УДК 378.147:376.1
ББК Ч448.44 ГСНТИ
Е. Н. Соломина Т. В. Шевырева Москва, Россия
DOI 10.26170/sp19-04-10
4.29.01 Код ВАК 13.00.03; 13.00.08
E. N. Solomina
T. V. Shevyreva
Moscow, Russia
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация. Модернизация системы образования в Российской Федерации предполагает внедрение новых подходов к реализации сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отмечается возросшая потребность в обеспечении всех обучающихся с ОВЗ и инвалидностью качественной профессиональной подготовкой. В статье рассматриваются специальные условия учебной работы со студентами с особыми образовательными потребностями (нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и другие) при получении высшего образования: необходимость подготовки обучающихся к усвоению образовательной программы; формирование учебной мотивации и положительного отношения к обучению; представление программного материала с учетом особенностей студентов; специальные средства организации занятий; контроль за пониманием обучающимися нового материала. Авторы описывают, опираясь на опыт организации обучения студентов с ОВЗ и ин-
PROVISION OF HIGH QUALITY HIGHER EDUCATION FOR STUDENTS WITH DISABILITIES
Abstract. The modernization of the Russian educational system means introducing new approaches to the realization of support for students with disabilities. The study has revealed an increased demand for high quality professional training for all students with disabilities. The article deals with special pedagogical conditions for students with special educational needs (auditory or visual impairments, musculoskeletal disorders, autism spectrum disorder, etc.) during their undergraduate career: the need to prepare students for academic activity; formation of learning motivation and positive attitude to learning; presentation of academic material taking into account the specific features of the students; special resources for lesson organization; current control of the students' understanding of new material.
Drawing on the experience of organization of education of students with disabilities at Moscow State Pedagogical University, the authors describe the methods of teaching common for all students with disabilities and specific for the students of various nosological categories (auditory or visual impairments, musculoskeletal disorders, autism spec-
tram disorder, severe speech disorders and somatic diseases). The article demonstrates the opportunity of using assistive technologies in such groups of students in the process of organization of inclusive university education.
валидностью в Московском педагогическом государственном университете, приемы работы, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и специфических для студентов различных нозологических категорий (нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, тяжелые нарушения речи, соматические заболевания). Показана возможность применения ассистив-ных технологий на занятиях с этой группой обучающихся в процессе организации инклюзивного образования на уровне высшей школы.
Ключевые слова: инклюзивное образование; лица с ОВЗ и инвалидностью; качество профессиональной подготовки; учебная работа со студентами; особые образовательные потребности обучающихся.
Сведения об авторе: Соломина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук.
Место работы: профессор кафедры олигофренопедагогики дефектологического факультета, Московский педагогический государственный университет.
Контактная информация: 119331, Россия, г.Москва, пр-т Вернадского, д.
E-mail: [email protected].
Keywords: inclusive education; disabilities; students with disabilities; higher education quality; special educational needs, inclusion.
About the author: Solomina Elena Nikolaevna, Candidate of Pedagogy.
Place of employment: Professor of Department of Olygophrenopedagogy of the Faculty of Defectology, Moscow State Pedagogical University.
Сведения об авторе: Шевырева Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук.
Место работы: профессор кафедры олигофренопедагогики дефектологического факультета, Московский педагогический государственный
About the author: Shevyreva Tat'-yana Vyacheslavovna, Candidate of Pedagogy.
Place of employment: Professor of Department of Olygophrenopedagogy of the Faculty of Defectology, Moscow State Pedagogical University.
университет.
Контактная информация: 119331, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88. E-mail: [email protected].
Россия, ратифицировавшая в 2012 г. Конвенцию ООН о правах инвалидов, возложила на себя обязанность обеспечить для всех людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» [7]. На современном этапе становится все более значимым повышение компетенций профессорско-преподавательского состава в области работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
В европейских школах, вузах и ресурсных центрах по обучению лиц с ОВЗ представлены разные модели их психолого-педагогического сопровождения [6].
В Великобритании широко используется тьюторство и асси-стентство. Например, в Первом университетском колледже Лондона в штатном расписании представлены ставки тьютора и персонального ассистента, а также имеется отдел, который оказывает всевозможную помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья. Ассистентами (помощникам) часто становятся свои же сокурсники, которым выплачивается соответствующее вознаграждение.
Учебная работа, включая процедуру аттестации, тщательно разработана и варьируется в со© Соломина Е. Н., Шевырева Т. В., 2019
ответствии с нозологией человека с ОВЗ и инвалидностью. Имеется единая для всех вузов Великобритании база данных этих категорий студентов. Современные информационно-коммуникативные системы дополняют систему сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ. Например, в Лондонском университете разработан информационный электронный ресурс, предоставляющий информацию о туристических и культурно-исторических объектах Великобритании, оборудованных для инвалидов.
Модернизация высшего образования в Российской Федерации предполагает внедрение новых подходов к обеспечению качества профессиональной подготовки лиц с ОВЗ. Актуальным представляется положение о соединении теоретико-методологических и прикладных аспектов реализации обучения этой категории студентов в сфере высшего образования.
Одним из важнейших факторов профессиональной подготовки лиц с ОВЗ является индивидуализация учебной деятельности, которая реализуется с учетом особенностей их познавательной деятельности, интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и психофизических возможностей. В своих исследованиях Т. Г. Богданова отмечает, что при обучении студентов с
ОВЗ необходимо принимать во внимание соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта, творческих и шаблонных способов решения интеллектуальных задач, особенности целеобразования в процессе интеллектуальной деятельности, сформированность понятий и интеллектуальных операций [2].
Потребность в организации специальных условий, необходимых для реализации когнитивных и других возможностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в отечественном специальном образовании входит в систему научных представлений об «особых образовательных потребностях». В. И. Лубовский определил их как потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая моти-вационные), которые может проявить человек с недостатками развития в процессе обучения [3]. Обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью невозможно без учета этих потребностей.
Опираясь на указанные В. И. Лу-бовским особые образовательные потребности, мы выделили следующие условия учебной работы со студентами с ОВЗ: - необходимость подготовки обучающихся к усвоению образовательной программы;
- формирование учебной мотивации и положительного отношения к обучению;
- представление программного материала с учетом особенностей студентов;
- специальные условия организации занятий;
- контроль за пониманием обучающимися нового материала [3].
Далее рассмотрим условия обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
• Необходимость подготовки обучающихся к усвоению образовательной программы
На этом этапе большое значение имеет сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью специальными структурами, такими как центры сопровождения, которые оказывают разнообразную помощь данной категории обучающихся в вузе. Так, в начале учебного года студентов с ОВЗ и инвалидностью необходимо провести по университету/факультету, чтобы они запомнили месторасположение кабинетов и аудиторий, которыми будут пользоваться в дальнейшем. Сотрудники центров сопровождения должны осуществлять подобную работу в зависимости от нозологических групп обучающихся. Так, студентов с нарушениями зрения знакомят с новым помещением, описывая место и предупреждая о «препятствиях».
Например: «При входе в аудиторию площадка, затем 3 ступеньки» или «В пяти шагах от двери — кафедра, далее стеллажи с пособиями». Студентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата указываются объекты, опасные при передвижении — ступеньки, колонны, выступающие части стен, острые углы и т. п.
Обучающихся с ограниченными возможностями здоровья полезно ознакомить с сайтом вуза и факультета как источником основной информации о студенческой жизни: графике учебного процесса, расписании/изменении занятий, пути получения социальной поддержки, новостях, информации о разнообразных мероприятиях, расписании работы секций и кружков, возможности получения дополнительного образования и т. д.
Во время проведения занятий преподавателю следует назвать себя и представить студентов, находящихся в аудитории (это может быть обычная перекличка, проверка присутствующих), а также остальных лиц, находящихся в помещении.
Для повышения эффективности организации учебного процесса необходимо опросить студентов с ОВЗ и инвалидностью и обследовать их потребности в стандартном / специальном оборудовании и программном обеспечении, провести поиск или разработать наглядные пособия для удовлетворения
выявленных запросов. В аудитории следует определить для студента с ОВЗ постоянное учебное место и обеспечить его техническими и программными средствами. А также предложить этим обучающимся самим подобрать комфортную позу для выполнения письменных и устных работ (сидя, стоя, облокотившись и т. д.).
• Формирование учебной мотивации и положительного отношения к обучению
Получение высшего образования для студентов с ОВЗ и инвалидностью означает не только овладение профессией, но и повышение социального статуса, накопление жизненного опыта, реализацию потребностей в коммуникации, формирование уверенности в себе как личности, социальную защищенность и трудовую мобильность. Качество и особенности протекания интеллектуальной деятельности зависят от конкретной цели, возникновение которой связано с мотивом деятельности. У студентов с ОВЗ в связи с более значимой мотивацией, как показали исследования Т. М. Богдановой, возрастает не только количество продуцируемых решений, беглость, но и изменяются качественные характеристики (оригинальность мышления и т. д.), а формирование в процессе обучения соревновательного мотива усиливает эти тенденции [2].
Преподаватель должен стремиться создавать эмоциональный контакт со студентами с ОВЗ и инвалидностью, поддерживать в них уверенность в том, что их понимают, учитывают их потребности. Для поддержания рабочего состояния у лиц этой категории в процессе учебной деятельности необходимо предлагать задания, в выполнении которых они будут успешны.
В усвоении, запоминании и сохранении информации обучающимися с особенностями развития большую роль играет значимость самой информации: например, возможность практического применения тех или иных знаний в различной этнокультурной среде и профессиональной самореализации в целом.
Для создания у студентов данной категории условий для развития инициативы, познавательной активности следует их привлекать к участию в различных (доступных) видах как учебной, так и внеучебной работы. Они нуждаются в более частом, чем однокурсники, положительном подкреплении своей деятельности, похвале, одобрении, аргументированной мотивирующей оценке.
• Представление программного материала с учетом особенностей студентов
Для обеспечения качества образования, по мнению В. И. Лу-бовского [3], Д. В. Лубовского [4],
важно, чтобы у профессорско-преподавательского состава имелись адекватные представления об общих и специфических закономерностях нарушенного развития, «к которым относятся замедленная скорость приема, переработки и использования информации, меньший объем запечатляемой и сохраняемой информации, отставание в развитии всех видов мыслительной деятельности, более низкая работоспособность и более быстрая истощаемость, <...> своеобразные при каждом виде нарушенного развития недостатки речи (т. е. недостатки словесного опосредования), специфические недостатки моторики» [3, с. 84].
Известно, что студентам с ОВЗ и инвалидностью требуется большее количество повторений и тренировок для формирования профессиональных компетенций. На лекции/занятии желательно использовать более медленный темп речи и скорость преподнесения материала, преподаватель должен четко говорить, внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения. При устном общении необходимо учитывать особенности студентов с ОВЗ, например, со слабослышащими необходимо находиться на достаточно близком расстоянии, чтобы было видно лицо говорящего, так как люди с нарушениями слуха при восприя-
тии речевой информации задействуют как слуховой, так и зрительный анализатор. Если студент с сенсорными нарушениями не понял сказанное, то возможно перефразировать сообщение с использованием синонимов или лаконичной фразы. Применяя словесные методы при обучении студентов с ОВЗ, педагогу следует четко и ясно оформлять свои мысли, не допускать лишних, ничего не значащих в данном контексте слов и выражений и делить информацию на небольшие логически и по смыслу законченные фрагменты.
Практика показывает, что у студентов с ОВЗ и инвалидностью быстрее наступает утомление, что снижает их работоспособность, поэтому преподавателю на лекциях и семинарах необходимо организовывать небольшие паузы или переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой.
В процессе проведения занятий для лиц этой категории рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы должны быть снабжены большим количеством средств иллюстративной наглядности, в том числе анимацией и видеоматериалами. Преподавателю необходимо сочетать устную подачу материала с использованием визуальных опор (сурдоперевод вопросов и
ответов всех участников беседы; запись ключевых вопросов по теме обсуждения во время занятия; использование необходимых электронных материалов для иллюстрирования вопросов и контекста обсуждаемой проблемы, тактильное/брайлевское представление профессиональных терминов, имен собственных и т. п.). Информация, содержащая различные термины, названия, числа, адреса, фамилии, должна дублироваться в письменном виде на экране/доске или в специальных файлах, отправленных на персональное мобильное устройство / ПК обучающихся с ОВЗ.
Со студентами с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата целесообразно проводить занятия в мультимедийной аудитории, где имеется возможность подкрепления основных положений лекционного материала необходимым видеорядом.
Для обеспечения образовательных потребностей обучающихся с нарушенным развитием преподавателю следует подготовить:
- опорные конспекты лекций и практических (лабораторных) занятий, учитывающие речевые и познавательные особенности студентов данной нозологической группы;
- средства наглядности и соответствующие мультимедийные материалы к каждой теме.
Выполнение лабораторных и практических работ при изучении естественно-научных дисциплин можно проводить парами или «группами», в которых присутствует смешанный состав обучающихся, например, в паре оказываются студент с условно нормативным развитием и обучающийся с нарушениями зрения или «группа» включает 1—2 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и несколько студентов нормотипич-ных. Например, в процессе исследовательской деятельности студент с нарушениями опорно-двигательного аппарата моделирует дизайн опыта и прогнозирует конечный результат, а студент с нормотипичным развитием выполняет опыт.
Известно, что студентам с расстройствами аутистического спектра важны стереотипы в учебной деятельности, поэтому они нуждаются в четком расписании, заранее определенном алгоритме действий (план лекции, практического занятия, план выполнения работы). Для этой нозологической группы характерно лучшее усвоение учебных материалов, представленных в виде схем, алгоритмов, таблиц; в ряде случаев понимание прочитанного у лиц рассматриваемой категории значительно выше, чем понимание устной информации, поэтому при выполнении практических,
самостоятельных или контрольных работ необходимо использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или персональном мобильном устройстве/ ПК студентов с ОВЗ или на индивидуальной карточке. В тех случаях, когда человеку трудно отвечать перед аудиторией, ему можно предложить выполнить работу в письменном виде. Этих обучающихся необходимо заблаговременно предупреждать о происходящих изменениях (перестановки в расписании, замена аудитории, проведение проверочной работы и пр.).
При возникновении проблем в устном общении студенту с тяжелыми нарушениями речи (заикание, дизартрия и др.) необходимо предложить использовать письменную форму речи, и наоборот, если у студента имеются трудности графического оформления задания, можно использовать устную форму ответа.
В процессе занятий преподавателю следует учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ. Для выполнения письменных упражнений студентам с ОВЗ и инвалидностью необходимо резервировать больше времени, чем для остальной учебной группы, и предоставлять в случае необходимости дополнительные перерывы во время занятий (для приема необходимых лекарств, предупрежде-
ния возникновения утомления вследствие соматической ослаб-ленности и др.).
• Специальные условия организации занятий
На современном этапе сопровождения инклюзивного высшего образования используется понятие «Универсальный дизайн» (UD). Как отмечает Л. А. Набокова, «это. идеология в строительстве, производстве товаров, услуг, продуктов интеллектуальной деятельности. лозунгом Универсального дизайна является „доступность для всех". В идеологии универсального дизайна проявляется современное отношение в развитых странах к лицам с ОВЗ, ориентированное на всемерную интеграцию таких лиц в общество». Универсальный дизайн предполагает создание цифровой среды в образовательном процессе. На лекциях и практических занятиях с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью необходимо использовать современные информационно-коммуникативные технологии. Они позволяют:
а) визуализировать изучаемый объект (например, графики функций, геометрические тела);
б) осуществить контроль с обратной связью, диагностикой ошибок (представление на экране соответствующих комментариев) по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности;
в) формировать культуру учебной деятельности, информационную культуру.
Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью, должна располагать современным технологическим оборудованием: радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехни-кой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийной), электронной доской, мультимедийной системой.
С учетом типологических вариантов развития студентов разных нозологических групп в практику обучения необходимо включить электронные учебники, авторские цифровые ресурсы, образовательные платформы, цифровые лаборатории для организации коллективных и индивидуальных видов деятельности.
С целью улучшения разборчивости речи в условиях профессионального обучения для студентов с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи необходимо использовать технологии беспроводной передачи звука ^М--системы).
На лекциях и практических занятиях обучающимся с ОВЗ и инвалидностью следует разрешить обучающимся использовать звукозаписывающие и другие цифровые устройства как способ конспектирования учебной информации.
Рассмотрим специфику организации занятий для студентов разных нозологических групп.
Тифлотехнические средства, применяемые в учебном процессе студентов с нарушениями зрения, можно условно разделить на средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио- и тактильные сигналы.
Электронные тифлотехноло-гии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, которые обеспечивают преобразование компьютерной информации в удобные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст) и дают возможность им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.
При организации обучения слабовидящих студентов необходимо не только использовать цифровые средства, но и учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки. К дозированию зрительной работы необходимо подходить строго индивидуально, с учетом рекомендаций офтальмолога, на основании таких факторов, как офтальмологический диагноз, сохранность зрительных функций, общее соматическое состояние, характер деятельности и т. п.
Офтальмолог профессор Э. С. Аве-тисов считает, что «при прогрес-сировании близорукости необходимо, чтобы на каждые 20—25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При высокой степени близорукости целесообразно сокращать время непрерывной зрительной работы до 15 минут, а время отдыха увеличивать до 10 минут. При хроническом конъюнктивите во время зрительной работы через каждые 30 минут глаза должны отдыхать 5—10 минут. Зрительная работа при глаукоме на близком расстоянии (чтение, письмо, рисование, шитье и т. п.), если она не приводит к переутомлению, вполне допустима и даже полезна» [1].
Для слабовидящих обучающихся необходимо равномерное освещение рабочей поверхности, нельзя допускать большую разницу в освещенности, так как подобное приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности.
На занятиях учебную информацию необходимо представлять исходя из специфики слабовидящего студента. Для презентации текстового материала надо использовать крупный шрифт (16— 18 размер) для меньшего напряжения глаз при работе. Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне, также все оттенки
светло-зеленого, темно-голубого, бежевого. Материал, предъявляемый студентам этой нозологической группы должен быть четкими, точным, ярким, без излишней детализации.
Для слабовидящих студентов в лекционных и учебных аудиториях необходимо организовать возможность ознакомления с информацией визуального доступа при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра или применения специальных программных средств или просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения, работу с изображениями на индивидуальных мониторах, прослушивание аудиозаписей в наушниках.
Для незрячих обучающихся необходимо наличие брайлевской компьютерной техники, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и другого цифрового контента.
При проведении опытов, лабораторных работ, реализации творческих проектов необходимо учитывать, что у лиц с нарушениями зрения в условиях повышенного уровня шума, вибрации, длительных звуковых воздействий часто развивается чувство усталости слухового анализатора, что может приводить к дезориентации в пространстве. Для сту-
дентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходима компьютерная техники, адаптированная для этой нозологической группы, со специальным программным обеспечением, альтернативные устройства ввода информации и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах.
На занятиях для записи лекционного материала желательно использовать специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройку действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши. В учебном процессе могут быть эффективны ножные манипуляторы — мыши для ПК, мышь-джойстик, альтернативные клавиатуры, специально созданные для людей с серьезными нарушениями моторных функций; специальные приспособления для перелистывания книг; стеки для работы на клавиатуре без рук; электронные устройства для управления экранным указателем разными способами, что позволяет не только давать разнообразные команды ПК, но и вводить текст и данные.
Вся информация, представленная в визуальной форме, должна быть озвучена преподавателем или другими студентами.
Студентов с расстройствами аутистического спектра (РАС) необходимо ограждать от внешних раздражителей (шум, яркий свет, мигание лампочки, презентации с ярким фоном и спецэффектами). Учебные материалы для данной категории обучающихся должны быть смоделированы так, чтобы студент, исходя из своих образовательных потребностей, сам мог выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного материала на мониторе, убрать или переместить рисунки, изменить цвета, используемые при оформлении текста, подобрать степень яркости и контраста и т. д.
Для оптимизации учебного процесса и компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции у глухих или слабослышащих студентов необходимо использовать сурдотехни-ческие средства, такие как звукоусиливающая аппаратура, информационные телекоммуникационные технологии и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах.
Наряду с использованием традиционных компьютеров (стационарных и ноутбуков), в процессе обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью возможно использовать девайсы нового поколения — планшетные компьютеры и смартфоны.
Они позволяют в разных цифровых формах эффективно, быстро и качественно выполнять воспроизведение/запись аудиофайлов, создание/редактирование видео- и фотофайлов, записывать/править заметки и рисунки на экране и т. п.
Различные варианты подобных мобильных и ассистивных устройств, работающих на базах операционных устройств IOS и Android, для лиц с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах Л. А. Набоковой [5].
• Контроль за пониманием обучающимися нового материала
У студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью часто возникают трудности в понимании и применении учебного материала. Так, Т. Г. Богданова отмечает у обучающихся с нарушениями слуха «трудности оперирования вербальным материалом, сложности в реализации некоторых мыслительных операций — таких как абстракция, обобщение — независимо от того, на каком материале необходимо установить соответствующие отношения. Оперировать визуально представленным материалом лицам с нарушениями слуха относительно легче, чем вербальным в любой его форме — устной или письменной» [2, с. 29].
Для удовлетворения особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ и инвалидностью используются специальные дидактические материалы, способствующие организации коммуникации и направленные на решение практических задач профессионального характера. Эти материалы подбираются преподавателями для осуществления фронтальных, индивидуальных, самостоятельных и контрольно-проверочных работ.
В качестве специальной помощи при выполнении самостоятельной работы можно рекомендовать единый методико-инфор-мационно-образовательный фонд различных средств для обучения молодежи с ОВЗ и инвалидностью: видеокурсы лекций, медиа-теку с информационно-справочными базами, тренажеры для самоконтроля и самопроверки, электронные учебно-методические комплексы и т. д.
На занятиях требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам и контролировать их усвоение. После изложения материала необходимо задавать вопросы, чтобы выяснить, как понимает информацию студент с ОВЗ.
Возможно составить терминологический тезаурус, в котором максимально полно представлены термины по изучаемой дисциплине с примерами их употреб-
ления в тексте — им студент будет пользоваться на протяжении всего курса. Для студентов с нарушениями слуха в качестве специального дидактического материала можно предложить электронную базу жестовых словарей с профессиональными терминами.
Если ответ или вопрос обучающегося с ОВЗ непонятен, можно попросить его повторить/записать/напечатать реплику, т. е. использовать письменную форму речи.
Организация контроля за пониманием учебного материала студентом с ОВЗ/инвалидностью включает специальные задания для самостоятельной работы в форме проектов, кейсов, составление и/или анализ портфолио, анализ видеозаписей выполнения работ/опытов/занятий и т. д. Контроль за освоением учебного материала включает устный фронтальный и/или индивидуальный опрос, письменные работы, тестовый контроль, самоконтроль и взаимопроверку, рецензирование (устного ответа, письменной работы, проекта другого студента), моделирование опытов, контроль за их выполнением и прогнозирование результатов (для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и/или зрения). Подготовка студентов с ОВЗ / инвалидностью, так же как и их нор-мотипичных сверстников, включает различные виды практики,
исследовательскую работу, а также экспериментальную составляющую курсового и дипломного проектирования, и учитывает их индивидуальные образовательные потребности.
Таким образом, создание специальных условий и учет образовательных потребностей студентов с ОВЗ и инвалидностью повышает эффективность мер, направленных на достижение качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования.
Литература
1. Аветисов, Э. С. Близорукость / Э. С. Аве-тисов. — М., 1999. — Текст : непосредственный.
2. Артемьева, Т. В. Психологическое сопровождение студентов в инклюзивном пространстве вуза / Т. В. Артемьева. — Текст : непосредственный // Инклюзивное профессиональное образование. — Челябинск : Изд-во Челябинского ун-та, 2015. — С. 161—164.
3. Богданова, Т. М. Структурная организация интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Богданова Т. М. — СПб., 2010. — 32 с. — Текст : непосредственный.
4. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмонтаса. — М. : МГППУ, 2015. — 334 с. — Текст : непосредственный.
5. Лубовский, В. И. Особые образовательные потребности / В. И. Лубовский. —
Текст : электронный // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013. — № 5. — URL: http://psyedu.ru/journal/2013/ 5/Lubovskiyph1ml (дата обращения: 23.05.2019).
6. Лубовский, Д. В. Специальная психология и педагогика в современной школе / Д. В. Лубовский. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20. — № 3. — С. 79—87.
7. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ : учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В. П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ / под ред. О. А. Козыревой. — КГПУ, 2015. — 93 с. — Текст : непосредственный.
8. Набокова, Л. А. Зарубежные ассисти-вные технологии и компьютерные устройства нового поколения / Л. А. Набокова. — Текст : непосредственный // Дефектогия. — 2014. — № 1. — С. 84—91.
9. Панюкова, С. В. Создание специальных условий приема и итоговой аттестации для лиц с инвалидностью в вузе / С. В. Панюкова, В. С. Сергеева, Г. Г. Саит-галиева. — Текст : непосредственный // Организационно-методические и правовые аспекты обучения студентов с инвалидностью в вузе. — М. : МГППУ, 2017. — С. 42—44.
10. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». — Текст : непосредственный.
11. Речицкая, Е. Г. Организация высшего образования лиц с нарушениями слуха в Московском педагогическом государственном университете / Е. Г. Речицкая, Т. А. Соловьева. — Текст : электронный // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Москва, 18 февраля 2017 года) / под ред. Е. Г. Речицкой ; Московский пед. гос. ун-т. — М., 2017. — С. 7—13. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo ok&id=471772/.
12. Соловьева, Т. А. Использование разных форм речи в современной системе образования глухих обучающихся / Т. А. Соловьева, Е. З. Яхнина // Наука и школа. — 2017. — № 1. — С. 99—108.
13. Соловьева, Т. А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2019 / Соловьева Т. А. — 42 с. — Текст : непосредственный.
14. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. — URL: http://fdomgppu.ru/sites/ default/files/2%20(1).pdf/. — Текст : электронный.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29.12.2012 N 273-Ф3 ст 79 : (ред. от 17.06.2019). — Текст : непосредственный.
16. Федеральный закон от 3 мая 2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». — Текст : непосредственный.
References
1. Avetisov, E. S. Blizorukost' / E. S. Ave-tisov. — M., 1999. — Tekst : neposred-stvennyy.
2. Artem'eva, T. V. Psikhologicheskoe sop-rovozhdenie studentov v inklyuzivnom pro-stranstve vuza / T. V. Artem'eva. — Tekst : neposredstvennyy // Inklyuzivnoe professio-nal'noe obrazovanie. — Chelyabinsk : Izd-vo Chelyabinskogo un-ta, 2015. — S. 161— 164.
3. Bogdanova, T. M. Strukturnaya organi-zatsiya intellektual'noy deyatel'nosti lits s narusheniyami slukha na raznykh etapakh psikhicheskogo razvitiya : avtoref. dis. . d-ra psikhol. nauk / Bogdanova T. M. — SPb., 2010. — 32 s. — Tekst : neposreds-tvennyy.
4. Inklyuzivnoe obrazovanie studentov s invalidnost'yu i OVZ s primeneniem elek-tronnogo obucheniya, distantsionnykh obra-
zovatel'nykh tekhnologiy : khrestomatiya dlya prepodavateley sfery vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya, rabotayu-shchikh so studentami s invalidnost'yu i OVZ / pod red. B. B. Aysmontasa. — M. : MGPPU, 2015. — 334 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.
5. Lubovskiy, V. I. Osobye obrazovatel'nye potrebnosti / V. I. Lubovskiy. — Tekst : elektronnyy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. — 2013. — № 5. — URL: http://psyedu.ru/j ournal/2013/5/Lubov skiy.phtml (data obrashcheniya: 23.05.2019).
6. Lubovskiy, D. V. Spetsial'naya psikho-logiya i pedagogika v sovremennoy shkole / D. V. Lubovskiy. — Tekst : neposredstven-nyy // Psikhologicheskaya nauka i obrazova-nie. — 2015. — T. 20. — №2 3. — S. 79—87.
7. Metodicheskie rekomendatsii po obu-cheniyu studentov-invalidov i studentov s OVZ : ucheb. posobie dlya prepodavateley KGPU im. V. P. Astafeva, rabotayushchikh so studentami-invalidami i studentami s OVZ / pod red. O. A. Kozyrevoy. — KGPU, 2015. — 93 s. — Tekst : neposredstvennyy.
8. Nabokova, L. A. Zarubezhnye assistiv-nye tekhnologii i komp'yuternye ustroystva novogo pokoleniya / L. A. Nabokova. — Tekst : neposredstvennyy // Defektogiya. — 2014. — № 1. — S. 84—91.
9. Panyukova, S. V. Sozdanie spetsial'nykh usloviy priema i itogovoy attestatsii dlya lits s invalidnost'yu v vuze / S. V. Panyukova, V. S. Sergeeva, G. G. Saitgalieva. — Tekst : neposredstvennyy // Organizatsionno-meto-dicheskie i pravovye aspekty obucheniya studentov s invalidnost'yu v vuze. — M. : MGPPU, 2017. — S. 42—44.
10. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 goda № 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda». — Tekst : neposredstvennyy.
11. Rechitskaya, E. G. Organizatsiya vys-shego obrazovaniya lits s narusheniyami slukha v Moskovskom pedagogicheskom go-sudarstvennom universitete / E. G. Rechit-skaya, T. A. Solov'eva. — Tekst : elek-tronnyy // Aktual'nye problemy i innovat-sionnye podkhody v obrazovanii lits s
ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (g. Moskva, 18 fevralya 2017 goda) / pod red. E. G. Rechitskoy ; Moskovskiy ped. gos. un-t. — M., 2017. — S. 7—13. — URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=471772/.
12. Solov'eva, T. A. Ispol'zovanie raznykh form rechi v sovremennoy sisteme obrazovaniya glukhikh obuchayushchikhsya / T. A. Solo-v'eva, E. Z. Yakhnina // Nauka i shkola. — 2017. — № 1. — S. 99—108.
13. Solov'eva, T. A. Sistemnyy podkhod k organizatsii vklyucheniya mladshikh shkol'-nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obshcheobrazovatel'nuyu sredu : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. — M., 2019 /
Solov'eva T. A. — 42 s. — Tekst : neposred-stvennyy.
14. Trebovaniya k organizatsii obrazovatel'-nogo protsessa dlya obucheniya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya, v tom chisle osna-shchennosti obrazovatel'nogo protsessa. — URL: http://fdomgppu.ru/sites/default/files/2 %20(1).pdf/. — Tekst : elektronnyy.
15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» : ot 29.12.2012 N 273-FZ st 79 : (red. ot 17.06.2019). — Tekst : neposredstvennyy.
16. Federal'nyy zakon ot 3 maya 2012 N° 46-FZ «O ratifikatsii Konventsii o pravakh invali-dov». — Tekst : neposredstvennyy.