Прыжок в длину с места, см 261,2±9,1 288,6±11,8 10,5
Челночный бег 92 м, с 26,5±1,1 24,5±1,6 7,2
Прыжок в высоту с места, см 64,0±5,7 72,5±4,6 13,3
Планка, мин 1,5±0,4 2,4±0,3 55,7
Статические и статодинамические упражнения, используемые в комплексах, способствовали укреплению мышечно-связочного аппарата спортсменов, а также развитию силовой выносливости, что подтверждено высоким приростом в показателях 1 и 6 тестов. Так, количество подтягиваний увеличилось за время тренировочных сборов с 7,5±1,8 до 10,5±1,8, что составляет 40 %, а время удержания планки с упором на локтях увеличилось на 55,7 %. Прыжки с утяжеленной скакалкой в течение 1 мин - достаточно энергозатратное упражнение, задействует практически все мышечные группы, а также координационные способности, но, тем не менее, прирост в результатах составил 42,6%. В других тестах так же положительный прирост в результатах со статистически значимыми изменениями на уровне р<0,05.
ВЫВОДЫ
В ходе исследования авторы пришли к выводу, что Табата-тренинг наиболее оптимальный вариант для выхода из стагнации в росте силовых способностей, так как принцип Табата-тренинга основан на использовании плиометрических упражнений, и упражнений с весом собственного тела или с небольшим весом (гантели). Преимущество таких упражнений в том, что они не способствуют увеличению мышечной массы, что позитивно для волейболистов. Результаты эксперимента позволяют констатировать эффективность Табата-тренинга, который дает эффективный и долгосрочный результат.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курочкин, М.В. Поддержание функционального состояния связочно-мышечного аппарата лыжниц средствами стретчинга / М.В. Курочкин, Е.В. Курочкина, О.Е. Понимасов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 259-262.
2. Кроссфит как средство совершенствования специальной физической подготовленности волейболистов высокой квалификации / О.Г. Морозов, Т.И. Мельникова, Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 192-197.
REFERENCES
1. Kurochkin, M.V., Kurochkina, E.V. and Ponimasov, O.E. (2020), "Maintaining the functional state of the ligamentous-muscular apparatus of skiers by means of stretching", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 259-262.
2. Morozov, O.G., Melnikova, T.I., Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2018), "Crossfit as a means of improving the special physical fitness of highly qualified volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 192-197.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.08.2022
УДК 372.879.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УРОКА «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Марина Сергеевна Мочалова, методист, Иван Игоревич Столов, старший преподаватель, Московский городской педагогический университет, Москва
Аннотация
В статье рассматриваются условия и механизмы планирования, проектирования образовательного процесса обучающихся с использованием образовательной интернет-платформы Москов-
ской электронной школы. Цифровые технологии трансформируют образовательную деятельность, постепенно осуществляется переход от пассивного восприятия знаний к самостоятельному выполнению заданий, появляется больше возможностей для решения задач индивидуализации и дифференциации обучения. Под влиянием цифровой трансформации образования происходит изменение деятельности учителя. Цифровая трансформация школьного образования в Москве связана с развитием «Московской электронной школы» (далее - МЭШ). Данное исследование направлено на выявление изменений, происходящих в деятельности учителей в связи с активным использованием в учебном процессе цифровых ресурсов и инструментов МЭШ. В рамках исследования были выявлены наиболее популярные УМК, используемые учителями на таких уровнях образования как НОО, ООО, СОО.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, Московская электронная школа, учебно-методический комплекс, поурочный план, тематический каркас.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p228-233
APPLICATION OF THE SERVICE OF THE MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE LESSON
"PHYSICAL CULTURE" Marina Sergeevna Mochalova, the methodist, Ivan Igorevich Stolov, the senior teacher, Moscow City Pedagogical University
Abstract
The article discusses the conditions and mechanisms of planning, designing the educational process of schoolchildren using the educational Internet platform of the Moscow electronic school. Digital technologies are transforming educational activities, the transition from passive perception of knowledge to independent performance of tasks is gradually underway, there are more opportunities to solve the problems of individualization and differentiation of learning. Under the influence of the digital transformation of education, the teacher's activity is changing. The digital transformation of school education in Moscow is connected with the development of the "Moscow Electronic School" (hereinafter - MES). This study is aimed at identifying changes occurring in the activities of teachers in connection with the active use of digital resources and MES tools in the educational process. Among other things, the most popular UMCS used by teachers at the levels of primary general education, basic general education and secondary general education were identified.
Keywords: Federal State Educational Standard, Moscow electronic School, educational and methodological complex, lesson plan, thematic framework.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура относится к одним из основных образовательных предметов, которые изучаются в общеобразовательной школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основной задачей на занятиях физической культурой является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование первоначальных умений саморегуляции, гармоничное развитие обучающихся [1].
Процесс планирования образовательного процесса по физической культуре имеет отличительные особенности, так как наряду с образовательными и воспитательными задачами на каждом занятии необходимо решать практические задачи физического развития обучающихся, овладения двигательными действиями и их совершенствования, соблюдения правил ТБ.
В современном обществе в условиях повсеместного использования цифровых технологий имеется потребность привести содержание и формы преподавания предмета «Физическая культура» с учетом критериев, предъявляемых Московской электронной школой. Высокотехнологичная электронная образовательная среда московской электронной школы создана для улучшения качества школьного образования. Была определена структура тематического каркаса, разработанного для МЭШ, с помощью которого учитель сможет создавать поурочное и календарно-тематическое планирование, прикреплять к нему обучающие и контрольно-оценочные материалы.
Цель исследования - изучить процесс планирования образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в школе, осуществляемый с помощью использования интернет-платформы мэш.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве методов исследования использовалось анкетирование учителей физической культуры города Москвы, анализ нормативно-правовых документов, рабочих программ. В анкетировании приняли участие 740 учителей физической культуры города Москвы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Планирование уроков в школе - обязательная составляющая деятельности учителя в школе. Процесс планирования позволяет определить целевые установки, задачи, эффективные пути и средства решения поставленных задач, содержание, методы, методики и формы организации работы с конкретным контингентом школьников.
Документом, используемым учителями при планировании занятиями, является рабочая программа, разработанная на основе ФГОС. В соответствии с федеральным стандартом, учитель имеет возможность самостоятельно определять последовательность изучения модулей учебного предмета «Физическая культура» исходя из имеющихся условий материально-технического оснащения, а также природно-климатических условий. Одним из важных аспектов учебно-методического сопровождения в преподавании предмета является использование учебно-методических комплексов, отдельных учебников, которые должны содержать теоретические и практические основы знаний о физической культуре.
В образовательных организациях изучение предмета «Физическая культура» осуществляется на основе учебников, допущенных к использованию Министерством просвещения России. В настоящее время для преподавания рекомендовано 47 учебников физической культуры, в том числе для НОО - 23 учебника, для ООО - 17 учебников, для СОО - 7 учебников [3].
С целью анализа наиболее востребованных учебников, используемых для преподавания в московских школах, нами было проведено анкетирование учителей физической культуры города Москвы. В анкетировании приняло участие более 740 учителей физической культуры. Нами выявлено, что учителя физической культуры пользуются всеми приведенными выше учебниками, однако более 70 % учителей всех уровней образования отдают преимущественно предпочтение учебникам только одного автора, оставшиеся 30 % используют комбинации учебников различных авторов. Наибольшей популярностью у учителей пользуются учебники следующих авторов: В.И. Ляха, М.Я. Виленского, А.П. Матвеева, Г.И. Погодаева. Следует отметить, что полная линейка учебников по физической культуре с 1 по 11 классы, отражающая целостность, системность и безусловную преемственность знаний в области физической культуры, представлена именно у этих авторов. В рамках изучения предмета с 1 по 11 классы представлены учебники для изучения отдельных видов спорта - «Физическая культура. Футбол для всех» для 1-11 классов (По-годаев Г.И.), «Шахматы в школе» для 1,2,3,4 классов (Прудникова Е.А. и др.), «Шахматы. Начальный курс», «Шахматы. Тактика» для 5-9 классов и «Шахматы. Стратегия» для 10-11 классов (под редакцией Глека И.В.).
Соотношение используемых в учебном процессе учебников «Физическая культура» учителями московских школ на разных уровнях общего образования приведен ниже на рисунке. Содержание всех учебников, вошедших в федеральный перечень, соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает достижение обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.
100 80 60 40 20 0
24,11 38,17 24,89
1,58 1,91 2,58
20,95 24,89
7,25
53,36 26,34
47,64
26,34
Лях В.И.
НОО ¡Матвеев А.П.
Виленский М.Я.
ООО СОО
I Погодаев Г.И. ■ Комбинации учебников разных авторов
Рисунок - Соотношение учебников, используемых учителями московских школ в учебном процессе по физической культуре на разных уровнях общего образования
Отличительной особенностью планирования занятий по предмету «Физическая культура» является то, что порядок изучения модулей (тем) внутри предмета определяет сам учитель в соответствии с учебным планом.
В современном обществе в учебном процессе широко используются автоматизированные информационные системы и информационные технологии. Применение информационных технологий в процессе обучения в школе нашло свое отражение и при освоении знаний о физической культуре. Электронные учебники, различные мультимедийные материалы дополняют печатные издания, тем самым позволяют обучающемуся иметь доступ к учебному материалу практически из любой точки местонахождения, в том числе для самостоятельного изучения. Для оптимизации образовательного процесса с использованием информационных технологий учителя имеют возможность пользоваться сервисами МЭШ, в которых процесс планирования учебного процесса реализуется с помощью разработанных шаблонов документов, облегчающих процесс разработки документов. Таким образом, с учетом требований ФГОС, а также содержания материалов учебников, допущенных для преподавания по предмету «Физическая культура», в среде МЭШ разработан тематический каркас для облегчения процесса планирования. Тематический каркас является связующим звеном всех сервисов МЭШ, отражает совокупность ключевых тем по предмету, связывает рабочую программу учителя с материалами библиотеки МЭШ: электронными сценариями тем, уроков, тестами, учебниками и другими материалами. Учителем на основе тематического каркаса формируется поурочный план - документ, на основе которых осуществляется деятельность педагога во время занятий. При формировании поурочного плана в МЭШ учитель прикрепляет электронные образовательные материалы. Тема урока и тематическая подборка материалов в том числе отображаются в дневнике у ребенка. В процессе занятия, обучающиеся могут изучить различные видеоролики, выполнить интерактивные и тестовые задания и познакомиться с другим образовательным контентом по изучаемому предмету.
Помимо всего прочего, тематический каркас по предмету «Физическая культура» в МЭШ расширен за счет включения таких тем, как «абстрактно-логические виды спорта», «виды спорта по выбору», «спортивные единоборства».
Таким образом, для начального общего образования тематический каркас состоит из тем: «Здоровье и здоровый образ жизни», «История физической культуры и спорта», «Физические качества человека», «Физические упражнения», «Техника безопасности на занятиях», «Самостоятельные занятия физической культурой», «Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью», «Абстрактно-логические виды спорта», «Гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Лыжный спорт», «Организация, проведение и судейство подвижных игр», «Плавание», «Подвижные и спортивные игры», «Норма-
тивы физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
Тематический каркас для основного общего образования состоит из следующих тем: «Физическая культура и здоровый образ жизни», «История и современное развитие физической культуры», «Самостоятельные занятия физической культурой», «Гимнастика», «Лыжный спорт», «Лёгкая атлетика», «Плавание», «Спортивные игры», «Спортивные единоборства», «Абстрактно-логические виды спорта», «Нормы ГТО», «Вид спорта по выбору».
Тематический каркас для среднего общего образования состоит из следующих тем: «Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности», «Современное состояние физической культуры и спорта», «Самостоятельные занятия физической культурой и спортом», «Гимнастика с основами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Лыжный спорт», «Плавание», «Прикладная физическая культура», «Спортивные единоборства», «Спортивные игры», «Вид спорта по выбору», «Подготовка к выполнению норм ГТО».
В каждой теме указаны дидактические единицы, которые являются структурными элементами содержания учебного материала по представленным темам. В процессе обучения учениками должны достигаться планируемые результаты по предмету, которые так же сформулированы по темам. Такой подход позволяет учителю иметь большую вариативность при планировании учебного процесса по предмету, оперативно корректировать изучаемые темы и их содержание в зависимости от степени освоения учебного материала учениками. Таким образом, в электронном журнале учителя и электронном дневнике ученика, оперативно отражается актуальная информация об изучаемом предмете, кроме того обновляется подборка необходимого образовательного материала, который ученик сможет изучить самостоятельно.
ВЫВОДЫ
Выявлены наиболее популярные УМК, используемые учителями на всех уровнях школьного образования. Тематический каркас отражает структуру содержания учебного предмета и является универсальным инструментом планирования в МЭШ. Поурочный план предмета «Физическая культура», сформированный на основе тематического каркаса образовательной платформы МЭШ, соответствует содержанию УМК, наиболее популярного среди учителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 // КОДЕКС : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (Дата обращения: 20.06.2022).
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (Дата обращения: 20.06.2022).
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // Единое содержание общего образования : [сайт] / Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования. - Москва, 2022. - URL: https://edsoo.ru/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya. htm (дата обращения: 20.06.2022).
4. О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 // КОДЕКС : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/573772938 (Дата обращения: 20.06.2022).