Научная статья на тему 'Проблемы проектирования компьютерных средств обучения цифровых образовательных ресурсов к учебникам "технология"'

Проблемы проектирования компьютерных средств обучения цифровых образовательных ресурсов к учебникам "технология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСS (ЦОР) / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ГИПЕРТЕКСТОВЫЙ ДОКУМЕНТ / БАНК ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Л. В.

В статье раскрыта суть и организация нашей работы по гранту по созданию набора цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по технологии (для 10, 11 класса средней школы), а также методических рекомендаций для учителя по организации учебного процесса на основе их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования компьютерных средств обучения цифровых образовательных ресурсов к учебникам "технология"»



10_Вестник Брянского госуниверситета M3 (2008)

The key words: educational system, financing, reforming, economic relations organizing models, financing principles, contradictions.

Список литературы

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Н

2. Федеральный закон от 07.07.03 М123-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования образовательных учреждений».

3. Ковалёва К Экономика образования России: итоги мониторинга. // Народное образование. 2005. № 10. С.26.

4. Смолин О. «Левый поворот» при движении направо? // Народное образование. 2008, № 3. С.9.

Об авторе

А.Г. Рулинская - канд. экон. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, agri57@bk.ru.

УДК 374

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ К УЧЕБНИКАМ

"ТЕХНОЛОГИЯ"

Л.В. Сидорова

В статье раскрыта суть и организация нашей работы по гранту по созданию набора цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по технологии (для 10, 11 класса средней школы), а также методических рекомендаций для учителя по организации учебного процесса на основе их применения. Ключевые слова: цифровые образовательные ресурса (ЦОР), технология, методические рекомендации, компьютерный программный продукт, мультимедийная презентация, гипертекстовый документ, банк творческих проектов.

Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по технологии для 10 и 11 классов средней школы, разрабатываемый нами в рамках гранта (организованного Национальным фондом подготовки кадров по проекту «Информатизация системы образования»), представляет собой компьютерные программные продукты различных форматов и методических назначений. К ним относятся:

- мультимедиа-презентации:

- учебные графические иллюстрации разных форматов, целенаправленно обработанные графическими редакторами для учебных целей;

- гипертекстовые документы в формате \уеЬ-страииц. которые представляют собой нелинейно организованные текстовые материалы со станичными и анимирован-ными иллюстрациями, банками творческих проектов, галереями изображений и др.

Также к набору ЦОР мы разрабатывали методические рекомендации для учителя технологии гю организации учебного процесса на основе применения данных ЦОР.

При этом дидактически целесообразным является применение в рамках каждого занятия по технологии 5-7 ЦОР различных типов для поддержки всех этапов проведения урока, создания оптимальных условий для организации разных видов работ учащихся и учителя.

Отметим дидактическое значение цифровых образовательных ресурсов.

На наш взгляд, они позволяют реализовывать учебный процесс с учетом фундаментальных принципов дидактики - принципа наглядности, доступности, личностной и практической ориентированности на качественно новом уровне.

Так, сегодня мультимедиа-компьютер превратился в универсальный инструмент деятельности, который активно используется в обучении. Поэтому дидактический принцип наглядности можно более эффективно реализовывать посредством метода мультимедиа-визуализации. Он базируется на том, что основным источником знаний служат мультимедийные образы изучаемых объектов и явлений, представляемые обучаемому посредством экрана в интерактивно-интеллектуальном режиме. Усвоение учебного содержания происходит через их эмоционально-чувственное восприятие, сочетаемое с интерактивными действиями над ними.

Цифровые образовательные ресурсы явили собой новый метод «интерактивной наглядности для эмоционально-чувственного познания», который позволил представлять учебный материал посредством смоделированной в учебной целях и представленной посредством экрана системы мультимедийных образов изучаемых объектов и явлений. Их применение на уроках технологии позволяет выстроить гибкую индивидуальную траекторию изучения школьником предметного материала.

Мультимедийные образы, как и любые модели, наглядно отражают те качества изучаемого, которые важны для раскрытия его сущности в соответствии с задачами обучения. Их демонстрация возможна в интерактивном режиме, в инсценированной для экранного показа форме (эмоционально-зрелищной, динамичной, разделенной во времени согласно сценарной методике подачи материала и управления вниманием), в интегрированном формате (синтез графики, звука, видео, анимации, текста).

В процессе разработки ЦОР должны учитываться следующие особенности проектирования обучающих мультимедийных продуктов.

Как справедливо отмечают многие исследователи, качество создаваемых мультимедиа-продуктов остается на низком уровне, так как к принципиально новым средствам все еще применяется старая методология, нецелесообразно использующая потенциал новых информационных технологий. Кроме того, разработка ЦОР носит преимущественно технократический характер; при их проектировании, прежде всего, учитываются технико-технологические аспекты создания мультимедиа, отсутствует опора на целостную картину создания мультимедиа-продукта. В результате создаваемые учебные пособия всего лишь дублируют в электронной форме содержание печатных изданий.

Но ведь при интуитивно-стихийном переводе текста в мультимедиа-форму, механическом переносе канонов «книжной» культуры в «экранную» потенциальные достоинства образовательного мультимедиа сами собой не проявятся. Однако, в виду отсутствия научно-аргументированных методик пока господствует именно технократический подход, и визуальная форма большинства электронных пособий - итог стихийного эмпирического развития, не имеющего научного обоснования.

Обучающий мультимедиа-продукт должен быть грамотно выполнен не только на уровне программно-технического исполнения, но и его содержательного наполнения. Важно уметь предварительно правильно смоделировать его содержание (с точки зрения педагогики, методики, психологии, эргономики, дизайна), творчески инсценировать его форму с ориентацией на язык экрана. Только затем следует реализовывать его посредством компьютера (применяя возможности программных средств). Такой подход гарантирует получение действительно полезного, профессионально значимого электронного пособия.

С другой стороны, необходимость многоаспектного подхода к данной проблеме подтверждается самой природой мультимедиа: если традиционным методам и средствам обучения (основанным на вербальных способах передачи знаний) присуще преимущественно информативная передача учебного материала, то в процессах мультпме-

12_Вестник Брянского госуниверситета №3 (2008)

диа-визуализации контента органично сочетаются информативная, эмоциональная и эстетическая компоненты, в единстве задающие учебное воздействие на пользователя. И при разработке мультимедиа следует учить целенаправленно прорабатывать все три перечисленные составляющие. Многоаспектная природа мультимедиа логично диктует системный подход к его проектированию.

Один из сложных этапов проектирования мультимедиа - не программное производство продукта, а организация, творческое моделирование формы представления материала на экране (т.е. его инсценировка, своеобразная режиссура). Пока методисты, технические исполнители и прочие участники процесса разработки обучающего мультимедиа не готовы эффективно инсценировать книжно-текстовый материал для его перевода в экранно-мультимедийный. Основная причина трудностей - формируемый у нас на протяжении всех лет обучения «книжно-тексговын» менталитет организации информации.

Инсценировка учебного книжного материала представляет собой процесс его трансформации из мира текстово-логпческих содержаний в мир визуальной образности с целью экранной презентации контента в мультимедиа жанре. Она ориентирована, в первую очередь, на пространственно-временные условия экранного представления учебной темы и органичное сочетание информативной, эмоциональной и эстетической компонент мультимедиа-визуализации знаний.

Следует отметить, что до сих пор не разработан специфический язык мультимедиа-жанра, что определяет необходимость заимствования опыта, примеров из режиссуры, сценарного мастерства, ранее сложившихся экранных жанров, опоры на их каноны, творчески адаптируемые специфику природы мультимедиа. В соответствии с этим в основу разработанной нами методики проектирования учебных ЦОР мы положили следующие принципы инсценировки учебного материала, отобранного для мультимедиа-визуализации:

® эмоционально-художественного осмысления учебной материала без утраты его научной значимости;

« художественного моделирования темы;

«композиционной завязки разнородных учебных элементов в единую систему образов;

• наличия визуальной метафоры;

• сочетания научного содержания с предельной доступностью визуальной формы;

• вовлечения пользователя в эмоциональную связь;

• органичного единства информационного, эстетического и эмоционального потоков мультимедиа-передачи;

• опоры на культурные традиции и каноны раннее сложившихся экранных жанров;

• синтеза дидактики и творчества на базе техники.

Проведенное на базе факультета технологии и безопасности жизнедеятельности Брянского государственного университета исследование показало, что многие будущие педагоги могут создавать средства мультимедиа-визуализации, правильно выполненные технически. Но их содержание, экранная форма передачи этого содержания не реализуют дидактический потенциал мультимедиа, поэтому почти не имеют дидактической значимости.

То есть будущий педагог, владея знаниями технологии работы с программным обеспечением, не может создать действительно эффективную поддержку своей профессиональной деятельности. Так, 51,84% будущих педагогов имеют низкий уровень, 33,6% - средний уровень и 14,6% - высокий уровень готовности к проектированию мультимедийных средств визуализации учебной информации.

Эти результаты подтвердили необходимость специального обучения будущих учителей технологии проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации. С этой целью нами разработан специальный курс «Проектирование средств мультимедиа-визуализации», при отборе содержания которого мы опирались на такие

принципы, как целевая направленность, интегративность, культуросообразность, при-родосообразность, фундаментальность, вариативность, практическая направленность и продуктивность,

Структура курса включает в себя 6 последовательных компонентов:

• мультимедиа в образовании: основные понятия и дидактические инновации;

• основы визуального конструирования, иллюстрирования учебного контента;

• книжно-текстовая и экранная мультимедийная формы передачи учебной информации; « педагогические основы проектирования средств мультимедиа-визуализации;

• разработка и компьютерная реализация педагогического сценария средств мультимедиа-визуализации;

«совершенствование, модернизация форм организации занятий при использовании средств мультимедиа-визуализации.

В качестве ведущего метода изучения курса «Проектирование средств мультимедиа-визуализации» мы избрали метод творческих проектов. Каждый студент разрабатывал творческий проект по созданию средства мультимедиа-визуализации информации.

В процессе проектирования студенты разрабатывали педагогическую концепцию и педагогический сценарий будущего средства мультимедиа-визуализации по определенной теме учебного предмета. Затем осуществляли компьютерную реализацию сценария, творчески используя возможности компьютерной графики, ресурсы Интернет, сетевые технологии.

Выполненные творческие проекты оценивались по следующим критериям: целесообразность отбора материала для визуализации, качество педагогической концепции проекта, качество инсценировки учебного материала для экранного показа, наглядность и адекватность представленных образов как моделей изучаемых объектов, продуманность гипертекстовой (гипермедийной) архитектуры для обеспечения адаптивности, гибкости, интерактивности средства, соответствие интерфейса дизайн-эргономическим требованиям, качество и оригинальность компьютерной графики и общая дидактическая значимость средства мультимедиа-визуализации.

В рамках телекоммуникационного проекта была проведена Интернет-конференция со студентами и преподавателями Армавирского государственного педагогического университета.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы изучали уровни сформированио-сти у студентов готовности к проектированию средств мультимедиа-визуализации. Замеры проводились до и после эксперимента.

Общие результаты опытно-экспериментальной работы представлены на рисунке 1

Исследование показало, что за период эксперимента в 1,6 раза увеличилось число студентов с высоким уровнем готовности к проектированию средств мультимедиа-визуализации и в 2 раза сократилось количество студентов с низким уровнем этой готовности.

Качество выполненных проектов мы оценивали с помощью экспертов по 9 показателям. Эксперты отметили, что выполняемые средства имеют реальную практическую, дидактическую ценность как средства обучения новог о поколения на базе ПИТ. эффективно передающих учебный контент методом мультимедиа-визуализации. По коэффициенту конкордации и критерию Пирсона %2 была установлена согласованность мнений экспертов.

По результатам защиты проектов 90% изготовленных студентами средств обучения жюри оценило отличными и хорошими оценками.

Таким образом, опытно-экспериментальное исследование подтвердило достаточно высокую эффективность разработанной нами компьютерной технологии обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации.

14

Вестник Брянского госуниверситета №3 (2008)

s

Ь S чР

О

о S m

т ш w

X о Ш

m Q. h

m S о

о fc 5

S Q. i

О. С ГО

о V s

^ h*

S n S

x о e

ffl S 3

о й с

> о 2

so

50 40 ЗО 20 Ю О

21 .7

54.3

1 -7 ВВЩЯ

■■■■■I. ■Hi

50

■И.

24

До эксперимента После эксперимента

Высокий

unnocsuu

Средний

unnnpuk

Низкий

unnnouk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. I. Общие результаты опытно-экспериментальной работы

В заключение следует отметить, что системный подход к проектированию образовательного мультимедиа, опора на сформулированные выше принципы позволяет в противовес технократическому подходу подчинить процесс разработки мультимедиа-продукта основной задаче - эффективно представить, донести до целевой аудитории содержание рассматриваемой темы в мультимедийной форме языком экрана.

The article discloses the essence and organization of our work at the grant on creation of a set of digital educational resources on technology (for classes 10, 11 of secondary school) and also guidelines for the teacher on organization of the educational process on the basis of their application.

The key words: digital educational resource, technology, guidelines, software product, multimedia presentation, hypertext document, creative project bank.

Список литературы 1. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М., 2000. 14 с.

2. Христочевский С.А. Электронный учебник терные инструменты в образовании. 2001. № 6.

текущее состояние // Компью-

Об авторе

Л.В. Сидорова - канд. пед. наук, ст. прей., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Hd09@yandex.ru.

УДК 370.176

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА КАФЕДРЕ

Н.Ю. Соломатина, А.Г. Титов

Авторы статьи предлагают разработанную технологию управления инновационным процессом на кафедре. Менеджмент качества процесса обучения и деятельность преподавателей является главным показателем системы качественного управления образовательным процессом. Качество образования выступает итогом деятельности университета в разных сферах деятельности. Улучшение качества образования в соответствии с уровнем современных и перспективных требований требует соответствующей системы управления результатами обучения. В статье рассматриваются основные факторы и обосновывается их роль в обеспечении соответствующих результатов.

Авторы приходят к заключению, что для возрастания качества образования необходимы соответствующее ресурсное обеспечение, так как нет иного пути успешной модернизации и включения в Болонский процесс на равноправных условиях.

Ключевые слова: Европейская сеть обеспечения качества в высшем образования, Европейская ассоциация университетов, Европейская ассоциация учреждений высшего образования, Национальный союз студентов в Европе, Национальный союз студентов в Европе, Глобальная интеграция, Качество обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.