ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ
Сравнительный анализ технологии вокального образования студентов профильных вузов
о с
CJ
см со
Белоусенко Михаил Иванович,
профессор кафедры музыкального образования Белгородского государственного института искусств и культуры
E-mail: [email protected] Стародубцева Ирина Филипповна,
Профессор кафедры вокального искусства, Юго-Заподного Государственного университета E-mail: irinakursk@ yandex.ru
«Педагогика сольного пения, учитывая результаты научных работ, должна развиваться самостоятельно, а также иметь теоретическое обоснование относительно к своим внутренним законам эволюции и быть основой подготовки исполнителей, а также их педагогической деятельности.» О.Г. Стахевич. (Автор «Основы вокальной педагогики»). Исходя из таких теоретических обоснований, необходимо сделать вывод, что музыкальное образование охватывает все звенья этого педагогического процесса, от начальной к высшей ступени, где нет общепризнанных методик, поскольку это является новым направлением вокальной педагогики. Таким образом, главной задачей высшей школы на современном этапе в цикле вокального обучения - это образование теоретико-методологического базиса, на основе которого возможно формировать систему подготовки не только вокальных педагогов, но и профессиональных исполнителей разножанрового, вокального искусства. В данной статье, раскрываются общенаучные основы для универсальной методологии воспитания высококвалифицированных специалистов в области вокального жанра. Полученные данные в процессе исследования предложенного тематического материала, должны стать основой строительства научного обоснования методов развития вокальных данных обучающихся в профильных учебных заведениях. Работа со статьёй, предусматривает, как общее овладение теоретического и практического материала в системе «преподаватель - студент», так и самостоятельная работа студентов в этой области.
Ключевые слова: вокал, исполнительство, актёрское мастерство, артистизм, методика, обучение.
Мастерство трансформации - истинный профессионализм исполнителя
При углубленном изучении постановки голоса, бесспорно, немаловажную роль играет наследственность и желание студента познать и изучить такой предмет, как вокал. Он обязан осознано использовать объективные научные данные полученные в процессе своего обучения, а также уяснить, что сознание в вокальном образовании, неразрывно связано с пониманием причин образования разного качества вокального звука, из которого необходимо выбрать свой, правильный на всю оставшуюся жизнь. При этом ещё необходимо хорошо представлять физиологию его образования. Чаще всего, при постановке голоса в любой манере (за исключением народной), используется метод «пение в речевой позиции», разработанный известным, американским педагогом С. Риггсом. Цель этого метода, это стабилизация гортани в нейтрально-речевой позиции во время пения не зависимо от диапазона и регистра. Именно в таком положении, исполнитель чувствует себя легко и комфортно, как и при разговоре, звукообразование происходит, на выдохе. Мировая вокальная практика и научные исследования в области вокального дыхания доказывают, что именно организация дыхания при пении, является главной составляющей в вокальном искусстве. Большинство педагогов и исполнителей считают, что уметь управлять певческим дыханием, способствует стабилизации артикуляционно-дикционного процесса и непосредственно голосообразованию. Не редко в вокальной практике используется методика разработанная американским, театральным педагогом Кристиан Линклейтер. Смысл этой методики, во многом идентичен голосообразованию при работе театральных актёров во время спектакля. Также часто используется метод развития голоса вокалиста, который был предложен В. Емельяновым. Его рекомендации изложены в его пособии «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования» [25].Оценочными критериями этого метода, есть акустическая эффективность (голосовая динамика) и передача эмоций голосом. По словам В. Емельянова, его методика адресована прежде всего тем, чьи голосовые данные мало развиты и не позволяют использовать традиционные методы при обучении, а являются в основном: подготовительными и вспомогательными. Следует
признать, что спорные точки зрения многих авторов, подчеркивают необходимость использования научного подхода, что способствуют образованию универсальной методологии, как основного принципа вокальной педагогики. К сожалению приходится констатировать, что педагоги имеющие слабую теоретическую подготовку, кто работает в этом направлении, ещё не имеют научно обоснованных и проверенных на практике разработок в системе музыкального искусства. По такому случаю можно процитировать Рауля Юссона: «Без школы для голоса, можно петь используя любой тип вокальной техники, но при одном условии: не высоко, не долго и не часто». В связи с этим особенную ценность представляет собой, наличие педагогического опыта ведущих вокальных педагогов, кто на практике доказали, единство теории и практики. Логическим завершением процесса объединения теории и практики, стала презентация авторской методики В.П. Морозова «Принципы резонансной теории искусства пения». Это первая в России монография, приуроченная детальному научно-экспериментальному изучению роли резонансной системы исполнителей в формировании профессиональных качеств певческого голоса. Сегодня о важной роли резонанса во время пения, известно каждому образованному вокальному педагогу. Но проблема в том, что далеко не всем удаётся успешно реализовать резонансный принцип в своей педагогической практике. В таком случае необходимо использовать принцип индивидуального подхода к каждому студенту для положительного решения поставленной задачи. Академические исполнители в своё время создали особенную психологию резонансного пения, где нашли своё отражение в субъективных ощущениях этого процесса, которые создаются в голосовом аппарате во время пения. Здесь может сыграть важную роль демонстрационный метод, когда педагог, как образец, как оригинал для студента демонстрирует отрывок или целостное произведение. Продуктивное использование исполнителем резонансной системы не только повышает эффективность в звукообразовании, но и придаёт голосу устойчивую работоспособность и долговечность на профессиональной сцене в будущем.
Вокальная педагогика высшей школы, это наука о воспитании и образовании профессионального исполнителя. Она является составной частью общей педагогики, которая рассматривает воспитание исполнителя, как творческий процесс. Поэтому в профессиональной деятельности педагог должен руководствоваться главными дидактическими принципами:
- единство и взаимосвязь воспитательного и образовательного процесса;
- ступенчатость и последовательность в обучении;
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- единство вокально-технического и художественного развития.
Особенно важным принципом в вокальной педагогике, должен быть принцип научного подхода.
Беречь вокальную и исполнительскую индивидуальность - главная задача педагога по вокалу. Он определяет, когда необходимо поставить студента в режим традиционного голосового тренинга, а когда следует подчеркнуть лишь его индивидуальность. Каждый ученик, в процессе работы, должен быть для педагога объектом постоянного внимания и субъектом творческого диалога, его способностей и возможностей на каждом этапе развития. В трактате «Об искусстве пения» педагога Гарсия, определены некоторые свойства, которыми наделены люди посвятившие себя сцене. Это подлинная любовь к музыке, к сцене, способность точно фиксировать в памяти мелодии, гармонические сочетания вызывающие в сознании аллегорические образы помогающие держать под контролем всю текстовую партитуру во время пения. Самые блестящие исполнители, так же нуждаются в развитии и совершенствовании своих способностей. Исполнитель пренебрегающий изучением тонкостей вокального искусства, это - не совершенный талант обречённый на не долгую жизнь в искусстве.
Научные концепции формирования и развития вокальной, академической школы
С первых шагов обучения исполнителя в работе над вокально-педагогическим репертуаром, необходимо прививать студентам уважительное отношение к поэтическому тексту и глубокое проникновение в художественный замысел композитора. Существенной проблемой в практике камерных и оперных исполнителей, всегда была и есть фонетическая интерпретация вокальной музыки на иностранном языке, языке оригинала. В этом случае необходимо познакомить вокалиста с закономерностями конкретного языка во время исполнения, т.е. его отношение к дикции, артикуляции, основам вокальной орфоэпии. Сам процесс обучения профессиональному пению, требует максимально использовать эмоционально-психологическую структуру, как студента, так и педагога для правильной организации и координации вокального обучения. Другими словами, эмоция - это не только художественно-исполнительский способ воздействия на зрителя(слушателя), но и способ достижения технического усовершенствования певческого голоса, который необходим в первую очередь самому исполнителю. Постоянное внимание к студенту в процессе обучения, даёт педагогу возможность своевременно использовать те или иные приёмы для развития его профессионального мастерства. Педагогический контроль за всеми стадиями развития студента, предупреждает его от ошибок, как в процессе воспитания его художественного вкуса, так и в определении его будущей исполнительской деятельности. Во время индивидуальных занятий, педагог должен фиксировать своё внимание, как на положительных, так и отрицательных аспектах развития студента на разных периодах его обучения. На уроках должна царить творческая атмос-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
фера, где студент находится на переднем плане, поскольку рождение исполнителя, это- тонкий психофизиологический процесс. Большое значение в воспитании высококвалифицированного специалиста, играет большую роль особенность самого педагога, который обязан соединить в себе высокий, художественный авторитет не только, как педагог, но и как близкий человек способный помочь в разрешении возникающих жизненных и творческих проблем своего воспитанника. Это создаёт особенную атмосферу доверия в классе и положительно влияет на результативность в его образовании и становлении, как исполнителя - профессионала. Вокал, это сфера требующая тончайших подходов для воплощения в жизнь творческих замыслов исполнителя. Наличие у певца именно таких качеств, даёт ему право быть профессионалом. Каким бы прекрасным не был голос у артиста, но на эстраде его внешность, манера, поведение на сцене, могут или способствовать его успеху, или же перечеркнуть его исполнительскую карьеру. Каждое движение рук, ног, мимика, всё воспринимается зрителем, из всего этого формируется имидж исполнителя. Иногда неудачная шутка на сцене или вульгарное движение артиста, может отрицательно повлиять на то самый имидж, который формировался годами. Великий Станиславский говорил: «Недостатки, которые актёру легко сходят с рук, становятся очень заметными перед осветлённой рампой и настырно лезут в глаза зрителю» (93. ст. 146). Это говорит о том, что там где заканчивается чувство меры, там заканчивается культура. Овладев совершенством академического вокала, певец формирует в себе свой неповторимый стиль самовыражения. Одним из основных компонентов и специфики классического жанра по сольному пению, необходимо приобщать вокалиста к художественному стилю исполнительского мастерства. В силу специфики оперного жанра, певцу во время сценического исполнения необходимо двигаться по сцене. В таких случаях возникают дополнительные сложности, с процедурой контроля над синхронным дыханием во время движения. Существуют некоторые рекомендации по этому вопросу, а именно:
- воспитывать в себе привычку использовать нижнерёберное-диафрагматическое дыхание;
- при смене дыхания не дышать поверхностно, а делать глубокий «вздох»;
- формировать навыки активизации брюшных мышц во время пения и движения;
- воспитывать у поющего характер и образ героя.
Веянье времени, отдаёт предпочтение тем исполнителям, кто профессионально владеет элементами вокальной техники, пластики, хореографии, которые так необходимы для успешной, сценической деятельности. Не стоит забывать, что 5 к каждому исполнителю нужен индивидуальный § подход. Для этого педагог должен знать физиче-£ скую и психологическую надстройку своего воспи-° танника, а для успешного стимулирования творче-ав ской инициативы певца, необходимо максимально
развивать его фантазию. В этом кроется вся сложность вокального образования, что сам процесс не физически, не зрительно ощутить невозможно. В таком случае необходимо активно развивать интуицию и воображение при изучении психофизических ощущений вокалиста. Возможная рекомендация некоторых принципов в процессе постановки голоса, а именно:
- обеспечение необходимых, индивидуальных ощущений в процессе голосообразования;
- использование эмоционально-образного восприятия, как важной формы индивидуального обучения;
- использование принципа цельности голосового аппарата поющего.
Метод субъективного ощущения подачи звука, может использоваться, как для развития вокальной природы исполнителя, так и для выравнивания ещё не совершенного звукообразования. Эн-рико Карузо подчёркивал полезную значимость этого метода для устранения ошибок в голосо-образовании, особенно для начинающих и сильно потрёпанных голосов оперной сцены. Практическое использование такой методики, формирует способность и умение у студента выравнивания голосового регистра в разных диапазонах своего звучания. Не маловажную роль в этом процессе, может сыграть и метод демонстрации вокальным педагогом технических приёмов пения. В аспекте использования этого метода, могут быть рекомендации прослушивания записи профессиональных исполнителей, так-как большое значение для певца, имеет слуховое восприятие эталона голоса. Поэтому, в период становления профессиональных вокальных навыков, очень важно сформировать хороший эстетический вкус у молодого исполнителя.
Заключение
Изучая материал данной статьи, необходимо акцентировать внимание на расширении кругозора будущих исполнителей, а также педагогов по постановке голоса в среднем и высшем образовательном звене профильных вузов России. Незаменимым на протяжении времени остаётся организм человека с его биологической матрицей, остаются лишь различные подходы в преподавании вокала, сам звук и владение им в зависимости от требования времени. Современные школы вокала, как видно сохраняют главные традиционные подходы прошлых лет в методах преподавания сегодняшнего времени. В статье обобщаются изыскания зарубежных вокальных педагогов и педагогов-современников отечественной школы.
Комплексный подход к изучению специфики вокального искусства, аккумулировал в себе опыт научного познания на разных уровнях: теория исполнительства, методология изучения профессионального пения и использование на практике теоретических знаний. В статье использовался новаторский подход к изучению и внедрению
на практике, технике пения, через анализ вокального голосообразования с позиций и особенностей физиологии голосового аппарата. На основе постоянного изучения функции голосовых связок в процессе пения, можно сделать вывод, что механизм голосообразования и голосоведения, имеет сложную биофизическую природу. Поэтому, всё выше сказанное ещё раз свидетельствует о необходимости образования целостной теории академического пения с обязательным использованием научных, экспериментально - теоретических данных. Хотелось бы, что бы данная статья принесла пользу студентам и педагогам кафедр музыкальных дисциплин, где изучается такой предмет, как вокал.
Литература
1. Доливо А.Л. Вопросы вокальной педагогики. -М.: Музыка, 1964. - 242с.
2. Павлищева О. Методика постановки голоса. -М.-Л.: Музыка, 1964. - 124 с.
3. Елена Федоренко «Уроки музыки» [Интернет ресурс www.pianolady.ru.]
4. Влияние музыки на организм человека [Интернет ресурс Lib.tr 200.net]
5. Быть здоровым легко [Интернет ресурс Vahe-zdorovye.ru]
6. Благотворное влияние классической музыки на детей [Интернет ресурс House Rock.ru]
7. Л.Б.Дмитриев, Основы вокальной методики Л.Б. Дмитриев. - [Музыка 2004.] - 366с.
8. С.Риггс, Как стать звездой С. Риггс - М.: Издательство [Guitar Gollege], 2000. - 100 с.
9. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования; метод. рекомендации для учителей музыки Новосибирск [Наука Сиб.] 1991. - 41с.
10. Кузуб Т.И. Процессы глобализации в современной музыкальной культуре Т.И. Кузуб [Изд. Урал] 2006 - № 47 - -84 с.
11. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. Цен-тр[Искусство и наука]2002-406 c.
12. Морозов В.П. Вопросы вокальной педагогики [Изд. Музыка 1982 Вып.6.] 141-180 с.
13. Рудаков Е.А. Новая теория физиологии и акустики певческого голоса. Е.А. Рудаков Искусство пения.[Изд. 3-доп.-Музыка,1968] 320-330 с.
14. Ярославцева Л.К. Вопросы вокальной педагогики. О способах регуляции певческого выдо-ха.[Изд. Музыка 1976 вып. 5] 176-200с.
15. Небольсина В. Размышление о профессии певца. Учебное пособие. 2-е изд. [Планета музыки, 2018.]- 104c.
16. Кофлер Л. Забота о голосе /пер. Вербицкая Е., ред. Малахов С. - СПб; [Планета музыки 2018.]- 64с.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TECHNOLOGY OF VOCAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIALIZED UNIVERSITIES
Belousenko M.I., Starodubtseva I.F.
Belgorod State Institute of arts and culture, South-Zapodny State University
"The pedagogy of solo singing, taking into account the results of scientific works, should develop independently, as well as have a theoretical justification for its internal laws of evolution and be the basis for the training of performers, as well as their pedagogical activities. "(Author of "Fundamentals of Vocal Pedagogy"). Based on such theoretical justifications, it is necessary to conclude that music education covers all the links of this pedagogical process, from the initial to the highest level, where there are no generally recognized methods, since this is a new direction of vocal pedagogy. Thus, the main task of the higher school at the present stage in the cycle of vocal training is the formation of a theoretical and methodological basis, on the basis of which it is possible to form a system of training not only vocal teachers, but also professional performers of various genres, vocal art. In this article, the general scientific basis for.
Keywords: vocal, performance, acting, artistry, methodology, training.
References
1. Dolivo A.L. Questions of vocal pedagogy. - M.: Muzyka, 1964. -242 s.
2. Pavlishcheva O. Methodology of voice production. - M.-L.: Muzyka, 1964-124 p.
3. Elena Fedorenko "Music lessons" [Online resource www.pia-nolady.ru.]
4. The influence of music on the human body [Online resource Lib. tr 200.net]
5. Being healthy is easy [Online resource Vahe-zdorovye.ru
6. The beneficial influence of classical music on children [Online resource House Rock.ru
7. L. B. Dmitriev, Fundamentals of vocal technique L.B. Dmitriev. -[Music 2004.] - 366 s.
8. S. Riggs, How to become a star S. Riggs-Moscow: Publishing house [Guitar Gollege], 2000 - - 100 p.
9. Emelyanov V.V. Phonopedic method of formation of singing voice formation; method. recommendations for music teachers Novosibirsk [Nauka Sib.] 1991. - 41 s.
10. Kuzub T.I. The processes of globalization in modern musical culture T.I. Kuzub [Ed. Ural] 2006-No. 47-84 p.
11. Morozov V. P. The art of resonant singing. Fundamentals of resonance theory and engineering. Centre[Art and Science] 2002406 p.
12. Morozov V.P. Questions of vocal pedagogy [Ed. Music 1982 Issue 6.] 141-180 p.
13. Rudakov E.A. New theory of the physiology and acoustics of the singing voice. E.A. Rudakov The Art of Singing. [Ed. 3-add. -Music,1968] 320-330 p.
14. Yaroslavtseva L.K. Questions of vocal pedagogy. On the ways of regulating the singing exhalation.[Ed. Music 1976 vol. 5] 176200 c.
15. Nebolsina V. Reflection on the singer's profession. Training manual. 2nd ed. [Planet of Music, 2018.] - 104 c.
16. Kofler L. Caring for the voice / trans. Verbitskaya E., ed. Malak-hov S.-St. Petersburg; [Planet of Music 2018.] - 64 s.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со