Научная статья на тему 'Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза'

Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8731
781
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Е. В., Злобина С. Н.

В статье рассматриваются основные подходы к формированию инновационной образовательной среды современного вуза на основе информационных и телекоммуникационных технологий, использование цифровых образовательных ресурсов как важной ее составляющей. Практическая ценность статьи заключается в описании основных требований, которым должны отвечать цифровые образовательные ресурсы в вузе, и рекомендациях по созданию необходимых условий для их разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Е. В., Злобина С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза»

УДК 378+378, 164/169

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Е.В. Елисеева, С.Н. Злобина

В статье рассматриваются основные подходы к формированию инновационной образовательной среды

современного вуза на основе информационных и телекоммуникационных технологий, использование

цифровых образовательных ресурсов как важной ее составляющей. Практическая ценность статьи

заключается в описании основных требований, которым должны отвечать цифровые образовательные

ресурсы в вузе, и рекомендациях по созданию необходимых условий для их разработки.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, образовательная среда, инновации, информационные

технологии

Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, созданию условий для реализации личностно-ориентированного образования, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Новая парадигма высшего образования в качестве главной цели ставит формирование у студентов определенного набора компетенций на основе передачи и освоения знаний. При этом под компетенциями понимают активные знания, превратившиеся в рабочий инструмент специалиста, который он использует для решения разнообразных задач и проблем [1], [2] .

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

В связи с этим меняются взгляды на деятельность преподавателя, роль которого связана с переходом от простого транслятора знаний к достаточно сложной роли - организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации социальных отношений, формирования новых жизненных установок и ценностей личности, а также гаранта получения молодыми гражданами современного, качественного образования.

Еще недавно решать эти задачи не представлялось возможным из-за отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, общепринятых средствах обучения, в большей степени ориентированных на традиционную систему занятий. В этих условиях отсутствовали реальные возможности для выполнения следующего [3], [4], [5]:

• вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, применения приобретенных знаний на практике и четкого осознания того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

• совместной работы в сотрудничестве при решении проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

• свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;

• постоянного применения своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для решения возникающих проблем действительности.

Поиск путей, обеспечивающих современную подготовку студенческой молодежи - одна из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Сложные задачи по формированию личности обучаемого, подготовке гармонично развитого человека, обеспечению высокого уровня профессионального мастерства будущих специалистов невозможно решить без коренного изменения технологии обучения.

Инновационные технологии в вузе - это технологии, основанные на нововведениях: организационных (связанных с оптимизацией условий образовательной деятельности), методических (направленных на обновление содержания образования и повышение его качества) и управленческих.

Инновационные технологии позволяют студентам эффективно использовать учебно-методическую литературу и материалы, усваивать профессиональные знания, развивать проблемно-поисковое мышление, формировать профессиональное суждение, активизировать научно-исследовательскую работу, расширить возможности самоконтроля полученных знаний.

Инновационные подходы в обучении позволяют преподавателям оперативно обновлять учебно-методическую литературу, внедрять модульные технологии обучения, использовать имитационные технологии обучения, расширять возможности контроля знаний студентов, совершенствовать качество существующих технологий подготовки специалистов. Инновационные технологии, в целом, обеспечивают повышение качества образования и, следовательно, конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Инновационные педагогические технологии, используемые в настоящее время, немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерных [6], [7], [8]. Современные информационные технологии открывают новые возможности и адекватные методы передачи и распространения знаний, формирования на их основе необходимых компетенций, управления образовательным процессом и обеспечения равноправного доступа всем желающим получить необходимые компетенции.

Информатизация является одним из приоритетных направлений модернизации отечественной системы образования и предполагает формирование инновационной образовательной среды на основе ее обогащения средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), активного их включения в целостный образовательный процесс для решения задач повышения доступности и качества образования, усиления дифференциации и индивидуализации обучения [9].

Инновационная образовательная среда представляет собой оптимальные условия, которые должны обеспечить выпускнику конкурентные преимущества на основе предоставления опережающих знаний и дальнейшего сопровождения его в течение всей жизни. В такой образовательной среде изменяются роли преподавателя и студента. Преподаватель становится консультантом, наставником, главная задача которого научить студента алгоритмическому мышлению: самостоятельной постановке целей и задач; выбору эффективных инструментов их решения; оценке качества собственной работы; умению работать с информацией; потребности и навыкам самообразования; способности работать в команде.

За последние пять лет значительно изменилось технико-технологическое обеспечение образовательного процесса, возникли целые цифровые зоны развития учебных заведений разных ступеней: автоматизация управленческой деятельности, цифровая поддержка библиотеки, медиа-поддержка учебно-воспитательной работы, использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе, информатизация внеучебной деятельности, дистанционные формы работы преподавателей и студентов.

Информатизация образования связана с созданием опережающей научно-методической базы, переподготовкой работающих и подготовкой нового поколения специалистов, развитием необходимой материально-технической базы, становлением новой культуры педагогического труда в системе вузовского образования.

Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство ЦОР и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования современной инфраструктуры информатизации образования.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) являются ядром современных ИКТ в образовании и представляют собой информационные источники в цифровом виде, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе как единое целое.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [6].

Как показывает мировой опыт информатизации образования, анализ сформированных национальных коллекций цифровых образовательных ресурсов, ИКТ становятся неотъемлемым компонентом целостного образовательного процессе в вузах и других образовательных учреждениях, если:

- основой разработки ЦОР являются единые педагогические, технологические решения и унифицированные принципы, реализация которых обеспечивает интерактивность, мультимедийность, моделинг, коммуникативность, производительность и сетевую доступность в совокупности с выполнением психолого-педагогических, психо-физиологических и санитарно-гигиенических требований [10];

- ЦОР имеют модульную архитектуру, каждый модуль при этом представляет собой автономный, содержательно и функционально полный образовательный ресурс, предназначенный для решения вполне конкретной учебной задачи, архитектура такого типа получила название открытая образовательная модульная мультимедиа система.

Очевидно, что архитектоника ЦОР обеспечивает максимально широкие возможности применения для преподавателя и студента. При этом содержание ЦОР модульной архитектуры должно быть представлено не только и не столько текстографическим учебным продуктом (не всегда обеспечивающим решение задач, ставящихся перед современным образованием), но и высокотехнологичным интерактивным мультимедийным продуктом, максимально ориентированным как на учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого студента, так и удовлетворение информационно-образовательных потребностей всех субъектов целостного образовательного процесса в вузе [8].

При таком подходе к формату ЦОР нового поколения, последние приобретают качества ключевого системообразующего компонента формируемой ИКТ насыщенной инновационной образовательной среды вуза, инициируя развитие системы образования на принципах открытости, доступности и качества. Одновременно решается и проблема постоянного формирования коллекций и библиотек ЦОР для системы высшего профессионального образования, их обновления и пополнения, так как унифицированная и, в дальнейшем, стандартизированная технология поддерживает полный производственный цикл, который должен придти на смену локальных и разрозненных разработок отдельных фирм, образовательных учреждений и персональных авторов. При этом унификация затрагивает все стадии разработки ЦОР, включая и разработку контента [6], [11].

Полноценное решение задач информатизации вуза невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию методической подготовки преподавателей, обучения их методам работы с современными коллекциями ЦОР, методике педагогического проектирования учебных материалов для использования в учебном процессе при проведении учебных занятий.

Включение цифровых образовательных ресурсов в теорию и практику вузовского обучения, построение современного учебно-методического модуля дает возможность реализации целого ряда инноваций, преимуществ и перспектив [2].

Инноеационностъ цели и задач обучения состоит в том, что студенты получают не просто знания, а в ходе совместной с преподавателем работы у них формируются основы профессиональной компетентности, важность которой подчеркивается во всех инновационных документах современного образования. Инновационные цели и задачи достигаются посредством грамотного использования информационного, культурологического, коммуникативного, деятельностного подходов в обучении.

Инноеационностъ по методам обучения состоит в том, что использование ЦОР подразумевает широкое применение наглядности и расширяет возможности наглядных методов обучения в целом. Инноеационностъ практических методов обучения выражается на практике в реальном действии: в работе можно грамотно и в максимально короткий срок решать профессиональные и образовательные задачи. Поисковый метод позволяет студентам самостоятельно включаться в деятельность и способствует самореализации личности, развивает креативные качества. Исследовательский метод дает возможность студентам формировать черты творческой деятельности, овладеть методами научного познания, способствует формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний.

Инноеационностъ по формам обучения заключается в том, что наряду с традиционными занятиями используются занятия с применением электронных средств обучения, исследование возможностей мультимедийных продуктов и ресурсов, участие студентов в разработке мультимедийных ЦОР, написание ими научных статей, курсовых и выпускныхработ [2], [11].

Использование качественных цифровых образовательных ресурсов в системе вузовского образования делает ее значительно эффективнее за счет того, что открываются возможности [6], [1]:

1) организации разнообразных форм деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

2) применения всего спектра возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

3) привнесения в учебный процесс наряду с ассоциативной прямой информации за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

4) объективной диагностики и оценки интеллектуальных возможностей обучаемых, а также уровня их знаний, умений, навыков, уровня подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной и специальной подготовки, соизмерения результатов усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

5) управления учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного студента, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

6) создания условий для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

7) оперативного обеспечения преподавателей, обучаемых актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования.

8) созданием основы для постоянного и оперативного общения преподавателей, обучаемых, нацеленного на повышение эффективности обучения.

В Брянском государственном университете накоплен определенный опыт разработки и использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе. При поддержке Национального Фонда подготовки кадров творческим коллективом вуза был реализован проект «Формирование набора цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к линейке учебников «Технология» (под ред. В.Д.Симоненко) для учащихся школ». Разработанные ЦОРы соответствуют содержанию разделов в опорных учебниках, ориентированы на современные формы обучения, обеспечивают мультимедийность обучения, учитывают возрастные особенности учащихся; предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, основанных в рамках данного раздела; обеспечивают использование групповой работы; содержат варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру; основываются на достоверных материалах; превышают по объему соответствующий раздел учебника, не расширяя, при этом, тематические подразделы; обеспечивают возможность параллельно использовать с ЦОР другие программы; обеспечивают там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы; имеют удобный интерфейс.

Накопленный опыт по созданию цифровых образовательных ресурсов в рамках проекта «Формирование набора цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к линейке учебников «Технология» (под ред. В.Д. Симоненко) для учащихся школ» может быть использован практически во всех аспектах для формирования целого комплекса проектов, связанных с созданием ЦОР для нашего вуза.

Наметившая на сегодня тенденция активного внедрения ЦОР в учебный процесс ВУЗа, изменение методов и форм вузовского обучения позволяет в перспективе перейти от традиционной модели обучения к модели инновационной, соответствующей потребностям многополярного социального устройства и рыночного экономического механизма.

This article considering main approaches to the formation of innovational educational environment of the modern university based on informational and telecommunication technologies, using of digital educational resources as its important component. Practical value of this article is in the description of main requirements that must be met by digital educational resources for the university and recommendations of the knowledge for required conditions for its development.

The key words: digital educational resources, educational environment, innovations, informational technologies.

Список литературы

1. Воронина Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования// Высшее образование в России. 2001. №6. С.3-12.

2. Бордовский ГА., Нестеров А. А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.

3. Модернизация российского образования: стратегические разработки. /Под редакцией Я.И.Кузьминова. М., 2002. 194 с.

4. Можаева Л.Г. Эволюция концепции образования в современном мире // Экономика образования.2001.№6. С.15-17.

5. Елисеева Е.В., Злобина С.Н., Синица Н.В. Теоретико-методологические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов в системе вузовского образования: монография. Брянск: Издательство «Курсив», 2009.233 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. ПолатЕ.С. М., 1999. 218 с.

7. Осин A.B. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М: Агентство «Издательский сервис», 2004. 310 с.

8. Беспалъко В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М: МПСИ, 2002. 215 с.

9. БордовскийГ.А., НестеровА.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.

Ю.Воронина Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования// Высшее образование в России. 2001. №6. С.3-12.

1. Беспалъко В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М: МПСИ, 2002. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.