■ J V V V
Использование возможностей московской электронной школы в профессиональной подготовке студента-филолога
Дутко Наталья Петровна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра методики преподавания литературы, Московского педагогического государственного университета, [email protected]
В статье рассматривается использование московской электронной школы в профессиональной подготовке студента, которая требует не только корректировки содержания программ методических дисциплин и педагогической практики, но и его погружения в проектирование образовательного материала. На основании изучения профессионального стандарта педагога и государственной программы «Столичное образование» проанализированы возможности московской электронной школы и выявлена целесообразность ее использования в практической деятельности студентов. Особое внимание в статье уделено видам образовательного материала и предъявляемым к ним методическим требованиям. Создана адаптационная модель для организации практики студентов, которая состоит из трех взаимосвязанных модулей. Система заданий каждого модуля направлена на формирование профессиональных компетенций, связанных с применением ИКТ в образовательном пространстве. Сделан вывод, что электронная школа - дидактический инструмент педагога. Ключевые слова: адаптивная модель, московская электронная школа, атомарный контент, комплексное образовательное приложение, основная дидактическая единица, геймификация, образовательный материал.
Проблема использования возможностей московской электронной школы в профессиональной подготовке студента-филолога становится наиболее актуальной в контексте модернизации высшего образования. Поэтому требуется не только корректировка содержания программ методических дисциплин и педагогической практики студента-филолога, но и погружение студента в проектирование электронного образовательного материала.
Авторами данной статьи разработана адаптационная модель использования возможностей электронной школы в системе заданий для педагогической практики студента-филолога.
Адаптационная модель формирует ряд профессиональных компетенций: умение формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4), проектировать формы и методы контроля качества образования на основе информационных технологий (ПК-15), проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16). Для формирования вышеуказанных компетенций необходимо погружение студента-филолога в профессиональную электронную среду.
Поэтому умение работать в электронной среде и использовать данную среду для саморазвития и самообразования определяется как приоритетное умение в контексте требований ФГОС, профессионального стандарта педагога и государственной программы «Столичное образование».
Такой средой сегодня выступает московская электронная школа, которая состоит из электронных учебно-методических материалов, специализированных тренажеров, систем контроля знаний и информационно-справочной системы, в которых сочетается традиционное образование и новейшие технологии, что дает возможность учить и учиться по-новому.
Основной дидактической единицей платформы является электронный образовательный материал.
Рассмотрим его основные виды [2]:
1.Атомарный контент представляет элемент содержания сценария урока по предмету. Это может быть тестовое задание, тест, текст, изображение, видео или аудиозапись.
2.Сценарий урока - подробное изложение содержания и хода урока в электронном виде.
3.Электронное учебное пособие представляет сборник учебных материалов (текстов, упражнений, тестовых заданий), использующихся при изучении одного курса по одному предмету.
о о ш и m
О m э m й А
X £ m
О
х О m
0
01 и А ы о ш А X X m
4.Комплексное образовательное приложение -образовательные игры, лаборатории, практикумы, интерактивные задания.
К перечисленным видам электронного образовательного материала предъявляются методические требования, такие как: соответствие возрастным особенностям обучающихся, предметной спецификации, уровню образования и изучения предмета, нормам современного русского языка и контролируемым элементам содержания, наличием познавательной ценности.
Содержание электронного образовательного материала должно соответствовать требованиям ФГОС к результатам обучения, примерной основной образовательной программе и не должно противоречить основам современных научных знаний.
С учетом вызовов времени разработана адаптационная модель педагогической практики студентов, которая состоит из трех модулей [1]:
Когнитивный модуль обеспечивает освоение студентами новых понятий, выражаемых и формулируемых терминами московской электронной школы. Так привычный конспект урока меняется на сценарий, дидактический материал - на образовательный материал, а мини-игры, характеризующие отдельную тему или понятие, и большие многоуровневые игры называются геймификацией контента.
Сегодняшний студент, а завтрашний учитель русского языка и литературы должен знать новейшие достижения педагогической науки. Поэтому представляется важным научить студента новым методическим приемам и технологиям работы с образовательным материалом - изучение электронных учебно-методических и информационно-справочных материалов.
Электронные учебники в МЭШ соответствуют традиционным (печатным) УМК. Отличаются они только представлением информации в мультимедийной форме (текстовой, графической, видеозвуковой).Студент может проанализировать учебник, сравнить электронную версию с печатной и тд.
Данный модуль позволяет студентам освоить наиболее результативные педагогические практики. Студенты могут взять из библиотеки подходящий сценарий и воспользоваться им: провести анализ, составить алгоритм сценария урока, провести рефлексию системы заданий на каждом этапе. Также можно внести в готовый материал корректировки.
Система заданий этого модуля направлена на освоение умений работать с готовым образовательным материалом. Например, найти сценарий урока по заданной теме или образовательные приложения, тесты, видео, тексты из электронной библиотеки для комплексного анализа. Библиотека электронных материалов - это контент, в котором хранятся учебники, пособия, сценарии уроков, презентации с наглядными материалами, заданиями.
Проективный модуль обеспечивает освоение студентами умений по созданию авторского контента по отдельным темам, электронных сценариев уроков по литературе, образовательных игр и лабо-
раторий. Основной способ создания такого образовательного материала состоит из видов и форм деятельности обучающихся и педагогов, а результативность занятия определяется количеством погружений каждого ребенка в тему.
Данный модуль позволяет студентам освоить алгоритмы проектирования разнообразных видов образовательного материала. Система заданий этого модуля направлена на освоение умения проектировать учебную деятельность в электронном виде. Интересным представляется система заданий, связанная с созданием сценария электронного урока. Сценирование урока осуществляется в трех проекциях: диалоговая доска, планшет учителя, планшет ученика. Следовательно, проектирование сценария урока осуществляется в трех плоскостях. При составлении сценария урока студентам дается следующее задание:
a) Разделите тему на девять блоков и соотнесите каждый блок темы с этапом урока.
b) Подберите образовательный материал для демонстрации на диалоговой доске к каждому этапу урока.
c) Составьте задания обучающимся для каждого этапа урока.
d) Составьте эталонный ответ каждого задания для размещения на планшете учителя.
Образовательный материал в сценарии урока размещается с учетом методических требований. На каждом этапе урока должны меняться формы и виды деятельности обучающихся, не менее пяти за весь урок. Каждый этап урока должен отражать хронометраж времени. При размещении урока на платформу электронной школы необходимо заполнить следующую информацию: название урока, тему урока, уровень образования, предмет, уровень изучения. Когнитивный модуль тесно взаимосвязан с проективным модулем. Так при создании атомарного элемента, например текста, студенту нужно не только создать текст, но и указать тип его содержания (биография, рассказ, цитата, правило, документ, инструкция и т.д.) и соотнести текст с уровнем образования и спецификацией предмета.
Для создания сценария урока студенты должны уметь:
1.использовать все возможности МЭШ, в том числе и электронную библиотеку - работа с текстами;
2. составлять задания в формате ЕГЭ, ОГЭ, PISA;
3.осуществлять поэтапный мониторинг обратной связи;
4.выявлять затруднения в сложности образовательного материала;
5.корректировать знания в ходе урока.
Проектирование связано не только с созданием
сценария урока, но и с разработкой образовательного приложения, теста, тестового задания.
Образовательное приложение студенты проектируют в виде виртуальной экскурсии, связанной с Москвой (музеями и библиотеками столицы, электронными ресурсами города и т.д.) или образовательной игры.
Тестовое задание позволяет создать только одно задание одного типа. Интересны задания для студентов, связанные с установлением соответствия, упорядочиванием элементов, с распределением элементов по группам.
Для создания теста с несколькими вопросами создается тестовая спецификация.
Создание тестовой спецификации разделено на два этапа [2]:
1. Название спецификации.
2. Описание спецификации.
Далее параметры теста и задания.
Представляется важным научить студентов создавать тестовую спецификацию, задавать параметры теста и формулировать разные виды вопросов.
Группа заданий на формирование этих умений связана с определением образовательного материала к уровню изучения и уровню образования.
Операционный модуль обеспечивает освоение студентами умений, связанных с размещением разных видов образовательного материала в системе московской электронной школы. Так, конструктор образовательных приложений в системе уроков московской электронной школы по литературе состоит из последовательности алгоритмических шагов:
1.Выбор категории приложения (тесты, викторины, игры, экскурсии, лаборатории);
2.Создание карточки приложения (тема, уровень образования, предмет, уровень изучения).
3.Пошаговый алгоритм создания приложения в зависимости от категории.
Студентам предлагается создать образовательные приложения к урокам литературы для внеклассного чтения.
Так, например, тип задания (сочинение) на уроках внеклассного чтения в 8 классе самый распространенный: в течение года восьмиклассники пишут сочинение-рассуждение, сочинение-характеристика и т.д. Очень важно при подготовке к написанию сочинению обучить школьников приемам создания текста. Студентам предлагается разработать образовательные игры, дается алгоритм построения такой игры, например, образовательная игра «Рубрикатор тем». Для создания игры находим в конструкторе МЭШ тестовое задание, делаем выбор формы представления - таблица. В поле задание формулируем вопрос: «О чем/ о ком ты хотел бы рассказать?». В поле ответ обучающийся должен написать тему. Далее к теме подбирается обобщающее слово для создания рубрики. Затем подбираются основания для создания текста. Основаниями могут быть впечатления, воспоминания, литературные произведения, сюжетные картины, серии картин, просмотр фрагмента видеозаписи и т.д. Затем идет конкретизация идеи: «Какую мысль хотелось бы передать слушателю/читателю?», создается план, подбирается материал, систематизируется, выстраивается в последовательности и оформляется в текст.
Например,
Тема, на которую пишется текст Рубрика Основание
«Мой дедушка» или «Семейный альбом» СЕМЬЯ Воспоминание
«Любимый герой» КНИГА Впечатления
«Удивительный парк» ПРИРОДА Картина
Все элементы таблицы интерактивны, их можно менять местами, передвигать в зависимости от основания и темы написания сочинения.
В ходе образовательной игры развивает такое универсальное умение, как извлечение главной информации из текста, что способствует развитию мыслительной операции - обобщение. А задание на нахождение ответов на вопросы, способствует развитию умения устанавливать причинно-следственные связи и разграничивать главную и второстепенную информацию.
Таким образом, проектирование образовательных приложений способствует вовлечению каждого студента в творческий процесс, поскольку содержание учебного материала нужно перенести в формат продуктивно-игровой деятельности. Происходит перенос знаний в новые условия, а вместе с этим и их практическое применение. Интерактивные элементы образовательного приложения позволяют создавать разные классификации, распределять понятия по группам, восстанавливать последовательность. Идет не только освоение алгоритмов выполнения заданий в различных форматах, но и поэтапный мониторинг обратной связи, выявление затруднения в сложности образовательного материала и корректировка знаний в ходе проектирования.
База методических рекомендаций электронной школы состоит не из педагогических технологий, а из осваиваемых алгоритмов деятельности. Так сценарий урока представляет минимальный стандарт построения учебной деятельности, который определяет качество образования обучающихся. Данный модуль позволяет студентам освоить алгоритмы размещения собственного материала в платформе электронной школы. Система заданий этого модуля направлена на освоение умений технического и содержательного размещения материала.
Следовательно, электронная школа должна стать дидактическим инструментарием для создания методических продуктов в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
Литератуа
1. Belyaeva N. V., Berdysheva L.R., Kritarova Z.N., Shamchikova V.M. Peculiarities of the Impact of Fiction on the Upbringing of Students (or Teenagers). // Espacios. 2018. Vol. 39 (№ 38). P. 22.
2. Дутко, Н.П. Педагогическая практика студентов как модель интегрированной учебно-методической среды // Итоги науки в теории и практике, М. : издание «Евразийское научное общество». 2015. -Т. 1. -№ 12 (12). - С. 67 -69.
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
О DI и А ы о и А X X m
3. Московская электронная школа [Электронный ресурс] URL: http://mes.mosmetod.ru (дата обращения: 03. 03. 2019)
4. Trilling B., Fadel C. 21 st Century Skills: Leaning for Life in Our Times. Willey, 2012. 256 p.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] URL: httpV/минобрна-уки.рф/документы/938 (дата обращения: 03. 03. 2019)
Using the capabilities of the Moscow e-school in the
professional training of a student-philologist Dutko N.P.
Moscow Pedagogical State University
The article discusses the use of the Moscow e-school in student training, which requires not only adjusting the content of the programs of methodological disciplines and pedagogical practice, but also its immersion of educational material. Based on the study of the professional standard of the teacher and the state program «Capital Education», the possibilities of the Moscow e-school are analyzed and the feasibility of its use in the practical activities of students is revealed. Particular attention is paid to the types of educational material and the methodological requirements for them. An adaptation model has been created for organizing student practice, which consists of three interconnected modules. The task system of each module is aimed at the formation of professional competencies related to the use of ICT in the educational space. It is concluded that the electronic school is a didactic tool of a teacher.
Key words: adaptive model, Moscow electronic school, corpuscular the content, comprehensive educational application, basic didactic unit, gamification, educational material. References
1. Belyaeva N. V., Berdysheva L.R., Kritarova Z.N., Shamchikova
V.M. Peculiarities of the Impact of Fiction on the Upbringing of Students (or Teenagers). // Espacios. 2018. Vol. 39 (No. 38). P. 22.
2. Dutko, N.P. Pedagogical practice of students as a model of an
integrated teaching environment // Results of science in theory and practice, M.: publication "Eurasian Scientific Society." 2015. - T. 1. -№ 12 (12). - S. 67 -69.
3. MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL [Electronic resource] URL:
http://mes.mosmetod.ru (accessed 03.03.03.2019)
4. Trilling B., Fadel C. 21 st Century Skills: Leaning for Life in Our
Times. Willey, 2012.256 p.
5. The federal state educational standard of basic general education.
[Electronic resource] URL: http: //minobrnauki.rf/documents/938 (accessed date: 03.03.2019)
о
E
en ^
о
(4