Научная статья на тему 'Обучение будущих педагогов проектированию редств мультимедиа - визуализации учебной информации'

Обучение будущих педагогов проектированию редств мультимедиа - визуализации учебной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ТВОРЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИА-ФОРМА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Л. В.

В статье на основе эксперимента раскрыта дидактическая целесообразность применения цифровых образовательных ресурсов, представляющие собой компьютерные программные продукты различных форматов и методических назначений. При изучении спецкурса «Проектирование средств мультимедиа-визуализации» предлагается метод творческих проектов, когда студент разрабатывает творческий проект по созданию средства мультимедиа-визуализации информации, предлагает педагогическую концепцию и педагогический сценарий будущего средства мультимедиа-визуализации по определенной теме учебного предмета. Затем осуществляется компьютерная реализация сценария, на основе творческого использования возможностей компьютерной графики, ресурсов Интернет, сетевых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение будущих педагогов проектированию редств мультимедиа - визуализации учебной информации»

УДК 378.147

Л.В. Сидорова

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОЕКТИРОВАНИЮ РЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА - ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В статье на основе эксперимента раскрыта дидактическая целесообразность применения цифровых образовательных ресурсов, представляющие собой компьютерные программные продукты различных форматов и методических назначений. При изучении спецкурса «Проектирование средств мультимедиа-визуализации» предлагается метод творческих проектов, когда студент разрабатывает творческий проект по созданию средства мультимедиа-визуализации информации, предлагает педагогическую концепцию и педагогический сценарий будущего средства мультимедиа-визуализации по определенной теме учебного предмета. Затем осуществляется компьютерная реализация сценария, на основе творческого использования возможностей компьютерной графики, ресурсов Интернет, сетевых технологий. Ключевые слова: мультимедиа-визуализация информации, компьютерная графика, творческий проект, цифровые образовательные ресурсы, творческое моделирование, мультимедиа-форма, компьютерные программные продукты.

Цифровые образовательные ресурсы представляют собой компьютерные программные продукты различных форматов и методических назначений. К ним относятся:

- мультимедиа-презентации;

- учебные графические иллюстрации разных форматов, целенаправленно обработанные графическими редакторами для учебных целей;

- гипертекстовые документы в формате шеЬ-страниц, которые представляют собой нелинейно организованные текстовые материалы со статичными и анимированны-ми иллюстрациями, банками творческих проектов, галереями изображений и др.

При этом дидактически целесообразным является применение в рамках каждого занятия 5-7 ЦОР различных типов для поддержки всех этапов проведения урока, создания оптимальных условий для организации разных видов работ учащихся и учителя.

Отметим дидактическое значение цифровых образовательных ресурсов.

На наш взгляд, они позволяют реализовывать учебный процесс с учетом фундаментальных принципов дидактики - принципа наглядности, доступности, личностной и практической ориентированности на качественно новом уровне.

Так, сегодня мультимедиа-компьютер превратился в универсальный инструмент деятельности, который активно используется в обучении. Поэтому дидактический принцип наглядности можно более эффективно реализовывать посредством метода мультимедиа-визуализации, базирующегося на том, что основным источником знаний служат мультимедийные образы изучаемых объектов, представляемые обучаемому посредством экрана в интерактивно-интеллектуальном режиме. Усвоение учебного содержания происходит через их эмоционально-чувственное восприятие, сочетаемое с интерактивными действиями над ними.

Цифровые образовательные ресурсы явили собой новый метод «интерактивной наглядности для эмоционально-чувственного познания», который позволили представлять учебный материал посредством смоделированной в учебных целях и представленной посредством экрана системы мультимедийных образов изучаемых объектов и явлений. Их применение на уроках технологии позволяет выстроить гибкую индивидуальную траекторию изучения школьником предметного материала.

Мультимедийные образы, как и любые модели, наглядно отражают те качества изучаемого материала, которые важны для раскрытия его сущности в соответствии с задачами обучения. Их демонстрация возможна в интерактивном режиме, в инсценированной для экранного показа форме (эмоционально-зрелищной, динамичной, разделен-

ной во времени согласно сценарной методике подачи материала и управления вниманием), в интегрированном формате (синтез графики, звука, видео, анимации, текста).

В процессе разработки ЦОР должны учитываться следующие особенности проектирования обучающих мультимедийных продуктов.

Как справедливо отмечают многие исследователи, качество создаваемых мультимедиа-продуктов остается на низком уровне, так как к принципиально новым средствам все еще применяется старая методология, нецелесообразно использующая потенциал новых информационных технологий. Кроме того, разработка ЦОР носит преимущественно технократический характер; при их проектировании прежде всего учитываются технико-технологические аспекты создания мультимедиа, отсутствует опора на целостную картину создания мультимедиа-продукта. В результате создаваемые учебные пособия всего лишь дублируют в электронной форме содержание печатных изданий.

Но ведь при интуитивно-стихийном переводе текста в мультимедиа-форму, механическом переносе канонов «книжной» культуры в «экранную» потенциальные достоинства образовательного мультимедиа сами собой не проявятся. Однако ввиду отсутствия научно-аргументированных методик пока господствует именно технократический подход, и визуальная форма большинства электронных пособий - итог стихийного эмпирического развития, не имеющего научного обоснования.

Обучающий мультимедиа-продукт должен быть грамотно выполнен не только на уровне программно-технического исполнения, но и его содержательного наполнения. Важно уметь предварительно правильно смоделировать его содержание (с точки зрения педагогики, методики, психологии, эргономики, дизайна), творчески инсценировать его форму с ориентацией на язык экрана. Только затем следует реализовывать его посредством компьютера (применяя возможности программных средств). Такой подход гарантирует получение полезного, профессионально значимого электронного пособия.

С другой стороны, необходимость многоаспектного подхода к данной проблеме подтверждается самой природой мультимедиа: если традиционным методам и средствам обучения (основанным на вербальных способах передачи знаний) присуща преимущественно информативная передача учебного материала, то в процессах мультимедиа-визуализации контента органично сочетаются информативная, эмоциональная и эстетическая компоненты, в единстве задающие учебное воздействие на пользователя. И при разработке мультимедиа следует учить целенаправленно прорабатывать все три перечисленные составляющие. Многоаспектная природа мультимедиа логично диктует системный подход к его проектированию.

Один из сложных этапов проектирования мультимедиа - не программное производство продукта, а организация, творческое моделирование формы представления материала на экране (т.е. его инсценировка, своеобразная режиссура). Пока методисты, технические исполнители и прочие участники процесса разработки обучающего мультимедиа не готовы эффективно инсценировать книжно-текстовый материал для его перевода в экранно-мультимедийный. Основная причина трудностей - формируемый у нас на протяжении всех лет обучения «книжно-текстовый» менталитет организации информации.

Инсценировка учебного книжного материала представляет собой процесс его трансформации из мира текстово-логических содержаний в мир визуальной образности с целью экранной презентации контента в мультимедиа жанре. Она ориентирована в первую очередь на пространственно-временные условия экранного представления учебной темы и органичное сочетание информативной, эмоциональной и эстетической компонент мультимедиа-визуализации знаний.

Следует отметить, что до сих пор не разработан специфический язык мультиме-диа-жанра, что определяет необходимость заимствования опыта, примеров из режиссу-

ры, сценарного мастерства, ранее сложившихся экранных жанров, опоры на их каноны, творчески адаптируемые специфику природы мультимедиа. В соответствии с этим в основу разработанной нами методики проектирования учебных ЦОР мы положили следующие принципы инсценировки учебного материала, отобранного для мультимедиа-визуализации:

- эмоционально-художественного осмысления учебной материала без утраты его научной значимости;

- художественного моделирования темы;

- композиционной завязки разнородных учебных элементов в единую систему образов;

- наличия визуальной метафоры;

- сочетания научного содержания с предельной доступностью визуальной формы;

- вовлечения пользователя в эмоциональную связь;

- органичного единства информационного, эстетического и эмоционального потоков мультимедиа-передачи;

- опоры на культурные традиции и каноны раннее сложившихся экранных жанров;

- синтеза дидактики и творчества на базе техники.

Проведенное на базе факультета технологии и безопасности жизнедеятельности Брянского государственного университета исследование показало, что многие будущие педагоги могут создавать средства мультимедиа-визуализации, правильно выполненные технически. Но их содержание, экранная форма передачи этого содержания не реализуют дидактический потенциал мультимедиа, поэтому почти не имеют дидактической значимости. То есть будущий педагог, владея знаниями технологии работы с программным обеспечением, не может создать действительно эффективную поддержку своей профессиональной деятельности. Так, 51,84% будущих педагогов имеют низкий уровень, 33,6% - средний уровень и 14,6% - высокий уровень готовности к проектированию мультимедийных средств визуализации учебной информации.

Эти результаты подтвердили необходимость специального обучения будущих учителей технологии проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации. С этой целью нами разработан специальный курс «Проектирование средств мультимедиа-визуализации», при отборе содержания которого мы опирались на такие принципы, как целевая направленность, интегративность, культуросообразность, при-родосообразность, фундаментальность, вариативность, практическая направленность и продуктивность.

Структура курса включает в себя 6 последовательных компонентов: мультимедиа в образовании: основные понятия и дидактические инновации; основы визуального конструирования, иллюстрирования учебного контента; книжно-текстовая и экранная мультимедийная формы передачи учебной информации; педагогические основы проектирования средств мультимедиа-визуализации; разработка и компьютерная реализация педагогического сценария средств мультимедиа-визуализации; совершенствование, модернизация форм организации занятий при использовании средств мультимедиа-визуализации.

В качестве ведущего метода изучения курса «Проектирование средств мультимедиа-визуализации» мы избрали метод творческих проектов. Каждый студент разрабатывал творческий проект по созданию средства мультимедиа-визуализации информации.

В процессе проектирования студенты разрабатывали педагогическую концепцию и педагогический сценарий будущего средства мультимедиа-визуализации по определенной теме учебного предмета. Затем осуществляли компьютерную реализацию сценария, творчески используя возможности компьютерной графики, ресурсы Интернет, сетевые технологии.

Выполненные творческие проекты оценивались по следующим критериям: целесообразность отбора материала для визуализации, качество педагогической концепции проекта, качество инсценировки учебного материала для экранного показа, наглядность и адекватность представленных образов как моделей изучаемых объектов, продуманность гипертекстовой (гипермедийной) архитектуры для обеспечения адаптивности, гибкости, интерактивности средства, соответствие интерфейса дизайн-эргономическим требованиям, качество и оригинальность компьютерной графики и общая дидактическая значимость средства мультимедиа-визуализации.

В рамках телекоммуникационного проекта была проведена Интернет-конференция со студентами и преподавателями Армавирского государственного педагогического университета.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы изучали уровни сформированно-сти у студентов готовности к проектированию средств мультимедиа-визуализации. Замеры проводились до и после эксперимента.

Общие результаты опытно-экспериментальной работы представлены на рисунке 1.

60

5

Н

Бчо

" 5

о я ш х ш ^

X О Ш

щаь

В50

0 Ё 5

о. с го

¡с

<0 о 5

О Р

50

40

зо

20

10

5

I

о ® Е

До эксперимента После эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 1. Общие результаты опытно-экспериментальной работы

Исследование показало, что за период эксперимента в 1,6 раза увеличилось число студентов с высоким уровнем готовности к проектированию средств мультимедиа-визуализации и в 2 раза сократилось количество студентов с низким уровнем этой готовности.

Качество выполненных проектов мы оценивали с помощью экспертов по 9 показателям. Эксперты отметили, что выполняемые средства имеют реальную практическую, дидактическую ценность как средства обучения нового поколения на базе БИТ, эффективно передающих учебный контент методом мультимедиа-визуализации. По коэффициенту конкордации и критерию Пирсона была установлена согласованность мнений экспертов.

По результатам защиты проектов 90% изготовленных студентами средств обучения жюри оценило отличными и хорошими оценками.

Таким образом, опытно-экспериментальное исследование подтвердило достаточно высокую эффективность разработанной нами компьютерной технологии обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации.

В заключение следует отметить, что системный подход к проектированию образовательного мультимедиа, опора на сформулированные выше принципы позволяет в противовес технократическому подходу подчинить процесс разработки мультимедиа-продукта основной задаче - эффективно представить, донести до целевой аудитории содержание рассматриваемой темы в мультимедийной форме языком экрана.

Through the experiment the author comes to the conclusion that the use of digital education resources, the latter being represented by software products of different layout and methodological purpose, is advisable from the didactic point of view. While studying the special course in designing multimedia visualization means the creative project method is offered. This method consists in working out by every student a creative project aimed at designing the means of multimedia information visualization. Students also suggest pedagogical strategy and pedagogical scenario of the future means of multimedia visualization in a certain topic area of the subject under study. After that computer realization of the scenario is carried out. This realization is based on creative use of computer graphics, web sites and network technologies.

The key words: multimedia information visualization, computer graphics, creative project, digital education resources, creative modelling, multimedia form, software products.

Список литературы

1. Каптерсв A.M. Мультимедиа как социокультурный феномен. М, 2000. 140 с.

2. Христочевский С. А. Электронный учебник - текущее состояние // Компьютерные инструменты в образовании. №6. 2001.

Об авторе

Л.В. Сидорова канд. пед. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 378.11

Н.Ю. Соломатина, А.Г. Титов СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА КАФЕДРЕ

В статье представлена разработанная авторами технология управления инновационным процессом на кафедре. Показано, что менеджмент качества процесса обучения и деятельность преподавателей является главным показателем системы качественного управления образовательным процессом, а качество образования выступает итогом деятельности университета в разных сферах деятельности. В статье рассматриваются основные факторы и обосновывается их роль в обеспечении качественных результатов управления кафедрой. Делается заключение о том. что для возрастания качества образования необходимы соответствующее ресурсное обеспечение, так как нет иного пути успешной модернизации вузов и включения в Болонский процесс на равноправных условиях.

Ключевые слова: объект управленческой деятельности, рефлексивный подход, педагогическая рефлексия, инновационный процесс, инновационный центр, глобальная интеграция, качество образования, инновационные технологии менеджмента, Европейская сеть обеспечения качества в высшем образования, Европейская ассоциация университетов, Европейская ассоциация учреждений высшего образования, Национальный союз студентов в Европе, Национальный союз студентов в Европе, Болонский процесс.

Ускоренное развитие и глобальная интеграция общественного производства, информатизация общества требуют соответствующих изменений в образовании. Учитывая, что требования к уровню и качеству образования меняются в соответствии с изменениями в общественной и экономической жизни, характер образовательного процесса должен быть инновационным.

В Брянском государственном университете И.Г.Петровского, первостепенное внимание уделяется проблемам повышения качества образования в соответствии с основными направлениями модернизации, включения в Болонский процесс, который определил основные тенденции развития «зоны европейского высшего образования» на ближайшее время. В Берлинском коммюнике, с момента подписания которого в сентябре 2003 года Россия вошла в Болонский процесс, подчеркивает: «Качество высшего образования лежит в основе построения европейского пространства высшего образования» [1. С. 306].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.