Научная статья на тему 'Диагностика готовности к самостоятельной музыкальной деятельности начинающих эстрадных исполнителей'

Диагностика готовности к самостоятельной музыкальной деятельности начинающих эстрадных исполнителей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
242
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕВЧЕСКИЙ ЭТАЛОН / ВОКАЛЬНО-СЕНСОРНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ / ЭСТРАДНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / POP SINGING / INDEPENDENT MUSICAL ACTIVITY / STANDARD OF SINGING / VOCAL-SENSORY SELF-CONTROL / POP SINGERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курдина Евгения Сергеевна, Чернова Людмила Владимировна, Чернов Даниил Евгеньевич

Любой вид музыкального творчества, в том числе и эстрадное пение, требует от исполнителя осуществления самостоятельной работы по совершенствованию технических навыков, нахождению эффективных способов решения художественных задач, развитию исполнительских умений. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность являются обязательным условием как для признанных мастеров эстрады, так и для начинающих вокалистов. В статье рассматривается диагностика сформированности готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности. Обосновывается введение в диагностирование таких показателей, как сформированность умений воспринимать и оценивать певческие эталоны эстрадной музыки и умение осуществлять вокально-сенсорный самоконтроль. Методами замера сформированности готовности к самостоятельной деятельности выступают творческие задания. В связи с тем, что в вокальном эстрадном концертном номере соединяются: движение, мимика, хореография, театрализация, в эти задания помимо вокальной составляющей включаются разные виды творческой деятельности. В статье представлены такие задания, как самостоятельное разучивание вокального произве-дения, выбранного из предложенных педагогом, нахождение к этому произведению двигательных аналогов, соответствующих его художественному образу. Творческими заданиями являются исполнение произведения под фонограмму с помощью звукоусилительной аппаратуры на школьном концерте, оценка по видеозаписи своего выступления с позиции соответствия певческому эталону. В статье представлены уровни сформированности готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности, которые выявлены на начальном этапе их обучения: оптимальный, достаточный и минимальный. Представлены способы формирования готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF READINESS OF NOVICE SINGERS TO INDEPENDENT PERFORMANCE

Any music activity, including pop music, requires an independent work to develop and perfect technical skills, to find solution to the problems and to develop singing skills. Independent work is a necessary condition both for famous singers and novice singers. The article describes the technique of diagnostics of readiness of novice singers to independent musical activities. It is explained why such criteria as as-sessment of their own singing and comparison with the standard and vocal and sensory self-control are included in the diagnostic procedure. Creative tasks are used to assess readiness to independent activity. Due to the fact that a pop vocal performance includes movement, facial expressions, choreography, theatricalization, etc., the tasks in addition to the vocal component include different types of creative activity. The article gives examples of such tasks as independent learning of lyrics, choreographic adaptation of a song, etc. Creative tasks may include singing with a phonogram at a school concert and assessment of the video of the concert form the point of view of compliance with the standard. The article provides levels of formation of readiness of novice singers to independent performance, which are revealed at the beginning of teaching: optimal, sufficient and minimal. Ways of formation of readiness of novice singers to independent performance are described. This diagnosis is intended for teachers of additional education, teachers of singing in children's music schools, children's art schools, palaces of culture, children's pop studios, homes of children and youth creativity. The diagnostics will help teachers to expand the idea of mastering the skills of independent musical activity by beginning vocalists.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности к самостоятельной музыкальной деятельности начинающих эстрадных исполнителей»

УДК 784

ББК Щ314 ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.02

Курдина Евгения Сергеевна,

ассистент, кафедра музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: St1607@mail.ru.

Чернова Людмила Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: foniatr7@mail.ru.

Чернов Даниил Евгеньевич,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: foniatr70@yandex.ru.

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эстрадное пение; самостоятельная музыкальная деятельность; певческий эталон; вокально-сенсорный самоконтроль; эстрадные исполнители.

АННОТАЦИЯ. Любой вид музыкального творчества, в том числе и эстрадное пение, требует от исполнителя осуществления самостоятельной работы по совершенствованию технических навыков, нахождению эффективных способов решения художественных задач, развитию исполнительских умений. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность являются обязательным условием как для признанных мастеров эстрады, так и для начинающих вокалистов. В статье рассматривается диагностика сформированности готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности. Обосновывается введение в диагностирование таких показателей, как сформированность умений воспринимать и оценивать певческие эталоны эстрадной музыки и умение осуществлять вокально--сенсорный самоконтроль. Методами замера сформированно-сти готовности к самостоятельной деятельности выступают творческие задания. В связи с тем, что в вокальном эстрадном концертном номере соединяются: движение, мимика, хореография, театрализация, в эти задания помимо вокальной составляющей включаются разные виды творческой деятельности. В статье представлены такие задания, как самостоятельное разучивание вокального произведения, выбранного из предложенных педагогом, нахождение к этому произведению двигательных аналогов, соответствующих его художественному образу. Творческими заданиями являются исполнение произведения под фонограмму с помощью звукоусилительной аппаратуры на школьном концерте, оценка по видеозаписи своего выступления с позиции соответствия певческому эталону. В статье представлены уровни сформированности готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности, которые выявлены на начальном этапе их обучения: оптимальный, достаточный и минимальный. Представлены способы формирования готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Kurdina Evgeniya Sergeevna,

Assistant Lecturer, Department of Musical Education, Institute of Musical and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Chernova Liudmila Vladimirovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Musical Education, Institute of Musical and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Chernova Danil Evgenievich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Anatomy, Physiology and Health and Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

DIAGNOSTICS OF READINESS OF NOVICE SINGERS TO INDEPENDENT PERFORMANCE

KEYWORDS: pop singing; independent musical activity; standard of singing; vocal-sensory self-control; pop singers.

ABSTRACT. Any music activity, including pop music, requires an independent work to develop and perfect technical skills, to find solution to the problems and to develop singing skills. Independent work is a necessary condition both for famous singers and novice singers. The article describes the technique of diagnostics of readiness of novice singers to independent musical activities. It is explained why such criteria as assessment of their own singing and comparison with the standard and vocal and sensory self-control are included in the diagnostic procedure. Creative tasks are used to assess readiness to independent activity. Due to the fact that a pop vocal performance includes movement, facial expressions, choreography, theatricali-zation, etc., the tasks in addition to the vocal component include different types of creative activity. The article gives examples of such tasks as independent learning of lyrics, choreographic adaptation of a song, etc. Creative tasks may include singing with a phonogram at a school concert and assessment of the video of the concert form the point of view of compliance with the standard. The article provides levels of formation of readiness of novice singers to independent performance, which are revealed at the beginning of teaching: optimal, sufficient and minimal. Ways of formation of readiness of novice singers to independent

performance are described. This diagnosis is intended for teachers of additional education, teachers of singing in children's music schools, children's art schools, palaces of culture, children's pop studios, homes of children and youth creativity. The diagnostics will help teachers to expand the idea of mastering the skills of independent musical activity by beginning vocalists.

Эстрадное музыкальное исполнительство включает комплекс различных видов искусства и форм драматического действия, а также элементы хореографии, цирка, кино. Массовое певческое эстрадное искусство рассматривается сегодня как «профессиональное искусство, охватывающее все виды и разновидности художественного творчества и выполняющее прикладные задачи на рынке индивидуально-групповых услуг» [5, с. 5]. В отличие от народного и академического, массовое искусство зависит от рынка художественных потребностей, следовательно, важную роль в данном виде искусства играет реклама и пиар. Музыковедами исследуются направления и тенденции развития основных жанровых областей массового музыкального искусства в их взаимосвязи [2; 5; 6].

Эстрадный вокал (на западе «Pop vocal») еще в начале прошлого века получил широкое распространение на различных концертных площадках [13]. XXI век — это век мобильных, компьютерных технологий и Интернета, который открыл большие возможности для тиражирования и распространения эстрадного искусства различных языковых культур.

Все указанные специфические особенности эстрадного жанра хорошо усваиваются начинающими вокалистами — детьми, активно увлекающимися эстрадным вокалом. Многие из них обучаются этому искусству в учреждениях общего и дополнительного образования: детских музыкальных школах, детских школах искусств, дворцах культуры, домах детского и юношеского творчества, детских эстрадных студиях и продюсерских центрах. В вокальной педагогике таких начинающих обучение вокалу детей называют «начинающие эстрадные исполнители» [9; 10].

Но, как и эстрадные звезды, начинающие вокалисты, помимо занятий в школах и студиях с педагогом, должны быть готовы к самостоятельной работе, в процессе которой у них формируется творческая активность [15], которая проявляется у эстрадного исполнителя в различных видах музыкальной и художественной деятельности [3; 4; 14]. Начинающий вокалист должен иметь навыки инструментального исполнительства, хореографической и актерской деятельности, обладать умениями владеть звукорежиссер-ской работой и т.д. Однако самое главное в этой деятельности — правильно организо-

ванная работа с его главным инструментом — голосом [1; 20; 21; 22; 23]. Поэтому для каждого начинающего эстрадного вокалиста, и даже уже известного вокального исполнителя, являются необходимыми умения производить оценку певческого эталона эстрадной музыки и осуществлять вокально-сенсорный самоконтроль [17; 18; 19].

В переводе с французского эталон (etalon) — это мерило, мера, образец. Эталон певческого тона и эталон эстетической традиции выступают факторами, задающими направление совершенствования вокального мастерства отдельных исполнителей, а через них и массового пения, и всей массовой культуры. В вокале эталонное звучание голоса определяется тембральными качествами, такими как: округлость звука, полетность. Эталонным называется такой звук, который не нарушает физиологию голосового аппарата, это светлый, округлый, легкий, мягкий, полетный звук, приятный для слухового восприятия. Эталонным звучанием детского голоса является голос итальянского певца Робертино Лоретти, произведения которого всемирно известны и любимы, такие как: «O sole mio», «Santa Lucia», «Jamaica» и другие. Эталоном академического пения являются голоса Ф. Шаляпина, М. Калласс, Э. Карузо, П. Доминго, Л. Паваротти, Х. Кар-рерас, М. Кабалье, С. Лемешева, Д. Хворо-стовского и др. В эстрадном вокале существуют эталоны в каждом вокальном стиле: госпел (Дж. Кэш, У. Хьюстон), соул (Д. Боуи), джаз (Э. Фрицджеральд), спиричуэлс (Маха-лия Джексон), поп вокал (К. Агилера) и др.

В вокальной педагогике помимо общепринятого эталонного звучания голоса необходимо учитывать индивидуальные особенности начинающего певца, особенно в эстрадном пении, в процессе которого формируются индивидуальный тембр, манера исполнения и т.д.

Вокалисты, воспринимая свое пение, оценивая его и ориентируясь на певческие эталоны, осуществляют четыре способа вокально-сенсорного самоконтроля: слуховой, мышечный, вибрационный, зрительный. Владение этими способами необходимо при обучении сольному и ансамблевому пению в процессе самостоятельной деятельности.

На начальном этапе обучения пению вокально-сенсорный самоконтроль у начинающих вокалистов еще не развит, слуховые ощущения собственного пения часто бывают обманчивы, мышечные ощущения не под-

© Курдина Е. С., Чернова Л. В., Чернов Д. Е., 2018

чинены сознанию полностью, а резонатор-ные ощущения им вообще не знакомы. Наиболее осознанными считаются слуховые ощущения, но на них оказывают большое влияние акустические условия, отчего эти слуховые ощущения могут быть искажены.

В пении, как и в речи, участвует целая группа внутренних ощущений, идущих от движения мышц голосообразующего аппарата. Современная физиология объясняет, что управление речевым и певческим звукообразованием осуществляется под контролем, кроме слухового, еще и двигательным анализатором. Мышечный самоконтроль в самостоятельной деятельности начинающего вокалиста зависит от контроля расслабления и напряжения мышц голосового аппарата вокалиста (внутренняя и внешняя артикуляция, дыхание) [7].

Одним из важнейших проявлений деятельности голосообразующего аппарата является интенсивная вибрация тканей голосового тракта, вызванная вибрационными колебаниями голосовых складок и деятельностью резонаторов[12]. Вибрация, возникающая на уровне гортани человека, наиболее сильно выраженная в этой области, распространяется на более отдаленные участки голосового тракта (грудная клетка, точки черепа). Вибрационный самоконтроль вокалиста проявляется в субъективных вибрационных ощущениях певца, которые обусловливаются резонированием звука в воздушных полостях-резонаторах. Начинающий вокалист может использовать вибрационный анализатор грудного и головного резонирования при пении, выбрав соответствующую тесситуру для интонирования [18; 19]. Вибрационный самоконтроль в самостоятельной деятельности вокалистов может активно использоваться в пении в разных акустических условиях: в классе с микрофоном и без него, на сцене, в помещении и на открытых площадках.

Следует отметить, что диагностика развитости тех или иных умений обучающихся музыкальному творчеству в настоящее время является актуальным и пока еще мало разработанным вопросом, что побуждает исследователей к самостоятельной разработке показателей такой развитости и методов их замера [11; 16].

Для педагогов детских музыкальных школ, детских школ искусств, эстрадных студий в данной статье предлагается диагностика сформированности готовности эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности. Овладение этой диагностической методикой позволит педагогу адекватно оценивать сформированность у ребенка воспринимать и оценивать певческие эталоны эстрадной музыки и осуществлять вокально-сенсорный самоконтроль.

Данная диагностика была разработана авторами этой статьи в процессе осуществления научного исследования [7; 8; 9; 10]. Она была апробирована в Екатеринбургской детской музыкальной школе № 17 имени М. П. Мусоргского, Екатеринбургской детской музыкальной школе № 10 имени В. А. Гаврилина, детской эстрадной студии «Мелодика» Дворца культуры железнодорожников г. Екатеринбурга, где эстрадному пению обучались дети 7-11 лет.

Для диагностирования сформирован-ности готовности к самостоятельной музыкальной деятельности были выделены два основных показателя:

— умение воспринимать и оценивать певческие эталоны эстрадной музыки;

— умение осуществлять вокально-сенсорный самоконтроль.

Основными методами замера стали творческие задания с использованием фонограммы. В заданиях ребенку предлагалось самостоятельно разучить вокальное произведение (на выбор из представленных педагогом репертуарных сборников), подобрать к нему движения, соответствующие художественному образу произведения, а также мимику и жесты. Далее ребенок должен был исполнить это произведение под фонограмму с помощью звукоусилительной аппаратуры на школьном концерте, а затем по видеозаписи оценить свое выступление, особо обратив внимание на певческий эталон.

При выполнении диагностических заданий выяснялось наличие у начинающих вокалистов слухового представления звукового эталона. Отметим, что перед выполнением этих заданий было организовано совместное (педагог — ребенок) прослушивание произведения в исполнении любителей музыки и профессионалов, настоящих виртуозов вокального искусства. Педагог задавал вопросы обучающимся относительно высоты, громкости, тембра, продолжительности звучания голоса певца. А затем, уже после выполнения диагностического задания, обучающиеся соотносили звуковые качества собственного исполнения с услышанными эталонами.

На основании выделенных показателей и результатов, полученных в ходе выполнения заданий, были определены оптимальный, достаточный и минимальный уровни сформированности готовности к самостоятельной деятельности.

К группе с оптимальным уровнем относятся учащиеся, умеющие воспринимать (слушать и слышать интонационно музыку), различать и оценивать певческие эталоны эстрадного пения; умеющие координировать слуховые, мышечные, вибрацион-

ные ощущения при передаче всех характеристик музыкальной интонации — динамики, агогики, артикуляции, метроритма, тембровысотности.

К группе с достаточным уровнем относятся учащиеся, воспринимающие певческие эталоны эстрадных вокалистов, но не способные оценивать и анализировать их звучание; умеющие координировать слуховые и мышечные ощущения при передаче всех характеристик музыкальной интонации.

К группе с минимальным уровнем относятся учащиеся, не умеющие различать акустические характеристики и эстетику звучания голоса в эстрадной манере пения; не умеющие осуществлять вокально -сенсорный самоконтроль.

Данные, полученные в процессе диагностирования начинающих эстрадных исполнителей, показали, что, в основном, они не умеют различать акустические характеристики и эстетику звучания голоса в эстрадной манере пения, а также не умеют осуществлять вокально-сенсорный самоконтроль. Таких было 75%. На достаточном уровне выполнения заданий оказалось только 20% вокалистов, и только 5% начинающих эстрадных вокалистов продемонстрировали оптимальный уровень выполнения творческих заданий (эти дети ранее занимались эстрадным вокалом с педагогом индивидуально).

Для устранения негативных результатов сформированности готовности у начинаю-

щих вокалистов к самостоятельной музыкальной деятельности были разработаны электронные индивидуальные памятки-алгоритмы по сольному эстрадному пению с применением различных музыкально-компьютерных программ, репертуарные сборники по сольному эстрадному пению, в которые вошли произведения отечественных и западных композиторов, доступные для исполнения начинающими вокалистами-детьми, задания на выполнение разных видов вокально-сенсорного самоконтроля, а также фоно- и видеохрестоматии, в которых детям предлагалось воспринять и оценить эталоны певческого эстрадного исполнительства. Названные средства использовались детьми в процессе самостоятельных домашних заданий. Все это положительно повлияло на динамику развития у начинающих вокалистов сформированности готовности к самостоятельной музыкальной деятельности.

В заключение отметим, что представленная диагностика может оказать помощь в работе с начинающими эстрадными исполнителями как педагогам эстрадного вокала, так и самим обучающимся, которые, анализируя свои исполнительские умения, сравнивая свое исполнение с вокальным эталоном, производя разные виды вокально-сенсорного самоконтроля, будут осознавать ошибки и неточности в исполнении и добиваться их устранения, что, несомненно, принесет пользу в деле совершенствования их вокальной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М. : Музыка, 2007. — 368 с.

2. Жарков А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология : учеб. пособие для вузов культуры и искусств. Часть 1. — М. : МГУКИ, 2003. — 188 с.

3. Зайцева А. С. Содержание и структура образовательной модели обучения джазовой импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 1. — С. 176-179.

4. Иванова В. Г. Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов : монография. — М. : МГУКИ, 2009. — 113 с.

5. Кадцын Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) : учеб. пособие. — Екатеринбург, 2006. — 424 с.

6. Кузнецов В. Г. Генезис музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2004. — № 3. — С. 102-106.

7. Курдина Е. С. Формирование у юных вокалистов навыков самостоятельной работы в условиях дополнительного образования // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски : мат-лы 8 Всеросс. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов (23-24 апреля 2015 г., Екатеринбург) / под ред. К. П. Матвеевой; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.». — Екатеринбург, 2015. — С. 98-104.

8. Курдина Е. С. Самостоятельная подготовка детей-вокалистов к музыкально-исполнительской деятельности // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 11. — С. 215-220.

9. Курдина Е. С. Технология организации самостоятельной работы начинающих вокалистов в детской музыкальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2016. — № 1. — С. 74-80.

10. Курдина Е. С. Методика формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих эстрадных вокалистов // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 7. — С. 164-169.

11. Лопацкая Н. Н., Старова Л. И. Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы (сольфеджио) // Наука и образование: новое время. — 2014. — № 3 (3). — С. 147-149.

12. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М. : Искусство и наука, 2002. — 496 с.

13. Поляков А. С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс. — М. : Согласие, 2016. — 248 с.

14. Романова Л. В. Школа эстрадного вокала : учеб. пособие. — СПб. : Лань; Планета Музыки, 2008. — 40 с.

15. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз //

Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011. — № 6. — С. 3-7.

16. Тагильцева Н. Г., Курлапов М. Н. Диагностика развитости коммуникативных навыков младших школьников — участников скрипичного ансамбля // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 3. — С. 68-75.

17. Чернов Д. Е., Чернова Л. В. Тренировка голоса и речи в процессе самостоятельных занятий студентов педагогического вуза // Самостоятельная работа студентов в современном вузе : коллективная монография / под ред. И. А. Ахьямовой, М. Ю Баландиной // Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. — С. 152-177.

18. Чернов Д. Е., Чернова Л. В. Слуховой и мышечный самоконтроль в процессе речевого и певческого звукообразования / / Специальное образование. — 2013. — № 3 (31). — С. 97-106.

19. Чернова Л. В. Теория и практика развития речевой и вокальной культуры учителя музыки : монография. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2016. — 219 с.

20. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. — М. : Музыка, 1974. — 269 с.

21. Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы. — Изд. 2. — СПб. : ДЕАН, 2002. — 128 с.

22. Sadolin C. Complete Vocal Technique. — Shout Publications, 2000. — P. 255.

23. Stoloff B. Vocal Improvisation. An Instru-Vocal Approach for Soloists, Groups, and Choirs. — Berklee Press, 2012. — 104 p.

REFERENCES

1. Dmitriev L. B. Osnovy vokal'noy metodiki. — M. : Muzyka, 2007. — 368 s.

2. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnye osnovy estradnogo iskusstva: istoriya, teoriya, tekhnologiya : ucheb. posobie dlya vuzov kul'tury i iskusstv. Chast' 1. — M. : MGUKI, 2003. — 188 s.

3. Zaytseva A. S. Soderzhanie i struktura obrazovatel'noy modeli obucheniya dzhazovoy improvizatsii voka-listov estradno-dzhazovogo peniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2012. — № 1. — S. 176-179.

4. Ivanova V. G. Formirovanie muzykal'no-tvorcheskikh sposobnostey uchastnikov estradnykh kollektivov : monografiya. — M. : MGUKI, 2009. — 113 s.

5. Kadtsyn L. M. Massovoe muzykal'noe iskusstvo XX stoletiya (estrada, dzhaz, bardy i rok v ikh vzai-mosvyazi) : ucheb. posobie. — Ekaterinburg, 2006. — 424 s.

6. Kuznetsov V. G. Genezis muzykal'noy estrady i estradno-dzhazovogo obrazovaniya v Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2004. — № 3. — S. 102-106.

7. Kurdina E. S. Formirovanie u yunykh vokalistov navykov samostoyatel'noy raboty v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya // Muzykal'noe i khudozhestvennoe obrazovanie detey i yunoshestva: problemy i poiski : mat-ly 8 Vseross. nauch.-prakt. konf. prepodavateley, aspirantov, soiskateley, magistrantov i studentov (23-24 aprelya 2015 g., Ekaterinburg) / pod red. K. P. Matveevoy; FGBOU VPO «Ural. gos. ped. un-t.». — Ekaterinburg, 2015. — S. 98-104.

8. Kurdina E. S. Samostoyatel'naya podgotovka detey-vokalistov k muzykal'no-ispolnitel'skoy deyatel'nos-ti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 11. — S. 215-220.

9. Kurdina E. S. Tekhnologiya organizatsii samostoyatel'noy raboty nachinayushchikh vokalistov v detskoy muzykal'noy shkole / / Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. — 2016. — № 1. — S. 74-80.

10. Kurdina E. S. Metodika formirovaniya navykov samostoyatel'noy deyatel'nosti u nachinayushchikh es-tradnykh vokalistov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 7. — S. 164-169.

11. Lopatskaya N. N., Starova L. I. Diagnostika muzykal'nykh sposobnostey detey podgotovitel'noy gruppy (sol'fedzhio) / / Nauka i obrazovanie: novoe vremya. — 2014. — № 3 (3). — S. 147-149.

12. Morozov V. P. Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoy teorii i tekhniki. M. : Iskusstvo i nauka, 2002. — 496 s.

13. Polyakov A. S. Metodika prepodavaniya estradnogo peniya. Ekspress-kurs. — M. : Soglasie, 2016. — 248 s.

14. Romanova L. V. Shkola estradnogo vokala : ucheb. posobie. — SPb. : Lan'; Planeta Muzyki, 2008. — 40 s.

15. Tagil'tseva N. G. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti detey i yunoshestva: detskiy sad, shkola, vuz // Inno-vatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. — 2011. — № 6. — S. 3-7.

16. Tagil'tseva N. G., Kurlapov M. N. Diagnostika razvitosti kommunikativnykh navykov mladshikh shkol'nikov — uchastnikov skripichnogo ansamblya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 3. — S. 68-75.

17. Chernov D. E., Chernova L. V. Trenirovka golosa i rechi v protsesse samostoyatel'nykh zanyatiy stu-dentov pedagogicheskogo vuza // Samostoyatel'naya rabota studentov v sovremennom vuze : kollektivnaya monografiya / pod red. I. A. Akh'yamovoy, M. Yu Balandinoy // Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2013. — S. 152-177.

18. Chernov D. E., Chernova L. V. Slukhovoy i myshechnyy samokontrol' v protsesse rechevogo i pevcheskogo zvukoobrazovaniya // Spetsial'noe obrazovanie. — 2013. — № 3 (31). — S. 97-106.

19. Chernova L. V. Teoriya i praktika razvitiya rechevoy i vokal'noy kul'tury uchitelya muzyki : monografi-ya. — 2-e izd., pererab. i dop. — Ekaterinburg : izd-vo Ural. gos. ped. un-ta, 2016. — 219 s.

20. Yusson R. Pevcheskiy golos. Issledovanie osnovnykh fiziologicheskikh i akusticheskikh yavleniy pevcheskogo golosa. — M. : Muzyka, 1974. — 269 s.

21. Yushmanov V. I. Vokal'naya tekhnika i ee paradoksy. — Izd. 2. — SPb. : DEAN, 2002. — 128 s.

22. Sadolin C. Complete Vocal Technique. — Shout Publications, 2000. — P. 255.

23. Stoloff B. Vocal Improvisation. An Instru-Vocal Approach for Soloists, Groups, and Choirs. — Berklee Press, 2012. — 104 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.