Научная статья на тему 'ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
335
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА / ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИЯ ПЕНИЯ / VOICE PRODUCTION / VOCAL PERFORMANCE / MUSIC EDUCATION / THEORY OF SINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусенко М. И.

Педагогика сольного пения, учитывая результаты научных работ, должна самостоятельно развиваться и иметь теоретическое обоснование и быть основой в системе постановки голоса начинающих и оперных солистов. Данная статья даёт конкретные рекомендации в этом направлении всем, кто стал на путь исполнительского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL PERFORMING ARTS IN THE SYSTEM OF MUSIC EDUCATION

Considering the results of scientific work, the Pedagogy of solo singing should independently develop, have a theoretical justification and be the basis in the system for voice-training of beginners and opera soloists. This article gives concrete recommendations in this direction to everyone who has taken the way of performing mastery.

Текст научной работы на тему «ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37;78

ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.И. Белоусенко

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Педагогика сольного пения, учитывая результаты научных работ, должна самостоятельно развиваться и иметь теоретическое обоснование и быть основой в системе постановки голоса начинающих и оперных солистов.

Данная статья даёт конкретные рекомендации в этом направлении всем, кто стал на путь исполнительского мастерства.

Ключевые слова: постановка голоса, вокальное исполнительство, музыкальное образование, теория пения.

Сольное пение - это естественное и простое действие, которое является одним из способов самовыражения человека. Сознание, интуиция солиста, поющего человека, выдаёт ему программу - петь. Исполнитель начинает петь и тем самым удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную сторону своего бытия, но и физическую тоже.

Если можно так выразиться, это комплексная работа, которая связана с вокальным дыханием, процессом звукообразования и звуковедения, и конечно же, видением художественного образа, который заложен в произведение авторами музыки и текста. Не каждому исполнителю удаётся справиться с такой непростой задачей. Присутствие педагога просто необходимо. Педагог обязан помочь солисту осознать и мастерски соединить все последовательности (выше указанные) для высококачественного выполнения поставленной перед ним задачи. Такое вмешательство педагога целесообразно для предотвращения допустимых ошибок солистом в процессе исполнения произведения, как по динамике, так и в целях сохранения его голосового ресурса.

Анализируя методики многих отечественных и зарубежных педагогов, приходишь к выводу, что многие из них предлагают рассматривать сам процесс пения не как способ выражения своих мыслей

и чувств, а как концентрация мысли на каждой ноте всего произведения, в особенности в верхнем и нижнем диапазоне. Получается, что певец должен в процессе пения думать не об образе, запечатленном авторами, а о том, как ему спеть предельно высокую или низкую ноту. Подобный анализ своих ощущений во время пения, мешает солисту сосредоточиться на художественном исполнении произведения. Очень часто можно наблюдать картину, когда возле рояля академический солист «уходит в себя». Процесс самолюбования своим бельканто уводит его от реальной действительности. В таком случае не приходится говорить о передаче образа певцом. Здесь необходимо сосредоточить внимание исполнителя на глубину внутренних связей с его эмоциональным настроем во время пения, заставить себя видеть то, о чем повествует текст произведения. Необходимо заметить, что солист, с помощью педагога, к решению поставленной задачи подходит комплексно. А это подразумевает стопроцентную концентрацию внимания на звукообразовании и звуковедении в их неразрывной связи.

К этому необходимо добавить, что учиться петь, постигать азы вокального образования - означает учиться управлять вокальным эмоциональным настроением и конечно же, дыханием. У певцов, да и музыкантов-духовиков, есть такое понятие как «опора». Это условное название вдоха при смене дыхания во время пения. Но почему у вокалистов прижилось это слово - понятие «опора»? Дело в том, что в процессе пропевания музыкальных фраз вокалист не может пользоваться обыкновенным типом дыхания как при разговоре, потому что его недостаточно будет для пения целой фразы. Оперные певцы, как правило, делают активный вдох, при этом воздушный столб толкает диафрагму в нижнее положение легких, а незначительное задержание дыхания (воздушного столба) служит своеобразной опорой для каскада звуков, которые солист собирается атаковать. Если убрать этот «столб-опору», вокал не состоится. Существует еще такое понятие, как «фиксированное дыхание». Из личной исполнительской практики могу сказать, что такое дыхание достигается при активном «вздохе» и выдвижении грудной клетки вперед. В таком положении легче удерживать дыхание до окончания фразы, а также не уводить с работы грудной резонатор солиста. Скажу больше, если вместо вдохов при смене дыхания певец

будет делать «вдохи», вентиляция его объёма лёгких будет постоянно вентилироваться кислородом, что является лечебной процедурой.

Слушая на концертах певцов, в народе часто можно услышать такое мнение: «нутром поёт». Народ говорит, как слышит, если в его понимании поёт нутро, значит это поёт грудь. В прямом смысле этого слова, надо под этим подразумевать звучание грудного регистра. Оперные исполнители не выводят его из работы по всему диапазону. Работа грудного регистра придаёт звучанию любого типа голоса красоту, полноту и бархатистость, наполненность и естественный исполнительский имидж солисту. Народ запоминает артиста по тембру его голоса. Так в сознании и памяти народной, остались звёзды мировой классики: Анатолий Соловяненко, Дмитрий Гнатюк, Владимир Алантов, Иван Козловский, Муслим Магамаев и нескончаемый ряд других певцов. У каждого из них был свой неповторимой красоты тембр. Достаточно услышать, чтобы определить «кто есть кто?»

Итак, что же такое тембр, какова его научная основа?

Тембр - это качественный цвет (окраска) голоса, что находится в полной зависимости от обертонов звукового спектра каждого исполнителя. Он является глубоко индивидуальным и неповторимым. Кроме индивидуальных особенностей, персональный тембр вокалиста имеет общую закономерность, а именно - наличие в голосе «серебристого металла» или «блеска». Это профессиональное качество голоса певца определяет высокая певческая форманта. У мужчин 24002700 герц, у женщин 2700-3500 герц. Певческая форманта, эта голосовая полётность, и бывает как высокой, так и низкой и сравнивали её с наконечником копья. Из этого понятно, что обе форманты (НПФ и ВПФ) являются очень важной составляющей для певческого голоса, а нарушение гармонического баланса между уровнями высокой и низкой форманты приводит к ухудшению качества тембра голоса певца.

Подводя научную основу при изучении данной темы, досконально работали такие учёные, как С. Ржевскин, Е. Рудакова, Л. Дмитриев, В. Морозов, В. Бартономью, Р. Юссон и др. Несмотря на то, что тему ВПФ и НПФ (высокая певческая форманта и низкая певческая форманта) изучали многие педагоги, они не были единомышленниками. У каждого была своя точка зрения.

Так, например, С. Ржевскин еще в 1936 году допускал, что ВПФ связана с резонацией звука в небольшой надгортанной полости. Л. Дмитриев в 1968 году при помощи рентгеновского исследования подтвердил эту гипотезу. У профессиональных вокалистов уровень ВПФ стабильный и не зависит от голосовой высоты по диапазону. Это значит, что у оперных певцов гортань имеет стабильное положение в процессе певческой фонации.

Таким образом получается, что ВПФ - это один из основных объективных показателей певческого голоса. Ее отсутствие приводит голос к «старческому тембру», а полетность звука пропадает. При помощи современных компьютерных технологий В.П. Морозов проводил исследования вокальных мастеров разных жанров вокального искусства. Результаты показали существенные отличия голосового спектра мужских и женских голосов мастеров академического, народного и эстрадного вокала.

Уровень ВПФ народных и эстрадных исполнителей значительно ниже и связан с недостаточной активностью резонансных процессов голосообразования.

Заключение

Делая вывод, можно с уверенностью констатировать, что вокальное исполнительское искусство в общем цикле музыкального образования занимает центральное место в подготовке профессиональных специалистов.

Изучение общих и специализированных положений разрешает усовершенствовать комплексную теорию и методику преподавания разножанрового вокального искусства, которая базируется на обобщении всех компонентов в единую систему.

Список литературы

¡.Лемешев, С.[Путь к искусству] 3-е изд.,стер. - СПБ; Планета музыки -2018.- 332с. -Учебники для вузов.

2.Кац, М. [Ваш голос] Секреты вокального мастерства - М.:Альпина паблишер,2018 -192 с.ил. А.Макаревича.

3.Кофлер, Л.[Забота о голосе] / пер.Вербицкая Е.,ред. Малахов С. - СПБ Планета музыки,2018.-64с.

4.Перлов, Е [История вокальной педагогики] / Ленинградский государственный университет (ЛГУ) им. А.С. Пушкина 2007 - 35с. (Монография).

VOCAL PERFORMING ARTS IN THE SYSTEM OF MUSIC EDUCATION

M. I. Belousenko

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]

Considering the results of scientific work, the Pedagogy of solo singing should independently develop, have a theoretical justification and be the basis in the system for voice-training of beginners and opera soloists.

This article gives concrete recommendations in this direction to everyone who has taken the way of performing mastery.

Keywords: voice production, vocal performance, music education, theory of singing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.