Научная статья на тему 'Педагогика детского вокального творчества'

Педагогика детского вокального творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
433
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА / УЧАЩИЕСЯ-ВОКАЛИСТЫ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PEDAGOGY OF VOCAL ART / THE STUDENTS-VOCALISTS OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — У Линьсян

В статье рассматриваются вопросы, связанные с активизацией, регулированием и педагогическим управлением вокально-творческой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе арт-педагогического подхода. Подчёркивается, что главной целью педагогики вокального творчества является формирование вокально-слуховых представлений на основе развития наглядно-образного мышления ребёнка, что требует расширения границ, выхода за пределы пространственно-временного, невидимого, «незримого» музыкального искусства. Автор обуславливает применение наиболее эффективных художественно-педагогических методов в детских вокальных классах. Как важный момент в работе с начинающими вокалистами представлена целенаправленная подготовка к концертному выступлению. Обращается внимание, что она может осуществляться в «открытых» и «закрытых» формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s vocal pedagogy of creativity

In the scientific article the questions connected with activization, regulation and pedagogical management of vocal and creative activity of children of preschool and younger school age on the basis of art and pedagogical approach are considered. It is emphasized that a main goal of pedagogics of vocal creativity is formation of vocal and acoustical representations on the basis of development of evident and figurative thinking of the child that demands expansion of borders, an exit out of limits of existential, invisible, “hidden” musical art. The author causes application of the most effective art and pedagogical methods in children's vocal classes: contemporaneity of perception, contrast, organizational and situational, information and sensual, problem and motivational. As an important point in work with the beginning vocalists purposeful preparation for concert performance is presented. The attention is paid that she can be carried out in the “open” and “closed” forms.

Текст научной работы на тему «Педагогика детского вокального творчества»

ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

У ЛИНЬСЯН,

кандидат педагогических наук, доцент, Яньчэнский педагогический университет (г. Яньчэн, провинция Цзянсу, Китайская Народная Республика) e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы, связанные с активизацией, регулированием и педагогическим управлением вокально-творческой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе арт-педагогического подхода. Подчёркивается, что главной целью педагогики вокального творчества является формирование вокально-слуховых представлений на основе развития наглядно-образного мышления ребёнка, что требует расширения границ, выхода за пределы пространственно-временного, невидимого, «незримого» музыкального искусства. Автор обуславливает применение наиболее эффективных художественно-педагогических методов в детских вокальных классах. Как важный момент в работе с начинающими вокалистами представлена целенаправленная подготовка к концертному выступлению. Обращается внимание, что она может осуществляться в «открытых» и «закрытых» формах.

Ключевые слова: педагогика вокального творчества, учащиеся-вокалисты дошкольного и младшего школьного возраста.

CHILDREN'S VOCAL PEDAGOGY OF CREATIVITY

U Linsyan, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Yancheng Teachers

University, China

e-mail: [email protected]

In the scientific article the questions connected with activization, regulation and pedagogical management of vocal and creative activity of children of preschool and younger school age on the basis of art and pedagogical approach are considered. It is emphasized that a main goal of pedagogics of vocal creativity is formation of vocal and acoustical representations on the basis of development of evident and figurative thinking of the child that demands expansion of borders, an exit out of limits of existential, invisible, "hidden" musical art. The author causes application of the most effective art and pedagogical methods in children's vocal classes: contemporaneity of perception, contrast, organizational and situational, information and sensual, problem and motivational. As an important point in work with the beginning vocalists purposeful preparation for concert performance is presented. The attention is paid that she can be carried out in the "open" and "closed" forms.

Key words: pedagogy of vocal art, the students-vocalists of preschool and younger school age.

Вокальное творчество детей было и остаётся загадкой для многих педагогов-вокалистов. В чём состоит разгадка этого популярного вида музыкально-творческой деятельности? Как сделать подобный процесс соразмерным с детской природой и одновременно - динамично развивающимся, содержательно наполненным?

Как добиться того, чтобы музыкальное восприятие, музыкальная отзывчивость и построение звука-образа, его рождение и проживание у детей стали единым, органичным, целостным процессом? Как говорить о сложном просто, а о «тяжёлом» - легко?

Современный педагог-вокалист, занимающийся с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, должен не только знать свой предмет, но и хорошо ориентироваться в системе смежных с музыкой искусств: художественное слово, изобразительное искусство, танец, театр и другие. Арт-педагогика (педагогика искусства) выступает сегодня и как системный подход в решении задач детского вокального творчества, и как новое направление, новая специальность, востребованная временем.

Развитие наглядно-образного мышления ребёнка требует расширения границ, выхода за пределы пространственно-временного, невидимого, «незримого» музыкального искусства. «Подпевание-рисование», «подпевание-игра», «под-певание-диалог», «подпевание-танец», «песня-сказка», «песня-путешествие», «песня-загадка» - художественно-педагогические формы, способные создать обучающую, воспитывающую среду для детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся в классе вокала.

Переход из одной модальности искусства в другую создаёт эффект «цветного», «видимого», «осязаемого», эмоционально близкого музыкального образа, а главное - доступного, понятного и интересного для ребёнка. Подпевание-диалог (внутренний), попеременное с педагогом или учащимися исполнение музыкальных фраз, включение детей в вопросо-ответные структуры вокального текста - всё это может способствовать развитию не только их музыкально-коммуникативной природы, но и ассоциативного ряда. В подобных художественно-педагогических условиях ребёнок может себя ощущать в роли любимого героя, персонажа, ассоциировать себя с объектом подражания, объектом-примером, объектом-образцом, объектом-идеалом.

Формирование экстравертивной составляющей художественно-творческого потенциала «маленьких» вокалистов, безусловно, имеет большое значение. Распространённая внутренняя зажатость детей может передаваться на весь голосовой аппарат, включая дыхание, гортань, резонаторы. Воображаемая полихудожественная реальность позволяет не только приблизить к детскому сознанию музыкальный образ, сделать его воспринимаемым, но и даёт возможность обрести необходимую свободу для формирования голосового исполнительского аппарата, всей конструкции исполнительской культуры.

«Живое» представление музыкального образа (в портале художественного слова, рисунка, музыкальной интонации, танцевального движения, актёрского общения) может служить своеобразным идеомоторным актом, который проецирует в музыкальном сознании ребёнка гармонию чувства и осмысления, звуковой подачи и построения музыкальных фраз, целостного музыкального произведения.

В ракурсе подобного художественно-педагогического подхода в детских вокальных классах целесообразными выступают методы: одномоментности восприятия, контрастности, организационно-ситуационный, информационно-чувственный, проблемно-мотивационный.

В русле педагогики детского вокального творчества на базе арт-педагогического подхода в значительной степени актуализируется применение следующих формул:

понятно - доступно - интересно; чувственно - интересно; ощущения - интерес - внимание - память; интерес - мотив - потребность; чувствовать - мыслить; чувствовать - мыслить - действовать - мыслить - чувствовать; чувство - интерес - познание - оценка.

Как подчёркивает А. Г. Менабени, «формирование технических навыков должно вестись в единстве с эмоциональным подтекстом и художественной выразительностью. Вокального звука, ничего не выражающего, не может быть. В нём всегда в той или иной мере проявляется эмоциональное состояние вокалиста. Певец, не владеющий своим голосом (техническими навыками), беспомощен при исполнении художественных произведений. Он также беспомощен, если не умеет передать музыкально-поэтическое содержание. Вокально-техническая и художественная работа должна вестись в единстве» [4, с. 77].

Принцип предслышания (внутреннего построения звука-образа) во многом вскрывает не только природу вокального звукообразования, но и обеспечивает продвижение по пути технического развития ребёнка в соответствии с его художественным ростом.

Одним из решающих условий вокального развития обучающихся детей является планомерное и последовательное формирование у них вокально-слуховых представлений.

Г. П. Стулова под вокально-слуховым представлением понимает «звено в цепи умственных операций по законам процесса познания: вокальное восприятие, представление, воспроизведение» [5, с. 22].

При этом, по её мнению, «решающим звеном в этой цепи являются именно вокально-слуховые представления. Они отражают глубину восприятия и определяют качество исполнения. Они дополняются воображением и носят творческий характер, что обуславливает их роль в музыкально-эстетическом воспитании» [5, с. 22].

Таким образом, вокально-слуховые представления - это «представления о качествах певческого звука по интонации, динамике, тембру и ритмическим соотношениям как основным носителям музыкального смысла, а также представления о способе звукообразования заданного эталона», которые развиваются «в процессе обучения во взаимосвязи с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку, музыкальная память, внимание, воображение и др.» [5, с. 22].

Действительно, такие слагаемые, как ощущение, представление, эмпатия, мотив, интерес, потребность, внимание, восприятие, память, олицетворяют собой процесс познания, постижение тайн музыкального развития, вокального творчества. Увлекая детей в мир музыкальных открытий через синестезию (чувственное восприятие синтеза искусств), когда звук становится цветным, художественно окрашенным, зовущим к действию-движению в форме игры в сказочную страну, тогда детское вокальное творчество начинает жить естественной жизнью в русле активного наглядно-образного, ассоциативного мышления.

Важно не ограничивать детей только вокальной художественно-образной тематикой. Продуктивным для формирования общего художественного представления является прослушивание программных инструментальных сочинений композиторов различных эпох и направлений, таких, например, как «Шутка» И.-С. Баха, соната C dur Д. Скарлатти, «Времена года» А. Вивальди, «Детский альбом» Р. Шумана, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Волшебное озеро» А. К. Лядова, «Кикимора», «Детский альбом» П. И. Чайковского и другие. Подобные программы для прослушивания не только активизируют восприятие разнообразных художественных образов, но и «тренируют воображение», развивают чувственно-деятельную и логико-смысловую природу учащихся детского вокального класса.

Так, Д. В. Люш обращает внимание на то, что «формирование правильного звука, подстройка голосового аппарата и сохранение свободного, оптимального положения гортани - суть взаимосвязанные части единого процесса развития голоса, и тренировка их должна происходить одновременно. Хорошо, когда этот процесс понятен и обретает художественную основу, пусть выходящую за рамки чисто музыкального. То есть голосовой аппарат (его совершенствование) представляет не самоцель, оторванную от содержания, а художественно оправданное действие на техническом уровне (сохранение чистоты голоса /отсутствие призвуков, шипения/, тембра, индивидуально-творческой подачи, эстетики звука в целом) и уровне собственно художественно-образном» [3, с. 62]. В результате у учащихся формируются не только вокальные умения и навыки, но и творческое мышление, эстетическое сознание в целом, а также эмоционально-чувственная (бессознательная) природа.

О. А. Блох подчёркивает: «Сложно освоить технику, например, вокала без знания природы звукообразования, методики самоконтроля, широкого коридора музыкальной памяти. В свою очередь, технологические процессы, связанные с совершенствованием вокальной техники, невозможно осваивать в отрыве от творческой природы обучающихся, их духовного роста» [1, с. 62].

Положительным моментом в художественно-педагогической работе детского вокального класса является целенаправленная подготовка к концертному выступлению. Она может осуществляться в «открытых» и «закрытых» формах. К «закрытым» формам относятся элементы сольного и коллективного выступления, органично вмонтированные, например, в сказочное действие, игру, театрализованное представление, когда начальная стадия становления маленького концертного исполнителя «спрятана» от сознания малыша. «Открытые» формы представляют собой своеобразное «якорение», когда на репетиции идёт официальное объявление концертного номера, присутствуют зрители, звучат аплодисменты и т.д. Варьирование использования этих форм позволяет детям сохранять положительные эмоции, постепенно набирать опыт концертных выступлений, а главное - чувствовать, мыслить, жить и творить на сцене в рамках её величества Музыки.

Литература

1. Блох О. А. Проблемы музыкальной педагогики и психологии : учебное пособие для вузов. - Москва : МГИК, 2016.

2. Блох О. А. Педагогика и психология музыкального творчества : учебное пособие для вузов. - Москва : МГУКИ, 2012.

3. Люш Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса. - Киев : Муз. Украйина, 1988. - 138, [2] с. ил.

4. Менабени А. Г Методика обучения сольному пению : [учебное пособие для педагогических институтов]. - Москва : Просвещение, 1987. - 93, 2 с.

5. Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению : учебное пособие / науч. ред. В. В. Мерцалова ; Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. - Москва : МГПИ, 1988. - 68, [1] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.