Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ОБОБЩЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / АКУСТИКА / ОЩУЩЕНИЯ / ОБЕРТОНЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусенко Михаил Иванович, Стародубцева Ирина Филипповна

Теория и методология вокального исполнительства, основываются на достоверных знаниях акустико-физиологических особенностях вокально-сценического творчества каждого исполнителя. Современная наука ищет достаточный багаж материала относительно работы голосового аппарата при пении. Но «время вперёд», ставит новые задачи перед преподавательским составом, а также студенческой аудиторией в цикле вокального исполнительства. Данная статья обусловлена раскрытием основной цели: 1) определить отличительные особенности элементов голосообразования академической техники пения; 2) раскрыть элементы специфические вокального исполнительства; 3) определить методологические принципы обучения профессиональных вокалистов; 4) производить сравнительный анализ исполнительского мастерства в системе высшего образования профильных вузов России. В статье используется новаторский подход при изучении данного материала с учётом физиологически акустических возможностей голосового аппарата. Такой подход к решению поставленных задач разрешает авторам сделать соответствующие выводы в цикле моделирования формального процесса при использовании академической манеры пения. Это органично связывает теорию и практику при изучении основ вокального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF THE CONCEPTS OF VOCAL PERFORMANCE IN THE SYSTEM OF MUSICAL ART

The theory and methodology of vocal performance are based on reliable knowledge of the acoustic and physiological features of vocal and stage creativity of each performer. Modern science is looking for a sufficient amount of material regarding the operation of the vocal apparatus when singing. But “time ahead” sets new tasks for the teaching staff, as well as the student audience in the cycle of vocal performance. This article is due to the disclosure of the main purpose: 1) to determine the distinctive features of the elements of voice formation of the academic singing technique; 2) to reveal the specific elements of vocal performance; 3) to determine the methodological principles of training professional vocalists; 4) to make a comparative analysis of performing skills in the system of higher education of specialized universities in Russia. The article uses an innovative approach in the study of this material, taking into account the physiologically acoustic capabilities of the voice apparatus. This approach to solving the tasks allows the authors to draw appropriate conclusions in the cycle of modeling the formal process using the academic manner of singing. This organically connects theory and practice in the study of the basics of vocal art. Familiarization with the material of the article can play a key role in the training of specialists who already possess initial theoretical and methodological knowledge in the field of performing arts at the present stage of its development.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Обобщение концепций вокального исполнительства в системе музыкального искусства

Белоусенко Михаил Иванович,

профессор кафедры музыкального образования, Белгородский Государственный институт искусств и культуры E-mail: beloysenkomi@mail.ru

Стародубцева Ирина Филипповна,

профессор кафедры вокального искусства, Юго-западного государственного университета E-mail: irinakursk@yandex.ru

Теория и методология вокального исполнительства, основываются на достоверных знаниях акустико-физиологических особенностях вокально-сценического творчества каждого исполнителя. Современная наука ищет достаточный багаж материала относительно работы голосового аппарата при пении. Но «время вперёд», ставит новые задачи перед преподавательским составом, а также студенческой аудиторией в цикле вокального исполнительства. Данная статья обусловлена раскрытием основной цели: 1) определить отличительные особенности элементов голосообразования академической техники пения; 2) раскрыть элементы специфические вокального исполнительства; 3) определить методологические принципы обучения профессиональных вокалистов; 4) производить сравнительный анализ исполнительского мастерства в системе высшего образования профильных вузов России. В статье используется новаторский подход при изучении данного материала с учётом физиологически акустических возможностей голосового аппарата. Такой подход к решению поставленных задач разрешает авторам сделать соответствующие выводы в цикле моделирования формального процесса при использовании академической манеры пения. Это органично связывает теорию и практику при изучении основ вокального искусства.

Ключевые слова: Специализация, акустика, ощущения, обертоны, эффективность, методология.

Некоторые аспекты специфики академического вокала

Музыкальная педагогика, в основу которой заложены интересы вокального искусства, постоянно усовершенствуется и дополняется новыми научными открытиями. Наука о голосе охватывает целую цепь сопутствующих дисциплин, а именно: все сторонне изучается физиология голосового аппарата, акустика голоса, методы его воспитания, музыкальная психология и другое. Тем не менее, не смотря на отдельные достижения вокально-хоровое, академическое искусство, ещё не достигло своего адекватного отображения в базовой, научной литературе.

В основе вокально-исполнительского искусства, лежат акустико-физиологические особенности, законы и принципы, цель которых -это передача эмоциональной информации певцом со сцены.

При пении, голосовой аппарат является живым музыкальным инструментом, который подвержен не только музыкальным, но и акустико-физиологическим законам. Поэтому, что бы профессионально владеть своим «живым инструментом» необходимо знать его основные природно-технические особенности. Здесь необходимо акцентировать внимание на тот факт, что каждый вокалист-исполнитель, больше чем кто другой, обязан владеть знаниями о физической природе своего «живого инструмента». Ведь каждому музыканту-инструменталисту, даётся в руки готовый музыкальный инструмент, а вокалист обязан его создавать. В связи с этим, одним из важных условий своей исполнительской деятельности певца, есть знания главных акустико- физиологических закономерностей, которые лежат в основе деятельности голосового аппарата, как «живого музыкального инструмента».

Всё выше сказанное перерастает в комплексную вокально-педагогическую, исполнительскую и научно-теоритическую проблему, которая в свою очередь свидетельствует о необходимости создания целостной теории и методологии вокально-хорового пения.

Термин - «теория пения» можно трактовать как базовые научные знания из общих проблем сольного пения (монографии, статьи, научные разработки ведущих специалистов в этой области).

Под термином «практика академического вокала» - подразумеваем, использование этих тео-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ретических знаний исполнителем, что гарантирует современный уровень профессионализма в системе музыкального искусства.

Пояснения механизма голосообразования, стало реальным в середине 19 столетия, в связи с развитием физиологических методов исследования. В 1885 году известный вокальный педагог М. Гарсия (1805-1906) изобрёл ларингоскоп (медицинский прибор для исследования гортани и голосовых связок). Это дало возможность учёному наблюдать работу связок при фонации и объяснить сам процесс формирования звука.

Эта новая теория, вызвала усиленный интерес именно к физиологии процесса при голосообразо-вании и послужило к написанию численных научных работ последователей и учеников: Рауля Юс-сона, А. Мулонге, А. Сулерак,

Р. Портман, И. Гобен и другие. Именно они находили доказательства преимуществ новой теории.

На основе анализа современных научных исследований теории акустико-физиологического звукообразования, приводят нас к пониманию необходимости использования в вокальной практике, таких обязательных компонентов, как- не форсированная атака звука, свободное и природное звучание голоса на основе оптимальной свободы мысли, голосового аппарата. Всё выше сказанное, ещё раз свидетельствует о пользе необходимости создания целостной теории академического пения с обязательным использованием научных, экспериментально-теоретических данных.

Влияние внешних факторов на вокальное исполнительство

На совершенном этапе развития вокального искусства в России до настоящего времени создаётся общенаучный и профессиональный подход этого направления,поскольку отечественная, вокальная педагогика относится к малоизученной и исследованной отрасли профессионального обучения.

В связи с этим, особенно ценой является фиксация педагогического опыта ведущих, вокальных педагогов, которые создают оптимальные условия для воспитания профессиональных исполнителей.

Академический (оперный или концертно-камерный певец), использует тот резонанс, что создаётся акустикой того помещения, где проходит вокальное исполнительство: то есть, звуковые колебания голоса имеет конкретные характеристики, заставляют акустику помещения отзываться своим резонансом и создавать дополнительные обертоны, которые украшают голос певца. В зале с хорошей акустикой, голос приобретает особенного эффекта звучания (объёмности, полётности, наполненности), а именно тех качеств, что необ-5 ходимые для максимального заполнения звуком о акустического пространства. й В зале с плохой акустикой, происходит нару-° шения обратной акустической связи и певец ощу-Ц щает слуховой дискомфорт звучания собственно-

го голоса. В таком случае можно рассмотреть как Р. Юссон определял физиологические ощущения певца в условиях плохой акустики зала: а) ощущения постоянной потери дыхания, б) ощущение за-жатости гортани, в) перемена тембровой окраски голоса и другое.

Эти негативные явления объясняются нарушением условий самоконтроля певца, что не редко стимулирует исполнителя форсировать звук и как итог - переутомление и заболевание голосового аппарата. Отсюда, наличие в помещении, концертном зале соответствующей акустической связи, имеет огромное значение для академического исполнителя.

Поэтому, архитектурно-эстетические особенности концертных залов, которые предназначены для этого вида пения, предусматривают наличие акустических особенностей, что усиливают звук при помощи резонанса и реверберации. Таким образом, процесс окончательного формирования слухового представления о голосе академического исполнителя, обязательно включает, как внутренний (собственного тела), так и внешний (акустическое пространство) резонанс.

Для народных исполнителей, акустические условия не влияют на качество исполнения и не имеют большого значения для исполнителя.

В эстрадном исполнении, в основном используется звукоусилительная техника, поэтому певец использует только внутренний резонанс.

Выводы о влиянии внешних условий на исполнение в разных вокальных жанрах базируются в следующем: а) для академического голоса- оптимальные акустические характеристики помещений с одним обязательным условий качественного выступления;

б) народный исполнитель - не зависит от влияния внешнего воздействия;

в) эстрадный исполнитель находится в прямой зависимости от мастерства и профессионализма звукорежиссера и качества используемой аппаратуры.

Отсюда, качественный звук исполнителя зависит не только от его врожденной голосовой природы, но и от множества внешних факторов, которые могут изменятся в зависимости от его окружения.

Влияние резонансной теории пения на процесс академического пения

Принципы резонансной теории искусства пения, являются основой для индивидуального подхода постановки голоса академического вокала.

Ещё В. Морозов выдвинул собственную теорию «Искусство резонансного пения», которая состояла из принципов выведенных практикой оперных певцов. Общая методическая основа стратегии и тактики вокально-педагогических методов академической школы пения, базируется на общем принципе анатомического строения голосового аппарата исполнителя. Суть этого принципа заключается в том, что все части голосового аппа-

рата: дыхание, гортань, резонаторы - тесно взаимосвязаны между собою и формируют единую систему.

О важности роли резонанса при пении, должно быть известно каждому вокальному педагогу, что даёт возможность ему правильно ориентироваться и действовать в образовательном процессе - целенаправленно. Тем самым максимально развивать вокальные способности будущих специалистов в области исполнительского искусства. С. Риггс, утверждал, что гортань негативно реагирует на метод прямого регулирования её уровня, т.е. гортань остаётся в одном положении (нижней) на протяжении всего пения.

Не маловажную роль играет при пении форма рта, поскольку она влияет на уровень импеданса и формирования артикуляции гласных звуков. У певцов с хорошей вокальной техникой, все гласные должны звучать одинаково, полноценно, в единой манере голосообразования, что стимулирует резонансное пение.

Следует заметить, что в академическом пении, раскрытие и форма артикуляционного аппарата, носят сугубо индивидуальный характер и зависит от типа голоса. Таким образом, можно сделать вывод, что:

1) Выразительная чёткая дикция и артикуляция при пении, является результатом работы всего артикуляционного аппарата.

2) Артикуляционные движения должны быть независимыми от положения гортани при пении.

3) В процессе академического вокала, все гласные формируются в единой округлой прикрытой манере, что соответствует резонансной теории пения.

Тембр певческого голоса зависит не только от его обертонов, но и от вибрато (итал. Vibrato, лат. Vibratio - испан.).

Вибрато певческого голоса очень важная эстетическая и вокально-техническая особенность голоса. Оно украшает тембр, образует индивидуальное украшение голоса.

Поскольку вибрато воспринимается, как составная часть тембра голоса, то его наличие влияет, как на эстетическое восприятие звука слушателями, так и на его качественную оценку. Звук без вибрато зритель оценивает как самодеятельный, тогда как с вибрато-живой, полётный, приятный, льющийся и т.п.

На слух вибрато ощущается, как ритмическая пульсация звука с частотою 6-7 Гц. Именно эта частота колебаний является самой приемлемой для слухового восприятия, поскольку более редкая пульсация голоса (3-4 Гц.), вызывает слуховой дискомфорт у слушателя. Более частые колебания голосовые (8-9 Гц.), являются также не приемлемые. Исследования показали, что частота пульсации вибрато у профессиональных исполнителей, соответствует 5-7 колебаний в секунду.

В книге В.П. Морозова «Искусство резонансного пения», автором допускается гипотеза, что вибрато у природно-одарённых певцов, может быть

врождённым явлением и соответствовать (5-7 Гц.) Необходимо заметить, что характер вибрато одного и того же исполнителя, может видоизменяться в зависимости от высоты основного тона динамики голоса, типа голосового звука, его продолжительности и других составляющих. К тому же «спокойное и стойкое вибрато, это показатель вокальной свободы и правильности работы гортани» [73, ст. 13] В.П. Морозов. Поэтому, устойчивость вокального звука и параметры его вибрато, могут изменяться в зависимости от эмоционального состояния певца.

Заключение

В данной статье обозначен опыт типологичного сравнения относительно трёх типов звукообразования (академический, народный и эстрадный). Обнаружены различия и идентичности, что базируются на конкретных акустико-физиологических законах.

К типу вокальной техники с сильным «импедансом» относится - академическое пение, более слабым «импедансом» (соотношение подсвязно-го и надсвязного давления на голосовые связки во время пения) - народное и эстрадное.

Необходимо знать, что главной проблемой для качественного пения, есть система обратной связи при помощи которой исполнитель получает информацию об акустических параметрах собственного голоса. Отсутствие такой связи, могут ухудшить сам процесс исполнения. Поэтому: качественный вокальный звук зависит не только от самого исполнителя, но и от тех условий, где он находится.

Новаторский подход к изучению техники академического исполнения через сравнительный анализ физиологии певца и акустических условий, даёт возможность выявить особенности фонации исполнителя в процессе пения. Общие требования для профессионального голоса (при любой вокальной технике) - это свобода голосового аппарата и комфортность при исполнении. Певец должен уметь при минимальных затратах мышечной энергии, достичь максимальных результатов в конкретном жанровом направлении вокального искусства.

Литература

1. Антонюк В.Г. «Исполнительские формы сольного пения: к вопросу разнопрофильных, певческих особенностей». [Исследовательская работа] 1999. ст. 24

2. Аспелунд Д. «Развитие певца и его голоса» [Под редакцией М.А. Львова] М. Музгиз. 1956. ст. 192

3. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» - 2-е изд. М. Музыка 1996. ст. 368

4. Дмитриев Л.Б. «О воспитании певцов в центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ласкала». «Вопросы вокальной педагогики». [Л. Музыка] 1976. вып. 5 ст. 61-90

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

5. Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования». [Метод, рекомендации для учителей музыки] Новосибирск, наука 1991. ст. 41

6. Киселёв Л.Н. «О целенаправленном воздействии на тембр голоса певца путём изменения частотных характеристик тракта обратной акустической связи» 1976. - № 3 ст. 81-86

7. Морозов В.П. «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники». [Центр «Искусство и наука»]

8. Морозов В.П. «Об экспериментально-практических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики». [М. Музыка 1982. вып.6 ст. 141-180]

9. Морозов В.П. «Тайны вокальной речи». [Наука 1967. ст. 204]

10. Назаренко Н. «Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения» [М. Музгиз. 1963. ст. 512]

11. Розин М.Я. «Пластическое мастерство актёра» [К-1983. ст. 28]

12. Рудакова Е.А. Рауль Юссон «Певческий голос: исследования основных физиологических и акустических явлений певческого голоса» [М. Музыка 1974. ст. 3-38]

13. Стахевич О.Г. «Основы вокальной педагогики» [Х-Сумы 2002. ст. 92]

GENERALIZATION OF THE CONCEPTS OF VOCAL PERFORMANCE IN THE SYSTEM OF MUSICAL ART

Belousenko M.I., Starodubtseva I.F.

Belgorod State Institute of arts and culture; South-zapodny state University

The theory and methodology of vocal performance are based on reliable knowledge of the acoustic and physiological features of vocal and stage creativity of each performer. Modern science is looking for a sufficient amount of material regarding the operation of the vocal apparatus when singing. But "time ahead" sets new tasks for the teaching staff, as well as the student audience in the cycle of vocal performance. This article is due to the disclosure of the main purpose: 1) to determine the distinctive features of the elements of voice formation of the academic singing technique; 2) to reveal the

specific elements of vocal performance; 3) to determine the methodological principles of training professional vocalists; 4) to make a comparative analysis of performing skills in the system of higher education of specialized universities in Russia. The article uses an innovative approach in the study of this material, taking into account the physiologically acoustic capabilities of the voice apparatus. This approach to solving the tasks allows the authors to draw appropriate conclusions in the cycle of modeling the formal process using the academic manner of singing. This organically connects theory and practice in the study of the basics of vocal art. Familiarization with the material of the article can play a key role in the training of specialists who already possess initial theoretical and methodological knowledge in the field of performing arts at the present stage of its development.

Keywords: Specialization, acoustics, sensations, overtones, efficiency, methodology.

References

1. Antonyuk V.G. "Performing forms of solo singing: on the issue of diverse, singing features." [Research work] 1999 Art. 24

2. Aspelund D. "The development of the singer and his voice" [Edited by M.A. Lvova] M. Muzgiz. 1956 Art. 192

3. Dmitriev L.B. "Fundamentals of vocal technique" -2nd ed. M. Music 1996 368

4. Dmitriev L.B. "On the education of singers in the center for the improvement of opera artists at the Laskala Theater. "Issues of vocal pedagogy". [L. Music] 1976 issue 5 st. 61-90

5. Emelyanov V.V. "Phonopedic method of formation of singing voice formation". [Method, recommendations for music teachers] Novosibirsk, science 1991. Art. 41

6. Kiselev L.N. "On the targeted impact on the timbre of the singer's voice by changing the frequency characteristics of the acoustic feedback path" 1976 - No. 3 st. 81-86

7. Morozov V.P. The Art of Resonant Singing. Fundamentals of resonance theory and technology. [Center "Art and Science"]

8. Morozov V.P. "On experimental-practical studies of the singer's voice and their significance for vocal pedagogy". [M. Music 1982 issue 6 st.141-180]

9. Morozov V.P. "Secrets of vocal speech". [Science 1967 204]

10. Nazarenko N. "The Art of Singing: Essays and Materials on the History, Theory and Practice of Artistic Singing" [M. Muzgiz. 1963 512]

11. Rozin M. Ya. "The plastic skill of the actor" [K-1983. art.28]

12. Rudakova E.A. Raul Yusson "Singing voice: studies of the main physiological and acoustic phenomena of the singing voice" [M. Music 1974. 3-38]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Stakhevich O.G. "Fundamentals of vocal pedagogy" [X-Sumy 2002. 92]

о с

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.