Научная статья на тему 'ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ'

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЩУЩЕНИЯ / ВНУТРЕННИЙ МОТИВ / СТИМУЛ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОЦЕСС / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусенко М.И.

Актуальность данной статьи заключается в воссоединении задач теории и практики, где отображены специфические особенности исполнительского, вокального искусства, а также разработки практического исследования в этой отрасли. Здесь впервые вокал рассматривается в контексте научных концепций работы голосового аппарата в процессе пения. Научная ценность полученных результатов подчёркивает широкий круг психолого-педагогических, практических и методических проблем, которые определяют систему познания, которую необходимо внедрять в образовательный цикл вокального исполнительства. Поскольку данная теория находится в процессе постоянного исследования, научных методов формирования профессионального мастерства постоянно недостаточно. В таких условиях ценным материалом может послужить теоретико-методическое содержание данной статьи. На современном этапе любые учебно-методические разработки могут быть актуальными в цикле вокального искусства. Хотелось бы обратить внимание педагогического состава на разработку комплексной методологии исследования вокального исполнительства в практике широкого круга, как профессиональных исполнителей, так и любителей. Статья поможет сформировать цель в исследовании теории и практики вокального искусства, которая может способствовать развитию музыкальной педагогике при изучении основ сольного пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL MOTIVATION AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR IN THE PROCESS OF SOLO SINGING

The relevance of this article is to reunite the tasks of theory and practice, which reflects the specific features of performing, vocal art, as well as the development of practical research in this industry. Here, for the first time, vocals are considered in the context of scientific concepts of the work of the vocal apparatus in the process of singing. The scientific value of the results obtained emphasizes a wide range of psychological, pedagogical, practical and methodological problems that determine the system of cognition that needs to be introduced into the educational cycle of vocal performance. Since this theory is in the process of constant research, scientific methods for the formation of professional skills are constantly insufficient. In such conditions, the theoretical and methodological content of this article can serve as a valuable material. At the present stage, any educational and methodological developments may be relevant in the cycle of vocal art. The author would like to draw attention to the teaching staff to the development of a comprehensive methodology for the study of vocal performance in the practice of a wide range of both professional performers and amateurs. The article will help to form a goal in the study of the theory and practice of vocal art, which can contribute to the development of musical pedagogy in the study of the basics of solo singing.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 37.013

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

М.И. Белоусенко

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

e-mail: beloysenkomi@mail.ru

Актуальность данной статьи заключается в воссоединении задач теории и практики, где отображены специфические особенности исполнительского, вокального искусства, а также разработки практического исследования в этой отрасли. Здесь впервые вокал рассматривается в контексте научных концепций работы голосового аппарата в процессе пения. Научная ценность полученных результатов подчёркивает широкий круг психолого-педагогических, практических и методических проблем, которые определяют систему познания, которую необходимо внедрять в образовательный цикл вокального исполнительства. Поскольку данная теория находится в процессе постоянного исследования, научных методов формирования профессионального мастерства постоянно недостаточно. В таких условиях ценным материалом может послужить теоретико-методическое содержание данной статьи. На современном этапе любые учебно-методические разработки могут быть актуальными в цикле вокального искусства. Хотелось бы обратить внимание педагогического состава на разработку комплексной методологии исследования вокального исполнительства в практике широкого круга, как профессиональных исполнителей, так и любителей. Статья поможет сформировать цель в исследовании теории и практики вокального искусства, которая может способствовать развитию музыкальной педагогике при изучении основ сольного пения.

Ключевые слова: ощущения, внутренний мотив, стимул, направленность, процесс, результат.

Анализ техники разножанрового, сольного пения

Психологический фактор в вокальном обучении играет главенствующую роль, поскольку процесс воображения представления стоит на первом месте во время пения. При том, что это распространяется не только на текстовые вокальные произведения, где происходит слияние текста и мелодии, но и на вокальные упражнения, вокализы, где текст отсутствует. Правильная расстановка смысловых акцентов, сильных долей как пофазно, так и в произведении в целом, даёт возможность выстроить экспозиционную структуру и динамику вокального произведения. И совсем другое дело, когда мелодия привязана к тексту, педагог просто обязан помочь студенту правильно сформировать драматургию песни или арии из оперы на протяжении всего его звучания. При всём при этом, необходимо вдохнуть в сознание студента способность формировать внутреннее видение той картины, что заложена поэтом и композитором в сюжет произведения. Всё это неразрывно связано с психологическим состоянием личности, внутренним видением, которое формируется у поющего во время пения. Весь этот процесс -глубоко индивидуален. Проблемность вокального обучения заключается в том, что увидеть и ощутить физически этот процесс - невозможно. Необходимо только представить, вообразить, при этом включая всю психологическую структуру своего организма. Результативность этой работы разделяется поэтапно. Очень важно весь процесс обучения сопровождать лекционным курсом по изучению вокальной методики, при этом акцентировать внимание студента на результативность его понимания.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе исполнения вокального произведения, в любом жанре, физиология звукообразования отличается функцией ротоглоточного пространства исполнителя. Так, например, Л. Дмитриевым было установлено, что академическим певцам свойственно нижнее положение гортани по всему диапазону.

Но при открытой манере пения (народной и эстрадной), гортань существенно не опускалась, а, наоборот, поднималась, приобретая форму улыбки. В процессе исследований было доказано, что у профессиональных исполнителей (любого жанра) во время пения положение гортани остаётся постоянным, соответственно каждому жанру. Таким образом доказано, что вокальные технологии отличаются

позицией гортани при пении. Поэтому сущность постановки голоса заключается в том, что найти оптимальную позицию гортани, которая соответствует конкретной технике пения. Это и является важным условием правильного певческого образования, независимо от выбранного вокально-исполнительского жанра.

Пение - это вид музыкального искусства, где музыка органично связана с текстом вокального произведения. Не зря сам процесс пения ещё называют «вокальной речью». Станиславский считал: «Слово -Что, музыка - Как». Голосообразующий аппарат исполнителя одновременно решает две задачи: как речевой аппарат, он обеспечивает фонетическую основу всех звуков, а как музыкальный инструмент, он определяет необходимый певческий тембр всех звуков по всему голосовому диапазону. В таком случае большую роль играет разборчивость «вокальной речи» или дикции.

Дикция (от лат. В1с1:ю - чёткость) - ясность, разборчивость, выговаривание текста. В вокальной практике овладение приёмом дикции играет основополагающую роль в исполнительском искусстве, поскольку является критерием (Ье1саПо) в каком-нибудь стиле.

Певческий процесс и его специфика в вокальном образовании

В академической манере пения голос - это инструмент, исполняющий соло в общей партитуре оперного спектакля. В этом концерте слово играет второстепенную роль, поскольку сюжет каждой оперы предварительно известен всем и текст тоже. Зритель слушает, как исполняются главная, второстепенная или хоровая партия, но не что или о чём будет исполнять солист или хор. Такое соотношение разборчивости текста и самого процесса пения А. Дмитриев [4] обозначил, как характерную особенность итальянской, академической, вокальной школы. Такое соотношение текста и мелодии, безусловно, имеет своё отображение в творчестве композиторов, например, для лучшего голосового звучания и удобства композиторы могут рекомендовать несколько вариантов текста в некоторых местах произведения. Очень часто такие примеры встречаются в камерной вокальной музыке. Это используется для того, чтобы не мешать зрителю наслаждаться даром исполнителя, поскольку в академическом вокале, как сказал Россини: «Главное это голос, голос и ещё раз голос».

В отличие от академического, в эстрадном жанре, текстовая составляющая может доминировать над голосовой, так как на эстраде тексты песен несут главную информационную и эстрадную нагрузку. Это имеет своё отображение в синтезе слова и музыки, поскольку текст является одной из главных составляющих песни. Зритель, во-первых, воспринимает текст на фоне сопровождения, и это есть один из способов художественной выразительности и раскрытия музыкального образа.

Народные исполнители, даже без специального образования, хорошо выдерживают пение длинных вокальных отрезков, в одной позиции, поскольку именно народному пению присуща специфика разговорной речи.

Такая дикционная техника выработана столетиями (особенно в фольклорном жанре), усвоена исполнителями с детства. Для таких исполнителей акустические параметры пространства не влияют на качество исполнения.

Методы локального действия в вокальном исполнительстве

Наличие вокального слуха у исполнителя в педагогической практике, вне всякого сомнения, является одной из главных составляющих условий работы любого вокалиста. Поскольку вокальный слух разрешает не только слушать акустическое звучание голоса, но и чётко ощущать физиологию механизма звукообразования. В вокальной педагогике давно используется принцип локального действия голосового аппарата исполнителя, что построен по системе: «дыхание - гортань -резонаторы». Такой принцип при пении является методологической основой вокальной педагогики в системе исполнительства. Из анализа методов, что используются в вокальной практике, можно выделить две основных категории:

1. Метод прямого, локального действия.

2. Метод не прямого (опосредовательного) действия на конкретную часть голосового аппарата.

Первый метод ориентируют сознание певца во время исполнения на правильное, мышечное управление гортани. Например, рекомендации педагога: вздохнуть глубже, ощутить вибрацию в гайморовой области, при вдохе - раздвинуть рёбра.

Второй метод - это действие на конкретную, голосовую часть аппарата при регулировании уровня работы гортани. Например, в

вокальной практике больше используется приём «вздоха» при смене дыхания, поскольку при этом присутствует взаимосвязь системы «дыхание - гортань - резонаторы». В целом это можно назвать «методом системного действия».

К системным методам вокального обучения можно относить и методы психологического действия, через эмоции и представления.

Вокальная терминология в педагогике активно использует различные словосочетания, которые понятны только специалистам и носят ярко-выраженный, эмоционально-образный характер. Например: «головной звук», «звук в маску», «высокая позиция», «как будто вдыхать аромат цветка» и другие. Все эти образные словосочетания (за Морозовым) связаны с резонансными ощущениями и имеют психологическое пояснение, как результат резонансных явлений во время пения. Значение образной, вокальной терминологии обосновано в работах профессора В.П. Морозова [1] и направлено на действия работы голосового аппарата с целью улучшения звучания голоса.

Заключение

Рассмотрев и проанализировав методические разработки в области вокальной педагогики таких ведущих авторов, как В. Емельянов, С. Риггс, Р. Юссон, Н. Гонтаренко, приходим к выводу, что существующие методики построены на разнообразных научных исследованиях. Как правило, в них прослеживаются: узкая направленность, субъективизм и неполнота анализа очень важных аспектов вокального процесса. В системе высшего, профессионального образования методологическое обеспечение учебного процесса имеет основополагающее, программное значение, поскольку информационное содержание теории и методологии вокального обучения определяет направленность и логику профессионального мышления педагогов и студентов.

Список литературы

1. Морозов, В. П. Тайны вокальной речи / В. П. Морозов. - Москва : Наука, 1967. -122 с.

2. Рудакова, Е. А. Рауль Юссон «Певческий голос» / Е. А. Рудакова. - Москва : Музыка, 1974. - 102 с.

3. Емельянов, В. В. Фонопедический метод формирования. Метод, рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов. - Новосибирск : Наука, 1991. - 25 с.

4. Дмитриев, Л. Б. В классе профессора М. Э. Донец-Тессей / Л. Б. Дмитриев. -Москва : Музыка, 1974. - 64 с. : нот. ил.

5. Барсов, Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики. Вып. 6 / Ю. А. Барсов. -Ленинград : Музыка, 1982. - 184 с.

6. Арчажникова, Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений / Л. Г. Арчажникова. - Москва, 1991. -309 с.

7. Гарсиа, М. Советы по пению / М. Гарсиа. - Санкт-Петербург, 2014. - 102 с.

8. Сафронова, О. Л. Хрестоматия для вокалистов : учебное пособие / О. Л. Сафронова. - 6-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Планета музыки, 2018. - 72 с.

9. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах / Ф. И. Шаляпин. -Москва : Гелиос, 2005. - 317 с.

10. Багадуров, В. А. Очерки по вокальной педагогике / В. А. Багадуров. - Москва : Госмузиздат, 1963. - 268 с.

11. Ярославцева, Л. К. Вопросы вокальной педагогики. О способах регуляции певческого выдоха / Л. К. Ярославцева. - Москва : Музыка, 1976. - Вып. 5. - 262 с.

12. Кузуб, Т. И. Процессы глобализации в современной музыкальной культуре / Т. И. Кузуб // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2006. - № 47, вып. 12. - С. 77-84.

INTERNAL MOTIVATION AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR IN THE PROCESS OF SOLO SINGING

M.I. Belousenko

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: beloysenkomi@mail.ru

The relevance of this article is to reunite the tasks of theory and practice, which reflects the specific features of performing, vocal art, as well as the development of practical research in this industry. Here, for the first time, vocals are considered in the context of scientific concepts of the work of the vocal apparatus in the process of singing. The scientific value of the results obtained emphasizes a wide range of psychological, pedagogical, practical and methodological problems that determine the system of cognition that needs to be introduced into the educational cycle of vocal performance. Since this theory is in the process of constant research, scientific methods for the formation of professional skills are constantly insufficient. In such conditions, the theoretical and methodological content of this article can serve as a valuable material. At the present stage, any educational and methodological developments may be relevant in the cycle of vocal art. The author would like to draw attention to the teaching staff to the development of a comprehensive methodology for the study of vocal performance in the practice of a wide range of both professional performers and amateurs. The article will help to form a goal in the study of the theory and practice of vocal art, which can contribute to the development of musical pedagogy in the study of the basics of solo singing.

Keywords: sensations, internal motive, stimulus, orientation, process, result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.