Научная статья на тему 'Сущностные характеристики эстрадного вокального искусства и задачи учебного процесса'

Сущностные характеристики эстрадного вокального искусства и задачи учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2144
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / STAGE-JAZZ VOCAL ARTS / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ESSENTIAL CHARACTERISTICS / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERFORMANCE ACTIVITY / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / PERFORMANCE VOICE / УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / ОСВОЕНИЕ / MASTERING / TEACHING TASKS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стулова Г.П.

В статье рассматриваются основные сущностные характеристики эстрадного вокального искусства в контексте специфики эстрадно-джазового исполнительства. В центре внимания музыкальная стилистика, исполнительские традиции, акустические особенности звучания голоса певца, физиология воздействия эстрадно-джазового пения на слушателей, основные задачи учебного процесса, направленного на его освоение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers basic essential characteristics of stage vocal arts in context of stage-jazz performance specificity. The article focuses on musical stylistics, performance traditions, acoustic peculiarities of voice sound, physiology of stage-jazz singing effect on listeners, core tasks of teaching process concerned.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики эстрадного вокального искусства и задачи учебного процесса»

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Г. П. Стулова,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье рассматриваются основные сущностные характеристики эстрадного вокального искусства в контексте специфики эстрадно-джазового исполнительства. В центре внимания - музыкальная стилистика, исполнительские традиции, акустические особенности звучания голоса певца, физиология воздействия эстрадно-джазового пения на слушателей, основные задачи учебного процесса, направленного на его освоение.

Ключевые слова: эстрадно-джазовое вокальное искусство, сущностные характеристики, исполнительская деятельность, певческий голос, учебные задачи, освоение.

Summary. The article considers basic essential characteristics ofstage vocal arts in context of stage-jazz performance specificity. The article focuses on musical stylistics, performance traditions, acoustic peculiarities of voice sound,, physiology of stage-jazz singing effect on listeners, core tasks of teaching process concerned.

Keywords: stage-jazz vocal arts, essential characteristics, performance activity, performance voice, teaching tasks, mastering.

Понимание специфики эстрадного вокального искусства обусловлено рассмотрением его сущностных характеристик с разных точек зрения:

• исполнительских традиций;

• стилистики музыкального языка и содержания художественного образа эстрадных песен;

• акустических особенностей звучания голоса певца в связи с интерпретацией художественного образа исполняемого произведения;

• физиологии звукообразования певческого голоса эстрадного певца;

• психофизиологии воздействия эстрадного пения на слушателей.

Исполнительские традиции эстрадного искусства имеют свою специфику. Вокальное исполнение сопровождается целым комплексом исполнительских средств: пение в сочетании с танцевальными движениями, актёрское мастерство, сценическое действие, свободное общение с залом, пантомимика, спецэффекты на сцене (свет, дым, огонь, фонтаны и др.), коллективная хореография, экстравагантность костюма и грима и пр.

К особенностям исполнительских традиций эстрадного пения относится использование микрофона. Как следствие этого, начиная с 30-х годов XX в. всё больше входит в моду манера

123

пения в духе крунинга - тихого, интимного пения, рассчитанного на возможности специальной аппаратуры звукоусиления. В настоящее время такая манера используется преимущественно в джазе. Вместе с тем исполнители джазовой музыки нередко обращаются и к другому приёму - зЬоШ;-пению, или «криковому пению» (от англ. зкои1 - крик), заимствованному из аф-роамериканского фольклора, и, соответственно, к экстатической манере пения. Поиски исполнителями новых звуковых красок приводят в наши дни и к появлению ряда других исполнительских манер, близких «криковому пению» и предполагающих как бы расщепление звука, как, например, скри-минг (от англ. зетватг^ - крик) и гроул (от англ. ^тоиАгщ - рычание). Эти манеры сформировались в недрах альтернативных направлений рок-музыки, но сегодня широко используются не только в эстрадной музыке, но и в современном джазе.

Особенностью биомеханизма звукообразования при «криковом пении», в отличие от манеры тихого, ин-|24 тимного пения, является повышенное положение гортани относительно её нейтрального положения. При оценке качества вокального звучания голоса на слух, т. е. с акустической точки зрения такая манера характеризуется как пение «открытым звуком».

Однако как те, так и другие признаки звучания голоса певца нередко сочетаются в стиле одного и того же исполнителя, в зависимости от конкретной художественной задачи, репертуара, типа слушательской аудитории или социального заказа.

Существенным достоинством эстрадного певца является владение особой ритмической техникой, связанной с синкопированной основой

музыкального материала. В соответствии с такой ритмической структурой мелодии метрические единицы делятся не на равные и не на триоль-ные доли, а на нечто среднее между этими двумя полюсами. При этом величина соотношений метрических единиц не задаётся, а зависит от темы композиции и характера импровизации.

Специфика эстрадной манеры звукообразования и восприятия тембрового звучания голоса певца может стать понятной лишь на основе сравнительного анализа с другими жанровыми направлениями в вокальном искусстве, так как истина познаётся только в сравнении.

Изучение специальной литературы (Р. Юссон, Van-den Berge, R. Va-lancien, G. Flanagan, Л. Дмитриев, В. Морозов, О. Полякова, Л. Шами-на, Н. Мешко и др.), а также обобщение собственного теоретического и практического опыта даёт основание утверждать, что с позиций физиологии работы голосового аппарата основы биомеханизмов звукообразования для всех жанровых направлений в вокальном искусстве одни и те же.

Это относится к естественной координации в работе всех систем голосообразующего комплекса: энергетической (дыхание), генераторной (гортань), резонаторной (артикуляционный аппарат) и нервного аппарата, осуществляющего связь головного мозга с двигательной периферией.

Кроме того, певцам всех жанровых направлений в равной степени необходимо владеть определёнными вокальными навыками:

- певческим дыханием, а главное - пением на так называемом затаённом дыхании;

- достаточно широким звуковы-сотным диапазоном голоса (для профессионального певца не менее двух октав);

- различными видами атаки звука;

- произвольным управлением голосовыми регистрами;

- стабилизацией положения гортани в пении, независимо от типа гласного, высоты и динамики звука;

- различной нюансировкой;

- плавностью звуковедения;

- кантиленой, что зависит от скорости переходных процессов при смене слогов и высоты тона;

- чёткостью дикции;

- произвольным управлением озвученности резонаторов;

- эмоциональной выразительностью исполнения в соответствии с содержанием художественного образа исполняемого произведения и др.

Однако по сравнению с академическим вокалом в эстрадном пении имеются свои особенности, которые относятся прежде всего к открытой манере подачи звука, что сближает эстрадное пение с народным. Это связано с соответствующими особенностями работы артикуляционного аппарата в пении и спецификой репертуара.

Особенности работы артикуляционного аппарата относятся прежде всего к вопросу о положении гортани в пении, фонетической основе слов и певческой артикуляции.

Выше уже было отмечено, что постановка голоса певцов любого жанрового направления характеризуется стабилизацией положения гортани в пении, независимо от высоты тона, типа гласного и силы звука. Однако уровень её стабилизации у различных певцов зависит от типа голоса и жан-

рового направления в вокальном искусстве. У академических певцов гортань при пении может оставаться в положении «нейтрали», как при спокойном дыхании, или в разной степени быть пониженной в зависимости от типа голоса; а у эстрадных певцов - чаще всего занимает положение «нейтрали» или в разной степени выше её. Последнее типично для пения форсированным звуком с повышенной экспрессией.

Стилистика музыкального языка и содержание художественного образа эстрадных песен диктуют свои законы их исполнения в отношении использования певцом соответствующей динамики, акцентов, фразировки, особой ритмической техники, степени накала эмоций в связи с содержанием слов и энергетики подачи звука.

Фонетическая основа слов связана с пением на родном или иностранном языке.

Особенности певческой артикуляции связаны с манерой открытия рта и его формой: для академических певцов типично вертикальное открытие рта в большей степени, чем при бытовой речи; для эстрадных певцов - умерен- 125 ное открытие рта, преимущественно горизонтальное, как при улыбке. Однако общим признаком хорошо поставленного голоса для тех и других является горизонтальное открытие глотки, а также необходимость активизации мягкого нёба, как при зевке.

Звукообраз тембрового звучания голоса академических певцов определяется выравненностью гласных по типу фонетически определённого произношения [у] - [о]; а у эстрадных певцов - [и] - [э], по образцу которых выравниваются и все остальные гласные.

Однако, в отличие от эстетики академического пения, тембр голоса

у одного и того же эстрадного певца может быть весьма разным в связи с использованием таких специфических приёмов звукообразования, как: субтон, сип, визг, хрип, произвольное управление певческим вибрато на длинных звуках, сопоставление голосовых регистров скачком из одного в другой по принципу тирольского йодль-пения и пр.

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения акустики специфика звучания голоса эстрадных певцов связана главным образом с работой артикуляционного аппарата. Однако с позиций физиологии голосообразо-вания постановка голоса в отношении работы гортани и дыхательного аппарата имеет общую основу для представителей любых направлений в вокальном искусстве.

К основным исполнительским особенностям вокального эстрадного жанра следует отнести особую манеру подачи музыкального материала: импровизация; сольное пение в сочетании с сопровождением музыкантов-инструменталистов и танцевальной 12В группой; вопросно-ответная структура песен; свободное общение с публикой; экстенсивное повторение коротких мотивов; открытость исполнительства; зрелищность сценического действия; эксцентричность поведения исполнителей на сцене; кратковременность действия; драматическая завершённость; локальность содержания номера; оригинальность и неповторимость; концентрированность и синтез выразительных средств (пение, танцевальные движения с малыми амплитудами, театрализация исполнения, использование микрофона и электронной акустической аппаратуры, световые эффекты и пр.).

Для успешной самореализации эстрадного певца необходимо владение не только исполнительским вокальным искусством, но и сценическим мастерством. Это комплексная задача, которая имеет как социально-личностный смысл, так и профессионально-деятельностный аспекты.

Особо следует остановиться на вопросе о психофизиологическом воздействии эстрадного пения на слушателей.

Многие исследователи отмечают оригинальность эстрадного жанра как «феномена современной массовой культуры, несводимого к другим видам искусства» [1, с. 5]. Эстрада обладает особой аурой, отвечающей потребностям человека, дающей ему ценностные ориентации, модели поведения как образцы для подражания. Некоторые исследователи пишут, что «эстрада обладает уникальной утешительно-компенсаторной функцией и призвана иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности. Эстрада, как никакое другое искусство, внушает оптимизм, помогает снять накопившееся напряжение, является одним из способов психологической разрядки» [2, с. 10].

Исполнитель во время концертного выступления оказывается в воображаемой реальности, в которой он ранее, возможно, не жил, не действовал, не мыслил и ничего подобного не чувствовал. На сцене у него меняются все привычные, удобные и знакомые механизмы психической активности: перестраивается работа мышц, трансформируются переживания времени и ощущение окружающего пространства. Выступление нередко сопровождается стрессовым волнением. И вместе с этим концертное выступле-

ние дарит артисту и особое, возвышенное состояние души - вдохновение, которое является отличительной чертой творческой деятельности человека и практически недостижимо вне эстрады. Вдохновение мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие его чувства, воздействующие на восприятие слушателей.

Социальная направленность исполнительской деятельности эстрадного певца ставит перед учащимися следующие задачи:

- овладеть спецификой эстрадного жанра;

- сформировать собственный неповторимый имидж, в котором исполнитель будет иметь возможность проявить свои индивидуальные личностные качества;

- развить актёрские способности, которые помогут ему в полной мере реализовать свои творческие замыслы;

- сформировать готовность к постоянному самосовершенствованию в области профессионального эстрадно-вокального исполнительства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Муратов М. М. Эстрада как феномен

массовой культуры. Дис. ... канд. фи-

лос. наук. - Казань, 2005.

Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада. -

М.: Классика-ХХ1, 2006.

Ванслов В. В. Эстрада и цирк //

Марксистско-ленинская эстетика /

Под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Книга,

1973.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.