ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
Примечания
1. Канетти Э. Георг Бюхнер // Человек нашего столетия. Москва : Прогресс, 1990.
2. Фуко М. Пылающий разум // Карл Юнг, Мишель Фуко. Матрица безумия. Москва : Алгоритм, 2013. С. 166.
3. Фрейд З. Неудобства культуры // З. Фрейд. Художник и фантазирование. Москва : Республика, 1995. С. 305.
4. Шапинская Е. Н. Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт интерпретаций // Культура и искусство. 2013. № 3 (15). С. 255—267.
5. Юнг К. Г. Зло стало определяющим в этом мире (из книги «Воспоминания, сновидения, размышления») // Карл Юнг, Мишель Фуко. Матрица безумия. Москва : Алгоритм, 2013. С. 78.
6. URLhttp://www.bayerische.staatsoper.de/889- ZG9tPWRvbTEmaWQ9MTU1MCZsPWVu- -spielplan-oper~veranstaltungen~vorstellung.html
7. http://www.belcanto.ru/dama.htm
8. URL http://www.belcanto.ru/wozzeck.html
9. URL http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2312/
10. URLhttp://www.simonkeenlyside.info/index.php/performances/performances-opera/wozzeck-berg-wozzeck/2013-06-madrid-teatro-real-wozzeck/
СаУНД КАК СТИЛЕВАЯ КАТЕГОРИЯ
ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА
УДК 378+784
Т. А. Будницкая
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается понятие саунда как стилевой категории джазового вокала. Представлен структурный анализ вокально-джазового саунда. Особое внимание уделено тембровым характеристикам вокально-джазового саунда.
Ключевые слова: джазовое пение, вокально-джазовый саунд, обучение джазовому пению.
T. A. Budnickaya
Moscow State University of Culture and Arts
SOUND AS A STYLISTIC CATEGORY OF JAZZ VOCALS
The article discusses the concept of sound as a style category of jazz vocals. Provides the analysis of the essential characteristics of vocal jazz sound. Special attention is paid to the timbre characteristics vocal jazz sound.
Keywords: jazz singing, vocal jazz sound, the training of jazz singing.
В современных отечественных высших учебных заведениях, готовящих бакалавров — вокалистов музыкального искусства эстрады, обучение джазовой специфике и стилистике проходит на занятиях по джазовому пению. Исследователи джаза и джазового вокала ут-
верждают, что самым главным для будущего джазового певца является овладение стилистикой музыкального языка джаза [2, с. 5]. Данные навыки «... выводят исполнителя-импровизатора на уровень профессионального музыканта, сравнимого с академическим,
246
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 246-249
подняв статус его деятельности и легализовав" импровизационно-свободные принципы творчества» [7, с. 79].
Проанализировав исследования о джазе Ю. Т. Верменича, Д. Л. Коллиера, В. В. Конен, А. В. Карягиной, О. М. Степурко, В. В. Шули-на, В. Н. Сырова, Д. Р. Лившица, Ю. Г. Кинуса, Е. С. Барбана и др., мы выявили, что одной из основных стилевых категорий, определяющих специфику джазового пения и индивидуальность исполнителя, является вокально-джазовый саунд. Рассмотрим подробнее данное понятие, поскольку понимание сущности саунда непосредственно связано с методами его формирования на уроках по джазовому пению.
Саунд (sound, англ. «звук, звучание») — одна из важных стилевых категорий джаза, которая характеризует звуковой стиль сольного или ансамблевого исполнения, выражающийся в индивидуальном качестве звучания голоса. Саунд определяется «...способом звуко-извлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра. Является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе» [3]. Понятие «саунда» перекликается с введённой В. Н. Холопо-вой «метатемой стиля» — единицей, по которой при прослушивании молено угадать сти левую принадлежность произведения. [8, с. 166]. Но, в отличие от метатемы стиля, направленной на анализ произведений, действие саунда обращено в сторону исполнительства, как классического, так и импровизационного. Для саунда голоса определяющее значение имеют технико-акустический и исполнительский аспекты, трактовка звука различными школами и исполнителями, поскольку певческий тембр определяется фонетическим строем языка, артикуляционной базой и механизмом звукообразования, включающим место формирования певческого звука, его направленность, импеданс, режим дыхания, резона-торную систему. Для саунда стиля первостепенны звуковые качества голоса, артикуля-ционно-интонационные, метроритмические и гармонические особенности [7, с. 87].
Саунд находится в прямой зависимости от
стилистики жанра исполняемого произведения и воли исполнителя. Джазовые певцы обладают характерными только для них индивидуальным звуком и тембровой окраской. Саунд применяется лишь в качестве стилевой категории, характеризующей индивидуальное звучание у различных певцов, и определяется двумя тенденциями: а) сохранением стиля, что проявляется в консервативности исполнения, точном копировании («снятии») образца; б) отрицанием предыдущего и стремлением создать новое за счёт индивидуализации исполнения, свободы выбора средств реализации музыкального материала.
Проанализировав научную литературу, мы определили сущностные и структурные особенности саунда как стилевой категории джазового пения. Основными из них являются парадоксальность и инструментальность саунда, варьирование тембра исполнителя, вокально-джазовое интонирование. Рассмотрим их подробнее.
«Парадоксальность» саунда (термин О. М. Степурко)заключается в индивидуальном специфическом качестве звучания голоса джазового певца относительно определённого исполнительского стиля. О. М. Степурко объясняет это динамической неравнозначностью тембрового звучания инструментального бенда, в частности медной группы инструментов (труба, кларнет или тромбон), и голоса вокалиста. Чтобы «лидировать» на фоне «агрессивного техничного инструментального бэкграунда», джазовый певец ищет своё, индивидуальное, часто специфическое звучание, или «парадоксальный» саунд [6, с. 6].
Инструментальность саунда — одно из основных качеств джазового вокала. А. Евгень-ев отмечает, что именно «...инструмент, его тембр, атака, фразировка, импровизационное развитие материала» воплощают в джазе вокальную образность [5, с. 328—335]. В. В. Шу-лин определил следующие виды «инструмен-тализации» джазового вокала: а) скэт-пение; б) прямое подражание тембру инструментов (иногда с элементами пародии); в) имитация звучания инструментального бенда как техника пения в вокальном ансамбле; г) сольми
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
зацмя исполнения, то есть одновременное пропевание импровизируемой мелодии и игра на инструменте [7, с. 129—131]. Рассмотрим их.
A. Инсшруменшальносшь в скэте проявляется в его невербальное™, в построении фраз, артикуляция которых совпадает с инструментальной. В. В. Шулин отмечает, что скэт устанавливает продолжительность звука и исполнительский штрих. Когда импровизационное соло заранее прописано для какого-либо инструмента, скэт может применяться в исполнении основной темы произведения. Примером этого выступают интерпретации Б. Мак-Феррина и Дж. Ли. Первый разработал технику звукоизвлечения и артикуляции, в которой используются нестандартные для джазового вокала приёмы пения — фальцет и механическое изменённое прерывистое звучание при помощи ударов рук по груди и шее. Представительница фри-джаза Дж. Ли не подражала конкретным инструментам, а создавала новые звучания с помощью шумов, скрежетов, наборов слогов и слов.
Б. Прямое подражание тембру инструментов В. В. Шулин характеризует как «подстройку» тембра голоса под звучание какого-либо инструмента. Основная задача — имитация тембра инструмента. Например, Э. Фитцджеральд пародирует трубу с сурдиной «wha-wha-mute». Певица нарочито использует гнусавость на слогах «уа-уа», имитируя звучание трубы в момент открывания сурдиной раструба.
B. Имитация звучания инструментального бенда наблюдается в творчестве вокально-джазовых ансамблей «Manhattan Transiter», «Swingle Singers», «Unlimited Singers», «Take 6», которые осуществляют фактурные принципы инструментального джаза. Проведение тем голосами в тесной фактуре (блок-аккордами), как правило, имитирует хорус саксофонов или других духовых инструментов.
Г. Сольмизация исполнения предполагает владение музыкальным инструментом и музыкальной грамотой. Сольмизацию или одновременное пропевание импровизируемой мелодии и игры на инструменте мы можем
наблюдать у Р. Чарльза, Д. Шур, Д. Кроул [7, с. 129—131].
Вокально-джазовое интонирование занимает важное место в структуре саунда. А. Н. Баташев отмечал, что джазовая интонация включает в себя и звучание как таковое; и манеру интонирования, развития интонации, присущую тому или иному исполнителю или стилю; и способ звукоизвлечения; особенности фразировки и т.д. [1, с. 80—96]. Интонирование в джазовом вокале преломляется в виде заниженного интонирования в блюзе, завышенного интонирования в босса-нове и модальном джазе; а также в виде тембрового варьирования.
Заниженное блюзовое интонирование (blue notes — блюзовые ноты) характеризуется блюзовым ладом с пониженными 3, 5, 7 ступенями, не предполагает точную темперацию и используется при исполнении блюза и большинства джазовых стандартов. Повышенное интонирование связано с латинскими стилями «латино», босса-нова и модальным джазом. Завышение основывается на мелодическом строе бразильской самбы. Музыкальный критик и исследователь В. В. Коров-кин отмечает, что понижение или повышение интонации есть не что иное, как варьирование тембра джазового вокалиста и выдвигает гипотезу, что тембровое варьирование (или тембровая вариантность) является причиной звуковысотности в джазовом интонировании. Он отмечает, что «...нет "хорошо" и "плохо" звучащих джазменов, нет "грязи" в звукоиз-влечении, просто есть исполнители, удачно и со вкусом варьирующие тембр, а есть те, кто этого не умеет, также как есть хорошие и плохие мелодисты» [4, с. 225—226]. Автор делает вывод, что европейские эстетические категории «мелодия — гармония — ритм» преломляются в джазе в другой по важности последовательности «ритм — тембр — гармония — мелодия». Исходя из вышесказанного, вокально-джазовое интонирование мы тесно связываем с «тембровым варьированием», от которого в определённом стиле и зависит понижение или повышение интонации.
Таким образом, формирование вокально-
джазового саунда является необходимым компонентом в процессе обучения студентов джазовому пению. Саунд длсазового вокалиста непосредственно связан с сущностью и спецификой длсазового пения и выступает одной из главных его стилевых категорий. Основными тембровыми характеристиками вокально-длсазового саунда являются пара-
доксальность, индивидуальность, инструментальность и вариативность тембра исполнителя. Овладевая стилистикой длсазовой музыки, студент обогащает свою вокальную технику и приобретает индивидуальный, не похолсий на других, исполнительский саунд, что является одной из главных задач в обучении джазовому пению.
Примечания
1. Баташев А. Н. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера / сост. и ред. А. и О. Медведевы. Москва : Советский композитор, 1987.
2. Карягина а. в. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих. Санкт-Петербург : Лань ; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. 48 с. : [от. (+СБ). (Мир культуры, истории и философии).
3. коллиер Д. А. Становление джаза : популярные исторические очерки : пер. с англ. Москва : Радуга, 1984. 390 с.
4. Коровкин В. В. Другой взгляд на джаз. Попытка сменить парадигму [Электронный ресурс] : [веб-сайт] // Полный джаз. 2001. № 35—39. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.jazz.ru/mag/l37/jl.htm
5. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера : сборник статей. Москва : Сов. композитор, 1987. 592 с., ил.
6. Степурко О. М. Скэт-импровизация. Москва : Камертон, 2007.
7. Шулин В. В. Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия: к проблеме звукоидеала : дис. ... канд. искусств. 17.00.09. Санкт-Петербург, 2007. 191 с.
8. Холопова В. Н. К теории стиля в музыке: нерешённое, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия. 1995. № 3. С. 165—168.
^НАЦИОНААЬНАЯ ВОКААЬИАЯ ШКОАА ФРАНЦИИ, ЕЁ РАЗВИТИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО
УДК 78.03(44)
Р. В. Сладкопевец, О. Г. Ланщикова
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья рассматривает историческое и научное наследие французской национальной вокальной школы, которая формировалась в период правления Людовика XIV, выдающихся вокальных педагогов — революционеров в области оперного искусства, этапы становления французской национальной вокальной школы и их итоги.
Ключевые слова: классицизм, основоположники французской оперы, традиции итальянской оперы, выдающиеся вокальные педагоги.
R. V. Sladkopevets, O. G. Lanshchikova
Moscow State University of Culture and Arts
FRENCH NATIONAL VOCAL SCHOOL,
ITS DEVELOPMENT AND INFLUENCE ON OPERA ART
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 249-253 249