последние несколько лет на рынке цифровых технологий стали появляться планшеты нового типа, разработанные специально для пользователей с нарушениями зрения. Главной их особенностью является наличие в верхней части планшета дисплея с шрифтом Брайля, на котором особым образом поступающая жидкость формирует на экране осязаемые точки. Разработчики данного планшета расширили потенциал устройства: он также может отображать схемы, рисунки или карты [5].

Учащимся с нарушениями слуха наиболее важным компенсаторным механизмом в обучении будет выступать возможность получения дополнительной визуальной и необходимой доступной звуковой информации, которая будет использоваться учителем во время проведения интерактивного урока. В данном случае одним из весомых плюсов ресурсов МЭШ будет выступать возможность включения дополнительной сенсорно обогащенной информации в компьютерной системе (это могут быть различного рода графические изображения, текст, аудио- и видеоряд, анимация и пр.). Технические возможности планшета позволяют закачать в персональные интеллектуальные гиды по различным изучаемым предметам, видео энциклопедии, электронные лектории, а также компьютерные программы для работы над формированием произносительной стороны речи и развитием слухового восприятия речи и пр. Многое из перечисленного помогает создать эксклюзивную дополнительную цифровую образовательную среду для конкретного неслышащего ребенка, опираясь на его индивидуальные потребности и возможности сенсорного развития [5].

Электронные образовательные ресурсы МЭШ могут быть востребованы для учащихся с интеллектуальными нарушениями: ученики могут выполнять индивидуальные задания в своем темпе. Благодаря возможностям МЭШ обогащаются инструменты работы учителя инклюзивного класса: в режиме онлайн он может следить за выполнением задания конкретных учеников, а в случае необходимости предоставлять им дополнительный мультимедийный материал, а также включать задания в игровой форме. Особо хочется подчеркнуть наглядные возможности использования интерактивной панели и планшета, исполняющие дополнительную иллюстративную роль в обучении данной категории детей с нарушениями в развитии. Все вышеперечисленное помогает реализовать истинное инклюзивное образование, когда каждый ученик может стать активной частью школьного сообщества.

В современных реалиях будет особенно актуальна функция использования планшета для дистанционного обучения в случае, если школьник не может присутствовать на уроке. Учитель отправляет онлайн задание, которое учащийся выполнит и пришлёт обратно на проверку. Тем самым благодаря функционалу дистанционных возможностей планшета можно не переживать, что ученик может пропустить новый материал в течение длительного отсутствия в школе (например, в период реабилитационных сессий). Все вышеперечисленное позволяет максимально подстроиться под индивидуальные образовательные возможности каждого ученика за счёт увеличения доступности, наглядности и гибкости образования, а также дополнить и грамотно выстроить всю структуру урока для учителя инклюзивного класса.

Мультимедийная наполненность персонального планшета расширяет возможности его использования за счет сплава мультимедийного контента и обычного текстового или графического содержания. Формат электронного учебника позволяет использовать элементы самоконтроля, проверить свои знания, провести промежуточное тестирование в каждой теме учебного материала для подготовки к контролю знаний, закрепить изученный материал. Визуальный ряд так же более насыщен видео-, фото- и аудиоматериалами, схемами, иллюстрациями, имеется возможность воспользоваться гиперссылками. Возможности электронного учебника позволяют делать пометки, записывать комментарии, быстро находить предварительные закладки.

Положительной стороной электронного учебника, несомненно, является возможность учителя разработать адаптированные для детей с ОВЗ фрагменты урока и добавить их в электронный контент, возможность увеличить размер шрифта при особых образовательных потребностях, что важно в условиях инклюзивного образования и т.д.

Использование планшета позволяет улучшить коммуникативный потенциал, индивидуализировать взаимодействие учитель-ученик. Учитель может составлять индивидуальные задания (тесты, иллюстрации, формулы), адаптировать их к

потребностям ученика и отправлять их персонифицировано каждому ученику через интернет. Технологии обеспечивают и обратную связь: учитель аккумулирует на своем компьютере все задания к концу урока, может отправить их на доработку, разобрать выполненные задания со всем классом, или скрыть и разобрать работу индивидуально с учеником.

Расширяются возможности к доступу любых изданий, к любой учебной информации. Планшет решает так же и проблему необходимости иметь много учебников во время урока в школе. Его вес несомненно меньше стандартного набора учебников и дополнительной литературы. К тому же доступ к учебным материалам возможен в любое время судок и на расстоянии, например, при домашнем обучении.

К положительным аспектам использования планшета относится и управление образовательным результатом. С помощью электронных технологий можно динамически проследить за индивидуальными достижениями учеников, посмотреть их в сравнении, получить онлайн отклик для коррекции учебного образовательной траектории.

Применение электронного планшета имеет и негативные стороны использования. На это указывают родители, педиатры, неврологи и гигиенисты [1, 2, 3, 5, 6, 7]. Это относится к физическому и психическому состоянию ребенка. Усиливающаяся гиподинамия детей и подростков и сопровождающие ее нарушения здоровья так же является результатом компьютеризации во всех сферах образования и жизни. Обследование учащихся, проведенное Л.И. Каташинской и Л.В. Губановой выявило появление на передовые позиции в структуре заболеваемости вышли нарушение опорно-двигательного аппарата в виде нарушения осанки, нефизиологического лордоза и кифоза, сколиоза, а так же заболевания зрения в виде амблиопии, миопии и нарушения глазодвигательного аппарата [4]. И это несмотря на то, что экран планшета имеет адаптированную подсветку и дискретное изображение, что смягчает зрительную нагрузку во время работы с гаджетом. Уменьшению напряжения мышц глаза способствует и возможность изменения освещения экрана в зависимости от общей освещённости учебного кабинета и рабочего места, причем эта поднастройка осуществляется автоматически и не требует дополнительного внимания со стороны учителя и ученика. Надо подчеркнуть, что бумажный носитель и жидкокристаллические интерактивные панели с высоким разрешением идентичны по световому потоку. Однако, нельзя забывать о регламенте учебного времени, отводящегося на работы с электронным устройством. Ведение урока подразумевает и смену видов деятельности, и проведение физкультминутки, и упражнения офтальмотренажа. Все в совокупности позволяет оптимизировать использование планшета и минимизировать отрицательное влияние на здоровье.

Другая сторона использования гаджетов - это снижение коммуникации, отсутствие сформированности психологической и социальной стороны взаимодействия детей и окружения. При использовании гаджетов наблюдается снижение коммуникативной активности учащихся не только с учителем, но и между собой. Порой дети замыкаются в себе, не умеют выразить свои эмоции и потребности, что для некоторых категорий детей с ОВЗ катастрофично и приводит к откату коммуникативной активности. Здесь следует отметить, что использование планшета в образовательных целях не даёт свободного доступа ко всем медиаресурсам, имеется только доступ к образовательному контенту в пределах уровня образования с возможными индивидуальными настройками в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка. Хотя родители и педагоги испытывают опасения о качестве получаемой информации.

Использование планшета подразумевает персонализированность и мобильность ученика при работе с информацией. Это является аргументом выбора этой технологии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и находящихся на домашнем обучении, при дистанционном включении в образовательный процесс школы, при лечении или реабилитации.

Возможность обратной связи, контроля и самоконтроля учеников с особыми возможностями здоровья реализуется за счет индивидуальной траектории обучения; возможности менять скорость освоения материала; использования вариативных адаптированных заданий с разной степенью сложности, облегчающих восприятие информации; использование мультимедийного наглядного материала в соответствии с сенсорными возможностями обучающегося; наличие обратной связи при ментальных операциях контроля и самоконтроля не только по итоговым контрольным вопросам, но и по промежуточным контрольным точкам. Все это в целом стимулирует познавательную активность обучающегося с особыми возможностями здоровья и, как следствие, активизирует его речевую деятельность и ментальные процессы, создает включение коррекционно-развивающего компонента [1, 5].

Но настоящее время обратная связь ученик-учитель не всегда реализуется из-за технической стороны алгоритма работы электронного планшета. Это несомненно снижает и творческий потенциал ученика, и его креативность, и исследовательский мотив при обучении.

Сегодня неоднозначно определяется вопрос об использовании электронных планшетов в инклюзивном классе [3, 5]. Здесь порой расходятся мнения родителей, специалистов и разработчиков Московской электронной школы. Издательство «Просвещение» провело социологический опрос родителей на эту тему и большинство на вопрос «Можно ли учиться за компьютером, планшетом и т.д.?» ответили положительно. Но! с условием соблюдения всех гигиенических требований. Важным аргументом «за» было увеличение возможности доступа ребенка к разным образовательным контентам, что усиливает заинтересованность ребенка к получению знаний, делает этот процесс более привлекательным, эмоционально значимым. И сам поиск информации является отдельной потребностью к новизне, лежащей в основе саморазвития ребенка. Несмотря на общий положительный отклик, есть среди родителей и специалистов и настороженные мнения и даже резко отрицательные.

Выводы. В современных условиях активной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к общему образовательному процессу в условиях инклюзивного обучения цифровые технологии позволяют реализовать равные возможности обучения детей и одновременно индивидуализировать и адаптировать учебный процесс к их особым образовательным потребностям. Новым образовательным ресурсом единого цифрового пространства для организации учебного процесса независимого от места и времени становится «Московская электронная школа» (МЭШ).

Литература:

1. Афанасьева, Ю.А. Проектирование современного урока с использование ресурсов «Московской электронной школы» (МЭШ) для обучающихся с особыми образовательными потребностями / Ю.А. Афанасьева // Актуальные вопросы науки. - 2018. - № 46. - С. 103-107.

2. Баркова, Е.Е. Преимущества и недостатки электронных учебников и их место в современном образовании / Е.Е. Баркова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2015. - № 10(37). - С. 156-159.

3. Вспомогательные технологии в образовании: Учеб. пособие / Сост.: В.Э. Гаманович, Е.Н. Сороко. - Минск: Мин. гор. ин-т развития образования, 2014. - 132 с.

4. Каташинская, Л.И. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья городских и сельских школьников / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. - С. 124-129.

5. «Московская электронная школа» как инструмент равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Афанасьева Ю.А., Величенкова О.А., Гравицкая Е.Г. [и др.]. Учебно-методическое пособие - Москва: МГПУ, 2021. - 240 с.

6. Никольская, И.А. Разработка электронных учебников для лиц с нарушениями психофизического развития / И.А. Никольская // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - №1 (55). - С. 17-20.

7. Тюрина, Н.Ш. Методологические и методические аспекты применения интерактивных технологий в образовании и социализации детей с особенностями психофизического развития / Н.Ш. Тюрина // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. - Москва: ООО Юкод, 2018. - С. 294-299.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Байгутлин Рафик Ражапович

Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); доктор педагогических наук, профессор Романов Петр Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Токмазов Георгий Васильевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (г. Новороссийск)

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлен общий алгоритм проведения диагностики профессионального воспитания студентов, дано описание комплекса критериев эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов. При проведении диагностики учитывался тот факт, что проблемой и ее предметом является не только та или иная негативная ситуация в профессиональном воспитании студентов, но и новые или незнакомые обстоятельства, результаты, характеристики. Процесс диагностики сформированности общекультурных компетенций студентов вузов представлен в виде последовательности действий: сбор информации, установление причин неуспешности профессионального воспитания, формулировка возможного решения и его обоснование, контроль ход реализации принятого решения и оценка результатов его исполнения. Сбор и анализ информации позволил выявить проблему обеспечения эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов, дал возможность сократить число факторов, критериев, индикаторов, которые должны быть учтены при исследовании и соответственно уменьшить объём работы по сбору и анализу информации.

В статье обоснованы и содержательно раскрыты критерии и показатели оценки эффективности профессионального воспитания студентов с учетом особенностей образовательной деятельности гуманитарного вуза, выделены и уточнены признаки каждого уровня эффективности профессионального воспитания студентов. Авторами представлен комплекс критериев, апробированный им в ходе экспериментальной работы по решению проблемы профессионального воспитания студентов и их подготовки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, диагностика эффективности профессионального воспитания, критерии и показатели диагностики результатов профессионального воспитания, обобщенный план диагностики профессионального воспитания.

Annotation. The article presents a general algorithm for the diagnosis of professional education of students, describes a set of criteria for the effectiveness of the formation of general cultural competencies of university students. During the diagnostics, the fact was taken into account that the problem and its subject is not only one or another negative situation in the professional education of students, but also new or unfamiliar circumstances, results, characteristics. The process of diagnosing the formation of general academic competencies of university students is presented in the form of a sequence of actions: collecting information, establishing the reasons for the failure of vocational education, formulating a possible decision and its justification, monitoring the implementation of the decision and evaluating the results of its implementation. The collection and analysis of information made it possible to identify the problem of ensuring the effectiveness of the formation of general cultural competencies of university students, made it possible to reduce the number of factors, criteria, indicators that should be taken into account in the study and, accordingly, reduce the amount of work on collecting and analyzing information.

The article substantiates and meaningfully reveals the criteria and indicators for evaluating the effectiveness of professional education of students, taking into account the specifics of the educational activities of a humanitarian university, highlights and clarifies the signs of each level of effectiveness of professional education of students. The authors present a set of criteria tested by them in the course of experimental work to solve the problem of professional education of students and their preparation for professional activity.

Key words: professional education, diagnostics of the effectiveness of professional education, criteria and indicators of diagnostics of the results of professional education, generalized diagnostic plan of professional education.

Введение. Целью статьи является описание алгоритма и комплекса критериев диагностики эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в соответствии с задачами, этапами и содержанием профессионального воспитания.

При достижении поставленной цели нами были учтены разработки и предложения Б. Блума [8], Т.Е. Климовой [13], В.П. Симонова [14], В.А. Ядова [16], рекомендации по проведению педагогического исследования В.А. Беликова, А.С. Валеева [4] и других ученых.

Исходя из общего понимания диагностики (от греч. diagnosis - распознавание) как «установления и изучения признаков, характеристик, факторов, отражающих состояние объекта с целью выявления возможных отклонений, причин их появления и предотвращения основных нарушений в его нормальном функционировании» [13, С. 24], процесс диагностики эффективности формирования общекультурных компетенций студентов вузов в процессе профессионального воспитания мы представляем в виде последовательности следующих действий: сбор информации, установление причин неуспешности профессионального воспитания, формулировка возможного решения и его обоснование, контроль реализации принятого решения и оценка результатов его исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.