КОМПЛЕКТАЦИЯ ЦИФРОВЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПЛАТФОРМЫ
А.Х. Гусева, канд. пед. наук, доцент
Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-1-142-146
Аннотация. Публикация посвящена актуальной проблеме разработки электронных образовательных материалов с целью ведения занятий посредством ДОТ в период пандемии. В статье рассмотрен процесс оптимизации платформы «МЭШ» в контексте пополнения коллекции цифровых дидактических материалов. Проанализированы результаты мониторинга платформы, охарактеризована ДПП ПК дополнительная профессиональная программа как инструмент совершенствования ^-компетенций педагогов. Приведена концепция построения образовательного ресурса как итоговая проектная работа учителей московских школ по программе повышения квалификации.
Ключевые слова: цифровой дидактический материал, платформа «МЭШ», цифровое домашнее задание, мультимедийная презентация, ^-инфраструктура.
Процесс проведения занятий в режиме онлайн образовательными учреждениями нашей страны в период пандемии выявил актуальную проблему - недостаток цифровых дидактических материалов (ЦДМ). Московские средние общеобразовательные школы использовали платформу «МЭШ», созданную Департаментом образования г. Москвы совместно с Департаментом информатизации, с целью размещения авторских ЦДМ, разработанных учителями с возможностью последующего обмена с коллегами и многократной демонстрации.
Уточним, что в 2019-2020 учебном году использование платформы одновременно всеми учителями г. Москвы показало недостаточную техническую подготовку данного цифрового ресурса: недостаточность объема памяти (сервер), затруднения при подключении, невозможность работать единовременно с рубриками «Электронный журнал» и «Библиотека», инсталляционные трудности при попытке выполнения интерактивных тестовых заданий более чем 150 учащимися и т.д..
В этой связи во втором полугодии прошлого года методистами Департамента был проведен мониторинг функционирования платформы, результатом которого стала модификация структуры ресурса, а
также интеграция новой необходимой рубрики: «Цифровое домашнее задание», имеющей ранее недоступные технические характеристики, в первую очередь, обеспечение возможности одновременной работы 20% учащихся г. Москвы с одним и тем же материалом.
Отметим, что условия дистанционной работы мотивировали учителей московских школ к активному использованию ресурса, и, что явилось наиболее позитивным фактором развития «МЭШ», к пополнению коллекции цифровых дидактических материалов авторскими разработками, ориентированными на конкретный контингент обучаемых. Среди видов данных ЦДМ назовем основные: сценарии уроков в формате презентаций, коллекции мультимедиа ресурсов, аннотированные списки аудио- и видеофайлов, интерактивные задания, системы тестирования, текстовые тематические материалы, цифровые домашние задания.
Кратко охарактеризуем платформу «МЭШ» - «Московская электронная школа». Ресурс является проектом правительства Москвы, общегородским образовательным порталом, где размещаются разработанные учителями электронные ресурсы нового поколения, это «проект для учителей, детей и их родителей, направ-
ленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах Москвы. Главная его цель - максимально эффективное использование современной ГТ-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования. Основная особенность «МЭШ» - интерактивный доступный с помощью Интернет-ресурсов контент: современное программное обеспечение для учителей, учеников и их родителей, <> обширная библиотека электронных материалов, которая содержит не только учебники и пособия по всем предметам, но и готовые сценарии уроков, тестовые задания по предметам, а также отдельные элементы для создания сценариев уроков» [4, с. 1].
В сотрудничестве с Департаментом образования г. Москвы Институтом дополнительного образования (ИДО) ФГБОУ ВО Российский государственный гуманитарный университет («РГГУ») была реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации учителей ДПП ПК «Мультимедийные сцена-
Таблица 1.
Мультимедийный сценарий урока по сути представляет собой мультимедийную презентацию, и под данным термином следует понимать, прежде всего, литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции; в свою очередь, как способ представления информации, МП является инстру-
рии и интерактивные задания: структурирование и размещение на платформе "МЭШ"» [3, с. 3].
Инфраструктура платформы «МЭШ» сочетает «традиционное образование и новые технологии: электронный дневник и журнал, онлайн библиотека учебников, сценарии уроков, мультимедийные презентации (МП), интерактивные задания, виртуальные лаборатории и другие» [4, с. 2]. Именно разработка МП и сценариев уроков в мультимедийном формате и пополнение онлайн библиотеки дидактических материалов является предметом данной программы, направленной на формирование и совершенствование у слушателей компетенций, необходимых для создания концепции, практической разработки и интеграции в «МЭШ» мультимедийных сценариев (МС) уроков и МП на базе ди-дактико-технологических карт.
Каковы же основные цели и задачи [1, с. 3-4] данной практико-ориентированной программы (табл. 1)?
ментом сообщения информации в удобной для получателя форме; наконец, по формату МП - «набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также раздаточный материал для аудитории, хранящиеся в одном файле» [2, с. 2].
Задачи реализации ДПП ПК «Мультимедийные сценарии и интерактивные задания: структурирование и размещение на платформе "МЭШ"»
1. ознакомить с инфраструктурой платформы МЭШ, определить типологию и необходимый объем МС уроков в соответствии с преподаваемым предметом
2. сформировать компетенцию разработки эссе-презентаций как обязательного элемента платформы МЭШ на базе дидактико -технологических карт
3. обучить способам и методам эффективного поиска и корректного отбора дидактического и научного материала в сети Интернет с целью его интеграции в МС уроков
4. сформировать компетенцию составления интерактивных (тестовых и креативных) контрольных заданий (ИЗ) с функцией автоматического контроля
5. обучить адаптировать и оптимизировать готовые цифровые решения платформы МЭШ
6. развить компетенцию организации внеаудиторной работы с обучающимися онлайн и оффлайн при проведении текущего и промежуточного (модульного) тематического контроля (дистанционный режим)
7. сформировать компетенцию интеграции в аудиторный и внеаудиторный учебный процесс практики выполнения обучающимися разработанных комплексов ИЗ, размещенных на платформе МЭШ, в онлайн и оффлайн режимах
В результате освоения ДПП слушателями разработан ресурс по литературному чтению - тематический раздел «Произведения французских писателей» по произведениям Шарля Перро, французского поэта, члена Французской академии и автора известных с детства, поучительных и запоминающихся «Волшебных сказок». Мультимедийные материалы различного формата были опубликованы в большом количестве как в открытом доступе, так и на официальных ресурсах электронных библиотек, научно-исследовательских
Таблица 2.
подразделений и учебных заведений Франции, требующих регистрационного доступа. Использование в дальнейшем платформы «МЭШ» позволит коллегам и учащимся осваивать модерированный цифровой дидактический материал.
Далее представим комплект мультимедийных презентаций и ИЗ, созданный учителями французского языка в процессе освоения ДПП. УМК содержит 9 МП, каждая из которых включает следующие рубрики (табл. 2).
Структура комплекта мультимедийных презентаций и ИЗ
1. На просторах творчества Шарля Перро
2. Биография Шарля Перро
3. Входное тестирование
4. МЭП (по списку произведений в соответствии с навигацией - текст изучаемой сказки 3.1-3.8)
5. Интерактивные задания (в соответствии с изучаемой сказкой - ИЗ 1-6)
6. 6. Список литературы (дополнительный материал)
7. Комментированный графический глоссарий (толкование лексических единиц, грамматических конструкций, социокультурных реалий, персонажей и образов)
8. Интернет-ресурсы (ссылки на медиаобъекты и справочные материалы)
Каждый урок, проводимый с использованием ЦДМ, подразумевает 4 этапа (табл. 3): Таблица 3.
№ Этапы работы с МП и ИЗ
1. Введение в тему (устный опрос с предъявлением видео и аудио фрагментов, входное тестирование знания содержания сказок Шарля Перро)
2. Изучение нового материала (демонстрация иллюстративных и текстовых материалов, визуализация и аудирование текста, чтение и комментирование фрагментов)
3. Интерактивный контроль (блиц-тестирование, поиск/отбор мультимедиа объектов, иллюстрирующих изучаемую сказку Шарля Перро, выбор темы проекта)
4. Домашнее задание - работа с интернет-галереями и электронной библиотекой «МЭШ», подбор учащимися материалов, иллюстрирующих изучаемую сказку: картины и графику французских художников, аудиозаписи, мультфильмы и др.
Также слушателями создан атомарный контент библиотеки по требованиям платформы «МЭШ» - «образовательный материал, который можно использовать при создании уроков и учебных пособий», и «<> элементами которого являются изображение, аудио, видео, текст, тестовое задание, тест» [4, с. 5]. Следует отметить, что электронные образовательные материалы, т. н. «атомики», по мнению автора ДПП. являются наиболее ценным мате-
риалом, поскольку составляют мультимедиа коллекцию для работы и учащихся, и коллег в будущем.
Важным инструментом для формирования и совершенствования кругозора и эрудиции учащихся являются современные иллюстративные мультимедийные материалы. Перечислим интернет-галереи и электронные ресурсы, список которых предоставляется обучаемым для создания проектной работы (табл. 4).
Таблица 4.
Виды n] юектных заданий Выбор
1. Создание коллекций мультимедиа иллюстраций к сказкам Шарля Перро +
2. Разработка иллюстрированного глоссария по одной из сказок
3. Проектная работа по «Литературному чтению» с использованием интернет-галереи
Ресурсы глобальной сети, используемые для выполнения проектных заданий
«Les contes de Perrault illustrés par Gustave Doré» (https://www.pinterest.ru/bnustrasbourg/les-contes-de-perrault-illustr%C3%A9s-par-gustave-dor%C3%A9/) +
«Histoire par l'image» (https://www.histoire-image.org/fr/etudes/illustration-livre-enfants-autour-contes-perrault)
«L'illustration des contes merveilleux» (https://www.persee.fr/doc/reper 0755-7817 1984 num 64 1 1799)
« Un monde de lecture» (https://www.youscribe.com/page/ebook/conteur)
«Paroles de contes» (https://www.canal.tv/video/les_amphis_de_france_5/paroles_de_contes.263);
В контексте данной публикации креа- московских школ в результате освоения тивная работа с мультимедиа и интернет- ДПП, интегрирован на платформу галереей по материалам сказок развивает «МЭШ», использование материалов кото-ассоциативное мышление учащихся, акти- рой способствует эффективному освоению визирует зрительную и слуховую память, учащимися предмета «Литературное чте-совершенствует фонетические и аудитив- ние». Мультимедийные презентации и ин-ные навыки, а также способствует форми- терактивные задания являются новым об-рованию представления о культуре страны разовательным форматом и разработаны изучаемого языка. на качественно новом уровне с учетом со-
В заключение следует отметить, что временных требований, предъявляемых к представленный комплект ЦДМ по сказ- педагогу в период перехода к цифровой кам Шарля Перро, созданный учителями дидактике.
Библиографический список
1. Гусева А.Х. «Мультимедийные сценарии и интерактивные задания: структурирование, электронная поддержка и размещение на платформе "МЭШ"». Региональный реестр ДПП: ШИФР 02533-17/18-В // ДПО педагогических работников г. Москвы. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dpomos.ru/curs/1034070/ (дата обращения: 20.04.2021).
2. Крылов С.Ю. Информационные технологии создания презентаций. Методические указания. 2012 Министерство образования и науки Российской Федерации. СГТУ, Бала-ково. - 32 с.
3. Институт дополнительного образования ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (ИДО РГГУ). Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ipk.rggu.ru/section.html?id=12527 (дата обращения: 16.04.2021).
4. Проект «Московская электронная школа». Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/teachers/ (дата обращения: 15.04.2021).
EQUIPMENT WITH DIGITAL DIACTIC MATERIAL AS A METHOD FOR IMPROVING THE ELECTRONIC EDUCATIONAL PLATFORM
A.H. Guseva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Russian State University for the Humanities (Russia, Moscow)
Abstract. The publication is devoted to the urgent problem of developing electronic educational materials for the purpose of conducting classes through DT during a pandemic. The article discusses the process of optimizing the MES platform in the context of replenishing the collection of digital didactic materials. The results of the monitoring of the platform are analyzed, the PTP is characterized as a tool for improving the IT competencies of teachers. The concept of building an educational resource as the final project work of teachers of Moscow schools under the advanced training program is presented.
Keywords: digital didactic material, MES platform, digital homework, multimedia presentation, IT infrastructure.