УДК 371.398:784 ББК Щ314-7р
DOI 10.26170/po19-08-14 ГРНТИ 14.27.09
Код ВАК 13.00.02
Курдина Евгения Сергеевна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ВОКАЛИСТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические подходы; самостоятельная музыкальная деятельность; вокалисты; эстрадный вокал; пение; дополнительное образование.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются педагогические подходы в организации самостоятельной музыкальной деятельности начинающих вокалистов в дополнительном образовании детей. Описываются аксиологический, здоровьесберегающий и информационно--деятельностный подходы. Интеграция подходов отражает важные составляющие процесса развития личности - мировоззренческую, образовательную, ценностную, операционную - и направлена на многоуровневое изучение вокального искусства в процессе обучения вокалистов с целью выявления его ценностно -смыслового содержания.
Аксиологический подход включает в себя сформированные у начинающего вокалиста представления о звучании собственного голоса, интерес к различным видам музыкальной деятельности, способность выносить ценностно-оценочные суждения о качествах певческого звука других эстрадных исполнителей. Здоровьесберегающий подход предполагает соблюдение гигиенических условий функционирования голосового аппарата у начинающих вокалистов в процессе урочных, внеурочных занятий и концертных выступлений. Информационно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала; самостоятельное успешное усвоение обучающимися знаний, умений, навыков, видов музыкальной деятельности.
Данные подходы в своей педагогической деятельности могут применять педагоги дополнительного образования, учителя музыки, преподаватели эстрадного вокала в детских музыкальных школах, детских школах искусств, дворцах культуры, детских эстрадных студиях. Рассмотренные в статье педагогические подходы могут помочь педагогам расширить представления о специфических особенностях вокальной педагогики.
Kurdina Evgeniya Sergeevna,
Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
PEDAGOGICAL APPROACHES IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT MUSICAL ACTIVITY OF BEGINNING VOCALISTS
KEYWORDS: pedagogical approaches; independent musical activity; vocalists; pop vocals; singing; additional education.
ABSTRACT. The article deals with pedagogical approaches in the organization of independent musical activity of beginning vocalists in additional education of children. Axiological, health-saving and information-activity approaches are described. The integration of approaches reflects the important components of the process of personality development-ideological, educational, value, operational - and is aimed at multi-level study of vocal art in the process of training vocalists in order to identify its value-semantic content.
The axiological approach includes the ideas formed by the novice vocalist about the sound of his own voice, interest in various types of musical activity, the ability to make value-value judgments about the qualities of the singing sound of other pop artists. The health-saving approach assumes observance of hygienic conditions of functioning of the vocal apparatus at beginning vocalists in the course of regular, extra-curricular occupations and concert performances. The information-activity approach assumes education and development of the qualities of the person meeting requirements of information society; the account of individual features of each trained providing growth of creative potential; independent successful mastering by trained knowledge, abilities, skills, types of musical activity.
These approaches in their pedagogical activities can be used by teachers of additional education, music teachers, teachers of pop vocal in children's music schools, children's art schools, palaces of culture, children's pop studios. The pedagogical approaches considered in the article can help teachers to expand their understanding of the specific features of vocal pedagogy.
В педагогической литературе поня- дов, лежащих в основе решения проблем.
тие «подход» используется как со- Подход - это идеология и методология ре-
вокупность общих идей, принципов, мето- шения проблемы, раскрывающая основную
© Курдина Е. С., 2019
идею, социально-экономические, философские, психолого-педагогические предпосылки, главные цели, принципы, этапы, механизмы достижения целей.
Рассмотрим педагогические подходы в организации самостоятельной музыкальной деятельности начинающих вокалистов: аксиологический, здоровьесберегающий, информационно-деятельностный.
В основе организации самостоятельной деятельности начинающих вокалистов лежит аксиологический подход, который позволяет направить содержание, методы и формы самостоятельной деятельности начинающих вокалистов в плоскость ценностных ориентаций. Идеи аксиологического подхода рассматривали М. С. Каган [7], В. А. Сласте-нин [13], Е. Н. Шиянов [18]. Формирование ценностного отношения личности обучающегося в широком смысле представляет собой стратегическую линию и содержательное ядро современного музыкального образования. Ценности образования представляют систему смыслов, значений, принципов, идеалов, норм, реализующих образовательное взаимодействие и формирующих отношения в структуре личности. В музыкальном образовании ценности создают фундамент личности обучающегося и подчеркивают уникальность природы и потенциала музыкального искусства. Методологический смысл аксиологического подхода заключается в том, что ценность трактуется как основа человеческой культуры, в том числе и музыкальной культуры. Ценность задает ее фундаментальные социальные и личностные ориентиры, определяет принципы поведения личности, направляет потребности и интересы, регулирует мотива-ционную сферу в системе образования.
Ценности - это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом более универсальной деятельности. Введение разнообразных аксиологических ориентиров в духовно-прагматическую систему отношений обучающегося к самому себе, к педагогу, другим обучающимся, участникам образовательного процесса, музыкальной культуре, искусству определяет содержание и направленность личности. Ценности духовно обогащают личность обучающегося, выстраивают его перспективы, организуют самостоятельную творческую деятельность, расширяют смысловые «горизонты». Н. А. Асташова обращает внимание на то, что «информация, осмысливаемая в рамках аксиологического контекста, несет тот важный смысловой потенциал, позволяющий развить нравственно-духовную ответственность личности за сформировавшуюся у нее картину мира,
подготовку к личностной и профессиональной самореализации» [2].
В музыкальном образовании распространено понятие «художественные ценности». Художественные ценности направляют внимание личности на осмысление аксиологического ориентира - красоты. М. С. Каган утверждал, что носителем «художественной ценности является произведение искусства, то есть некий фрагмент жизненной реальности, превращенный в художественную реальность» [7, с. 130]. Художественные ценности посредством искусства стимулируют становление целостной личности, развивают ее интеллект, воображение, образное мышление, эстетический вкус, высокие чувства и эмоциональную культуру.
В центре аксиологического подхода -развитие мотивационной стороны музыкальной-познавательной деятельности обучающихся и способности духовного понимания музыки. Главный труд души ребенка - присвоение человеческих ценностей. Обучающийся обретает свою духовную сущность, постигает музыкальную культуру и творит ее.
Ключевым в аксиологическом подходе является понятие «ценности», которое характеризуется как ценностное отношение вокалиста к эталону певческого звука и формирование у него музыкального вкуса на примере высокохудожественных произведений вокальной эстрады. Аксиологический подход предполагает ценностное отношение начинающего вокалиста к наследию человечества в области вокального, инструментального, театрального искусства, хореографии, звукорежиссуры. Данный подход включает в себя сформированные у начинающего вокалиста представления о звучании собственного голоса, интерес к различным видам музыкальной деятельности, способность выносить ценностно-оценочные суждения о качествах певческого звука других эстрадных исполнителей.
В звучании голоса исполнитель и слушатель различают высоту, громкость, длительность, тембр. Эти качественные характеристики певческого голоса формируются в процессе обучения пению начинающих эстрадных вокалистов. Такое звуковое качество, как высота определяется частотой колебаний, связано с певческим диапазоном голоса. У начинающих вокалистов диапазон голоса небольшой, в пределах октавы. В процессе вокальных уроков с педагогом и самостоятельных домашних занятий у обучающихся диапазон голоса разрабатывается и достигает двух октав. Звуковое качество «громкость» - это величина звуковой энергии, определяется амплитудой колебаний. В эстрадном пении громкость голоса может изменяться с помощью технических средств
и микрофона. Звуковое качество «длительность голоса» определяется периодом колебаний. Длительность голоса в эстрадном исполнительстве может корректироваться с помощью реверберации (эхо). Звуковое качество «тембр» - это спектр звука, определяется составом колебаний, отличает голос одного вокалиста от другого. Тембр включает в себя звучание основного тона и частичных тонов (обертонов). Тембр в эстрадном искусстве играет одну из главных ролей, поскольку эстрадный исполнитель, не обладая достаточной силой голоса, может запомниться слушателю благодаря его уникальному тембру. Все эти качества певческого звука вырабатываются в процессе постановки голоса.
Л. Б. Дмитриев отмечает, что «профессиональное звучание голоса - это результат специально найденного характера работы голосового аппарата, установления определенных певческих двигательных динамических стереотипов - вокальных навыков» [6, с. 73]. Навыками в педагогике называются действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. К вокальным навыкам относятся дыхание, артикуляция, резонирование.
Организуя художественную встречу обучающихся с музыкальным произведением, педагог последовательно направляет их внимание на осознание аксиологических аспектов произведения и художественно-коммуникативной ситуации. Аксиологический подход не позволяет принижать нравственно-эстетические смыслы музыки.
Важной функцией музыкального образования является развитие интонационного слуха обучающихся, их способности интонационно-музыкального мышления. Музыкальная интонация позволяет ощущать язык музыки, понять смысл музыкального произведения, почувствовать его особенности и ход музыкальной мысли. Музыкальная интонация выступает ядром музыкального произведения, она представляет собой сплав эмоционального и рационального, объективного и субъективного, художественного и технического. Рассматривая аксиологический подход, мы обращаемся к интонационной теории музыки. Б. В. Асафьев говорил, что музыкальная интонация взаимосвязана с речевой интонацией, она обладает способностью передавать эмоциональные состояния человека: «Речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного звукового потока» [1, с. 7]. В. В. Меду-шевский утверждал, что теория интонации «призывает людей к самостоятельным поискам музыкальной красоты и одухотворенности - ведь здесь исполнители, композиторы, слушатели, музыковеды соприка-
саются с одним из самых завораживающих источников человеческой радости: с пониманием глубины человека, с пониманием себя и своего места в мире» [11, с. 255].
Ценности обеспечивают необходимыми средствами оценочно-ориентационную сторону деятельности личности обучающегося, позволяя ему полноценно осуществлять свой жизненный выбор, что и является, в конечном счете, основой развития личности.
Здоровьесберегающий подход в организации самостоятельной музыкальной деятельности начинающих вокалистов - это общий способ организации здоровьесбере-гающего образовательного процесса. Здо-ровьесберегающий подход в педагогике обосновали В. П. Беспалько [3], Т. И. Шамо-ва [17] и др. Здоровьесберегающий подход к методике формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов предполагает соблюдение гигиенических условий функционирования голосового аппарата у обучающихся в процессе урочных, внеурочных (самостоятельных) занятий и концертных выступлений.
В исследовании под здоровьем мы понимаем сложносоставное динамическое состояние организма обучающихся, являющееся результатом комплекса педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных воздействий, реализуемых в процессе здоровьесберега-ющей образовательной деятельности.
Особенностями здоровьесберегающего подхода в образовании являются: 1) развитие у обучающихся способности решать проблемы в различных видах деятельности на основе приоритета ценности своего здоровья и окружающих людей, с использованием опыта сохранения и развития здоровья, полученного в процессе обучения и воспитания; 2) специфика организации здоровьесберегающего образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся культуры здоровья; 3) оценка результатов здоро-вьесберегающей образовательной деятельности основывается на анализе соотношения уровней образованности и здоровья на каждом этапе обучения.
В музыкальном образовании во всех видах художественного творчества вокалистов используется здоровьесберегающий подход.
Еще в XIX веке немецким автором О. Гутманом было предложено несколько способов, препятствующих мышечному утомлению певцов [5]. О. Гутман в книге «Гимнастика голоса» рассматривает влияние неправильной мышечной деятельности на голос и игру певца. Он обращает внимание на то, что мышцы сокращаются по нашей воле лишь в том случае, если они
находятся в непрерывной связи с головным мозгом. Организовать правильную мышечную работу певца О. Гутман предлагает с помощью различных гимнастических упражнений для дыхания, артикуляционного аппарата, а также для всего тела [5]. В это же время в Америке появилась методика Л. Кофлера [8] по восстановлению и лечению певческого голоса, которая основывалась на речевых, певческих упражнениях и упражнениях с движениями. В России его методику продолжили О. Г. Лобанова [9] и Е. Я. Попова [12]. Возможности применения методики Л. Кофлера в хореографии раскрыла Е. Я. Попова [12]. Она применяла упражнения, соединяющие разговор и пение с танцем, а также с комбинациями ритмики и гимнастики.
Ученый и врач-фониатр Е. Н. Малютин [10] считает, что на работу голосовых мышц, на нарушение или восстановление их режима могут оказать влияние внешние факторы, гармонические вибрации. Он предложил метод развития голоса при помощи камертонных вибраций, который впоследствии был применен педагогами пения для исправления и улучшения качеств певческого голоса у вокалистов.
Профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского
Э. М. Чарели систематизировал теоретический и практический материал по профилактике расстройств голосового аппарата. Большое значение в своей методике он придает организации правильного фонационного дыхания, освобождению артикуляционного аппарата, осмысленному интонированию [16].
Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала, для того чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-эстетические задачи.
Сложным вопросом здоровьесбереже-ния в вокальном образовании является вопрос мутации голоса начинающих вокалистов, как мальчиков, так и девочек. У некоторых современных обучающихся мутация голоса начинается с 11-12 лет, в научной литературе этот период называется ранняя или преждевременная мутация. Мутация голоса (от лат. mutation - изменение) - изменение голоса, которое обусловлено гормональным фоном. Во время мутации у девочек голос из детского становится женским (он остается в той же октаве, но приобретает новые звуковые качества). При мутации происходит изменение тембра голоса. Особенности мутационного периода влияют на самого обуча-
ющегося, на психические и физиологические процессы. Во время мутации голоса фо-ниатрами и педагогами рекомендуется щадящий голосовой режим: петь тихо, в небольшом диапазоне. Детский голосовой аппарат нужно оберегать от излишнего напряжения. Исключается форсирование голоса во время пения, занятия вокалом не должны быть слишком долгими.
Помимо аксиологического и здоро-вьесберегающего подходов в организации самостоятельной музыкальной деятельности начинающих вокалистов используется информационно-деятельностный подход.
Этот подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала; самостоятельное успешное усвоение обучающимися знаний, умений, навыков, видов музыкальной деятельности.
Одной из форм информационно-деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-нибудь проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся -индивидуальную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Проекты могут быть творческие, межпредметные, информационные. Сейчас на телевидении создается множество творческих исполнительских проектов для детей, одним из которых является «Синяя птица», где участники выступают в различных видах искусства: вокальное исполнительство, акробатика, гимнастика, танец, ораторское искусство. Они демонстрируют достаточно высокие результаты в своем виде искусства. Дети на проект заявляются самостоятельно или от образовательной организации, проходят кастинги и отборы, но в финал попадают самые талантливые обучающиеся. Можно наблюдать, как дети приезжают на проект без педагога, с родителями. Конкурсанты сами настраиваются, распеваются и выступают на сцене. Еще одним ярким проектом на российском телевидении стал проект «Лучше всех!», где совсем юные конкурсанты (дошкольники и младшие школьники) демонстрируют свое самодеятельное и профессиональное творчество.
Информационно-деятельностный подход в педагогике связан с информационными и мультимедиа технологиями в образовании. Для того чтобы выяснить применение информационно-деятельностного подхода в формировании навыков самостоятельной деятельности начинающих вокалистов обратимся к его понятию. Информационно-деятельностный подход состоит из двух со-
ставляющих - информационного подхода и деятельностного подхода. Факт формирования личности в конкретной музыкальной деятельности обусловливает необходимость обращения к деятельностному подходу. Он считается одним из самых эффективных подходов в педагогической практике.
Деятельностный подход в развивающем обучении, опирающийся на положения Л. С. Выготского, Л. В. Занкова развивает в своем исследовании Л. М. Фридман [15]. Им сформированы следующие принципы: принцип самодеятельности как свободное и творческое достижение принятых целей обучения; принцип самоорганизации как высший уровень самостоятельной деятельности, поиск учащимися новых знаний, способов решения; принцип развития, при котором в организации учебного процесса учитель ориентируется на индивидуальные особенности, «зону ближайшего развития» детей.
В образовании информационный подход предполагает активное взаимодействие обучающихся с информацией: получение, обработку, анализ, синтезирование (в случае получения информации из разных источников), структурирование, эффективное использование для решения поставленных учебных задач, обязательно содержащих в себе познавательную ценность. Информационный подход предполагает активное внедрение и использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, как в технологическом плане, так и в плане информационно-обучающих программ: Wikispaces, ЗигуеуМопкеу, Ргея, ^хорор, МооШе, Blogs и др.
Информационно-деятельностный подход в обучении начинающих вокалистов строится на постоянном взаимодействии с потоками информации различной тематики в обучающей сфере с использованием информационных технологий и применении полученных знаний на практике. Инфор-мационно-деятельностный подход в педагогике рассматривали Н. П. Безрукова [4], Б. Е. Стариченко [14] и др.
Одной из главнейших задач информа-ционно-деятельностного подхода в образовании является формирование у обучающихся информационно-деятельностного мышления, что как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым современным обществом к образованию. Оно призвано сформировать такой вид учебной дея-
тельности, при котором восприятие информации как непрерывного потока различных фактов и сведений на слух и письменно, анализ, выделение необходимого, процесс переработки осуществляются в зависимости от поставленной задачи. В частности, данный вид мышления ориентирован на развитие у начинающих вокалистов комплекса умений с целью эффективной работы с информацией посредством различных способов обучения.
Таким образом, говоря о наиболее ярко выраженных положительных моментах использования информационно-деятель-ностного подхода в обучении вокальному, инструментальному, хореографическому, театральному искусству, звукорежиссуре, связанных с использованием различных форм предъявления информации, с работой участников учебного процесса, а также с разнообразными формами контроля, представляется возможным выделить следующие формы:
а) возможность предъявления информации в различной форме (видео-, аудио-, текстовые материалы) и различными способами с помощью медиа средств. Таким образом, принцип наглядности реализуется в полной мере;
б) соотношение времени и получаемого в итоге результата (сохранение сведений в памяти) в ходе использования информационно-деятельностного подхода значительно превышает это же соотношение с применением традиционных методов и технологий. Как следствие, за достаточно короткий срок с помощью компьютерных технологий возможно освоение гораздо большего материала;
в) информационные технологии в рамках информационно-деятельностного подхода являются незаменимым помощником при проведении тестирования, диагностического, промежуточного контроля, а также мониторинга учебного процесса на современном этапе образовательной системы. Более того, информационно-коммуникативные технологии стимулируют активное вовлечение обучающихся различного уровня компетенций в создание сетевых проектов. Повышение мотивации на дальнейшее самостоятельное изучение и, как следствие, самооценки.
Представленные педагогические подходы могут оказать помощь в работе с начинающими эстрадными вокалистами в общем и дополнительном образовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асафьев Б. В. Речевая интонация. - М.-Л. : Музыка, 1965. - 136 с.
2. Асташова Н. А. Музыкальное образование в современных условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fhpp.uni-sofia.bg/MUZIKA/Dokladi/Astashova.pdf.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Безрукова H. П. Информационно-деятельностный подход в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / H. П. Безруков, А. А. Безруков, Т. К. Тимиргалиева. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/informatsionno-deyatelnostnyy-podhod-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya.
5. Гутман О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания : учеб. пособ. - 3-е изд. - М. : Планета музыки, 20l7. - 80 с.
6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М. : Музыка, 2007. - 368 с.
7. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., l996. - 4l6 с.
8. Кофлер Л. Забота о голосе. Золотое правило здоровья : уч. пособ. - СПб. : Лань, Планета музыки, 20l8. - 64 с.
9. Лобанова О. Г. Правильное дыхание, речь и пение. ^вейшая метода Запада. - М. ; СПб. : Гос. муз. изд-во, l923. - l40 с.
10. Малютин Е. H. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. - Орел : Красная книга, l924. - l5 с.
11. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. - М. : Композитор, l993. - 262 с.
12. Попова Е. Я. Основы обучения дыханию в хореографии - М. : Искусство, l968. - 40 с.
13. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. H. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.
14. Стариченко Б. Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий : дис. ... д-ра пед. наук : l3.00.0l. - Екатеринбург, l999. - 353 с.
15. Фридман Л. М. Психология детей и подростков : Справочник для учителей и воспитателей. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 480 с.
16. Чарели Э. М. Как развить дыхание, дикцию, голос. - 2 изд., испр. и доп. - Екатеринбург : Издательство Дома учителя, 2000. - 300 с.
17. Шамова Т. И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. - М. : Перспектива, 2008. - 280 с.
18. Шиянов Е. H. Аксиологические основания процесса воспитания / / Педагогика. - 2007. - № l0. -С. 33-37.
REFERENCES
1. Asaf ev B. V. Rechevaya intonatsiya. - M.-L. : Muzyka, l965. - l36 s.
2. Astashova N. A. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennykh usloviyakh [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.fnpp.uni-sofia.bg/MUZIKA/Dokladi/Astashova.pdf.
3. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii. - M. : Pedagogika, l989. - l92 s.
4. Bezrukova N. P. Informatsionno-deyatel'nostnyy podkhod v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [El-ektronnyy resurs] / N. P. Bezrukov, A. A. Bezrukov, T. K. Timirgalieva. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/v/informatsionno-deyatelnostnyy-podhod-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya.
5. Gutman O. Gimnastika golosa. Rukovodstvo k razvitiyu i pravil'nomu upotrebleniyu organov golosa v penii i sistema pravil'nogo dykhaniya : ucheb. posob. - 3-e izd. - M. : Planeta muzyki, 20l7. - 80 s.
6. Dmitriev L. B. Osnovy vokal'noy metodiki. - M. : Muzyka, 2007. - 368 s.
7. Kagan M. S. Filosofiya kul'tury. - SPb., l996. - 4l6 s.
8. Kofler L. Zabota o golose. Zolotoe pravilo zdorov'ya : uch. posob. - SPb. : Lan', Planeta muzyki, 20l8. - 64 s.
9. Lobanova O. G. Pravil'noe dykhanie, rech' i penie. Noveyshaya metoda Zapada. - M. ; SPb. : Gos. muz. izd-vo, l923. - l40 s.
10. Malyutin E. N. Eksperimental'naya fonetika i nauchnye osnovy postanovki golosa. - Orel : Krasnaya kni-ga, l924. - l5 s.
11. Medushevskiy V. V. Intonatsionnaya forma muzyki. - M. : Kompozitor, l993. - 262 s.
12. Popova E. Ya. Osnovy obucheniya dykhaniyu v khoreografii - M. : Iskusstvo, l968. - 40 s.
13. Slastenin V. A. Pedagogika : ucheb. posob. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov ; pod red. V. A. Slastenina. - M. : Akademiya, 2002. - 576 s.
14. Starichenko B. E. Optimizatsiya shkol'nogo obrazovatel'nogo protsessa sredstvami informatsionnykh tekhnologiy : dis. ... d-ra ped. nauk : l3.00.0l. - Ekaterinburg, l999. - 353 s.
15. Fridman L. M. Psikhologiya detey i podrostkov : Spravochnik dlya uchiteley i vospitateley. - M. : Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2004. - 480 s.
16. Chareli E. M. Kak razvit' dykhanie, diktsiyu, golos. - 2 izd., ispr. i dop. - Ekaterinburg : Izdatel'stvo Doma uchitelya, 2000. - 300 s.
17. Shamova T. I. Upravlenie razvitiem zdorov'esberegayushchey sredy v shkole. - M. : Perspektiva, 2008. -280 s.
18. Shiyanov E. N. Aksiologicheskie osnovaniya protsessa vospitaniya // Pedagogika. - 2007. - № l0. -S. 33-37.