Научная статья на тему 'Феномен согласного звука в постановке эстрадного голоса певца'

Феномен согласного звука в постановке эстрадного голоса певца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНАЯ ВОКАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / VOCAL PERFORMANCE SPECIFICITY / СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ / CONSONANT SOUNDS / ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ / VOWEL SOUNDS / РЕЧЕВОЙ СПОСОБ ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ / SPEECH METHOD OF SOUND FORMATION / ПЕРЕХОДНЫЕ ЗВУКИ / TRANSITIONAL NOTES / ИМПЕДАНС / IMPEDANCE / РЕЗОНАНС / RESONANCE / ГОРТАНЬ / LARYNX / ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ / VOCAL CORDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вингертер Н.Н.

Данная работа посвящена актуальным вопросам методики постановки голоса в эстрадном пении. В статье исследуется специфика формирования согласных звуков в вокальной речи и их использование в качестве основного обучающего метода для эстрадного звукообразования. Предпринята попытка раскрыть основные биофизические свойства согласного звука, которые базируются на таких важнейших явлениях певческой системы, как импеданс и резонанс. Объектом исследования становится согласный звук, как организующая и вспомогательная сила в процессе овладения эстрадным речевым диапазоном. Рассматриваются задачи, решаемые с помощью акустических и пневматических свойств согласных звуков, образующихся в процессе речевой вокализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CONSONANT SOUND IN COACHING THE VOCAL PERFORMANCE OF A SINGER

The work studies actual questions of a technique of coaching the voice for the performance. The article explores the specificity of the formation of consonant sounds in vocal speech and their use as the main coaching method for performing sound creation. An attempt has been made to reveal the basic biophysical properties of consonant sound, which are based on such important phenomena of the singing system as impedance and resonance. The object of research is the consonant sound, as the organizing and auxiliary force in the process of mastering the performance speech range. The considered problems can be solved using the acoustic and pneumatic properties of consonant sounds formed in the process of speech vocalization.

Текст научной работы на тему «Феномен согласного звука в постановке эстрадного голоса певца»

УДК 784.9

Wingerter N.N., senior teacher, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: purinapurina@mail.ru

THE PHENOMENON OF CONSONANT SOUND IN COACHING THE VOCAL PERFORMANCE OF A SINGER. The work studies actual questions of a technique of coaching the voice for the performance. The article explores the specificity of the formation of consonant sounds in vocal speech and their use as the main coaching method for performing sound creation. An attempt has been made to reveal the basic biophysical properties of consonant sound, which are based on such important phenomena of the singing system as impedance and resonance. The object of research is the consonant sound, as the organizing and auxiliary force in the process of mastering the performance speech range. The considered problems can be solved using the acoustic and pneumatic properties of consonant sounds formed in the process of speech vocalization.

Key words: vocal performance specificity, consonant sounds, vowel sounds, speech method of sound formation, transitional notes, impedance, resonance, larynx, vocal cords.

Н.Н. Вингертер, ст. преп. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово,

Е-mail: purinapurina@mail.ru

ФЕНОМЕН СОГЛАСНОГО ЗВУКА В ПОСТАНОВКЕ ЭСТРАДНОГО ГОЛОСА ПЕВЦА

Данная работа посвящена актуальным вопросам методики постановки голоса в эстрадном пении. В статье исследуется специфика формирования согласных звуков в вокальной речи и их использование в качестве основного обучающего метода для эстрадного звукообразования. Предпринята попытка раскрыть основные биофизические свойства согласного звука, которые базируются на таких важнейших явлениях певческой системы, как импеданс и резонанс. Объектом исследования становится согласный звук, как организующая и вспомогательная сила в процессе овладения эстрадным речевым диапазоном. Рассматриваются задачи, решаемые с помощью акустических и пневматических свойств согласных звуков, образующихся в процессе речевой вокализации.

Ключевые слова: эстрадная вокальная специфика, согласные звуки, гласные звуки, речевой способ звукообразования, переходные звуки, импеданс, резонанс, гортань, голосовые связки.

Современное эстрадное исполнительство в России в последние два десятилетия претерпевает значительные изменения. Пение перестает быть пением в общепринятом понимании, бытующем до этого времени в русской школе, наблюдается уход от единой вокализации в сторону обширной эстрадной стилистики. Эти перемены связаны, прежде всего, с проникновением в отечественную эстраду западно-европейских вокальных тенденций. Влияние таких направлений как соул, рок, кантри, джаз-вокал кардинально изменило подход к использованию голосовых возможностей. Пение перестало быть единообразным, голос обрел свободу самовыражения. Молодые исполнители стали осваивать и применять различные вокальные приемы, позволяющие полноценно передать выбранный стиль, обогатить мелодическую фактуру, донести достоверно и полно художественный замысел произведения.

Отечественное образование в направлении эстрадного пения достаточно молодо по сравнению с западно-европейским. Это объясняется тем, что в Америке и странах Европы эстрадное исполнительство имеет глубокие национально-традиционные корни и приобрело массовый характер гораздо раньше, чем в России. Современная методическая база в этой области пения находится в стадии формирования, её недостаток сказывается на качестве всех ступеней образования. Существующая литература отражает исследования преимущественно в сфере академического пения, в то время как практический опыт показывает, что многие постулаты классической школы для эстрадной манеры являются недейственными, а иногда и противоречащими его принципам. В силу сложившихся обстоятельств, техническая сторона звукообразования в эстрадном пении для нас по-прежнему остается малоизученной сферой. Данная работа посвящена одному из основных принципов освоения эстрадной вокальной техники - использованию согласных звуков в качестве организующей базы для звукообразования. Мы рассмотрим роль согласных в эстрадном пении и их влияние на фонацию.

Спецификой эстрадного пения является преимущественно речевой способ звукоизвлечения. «Пой, как говоришь» - этот девиз как никакой другой определяет эстрадную манеру, хотя и появился в современной вокальной педагогике из академической школы. Разница между классическим и современным эстрадным пением заключается в отношении к согласным звукам. Если в академической школе существует правило «гласный несет согласный» [1, 2], то в эстрадной именно согласный звук имеет организующее значение. Основным принципом в эстрадном пении становится не просто активное произношение согласного, а его усиление. Назовем условно этот принцип «базовый согласный». Вот основные задачи, которые решаются с его помощью.

Базовый согласный:

• организует голосовой аппарат и непосредственно гласный звук в речевом способе звукообразования;

• помогает овладению верхним участком диапазона в смешанно-речевом способе звукообразования;

• способствует формированию единообразного звучания гласных;

• позволяет сделать ритм более четким, острым, облегчает пение мелкоритмических фигураций;

• в сочетании с гласным создает благоприятные условия для выбора стилистического приема;

• делает слово и поэтическое содержание понятным, а эмоцию живой и насыщенной.

На самом деле, этот список можно продолжать. В данной статье мы рассмотрим три первых пункта, которые являются основными. Для того, чтобы понять, каким же образом работает принцип базового согласного, обратимся к физиологии певческого аппарата и механизмам взаимодействия внутри него.

В речевом способе звукообразования голосовые связки осуществляют свою работу большей площадью, чем в классическом пении. В верхнем участке истинный речевой диапазон человека имеет ограниченные возможности, для начинающих мужских голосов это обычно фа - соль 1 октавы, для женских чаще всего си 1 - до 2. Эти звуки являются переходными между двумя основными эстрадными певческими механизмами звукообразования - естественным речевым и смешанным речевым, овладение которым и становится первостепенной задачей вокалиста-эстрадника. Трудность овладения смешанно-речевым способом звукоизвлечения объясняется природным защитным механизмом голосовых связок, поскольку естественная речь человека в слишком высоких звуках нуждается не часто. К примеру, в состоянии испуга или восторга, когда человек может закричать и даже «сорвать» голос. Именно эта физиологическая особенность человеческого голоса чаще всего является камнем преткновения на пути овладения искусством эстрадного пения. Необученный вокалист, при попытке спеть звуки, стоящие в переходной зоне и выше, обычно пытается продолжить фонацию в естественном речевом способе и неизбежно получает зажим гортани, или, что еще хуже, травму голосовых связок. Преодолеть эту проблему можно с помощью базового согласного, организующего как речевой механизм, так и певческий аппарат в целом.

Артикуляторный аппарат и работа гортани связаны друг с другом как механически в силу анатомических причин, так и через посредство акустических и пневматических механизмов. Все, что делает артикуляция, находит свое отражение в гортани [2, 3]. Усиление согласного активизирует основной пневматический механизм, который связывает работу голосового затвора с работой

артикуляционного аппарата. Этот механизм рождается вследствие импеданса (от лат. impeditio, препятствие) - обратного акустического сопротивления, которое испытывают голосовые складки со стороны ротоглоточного канала. Французский ученый-исследователь Р Юссон справедливо называет импеданс защитным механизмом гортани, позволяющим голосовой щели производить свою работу без чрезмерного напряжения [4]. Гласные звуки, в сочетании с согласными, создают голосовым связкам неодинаковое давление снизу и противодавление сверху в силу разности места формирования согласных, а также разных объемов резонаторных полостей и сужений в ротоглоточном канале при образовании гласных. На согласных всегда имеется более сильное воздушное давление (импеданс), рассчитанное на образование нужного шума (шумовой генератор) [4], поэтому усиление согласных активизирует работу голосового затвора и помогает гласному обрести резонансную опору.

Резонанс - это прямой акустический механизм защиты голосовых связок, без которого речевой способ звукообразования становится невозможным. Он состоит в сильнейшем обратном воздействии резонаторов на колеблющиеся голосовые связки, что, при определенных условиях, приводит к значительному облегчению колебательного процесса. В.П. Морозов пишет об этом так: «Образно говоря, содружество голосовых связок с резонаторами проявляется в том, что голосовые связки возбуждают резонатор, который, усиливая во много раз амплитуду заданных голосовыми связками колебаний, отдает часть этой усиленной звуковой энергии обратно голосовым связкам, помогая им совершить колебательные движения» [4, с. 145]. Гласные и согласные образуются одними и теми же органами. Активное произношение согласных, их удлинение, вызывает сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращая её тем самым в резонатор с относительно твердыми стенками, отчего увеличивается плотность и звонкость гласных при пении. Поэтому, чем более плотно произносятся согласные, тем ярче звучит голос.

Согласные, как и гласные, возникают в ротовой полости. Классификация согласных звуков весьма обширна. Они делятся на глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глухие («безголосовые») согласные образуются от колебания выдыхаемого воздуха без участия голосовых складок и состоят из одних шумов. Звонкие («голосовые») согласные образуются из шумов и голоса, где достаточно ясно выражена высота звука. При преобладании голоса над шумом возникают так называемые сонорные согласные или «полугласные» (л, м, н, р). Если же шум преобладает над голосом, то образуются остальные звонкие согласные (б, в, г, д, ж). По способу образования шума согласные делятся на взрывные (б, п, д, т, г, к) и щелевые (в, ф, з, с, ж, ш, х). По месту образования в ротовой полости - заднего (к, г, х), среднего (ш, щ, р, ж, ч) и переднего уклада (л, п, б, д, ц, т, с, з). Глухие согласные в той или иной степени обладают импедансом, но абсолютно не имеют резонанса. Звонкие согласные обладают и тем и другим механизмом, но резонанс возникает только на так называемых длинных согласных (ж, з, р) и особенно на сонорных (л, м, н). Принцип использования в эстрадном пении базового согласного заключается в увеличении импеданса и резонанса певческой речи за счет его удлинения. К примеру, взрывной глухой к будет звучать как кх, взрывная г как гхэ, а д с отзвуком звонкого з, глухой щелевой ф будет упираться в зубы подобно звонкому щелевому в, глухой щелевой с будет похож на глухой щелевой ц, поскольку тот образует более сильное сопротивление и т.д. Поскольку пение, как таковое, происходит на гласных звуках, мы подошли к самому главному - принципу взаимодействия базовых согласных с гласными.

В зависимости от места, способа образования, преобладания или отсутствия в звуке голоса согласные образуют разное со-

Библиографический список

противление и, частично, зону резонирования для последующего гласного. Информация о согласном звуке содержится не только в самом его звуке, но и в окружающих гласных, предыдущем и последующем. Это объясняется плавным переходом артикулятор-ных органов от одного гласного к другому через согласный звук. В каких-то близких по времени к согласному участках гласных речевые органы принимают такие формы, которые присущи как для произносимого гласного, так и для ближайшего согласного. Это и отражается на звучании гласного. Один и тот же гласный меняет свое окончание в зависимости от следующего за ним согласного. Установка губ, языка, мягкого нёба для гласного подготавливается уже при звучании согласного. Также и следующий за согласным гласный как бы сохраняет отпечаток артикуляционного уклада предыдущего согласного [2, с. 5]. Создавая наилучшие пневматические и акустические условия, базовый согласный организует импеданс и резонанс для предшествующего и последующего гласного, удерживая общий звуковой баланс, что приводит звучание гласных к единообразию вокализации.

Еще одним замечательным свойством базового согласного становится возможность объединения в речевом режиме двух основных регистров певческого голоса - грудного и головного. Эстрадное пение характеризуется плотностью звучания голоса в грудном регистре. При импедансе, образованном между активным согласным и диафрагмой, снимается нагрузка с гортани, она находится в преимущественно пониженном положении, что способствует снятию зажимов голосового затвора и является необходимым условием для комфортной работы голосового аппарата. Поскольку в речи глухие и звонкие согласные перемежаются друг с другом, передние взрывные и звонкие согласные являются опорными для речевого звукообразования, они помогают удержать импеданс на проходящих между ними гласных и менее активных согласных. При увеличении импеданса на таких согласных и следующих за ним гласных, гортань, голосовые связки и язык какое-то время продолжают находиться в режиме первичного уклада и, таким образом, получают возможность продолжить фонацию в речевом способе. Иными словами, только с помощью активных согласных (точнее, передних звонких голосовых, либо взрывных, либо остальных, приближенных к их качеству звучания) можно продлить речевой способ звукообразования за пределы естественного речевого диапазона. В практике овладения верхним участком вокально-речевого диапазона наилучшим образом зарекомендовал себя звонкий щелевой звук З в силу своих качественных характеристик, переднеязычный уклад которого позволяет лучше организовать импеданс, основная вибрация - разбудить резонанс, низкое положение гортани и неполное смыкание голосовых связок - смягчить условия речевого способа вокализации.

В заключение хочется процитировать высказывание ученого и педагога Л.Б. Дмитриева: «В речи, где интонация скользит вверх и вниз по звуковой шкале на каждом слоге, где не требуется ровности, где голос беспрерывно и быстро меняет высоту, тембр и акцентировку, гортань гибко следует за артикуляцией, выполняя те задания, которые диктуются ей смыслом, интонацией, мелодикой речи» [2, с. 477]. Главным принципом в эстрадном пении становится сохранение такой речевой установки и естественности движения гортани. Замечательные физико-акустические свойства согласного звука позволяют использовать более действенные и, в то же время, простые способы овладения механизмами эстрадного звукообразования. Эстрадное пение основывается на смысловом, эмоциональном воздействии на слушателя, где слово играет первостепенную роль. Наша задача - использовать вокальную речь не только как средство художественной выразительности, но и как способ овладения вокально-техническими навыками.

1. Вербов А. Техника постановки голоса. 3-е изд. Москва: Планета музыки, 2016.

2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 2004.

3. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Ленинград: Наука, 1977.

4. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Москва: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002.

5. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1962.

References

1. Verbov A. Tehnika postanovki golosa. 3-e izd. Moskva: Planeta muzyki, 2016.

2. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'noj metodiki. Moskva: Muzyka, 2004.

3. Morozov V.P. Biofizicheskie osnovy vokal'nojrechi. Leningrad: Nauka, 1977.

4. Morozov V.P. Iskusstvo rezonansnogo peniya. Moskva: IP RAN, MGK im. P.I. Chajkovskogo, Centr «Iskusstvo i nauka», 2002.

5. Dmitriev L.B. Golosoobrazovanie upevcov. Moskva: Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1962.

Статья поступила в редакцию 12.07.17

УДК 378

Goloshumova G.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Musicology and Music Education, Moscow State University of Education (Moscow, Russia), E-mail: g-gs@mail.ru

Chernova O.E., senior teacher, Department of Foreign Languages, Engineering Academy, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: oxana-c@mail.ru

Timirov F.F., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Development of Education (Nizhniy Tagil, Russia), E-mail: timirov.ff@mail.ru

Ezhov S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Physical Culture, Sport and Youth Policy, Ural Federal University n.a. the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), E-mail: sergey-ejov@mail.ru

E-LEARNING PLATFORMS IN DEVELOPING SELF-DEPENDENCE OF UNIVERSITY LEARNERS. The article considers the basics and the structure of students' self-dependence. The authors define students' self-dependence as an ability of an individual to regulate his learning activity, to reflect and evaluate it properly, accumulating positive experience, to interact with the learning environment and its members, taking responsibility for the learning process and its results. The authors have developed the criteria (stimulating, practical and mental) of students' self-dependence. The paper gives a definition and a classification of e-learning platforms and proves that a MOODLE e-learning platform is the best solution in developing self-dependence among university learners. Key words: learner autonomy, e-learning platform, self-reflection, self-esteem.

Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкознания и музыкального образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; г. Москва, Е-mail: g-gs@mail.ru

О.Е. Чернова, ст. преп. каф. иностранных языков Инженерной Академии Российского университета дружбы народов; г Москва, Е-mail: oxana-c@mail.ru

Ф.Ф. Тимиров, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии Нижнетагильского филиала ГАОУДПО СО «(Институт развития образования»; г. Нижний Тагил, Е-mail: timirov.ff@mail.ru

С.Г. Ежов, канд. пед. наук, доц. каф. игровых видов спорта института физической культуры спорта и молодежной политики, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Е-mail: sergey-ejov@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье раскрываются содержание и структура понятия автономность, под которым авторы понимают «способность личности осознанно осуществлять свою образовательную деятельность, рефлексировать и адекватно её оценивать, накапливая положительный опыт, конструктивно взаимодействовать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя ответственность за процесс и продукт данной деятельности». Для простоты оценки сфор-мированности автономности авторы выделяют мотивационный, личностный и компетентностный компоненты. Авторы приводят определение и классификацию электронных образовательных платформ (ЭОП) и аргументировано доказывают, что для формирования автономности студентов вуза одним из лучших решения является ЭОП MOODLE.

Ключевые слова: автономность, электронная образовательная платформа, рефлексия, самооценка.

В связи с присоединением России к Болонской Декларации в 2003 году возникла насущная потребность в качественных изменениях высшей школы, её направленности на подготовку конкурентоспособных специалистов, готовых быть автономными, нацеленных на обучение в течение всей жизни.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает пути и способы достижения данной цели. В частности, в нем (ч. 4 ст. 48) говорится о том, что педагогический работник обязан «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности» [1], а в ч. 3 ст. 2 сказано, что «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». Таким образом, задача формирования автономности является актуальной.

В трудах зарубежных и отечественных ученых (Х. Холек [2], Л. Дикенсон [3], Д. Литтл [4], Л. Мариани [5], В. Лиер [6], Г.С. Го-лошумова [7], Н.Ф. Коряковцева [8], Ю.Н. Кулюткин [9], Е.А. Цыв-кунова [10] и др.) термин «автономность» трактуется по-разному.

Главное отличие в определениях российских и зарубежных специалистов заключается в определении роли преподавателя и учебного заведения в формировании автономности. Западные исследователи считают, что в условиях полной автономности студент несет всю ответственность за свое дальнейшее обучение, что подразумевает непричастность преподавателя или учебного заведения.

Однако, на наш взгляд, данный подход не сможет применяться в России в ближайшем будущем, т. к. противоречит российской ментальности. При формировании автономности не-

обходимо учитывать тот факт, что в течение долгого времени в нашу систему образования закладывались субординация и опора на мнение преподавателя.

Также следует отметить, что помимо термина «автономность» широкое распространение получили такие термины, как «автономия» и «самостоятельность»

Количество работ по данной тематике и различия в определениях свидетельствуют, с одной стороны, об актуальности проблематики, а с другой, об отсутствии единого подхода в определении терминов и их содержании [11].

Мы под термином «автономность» подразумеваем способность личности осознанно осуществлять свою образовательную деятельность, рефлексировать и адекватно её оценивать, накапливая положительный опыт, конструктивно взаимодействовать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя ответственность за процесс и продукт данной деятельности.

Для простоты оценки сформированности автономности студентов мы предлагаем выделить следующие компоненты автономной деятельности: мотивационный, личностный и компетентностный.

Мотивационный компонент содержит мотивы автономной деятельности; потребность к самообразованию; потребность в овладении умениями, навыками и способами автономной деятельности.

Личностный компонент автономной деятельности студентов вуза подразумевает наличие адекватной самооценки; умственных свойств, выступающих в качестве основы учебных действий; качеств-привычек, способствующих повышению эффективности самостоятельной деятельности (трудолюбие, общая организованность, тайм-менеджмент и т. д.); психических свойств личности (память, внимание и т. д.), необходимых для эффективного выполнения автономной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.