Научная статья на тему 'Обеспечение доступности среды базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях реализации мультифункциональной модели'

Обеспечение доступности среды базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях реализации мультифункциональной модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА / БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / BASIC VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS / PERSONS WITH DISABILITIES / DISABILITIES / STUDENTS / SPECIAL CONDITIONS / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Левченко Ирина Юрьевна, Мануйлова Виктория Викторовна, Гусейнова Аща Айирмагомедовна

Статья посвящена раскрытию ключевых аспектов создания доступной среды для образовательных организаций среднего профессионального образования. Рассматриваются проблемы получения среднего профессионального образования лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также их профессионального обучения в условиях базовых профессиональных образовательных организаций. Освещаются вопросы создания базовых профессиональных образовательных организаций региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования. Дается характеристика вариативных моделей базовых профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации. Характеризуются особые образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп; основное внимание уделяется перечню оборудования базовых профессиональных образовательных организаций, осуществляющих обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Описывается вариативность специальных образовательных условий в мультифункциональном центре базовой профессиональной образовательной организации. Особое внимание в статье уделяется перечислению оборудования на территории образовательной организации, характеристике учебных помещений для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для слепых и слабовидящих, умственно отсталых обучающихся, характеристике оснащения санитарных узлов. Дается примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов различных нозологических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Левченко Ирина Юрьевна, Мануйлова Виктория Викторовна, Гусейнова Аща Айирмагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ACCESSIBILITY OF BASIC VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS FOR PERSONS WITH DISABILITIES UNDER THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE MULTIFUNCTIONAL MODEL

The article highlights the key aspects of creating an accessible environment for education institutions of secondary professional education and dwells on the issues of secondary professional education and vocational training of persons with disabilities at the basic professional education institutions. The study covers the questions of creation of basic professional education organizations of the regional system of inclusive secondary professional training. The authors characterize variable models of basic professional education institutions of the subjects of the Russian Federation. They characterize the special educational needs of students with disabilities and disabilities of different nosological groups; the focus is on the list of the special equipment of the basic professional education organizations that provide education for persons with disabilities. The study describes variability of special educational conditions at the multifunctional center of a basic professional education institution. Special attention is paid to the list of the necessary equipment on the territory of the education institution, to the educational facilities for students with disorders of the musculoskeletal system, for blind and visually impaired students and for students with intellectual disability and to the equipment of sanitary units. The article provides an approximate list of special technical means and software for teaching students of various nosological groups.

Текст научной работы на тему «Обеспечение доступности среды базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях реализации мультифункциональной модели»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 377.1:376.1

ББК Ч447.44 ГСНТ

О. Г. Приходько И. Ю. Левченко В. В. Мануйлова А. А. Гусейнова Москва, Россия

DOI 10.26170/sp19-04-09 ' 14.01.75 Код ВАК 13.00.03

0. G. Prikhod'ko

1. Yu. Levchenko V. V. Manuylova A. A. Guseynova

Moscow, Russia

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ СРЕДЫ

БАЗОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию ключевых аспектов создания доступной среды для образовательных организаций среднего профессионального образования. Рассматриваются проблемы получения среднего профессионального образования лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также их профессионального обучения в условиях базовых профессиональных образовательных организаций. Освещаются вопросы создания базовых профессиональных образовательных организаций региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования. Дается характеристика вариативных моделей

ENVIRONMENTAL ACCESSIBILITY OF BASIC VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS FOR PERSONS WITH DISABILITIES UNDER THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE MULTIFUNCTIONAL MODEL

Abstract. The article highlights the key aspects of creating an accessible environment for education institutions of secondary professional education and dwells on the issues of secondary professional education and vocational training of persons with disabilities at the basic professional education institutions. The study covers the questions of creation of basic professional education organizations of the regional system of inclusive secondary professional training. The authors characterize variable models of basic professional education institutions of the subjects of the Russian Federation. They characterize the special educational needs of students with disabilities and disabilities of dif-

базовых профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации. Характеризуются особые образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп; основное внимание уделяется перечню оборудования базовых профессиональных образовательных организаций, осуществляющих обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Описывается вариативность специальных образовательных условий в мультифункциональном центре базовой профессиональной образовательной организации. Особое внимание в статье уделяется перечислению оборудования на территории образовательной организации, характеристике учебных помещений для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для слепых и слабовидящих, умственно отсталых обучающихся, характеристике оснащения санитарных узлов. Дается примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов различных нозологических групп.

Ключевые слова: доступная среда; базовые профессиональные образовательные организации; лица с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; инвалиды; студенты; специальные условия; инклюзивное образование; инклюзия; среднее профессиональное образование.

Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: директор Института специального образования и ком-

ferent nosological groups; the focus is on the list of the special equipment of the basic professional education organizations that provide education for persons with disabilities. The study describes variability of special educational conditions at the multifunctional center of a basic professional education institution. Special attention is paid to the list of the necessary equipment on the territory of the education institution, to the educational facilities for students with disorders of the musculoskeletal system, for blind and visually impaired students and for students with intellectual disability and to the equipment of sanitary units. The article provides an approximate list of special technical means and software for teaching students of various nosological groups.

Keywords: accessible environment; basic vocational education institutions; persons with disabilities; disabilities; students; special conditions; inclusive education; inclusion; secondary vocational education.

About the author: Prikhod'ko Oksa-na Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Director of the Institute of Special Education and Com-

плексной реабилитации, зав. кафедрой логопедии, Московский городской педагогический университет.

prehensive Rehabilitation, Head of Department of Speech Therapy, Moscow City Pedagogical University.

Контактная информация: 119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, корп 2. E-mail: ogprihodko@mail.ru.

Сведения об авторе: Левченко Ирина Юрьевна, доктор психологических наук, профессор.

Место работы: зав. лабораторией инклюзивного образования, Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119261, корп 2.

E-mail: ksp_deffak_mggu@mail.ru.

Сведения об авторе: Мануйлова Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук.

Место работы: доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119261, корп 2.

E-mail: m-v-d-2003@mail.ru.

Сведения об авторе: Гусейнова Аща Айирмагомедовна, кандидат педагогических наук.

Место работы: доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119261, корп 2.

E-mail: a-gyseinova@mail.ru.

About the author: Levchenko Irina Yur'evna, Doctor of Psychology, Professor.

Place of employment: Head of Laboratory of Inclusive Education of the Institute of Special Education and Comprehensive Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University.

Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8,

About the author: Manuylova Viktoriya Viktorovna, Candidate of Pedagogy.

Place of employment: associate Professor of the Department of speech therapy of the Institute of special education and comprehensive rehabilitation GAOU IN MSPU.

Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8,

About the author: Guseynova Ash-cha Ayirmagomedovna, Candidate of Pedagogy.

Place of employment: Associate Professor of Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Comprehensive Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University.

Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8,

Обеспечение безбарьерного доступа инвалидов к профессиональному образованию, в том числе среднему профессиональному, является одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [5].

Для достижения поставленной цели Министерством просвещения Российской Федерации реализован ряд мероприятий: создание Федерального методического центра (далее ФМЦ) на базе ГАОУ ВО МГПУ, базовых профессиональных образовательных организаций (далее БПОО) и профильных ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования (далее РУМЦ СПО).

БПОО призваны обеспечить развитие региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования [3].

Созданная сеть базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров становится основой для развития доступной инфраструктуры, которая призвана обеспечить сопровождение инвалидов при получении профессионального образования и содействие их трудоустройству в каждом субъекте Российской Федерации.

Возможными моделями функционирования базовых профес-

сиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, можно считать следующие:

1) мультифункциональная модель (организация и осуществление обучения студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ разных нозологии);

2) специализированная модель (организация и осуществление обучения студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ одной нозологии).

Требование свободного доступа к образованию лиц с ограничениями жизнедеятельности в качестве важнейшей социальной проблемы выдвигает вопрос о создании специальных условий для получения качественного образования инвалидами разных категорий: с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями и др. [15].

К таким условиям относится создание доступной среды в образовательных организациях и использование специального оборудования в процессе обучения.

Мультифункциональный центр обеспечивает включение инвалидов и лиц с ОВЗ со всеми типами и количеством нозологий, поэтому в БПОО должно быть полное оснащение, учитывающее особые образовательные потребности обучающихся данной категории [6].

К числу образовательных потребностей, наиболее характерных

© Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Мануйлова В. В., Гусейнова А. А., 2019

для всех категорий обучающихся с ОВЗ, можно отнести следующие:

-потребность в использовании педагогом таких образовательных технологий и методов обучения, которые способствовали бы не только успешному выполнению образовательных задач, но и создавали условия для накопления обучающимся социального опыта и развития навыков общения, эмоциональной сферы, коррекции негативных особенностей в развитии личности, познавательной деятельности;

- потребность в такой организации процесса обучения, которая, благодаря включению предварительного пропедевтического этапа, обеспечивает необходимую стартовую готовность обучающегося к усвоению программного материала;

- потребность в формировании и развитии познавательной мотивации, положительного отношения к учению, самостоятельности и навыков самоконтроля в познавательной деятельности;

- потребность в обеспечении замедленного темпа познавательной деятельности, когда новая информация предоставляется в виде небольших фрагментов, выполнению работы с которыми (изучение, анализ, запоминание, преобразование, практическое использование) способствует дозированная помощь педагога (пошаговый контроль, инструк-

ции, предъявление образца, совместное выполнение и др.);

- потребность в уменьшении, по сравнению с обычными обучающимися, интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки в образовательном процессе;

- потребность в обеспечении более длительного, непрерывного и комплексного контролирующего сопровождения педагогом процесса познавательной деятельности;

- потребность в такой организации образовательного процесса, в которой обеспечивается полноценное и щадящее участие всех сохранных сенсорных систем обучающегося [1].

Значительное разнообразие особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий в мультифунк-циональном центре.

В базовой профессиональной образовательной организации для обучения лиц со всеми типам нозологий должно быть полное оснащение, учитывающее особые образовательные потребности обучающихся данной категории, и оно должно обеспечивать:

- санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

-возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры БПОО;

- санитарно-бытовые условия с учетом потребностей лиц с ОВЗ, обучающихся в БПОО (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.

д.);

- социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностей лица с ОВЗ, обучающегося в данном БПОО (наличие адекватно оборудованного пространства, рабочего места и т. д.);

- пожарную и электробезопасность с учетом потребностей лиц с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении [12].

Вся территория базовой профессиональной образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [2]. Территорию БПОО необходимо оборудовать парковочными местами для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в непосредственной близости к административным зданиям, обратив внимание на следующее:

- ширина парковочного места — 2,9 м для инвалида, пользующегося тростью или костылями, для инвалида-колясочника — 3,5 м;

- парковочное место выделяет-

ся разметкой (желтого цвета) и обозначается специальными символами (пиктограмма «инвалид»);

- съезд (пандус схода) инвалида на коляске с тротуара на парковку должен быть оборудован путем понижения бордюра;

- стоянка, оборудованная для инвалидов, должна быть обозначена специальным дорожным знаком («Парковка для инвалидов»).

Максимальная длина пандуса для инвалидов — 36 м (что соответствует 3 м высоты подъема) — данный норматив определен СанПин 59.13330.2012. При расчетной длине инвалидного пандуса более 36 метров необходима установка подъемных платформ — электрических подъемников для инвалидов. Ширина пандуса для инвалидных колясок (ширина между поручнями пандуса) регламентируется СанПин 59.13330. 2012 и составляет от 0,9 м до 1 м. Данная ширина может меняться в допустимых СанПин пределах.

Проезжая часть на территории административных зданий должна быть оборудована знаками дорожного движения, оповещающими о возможном пути следования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный — 5 %, поперечный — 1 —2 %; пересечение пешеходных дорожек должно

быть выполнено на одном уровне. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бордюрного камня не может превышать 4 см. Пониженный бордюр должен быть окрашен контрастной желтой краской, ширина пониженного бордюра — 0,9 м. Съезды с тротуара должны иметь уклон не более 1:10. Не допускается применение скошенного бортового камня и съездов, сужающих ширину проезжей части.

Двери в здания и помещения на путях движения не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 0,025 м. Следует предусмотреть устройство для автоматического открывания двери. Образовательная организация должна быть оснащена адаптированными лифтами; переходы, коридоры и лестничные проемы должны быть оснащены поручнями. Для лиц, передвигающихся в колясках, следует установить подъемные платформы.

Визуальная информация для инвалидов по зрению должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля.

Территория БПОО должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусствен-

ной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток, для слабовидящих детей — не менее 40 лк. В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях БПОО для обучающихся с ОВЗ в зависимости от климатических районов входы в здания должны быть оборудованы тамбурами или воздушными, воздушно-тепловыми завесами [9].

Учебные помещения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, умственно отсталых обучающихся рекомендуется размещать в составе жилого блока в пределах одного этажа.

В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и иных помещениях) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1—2 местам для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья — опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные. В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в

среднем ряду предназначить для обучающихся с нарушениями зрения и слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделить 1—2 первых стола в ряду у дверного проема.

Оборудование учебных помещений, рекреаций, учебно-производственных мастерских, отделка помещений, подбор учебной мебели (стулья, парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в БПОО и требованиям санитарных правил [4]. На каждом этаже помещения образовательной организации необходимо обустройство минимум одной туалетной кабины, доступной для маломобильных обучающихся. В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. При оборудовании санитарно-гигиенических помещений для инвалидов необходимо обратить внимание на следующее: универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры не

менее 1,65 м в ширину; 1,8 м в глубину; возле унитаза следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски; возле унитаза должны присутствовать поручни (один стационарный, один откидывающийся); кабина туалета должна быть оборудована поручнями, которые следует располагать на высоте 0,75 м, а также крючками для одежды, костылей и т. п.; в кабине туалета должно быть предусмотрено наличие кнопки вызова экстренной помощи; дверь санитарно-гигиенической комнаты должна открываться наружу; замок двери санитарно-гигиенической комнаты должен предусматривать возможность открытия снаружи при наступлении экстренного случая.

Санитарные узлы должны быть раздельно оборудованными для юношей и девушек из расчета: умывальных раковин — одна на 5 человек, унитазов — два на 15 девушек и два на 15 юношей, писсуаров — один на 15 юношей; кабина гигиены для девушек, оборудованная поддоном с гибким шлангом (биде) и умывальной раковиной. Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,7—0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся с ОВЗ. Рядом с умывальными раковинами размещаются вешалки для индивидуальных полотенец. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в

наличии постоянно. Допускается использование электро- или бумажных полотенец.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах специалистов сопровождения, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18—24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17—20 °С; раздевальных комнатах спортивного зала — 20—22 °С. Температура воздуха в гардеробных (раздевальных), жилых комнатах (спальнях), помещениях для отдыха должна составлять 20—22 °С; санитарных узлах, умывальных, комнате гигиены девочек — 19—21 °С; душевых — 24—26 °С. Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40— 60 % во все периоды года, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/сек. Помещения должны ежедневно проветриваться. Не допускается проветривание помещений через туалетные комнаты. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Здания организаций

БПОО для обучающихся с ОВЗ оборудуются централизованными системами хозяйственно-

питьевого водоснабжения и канализацией. Устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания и питьевого режима, формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в базовых профессиональных организациях. Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата — не менее 2,3. Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ должен быть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организован круглосуточно.

Для реализации мероприятия по оснащению БПОО специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для обучения лиц с ограничениями по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата субъектами Российской Федерации приобретается специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование, программное обеспечение:

- специальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте;

- специализированные аппаратно-программные комплексы для детей-инвалидов;

- компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами;

-учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;

- наборы диагностических методик для определения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

- интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами;

- комплекты компьютерного, телекоммуникационного, специализированного оборудования и

программного обеспечения;

- реабилитационное оборудование;

- кислородные концентраторы и коктейлеры;

- реабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэр-гометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки);

- специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы;

- кабинеты логотерапевтической коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;

- универсальные цифровые устройства для чтения;

- цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD;

- документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;

- портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов;

- настольные электронные увеличительные устройства;

- цифровые модульные системы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства;

- слуховые тренажеры «Соло-01В» (М);

- аудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»;

- лингводидактические комплексы — и др.

Требования к оснащенности образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в про-

фессиональных образовательных организациях.

БПОО необходимо обеспечить:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории БПОО в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей,

знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) допуск на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный номер 38115).

Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями слуха:

- мобильный радиокласс или мобильный радиокласс на основе FM-системы;

- акустическая система (Система свободного звукового поля);

- информационная индукционная система.

Рекомендуемый комплект оснащения учебной аудитории, в которой обучаются студенты с нарушением слуха: радиокласс, аудиотехника (акустический усилитель и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор), электронная доска, документ-камера.

Примерный перечень специ-

альных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями зрения:

-дисплей с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) — 40-знаковый или 80-знаковый — или портативный дисплей;

- принтер с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт);

-программа экранного доступа с синтезом речи;

- программа экранного увеличения;

- редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно);

- программы синтеза речи TTS (Text-To-Speech);

-читающая машина;

-стационарный электронный увеличитель;

- ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа) — электронный увеличитель для удаленного просмотра.

Рекомендуемый комплект оснащения стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: персональный компьютер с большим монитором (19—24", с программой экранного доступа «JAWS», программой экранного увеличения «MAGic») и дисплеем, использующим систему Брай-ля (рельефно-точечного шрифта).

Рекомендуемый комплект оснащения для мобильного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: ноутбук (или нетбук) с программой экранного доступа «JAWS», программой экранного увеличения «MAGic» и портативным дисплеем, использующим системы Брайля (рельефно-точечный шрифт).

Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- специальная клавиатура: клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой и/или специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода и/или сенсорная клавиатура;

- виртуальная экранная клавиатура;

- головная компьютерная мышь;

- ножная компьютерная мышь;

- выносные компьютерные кнопки;

- компьютерный джойстик или компьютерный роллер.

Рекомендуемый комплект оснащения для рабочего места для пользователя с нарушениями опорно-двигательного аппарата: персональный компьютер, оснащенный выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой; персональный компьютер, оснащенный ножной или головной мышью и виртуальной

экранной клавиатурой, персональный компьютер, оснащенный компьютерным джойстиком или компьютерным роллером и специальной клавиатурой.

Эти требования при оборудовании БПОО должны соблюдаться для любой БПОО независимо от того, для обучающихся каких категорий они предназначены.

Литература

1. Левченко, И. Ю. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство : учебное пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова,

B. В. Мануйлова. — М., 2018. — (Сер.: Специальная психология). — Текст : непосредственный.

2. Левченко, И. Ю. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова, Л. Ф. Холод-нова. — Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5. — № 6. — С. 34—40.

3. Левченко, И. Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС / И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2016. — № 5. —

C. 30—36.

4. Мануйлова, В. В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования / В. В. Мануйлова. — Текст : электронный // Гуманитарные науки. — Ялта, 2017. — № 2 (38). — С. 23—30.

5. Мануйлова, В. В. Учебная лаборатория педагогического колледжа в системе подготовки воспитателей для специального дошкольного образования : дис. ...

канд. пед. наук / Мануйлова В. В. — М., 2010. — Текст : непосредственный.

6. Мануйлова, В. В. Инновации в системе профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: конкурсы профессионального мастерства / В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Кор-рекционная педагогика: теория и практика. — 2017. — № 2 (72). — С. 40—53.

7. Мануйлова, В. В. Инклюзивное среднее профессиональное образование: опыт и перспективы развития / В. В. Мануйлова. — М. : Парадигма, 2017. — 114 с. — Текст : непосредственный.

8. Мануйлова, В. В. Актуальные вопросы организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. — 2017. — № 4 (42). — С. 89—95.

9. Мануйлова, В. В. Специализированная модель базовых профессиональных образовательных организаций / В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2017. — № 4 (74). — С. 11—29.

10. Мануйлова, В. В. Актуальные вопросы развития инклюзивного среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. Г. Речицкой, В. В. Ли-нькова. — 2018. — С. 217—222.

11. Мануйлова, В. В. Современные проблемы и перспективы развития инклюзивного среднего профессионального образования / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Современный научный аппарат изучения, обучения и социализации человека с ограниченными возможностями : материалы X Междунар. теоретико-методологического семинара. — 2018. — С. 157—164.

12. Мануйлова, В. В. Организационно-методические аспекты деятельности ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. — 2018. — № 3 (45). — С. 105—115.

13. Приходько, О. Г. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. — 2016. — № 10. — С. 46—52.

14. Приходько, О. Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство / О. Г. Приходько, Н. М. Назарова, Е. В. Ушакова, А. А. Гусейнова, Ю. А. Афанасьева, М. В. Браткова, Н. Ю. Григоренко, А. А. Еремина, Ж. И. Журавлева, О. В. Караневская, М. М. Семаго, О. В. Титова. — М., 2014. — Текст : непосредственный.

15. Рожков, А. И. Деятельность федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования / А. И. Рожков, О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53-11. — С. 34—39.

16. Рожков, А. И. Методические рекомендации по обеспечению реализации среднего инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения : учебно-методическое пособие для руководителей, педагогов, мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования / А. И. Рожков, О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова. — М., 2017. — Текст : непосредственный.

References

1. Levchenko, I. Yu. Inklyuzivnoe obrazo-

vanie: spetsial'nye usloviya vklyucheniya obucha-yushchikhsya s OVZ v obrazovatel'noe prostran-stvo : uchebnoe posobie / I. Yu. Levchenko,

0. G. Prikhod'ko, A. A. Guseynova, V. V. Ma-nuylova. — M., 2018. — (Ser.: Spetsial'naya psi-khologiya). — Tekst : neposredstvennyy.

2. Levchenko, I. Yu. Rezul'taty monitoringa spetsial'nykh usloviy inklyuzivnogo obrazovaniya obuchayushchikhsya s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya /

1. Yu. Levchenko, O. G. Prikhod'ko, V. V. Ma-nuylova, A. A. Guseynova, L. F. Kholod-nova. — Tekst : neposredstvennyy // Stan-darty i monitoring v obrazovanii. — 2017. — T. 5. — № 6. — S. 34—40.

3. Levchenko, I. Yu. Sotsial'no-pedagogi-cheskoe soprovozhdenie detey doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya v usloviyakh realizatsii FGOS / I. Yu. Levchenko, A. A. Guseynova, V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstven-nyy // Doshkol'nik. Metodika i praktika vos-pitaniya i obucheniya. — 2016. — N° 5. — S. 30—36.

4. Manuylova, V. V. Aktual'nye voprosy organizatsii inklyuzivnogo srednego profes-sional'nogo obrazovaniya / V. V. Manuy-lova. — Tekst : elektronnyy // Gumanitarnye nauki. — Yalta, 2017. — № 2 (38). — S. 23—30.

5. Manuylova, V. V. Uchebnaya laborato-riya pedagogicheskogo kolledzha v sisteme podgotovki vospitateley dlya spetsial'nogo doshkol'nogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk / Manuylova V. V. — M., 2010. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Manuylova, V. V. Innovatsii v sisteme professional'nogo obrazovaniya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami: konkursy professional'nogo masterstva / V. V. Manuy-lova, A. A. Guseynova. — Tekst : neposred-stvennyy // Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika. — 2017. — № 2 (72). — S. 40—53.

7. Manuylova, V. V. Inklyuzivnoe srednee professional'noe obrazovanie: opyt i perspek-tivy razvitiya / V. V. Manuylova. — M. : Paradigma, 2017. — 114 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.

8. Manuylova, V. V. Aktual'nye voprosy

organizatsii proforientatsionnoy raboty s lit-sami s invalidnost'yu i OVZ / V. V. Manuy-lova. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. —

2017. — № 4 (42). — S. 89—95.

9. Manuylova, V. V. Spetsializirovannaya model' bazovykh professional'nykh obrazo-vatel'nykh organizatsiy / V. V. Manuylova, A. A. Guseynova. — Tekst : neposredstven-nyy // Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika. — 2017. — № 4 (74). — S. 11— 29.

10. Manuylova, V. V. Aktual'nye voprosy raz-vitiya inklyuzivnogo srednego professional'-nogo obrazovaniya v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii / V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Aktual'nye problemy obrazovaniya lits s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya : materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. E. G. Rechitskoy, V. V. Lin'kova. —

2018. — S. 217—222.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Manuylova, V. V. Sovremennye prob-lemy i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo srednego professional'nogo obrazovaniya / V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstven-nyy // Sovremennyy nauchnyy apparat izu-cheniya, obucheniya i sotsializatsii cheloveka s ogranichennymi vozmozhnostyami : mate-rialy X Mezhdunar. teoretiko-metodologi-cheskogo seminara. — 2018. — S. 157— 164.

12. Manuylova, V. V. Organizatsionno-me-todicheskie aspekty deyatel'nosti resursnykh uchebno-metodicheskikh tsentrov srednego professional'nogo obrazovaniya / V. V. Ma-nuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedago-gicheskogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. — 2018. — № 3 (45). —

S. 105—115.

13. Prikhod'ko, O. G. Usloviya dlya polu-cheniya kachestvennogo obrazovaniya litsa-mi s invalidnost'yu v usloviyakh bazovoy professional'noy obrazovatel'noy organiza-tsii / O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko, A. A. Guseynova, V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Srednee professi-onal'noe obrazovanie. — 2016. — № 10. — S. 46—52.

14. Prikhod'ko, O. G. Deyatel'nost' spetsi-alistov soprovozhdeniya pri vklyuchenii obu-chayushchikhsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya i detey-invalidov v obrazovatel'noe prostranstvo / O. G. Pri-khod'ko, N. M. Nazarova, E. V. Ushakova, A. A. Guseynova, Yu. A. Afanas'eva, M. V. Brat-kova, N. Yu. Grigorenko, A. A. Eremina, Zh. I. Zhuravleva, O. V. Karanevskaya, M. M. Semago, O. V. Titova. — M., 2014. — Tekst : neposredstvennyy.

15. Rozhkov, A. I. Deyatel'nost' federal'-nogo metodicheskogo tsentra v protsesse so-provozhdeniya inklyuzivnogo professional'-nogo obrazovaniya / A. I. Rozhkov, O. G. Pri-khod'ko, I. Yu. Levchenko, V. V. Manuylova, A. A. Guseynova. — Tekst : neposredstven-nyy // Problemy sovremennogo pedagogiche-skogo obrazovaniya. — 2016. — № 53-11. — S. 34—39.

16. Rozhkov, A. I. Metodicheskie rekomen-datsii po obespecheniyu realizatsii srednego inklyuzivnogo professional'nogo obrazova-niya i professional'nogo obucheniya : ucheb-no-metodicheskoe posobie dlya rukovodi-teley, pedagogov, masterov proizvodstven-nogo obucheniya sistemy srednego profes-sional'nogo obrazovaniya / A. I. Rozhkov, O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko, V. V. Manuylova, A. A. Guseynova. — M., 2017. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.