МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ MUSIC EDUCATION
м
сс
DOI 10.24411/2076-4766-2017-40007
Н. О. ПЕТРОВА
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА
>1 9 |«
По мнению ведущих специалистов в области педагогики, практика вокального исполнительства последнего десятилетия во многом опережает теоретическую рефлексию в этой сфере, а сам педагогический процесс требует более качественного методического обеспечения.
Наблюдается обострение противоречий между профессиональными критериями, определяющими творческую компетентность современных певцов, и традиционными подходами в организации учебно-воспитательной работы в этой области. Ощутимый разрыв между творческим потенциалом будущих исполнителей и процессом его реализации актуализирует проблемы поиска новых педагогических технологий, средств и методов вокальной педагогики, которые позволили бы динамично и эффективно развивать исполнительскую культуру студен-тов-вокалистов в условиях новой реальности.
В отечественной и зарубежной науке известно немало исследователей, которые внесли значительный вклад в развитие системы подготовки профессионального певца. Так, ещё в начале XX века большой популярностью среди педаго-гов-вокалистов пользовалась книга врача-ларин-голога и фониатра, профессора Ф. Ф. Заседателе-ва «Научные основы постановки голоса». В этой работе автором были сформулированы важнейшие принципы методики работы с вокалистами: среднее или свободно удерживаемое низкое положение гортани, опора звука на дыхании, звучание в высокой позиции и др.
Значительный вклад в науку о голосе внесли Ю. С. Василенко, Г. П. Стулова, М. Гарсия (Испания) и Г. Фант (Швеция). Основные проблемы формирования вокальных навыков поднимались в трудах педагогов Л. Дмитриева, А. Менабени и Н. Поляковой. Вопросами, связанными с по-
становкой голоса, артикуляцией, звукообразованием, дыханием, слуховыми навыками певца занимались Н. Малышева, Ф. Аникеева, Ю. Ковнер и др.
Сегодня вокальная педагогика опирается на два базовых принципа, которые служат основой регуляции и настройки голосообразующего комплекса: 1) индивидуальное развитие студен-та-вокалиста; 2) формирование качественного звучания голоса.
Отметим, что оба принципа практически невозможно реализовать вне использования психолого-педагогического подхода, учитывающего закономерности познавательной деятельности. Если в контексте первого (личностного) принципа используются методические приемы для формирования компетенций студентов, то реализация второго принципа связана с освоением компетенций педагога-вокалиста. Таким образом, личностно-ориентированная стратегия в комплексе с этими принципами выводит педагога и студента на сотрудничество как на главный стиль общения.
Важным функциональным фактором в процессе обучения вокалиста выступает релятивность результатов. У педагога никогда не может быть полной уверенности в истинности или ложности используемых методик развития голоса, и, зачастую, проходит несколько лет, пока у студента будет выявлена зона красивого тембра и устойчивого голосового диапазона. Механизм формирования певческого звука очень сложен и индивидуален, поскольку певческий голос меняется в течение всей жизни и зависит от большого числа факторов: психики и генетики обучаемых, их жизненного опыта и внешних условий существования.
Одна из главных проблем, встающая перед педагогом в классе сольного пения, связана
39
Музыкальное образование
с формированием «вокальной школы» певца. С некоторой долей преувеличения можно утверждать, что методов преподавания, являющих собой симбиоз исполнительского опыта, психо-эмоционального состояния и методических установок наставника, существует столько же, сколько и педагогов-вокалистов. В этом случае, попытки создать какую-либо единообразную методическую систему воспитания вокалиста оказываются тщетными.
Тем не менее, в процессе обучения преподавателю необходимо следовать основополагающим принципам современных личностно-ориентированных педагогических технологий, а именно:
- способствовать созданию на уроках отношений партнерства, сотворчества и сотрудничества;
- целенаправленно моделировать учебно-воспитательные ситуации, сопровождаемые высоким уровнем эмоционально-творческой активности;
- содействовать формированию у студентов навыков осознанного и регулярного анализа своих достижений и недостатков, а также фиксации этапов профессионального роста.
Помимо педагогических принципов личностно-развивающего обучения студентов-вока-листов, полезно было бы использовать и основные дидактические принципы, сформулированные А. Готсдинером [1, с. 11]. Схематично их можно представить следующим образом:
1. Принцип последовательного и систематического обучения. Предполагает регулярность классных и домашних занятий и постепенность усложнения технических приемов в процессе развития музыкальных способностей;
2. Принцип сознательного усвоения знаний. Реализуется в способности подчинять весь арсенал вокальной техники художественным задачам;
3. Принцип основательности усвоения знаний. Направлен на осознание замечаний, высказанных преподавателем, и оптимальное применение педагогических рекомендаций в процессе самостоятельной подготовки студента - особенно в работе над новыми музыкальными сочинениями;
4. Принцип доступности обучения. Требует использования педагогом-вокалистом индивидуальной, понятной каждому конкретному студенту образной лексики, способной соединить эмоциональные переживания и внутренний слух обучаемого с решением исполнительских задач, подчиненных воплощению авторского замысла;
5. Принцип наглядности обучения. Связан с показом различных вариантов интерпретации музыкального произведения;
6. Принцип индивидуального подхода. Предполагает понимание и учет педагогом-вокалистом психофизиологических, возрастных и характерологических качеств личности студента-вока-листа в процессе развития комплекса его музыкальных и певческих способностей, в разработке и использовании индивидуальных способов влияния на художественную сторону его дарования.
7. Принцип активности. Ориентирует на интенсивную деятельности студента-вокалиста на всех ступенях его профессионального роста для достижения вокального мастерства и расцвета творческой индивидуальности.
Результативность занятий напрямую зависит от умения педагога точно формулировать учебные задачи, грамотно обозначать способы их решения и четко организовывать учебную деятельность, которая включает в себя два направления - педагогический контроль и непосредственную помощь педагога в решении выразительных и технических задач в процессе освоении художественного материала.
Современные исследователи указывают на три группы методов, позволяющих реализовать индивидуальный подход в обучении студента-вокалиста - словесные, наглядные и методы самостоятельной работы:
- словесные методы: разъяснение педагогом приемов вокальной техники; анализ образно-эмоциональной сферы произведения; употребление педагогом художественных ассоциаций, помогающих в определении характера звучания голоса и его тембровых свойств;
- наглядные методы связаны с показом педагогом звучания музыкально-художественного произведения; демонстрацией развития музыкальной фразы; иллюстрацией действия дыхательного, мышечного и артикуляционного аппаратов;
- методы самостоятельной работы студента предполагают: контроль со стороны педагога; прослушивание и просмотр студентами видео- и аудиозаписей выступлений выдающихся певцов; анализ учебно-исполнительской деятельности студента (участие в концертах и постановках оперной студии); посещение концертов и оперных спектаклей; осуществление записи исполнения студентом-вокалистом музыкального произведения с его последующим разбором; реферирование студентом научно-методических и исторических источников, посвященных исполнительским проблемам и творчеству известных певцов [6, с. 190].
Особого внимания заслуживает один из наиболее распространенных методов вокального обучения - эмпирический (репродуктивный).
40
Музыкальное образование
который можно назвать также методом показа и подражания. Его главная максима - «Пой так, как я пою». Большинство преподавателей называют этот метод первым в своем списке. Согласно утверждению Л. Б. Дмитриева, этот метод «...в высшей степени нагляден, заразителен, доступен, заставляет интуитивно найти нужные приспособления. При этом на ученика воздействуют все возможные факторы, сигнализирующие о том, как это следует сделать: зрение, слух, эмоциональное возбуждение от услышанного хорошего звучания - всё это вдохновляет, мобилизует на преодоление сложной задачи. Этого нельзя достигнуть никакими рассказами» [3, с. 69].
Однако и здесь есть свои подводные камни. С методом «Пой так, как я пою» тесно связана одна из самых значимых проблем, возникающая в процессе профессиональной подготовки студента-вокалиста - проблема «натаскивания». Согласно мнению С. С. Скребкова [5, с. 69] и Е. Я. Либермана [4, с. 165], не следует в процессе урока демонстрировать студенту исполнительскую интонацию, поскольку в этом случае педагог мешает будущему певцу, отвращая его от собственной природы. Такой многоразовый показ исполнительской интонации, утверждает Либерман, является «натаскиванием», что негативно сказывается на индивидуальности ученика [4, с. 168], и с этим трудно не согласиться.
Метод «натаскивания» ведет к появлению штампов и угасанию индивидуальности будущего певца. Как правило, подобный подход не учитывает степени одаренности студента. Более продуктивным и целесообразным представляется метод творческой активности и самостоятельности, предложенный в свое время Л. Ауэром [4, с. 54]. В соответствии с данным методом педагогу необходимо учитывать психологические особенности познавательной деятельности сту-
дента, особенно при формировании сложных навыков. Первоначально педагог объясняет поставленные задачи, не открывая при этом путей их решения. В случае неспособности студента справиться с поиском технических приемов, наставник указывает общее направление действий, не упоминая конкретные способы. Если же студент опять пасует перед трудностями, то учитель прибегает к более подробному анализу путей достижения цели.
Заметим, что ряд психологов предлагает использовать метод семикратного повторения педагогического задания (замечания): услышанное впервые, оно может остаться незамеченным; во второй оно усваивается механически; в третий раз оно уже будит творческую мысль; в четвёртый раз допускает перенос на другие ситуации; в пятый раз осознается как фундаментальный принцип и его содержание углубляется; наконец, в шестой и седьмой раз смысл замечания педагога уже целиком усваивается студентом-вокалистом и включается в структуру индивидуального опыта. Однако надо помнить, что излишне придирчивый наставник рискует создать негативную обстановку в классе: критику в педагогическом процессе следует умело сочетать с поощрением студента. Не случайно С. В. Рахманинов советовал учитывать «три вещи. Первое - хвалить, второе -хвалить, третье - ещё раз хвалить» [2, с. 51].
Все вышеперечисленные нами методы работы со студентом-вокалистом не исключают, а дополняют друг друга, что предполагает их комплексное использование в процессе профессиональной подготовки будущего певца. Подчеркнем, что выделенные нами принципы личностно-ориентированного обучения наиболее эффективны при реализации индивидуального подхода к формированию творческой личности студента-вокалиста.
»» ЛИТЕРАТУРА «
1. Готсдинер Л. Дидактические основы музыкального развития учащегося // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. М.: Музыка, 1980. С. 11-24.
2. Григорьев Б. О некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 8. М.: Музыка, 1987. С. 44-53.
3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов. М.: Музыка, 1968. 675 с.
4. Либерман Е. Творческое отношение к авторскому тексту как педагогическая проблема // Вопросы воспитания музыканга-исполнителя: сборник трудов. Вып. 68. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983.168 с.
5. Скребков С. Развитие слуха студентов-вока-листов // Советская музыка. 1951. № 7. С. 68-70.
6. Сладкопевец Р. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокали-стов в процессе изучения Bell canto 11 Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 187-193.
41
Музыкальное образование
„ REFERENCES «
1. Gotsdiner A Didakticheskie osnovy muzykal'nogo razvitija uchashhegosja [Didactic Basics of Musical Development of Students]. Voprosy muzykal'noj pedagogiki [Issues of Musical Pedagogy]. Vol. 2. Moscow: Muzyka Press, 1980, P. 11-24.
2. Grigor'ev В. О nekotoryh psihologicheskih aspek-tah raboty pedagoga-muzykanta [Some Psychological Aspects of the Work of a Teacher-Musician]. Voprosy muzykal'noj pedagogiki [Issues of Musical Pedagogy]. Vol. 8. Moscow: Muzyka Press, 1987, P. 44-53.
3. Dmitriev L. Osnovy vokal'noj metodiki: uchebnik dlja studentov vuzov [Basics of Vocal Technique: Textbook for University Students]. Moscow: Muzyka Press, 1968. 675 p.
4. Liberman E. Tvorcheskoe otnoshenie k avtorskomu tekstu kak pedagogicheskaja prob-lema [Creative Approach to the Author's Text
as a Pedagogical Problem]. Voprosy vospitanija muzykanta-ispolnitelja: sbornik trudov. Vol. 68. [Problems of Musician-Performers' Education: Collected Works. Vol. 68]. Moscow: Gnessin Russian Academy of Music, 1983.168 p.
5. Skrebkov S. Razvitie sluha studentov-vokalis-tov [Development of Musical Hearing of Students Vocalists]. Sovetskaja muzyka [Soviet Music]. 1951, № 7. P. 68-70.
6. Sladkopevec R. Principy i metody profession-al'noj podgotovki studentov-vokalistov v processe izuchenija bell canto [Principles and Methods of Professional Training of Students-Vocalists in the Process of Studying Bel Canto]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, № 1 (63). P. 187-193.
------------ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ —---
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА
В статье рассматриваются вопросы многоа-спектности профессиональной подготовки сту-дента-вокалиста в процессе учебной деятельности. Актуальность проблематики обусловлена необходимостью теоретического обобщения результатов современной певческой практики и разработки качественного методического обеспечения для сопровождения педагогического процесса. Приводится краткий обзор научных исследований по проблемам формирования вокальных навыков, постановки голоса, артикуляции, звукообразования, дыхания, развитию слуховых навыков певца. Обозначены пути научного поиска новых педагогических технологий, средств и методов вокальной педагогики. Автор акцентирует внимание на том, что развитие вокальной педагогики невозможно без учета психофизиологических особенностей исполнителя и должно
осуществляться на основе индивидуального подхода к формированию его личности. Принципы последовательного и систематического обучения, а также сознательного усвоения знаний и навыков на основе наглядности и доступности рассматриваются автором как основополагающие в современной вокальной педагогике. Отдавая должное методам самостоятельной работы студентов, автор уделяет внимание эмпирическому или репродуктивному методу, допускающему показ и подражание, предостерегая участников учебного процесса от прямого натаскивания, нивелирующего творческую индивидуальность, формирование которой и является главной целью профессиональной подготовки певца.
Ключевые слова: вокальная техника, метод вокального обучения, личностно-ориентированный подход, вокально-профессиональная подготовка.
EFFECTIVE VOCATIONAL TEACHING OF VOCAL TECHNIQUE FOR STUDENTS
The article discusses the aspects of professional training of a student-vocalist in the process of educational activity. The author appeals to this issue due to the fact that modern singing practice is in many ways ahead of theoretical reflection in this field, and the pedagogical process requires to re-
move the inconsistency and to achieve a high-quality methodological support A brief review of scientific research on the problems of formation of vocal skills, voice, articulation, sound formation, breathing, development of hearing skills of the singer is given. The ways of scientific search for new peda-
42
Музыкальное образование
gogical technologies, means and methods of vocal pedagogy are marked.
The author emphasizes that the development of vocal pedagogy is impossible without taking into account the psychophysiological characteristics of the performer and should be carried out on the basis of an individual approach to the formation of his personality. Principles of consistent and systematic training, as well as the conscious assimilation of knowledge and skills on the basis of visibility and accessibility are considered by the author as funda-
mental in modern vocal pedagogy. Paying tribute to the methods of independent work of students, the author draws attention to the empirical or reproductive method that allows to show and imitate, to warn the participants of the educational process from direct training, to equalize the creative individuality, the formation of which is the main goal of vocational training of the singer.
Key words: vocal technique, methods of vocal training, personality-oriented approach, vocational vocal training.
Петрова Наталья Олеговна
И.о. профессора, лауреат международного конкурса, зав. кафедрой сольного пения Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
Petrova Natalia О.
Acting Professor, laureate of the International Competition Head of the Department of Solo Singing Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]
43