Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО, НАРОДНОГО И ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО, НАРОДНОГО И ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1801
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ / НАРОДНЫЙ / ЭСТРАДНЫЙ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ACADEMIC / FOLK / VARIETY / RESEARCH / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусенко М. И.

Научные исследования в области разножанрового пения всегда волновала умы научной среды, поскольку все типы вокального исполнительства испокон веков живут в славянском, национальном мире. Данная статья правильно ориентирует на понимание различий вокальных жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ACADEMIC, FOLK AND POP VOCALS

Scientific research in the field of multi-genre singing has always worried the minds of the scientific community, since all types of vocal performance have been living in the Slavic national world for centuries. This article correctly focuses on understanding the differences between vocal genres.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО, НАРОДНОГО И ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 37;78

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО, НАРОДНОГО

И ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

М.И. Белоусенко

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Научные исследования в области разножанрового пения всегда волновала умы научной среды, поскольку все типы вокального исполнительства испокон веков живут в славянском, национальном мире. Данная статья правильно ориентирует на понимание различий вокальных жанров.

Ключевые слова: академический, народный, эстрадный, исследования, исполнительство.

Вокальная среда интересна своей разнообразностью, которая бытует, как в самодеятельном творчестве, так и в профессиональном. Пение любительских коллективов, имеют свои отличительные особенности от звучания профессиональных хоров и солистов. В случае сольного пения, солист одновременно пребывает в роли музыканта и инструмента, исполнителем и творцом художественной концепции, а также носителем технологии пения вокального жанра именно в таком синтезе и проявляется жанровая специфика искусства.

На первый план в таком случае, необходимо поставить три типа звукообразования: академическое, народное и эстрадное.

Академический вокал олицетворяет весь классический репертуар

мировой музыкальной культуры. Обучения, является одним из самых сложных по своей специфике и требует максимальной концентрации, как физических, так и интеллектуальных усилий на протяжении длительного периода. Учёба и самосовершенствование солиста, распространяется на всю его творческую жизнь.

Источник оперного, вокального исполнительства, известны многочисленные случаи феноменальности оперных голосов. Когда пел на форте Марио Дель Монако, на расстоянии десять метров, на люстрах лопались хрустальные плафоны. Когда знаменитый тенор Таманьё в опере «Отелло» взял последнюю ноту на слова «мусульмане...е...е», зритель в зале на несколько минут потерял сознание, от мощной резонации звука и пришёл в себя только после окончания арии (93. с. 120).

Можно обратить внимание, как эти примеры точно подчёркивают выводы учёных, что сильнейшие по динамике голоса, имеют мужчины с академической певческой основой. Акустическая сила таких голосов достигает 100-120 децибел на расстоянии одного метра от источника, в то время когда (140 децибел по шкале Нисбета) по своей динамике, равен шум двигателя взлетающего самолёта.

Рауль Юссон поделил голоса по динамической максимальности, на категории: голоса большой оперы- 120 децибел и более, оперные голоса -110-120 децибел, голоса музыкальной комедии - 100-110 децибел, голоса оперетты - 90-100 децибел, кашерные голоса - 80-90 децибел, микрофонные голоса менее 80 децибел. Может возникнуть вопрос: «Каким образом певец достигает необходимой силы в своём голосе?» Ответ на этот вопрос даёт известный русский учёный Л.Дмитриев. Оказывается, что большой акустический эффект, при сравнительно не больших энергетических затратах, оперные певцы достигают при образовании «импедансу» (от латинского ¡трвЖИо - преграда), обратной акустической оперы, которую испытывают голоса вне связки со стороны ротоглоточного канала, отсюда можно сделать вывод, что импеданс является одним из основных защитников механизма гортани от разрушительной силы звука оперного пения.

Что касается эстрадного вокала, здесь требования совершенно другие. Для усиления голоса, эстрадный певец использует микрофон, а это в пределах 80 децибел. В таком случае используется слабый импеданс. Специфика эстрадного пения, не предусматривает пения по всему диапазону в единой позиции, а наоборот, допускает использование

вокальной манеры. Не редко мы видим и слышим, как в исполнении наших «звезд», особенно в верхней тиссетуре звучит максимально открытое пение. Делают это певцы ради создания индивидуального исполнительского имиджа, не придерживаясь при этом прописных истин, которые распространяются на всех вокалистов. К примеру, взять концертные выступления Григория Лепса. Здесь на лицо - «стенобитная» голосовая природа, которая даёт ему возможность петь «как Бог на душу положит», при этом, не используя никаких вокальных закономерностей. Г. Лепс не одинок в такой индивидуальности. Молодые исполнители, как бы подражая нашим звездам, создают свой вокальный имидж, в худшем смысле этого слова, «вульгарное пение». Такая манерность, не даёт певцу возможности расширить исполнительский диапазон и пение происходит в границах одной октавы. Такие исполнители пишут песни сами для себя, или заказывают их с небольшим диапазоном. Подобные песни, считаются - одноразовыми, которые как мотыльки, летящие на свет, рождаются и умирают. Но ведь есть и другие примеры эстрадного исполнения, в процессе которого певцы использовали весь арсенал вокальной технологии: вокальное дыхание на опоре, сохраненные позиции по всему диапазону в две октавы, фактура, динамика, художественный образ и т.д. Все эти качества, при пении популярной вокальной музыки сохранили так М. Магамаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон и ряд других. Остались великолепные аудио и видеозаписи этих замечательных звёзд исполнявших на эстраде, эстрадные песни. Возникает вопрос: «В чём разница эстрады современной и эстрады Советской эпохи?» Ответ простой, под эстраду Советской эпохи, в обязательной форме, подводилась классическая, академическая школа, что в настоящее время просто игнорируется.

Народное пение, не на много увеличивает силу своего звучания по сравнению с эстрадным, но значительно ниже, чем у академического. Техника пения - далеко неоднородная. Существуют разновидности звукообразования в этом жанре вокального исполнительства: это автентичная, открытая и полуприкрытая манера пения.

Полуприкрытая, это результат частичного использования академической манеры звукообразования, в процессе исполнения народного пения, к академической с сильным импедансом. Руководители народных хоров Г. Верёвка и Л. Христиансен, называли полуприкрытую манеру народного пения «учёным пением».

Но существует мнение, что исполнение народного репертуара

именно в такой манере, мешает звучание народной песни интанационной характерности и выразительности. Л. Христиансен считал, что народным певцом, можно называть лишь того, кто овладел народным, песенным мастерством непосредственно в народно-песенной среде. Принято считать, что автентичная манера пения, сохраняет ценнейшие, эстетические качества народного вокала, это и специфика тембовой окраски звука, которая может изменятся солистом в зависимости от высоты по диапазону, а также интонационные особенности, что являются характерными для народного пения. Именно такой тип народного исполнительства, свойственный для народов России, Украины, Беларусь. Народный, фольклорный вокал, не мыслим без использования в процессе пения элементов народной хореографии. Характерно то, что танцевальные элементы выполняют сами поющие участники хоровых и ансамблевых народных коллективов. Это украшает, дополняет зрительный эффект, вызывающий положительные эмоции и зрительские симпатии зала. В дальнейшем зарубежье, да и практически во всех уголках земли, народное искусство России, очень высоко ценится. В Юго-Восточной Азии, очень ценят русские народные песни, которые изучаются в школах на уроках музыки.

Заключение

Делая выводы из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что вокальное, исполнительское творчество России уникально в своей неповторимости. Всё народно любимое и всенародно почитаемо. Сложно поставить знак равенства между типами: академического, народного и эстрадного вокала. Каждый из них занимает достойное место в отечественном искусстве и культуре.

Список литературы

1. Небольсина, В. Размышления о профессии певца. Учебное пособие. 2-е изд., стер. -СПб.: Планета музыки, 2018.- 104с.

2. Багадурова, В. Очерки по истории вокальной методологии. В 3 т. - СПб.: Планета музыки, 2018: Т. 1. - 468 с.; Т. 2 - 476 с.; Т. 3 - 352 с.

3. Плужников, К. Принципы вокальной педагогики. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2018. - 116 с.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ACADEMIC, FOLK AND POP VOCALS

M. I. Belousenko

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]

Scientific research in the field of multi-genre singing has always worried the minds of the scientific community, since all types of vocal performance have been living in the Slavic national world for centuries. This article correctly focuses on understanding the differences between vocal genres.

Keywords: academic, folk, variety, research, performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.